Введение 3
Глава 1. Общие положения о естественных монополиях.
§1. Понятие, экономическое и правовое значение естественных монополий.... 8
§2.Источники правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий 18
Глава 2. Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий.
§1. Сферы деятельности субъектов естественных монополий 24
§2.Методы и основные направления правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий 30
§3. Государственный контроль деятельности субъектов естественных монополий 36
Глава 3. Особенности правового положения субъектов естественных монополий отдельных сфер деятельности.
§ 1. Особенности правового положения субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса 49
§2. Особенности правового положения субъектов естественных монополий в области связи 54
§3.Особенности правового положения субъектов естественных монополий на транспорте 62
Заключение 73
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 78
Экономика представляет собой сложный механизм. Современная рыночная система представляет собой сложную систему отношений хозяйствования. Большинство секторов рынка может эффективно развиваться в условиях конкуренции, поэтому задачей государства является создание условий для ее развития. Эффективность функционирования естественных монополий определяет конкурентоспособность экономики России на международных рынках, не говоря уже об инфраструктурном обеспечении всей жизнедеятельности страны. Однако в рыночной системе присутствуют отрасли, высокие результаты в которых не могут быть достигнуты за счет соревновательности. К ним относятся в первую очередь сферы деятельности субъектов естественных монополий: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по оперативно-диспетчерскому обслуживанию в электроэнергетике. Наличие конкуренции в этих сферах себя не оправдывает, именно поэтому в этих отраслях целесообразнее существование монополии. Объективность предпосылок для ее возникновения, безальтернативность такой монополии детерминируют определение ее в качестве «естественной».
Законодательство прямо предопределяет сферы деятельности субъектов естественных монополий. Неограниченная экономическая власть, которой обладают хозяйствующие субъекты, действующие в таких сегментах рынка, создает угрозу злоупотребления ими своим исключительным положением. Это порождает проблему регулирования и контроля их деятельности со стороны государства. Отношения между государством и субъектами естественных монополий имеют огромное значение. Они решающим образом влияют на бюджетообеспеченность страны и сохранение социальной стабильности в силу того, что естественно-монопольные сферы являются, по сути, фундаментом жизнеобеспечения. Характер взаимодействия государства и естественных монополистов не может быть одинаковым для всех отрезков времени, он определяется конкретно-исторически. Государственное воздействие на них должно осуществляться в правовой форме.
Правовому регулированию естественных монополий свойственен комплексный характер. Регулирование осуществляется с помощью норм различных отраслей права (гражданского, предпринимательского, административного, налогового, уголовного и др.). Комплексность призвана реализовать основную цель правового воздействия на естественные монополии, которая заключается в достижении баланса публичных и частных интересов в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Надлежащая регламентация естественных монополий предполагает согласованность нормативных предписаний, содержащихся в различных отраслях и институтах права, также как в многочисленных ведомственных правовых актах. Степень согласованности правовых предписаний, а следовательно, и их эффективность может быть выявлена лишь при комплексном исследовании этих отношений.
Проблемы правового воздействия на естественные монополии во многом обусловлены причинами как экономического, так и социального характера. Особую остроту они получают в условиях проводимой в Российской Федерации реформы естественных монополий. Процессы реструктуризации, демонополизации в области энергетики, связи, железнодорожного транспорта определяют необходимость разработки четких правовых механизмов. Самостоятельные научные исследования по вопросам правового регулирования естественных монополий в отечественной юридической науке отсутствуют, но имеются труды, посвященные отдельным аспектам проблемы. Эти факты определяют актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования являются организационно-правовые,
экономические и социальные отношения, возникающие в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Предмет - нормы, опосредующие отношения, возникающие в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Цель работы - формирование комплексного и целостного представления о современном правовом регулировании деятельности субъектов естественных монополий и их перспектив развития.
Поставленная цель реализована посредством решения следующих задач:
- исследование научных понятий и определение степени значения естественных монополий;
- рассмотрение изучение нормативно-правовой базы регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
- изучение функционирования сфер деятельности субъектов естественных монополий;
- изучение методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
- определение основных направлений государственного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий;
- анализ особенностей правового положения субъектов естественных монополий отдельных сфер их деятельности.
Данная работа не претендует на исчерпывающее рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с правовым регулированием естественных монополий. Проблема имеет различные аспекты: юридические, экономические, технологические, социальные, политические и даже философские. В этом смысле она является междисциплинарной.
В исследовании применялись как общенаучный метод комплексного подхода, так и частно-научные методы познания, в том числе диалектический, формально-логический, исторический, систематический, сравнительно¬правовой, технико-юридический, метод анализа и обобщения законодательства и практики его применения.
Теоретической основой данной работы явились научные труды современных ученых-правоведов: С.С. Алексеева, B.C. Белых, СИ. Виниченко, В.П. Грибанова, С.Э. Жилинского, Н.И. Клейн, М.И. Кулагина, О.М. Олейник, А.Е. Пилецкого, О.Н. Садикова, Д.Н. Сафиуллина, P.O. Халфиной, В.Ф. Яковлева, а также юристов дореволюционной эпохи: А.И. Каминки, Г.Ф. Шершеневича.
Нормативной основой исследования послужили Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О
естественных монополиях», от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите
конкуренции», от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ», от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи», Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», подзаконные акты, в том числе Министерства по антимонопольной политике РФ и поддержке предпринимательства, акты судебных и административных органов.
Практической основой являются акты судебных и административных органов по различным делам, касающиеся деятельности субъектов естественных монополий, включая постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2012 г. № 8433/11 по делу № А09- 3584/2010 Требование: Об отмене решения и предписания антимонопольного органа. Обстоятельства: В отношении заявителя возбуждено дело о нарушении порядка ценообразования... и постановление Президиума Высшего
Арбитражного Суда от 23 апреля 2013 года № 14746/12. Постановления Федеральной антимонопольной службы МО от 25 июня 2013 года по делу № А40-64690/12 и Волго-Вятского округа от 03 декабря 2007 года по делу № А43-6601/2007-39-157. Постановления арбитражных апелляционных судов от 21 февраля 2016 года по делу № А46-10106/2015 и от 18 февраля 2016 года по делу № А76-23549/2015. Определения Верховного Арбитражного суда АС РФ от 28 февраля 2013 года № 1883/13 и от 02 июня 2015 года № 309-ЭС15-6011 по делу № А50-6761/2014.
Структура работы обусловлена необходимостью комплексного анализа отношений с участием субъектов естественных монополий и рассмотрения наиболее важных и дискуссионных проблем их правового регулирования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
В наше время вопросам искусственных и естественных монополий уделяется достаточно много внимания, так как существует устойчивая точка зрения, что монополия в период развития постиндустриального общества, когда особенно остро обсуждаются вопросы свободы и равенства являются пережитком прошлого, с которым необходимо бороться, освобождая дорогу для малого и среднего бизнеса, способного вывести экономику страны на принципиально новый уровень. Однако не смотря на вполне обоснованные и теоретически доказанные выводы ученых и специалистов практиков о том, что монополии в настоящее время скорее сдерживают, чем инициируют инновационное развитие экономики, они по-прежнему играют существенную роль в экономической и социальной жизни общества, как в России, так и за рубежом.
Несмотря на положительный опыт и высокий уровень развития многих зарубежных экономических систем, вступивших в борьбу с монополиями методами государственного регулирования и реструктуризации, наша страна не спешит прибегать к радикальным мерам. Россия особенная страна и исторический путь становления структуры ее экономики накладывает отпечаток на сегодняшнюю реальность, в которой монополии регулируются, но в то же время и значительно поддерживаются.
Россия во все времена была большой страной и изобиловала природными ресурсами, поэтому принцип управления было легче осуществлять, когда в стране находилось небольшое количество крупных предприятий. Поэтому монополии играли связующую роль в национальной экономике, обеспечивая целостность и устойчивость экономической системы. Так, в конце 1980-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции.
В современной России целостность и устойчивость экономической системы также основывается на естественных монополиях. Рыночная власть таких фирм обусловлена достижением наименьших издержек на единицу выпускаемой продукции при удовлетворении всего отраслевого рыночного спроса.
Известно, что монопольная власть крупных фирм в условиях рыночной экономики чревата злоупотреблениями. Свобода установления цен и выбора объемов производства дают возможность менеджерам крупных фирм превышать свои полномочия и вести игру в сторону личного обогащения. Поэтому иногда можно обнаружить несоответствие законодательно закрепленного определения сфер деятельности естественной монополии и того, на что ее деятельность распространяется в действительности.
В федеральном законе Российской Федерации №147 «О естественных монополиях» акцентируется внимание на стратегической значимости, сетевом характере производства и доставки благ российских естественных монополи. Они представляют собой огромные холдинги, вертикально интегрированные структуры, объединяющие производство, обработку, доставку и реализацию товаров и услуг.
Цены естественных монополий в значительной степени влияют на внутренние цены во всех отраслях и оказывают большое влияние на формирование отечественного внутреннего рынка, так как данные предприятия, контролируют такие отрасли, как нефтяная и газовая, электроэнергетика и газоснабжение, железнодорожных перевозок, и так далее. Иными словами стоимость продуктов их деятельности ложится в основу издержек любого предприятия.
В нашей стране, в экономике которой значительную долю занимают естественные монополии, достаточно много внимания уделяется регулированию данной сферы. Государство занимается непосредственным установлением цен на продукцию естественных монополистов, регулирует тарифы, занимается мониторингом деятельности фирм, доля которых на рынке превышает 35%. В общем, стремясь к построению развитой рыночной экономики и не желая отставать от прогрессивных зарубежных стран, правительство России создает законодательную и институциональную основу защиты потребителей. Самой кардинальной мерой, применяем для создания свободной конкурентной экономики, является реструктуризация, которая в нашей стране имеет неоднозначные последствия.
Таким образом, не смотря на государственное регулирование цен естественных монополий, они все же растут, и далеко не низкими темпами, что вызывает вопрос, связанный с поиском причин такого привилегированного положения монополистов в нашей стране.
Причины здесь скорее кроются в участии российских естественных монополий в реализации внешнеэкономической и внешнеполитической политики государства. Место и роль естественных монополий в российской экономике определяется, прежде всего, их функциями. Одной из важнейших функций является создание престижа страны на международной арене.
Например, среди факторов, определяющих устойчивость позиций ПАО «Газпром» на мировом рынке, признана уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система еще не достаточно развита. «В 2013 году «Газпром» поставил в дальнее зарубежье 161,5 млрд. куб.м газа. Около 23% поставок газа на европейский рынок обеспечили в2013г. газопроводы «Голубой поток» и «Северный поток».
«Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности».
Так же известно, что Российская Федерация - страна, занимающая достаточно большую территорию, жителей которой необходимо обеспечивать продуктами питания, электричеством, топливом и т.д. Преимущества крупных фирм состоит еще в том, что они способны осуществлять массовое производство, в масштабах всей страны. Даже в США 34% мелких фирм производят всего 3,2% сельскохозяйственной продукции, тогда как 1,4% крупных хозяйств - 32%.
Естественные монополии, обладающие большим ресурсным потенциалом и достаточными финансовыми возможностями, должны двигать экономику нашей страны вперед, всячески помогать ее интенсивному развитию и способствовать поднятию качества жизни граждан. Например, крупнейшим социально ориентированным проектом ПАО «Газпром» является программа газификации многих регионов РФ. В 2005-2013 годах общий объем инвестиций «Газпрома» в газификацию российских регионов составил 214 млрд. руб. В 2013 году завершено строительство 170 межпоселковых газопроводов общей протяженностью 2,5 тыс. км, позволяющее обеспечить газоснабжение 321 населенного пункта в 41 регионе России.
В 2013 году «Газпром» направил на газификацию российских регионов 33,9 млрд. руб. Объем финансирования газификации России был увеличен почти на10% по сравнению с 2012 годом. В программе газификации примут участие 69 субъектов РФ, в том числе регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, где реализуется Восточная газовая программа.
Таким образом, можно заключить, что деятельность субъектов естественных монополии действительно вносят ощутимый вклад в формирование экономики нашей страны. Благодаря своему масштабу, большим амбициям и возможностям, они способны занимать лидирующие позиции на мировых рынках, в нашем случае ресурсных, и обеспечивать тем самым развитие экономики и общественной жизни внутри страны. Обладая большим потенциалом, они способны развивать наукоемкие отрасли промышленности. Вклад естественных монополий в реализацию внешней политики государства действительно неоценим, что крайне актуально для РФ в настоящее время.
Однако высокая роль и статус монополий в российской экономике позволяет им диктовать свои условия не только потребителям на внешнем и внутреннем рынке, но также правительству государства. Это выражается не только в формировании завышенных цен на их продукцию для конечных потребителей, но и в несправедливом перераспределении средств на поддержку отечественной экономики из национального бюджета, и даже Фонда национального благосостояния в пользу поддержки монополий. Такое перераспределение еще больше усугубляет ситуацию в других отраслях национальной экономики, субъекты которых лишены государственных субсидий на модернизацию и развитие, налоговых льгот и не имеют возможности развиваться при высоких переменных издержках на услуги все тех же естественных монополий. Такая ситуация ведет к неравномерности отраслевого развития РФ, что в том числе ухудшает экономическую безопасность государства.
Исходя из этого, можно заключить, что в настоящий период времени естественные монополии в РФ действительно играют очень важную социально¬экономическую и политическую роль, однако их деятельность сопряжена с рядом весомых недостатков, ущемляющих права и интересы населения и других субъектов экономики РФ.
Учитывая данные обстоятельства государственное регулирование деятельности естественных монополий должно быть, направлено, прежде всего, на сдерживание роста цен на продукцию (услуги) на внутреннем рынке при одновременном сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточном для расширенного воспроизводства. Поэтому формирование эффективной законодательной основы при правильно выбранной политике государства по стимулированию конкуренции и справедливому распределению государственных расходов может добиться максимально благоприятного эффекта от деятельности монополистов, не ущемляющей интересов других предприятий, функционирующих в высоко конкурентной среде.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: часть первая от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 года №14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ с изм. и доп.] // Российская газета. - 1996. - № 23;РГ. -1996. - № 24; РГ. - 1996.- № 25; РГ. - 1996. - № 27.
3. Российская Федерация. Законы. Кодекс РФ об административных правонарушениях [текст]: [федер. закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ] // Российская газета. -2001. - № 256.
4. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс РФ [текст]: [федер. закон от 25 декабря 2001 года № 136-ФЗ] // Российская газета. - 2001. -№ 211-212.
5.Закон РСФСР. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности [текст]: [от 22 марта 1991 года № 948-1] // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 16- 499.
6. Российская Федерация. Законы. О естественных монополиях [Текст]: [федер. закон РФ: от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ] // СЗ РФ. - 1995. - № 34. - Ст. 342.
7. Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции [Текст]: [федер. закон РФ: от 26 июля 2006 года № 135- ФЗ] // Российская газета. -2006. - № 162.
8. Российская Федерация. Законы. О железнодорожном транспорте в РФ [Текст]: [федер. закон РФ: от 10 января 2003 года №17-ФЗ (ред. от 13.07.2015)] // Российская газета. - 2003. - №8.
9. Российская Федерация. Законы. О связи [Текст]: [федер. закон РФ: от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ (ред. от 02.03.2016)] // Российская газета. - 2003. - № 135.
10. Российская Федерация. Законы. О почтовой связи [Текст]: [федер. закон РФ: от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ] // Российская газета. -1999. - № 140-141.
11. Российская Федерация. Законы. Об электроэнергетике [Текст]: [федер. закон РФ: от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ] // Российская газета. - 2003. -№ 60.
12. Российская Федерация. Законы. О несостоятельности (банкротстве) [Текст]: [федер. закон РФ: от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ] // Российская газета. -
2002. - № 209-210.
13. Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах [Текст]: [федер. закон РФ: от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ] // Российская газета. -
1995. - № 248.
14. Российская Федерация. Законы. О защите прав потребителей [Текст]: [федер. закон РФ: от 7 февраля 1992 года № 2300-1- ФЗ] // Российская газета. -
1996. - № 8.
15. Российская Федерация. Законы. О введении в действие ЗК РФ [Текст]: [федер. закон РФ: от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ] // Российская газета. - 2001. -№ 211-212.
16. Российская Федерация. Законы. Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта РФ [Текст]: [федер. закон РФ: от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ (ред. от 21.11.2011)] // Российская газета. - 2003 .- № 42.
17. Российская Федерация. Законы. О приватизации государственного и муниципального имущества [Текст]: [федер. закон РФ: от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ] // Российская газета. - 2002. - № 16.
18. Российская Федерация. Подзаконные акты. О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах [Текст]: [постан. Пр-ва РФ: от 22 июля 2009 года № 599] // СЗ. - 2009.- № 30.- Ст. 3836.
19. Российская Федерация. Подзаконные акты. Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости... [Текст]: [постан. Пр-ва РФ: от 15 июля 2010 года № 530] // Российская газета. - 2010. -№ 163.
20. Российская Федерация. Подзаконные акты. О реформировании электроэнергетики Российской Федерации РФ [Текст]: [постан. Пр-ва РФ: от 11 июля 2001 года № 526] // Российской газета. - 2001. - № 140.
21. Российская Федерация. Подзаконные акты. Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг...[Текст]: [постан. Пр-ва РФ: от 27 декабря 2004 № 861] // Российской газета. - 2005. - № 7.
22. Российская Федерация. Подзаконные акты. Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий [Текст]: [Указ Пр. РФ: от 28.04.1997 года №426] // Российская газета. - 1997. - № 88.
23. Российская Федерация. Подзаконные акты. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) [Текст]: [Указ Пр. РФ: от 28 февраля 1995 года № 221] // СЗ РФ. - 1995. - №10.- Ст. 859.
24. Российская Федерация. Подзаконные акты. О мерах по реализации
промышленной политики при приватизации государственных предприятий [Текст]: [Указ Пр. РФ: от 16 ноября 1992 года № 1392] // Российская газета. -
1992. - № 251.
25. Российская Федерация. Подзаконные акты. Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий [Текст]: [Указ Пр. РФ: от 28 апреля 1997 года № 426] // Российская газета. - 1997. - № 88.
26. Российская Федерация. Подзаконные акты. О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования [Текст]: [Указ Пр. РФ: от 21 июля 2015 года № 373] // СЗ РФ.- 2015 . - № 30. - Ст.4571.
27. Российская Федерация. Подзаконные акты. О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования [Текст]: [Указ Пр. РФ: от 21 июля 2015 года № 373] // СЗ РФ. - 21.07. 2015. - № 30. - Ст.4571.
Судебная и иная юридическая практика
1. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля
2012 года № 8433/11 по делу № А09-3584/2010 Требование: Об отмене решения и предписания антимонопольного органа. Обстоятельства: В отношении заявителя возбуждено дело о нарушении порядка ценообразования. Решение: Требование удовлетворено. [Текст] // Вестник ВАС РФ. - 2012. - №
6.
2. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 апреля
2013 года № 14746/12.
3. Постановление Федеральной антимонопольной службы МО от 25 июня 2013 года по делу № А40-64690/12.
4. Постановление Федеральной антимонопольной службы Волго-Вятского округа от 3 декабря 2007 года по делу № А43-6601/2007-39-157.
5. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2016 года по делу № А46-10106/2015.
6. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2016 года по делу № А76-23549/2015.
7. Определение Верховного Арбитражного суда АС РФ от 28 февраля 2013 года № 1883/13.
8. Определение Верховного Суда РФ от 02 июня 2015 года № 309-ЭС15-6011 по делу № А50-6761/2014.
3. Специальная литература
1. Аболонин Г.О. Дисциплинарное производство саморегулируемых организаций - на острие конфликта [Текст] / Г.О. Аболонин. - М.: Волтерс Клувер, 2010.
2. Андреев В.К. Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права России [Текст] / В.К. Андреев. - М.: Российская академия правосудия, 2012.
3. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России [Текст] / В.С. Белых. - М: Проспект, 2010.
4. Варламова А.Н. Конкурентное право России [Текст] / А.Н. Варламова. - М., 2009.
5. Гаджиев Г.А. Конституционная экономика [Текст] / Г.А. Гаджиев. - М.: К 65 Юстицинформ. - 2010.- 113 с.
7. Горбухов В.А. Коммерческое право. Конспект лекций [Текст] / В.А.
Горбухов.- 2007.- 110 с.
6. Григорьева О. А. Правовое регулирование естественных монополий: автореф. дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / О.А. Григорьева. - Екатеринбург. -
2003. - 26 с.
7. Грязнова А. Г., Думная Н. Н. Макроэкономика. Теория и российская практика [Текст] / А.Г. Грязнова., Н.Н. Думная. - М.: Кнорус, 2011.
8. Дороничев Д. А., Гусак Г. Ю. Современные тенденции в повышении эффективности функционирования электроэнергетики: от реструктуризации к инновациям. [Текст] / Д.А. Грязнова., Г.Ю. Гусак. - Нижний Новгород, 2012. - 88 с.
9. Ерохина О.В. Монополистические объединения Российской Империи конца XIX - начала XX века: научная статья [Текст] / О.В. Ерохина. - М, 2009. - с. 37.
10. Ершова И.В. Предпринимательское право. Учебное пособие. Элементарный курс [Текст] / И.В. Ершова. - М.: Юриспруденция, 2012.
11. Естественная монополия. Понятие и особенности. Елена Ларина [Электр.ресурс] Режим доступа: http://www.syl.ru/article/79342/estestvennaya- monopoliya-ponyatie-i-osobennosti (дата обращения: 16.04.2016 г.). - Загл. с экрана.
12. Захарова В.В., Недорезова Е.С. Естественные монополии в экономике России: научная статья [Текст] / В.В. Захарова. - Самара, 2013.
13. Зорькин В.Д. Конституционно - правовое развитие [Текст] / В.Г. Зорькин. - М, 2011.- 84 с.
13. Идрисов Г.И., Пономарева Е.А. Экономическое развитие России. Научная статья: Регулирование естественных монополий не должно опережать развитие рынка [Текст] / Г.И. Идрисов, Е.А. Пономорева. - М, 2015.
14. Клюзина С. В. Монополия и локальная монополия как ее тип: история вопроса, методология, теория и практика: автореф. дис. д-ра экон. наук [Текст] / С.В. Клюзина. - Иваново, 2005. - 41 с.
15. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. Учебное пособие [Текст] / И.В. Князева:. М., 2012.
16. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник [Текст] / Под ред.
B. Ф. Попондопуло . - М.: Проспект, 2009.
17. Конкурентное право России. Учебник [Текст] / отв. ред. И.Ю. Артемьев,
C. А. Пузыревский А.Г. Сушкевич . 2-е изд. М., 2014.
18. Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики [Текст] / В.В. Лаптев.- М, 2010.
19. Мельниченко Р. Г. Необходима ли адвокатская монополия на рынке юридических услуг [Текст] / Р. Г. Мельниченко // Закон. - 2008. - № 4. -65-68 с.
20. Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). Учебно-практическое пособие [Текст] / С.А. Паращук. - М, 2002.
21. Петров Д. А. Конкурентное право: теория и практика применения [Текст] / Д. А. Петров. - М.: Юрайт, 2013. - 318 с.
22. Предпринимательское право. Учебник для бакалавров [Текст] / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова . -М.: Проспект, 2014.
23. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник [Текст] / под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. 2-е изд. - М.: Норма, 2010
24. Радюкова Я. Ю. Естественные монополии: специфика функционирования в России на современном этапе. Научная статья [Текст] / Я. Ю. Радюкова.- 2015.¬187 с.
25. Радюкова Я.Ю. О возможностях адаптации зарубежного опыта государственного регулирования естественных монополий в современных российских условиях: Научная статья [Текст] / Я. Ю. Радюкова. - 2013.- 147 с.
26. Российское предпринимательское право. Учебник. 4-е издание / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова [Текст]. - М.: Проспект, 2012.
27. Рыженков А. Я. Понятие монополии в российском законодательстве и правовой доктрине: научная статья д-ра юр. наук [Текст] / А. Я. Рыженков. - Волгоград, 2015. - 10 с.
28. Ряпин И.Ю. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: итог пятнадцатилетней борьбы [Текст] / И.Ю. Ряпин. - М, 2013.
29. Современное предпринимательское право. Монография [Текст] / отв. ред. И.В. Ершова М.: Проспект, 2014.
30. Тотьев К. Ю. Конкурентное право (правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий) [Текст] / К. Ю. Тотьев. - М.: РДЛ, 2003. - 480 с.