Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ И ЭТНОЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ ЯЗЫКА, КУЛЬТУРЫ, ИДЕНТИЧНОСТИ ЭТНИЧЕСКИХ НЕМЦЕВ В Г. ЕЛАБУГЕ РТ

Работа №83288

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
300
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН «РУССКИЕ/РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ»:
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ВОПРОСА 11
1.1. «Русские/российские немцы»: краткий исторический экскурс
проблемы 11
1.2. Социально-исторический и этнолингвокультурный феномен
«русские/российские немцы»: взгляд специалистов 17
1.3. Язык и культура как маркеры национальной идентичности и
самосознания личности 22
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭТНОЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ НЕМЦЕВ В Г. ЕЛАБУГЕ 28
2.1. Этнические немцы Елабуги: по данным архивов ЕМЗ, ЕИ КФУ,
УФМС города 28
2.2. Этнолингвокультурная самоидентификация этнических немцев: на
материале анкетирования в г. Елабуге 33
2.2.1. Результаты анкетирования реальных респондентов 35
2.2.2. Данные о виртуальных респондентах, полученные в результате
обработки их автобиографий 38
2.3. Этнолингвокультурная самоидентификация этнических немцев: на материале глубокого интервью российских немцев в г.Елабуге 41
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Уже более 250 лет в историю Российского государства вписана судьба российских немцев, вопрос об этнолингвокультурной самоидентификации которых до сих пор остается животрепещущей темой и вызывает неподдельный интерес в разных слоях общества. Российско-германские отношения воздействовали на судьбы многих народов мира, особенно на судьбу российских немцев, которые не раз становились заложниками международной обстановки. Последняя мировая война привела к тому, что тема российских немцев на несколько десятилетий оказалась закрытой как для литературы, публицистики, так и для науки.
Однако на сегодняшний день картина существенно изменилась, положение немецкого народа в России претерпевает определенные изменения. В последнее время государство все больше уделяет внимание проблеме российских немцев.
Говоря об этнических немцах в Российской Федерации, следует отметить, что численность немцев, проживающих на территории России невелико (по данным Росстата на 2010 год составило 394 138 человек), характер расселения данного народа дисперсен, а культура и идентичность значительно трансформировались. Культуру российских немцев можно выделить по определенным особенностям. Она вбирает в себя не только культуру двух народов, но и объединяет два крупнейших государства - Россию и Германию. Возникают новые формы самоорганизации, возрождаются контакты с Германией.
Анализ этих процессов, объективное изучение современного положения немецкого меньшинства способствует сохранению этнокультурного многообразия России.
Поэтому, на наш взгляд, данное исследование представляется перспективным и актуальным.
Во-первых, несмотря на то, что количество этнических немцев на территории России на сегодняшний день представляет собой «национальное меньшинство», оно представляет собой субнацию, которая оставила свой след в искусстве, науке, истории государства. Однако исследования, в которых бы подробно изучалась этнолингвокультура немцев, проживающих на территории России уже несколько веков, единичны. Как правило, подобные исследования связаны с историческими, социальными и геополитическими вопросами становления и формирования жизнедеятельности «переселенцев» с немецких земель. Подобными исследованиями, как правило, занимаются ученые немецкого происхождения [Дизендорф 2009; Герман 1996; Плеве 2008; Ауман, Чеботарева 1993 и др.]. Таким образом, следует отметить, что степень изученности заявленной проблемы с точки зрения наличия/отсутствия этнолингвокультурных маркеров самоидентификации личности недостаточна и требует дальнейшей разработки.
Во-вторых, вопрос возникновения «иной», новой, смешанной культуры русских и немцев представлен как лингвистический и социальный одновременно. Это обусловлено стремлением немецкого народа к самоидентификации, но в то же время заимствованием у другого народа (в силу территориального соседства, а также социальной и языковой политики государства) определенных традиций. Т.е. иноязычное окружение и экстралингвистические факторы обусловливают ассимиляцию немцев.
В-третьих, актуальность настоящей работы определена её характером, источником исследования которой будут являться язык и культура представителей немецкого народа, проживающих на территории Российской Федерации, в частности, в г. Елабуге Республики Татарстан. Тема данной работы выбрана в рамках проекта РГНФ 15-04-00011а «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации», выполняемого профессорско-преподавательским составом кафедры русского языка и контрастивного языкознания (Даниловой Ю.Ю., Ивыгиной А.А.) ЕИ КФУ под руководством Д.А. Салимовой.
Объектом данного исследования стали феномен и вопросы самоидентификации российских немцев как сублингвокультурной нации.
Предметом исследования явились этнолингвокультурные маркеры самоидентификации этнических немцев, проживающих/-вших на территории г. Елабуги РТ, с учетом социолингвистических и этнолингвокультурных аспектов.
В соответствии с вышеуказанным, целью данной работы стала попытка выявить, проанализировать и описать этнолингвокультурные маркеры как способ самоидентификации респондентов-российских немцев г. Елабуги, которые позволят определить степень проявления и сбалансированности их «немецкости» и «русскости».
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Выявить и описать социально-исторические и этнолингвокультурные факторы формирования феномена «русские/российские немцы».
2. Определить языковые и культурологические маркеры национальной идентичности и самосознания личности.
3. Изучить данные архивов Елабужского музея-заповедника (далее - ЕМЗ), Елабужского института Казанского Федерального университета (далее - ЕИ КФУ), а также базы данных Управления Федеральной миграционной службы в г. Елабуге (далее - УФМС) и социальной сети «ВКонтакте», и выявить примерное количество этнических немцев, проживающих на территории Елабуги.
4. На основе метода анкетирования определить этнолингвокультурную самоидентификацию этнических немцев в г. Елабуге. Определить понятия «реальный» и «виртуальный» респондент.
5. С помощью метода глубокого интервью выявить основные этнолингвокультурные признаки, характерные «российским немцам», проанализировать современное состояние этнических процессов в языке, культуре немцев в городе Елабуге.
6. Определить уровень инонационального влияния на культуру и язык этнических немцев.
Методы исследования, использованные в данной работе:
1. Метод сплошной выборки при исследовании материалов фондов ЕГМЗ, архива ЕИ КФУ, телефонной базы данных УФМС г. Елабуги и социальной сети «ВКонтакте».
4. Метод анкетирования и глубокого интервью для сбора необходимых сведений о реципиентах.
5. Статистический метод при количественной обработке полученных данных.
6. Метод комплексного описания (включающий контекстуальный анализ, интерпретацию, сопоставительный анализ, обощение) при детальной обработке полученных данных и формулировке выводов.
Материалом для исследования послужили данные о российских немцах, проживающих/-вших в г. Елабуге, извлеченные из разных источников:
- анкеты (16 респондентов) [Куксгаузен К.В., Виноградов А.В., Виноградов В.Л., Э. Янке, Кельш А.И., Шнайдер М.Н.,, Вейт А.И., Фрезе К.И., Колоскова М.П., Роотермель А.В., Штезель М.Д., Ваймер А.Ф., Люстинг А.М, Ауэр А.П., Вельш К.К., Сайбель Е.Г.];
- глубокое интервью (4 респондента) [Колоскова (Майснер) М.П., Виноградов А.Л., Роотермель А.В., Сайбель Е.Г.];
- фонды ЕМЗ;
- телефонная база данных УФМС г. Елабуги [59 этнических немцев];
- документы архива ЕИ КФУ [5 личных дел];
- база данных социальной сети «ВКонтакте» [39 пользователей с фамилиями немецкого происхождения].
Данное разнообразие материала позволяет получить более объективную и полную картину для выявления общего количества этнических немцев г. Елабуги и определения их этнолингвокультурной самоидентификации.
Теоретико-методологическую базу данной работы составили такие источники, как: статья «Законы развития культуры как маркеры методологического суверенитета культурологи» В.Л. Кургузова, монография «Язык и национальная идентичность» Д.Джозефа, «К истории российских немцев» (статьи и доклады последних лет) В. Дизендорфа, учебное пособие «История немцев Поволжья» А.А. Германа, книга «Немецкие колонии на Волге во второй половине XVIII века» И.Р. Плеве, а также «История российских немцев в документах (1763-1992 гг.)» по ред. В.А. Ауман и В.Г. Чеботаревой.
Научная новизна выпускной квалификационной работы определена выбором объекта и предмета исследования. Язык и культура, точнее, смешение двух культур, российской и немецкой, представляет собой сложную и актуальную проблему. В последние десятилетия феномен «русский/российский немец» приобретает особое значение в рамках исторических, социологических, политических, а также лингвистических исследований. Однако на сегодняшний день российские и зарубежные исследователи захватили лишь отдельные аспекты языка и культуры этнических немцев. Процесс сохранения культуры российских немцев на территории города Елабуги не рассматривался вообще, и потому нуждается в научной разработке и освещении.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования позволяют систематизировать и определить основные исторические и этнолингвокультурные аспекты проблемы.
Говоря о практической значимости, необходимо отметить, что в первую очередь, результаты данного исследования могут быть использованы в более широком изучении поставленного вопроса. К примеру, возможно использование собственного материала в изучении истории города, а также в работе культурных сообществ. Материалы работы могут служить дополнительным материалом для разнообразных исследований в области исторических и лингвистических наук. На основе данного материала возможно исследование этнолингвокультурной самоидентификации российских немцев в определенном населенном пункте. Также материалы исследования могут использоваться при разработке спецкурсов и семинаров.
Структура данной работы традиционна: она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обозначается постановка проблемы, определяется актуальность, цели и задачи исследования, говорится о теоретической и практической значимости работы.
В первой главе «Феномен «русские/российские немцы»: история и теория вопроса» уточняется концептуальное содержание понятия «русский/российский немец», а также дается краткий исторический экскурс проблемы, рассматриваются различные точки зрения специалистов на этнолингвокультурный феномен «русские/российские немцы», определяются маркеры (языковые и культурные) национальной идентичности.
Во второй главе «Этнолингвокультурная самоидентификация этнических немцев в г. Елабуге» мы рассмотрели и описали результаты работы с архивными данными ЕМЗ, ЕИ КФУ, УФМС города Елабуги, а также, с помощью социальной сети «Вконтакте», выявили количество елабужских жителей, зарегистрированных в данной сети под немецкой фамилией. Далее нами было проведено анкетирование среди этнических немцев города Елабуги, всех респондентов предварительно разделили на реальных и «виртуальных». В третьем параграфе нами были рассмотрены глубокие интервью четырех респондентов.
В конце каждой главы приводятся краткие выводы.
В заключении в соответствии с обозначенными целью и задачами представлены основные положения, полученные в результате проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейшего исследования по данной теме.
Список использованной литературы состоит из учебных пособий, статей, диссертаций, их авторефератов, монографий и т.п. и насчитывает ... источников.
Апробация исследования. Некоторые положения работы, в частности, «Этнолингвокультурная самоидентификация этнических немцев: на материале анкетирования в г. Елабуге», были изложены в выступлении на итоговой научно-образовательной апрельской конференции студентов Елабужского Института К(П)ФУ, прошедшей 19 апреля 2016 года.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Уже со второй половины XVIII века (в связи с внутренними потребностями развития страны и неблагоприятными условиями во многих германских землях) на территорию тогда еще Российской империи переселяется значительное количество представителей немецкого этноса. Существовавшие когда-то в их среде различия, вытекавшие из социально-экономических и политических условий разных германских государств, оказались стертыми тогда, когда проживание данного народа в России и контакты с окружающим населением становились плотнее.
Оказавшись в новой среде, немецкие переселенцы в середине XIX в. приобрели черты национальной общности и стали воспринимать Россию как свою родину. Российские немцы, расселившиеся в ряде регионов страны, среди которых ведущую роль играла территория компактного проживания в Поволжье, становились одним из народов российского государства, вносившим немалый вклад в развитие его экономики, культуры, науки, политики и общественной жизни.
Результаты проведенной нами работы в соответствии с целью и задачами исследования позволяют сделать ряд выводов.
Систематизация имеющего задела относительно феноменологической составляющей, концептуального содержания понятия «русский/российский немец» позволила нам уточнить некоторые интересные аспекты проблемы.
1. В первую очередь нами был введен краткий исторический экскурс проблемы российских немцев. Мы отметили, что первые свидетельства о появлении немцев на территории Российского государства были засвидетельствованы историком Н.М. Карамзиным. Значительное число немцев прибыло в Россию в годы царствования Ивана III, но главное место в истории поселения немцев занимает время правления Петра I и Екатерины II. Спустя два века, во времена Великой Отечественной войны, уже российские немцы стали подвергаться гонениям, многих ссылали в лагеря, депортировали, расстреливали. Не видя перспектив в таких условиях, многие «бежали» на территорию Германии.
Немало работ было изучено нами для определения социального и этнолингвокультурного феномена «русские/российские немцы». Начиная с XVIII века, когда представители немецкого этноса стали переселяться в Российское государство, и произошло смешение культур, языков и традиций, многие ученые посчитали интересным и перспективным исследовать данный феномен. Исследования подобного характера приостановили в послевоенный период, запрещалось публиковать работы, связанные каким-либо образом с представителями немецкого этноса. В последние десятилетия ученых вновь заинтересовала проблема российских немцев. Данными исследованиями занимаются как российские ученые, так и ученые ФРГ.
2. Нами были отмечены язык и культура как маркеры национальной идентичности и самосознания личности. Так, нами были выделено такое понятие, как «самосознание» (этническое и национальное), а также уточняется понятийное содержание термина «этническая идентичность». Язык, в нашем понимании, - это символ этноса, который выполняет двоякую функцию: коммуникативную и культурно-историческую, поэтому можно сказать, что в любом языке нет ни единиц, ни категорий, не маркированных культурологически. Таким образом, нами были выделены несколько маркеров национальной идентичности: национальные обычаи и традиции, религия, историческая территория, этноним, язык.
В практической части работы нами были обработанные различные источники информации о российских немцах (архивные данные ЕМЗ, ЕИ КФУ, базы данных УФМС города Елабуги, социальной сети «Вконтакте», анкеты, интервью).
1. Рассмотрев фонды ЕМЗ, мы обнаружили только материалы, непосредственно связанные со временами Великой Отечественной войны: в эти годы на территории Елабуги размещался лагерь для военнопленных немцев. Мы предполагаем (согласно обработанным воспоминаниям местных жителей), что потомки могут проживать в Елабуге и по сей день. Однако данная версия носит только гипотетический характер, т.к. прямых доказательств мы не обнаружили.
2. При изучении документов (личные дела) архива ЕИ КФУ нами было обнаружено, что более 20 преподавателей нашего вуза являлись этническими немцами. Нами были обработаны личные дела А.Ф. Ваймер, М.Д. Штезеля, К.К. Вельша, А.П. Ауэра, А.М. Люстига. Так, мы выяснили, что четверо виртуальных респондентов в графе «национальность» своей автобиографии отвечали «немец» (причем, последний не является российским немцем: страна его рождения - Австрия), и лишь один человек, будучи немцем, написал «русский», что, на наш взгляд, обусловлено временным и социополитическим факторами российской действительности.
3. Изучив справочную базу данных УФМС г. Елабуги, мы выяснили, что на 2016 год в Елабуге проживают 59 человек с немецкими фамилиями. Просмотрев анкеты 39 российских немцев-пользователей социальной сети «ВКонтакте», мы разделили респондентов по половому признаку (18 женского и 11 мужского пола) и возрастным категориям (от 6 до 61 года).
4. Далее общее число непосредственных респондентов (16 человек) мы разделили на две группы в силу характера информации о респондентах и способа ее извлечения: 11 человек стали реальными респондентами (анкетирование и глубокое интервью) и 5 виртуальными (личные дела архива ЕИ КФУ, в частности, автобиографии).
Возраст реальных респондентов граничит от 20 до 87 лет. Все они являются жителями Елабуги, однако из них рождены здесь 7 человек (Янке, Сайбель, Виноградовы, Фрезе, Роотермель, Кельш), остальные - в разных городах РТ и РФ (Колоскова (Майснер) - Республика немцев Поволжья, с. Преснопка; Вейт-Наб.Челны, Куксгаузен-Наб.Челны, Шнайдер- Сарань).
5. Изучив ответы на вопросы анкеты, мы выяснили, что 39,69% реальных респондентов относят себя к русской этнической группе, 31,25 % считают себя российскими немцами. Ответов «немец» среди числа опрошенных не встретилось.
6. Рассмотрели уровень владения русским и немецким языком, где выяснили,чтодля43,79%реальныхреспондентоврусскийязыкявляется роднымязыком.Чтокасаетсянемецкогоязыка,то33,3%респондентов отмечают уровни владения немецким языком от А1 до С7 (от уровня выживания до профессионального уровня).
Говоря о языке страны рождения респондентов, следует отметить, что 53,28% российских немцев отвечают «русский и немецкий» язык, что указывает на то, что язык предков не утрачен. Однако, в графе «сохранение немецкой культуры в семье респондентов», мы видим, что большая часть респондентов говорит о том, что культура практически не сохранилась. Остались лишь традиционные немецкие блюда, сохранившиеся от бабушек.
7. Все 16 респондентов имеют отчества (как маркеры национальной идентичности) Игоревна, Львович, Петровна, Гарриевна и т.п., что обусловлено российской действительностью. Примечательно, что только одно из них национально маркировано - Гарриевна. Отчество другого респондента претерпело русификацию - Петровна (точнее было бы говорить Петеровна: имя отца Колосковой М.П. Петер).
8. На основе глубокого интервью, проводимого с тремя респондентами
(общее количество часов - 7ч. 34 мин.), мы определили этнолингвокультурную самоидентификацию российских немцев. Колоскова (Майснер) Минна Петровна (87 лет), Виноградов Андрей Владиславович (27 лет), Роотермель Александр Владимирович (55 лет), а также Сайбель Екатерина Гарриевна (37 лет) подробно рассказали нам о том, когда и при каких условиях их предки переселились не территорию Российского государства, рассказали, какие праздники принято отмечать в их семьях, какие традиции чтутся и соблюдаются в их семьях, указали нам на то, кем они ощущают себя на сегодняшний день: русским, немцем, или российским немцем.
9. Говоря о самоидентификации на территории России респондентов, отметим, что среди реальных респондентов пятеро (26,64%) идентифицируют себя как российские немцы, двое респондентов (13,32%) чувствуют себя русскими, остальные же 26,64% затруднились ответить на данный вопрос.
Что касается самоидентификации «виртуальных» респондентов, отметим, что здесь мы можем только опираться на документы данных людей: автобиографии, характеристики и различные командировочные листы. Конечно, эта информация является недостаточной для воссоздания полной картины. Однако о самоидентификации мы можем узнать из автобиографий респондентов: Штезель М.Д.-немец, Ваймер А.Ф.-немка, Люстиг А.М.- немец, Вельш К.К. - немец, Ауэр А.П. - русский. Идентификации «русский/российский немец» в личных делах преподавателей нет.
Итак, хочется отметить, что «российские немцы», проживающие на территории России, не ощущают себя полноправными представителями немецкого этноса, но при этом и к русским они себя не относят. Занимая подобное «промежуточное» положение, российские немцы совмещают в себе характеристики и немецкого, и русского этносов.
Таким образом, в процессе работы нами были реализованы поставленные задачи и достигнута цель исследования. Так, тема данной выпускной квалификационной работы, на наш взгляд, является перспективной, так как была определена в рамках проекта РГНФ 15-04- 00011а «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации». Поэтому разработка данной темы имеет широкие возможности для дальнейшего исследования. В дальнейшем возможно более широкое изучение данной темы на большем количестве исследуемого материала, представляется возможным исследовать трансформации традиций и обычаев через значительный промежуток времени в иноязычной, инокультурной среде.



1. Авдашкин А.А. Кто мы и где наша heimat?: этническая идентичность российских немцев на рубеже XX-XXI вв. (на материалах Челябинской области) // Вестн. археолог., антрополог. и этнограф. - Челябинск, 2015. - Вып. 1 (48). - С. 116-124.
2. Алехина Н.В. Культурная динамика костюма народов среднего Поволжья (XIX-ХХ вв.): автореф. дис. ... канд. истор. наук. - Тольятти: Поволжский гос. ун-т сервиса, 2011. - 23 с.
3. Амелин В.В. История этнических общностей Оренбуржья: проблемы современной историографии // Вестник Оренбургского гос. ун-та: журнал. - Оренбург. - 2012. - Вып. 5 (141). - С. 86-92.
4. Ауман В.А., Чеботарева В.Г. История российских немцев в документах: в 2-х т. - М.: Международный институт гуманитарных программ. - Т. 1. - 1993. - 448 с.
5. Баловнева А.Н. Немцы Томской области: автореф. дис. ... канд. истор. наук. - Томск: Томский гос. ун-т, 2011. - 13 с.
6. Бондарь С.Д. Секта меннонитов в России (в связи с историей немецкой колонизации на юге России): очерк. - Петроград: Типография В.Д. Смирнова, Екатерининский кан., 1916. - № 45, - 231 с.
7. Бурыкина Л.В. Немецкие колонии Северо-Западного Кавказа во второй половине XIX в.: историографический аспект // Вестник Адыгейского гос. ун-та: журнал. - Адыгейск. - 2005. - Вып. 3. - С. 45-48.
8. Буткевич Т.И. Протестантство в России (из лекций по церковному праву). - Харьков: Епархиальная типография, Каплуновская ул., 1913. - № 2. - 244 с.
9. Везнер Н.Н. Народные танцы немцев Омской области второй трети XX - начала XXI века: дис. . канд. истор. наук. - Омск, 2010. - 223 с.
10. Гакстгаузен. А. фон. Заметки о семейной и общественной жизни и отношениях народов, обитающих между Черным и Каспийским морями: Путевые впечатления и воспоминания: в 2 ч. / Барона Августа фон- Гакстгаузена. - СПб.: Тип. Главного Штаба Его Имп-го Величества по Военно-Учебным Заведениям, 1857. - 463 с.
11. Гартвиг Б.В. Народное образование в автономии немцев Поволжья: автореф. дис. ... канд. истор. наук. - Самара: Самарский гос. ун-т, 2004. - 10 с.
12. Герман А.А. История республики немцев Поволжья в событиях, фактах, документах. - М.: Готика, 1996. - 270 с.
13. Данилова Ю.Ю. Стереотипные образы русского и немца по данным
ассоциативно-экспериментального исследования // Елабужские
филологические чтения: Елабужский ин-т КФУ. - Елабуга, 2015. - Ч. 2. - С. 154-162.
14. Данилова Ю.Ю., Салимова Д.А., Крапоткина И.Е. О «рождённых в России и рождённых Россией» немцах в истории русской литературы // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск. - 2015. - № 6 (55). - С. 293-297.
15. Джозеф Д. Язык и национальная идентичность // Логос, 2005. - Вып. 4(49). - С. 20-48.
16. Дизендорф В.Ф. К истории российских немцев: статьи и доклады последних лет // Депортация российских немцев в 1941-1942 гг.: причины, особенности, последствия. - Роттенбург, 2009. - 140 с.
17. Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. - М.: Готика, 1997. - 492 с.
18. Евсеева Л.Н. Роль языка в формировании национальной идентичности: автореф. дис. ... канд. философ. наук. - Архангельск: Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2009. - 24 с.
19. Кабузан В.М. Русские в мире: Динамика численности и расселения (1719-1989). Формирование этнических и политических границ русского народа. - СПб.: Блиц, 1996. - 352 с.
20. Конев Е.В. Немцы Западной Сибири в 1940-1990-е гг.: На материалах Кемеровской, Новосибирской, и Томской областей: дис. ... канд. истор. наук. - Томск, 2002. - 243 с.
21. Курске В.С. Множественная этническая идентичность: Теоретические подходы и методология исследования: (На примере российских немцев): автореф. дис. ... канд. соц. наук. - М., 2011. - 27 с.
22. Курьянова И.В. Языковые маркеры универсального и специфического в этнической идентичности // Вестник Московского гос. лингв-го ун-та: журнал. - М. - 2011. - Вып. 619. - С. 117-136.
23. Лагерь на Каме / Под. ред. Руденко Г.Р., Печенкина А.В., Печенкиной О.Ю [и др.]. - Елабуга, 2007. - 295 с.
24. Ма Т.Ю. Национальное самосознание в контексте языка и культуры (на материале американского варианта английского языка): дис. . канд. филол. наук. - М., 2001. - 186 с.
25. Клибанов А.И. Меннониты / Под ред. и с пред-ем Н. Матронина. - М., Ленинград: ОГИЗ - Московский Рабочий, 1931. - 114 с.
26. Овсянникова Н.В. Немцы среднего Поволжья: автореф. дис. ... канд. истор. наук. - М.: Моск-ий гос. ун-т сервиса, 2003. - 24 с.
27. Писаревский Г. Из истории иностранной колонизации России в XVIII в. (по неизданным архивным документам). - М.: Печатня А.И. Снегиревой, Остоженка, Савеловский пер., соб. дом., 1909. - 340 с.
28. Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине XVIII века. - М.: АОО «Международный союз немецкой культуры», 2008. - 400 с.
29. Салимова Д.А., Вельш-Балобанова С.К. Российские немцы в истории
Елабужского госпединститута: к вопросу о роли двуязычия в образовательном пространстве // Казанский федеральный ун-т. - Елабуга, 2015. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.google.ru/
url?q=http://kpfu.ru/portal/docs/F_8235226361/9_Salimova_Velsh_Balobanova_R ossijskie.nemce.v/istorii.Eelabuzhkogo.gospedinstituta (дата обращения:
27.05.2016).
30. Салимова Д.А., Данилова Ю.Ю., Крапоткина И.Е. Историко-социальный подход к проблеме языка и культуры российских немцев Поволжья (на материале опубликованных архивных документов) // Политическая лингвистика / Гл. ред. А.П. Чудинов: ФГБОУ ВПО «Урал. Гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2015. - Вып. 4 (54). - С. 134-139.
31. Селиверстова С.Н. Сохранение и развитие культуры российских немцев // Вестник МГУКИ. - 2012. - № 3 (47). - С. 94-98.
32. Стернин И.А., Саломатина М.С. Семантический анализ слова в контексте: учебное пособие / Под ред. проф. И.А. Стернина. - Воронеж: Истоки, 2011. - 150 с.
33. Титова Т.А. Этнические меньшинства в городах Татарстана // Этнографическое обозрение. - 2007. - Вып. 5. - С. 54-70.
34. Толмачева А.Ю. Этническая идентичность современных российских немцев оренбургской области // История современности // Вестник Челябинского гос. ун-та. - 2014. - № 8 (337). - С. 58-61.
35. Тюлюлюкин Е.Ф. Российские немцы в истории Оренбуржья: Конец XIX - начало XX вв: автореф. дис. ... канд. истор. наук. - Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2001. - 20 с.
36. Цветков В. Немецкие колонисты // Былое. - 1997. - Вып. 2. - С. 10-11.
37. Целищев Н.Н. Язык, этническая идентичность и национальное самосознание. - Екатеринбург, 2006. [Электронный ресурс]. - URL: http: //www/google. ru/url?q=http: //aon.urgau. ru?uploads/articie/pdf_attachment(дата обращения: 27.05.2016).
38. Чеботарева В.Г. Немецкие колонии Российской империи - «государства в государстве» // Этнографическое обозрение. - 1997. - Вып. 1. - С. 129-144.
39. Черказьянова И.В. Работы Г.Г. Писаревского о колонизации в контексте отечественной историографии конца Х1Х - начала ХХ века // Вопросы германской истории // Немцы Украины и России в конфликтах и компромиссах XIX-XX веков: Материалы междунар. конф. - Днепропетровск, 24-27 сентября 2007. - Вып. 34. - С. 266-287.
40. Шахбанова М.М. Маркеры воспроизводства этнической идентичности малочисленных дагестанских народов // Социология. - Вестник ин-та ИАЭ, 2012. - Вып. 3. - С. 118-127.
41. Савоскул М.С. Российские немцы в Германии: интеграция и типы
этнической самоидентификации (по итогам исследования российских немцев в регионе Нюрнберг - Эрланген) // Демоскоп: электронный научный журнал. - 2006 [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0243/analit03.php (дата
обращения: 11.03 2016).
42. Сафина А. Встречи с прошлым и настоящим: Немецкие и японские военнопленные глазами жителей Елабуги // Уроки истории XX век. - Казань, 2010 [Электронный ресурс]. - URL: http://urokiistorii.ru/2010/17/pobeda-14(дата обращения 11.03.2016).
II. Словари и справочная литература
43. Елабужский муниципальный район: телефонный справочник, 2010 / Авт.-сост. Елабужский РУЭС Набережночелнинского ЗУЭС, ОАО «ПО ЕлАЗ», ООО «Хорошая редакция»: Мифтахов Л.Р., Ильина О.С., Немтырев С.С. [и др.]. - Елабуга: Андерсен, 2010. - 182 с.
44. Новая иллюстрированная электронная энциклопедия немцев России (НИЭЭНР): сайт. - 2015 [Электронный ресурс]. - URL: www.enc.rusdeutsch.ru/about (дата обращения 28.05.16).
45. ВКонтакте: социальная сеть // База данных [Электронный ресурс]. - URL: vk.com(дата обращения 26.03.2016).
46. Номера тел г. Елабуги РТ // База данных УФМС г. Елабуги [Электронный ресурс]. - Елабуга: УФМС. 2004. - флеш-носитель.
III. Источники
47. Ауэр А.П. Личное дело № 8984 // Архив ЕИ КФУ. Ф. 6559. Оп. 10. Ед. хр. 8984. 72 л.
48. Ваймер А.Ф. Личное дело № 1293 // Архив ЕИ КФУ. Ф. 6559. Оп. 10.
Ед. хр. 1293. 140 л.
49. Вельш К.К. Личное дело № 8999 // Архив ЕИ КФУ. Ф. 6559. Оп. 11. Ед. хр. 8999. 152 л.
50. Люстиг А.М. Личное дело № 10711 // Архив ЕИ КФУ. Ф. 6559. Оп.
11. Ед. хр. 10711. 272 л.
51. Штезель М.Д. Личное дело № 12578 // Архив ЕИ КФУ. Ф. 6559. Оп.
11. Ед. хр. 12578. 320 л.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ