Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ОБЪЕКТИВАЦИИ «ЭГО-ПРОСТРАНСТВА» В ПОЭТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ

Работа №83324

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАТЕГОРИИ ПРОСТРАНСТВА 9
1.1. Категория «пространство» и его виды. Феномен и содержание понятия «эго-пространства» 9
1.2. Концептуальное, денотативное, эмотивное пространства как
составляющие эго-пространства личности 12
1.3. Маркеры актуализации эго-пространства личности 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 19
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА АКТУАЛИЗАЦИИ «ЭГО-ПРОСТРАНСТВА» В РАННЕЙ ЛИРИКЕ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ 20
2.1. Творческий период с 1898-1909 гг 20
2.2. Творческий период с 1909-1914 гг 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 39
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА АКТУАЛИЗАЦИИ «ЭГО-ПРОСТРАНСТВА» В ЗРЕЛОЙ И ПОЗДНЕЙ ЛИРИКЕ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ... 40
3.1. Творческий период после 1915-1920 гг 40
3.2. Творческий период с 1921-1932 гг 49
3.3. Творческий период с 1932-1941 гг 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Данная выпускная квалификационная работа представляет собой исследование маркеров объективации «эго-пространства» (собственного местоимения «Я», притяжательных местоимений и прилагательных, окончаний и суффиксов глаголов, номинаций, символов и знаков и др.) в поэзии М.И. Цветаевой, где «эго-пространство» послужило главной точкой отсчета в изучении всех составляющих пространства лирической героини поэта. Это позволило нам не только выделить виды пространств, но и переосмыслить прагмалингвистический аспект в поэтическом дискурсе М.И. Цветаевой. А также соединить и сопоставить внутреннюю составляющую, лирическую героиню, с внешним, самим автором.
Степень изученности проблемы. Большой и разнообразный объем информации относительно категории пространства в лингвистике [Бабенко, Казарин 2006], [Яковлева 1994], [Папина 2002], [Николина 2003], [Кудрова 2003] и др. существует на сегодняшний день, но полного отражения заявленной проблемы мы не встретили, поэтому вывели собственное рабочее определение «эго-пространства». Данный термин является новым, в системе научного гуманитарного знания не был нами обнаружен, поэтому, опираясь на объективные данные, мы приходим к выводу о недостаточной изученности данного лингвистического феномена и необходимости более пристального внимания языковедов к данной проблеме.
Актуальность исследования темы нашего исследования обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, на сегодняшний день многие лирические произведения поэта М.И. Цветаевой получают недостаточную интерпретацию, остаются непонятыми, являются сложными для восприятия читателя в силу сложности денотативных, концептуальных и эмотивных средств к пониманию авторского «Я». В нашей работе мы попытались рассмотреть стихотворения поэта через призму личности, посмотреть на творчество «изнутри».
Во-вторых, в результате изучения предшествующего опыта исследования видов пространства в лингвистике (А.Ф. Папина, Е.С. Яковлева, Д.А. Щукина) и их анализа в поэтическом тексте (Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин, Н.С. Болотнова, И.В. Кудрова), можно сделать вывод о том, что обозначенный вопрос, несмотря на повышенный к нему научный интерес, сегодня остается открытым и представляет широкое поле для лингвистических исследований.
В-третьих, работа значима и в том плане, что выполнена в рамках лингвокраеведения, одного из направлений научных исследований кафедры русского языка и контрастивного языкознания ЕИ КФУ по изучению творчества авторов, имя которых связано с городом Елабуга, в частности, анализу некоторых лингвистических особенностей литературного наследия М.И. Цветаевой.
Объектом исследования явился феномен «эго-пространство» в поэзии М.И. Цветаевой и его эволюция на протяжении всего творчества.
Предметом исследования стали маркеры объективации «эго-пространство», а также их функционирование в нем.
Целью настоящей работы является попытка комплексного анализа «эго-пространства» как точки отсчета в формировании собственного «Я» поэта.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
- изучить имеющуюся научную литературу по проблеме исследования;
- сформулировать рабочее определение «эго-пространства»;
- определить, какие виды пространств включает в себя «эго» лирической героини М.И. Цветаевой, изучить их особенности;
- проанализировать эволюцию (реального, ирреального, диффузного, масштабного) пространств и выделить доминирующее на определенных этапах творчества;
- детально рассмотреть, проанализировать и описать маркеры объективации «эго-пространства» в поэтическом дискурсе М.И. Цветаевой, определить их прагматику.
Материалами для исследования послужили тексты лирических произведений М.И. Цветаевой, содержащие разнообразные маркеры «эго-пространства»: личное местоимения «я» в сочетании с другими частями речи; притяжательные местоимения и прилагательные; дейктические слова; глаголы, у которых окончания выступают как формальные показатели грамматического значения первого лица, единственного числа; номинативы, синонимы, антонимы; стилистические и синтаксические фигуры речи и др. - все эти маркеры позволяют детализировано рассмотреть поэтический мир М.И. Цветаевой.
Фактический материал извлекался из «Собрания сочинений» поэта в семи томах, в частности:
• Цветаева Марина. Собрание сочинений: в 7 т. - М: Эллис Лак. - Т. 1. - 1994. - 639 с.
• Цветаева Марина. Собрание сочинений: в 7 т. - М: Эллис Лак. - Т. 2. - 1994. - 591 с.
Для достижения цели и решения задач в работе были определены методы исследования, применяемые в процессе анализа маркеров объективации в лирике поэта:
1) метод сплошной выборки (при сборе фактического материала, примеров из поэтических текстов М.И. Цветаевой);
2) метод комплексного анализа (при описании способов, средств и приемов реализации «эго-пространства»);
3) квантитативный метод (при определении частотности средств актуализации «эго-пространства»);
4) метод моделирования (при конструировании схемы некоторых пространств).
Теоретико-методологической базой исследования достижения современной лингвистики, труды ученых, посвященные проблемам лингвоанализа художественного текста. В ходе исследования мы опирались на лингвистические работы Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарина, А.Ф. Папиной, Е.С. Яковлевой, Д.А. Щукиной, В.В. Виноградова, Ю.Н. Караулова, Р.С. Войтеховича, И.В. Кудровой.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты системного исследования маркеров объективации лирического эго в поэзии М.И. Цветаевой, позволяют расширить лингвистические представления об особенностях личного местоимения «я», притяжательных прилагательных и местоимений, многообразии их функционирования в художественной речи и специфике применения в художественном пространстве отдельного поэта, в частности М.И. Цветаевой.
Практическая ценность данной работы определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейшем изучении прагмалингвистического аспекта в лирике М.И. Цветаевой. А также возможность корректно интерпретировать авторские интенции в тексте того или иного произведения. Результаты работы можно также использовать в системе вузовского и школьного преподавания литературы Серебряного века.
Научная новизна имеет теоретико-практический уклон: систематизация предшествующего опыта в изучении категории пространства, с лингвистической точки зрения, а также в применении анализа маркеров объективации «эго-пространства» как способа проникновения во внутренний мир автора.
Последовательность решения поставленной проблемы обусловила структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновываются актуальность и новизна темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, описываются используемые источники и материалы, обосновываются теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические основы исследования категории пространства» рассматривается информация о пространстве в лингвистике в общем смысле и в частности. В ней излагаются основные выделенные виды пространства в работах современных исследователей, а также роль и значение тех или иных маркеров объективации «эго-пространства».
Во второй главе «Способы и средства актуализации «эго-пространства» в ранней лирике М.И. Цветаевой» находится подробное изложение материалов, полученных в результате экспериментально-исследовательской работы, а именно практическое исследование эго лирической героини в ранней лирике М.И. Цветаевой на основе собранного фактического материала.
В третьей главе «Способы и средства актуализации «эго-пространства» в зрелой и поздней лирике М.И. Цветаевой» находится подробное изложение материалов, полученных в результате экспериментально-исследовательской работы, а именно практическое исследование эго лирической героини в зрелой и поздней лирике М.И. Цветаевой на основе собранного фактического материала. В конце каждой главы приводятся краткие выводы.
В заключении работы формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме в соответствии с обозначенными целями и задачами.
В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы, словари и справочники. В целом библиография насчитывает 60 источников.
Апробация работы. Основные положения данной выпускной квалификационной работы были представлены на Конкурсе студенческих работ по творчеству М. Цветаевой на соискание премии ректора КФУ И.Р. Гафурова (Елабуга): Галимзянова К.Р. «Доминанты эмотивного пространства в поэзии М.И. Цветаевой». По результатам конкурса автору были вручены Медаль «Лауреат Литературной премии имени Марины Цветаевой в 2014 году» и Диплом I степени в номинации «Студенческие исследования» (ксерокопии прилагаются).
Статья с аналогичным названием была опубликована в сборнике «Если душа родилась крылатой.» 2015 г. (выходные данные: Галимзянова К.Р. Доминанты эмотивного пространства в поэзии М.И. Цветаевой // Если душа родилась крылатой. - Елабуга: ЕлТИК, 2015. - С. 261-273).
Также основные положения работы были изложены в докладе «Маркеры объективации «эго-пространства» в ранней лирике М.И. Цветаевой» на ежегодной научно-практической конференции студентов ЕИ КФУ в секции «Русистика и актуальные ее проблемы в образовательном пространстве» (апрель 2016 г.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении нашей работы можно сделать вывод о том, что получилось в результате исследования, которое сопровождалось определенными, поставленными в начале, задачами. Во-первых, нам удалось изучить и систематизировать теоретический материал по исследуемой проблеме, а именно разобраться, какие виды пространств существуют в лингвистике; во-вторых, мы убедились, что термин «эго-пространство» является новым для лингвистики, поэтому вывели свое рабочее определение. В третьих, мы изучили маркеры объективации «эго-пространства» поэта, которые явно выражали «Я» лирической героини поэта; в-четвертых, нам удалось определить, какие виды пространств включает в себя эго-пространство лирической героини, изучить их особенности; в-пятых, мы выделили доминирующее и второстепенные пространства на различных творческих этапах поэта, определили свойства и состояние пространства.
В результате систематизации теоретического материала, выяснилось, что существует большое количество классификаций пространств и его видов, как в лингвистике, так и в других науках. Но само раскрытие термина эго-пространство с точки зрения, так называемого плана содержания (внутренняя составляющая автора) не нашло полного раскрытия в трудах исследователей. Именно поэтому эго-пространство в лингвистике - это «простор» для исследования и совершения новых открытий. Также, выяснилось, что дейктические слова, в частности, личное местоимение «я» и притяжательные местоимения, номинативы, различные тропы являются очевидным случаем внешнего отражения эго-пространства лирической героини М.И. Цветаевой.
После подробного изложения материалов, полученных в результате экспериментально-исследовательской работы, а именно практического исследования лирического эго в произведениях М.И. Цветаевой, мы сделали анализ маркеров объективации эго-пространства лирической героини Цветаевой. Это позволило более глубоко проникнуть в лингвокультурную и духовную сферу поэта, узнать специфику лирического эго, а именно то, что оно динамично и разнообразно, неоднозначно. Так, в ранней лирике произведения с 1906-1908 гг. написаны на разные темы, имеют разные эмотивные и денотативные пространства, у них разное концептуальное наполнение, их все объединяет двоемирие. Стоит сказать, что экстралингвистические факторы играют большую роль в лирике М.И. Цветаевой: они выполняют прагматическую функцию и помогают читателю понять поэтический замысел автора, поэтому в 1909-1914 гг. основными темами в лирике поэта с точки зрения эго-пространства становятся темы «Влюбленность» и «Свобода». Они определенны гендерными, возрастными и биофизическими особенностями. А анализ маркеров «эго-пространства» на разных языковых уровнях позволил рассмотреть лирическую героиню Цветаевой сквозь призму самого поэта.
Частоупотребляемыми средствами и способами актуализации эго-пространства оказались: местоимения, окончания глаголов, номинативы, синтаксические и стилистические фигуры речи, символы, знаки и т.д.
В зрелой и поздней лирике благодаря анализу маркеров мы понимаем, что автор чувствовала во время написания произведений, какое прагматическое наполнение они имеют. В этот период (1915-1941 гг.) автор ведет диалог с читателем сквозь большой промежуток времени. Она пишет о значимых темах и проблемах в своих стихах, поэтому произведения М.И. Цветаевой остаются актуальными до настоящего времени. Но, несмотря на их актуальность, они так же являются сложными и неоднозначными, поэтому эго-пространство послужило призмой, проекцией лирической героини на самого поэта, ведь М. Цветаева в одном из писем к Б. Пастернаку говорила, что ее жизнь заключена и объяснена именно в стихах, и что тому, кто хочет ее понять, надо обращаться к ним и только к ним [Павловский 1989: 75].
Исследование притяжательных местоимений как очевидного случая
самопрезентации личности позволило понять «личное» пространство
лирической героини Цветаевой, подробно узнать, что лирическая героиня считает своей собственностью, рассмотреть границы его эго-пространства. Значительная роль дейктических слов определяется еще тем, что после их изучения в лингвистическом пространстве, мы можем выделить виды пространства. А также наблюдать их эволюцию, процессы стагнации и спада развития, расширения, сужения, диффузию эго-пространства. В свою очередь, анализ динамики в видах пространства лирической героини автора позволяет увидеть внутреннею составляющую поэта на различных творческих этапах; дает возможность провести аналогию между так называемым планом содержания (пространство лирической героини) и планом выражения (произведения автора).



1. Агаркова О.А. Коммуникативные стратегии и
тактики комплиментарные высказывания. - СПб: Реноме, 2012. - 97 с.
2. Азнаурова Э.С. Прагматика художественного слова // Ташк. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. Ф. Энгельса. - Ташкент: АДОЛАТ, 1988. - 311 с.
3. Айвазян С.А., Бежаева З.И., Староверов О.В. Классификация многомерных наблюдений. - М.: Статистика, 1974. - 237 с.
4. Арутюнова Н.Д, Левонтина И.Б. Логический анализ текста. Языки пространств: сб. ст. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 448 с.
5. Аксенов Г.П. Вернадский о природе времени и пространства. [Электронный ресурс]. - URL: www.chronos.msu.ru (дата обращения 28.03.16).
6. Артемов В.А. К вопросу о классификации стереотипов // Материалы Третьего Всесоюзного симпозиума по психолингвистике. - М.: Наука, 1973. - С. 144-146.
7. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ текста. Теория и практика // Лингвистический анализ текста. Теория и практика: Учебник; Практикум. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 496 с.
8. Белкина М. Скрещение судеб. - М.: Изографус, 2005. - 784 с.
9. Берберова Н.Н. Курсив мой. - М.: АСТ, 2015. - 688 с.
10. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие // Филологический анализ текста: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 520с.
11. Бургин Д.Л. София Парнок. Жизнь и творчество русской Сафо. - СПб: ИНАПРЕСС, 1999. - 512 с.
12. Варнавских Н.В. Количественные методы исследования в прагмалингвистике // Классическое лингвистическое образование - в современном мультикультурном пространстве. - М.: Наука, 1999. - 150 с.
13. Виноградов В.В. О языке художестевнной литературы. - М.: Гослитиздат, 1959. - 657 с.
14. Вихрян О.Е. Семантическое пространство текста и его анализ. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.studfiles.ru/preview/2378054/page:2/(дата обращения: 15.02.16).
15. Войтехович Р.С. Век нынешний и век минувший: культурная рефлексия прошедшей эпохи. - 2006. - №2. - С. 344-358.
16. Гулакова И.И. Коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения в конфликтной ситуации общения: автореферат дис... канд. филол. наук. - Орел, 2004. - С. 119-122.
17. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 2000. - 400 с.
18. Дорджиева Е.В. Особенности прагматических исследований языка // Классическое лингвистическое образование - в современном мультикультурном пространстве. - М.: Наука, 1999. - 571 с.
19. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. - Ленинград, 1989. - 325 с.
20. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - М.: КомКнига, 2006. - 288 с.
21. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: ЛКИ, 2010. - 264 с.
22. Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста: учеб. пособие. - Екатеринбург: М.: Деловая кн.: Акад. проект, 2004. - 429 с.
23. Карманов Н.Д. Познание мира. Основы философии. - Тюмень:Вектор Бук, 2006. - 120 с.
24. Кудрова И.В. Путь комет: Жизнь и Марины Цветаевой. - СПб.: Вита Нова, 2002. - 768 с.
25. Кудрова И.В. Просторы Марины Цветаевой: поэзия, проза, личность. - СПб: Вита Нова, 2003. - 528 с.
26. Лолаев Т.П. Пространство как функция материального объекта [Электронный ресурс]. -
URL: https://www.chronos.msu.ru/old/PREPORTS/lolayev_prostranstvo_kak_funciya.htm (дата обращения: 25.04.14).
27. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. - СПб: Семиосфера, 2001. - С. 150-390.
28. Маслова В.А. Лингвокультурология. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
29. Матвеева Г.Г. Функциональная и скрытая прагмалингвистика // Функционально-системный подход к исследованию языковых единиц разных уровней. - Ростов н/Д: РГПУ, 2004. - С. 85-87.
30. Нартова-Бочавер С.К. Психологическое пространство личности: Монография. - М.: Прометей, 2005. - 312 с.
31. Николина Н.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 256 с.
32. Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой: Монография. - Л.: Сов. писатель, 1989. - 352 с.
33. Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: Учебник для студентов-журналистов и филологов. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 368 с.
34. Салимова Д.А., Данилова Ю.Ю. Время и пространство как категории текста: теория и опыт исследования (на материале поэзии М.И. Цветаевой и З.Н. Гиппиус): Монография. - М.: Наука: Флинта, 2009. - 200 с.
35. Тульчинский Г.Л. Психология. Лиминальность. [Электронный ресурс].
URL: hpsy.ru/public/x302(дата обращения: 19.03.14).
36. Хомякова Е.Г. Эгоцентризм и уровни его репрезентации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tversu.ru/Science/Hermeneutics/1999-1/1999-1-17.pdf (дата обращения: 15.04.14).
37. Цветаева Марина: Тебjaf - черезъ сто лjafтъ // Современные записки. - 1921. - №2. - С. 95-96.
38. Цветаева Марина: Наследие Марины Цветаевой [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2001_3/06_3_2001.htm(дата обращения 03.04.2016).
39. Цветаева Марина. Стихотворения 1906-1941 [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.ru/POEZIQ/CWETAEWA/poetry.txt (дата обращения 03.05.2016).
40. Цветаева Марина. Мир Марины Цветаевой. Стихотворения 1909¬1941 [Электронный ресурс]. -URL:
http://tsvetaeva.synnegoria.com/WIN/verse/19xx/ (дата обращения 08.04.2016)
41. Цветаева Марина: все стихотворения [Электронный ресурс]. - URL: http://poetrylibrary.ru/stixiya/menu-date-169.html (дата обращения 01.06.2016).
41. Цветаева Марина. Биография [Электронный ресурс]. - URL:
https ://ru. wikipedia. org/wiki/Цветаева,_Марина_Ивановна (дата обращения 01.06.2016).
43. Цветаева Марина - стихи. [Электронный ресурс]. -
URL: http://www.stihi-rus.ru/1/Cvetaeva/ (дата обращения 25.05.2016).
44. Цветаева Марина. Биография. Произведения [Электронный ресурс]. - URL: http://cvetaeva.biografy.ru (дата обращения 01.06.2016).
45. Щукина Д.А. Пространство как лингвокогнитивная категория (на материале произведений М.А. Булгакова различных жанров): автореф. дис. д-ра филол. наук: 10.02.01 / Санкт-Петер. гос. ун-т. - СПб., 2004. - 36 с.
46. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). - М.: Гнозис, 1994. - 334 с.
II. Справочники и словари
47. Арутюнова Н.Д. Прагматика // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С. 115.
48. Блауберг И.В., Пантина И.К. Краткий словарь по философии. - М.: Политиздат, 1982. - 431с.
49. Быстрова Е.А., Окунева А.П. Учебный фразеологический словарь. - М.: АСТ, 1997. - 590 с.
50. Психология личности: учебн. пособие // Под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. - М.: ЭКСМО, 2007. - 656 с.
51. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: АТЕМП, 2010. - 874 с.
III. Источники
52. Цветаева Марина. Стихотворения. Поэмы. - М.: Правда, 1991. - 685 с.
53. Цветаева Марина. Собрание сочинений: в 7 т. - М.: Эллис Лак. - Т. 1. -1994.- 639 с.
54. Цветаева Марина. Собрание сочинений: в 7 т. - М.: Эллис Лак. - Т. 2. - 1994. - 591 с.
55. Цветаева Марина. Собрание сочинений: в 7 т. - М.: Эллис Лак. - Т. 4. - 1994, - 555-616 с.
57. Цветаева Марина. Собрание сочинений: в 7 т. - М.: Эллис Лак. - Т. 5. - 1994. - 346-374 с.
58. Цветаева Марина. Собрание сочинений: в 7 т. - М.: Эллис Лак. - Т. 5. -1994.- 231-245 с.
59. Цветаева Марина. Собрание сочинений: в 7 т. - М.: Эллис Лак. - Т. 6. -1995.- 721 с.
60. Цветаева Марина. Собрание сочинений: в 7 т. - М.: Эллис Лак. - Т. 7. - 1994. - 832 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ