ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ
УЧИЛИЩ (обзор литературы) 13
1.1. Теоретические аспекты психической адаптации и дезадаптации 13
1.1.2. Основные подсистемы единой системы психической адаптации 31
1.1.3. Барьер психической адаптации и этиопатогенетическая пограничных
состояний 39
1.2. Психологические особенности курсантов 44
1.3.1. Теоретические аспекты изучения личностно-характерологической изменчивости в континуально-конституциональном пространстве 60
1.3.2. Акцентуации характера, их классификация 67
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 81
2.1. Материалы экспериментальных исследований и состав испытуемых . 81
2.2. Психологические методики экспериментального исследования 82
2.2.3. Дополнительные диагностические показатели по шкале объективной оценки 85
2.2.4. Личностный опросник Айзенка (EPI) 88
2.2.5 Клинический опросник для выявления и оценки невротического
состояний 88
2.2.6. Шкала Тейлор (тревоги) 89
ГЛАВА III. СОБСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ 90
3.1. Экспериментально-психологическая дифференциальная диагностика конституционально-континуальных особенностей личности курсантов в
условиях адаптации к обучению в военном вузе 90
3.2. Результаты собственных экспериментально-психологических исследований: выявление зависимости между надежностью конституциональных механизмов адаптации индивидуума и темпераментом личностного психотипа у курсантов 101
3.3. Анализ результатов исследования конституционально¬психотипологических особенностей личности курсантов в диапазоне психологической нормы-акцентуации 109
3.4. Анализ эффективности психологической профилактики дезадаптивных
форм поведения у курсантов военных вузов 127
Практические рекомендации 128
ВЫВОДЫ 129
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 131
Актуальность исследования. Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, является сложным многоуровневым социально-психофизиологическим процессом и сопровождается значительным напряжением компенсаторно¬приспособительных систем организма студентов. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, частые нарушения режима труда нередко приводят к срыву процесса адаптации и развитию ряда заболеваний (Н.А. Агаджанян и соавт, 1995; Н.В. Ермакова, 1997).
Изменения, происшедшие в последние десятилетия в состоянии здоровья личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, требуют теоретического осмысления принципов сохранения здоровья, профессиональной работоспособности и долголетия военных специалистов, обоснования адекватных способов коррекции и реабилитации при нарушениях психического состояния и личности (Н.В. Тарабрина, Е.О. Лабезная, 1999).
Экономические трудности, современные социально-информационные стрессоры мирного времени, повсеместное ухудшение обстановки, кризис социальных и духовных ценностей, тяжелое положение военнослужащих в армии, падение материального уровня жизни и бытовая неустроенность офицерского состава, криминогенная ситуация в войсках формируют стрессовые расстройства (И.В. Боев, 1995; Ю.А. Александровский, 2000), способствуют увеличению числа личностных и поведенческих расстройств, психических нарушений невротического уровня, включению защитно¬приспособительных реакций у военнослужащих (С.Г. Крупская, 1993; Л.Д. Олифер, 1993; Г.Г. Федичев, 2005).
Служба военного специалиста является особым видом Государственной службы, предъявляющей повышенные требования к профессиональной подготовке, состоянию здоровья и личностным качествам
(А.И. Карманов, 1996; Л.Золотов, 1999; М.Ю. Зеленков, 2000). Это определяет необходимость постоянного совершенствования системы комплектования воинских частей, военно-учебных заведений, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, осуществления социальных, психологических и медицинских мероприятий по профилактике заболеваний и сохранению здоровья личного состава.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки современных подходов к профилактике состояний психической дезадаптации у курсантов военных вузов. Назрела острая необходимость систематического и раннего контроля за проявлениями реакций дезадаптации у военнослужащих, снижения у них стрессоустойчивости и коррекции возникших нарушений за счет актуализации конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации (М.Е. Зеленова, 1996; Н.А. Куксова, О.И. Боев, И.В. Кобрянова, 2001).
Сила, содержание, длительность психологических,
психофизиологических реакций, аномальных личностных и поведенческих нарушений, их трансформация в более сложные структуры в рамках нормы или патологии зависит от места расположения субъекта в конституционально-континуальном личностном пространстве (А.В. Брушлинский, 1994; В.В. Белоус, 1995; О.А. Ахвердова, 1998; И.В. Боев, 2000).
Поэтому весьма актуально разработку психологической профилактики дезадаптивных форм поведения у курсантов военных вузов начинать с исследования степени выраженности конституционально¬
психотипологической изменчивости в конституционально-континуальном пространстве: психологическая норма-акцентуация - пограничная аномальная личность (ПАЛ) - патологическая психическая конституция (психопатия) по вектору "норма-патология".
5
Цель исследования: выбор методов психологической профилактики дезадаптивных форм поведения, адекватных конституционально-психотипологическим основам личности и оптимальных при использовании у курсантов с определенным личностным психотипом.
Объект исследования: индивид, личность курсанта военного вуза.
Предмет исследования: конституционально-психотипологическая предиспозиция личности и методы психологической профилактики дезадаптивных форм поведения у курсантов с определенным личностным психотипом.
Задачи исследования:
1. Осуществить дифференциальную психодиагностику курсантов высшего военного заведения, выделив лиц с наиболее выраженными и устойчивыми личностными реакциями и невротическими нарушениями, детерминированными конституционально-психотипологической предиспозицией личности.
2. Определить и выбрать методы психологической профилактики дезадаптивных форм поведения, адекватных конституционально-психотипологическим основам личности и оптимальных при использовании у курсантов с определенным личностным психотипом.
3. Объективизировать эффективность психологической профилактики дезадаптивных форм поведения у курсантов вуза на начальном этапе обучения.
Эмпирическая гипотеза исследования. В одинаковых социальных условиях каждый индивид, обладающий конституционально-типологической палитрой, демонстрирует индивидуальные и конституциональные закономерности реагирования в ответ на социальные информационно¬стрессовые воздействия. Правомерно предположить, что дезадаптивное поведения у курсантов вуза зависит от конституционально-континуального расположения психотипа, обусловленного аномальной личностной
6
изменчивостью. Выбор методов психологической профилактики дезадаптивных форм поведения должен быть адекватным конституционально-психотипологическим основам личности и адресован к определенному психотипу личности курсанта.
Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционно-конституциональном и континуально-генетическом подходе к личностной индивидуальности, предполагающем, что конституционально¬психотипологические основы индивида демонстрируют психологическую, психическую, личностную и поведенческую формы реагирования в условиях повышенных информационных нагрузок, высокого психо-эмоционального напряжения и возросшими расходами функциональных резервов адаптации. Это предопределяет проблему психологической профилактики дезадаптивных форм поведения курсантов военных вузов.
Теоретические и методологические основы исследования: основополагающие методологические принципы и концепции отечественной психологии о сущности личности и ее психологической структуре, генетической разноплановости личности, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии, о психическом "как процессе" (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.И. Донцов, В.П. Зинченко, К.К.Платонов, C.JI. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн); материалистическая концепция личности с позиции психологии отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н.Мясищев); специальная теория индивидуальности человека (В.М.Русалов); континуально-генетическая концепция (А.В. Брушлинский); представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституциональных психических особенностей (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, О.А. Ахвердова, Б.С. Братусь, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов); концепция об интегративной деятельности мозга (П.К. Анохин); концепция интегральной индивидуальности (В.С.Мерлин, В.В. Белоус).
7
Материал и методики исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие выборочно 318 курсантов в возрасте от 17 до 24 лет.
Представленные результаты основаны на комплексном экспериментально-психологическом, клиническом и патопсихологическом обследовании 318 курсантов первых и четвертых курсов, из которых сделана выборка 198 курсантов в различных диагностических регистрах конституционально-типологического личностного континуума.
Первая группа (основная) включала 152 курсанта со стойкими признаками аномального личностного и поведенческого реагирования проявлениями невротических и психосоматических расстройств на банальные факторы социально-информационного стресса. Все обследованные распределялись в конституционально-континуальном пространстве диапазона пограничной аномальной личности.
1. Комплексная многовекторная экспериментально-психологическая объективизация формально-динамических свойств темперамента и содержательных характеристик психической деятельности позволяет исследовать сложный характер их взаимоотношений у курсантов в условиях адаптации к военному вузу.
2. Обнаруженные сочетанные конституционально-психотипологическая и темпераментальная предиспозиции, оказывают негативное влияние на содержательную сторону психической деятельности, приводя к срыву конституциональных механизмов адаптации, формируя аномальные личностные и поведенческие, невротические и психосоматические нарушения и дезадаптивные формы поведения, когда банальные социальные срессоры оказывают провоцирующее воздействие.
3. В процессе совместной деятельности курсантов в новых условиях военного вуза влияние обобщенных характеристик темперамента (энергетики, скорости, пластичности, темпа, эмоциональности) на содержательные стороны психической деятельности становятся отчетливым в виде оптимизации или ослабления конституциональных психологических механизмов адаптации и компенсации.
4. Обобщенные характеристики сангвинического и флегматического темперамента способствуют благоприятной адаптации, сохраняя оптимум функционирования психологических механизмов защиты и компенсации.
5. Холерические и меланхолические обобщенные характеристики темперамента актуализируют конституциональные механизмы личностной декомпенсации и поведенческой дезадаптации, приводя к аномальным личностным и поведенческим, невротическим и психосоматическим расстройствам у курсантов первых курсов военных вузов.
6. Сочетанные темпераментальная и психотипологическая предиспозиция у курсантов военных вузов детерминируют негативный дрейф в конституционально-континуальном пространстве в сторону диапазона пограничной аномальной личности.
7. Для достижения эффективности психологической профилактики курсантам военных вузов на ранних этапах обучения следует использовать для диапазона ПАЛ тандем специалистов: психолог - психиатр, клинический психолого — психотерапевт, позволяющие реализовать комбинированные методы психологической профилактики, психокоррекции и психотерапии, наиболее адекватные конституционально-психотипологической структуре личности курсантов.
189. Осницкий А.К. Методические указания по курсу "Психология". Направленность личности. - М.: Изд-во МЭИ, 1990.
190. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формироваиию-активной-личности - М.: Знание, 1986.
191. Основы военной психологии и педагогики- / Под. Ред. А.В. Барабанщикова. - М.: Воениздат, 1988. - 324с.
192. Павлов И.П. Полн. собр. соч. - Т.5.
193. Панарин И.Н. Атака на психику: [О психологическом состоянии военнослужащих. Беседа с кандидатом психологических наук И.Н. Панариным / Записала С. Сухая] // Труд. - 1995. С.12-20.
194. Панарин И.Н. Психологическая безопасность военнослужащих // Ориентир. - 1995. - №8. - С.48-51.
195. Панасюк А.Ю. Убеждающее воздействие. - М., 1993 - 87 с.
196. Перевалов В.Ф. Офицерский психологический практикум.- М.: Знание, 1991. - 62с.
197. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. -М., 1997 г.
198. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА - М, 1998. - 528с.
199. Петровский В. А. Феномен субъектности в психологии личности: Докт. дис. - М., 1994.
200. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. - Ростов-на Дону, 1993.
201. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли людей по их жестам. -Новгород:, 1992.-197 с.
202. Пископпель А.А., Вучетич Г.Г., Сергиенко С.К., Щедровицкий Л.П. - М.: ИД "Касталь", 1994.
203. Платонов К.К. Теории и методы // Личность и труд. М.: Мысль, 1965.-С. 34-65.
145
204. Повесмо П., Соловьев С. Как сплотить коллектив? // Ориентир. - 1996.-№9-10.
205. Подоляк Я.В. Личность и коллектив. - М., 1989, 41 с.
206. Подоляк Я.В. Практические вопросы военной психологии. - М.: Воениздат, 1987.-151с.
207. Полищук Ю.И. О спорном понимании самоубийства как психологического явления // Вопросы психологии. - 1994. - № 1.
208. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. - М.: Российская академия образования, 1997. - 295с.
209. Пособие по общественно-государственной подготовке // Информационно-методический сборник. - Ростов-на-Дону, 1993. - №1 - 2.
210. Пособие для школьных психологов. - М, 1990.
211. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. - 560с.
212. Проблемы психической саморегуляции / под ред. В.В. Антонова.
- Л.: МЦПС, 1989. - Вып. 2.- 40с.
213. Психологическая коррекций умственного развития учащихся психологического отбора военнослужащих. - М., 1974, 208 с.
214. Психологическое сопровождение военнослужащих СКВО: Материалы конференции. - Ростов нД, 1999. - 189с.
215. Психология и педагогика управленческой деятельности командира (военного инженера). - М.: РВСН, 1995. 1995.
216. Психология. Словарь/Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского .-М.: Политиздат, 1991.-384 с.
217. Рабочая книга войскового психолога. - М.: МО РФ, 95.
218. Рабочая книга войскового психолога.- М.: МО РФ, 1995.- 332 с.
219. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тексты. - Самара: Бахрах. — 2001. - 672с.
220. Родин В.А. Духовные основы военного воспитания //Военная мысль. - 2003. - №8. - С. 26-31.
221. Родин В.А., Ефремов О.Ю. Духовные основы воинского воспитания // Военная мысль. - 2003. - №8. - С. 26 — 30.
222. Романова О.Л., Иванникова И.В. Культурологические аспекты антинаркотического воспитания//Вопросы психологии. -1993. - №3.
223. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М. 1989.- 327 с.
224. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 720с.
225. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976.
226. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально - психологических различий. - М.: Наука, 1979. - 328с.
227. Рыбкин С.Ю. Суицидальные явления среди военнослужащих: проблема и пути решения // Военная мысль. - 2000. - №6. - С. 38 - 42.
228. Селье Г. Стресс без дистресса. - Рига, 1992. - 109 с.
229. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2001. - 350с.
230. Сипачев И.О. Особенности развития анализа условий программирования и коррекций в процессах произвольной саморегуляции у младших школьников // Особенности произвольной регуляции деятельности в школьном возрасте. Деп. в ОЦНИ "Школа и педагогика". 136-93 от 27.09.93.
231. Смирнов С.Д. Психологическая теория деятельности и концепция
Н.А. Бернштейна // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1978. № 2. С. 14-25.
147
232. Смирнова Е.О. Условия и предпосылки развития произвольного поведения в раннем и дошкольной детстве: Докт. дис; - М., 1992.
233. Сосновский Б. А. (ред.) Психология человека в условиях социальной нестабильности. - М., 1994.
234. Сосновский Б.А. Мотив и смысл. - М., 1993.
235. Сумилло - Самулло З.К., Шабалин В.А. Некоторые психофизиологические особенности профессиональной адаптации военнослужащих. // Военно - медицинский журнал. - 1990.- №6.-С.53- 55.
236. Сухомлиснкий В.А. Сто советов учителю: - Киев, 1984.- 212 с.
237. Тарабрина Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологический журнал, 1992, Т. 13, № 2. - С. 14-15. .
238. Теплов Б.М. Ум полководца. - М.: Педагогика, 1990. - 97 с.
239. Тихомиров O.K. Понятия и принципы общей психологии. - М., 1992.
240. Тютченко С.М. Роль офицера в поддержании высокого морально-психологического состояния личного состава в условиях повседневной деятельности войск // Ориентир. -1996. - № 1.
241. Уваров J1.H., Уткин В.Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в части. - М., 1991. С. 30-35.
242. Уваров JT.H., Уткин В.Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в части. - М., 1991. С. 20-24.
243. Украинцев Б.С. Самоуправляемые системы и причинность. - М., 1972.
244. Ушинский К.Д. Сбор, соч: В 18 т.- М.: АПН, 1969.
245. Уманский JI. И. Поэтапное развитие группы как коллектива./Коллектив и личность. - М, 1975