Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Работа №83344

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2016
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
235
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ 7
1.1 Сущность творческих способностей 7
1.2 Роль внеклассной работы в развитии творческих способностей 13
1.3 Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих
способностей 17
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ 19
2.1 Формы внеклассной работы 19
2.2 Разработка программы развития творческих способностей школьников
во внеклассной работе 22
2.3 Выбор и обоснование изделия. Выбор и обоснование конструкции
изделия. Технология изготовления изделия 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная школа далека от творческого подхода к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же правил и действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Как много способных и талантливых детей. Среди подростков талантов значительно меньше. А талантливые взрослые - это скорее исключение, чем правило.
Актуальность. Проблему развития творческих способностей учащихся без преувеличения можно считать одной из ключевых проблем современного школьного образования. Особое место эта проблема занимает в технологическом образовании школьников, реализация которого основывается на деятельностном подходе к обучению.
В качестве педагогического условия организации процесса обучения, влияющего на эффективность развития познавательной активности учащихся, педагогами и психологами выделяется увлекательность, необычность, интегрированность содержания образования. Такой подход к организации обучения может быть осуществлен в процессе реализации вариативного подхода к образовательной деятельности, в частности в процессе работы кружка по декоративно-прикладному искусству.
Развивать творческие способности необходимо с дошкольного возраста и более серьезно заниматься этой проблемой уже в школьном возрасте, т. к. именно здесь формируется полноценная личность ребенка. И задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку развить в себе творческие задатки, стать творческой личностью. Развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.
Почему ребенок приходит в школу и уже через неделю он не хочет в нее идти? Почему ему не интересно? Как сохранить в ребенке его творческое
4 начало, как помочь ему стать творческой личностью, как помочь ему справляться со своими проблемами? Все эти вопросы, на которые мы должны найти решения уже сегодня.
Если мы поймем, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умения думать мы сможем помочь ему, дать возможность наиболее полного развития. Мы должны открыть для ребенка как можно больше путей и уже, конечно, помочь ему вступить в мир творчества, воображения, фантазии.
Многими психологами и педагогами рассматривалось творчество по- разному.
С философской точки зрения - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не имеющее аналога.
С точки зрения психологии, творчество - это процесс созидания нового или совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.
Педагогическими творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности.
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Объектом исследования данной научно-исследовательской работы является педагогический процесс обучение технологии.
Предметом исследования является процесс развития творческих способностей в условиях внеклассной работы.
Цель данного исследования - изучение проблемы развития креативных способностей школьников, а именно тех её аспектов, знание которых
5 необходимо для практической деятельности в этом направлении учителей общеобразовательных школ и родителей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
• выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
• определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.
• определение основных направлений педагогических задач по развитию креативных способностей.
• разработка содержания кружковых занятий, направленных на формирование и развитие креативных способностей учащихся.
Нами была выдвинута гипотеза: систематическая работа по развитию творческих способностей со школьниками на кружковых занятиях в процессе внеклассной работы способствует:
- формированию технологической и общей культуры учащихся;
- повышению уровня знаний школьников;
- углублению мотивации и активизации деятельности учащихся
Методологическую и теоретическую базу исследования составляют:
• общая теория обучения (М.И. Скаткин и др.)
• основные положения методики преподавания технологии (В.Д. Симоненко, Г.И. Кругликов)
Методы исследования:
- теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы.
- изучение учебных программ и методической литературы по трудовому обучению.
- изучение и обобщение передового педагогического опыта по развитию творческих способностей детей;
- наблюдение за процессом трудового обучения в школе;
- обобщение теоретических и экспериментальных выводов и создание методических рекомендаций.
Практическая значимость: предложенная методика существенно повышает эффективность процесса трудового воспитания в школе. Предложенный подход к организации кружковых занятий со школьниками на уроках трудового обучения позволяет приблизить их к требованиям времени, делая возможным формирование у детей эмоционально-оценочного отношения к гармонии окружающей предметной среды, а также творческих созидательных качеств личности на основе художественно-конструкторского мышления.
Достоверность результатов исследования обеспечена использованием комплекса методов исследования, четкой организацией экспериментальной работы, подтверждена объективным анализом полученных результатов.
Структура исследования: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Во время прохождения педагогической практики в Салаусском многопрофильном лицее Балтасинского района мы вели кружок «Умелые руки». На этом кружке ученики осваивали приемы резьбы по дереву. На кружке ученики добросовестно и с увлечением занимались выполнением различных поделок.
Ученики, занимающиеся на кружковых занятиях: Антонов Альфир, Габделхаков Инсаф, Газизов Фанил, Гильманов Азат, Николаев Илфат, Николаев Артур, Сергеев Илдус.
В ходе апробации работы кружка по декоративно-прикладному искусству на практике нами отмечен рост деятельностно-практического компонента познавательной активности учащихся (частота познавательной деятельности, использование дополнительных источников информации, любознательность), мотивационно-целевого компонента (мотивированность познавательной деятельности), эмоционально-волевого компонента (эмоциональное отношение к деятельности, стремление к прекрасному). Недостаточно выраженным оказался рост когнитивного компонента познавательной активности учащихся (качество усвоенных знаний, способность к их интеграции, способность к переносу знаний новую ситуацию, стремление к мастерству).
В результате научно-исследовательской работы была проанализирована литература, касающаяся изучаемой проблемы, а также выполнены поставленные задачи. Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей являются:
• Развитие продуктивного творческого воображения, которое
характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
• Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
• Создать расписные и резные деревянные изделия - мебель или токарную деревянную посуду, игрушки или декоративные вазы и панно - может только мастер, хорошо знающий природные особенности дерева, его художественные возможности, владеющий кистью и инструментами для резьбы. Чувство владения материалом и инструментом приходит не сразу, для этого надо освоить немало навыков, накопленных целыми поколениями мастеров. Непростое это дело, но оно приносит большое творческое удовлетворение и уважение живущих рядом людей.
Недаром произведения мастеров народного декоративного искусства привлекают к себе сегодня такое пристальное внимание. Они широко экспонируются на отечественных и зарубежных выставках, живут в домах наших- современников, украшают новые архитектурные ансамбли, внося в них подлинно национальное своеобразие.
Резьба по дереву в наше время - один из самых популярных видов народного декоративного искусства. Ею занимаются профессиональные художники и участники художественной - самодеятельности, мастера традиционных народных промыслов и вновь организуемых производств.
Дерево остается любимым материалом и в собственно декоративном искусстве, в оформлении интерьера, изготовлении резных ваз, блюд, ковшей, декоративных панно, конфетниц и хлебниц самых разнообразных форм.
При создании изделий декоративно-прикладного искусства решение художественно-творческих задач органически сочетается с овладением приемами специфических ремесел, с приобретением определенных трудовых навыков по выполнению творческих замыслов в том или ином материале.
Результаты такого труда приносят школьникам творческое удовлетворение, оказывая на них глубокое эмоциональное воздействие.
Творческий процесс по созданию изделий декоративно-прикладного искусства носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет школьникам в ходе практического выполнения изделий приобрести общетрудовые, специальные трудовые умения и навыки, а также специальные навыки из области художественно-технической деятельности. На таких занятиях получает реализацию интерес детей к искусству и к техническому творчеству.
Создавая изделия прикладного искусства, дети на практике применяют знания и навыки не только по изобразительному искусству, черчению и труду, но и по многим другим учебным дисциплинам физике, химии, литературе, истории.
Во время работы у ребят формируется общая культура труда. Они овладевают графической грамотой при выполнении рабочих чертежей инструментов, в процессе создания проектов изделий и эскизов их декора, а также знакомятся с физическими и декоративными свойствами различных материалов, технологическими процессами их обработки, оборудованием, инструментами.
При этом у ребят развивается то особое чувство материала, его художественных и технических возможностей, которое является одним из критериев развитого художественного вкуса. Школьники узнают, что каждый материал требует лишь ему присущей меры стилизации и обобщения, что накладывает свой отпечаток на решение художественного образа.
У школьников появляется желание и потребность трудиться, так как эта деятельность связана с проявлением положительных эмоций. Моральное и творческое удовлетворение, переживаемое человеком в процессе труда, вызывает желание вновь испытать чувство радости от его процесса и результатов.
Занятия в школьном кружке позволят учащимся приобщиться к интересному делу, которое обогатит внутренний мир, заполнит интересным творческим трудом свободное время.
Таким образом, в развитии творческих способностей учащихся эффективным оказался использование возможностей специально разработанных учебно-методических приемов работы кружка по декоративно-прикладному искусству.



1. Буриков, В.Г. Домовая резьба / В.Г.Буриков, В.Н.Власов. - М.: Нива России, 1993. -327 с.
2. Годфруа, Ж. Психология / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1992. - 436 с.
3. Горский, В.А. Техническое творчество школьников / В.А.Горский. - М.: Просвещение, 1981. - 95 с.
4. Гусарчук, Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву / Д.М.Гусарчук. - М.: Лесная промышленность, 1986. - 208 с.
5. Дементьев, С.В. Резьба по дереву / С.В.Дементьев. М.: Издательский Дом МСП,2000. - 156 с.
6. Манеров, В.Б. Лаки и краски в вашем доме / В.Б.Манеров. - М.: Химия,1989. - 79 с.
7. Семенцев, А.Ю. Резьба по дереву в современном интерьере / А.Ю.Семенцев, Минск: Современное слово,2002. - 79 с.
8. Симоненко, В.Д. Технология: учебник / В.Д.Симоненко,
П.С.Самородский. - М.: Вентана-Граф, 2001. - 235 с.
9. Шепелев, А.М. Мебель своими руками / А.М.Шепелев. - М.: Стройиздат, 1995. - 230 с.
10. Шило, В.Н. Наличники / В.Н.Шило, Ю.В.Шило. - М.: Народное творчество, 2004. - 45 с.
11. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - М.: Просвещение, 1978. - 128 с.
12. Абдульханова- Славянская, К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности: сборник Психология личности в социальном обществе / К.А. Абдульханова- Славянская. - М.: Просвещение, 1988. - 113 с.
13. Архангельский, С. Н. Очерки по психологии труда / С.Н. Архангельский. - М.: Трудорезервиздат, 1958. - 94 с.
14. Астахов, А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя / А.И. Астахов. - М.: Просвещение, 1986. - 146 с.
15. Афасижев, И. Н. Западные концепции художественного творчества: учебное пособие для вузов / И.Н. Афасижев. - М.: Высшая школа, 1990. - 214 с.
16. Бадаева, Г. В. Труд и творчество / Г.В. Бадаева. - М.: Просвещение, 1966. - 156 с.
17. Бака, И. И. Теоретические основы подготовки школьников к творческому труду в сфере материального производства: учебное пособие / И.И. Бака. - М.: Просвещение, 1985. - 117 с.
18. Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству / И.П. Волков. М.: 1985. - 86 с.
19. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
20. Гончаров, И. Ф. Эстетическое воспитание средствами искусства к действительности / И.Ф. Гончаров. - М.: Просвещение, 1966. - 78 с.
21. Громов, Е. С. Художественное творчество / Е.С. Громов. - М.: Просвещение, 1970.- 63 с.
22. Громов, Е. С. Природа художественного творчества / Е.С. Громов. - М.: Просвещение, 1986. - 132 с.
23. Лилов, А.Н. Природа художественного творчества / А.Н. Лилов. - М.: Просвещение, 1981. - 94 с.
24. Бабанский, Ю. К. Комплексный подход к воспитанию школьников / Ю.К. Бабанский, Г. А. Победоносцев. - М.: Просвещение, 1985. - 148 с.
25. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В.И. Ефремов. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001 - 165 с.
26. Щедрин, Е.Д. Основы декоративного искусства в школе / Е.Д. Щедрин, Б.В. Нешумова. - М.: Просвещение, 1981 - 175 с.
27. Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе / А.С. Хворостов. - М.: Просвещение, 1988 - 176 с.
28. Хворостов, А.С. Резные работы по дереву / А.С. Хворостов,
С.Н. Новиков. - М.: Новая школа, 1998 - 79 с.
29. Манжулин, А.В. Прорезная резьба / А.В. Манжулин, М.В. Сафронов. - М.: Народное творчество, 2005 - 40 с.
30. Куксов, В.А. Материаловедение для столяров и плотников / В.А. Куксов, Ю.В. Куксов. - М.: Высшая школа, 1972 - 335 с.
31. Карабанов, И.А. Технология обработки древесины / И.А. Карабанов. - М.: Просвещение, 1997 - 190 с.
32. Ивченко, С.И. Книга о деревьях / С.И. Ивченко. - М.: Лесная промышленность, 1973 - 203 с.
33. Тарасов, Б.В. Самоделки школьника / Б.В. Тарасов. - М.: Просвещение, 1977 - 223 с.
34. Холмянский, Л.М. Дизайн / Л.М. Холмянский, А.С. Щипанов. - М.: Просвещение, 1985 - 240 с.
35. Мальковский, Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения / Т.Н. Мальковский. - М.: Просвещение, 1986 - 190 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ