Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социального становления курсантов вузов МВД России
1.1. Состояние проблемы социального становления личности в психолого-педагогической литературе 11
1.2. Социально- педагогическая характеристика курсантов вуза МВД России 40
1.3. Модель процесса социального становления курсантов в вузах
МВД России 67
Глава 2. Реализация педагогических условий эффективности социального становления курсантов вузов МВД России
2.1. Этапы, ход и содержание опытно-экспериментальной работы 89
2.2. Педагогические условия эффективности воспитательных технологий социального становления курсантов вузов МВД России.... 113
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 137
Заключение 164
Список использованной литературы 169
Приложения 188
Актуальность исследования обусловлена рядом причин. Во- первых, динамизмом преобразований, которые происходят в стране в последние десятилетия и которые требуют учета их влияния на социализацию подрастающих поколений, особенности их ориентации в новых социально-экономических отношениях. Это, в свою очередь, ставит образовательные учреждения перед необходимостью вносить соответствующие коррективы в содержание, формы и методы социального воспитания, как в школе, так и в вузе.
Во-вторых, изменения в возрастном и гендерном составе учащихся академии МВД России ставит перед необходимостью более сознательно¬го использования имеющихся воспитательных потенциалов процесса обучения, поиска и адаптации новых педагогических технологий, определения их позитивных влияний на ход и результаты социального становления юношества в новых условиях.
Проблематикой социальной зрелости, социального становления, как свидетельствует анализ научной литературы, занимаются антропология, социология, психология, криминология, педагогика и другие науки.
Различные стороны этой проблемы представлены в работах К.А. Абульхановой-Славской, К.А. Борисова, А.П. Деркача, С.И. Змеева, Н.В. Кузьминой, И.Б.Пономарева, И.П. Раченко, А.Р. Ратинова, А.М. Столя- ренко, А.В. Филлипова, Ю.В. Чуфаровского, В.Д. Шадрикова и других.
Социально-психологические аспекты становления личности в разное время рассматривались Б.Г. Ананьевым, JI.C. Выготским, И.С. Ко¬ном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Мудриком, А.В. Петровским и другими.
В отечественной и зарубежной социальной психологии и педагогике интересующие нас вопросы изучаются также в рамках профессионального становления личности (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, С.Д. Артемов, В.В. Бойко, В.И. Зацепин, Б. Коллинз, Я.Л. Коломинский, Е.С. Кузьмин,П. Лазарсфельд, Т. Ньюком, А.Ю. Панасюк, А.В. Петровский, К.К. Пла¬тонов, Н.А. Свиридов, J1. Фестингер, Г. Хомане, В.В. Шпалинский, В.А. Ядов, М.Г. Ярошевский и др.) В них освещены проблемы социальной адаптации и развития личности, межличностного общения субъектов деятельности, влияния различных социально-педагогических условий на формирование профессионально и социально значимых качеств, знаний, умений и навыков, детей, подростков, молодежи, обеспечивающие их активное социальное становление.
Значителен вклад в разработку социально-педагогических характеристик процесса социального становления личности таких ученых, как: JI.B. Байбородова, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, И.С. Кон, Е.Н. Лекомце- ва, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, В.А.Фокин и другие. Ими данный процесс рассмотрен в контексте социализации личности, показаны роль и место социальных проб в социальном становлении человека на различных эта¬пах жизни, раскрыты его педагогические основы, описаны особенности протекания в школьные годы.
Однако, несмотря на определенное внимание к данному вопросу в научных публикациях, следует отметить его недостаточную изученность в юношеском возрасте, применительно к курсантам академии МВД России. Следовательно, можно констатировать наличие ряда противоречий:
- между требованиями общества, государства, работодателя к выпускникам высшей школы, в том числе и системы МВД России, и недостаточной освещенностью в психолого-педагогической теории вопросов социального становления личности в вузе;
- между важным для любого образовательного учреждения обеспечением позитивного социального становления выпускников за годы обучения в нем и недостаточной степенью разработанности данной проблемы в социально-педагогической науке;
- между накопленным опытом в различных учебных заведениях организации процесса социального становления личности будущего
5
выпускника и слабой разработанностью научно-методического обеспечения этого процесса;
- между актуальностью для нашего общества в период трансформационных изменений использования эффективных воспитательных технологий, обеспечивающих социальное становление личности подрастающих поколений, и неподготовленностью преподавателей и офицеров-воспитателей в системе вузов МВД России к их реализации.
Проблема социального становления личности волнует представителей различных научных дисциплин. Проблематикой социальной зрелости, социального становления, как свидетельствует анализ научной литературы, занимаются антропология, социология, психология, криминология, педагогика и другие науки.
Различные стороны этой проблемы рассмотрены в работах К.А. Абульхановой-Славской, К.А. Борисова, А.П. Деркача, С.И. Змеева, Н;В. Кузьминой, И.Б.Пономарева, И.П. Раченко, А.Р. Ратинова, А.М. Столяренко, А.В. Филлипова, Ю.В. Чуфаровского, В.Д. Шадрикова и других.
Социально-психологические аспекты становления личности в разное время освещались в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрика, А.В. Петровского и других.
В отечественной и зарубежной социальной психологии и педагогике интересующие нас вопросы изучаются таюже в рамках профессионального становления личности (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, С.Д. Артемов, В.В. Бой¬ко, В.И. Зацепин, Б. Коллинз, Я.Л. Коломинский, Е.С. Кузьмин, П. Ла- зарсфельд, Т. Ньюком, А.Ю. Панасюк, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Н.А. Свиридов, Л. Фестингер, Г. Хомане, В.В. Шпалинский, В.А. Ядов, М.Г. Ярошевский и др.) В них нашли отражение проблемы социальной адаптации и развития личности, межличностного общения субъектов деятельности, влияния различных социально-педагогических условий на формирование профессионально и социально значимых качеств, знаний, умений и навыков, детей, подростков, молодежи, обеспечивающие их активное социальное становление.
При этом авторы исходят из понимания «становления» как возникновения, образования чего-либо нового в процессе развития.
Социальное становление в научных публикациях рассматривается и как процесс, и как результат. В первом случае это явление характеризуется как динамика социального развития человека, определяющая его формирование как зрелой личности в ходе воспитания, образования и самовоспитания. Во втором случае подразумевается достигнутый уровень социальной зрелости человека на определенном отрезке жизненного пути, который свидетельствует о его способности осознавать себя в обществе, понимать занимаемое в нем положение, самостоятельно определять для себя цели, выстраивать маршруты для их достижения; как наличие комплекса социально значимых качеств личности в соответствии с возрастом, стремление к максимально возможному самосовершенствованию.
Как показывает проведенное нами исследование на процесс социального становления личности курсанта вуза МВД России влияют многочисленные факторы и среди них: объективные (социальная среда; условия деятельности сотрудников и ее организация; наличие соответствующей материальной базы; влияние окружения; уровень воспитанности сотрудников; социальный престиж профессии; особенности взаимоотношений внутри курсантских подразделений и у курсантов с преподавателями, офицерами- воспитателями) и субъективные факторы (индивидуальные и возрастные особенности личности сотрудника; мотивы и потребности; профессиональные качества воспитателя, его авторитетность; опыт воспитательной работы субъекта воспитания; отношение воспитателя к воспитанникам и воспитанию).
Социальное становление касается всех сущностных сфер личности (потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, познавательной, морально-нравственной, действенно-практической, межличностно¬социальной), характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности, независимости, самодостаточности, способностью принимать ответственные решения, реализовывать их на практике.
1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. - М., 1984-208 с.
2. Абулъханова-Славская КА. Деятельность и психология личности. -М., 1980. - 335 с.
3. Абулъханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. Психология личности и образ жизни. - М., 1987. - 215 с.
4. Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. - 299 с.
5. Аврамцев В.В., А.С. Батышев, А.В. Дулов. Программа воспита¬тельной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России на период обучения. - М., 1998. - 43 с.
6. Айзенк Г. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. -Кострома, 1993.-187 с.
7. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей во¬енной школы / Под ред. А.В. Барабанщикова. - М., 1980. - 280 с.
8. Александров А.И. Психологический анализ формирования про-фессиональной направленности личности у курсантов высших ВПУ: Авто- реф. дис... канд. пед. наук. - М., 1978. - 19 с.
9. Александрович П.И. Психологическое состояние курсантов и их учет в учебно-воспитательном процессе вуза: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1987. - 20 с.
10. Анализ воспитательной работы в профессиональном учебном заведении / Под ред. JI.B. Байбородовой. - Ярославль, 2003. - 58 с.
11. Ананьев Б.Г О проблеме современного человековедения. - М., 1977.-380 с.
12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М., 2000. - 351 с.
13. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - 2-е изд.-СПб., 2001.-272 с.
170
14. Андреев В.И Диалектика воспитания и самовоспитания творче¬ской личности. - Казань, 1988. - 236 с.
15. Андреева Г.М. Социальная психология. - 5-е изд., испр. и доп. -М., 2004.-365 с.
16. Анциферов В.В. Методика воспитательной работы сотрудников факультетов, курсов образовательных учреждений МВД России: Учебно-методическое пособие. - М., 2002. - 112 с.
17. Анциферов В.В. Совершенствование воспитательной работы на-чальников факультетов, курсов высших учебных заведений МВД России: Дис... канд. пед. наук. - М., 2001. - 196 с.
18. Асеев ВТ. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976.- 158 с.
19. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2002. - 416 с.
20. Афонин И.Д. Теория и практика индивидуальной воспитатель¬ной деятельности командира подразделения в современных условиях: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1993. - 167 с.
21. Бабанский Ю.К. Об управлении процессом воспитательных воздействий // Советская педагогика. - 1971. - № 8. - С. 33-41.
22. БайбородоваЛ.В., РожковМ.И. Воспитательный процесс в со-временной школе. - Ярославль, 1998. - 380 с.
23. Барабанщиков А.В. Основы военной психологии и педагогики. -М., 1988.-269 с.
24. Барабанщиков А.В. Военно-педагогическая диагностика (Тео- ? рия, опыт, проблемы). - М., 1995. - 279 с.
25. Барабанщиков А.В. Как повысить качество воспитания // Из¬вестия методического центра профессионального образования и координа¬ции научных исследований.-М., 1996.-№ 2.-С. 160-161.
26. Барабанщиков А.В. Методика исследования проблем военной психологии и педагогики. - М., 1987. - 318 с.
171
27. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера.-М., 1985.-297 с.
28. Барсуков И.И. Социальное общение как фактор повышения эф-фективности деятельности воинских коллективов. - М., 1980. - 198 с.
29. Басов Н.Ф. ы другие. Система подготовки студентов университе¬та к социально-педагогической деятельности. - Кострома, 2002. - 248 с.
30. Басов Н.Ф. и другие. История социальной педагогики. - М.,
2005. -256 с.
31. Басоеа В.М. Теория и практика формирования социальной ком-петентности личности. - Кострома, 2004. - 176 с.
32. Батышев А.С. Педагогика высшей школы МВД. - М., 1995. -
263 с.
33. Бахтин В.К. Формирование у курсантов высших военно¬политических училищ навыков и умений организации воспитательной ра¬боты в подразделении. - М., 1980. - 173 с.
34. Бернс Э. Развитие «Я - концепции» и воспитание. - М., 1986. - 420 с. .
35. Беспалько И.Г., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспече¬ние учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М., 1989. —142 с.
36. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социали-зации // Педагогика. -1998. - № 1. - С. 3 - 8.
37. Биочинский И.В. Педагогика подготовки офицера в военном училище. - Самара, 1994. - 381 с.
38. Биочинский И.В. Воспитание в вузе МВД: процесс и результат (материалы «круглого стола») // Известия методического центра профес-сионального образования и координации научных исследований. - М., 1996.-№4,- С. 147-152.
172
39. Биочынский ИВ. Воспитательные аспекты подготовки специа¬листов в вузах МВД РФ: Теоретико-методологический очерк. - Н. Новго¬род, 1997. - 96 с.
40. Биочинский КВ. Воспитательные аспекты профессиональной подготовки в вузах МВД. - Н. Новгород, 1998. - 46 с.
41. Биочинский ИВ. Психолого-педагогическое обеспечение подго¬товки специалистов в вузах МВД России. - Н. Новгород, 1997. - 72 с.
42. Битяноеа Н.Р. Психология личностного роста. - М., 1995. -
64 с.
43. Битяноеа Н.Р. Социальная психология. - М., 1994. - 106 с.
44. Богомолов Ю.В. Совершенствование профессионального воспи¬тания курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России в процессе обучения: Дис... канд. пед. наук. - М., 1999. - с.
45. Бодалев А.А. О проблемах воспитания и их комплексной разра¬ботке // Советская педагогика. - 1977. - № 7. - С. 12-20.
46. Бондаревская Е.В., Кулъневич С.В. Педагогика: личность в гума-нистических теориях и системах воспитания. - Ростов-на-Дону, 1996. - 560 с.
47. Бондарь В.В. Профессиональное становление курсантов военно-экономического вуза в процессе обучения: Дис. .. .канд. пед. наук. - Яро¬славль, 1998. - 168 с.
48. Бордоеская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб., 2004. - 300 с.
49. Бубнова С.С. Эффективность деятельности в зависимости от ) структуры профессионально важных качеств // Проблемы системогенеза
деятельности. - Ярославль, 1980. - 12 с.
50. Буданов А.В. Педагогические иллюзии и педагогические про¬блемы // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. - М., 1996. -№ 2. - С. 147-154.
51. Варваров В.И., Мерзляк JJ.E. Командир и подчиненные. - М.,
1996. - 128 с.
173
52. Весна Е.Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок // Мир психологии. - 2001. - № 2. - С. 154-165.
53. Власова Л.А. Адаптация курсантов и слушателей образователь¬ных учреждений МВД России к условиям учебной и служебной деятельно¬сти. Рекомендации по проведению воспитательной работы из опыта рабо¬ты Ростовского юридического института МВД России. - Ростов-на-Дону,
1998. -91 с.
54. Военная педагогика / Под ред. А.М. Данченко, И.Ф. Выдрина. - М., 1973.-368 с.
55. Военная педагогика / Под общ. ред. В.Н. Герасимова. - М.,
1999. -486 с.
56. Военная педагогика и психология / А.В. Барабанщиков,
В.П. Давыдов, Э.П. Утлик, Н.Ф. Феденко. - М., 1986. - 229 с.
57. Волков Б.С. Психология ранней юности. -М., 2001. - 94 с.
58. Волков Н.Т. Личностно-ориентированное обучение курсан¬тов высшего военно-учебного заведения: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. -Ярославль, 2000.-23 с.
59. Воспитание и развитие личности учащегося в образовательных учреждениях МВД России. - М., 1998. - 263 с.
60. Воспитательная деятельность педагога / Под общ. ред. В.А. Сла- стенина, И.А. Колесниковой. - М., 2005. - 334 с.
61. Вульфов Б.З. Практическое человековедение // Советская педа-гогика- 1991.-№3.-С. 152-153.
62. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М., 2000. -
176 с.
63. Вяткин Л. Г., Турчин Г. Д. Психолого-педагогические особенно¬сти юношеского возраста. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 8. Саратов, 2000. - С. 3-4.
174
64. Гавршенко А.Н. Политическая социализация в западноевропей¬ских странах и ее влияние на мировоззрение военнослужащих Объединен¬ных Вооруженных Сил СНГ: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1992. - 200 с.
65. Гаврищук В.П. Курсанты в системе психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса // Материалы межвузов¬ской научно-практической конференции 8 ноября 2000г. Сборник научных трудов. Вып. 8. - Саратов, 2000. - С. 121-123.
66. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 1978.- 118 с.
67. Гарбер Е. И., Казача В. В. Методика профессиографии. - Сара¬тов, 1992.- 198 с.
68. Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного про-фессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. - М., 1999. - 58 с.
69. Горлинский И.В. Проблемы обучения воспитателей // Известия методического центра профессионального образования и координации на¬учных исследований. - М., 1996. -№ 2. - С. 157-158.
70. Горлинский И.В. Развитие педагогической системы профессио-нального образования в учебных заведениях МВД России: Дис. в виде на¬уч. докл... д-ра пед. наук. - М., 1999. - 48 с.
71. Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в обра-зовательных учреждениях МВД России: Учебно-методическое пособие. - М., 1997.-61 с.
72. Губанов А.В. Полиция зарубежных государств: основные черты организации и деятельности. - М., 1991. - 125 с. •
73. Гущина Е.Н. Психолого-акмеологические факторы и условия эффективности профессиональной деятельности психолога органов внут¬ренних дел: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2006. - 23 с.
74. Давыдов В.П. О воспитывающем обучении слушателей (кур¬сантов) образовательных учреждений МВД России / В.П. Давыдов,
175
Ю.В. Богомолов // Известия методического центра профессионального об-разования и координации научных исследований. - М., 1996. - № 4. - С.133-147.
75. Давыдов В.П., Мороз И.И. Особенности воспитания курсантов различных курсов обучения. - М., 1983. - 94 с.
76. Давыдов Г.А. Социальная и военная психология. - М., 1988. -
217 с.
77. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современная вер¬сия. - М., 2002. - 640 с.
78. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 1999. - 231 с.