Правовое положение субъектов естественных монополий
|
Введение 3
Глава 1. Общие положения о естественных монополиях.
§1. Понятие, экономическое и правовое значение естественных монополий.... 8
§2.Источники правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий 18
Глава 2. Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий.
§1. Сферы деятельности субъектов естественных монополий 24
§2.Методы и основные направления правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий 30
§3. Государственный контроль деятельности субъектов естественных монополий 36
Глава 3. Особенности правового положения субъектов естественных монополий отдельных сфер деятельности.
§ 1. Особенности правового положения субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса 49
§2. Особенности правового положения субъектов естественных монополий в области связи 54
§3.Особенности правового положения субъектов естественных монополий на транспорте 62
Заключение 73
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 78
Глава 1. Общие положения о естественных монополиях.
§1. Понятие, экономическое и правовое значение естественных монополий.... 8
§2.Источники правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий 18
Глава 2. Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий.
§1. Сферы деятельности субъектов естественных монополий 24
§2.Методы и основные направления правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий 30
§3. Государственный контроль деятельности субъектов естественных монополий 36
Глава 3. Особенности правового положения субъектов естественных монополий отдельных сфер деятельности.
§ 1. Особенности правового положения субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса 49
§2. Особенности правового положения субъектов естественных монополий в области связи 54
§3.Особенности правового положения субъектов естественных монополий на транспорте 62
Заключение 73
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 78
Экономика представляет собой сложный механизм. Современная рыночная система представляет собой сложную систему отношений хозяйствования. Большинство секторов рынка может эффективно развиваться в условиях конкуренции, поэтому задачей государства является создание условий для ее развития. Эффективность функционирования естественных монополий определяет конкурентоспособность экономики России на международных рынках, не говоря уже об инфраструктурном обеспечении всей жизнедеятельности страны. Однако в рыночной системе присутствуют отрасли, высокие результаты в которых не могут быть достигнуты за счет соревновательности. К ним относятся в первую очередь сферы деятельности субъектов естественных монополий: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по оперативно-диспетчерскому обслуживанию в электроэнергетике. Наличие конкуренции в этих сферах себя не оправдывает, именно поэтому в этих отраслях целесообразнее существование монополии. Объективность предпосылок для ее возникновения, безальтернативность такой монополии детерминируют определение ее в качестве «естественной».
Законодательство прямо предопределяет сферы деятельности субъектов естественных монополий. Неограниченная экономическая власть, которой обладают хозяйствующие субъекты, действующие в таких сегментах рынка, создает угрозу злоупотребления ими своим исключительным положением. Это порождает проблему регулирования и контроля их деятельности со стороны государства. Отношения между государством и субъектами естественных монополий имеют огромное значение. Они решающим образом влияют на бюджетообеспеченность страны и сохранение социальной стабильности в силу того, что естественно-монопольные сферы являются, по сути, фундаментом жизнеобеспечения. Характер взаимодействия государства и естественных монополистов не может быть одинаковым для всех отрезков времени, он определяется конкретно-исторически. Государственное воздействие на них должно осуществляться в правовой форме.
Правовому регулированию естественных монополий свойственен комплексный характер. Регулирование осуществляется с помощью норм различных отраслей права (гражданского, предпринимательского, административного, налогового, уголовного и др.). Комплексность призвана реализовать основную цель правового воздействия на естественные монополии, которая заключается в достижении баланса публичных и частных интересов в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Надлежащая регламентация естественных монополий предполагает согласованность нормативных предписаний, содержащихся в различных отраслях и институтах права, также как в многочисленных ведомственных правовых актах. Степень согласованности правовых предписаний, а следовательно, и их эффективность может быть выявлена лишь при комплексном исследовании этих отношений.
Проблемы правового воздействия на естественные монополии во многом обусловлены причинами как экономического, так и социального характера. Особую остроту они получают в условиях проводимой в Российской Федерации реформы естественных монополий. Процессы реструктуризации, демонополизации в области энергетики, связи, железнодорожного транспорта определяют необходимость разработки четких правовых механизмов. Самостоятельные научные исследования по вопросам правового регулирования естественных монополий в отечественной юридической науке отсутствуют, но имеются труды, посвященные отдельным аспектам проблемы. Эти факты определяют актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования являются организационно-правовые,
экономические и социальные отношения, возникающие в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Предмет - нормы, опосредующие отношения, возникающие в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Цель работы - формирование комплексного и целостного представления о современном правовом регулировании деятельности субъектов естественных монополий и их перспектив развития.
Поставленная цель реализована посредством решения следующих задач:
- исследование научных понятий и определение степени значения естественных монополий;
- рассмотрение изучение нормативно-правовой базы регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
- изучение функционирования сфер деятельности субъектов естественных монополий;
- изучение методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
- определение основных направлений государственного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий;
- анализ особенностей правового положения субъектов естественных монополий отдельных сфер их деятельности.
Данная работа не претендует на исчерпывающее рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с правовым регулированием естественных монополий. Проблема имеет различные аспекты: юридические, экономические, технологические, социальные, политические и даже философские. В этом смысле она является междисциплинарной.
В исследовании применялись как общенаучный метод комплексного подхода, так и частно-научные методы познания, в том числе диалектический, формально-логический, исторический, систематический, сравнительно¬правовой, технико-юридический, метод анализа и обобщения законодательства и практики его применения.
Теоретической основой данной работы явились научные труды современных ученых-правоведов: С.С. Алексеева, B.C. Белых, СИ. Виниченко, В.П. Грибанова, С.Э. Жилинского, Н.И. Клейн, М.И. Кулагина, О.М. Олейник, А.Е. Пилецкого, О.Н. Садикова, Д.Н. Сафиуллина, P.O. Халфиной, В.Ф. Яковлева, а также юристов дореволюционной эпохи: А.И. Каминки, Г.Ф. Шершеневича.
Нормативной основой исследования послужили Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О
естественных монополиях», от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите
конкуренции», от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ», от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи», Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», подзаконные акты, в том числе Министерства по антимонопольной политике РФ и поддержке предпринимательства, акты судебных и административных органов.
Практической основой являются акты судебных и административных органов по различным делам, касающиеся деятельности субъектов естественных монополий, включая постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2012 г. № 8433/11 по делу № А09- 3584/2010 Требование: Об отмене решения и предписания антимонопольного органа. Обстоятельства: В отношении заявителя возбуждено дело о нарушении порядка ценообразования... и постановление Президиума Высшего
Арбитражного Суда от 23 апреля 2013 года № 14746/12. Постановления Федеральной антимонопольной службы МО от 25 июня 2013 года по делу № А40-64690/12 и Волго-Вятского округа от 03 декабря 2007 года по делу № А43-6601/2007-39-157. Постановления арбитражных апелляционных судов от 21 февраля 2016 года по делу № А46-10106/2015 и от 18 февраля 2016 года по делу № А76-23549/2015. Определения Верховного Арбитражного суда АС РФ от 28 февраля 2013 года № 1883/13 и от 02 июня 2015 года № 309-ЭС15-6011 по делу № А50-6761/2014.
Структура работы обусловлена необходимостью комплексного анализа отношений с участием субъектов естественных монополий и рассмотрения наиболее важных и дискуссионных проблем их правового регулирования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Законодательство прямо предопределяет сферы деятельности субъектов естественных монополий. Неограниченная экономическая власть, которой обладают хозяйствующие субъекты, действующие в таких сегментах рынка, создает угрозу злоупотребления ими своим исключительным положением. Это порождает проблему регулирования и контроля их деятельности со стороны государства. Отношения между государством и субъектами естественных монополий имеют огромное значение. Они решающим образом влияют на бюджетообеспеченность страны и сохранение социальной стабильности в силу того, что естественно-монопольные сферы являются, по сути, фундаментом жизнеобеспечения. Характер взаимодействия государства и естественных монополистов не может быть одинаковым для всех отрезков времени, он определяется конкретно-исторически. Государственное воздействие на них должно осуществляться в правовой форме.
Правовому регулированию естественных монополий свойственен комплексный характер. Регулирование осуществляется с помощью норм различных отраслей права (гражданского, предпринимательского, административного, налогового, уголовного и др.). Комплексность призвана реализовать основную цель правового воздействия на естественные монополии, которая заключается в достижении баланса публичных и частных интересов в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Надлежащая регламентация естественных монополий предполагает согласованность нормативных предписаний, содержащихся в различных отраслях и институтах права, также как в многочисленных ведомственных правовых актах. Степень согласованности правовых предписаний, а следовательно, и их эффективность может быть выявлена лишь при комплексном исследовании этих отношений.
Проблемы правового воздействия на естественные монополии во многом обусловлены причинами как экономического, так и социального характера. Особую остроту они получают в условиях проводимой в Российской Федерации реформы естественных монополий. Процессы реструктуризации, демонополизации в области энергетики, связи, железнодорожного транспорта определяют необходимость разработки четких правовых механизмов. Самостоятельные научные исследования по вопросам правового регулирования естественных монополий в отечественной юридической науке отсутствуют, но имеются труды, посвященные отдельным аспектам проблемы. Эти факты определяют актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования являются организационно-правовые,
экономические и социальные отношения, возникающие в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Предмет - нормы, опосредующие отношения, возникающие в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Цель работы - формирование комплексного и целостного представления о современном правовом регулировании деятельности субъектов естественных монополий и их перспектив развития.
Поставленная цель реализована посредством решения следующих задач:
- исследование научных понятий и определение степени значения естественных монополий;
- рассмотрение изучение нормативно-правовой базы регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
- изучение функционирования сфер деятельности субъектов естественных монополий;
- изучение методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
- определение основных направлений государственного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий;
- анализ особенностей правового положения субъектов естественных монополий отдельных сфер их деятельности.
Данная работа не претендует на исчерпывающее рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с правовым регулированием естественных монополий. Проблема имеет различные аспекты: юридические, экономические, технологические, социальные, политические и даже философские. В этом смысле она является междисциплинарной.
В исследовании применялись как общенаучный метод комплексного подхода, так и частно-научные методы познания, в том числе диалектический, формально-логический, исторический, систематический, сравнительно¬правовой, технико-юридический, метод анализа и обобщения законодательства и практики его применения.
Теоретической основой данной работы явились научные труды современных ученых-правоведов: С.С. Алексеева, B.C. Белых, СИ. Виниченко, В.П. Грибанова, С.Э. Жилинского, Н.И. Клейн, М.И. Кулагина, О.М. Олейник, А.Е. Пилецкого, О.Н. Садикова, Д.Н. Сафиуллина, P.O. Халфиной, В.Ф. Яковлева, а также юристов дореволюционной эпохи: А.И. Каминки, Г.Ф. Шершеневича.
Нормативной основой исследования послужили Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О
естественных монополиях», от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите
конкуренции», от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ», от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи», Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», подзаконные акты, в том числе Министерства по антимонопольной политике РФ и поддержке предпринимательства, акты судебных и административных органов.
Практической основой являются акты судебных и административных органов по различным делам, касающиеся деятельности субъектов естественных монополий, включая постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2012 г. № 8433/11 по делу № А09- 3584/2010 Требование: Об отмене решения и предписания антимонопольного органа. Обстоятельства: В отношении заявителя возбуждено дело о нарушении порядка ценообразования... и постановление Президиума Высшего
Арбитражного Суда от 23 апреля 2013 года № 14746/12. Постановления Федеральной антимонопольной службы МО от 25 июня 2013 года по делу № А40-64690/12 и Волго-Вятского округа от 03 декабря 2007 года по делу № А43-6601/2007-39-157. Постановления арбитражных апелляционных судов от 21 февраля 2016 года по делу № А46-10106/2015 и от 18 февраля 2016 года по делу № А76-23549/2015. Определения Верховного Арбитражного суда АС РФ от 28 февраля 2013 года № 1883/13 и от 02 июня 2015 года № 309-ЭС15-6011 по делу № А50-6761/2014.
Структура работы обусловлена необходимостью комплексного анализа отношений с участием субъектов естественных монополий и рассмотрения наиболее важных и дискуссионных проблем их правового регулирования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
В наше время вопросам искусственных и естественных монополий уделяется достаточно много внимания, так как существует устойчивая точка зрения, что монополия в период развития постиндустриального общества, когда особенно остро обсуждаются вопросы свободы и равенства являются пережитком прошлого, с которым необходимо бороться, освобождая дорогу для малого и среднего бизнеса, способного вывести экономику страны на принципиально новый уровень. Однако не смотря на вполне обоснованные и теоретически доказанные выводы ученых и специалистов практиков о том, что монополии в настоящее время скорее сдерживают, чем инициируют инновационное развитие экономики, они по-прежнему играют существенную роль в экономической и социальной жизни общества, как в России, так и за рубежом.
Несмотря на положительный опыт и высокий уровень развития многих зарубежных экономических систем, вступивших в борьбу с монополиями методами государственного регулирования и реструктуризации, наша страна не спешит прибегать к радикальным мерам. Россия особенная страна и исторический путь становления структуры ее экономики накладывает отпечаток на сегодняшнюю реальность, в которой монополии регулируются, но в то же время и значительно поддерживаются.
Россия во все времена была большой страной и изобиловала природными ресурсами, поэтому принцип управления было легче осуществлять, когда в стране находилось небольшое количество крупных предприятий. Поэтому монополии играли связующую роль в национальной экономике, обеспечивая целостность и устойчивость экономической системы. Так, в конце 1980-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции.
В современной России целостность и устойчивость экономической системы также основывается на естественных монополиях. Рыночная власть таких фирм обусловлена достижением наименьших издержек на единицу выпускаемой продукции при удовлетворении всего отраслевого рыночного спроса.
Известно, что монопольная власть крупных фирм в условиях рыночной экономики чревата злоупотреблениями. Свобода установления цен и выбора объемов производства дают возможность менеджерам крупных фирм превышать свои полномочия и вести игру в сторону личного обогащения. Поэтому иногда можно обнаружить несоответствие законодательно закрепленного определения сфер деятельности естественной монополии и того, на что ее деятельность распространяется в действительности.
В федеральном законе Российской Федерации №147 «О естественных монополиях» акцентируется внимание на стратегической значимости, сетевом характере производства и доставки благ российских естественных монополи. Они представляют собой огромные холдинги, вертикально интегрированные структуры, объединяющие производство, обработку, доставку и реализацию товаров и услуг.
Цены естественных монополий в значительной степени влияют на внутренние цены во всех отраслях и оказывают большое влияние на формирование отечественного внутреннего рынка, так как данные предприятия, контролируют такие отрасли, как нефтяная и газовая, электроэнергетика и газоснабжение, железнодорожных перевозок, и так далее. Иными словами стоимость продуктов их деятельности ложится в основу издержек любого предприятия.
В нашей стране, в экономике которой значительную долю занимают естественные монополии, достаточно много внимания уделяется регулированию данной сферы. Государство занимается непосредственным установлением цен на продукцию естественных монополистов, регулирует тарифы, занимается мониторингом деятельности фирм, доля которых на рынке превышает 35%. В общем, стремясь к построению развитой рыночной экономики и не желая отставать от прогрессивных зарубежных стран, правительство России создает законодательную и институциональную основу защиты потребителей. Самой кардинальной мерой, применяем для создания свободной конкурентной экономики, является реструктуризация, которая в нашей стране имеет неоднозначные последствия.
Таким образом, не смотря на государственное регулирование цен естественных монополий, они все же растут, и далеко не низкими темпами, что вызывает вопрос, связанный с поиском причин такого привилегированного положения монополистов в нашей стране.
Причины здесь скорее кроются в участии российских естественных монополий в реализации внешнеэкономической и внешнеполитической политики государства. Место и роль естественных монополий в российской экономике определяется, прежде всего, их функциями. Одной из важнейших функций является создание престижа страны на международной арене.
Например, среди факторов, определяющих устойчивость позиций ПАО «Газпром» на мировом рынке, признана уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система еще не достаточно развита. «В 2013 году «Газпром» поставил в дальнее зарубежье 161,5 млрд. куб.м газа. Около 23% поставок газа на европейский рынок обеспечили в2013г. газопроводы «Голубой поток» и «Северный поток».
«Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности».
Так же известно, что Российская Федерация - страна, занимающая достаточно большую территорию, жителей которой необходимо обеспечивать продуктами питания, электричеством, топливом и т.д. Преимущества крупных фирм состоит еще в том, что они способны осуществлять массовое производство, в масштабах всей страны. Даже в США 34% мелких фирм производят всего 3,2% сельскохозяйственной продукции, тогда как 1,4% крупных хозяйств - 32%.
Естественные монополии, обладающие большим ресурсным потенциалом и достаточными финансовыми возможностями, должны двигать экономику нашей страны вперед, всячески помогать ее интенсивному развитию и способствовать поднятию качества жизни граждан. Например, крупнейшим социально ориентированным проектом ПАО «Газпром» является программа газификации многих регионов РФ. В 2005-2013 годах общий объем инвестиций «Газпрома» в газификацию российских регионов составил 214 млрд. руб. В 2013 году завершено строительство 170 межпоселковых газопроводов общей протяженностью 2,5 тыс. км, позволяющее обеспечить газоснабжение 321 населенного пункта в 41 регионе России.
В 2013 году «Газпром» направил на газификацию российских регионов 33,9 млрд. руб. Объем финансирования газификации России был увеличен почти на10% по сравнению с 2012 годом. В программе газификации примут участие 69 субъектов РФ, в том числе регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, где реализуется Восточная газовая программа.
Таким образом, можно заключить, что деятельность субъектов естественных монополии действительно вносят ощутимый вклад в формирование экономики нашей страны. Благодаря своему масштабу, большим амбициям и возможностям, они способны занимать лидирующие позиции на мировых рынках, в нашем случае ресурсных, и обеспечивать тем самым развитие экономики и общественной жизни внутри страны. Обладая большим потенциалом, они способны развивать наукоемкие отрасли промышленности. Вклад естественных монополий в реализацию внешней политики государства действительно неоценим, что крайне актуально для РФ в настоящее время.
Однако высокая роль и статус монополий в российской экономике позволяет им диктовать свои условия не только потребителям на внешнем и внутреннем рынке, но также правительству государства. Это выражается не только в формировании завышенных цен на их продукцию для конечных потребителей, но и в несправедливом перераспределении средств на поддержку отечественной экономики из национального бюджета, и даже Фонда национального благосостояния в пользу поддержки монополий. Такое перераспределение еще больше усугубляет ситуацию в других отраслях национальной экономики, субъекты которых лишены государственных субсидий на модернизацию и развитие, налоговых льгот и не имеют возможности развиваться при высоких переменных издержках на услуги все тех же естественных монополий. Такая ситуация ведет к неравномерности отраслевого развития РФ, что в том числе ухудшает экономическую безопасность государства.
Исходя из этого, можно заключить, что в настоящий период времени естественные монополии в РФ действительно играют очень важную социально¬экономическую и политическую роль, однако их деятельность сопряжена с рядом весомых недостатков, ущемляющих права и интересы населения и других субъектов экономики РФ.
Учитывая данные обстоятельства государственное регулирование деятельности естественных монополий должно быть, направлено, прежде всего, на сдерживание роста цен на продукцию (услуги) на внутреннем рынке при одновременном сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточном для расширенного воспроизводства. Поэтому формирование эффективной законодательной основы при правильно выбранной политике государства по стимулированию конкуренции и справедливому распределению государственных расходов может добиться максимально благоприятного эффекта от деятельности монополистов, не ущемляющей интересов других предприятий, функционирующих в высоко конкурентной среде.
Несмотря на положительный опыт и высокий уровень развития многих зарубежных экономических систем, вступивших в борьбу с монополиями методами государственного регулирования и реструктуризации, наша страна не спешит прибегать к радикальным мерам. Россия особенная страна и исторический путь становления структуры ее экономики накладывает отпечаток на сегодняшнюю реальность, в которой монополии регулируются, но в то же время и значительно поддерживаются.
Россия во все времена была большой страной и изобиловала природными ресурсами, поэтому принцип управления было легче осуществлять, когда в стране находилось небольшое количество крупных предприятий. Поэтому монополии играли связующую роль в национальной экономике, обеспечивая целостность и устойчивость экономической системы. Так, в конце 1980-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции.
В современной России целостность и устойчивость экономической системы также основывается на естественных монополиях. Рыночная власть таких фирм обусловлена достижением наименьших издержек на единицу выпускаемой продукции при удовлетворении всего отраслевого рыночного спроса.
Известно, что монопольная власть крупных фирм в условиях рыночной экономики чревата злоупотреблениями. Свобода установления цен и выбора объемов производства дают возможность менеджерам крупных фирм превышать свои полномочия и вести игру в сторону личного обогащения. Поэтому иногда можно обнаружить несоответствие законодательно закрепленного определения сфер деятельности естественной монополии и того, на что ее деятельность распространяется в действительности.
В федеральном законе Российской Федерации №147 «О естественных монополиях» акцентируется внимание на стратегической значимости, сетевом характере производства и доставки благ российских естественных монополи. Они представляют собой огромные холдинги, вертикально интегрированные структуры, объединяющие производство, обработку, доставку и реализацию товаров и услуг.
Цены естественных монополий в значительной степени влияют на внутренние цены во всех отраслях и оказывают большое влияние на формирование отечественного внутреннего рынка, так как данные предприятия, контролируют такие отрасли, как нефтяная и газовая, электроэнергетика и газоснабжение, железнодорожных перевозок, и так далее. Иными словами стоимость продуктов их деятельности ложится в основу издержек любого предприятия.
В нашей стране, в экономике которой значительную долю занимают естественные монополии, достаточно много внимания уделяется регулированию данной сферы. Государство занимается непосредственным установлением цен на продукцию естественных монополистов, регулирует тарифы, занимается мониторингом деятельности фирм, доля которых на рынке превышает 35%. В общем, стремясь к построению развитой рыночной экономики и не желая отставать от прогрессивных зарубежных стран, правительство России создает законодательную и институциональную основу защиты потребителей. Самой кардинальной мерой, применяем для создания свободной конкурентной экономики, является реструктуризация, которая в нашей стране имеет неоднозначные последствия.
Таким образом, не смотря на государственное регулирование цен естественных монополий, они все же растут, и далеко не низкими темпами, что вызывает вопрос, связанный с поиском причин такого привилегированного положения монополистов в нашей стране.
Причины здесь скорее кроются в участии российских естественных монополий в реализации внешнеэкономической и внешнеполитической политики государства. Место и роль естественных монополий в российской экономике определяется, прежде всего, их функциями. Одной из важнейших функций является создание престижа страны на международной арене.
Например, среди факторов, определяющих устойчивость позиций ПАО «Газпром» на мировом рынке, признана уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система еще не достаточно развита. «В 2013 году «Газпром» поставил в дальнее зарубежье 161,5 млрд. куб.м газа. Около 23% поставок газа на европейский рынок обеспечили в2013г. газопроводы «Голубой поток» и «Северный поток».
«Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности».
Так же известно, что Российская Федерация - страна, занимающая достаточно большую территорию, жителей которой необходимо обеспечивать продуктами питания, электричеством, топливом и т.д. Преимущества крупных фирм состоит еще в том, что они способны осуществлять массовое производство, в масштабах всей страны. Даже в США 34% мелких фирм производят всего 3,2% сельскохозяйственной продукции, тогда как 1,4% крупных хозяйств - 32%.
Естественные монополии, обладающие большим ресурсным потенциалом и достаточными финансовыми возможностями, должны двигать экономику нашей страны вперед, всячески помогать ее интенсивному развитию и способствовать поднятию качества жизни граждан. Например, крупнейшим социально ориентированным проектом ПАО «Газпром» является программа газификации многих регионов РФ. В 2005-2013 годах общий объем инвестиций «Газпрома» в газификацию российских регионов составил 214 млрд. руб. В 2013 году завершено строительство 170 межпоселковых газопроводов общей протяженностью 2,5 тыс. км, позволяющее обеспечить газоснабжение 321 населенного пункта в 41 регионе России.
В 2013 году «Газпром» направил на газификацию российских регионов 33,9 млрд. руб. Объем финансирования газификации России был увеличен почти на10% по сравнению с 2012 годом. В программе газификации примут участие 69 субъектов РФ, в том числе регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, где реализуется Восточная газовая программа.
Таким образом, можно заключить, что деятельность субъектов естественных монополии действительно вносят ощутимый вклад в формирование экономики нашей страны. Благодаря своему масштабу, большим амбициям и возможностям, они способны занимать лидирующие позиции на мировых рынках, в нашем случае ресурсных, и обеспечивать тем самым развитие экономики и общественной жизни внутри страны. Обладая большим потенциалом, они способны развивать наукоемкие отрасли промышленности. Вклад естественных монополий в реализацию внешней политики государства действительно неоценим, что крайне актуально для РФ в настоящее время.
Однако высокая роль и статус монополий в российской экономике позволяет им диктовать свои условия не только потребителям на внешнем и внутреннем рынке, но также правительству государства. Это выражается не только в формировании завышенных цен на их продукцию для конечных потребителей, но и в несправедливом перераспределении средств на поддержку отечественной экономики из национального бюджета, и даже Фонда национального благосостояния в пользу поддержки монополий. Такое перераспределение еще больше усугубляет ситуацию в других отраслях национальной экономики, субъекты которых лишены государственных субсидий на модернизацию и развитие, налоговых льгот и не имеют возможности развиваться при высоких переменных издержках на услуги все тех же естественных монополий. Такая ситуация ведет к неравномерности отраслевого развития РФ, что в том числе ухудшает экономическую безопасность государства.
Исходя из этого, можно заключить, что в настоящий период времени естественные монополии в РФ действительно играют очень важную социально¬экономическую и политическую роль, однако их деятельность сопряжена с рядом весомых недостатков, ущемляющих права и интересы населения и других субъектов экономики РФ.
Учитывая данные обстоятельства государственное регулирование деятельности естественных монополий должно быть, направлено, прежде всего, на сдерживание роста цен на продукцию (услуги) на внутреннем рынке при одновременном сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточном для расширенного воспроизводства. Поэтому формирование эффективной законодательной основы при правильно выбранной политике государства по стимулированию конкуренции и справедливому распределению государственных расходов может добиться максимально благоприятного эффекта от деятельности монополистов, не ущемляющей интересов других предприятий, функционирующих в высоко конкурентной среде.
Подобные работы
- Правовой статус субъектов естественных монополий
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Правовой статус субъектов естественных монополий
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Государственное регулирование естественных монополий
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Экономическое регулирование деятельности естественных монополий
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2350 р. Год сдачи: 2017 - АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - Естественные монополии в РФ и методы регулирования их деятельностии (Государственное регулирование экономики, КемеровскИЙ технологическИЙ институт пищевой промышленности)
Контрольные работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018 - Сущность кредитования физических лиц на покупку товара заключается в продаже торговыми предприятиями товаров с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера (плата за обучение, медицинское обслуживание и т.д.) населению. Увеличивая платежеспособный спрос, кредит ускоряет реализацию товарных запасов, услуг и тем самым обеспечивает расширенное воспроизводство в экономике страны. В условиях кризиса этот баланс был нарушен.
Развитие кредитования физических лиц на покупку товара в России происходило довольно быстро путем заимствований из опыта зарубежных стран. История его существования насчитывает порядка десяти лет. Конечно, он существовал в различных формах и в Древней Руси, достиг хорошего уровня развития к началу XX века, однако дальнейшее его развитие было прервано политическим, социальным и экономическим развитием страны. Поэтому на данный момент развитие потребительского кредитования значительно отстает от западных стран, несмотря на это существует большое многообразие различных видов потребительских ссуд, предоставляемых банками населению. Но главным отличием потребительского кредита в России от западных стран является то, что в последних принято выделять ипотеку из потребительского кредитования, в то время как в России розничное кредитование и ипотека относятся к потребительскому кредитованию. Но считается, что потребительское кредитование в России развивается по двум направлениям: розница и ипотека.
Кредит в России существует как в виде кредита на товар, так и в виде оформления наличных денег. Деньги можно получить в кассе банка, а можно оформить в виде овердрафта на карте. Приоритеты в выборе наличных или оформления кредита на товар в условиях кризиса очень сильно поменялись. На первое место вышли наличные, так как ставка по ним ниже, чем по товарному кредиту. Раньше покупки в кредит делались спонтанно в магазине, сейчас же люди предпочитают лишний раз подумать.
Общедоступность кредита, в условиях мирового финансового кризиса, находится на достаточно низком уровне. Получить и воспользоваться розничным кредитом могут немногие, так как ужесточились требования к клиентам, да и из-за возросших ставок, интерес к нему стали проявлять всё меньше людей.
Динамика развития розничного кредитования говорит о быстром росте темпов развития в начале и о падении в условиях кризиса, причиной тому послужил рост 54 просроченной задолженности. Доверие к банкам можно проследить на основе анализа динамики роста вкладов населения.
В настоящее время приоритетом у большинства коммерческих банков является формирование качественного кредитного портфеля. Основные силы направлены на работу с просроченной задолженностью. Однако в потребительском кредитовании существует ряд проблем, препятствующих решению данной задачи: отсутствие законодательной базы, регулирующей область потребительского кредитования, работу коллекторских агентств, нет закона о банкротстве граждан. Необходимо создание региональных БКИ, что будет способствовать решению проблемы мониторинга и минимизации рисков на уровне субъектов РФ, что в свою очередь позволит расширить и эффективно использовать кредитный потенциал, как отдельного региона, так и банковской системы страны в целом.
Перспективы совершенствования организации кредитования физических лиц на покупку товара в условиях подъема и кризиса имеют свои особенности. В условиях кризисных явлений в экономике особую актуальность приобретает контроль над просроченной задолженностью, тогда как в условиях экономического роста наибольшее значение приобретают темпы роста кредитных вложений. Перспективы кредитования на покупку товара в кредит неоднозначны. Если продолжатся положительные тенденции в развитии экономики страны, то постепенно данный сегмент начнет развиваться, так как рынок в России еще не полностью охвачен финансовыми услугами. Он сулит большие перспективы для банков. Пока, всё говорит о наметившихся положительных тенденциях.
На современном этапе развития России актуальной задачей становится формирование цивилизованного рынка кредитования физических лиц на покупку товара, способного в значительной степени стать источником стимулирования спроса населения на товары и услуги и, как следствие, повышения уровня его благосостояния и создания дополнительных импульсов экономического роста.
Одним из участников такого рынка является ПАО РОСБАНК, который не только пережил кризисные явления в мировой экономике, но и смог удержать своё лидирующее положение на рынке кредитования физических лиц на покупку товара. ПАО РОСБАНК - это универсальный коммерческий банк, имеющий широкую банковскую сеть по всей России, и обладающий хорошей капитализацией, сильной позицией по ликвидности.
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



