ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЖИВОПИСНОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА 7
1.1 Изобразительные и выразительные свойства в живописи цвета 7
1.2 Условия развития живописного восприятия цвета студентов колледжа... 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА II МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УРАЛО-СИБИРСКОЙ РОСПИСИ 18
2.1 Приемы выполнения и виды Урало-Сибирской росписи 18
2.2 Использование художественного опыта натурных зарисовок природных
форм с учетом творческих традиций народного декоративно-прикладного искусства 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 31
ГЛАВА III ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРИЕМОВ
ДЕКОРИРОВАНИЯ СУНДУКА КАК ЧАСТИ ПРИДАНОГО НЕВЕСТЫ 32
3.1 История возникновения и виды художественного декорирования сундука
для приданого 32
3.2 Разработка тематики практических занятий по освоению искусства
Урало-Сибирской росписи 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Проблема исследования и ее актуальность. Перманентно происходящие перемены в общественно-политической жизни России, а также в соответствие с этим изменяющиеся требования к структуре и содержанию обучения подрастающего поколения приводят к необходимости решения новых педагогических задач в системе общего и дополнительного образования.
Касаясь данной проблемы, академик РАО С.П. Ломов отмечает, что в рамках постоянно сокращающихся учебных часов, отводимых на предмет «Изобразительное искусство», педагоги просто не успевают «...привить детям вакцину понимания и любви к высокому искусству. »
В этом плане среди множества проблем современного художественного образования и воспитания особое место занимают вопросы развития живописного восприятия цвета.
Общим вопросам развития живописного восприятия цвета у детей в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству были посвящены труды ведущих отечественных художников-педагогов: В. В. Корешков, Г. В. Беда, С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов, В. С. Кузин.
Отдельным проблемам, связанным с формированием художественно-эстетического вкуса младших школьников и его составляющих, были посвящены работы следующих педагогов и психологов:
• исследования в сфере художественного образования, которые касались теории и практики, закономерностей изобразительной деятельности учащихся младшего школьного возраста, методики преподавания изобразительного искусства в начальной школе: (Т. Я. Шпикалова, С. Е. Игнатьев, В. С. Кузин, Т. С. Комарова, Н. М. Сокольникова.);
• научные труды, посвященные особенностям формирования художественно-творческих способностей у младших школьников (Н. М. Зубарева, Л. С. Выготский, С. А. Мочалова, В. А. Гуружапов, Е. И. Игнатьев, О. С. Нечаева, В. И. Киреенко, В. А. Пантиков и др.);
• работы, связанные с формированием нравственно-эстетических качеств учащихся младшего школьного возраста (А. В. Тутолмин, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.);
• исследования, посвященные индивидуализации и дифференциации обучения изобразительному искусству учащихся младшего школьного возраста (Н.С. Боголюбов, С. А. Аманжолов, Г. А. Горбунова).
Из всего многообразия научных работ более всех приближена к теме нашего исследования диссертация Е. Н. Демченко «Воспитание художественного вкуса у младших школьников на уроках изобразительной деятельности». Однако, автор исследования ограничился только школьной практикой, а возможности системы дополнительного образования в решении поставленной проблемы не рассматривались.
Кроме того, следует отметить, что проблема формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусством в творческом объединении до настоящего времени не выступала предметом конкретного исследования. Вместе с тем, анализ теоретически-эмпирических исследований показал, что в рамках дополнительного образования возможно эффективное решение данной задачи.
Таким образом, проблема настоящего исследования была обусловлена следующими противоречиями:
• между потребностью общества в воспитании младших школьников,
обладающих развитым художественно-эстетическим вкусом, и
недостаточным теоретическим обоснованием этого процесса в системе дополнительного образования;
• между потребностью художественного творческого объединения в разработке педагогических условий формирования художественно-эстетического вкуса у детей и отсутствием глубокой разработанности данного вопроса в системе дополнительного образования.
Исходя из вышеизложенного, определился выбор темы ВКР «Развитие живописного восприятия цвета студентов колледжа в процессе освоения Урало-Сибирской росписи».
Цель исследования - экспериментально проверить методику развития живописного восприятия цвета студентов колледжа в процессе освоения Урало-Сибирской росписи.
Объект исследования - процесс художественно-эстетического образования студентов колледжа на занятиях по освоению Урало-Сибирской росписи.
Предмет исследования - педагогические формы, методы и приёмы формирования живописного восприятия цвета студентов колледжа.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить историю становления Урало-Сибирской росписи и выяснить роль приданого в судьбе невесты;
2. Проанализировать методологические аспекты обучения Урало-Сибирской росписи студентов колледжа на занятиях изобразительным искусством;
3. Разработать и апробировать экспериментальную программу по изобразительному искусству с целью обучения Урало-Сибирской росписи у студентов колледжа.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической и исторической литературы по проблеме исследования;
• изучение и обобщение опыта педагогов общего и дополнительного образования по проблеме развития живописного восприятия у студентов колледжа;
• анализ результатов творческой деятельности студентов колледжа.
Организация и этапы ВКР:
I этап - определение целей и задач, объекта и предмета исследования, разработка обучающей методики.
II этап - экспериментальная работа по выявлению наиболее эффективных форм, методов и приёмов обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования с целью формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников, разработка экспериментальной программы творческого объединения.
III этап - работа над практической частью ВКР.
IV этап - объединение, обработка и анализ полученных результатов.
Практическая значимость: разработана и апробирована на практике экспериментальная программа развития живописного восприятия цвета у студентов колледжа в процессе освоения Урало-Сибирской росписи.
Данная экспериментальная программа обучения изобразительному искусству может быть использована в практической деятельности педагогов изобразительного искусства, дополнительного образования, педагогов начального обучения, а также в профессиональной подготовке студентов, обучающихся по указанным специальностям в колледжах и ВУЗах.
Апробация и внедрение результатов ВКР: осуществлялась в 2015 году во время прохождения педагогической практики в колледже культуры и искусств города Елабуга. Занятия по программе «Урало-Сибирская роспись» проводились со студентами 37 группы специальности «Дизайн». На тему выделено 6 часов, из них 2 часа - лекционное занятие, 4 часа - практическое занятие. На основе учебного плана предложена примерная рабочая программа «Урало-Сибирская роспись» (см. приложение).
Результаты ВКР освещались во время проведения мастер-классов с учащимися общеобразовательных школ городов Елабуга, Мензелинск, Менделеевск, Нижнекамск, Заинск, Казань.
Целью исследования была проверка методики развития живописного восприятия цвета студентов колледжа в процессе освоения Урало-Сибирской росписи. Для достижения цели исследования были решены поставленные задачи: изучена и проанализирована научная, научно-методическая
литература, программный материал по теме исследования; изучена техника Урало-Сибирской росписи, определены доступные приёмы росписи для студентов колледжа; разработан и проведен ряд занятий на тему «Урало-Сибирская роспись», разработаны методические рекомендации по использованию методов и приемов обучения по теме «Урало-Сибирская роспись».
В первой главе рассмотрены теоретические основы понятия «умение» от взглядов ученых-педагогов прошлого до современных исследователей, выявлены сходства и различия точек зрения психологов, педагогов, методистов на данную проблему. Понятие «живописное восприятие» в ходе исследования рассматривалось как способ выполнения действия, освоенный учащимися, обеспеченный совокупностью приобретенных знаний и навыков, 40
формируемый путем упражнений. Умение создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и изменившихся условиях, что очень ценно для дальнейшей творческой деятельности учащихся.
Во второй главе описаны необходимые для выполнения росписи материалы, инструменты и рассмотрены приёмы выполнения основных элементов Урало-Сибирской росписи. Здесь же были проанализированы исторические особенности становления Урало-Сибирской росписи, причины угасания этого промысла, период возрождения и современное состояние. Было выяснено, что сложившиеся на Урале в XVII - XVIII вв. два направления росписи - роспись деревянных и металлических изделий в произведениях современных мастеров не только сохранили свои традиции, но и получили дальнейшее их развитие. Также была предоставлена разработка тематики практических занятий по освоению искусства Урало-Сибирской росписи.
В третьей главе рассмотрены теоретические особенности становления и развития приданого невесты. Были выделены несколько видов декорирования сундука для приданого. Также выделены и рассмотрены разновидности росписи. В результате теоретического исследования и обобщения педагогического опыта был разработан ряд занятий по ознакомлению студентов колледжа с Урало-Сибирской росписью. Целями и задачами этих уроков стало приобретение учащимися знаний об Урало-Сибирской росписи; формирование изобразительных умений, необходимых для выполнения творческих работ; воспитание интереса и любви к искусству своего народа.
Разработанные занятия были проведены в Елабужском колледже культуры и искусств со студентами 37 группы направления «Дизайн». В процессе освоения Урало-Сибирской росписи учащиеся усваивали определенные операции, приобретали навыки работы кистью, умения выполнять элементы росписи. Выработали способность подходить творчески к выполнению различных заданий, вносить в окружающую жизнь художественное начало.
Исследование показало, что процесс освоения занятия Урало-Сибирской росписи органично сочетает решение творческих задач с необходимостью овладения различными приемами росписи, приобретения изобразительных умений, позволяющих замыслы воплотить в материале.
Заявленная гипотеза о том, что изучение приёмов Урало-Сибирской росписи способствует формированию изобразительных умений учащихся, в ходе исследования подтвердилась.
1. Алпатов, М. В. Этюды по всеобщей истории искусств / М. В. Алпатов. - М.: Сов. Художник, 1979. - 286с.
2. Ананьев, Б. Г. Теория ощущений / Б. Г. Ананьев. - Л. Изд. ЛГУ, 1961. - 456 с.
3. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по цвету / Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 1972. - 95 с.
4. Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат. - М.: Изобр. Искусство, 1979. - 249 с.
5. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, 1974. - 392с.
6. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
7. Бадаев, В. С. Искусство русской кистевой росписи: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Бадаев. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2013. - 72 с.
8. Байрамбеков, М. М. Система обучения дошкольников и младших школьников народному искусству / М. М. Байрамбеков. - М.: Просвещение, 2001. - 36с.
9. Бакушинский, А. В. Искусство в трудовой школе / А. В. Бакушинский. - М.: Просвещение, 1926. -228с.
10. Барадулин, А. В. Уральская народная живопись по дереву, бересте, Металлу / А. В. Барадулин. - Свердловск,: Средне-Уральск. книж. изд-во, 1982. - 109с.
11. Батурина, Г. Цели и критерии эффективности обучения / Г. Батурина, Байер. - М.: Сов. Педагогика, 1975. - 74 с.
12. Беда, Г. В. Живопись: учебник для студентов пед. институтов / Г. В. Беда. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
13. Истомина, 3. М. Восприятие и называние цвета / З. М. Истомина.
- М.: АПН РСФСР, 1960. - 110 с.
14. Флерина, Е. А. Детский рисунок / Е. А. Флерина. - М.: Новая Москва, 1924. - 80 с.
15. Богуславская, И. Я. Добрых рук мастерство: Произведения нар. искусства в собр. Гос. Рус. музея: Сборник очерков / И. Я. Богуславская. - М.: Искусство, 1976. - 211с.
16. Комарова, Т. С. Чувство цвета / Т. С. Комарова. - М.: Мысль, 1962
- 68 с.
17. Прохоров, А. М. БСЭ. 3-е изд. / А. М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1973. - Т. 12. - 635 с.
18. Василенко, В. М. Русское прикладное искусство / В. М. Василенко.
- М.: Искусство, 1977. - 464 с.
19. Веккер, Л. М. Психические процессы: Мышление и интеллект / Л. М. Веккер. - СПб.: ЛГУ, 1976. - 344 с.
20. Вишневская, В. М. Хохлома / В. М. Вишневская. - Л.: Искусство, 1969. - 71с..
21. Волков, Н. Н. Восприятие предмета и рисунка / Н. Н. Волков. -
М.: АПН РСФСР, 1950. - 508 с.
22. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 93 с.
23. Гальперин, П. Я. Психология мышления о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. - М.: Наука, 1966. - 347 с.
24. Глезер, В. Д. Механизмы опознания зрительных образов / В. Д. Глезер. - М.: Наука, 1966. - 204 с.
25. Глозман, И. Декоративность / И. Глозман. - М.: Просвещение, 1972. - 47 с.
26. Грабарь, М. Применение математической статистики в
педагогических исследованиях / М. Грабарь. - М.: Педагогика, 1977. - 136 с.
27. Игнатьев, Е. И. Восприятие и воспроизведение цвета детьми дошкольного возраста при обучении рисованию / Е. И. Игнатьев. - М.: Просвещение, 1957. - 62 с.
28. Грегори, Р. П. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия / Р. П. Грегори. - М.: Прогресс, 1970. - 210 с.
29. История живописи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа
[http://www.koler.ru/section30/3232.html]
30. Русские народные росписи и ремесла. [Электронный ресурс]. - Режим доступа [http://iamruss.ru/russian-folk-painting-and-crafts/]
31. Железняков, В. Цвет и контраст / В. Железняков. - М.: ВГИК, 2000. - 157 с.
32. Комарова, Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т. С. Комарова, А. В. Размыслова. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 144 с.
33. Волков, Н. Н. Цвет в живописи / Н. Н. Волков. - М.: Искусство, 1985. - 480 с.
34. Аллаярова, И. Е. Симфония красок / И. Е. Аллаярова. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. - 64 с.
35. Приданое для дочери. [Электронный ресурс]. - Режим доступа [http://posobie.info/forum/viewtopic.php?t=33189]