Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические условия социализации молодежи в деятельности общественных объединений

Работа №8323

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы187стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
710
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Социализация молодежи в деятельности общественных объединений как социально-педагогическая проблема 13
§ 1. Молодежь в социальной структуре общества 13
§ 2. Психолого-педагогическая характеристика социальной
активности молодежи 38
§ 3. Отечественный и зарубежный опыт деятельности
общественных объединений молодежи 66
ГЛАВА И. Опытно-экспериментальная работа по реализации
организационно-педагогических условий социализации
молодежи в деятельности общественных объединений 96
§ 1. Модель социализации молодежи в деятельности общественных
объединений 96
§ 2. Характеристика организационно-педагогических условий социализации молодежи в деятельности общественных объединений 116
§ 3- Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 172



Актуальность исследования. Развитие современного российского общества, коренные изменения в социально-экономической и политической жизни государства способствовали формированию новой парадигмы процесса социализации молодежи, роли общественной деятельности в нем. В годы пере-стройки и последующих реформ изменился стиль адаптации и самореализации различных групп молодежи. Молодежь Российской Федерации не только декларативно признается субъектом и фактором социальных изменений, но и реально является таковой.
В широком научном контексте социализация представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, усвоение человеком социального опыта, преобразуемого в систему поведения и нормы, которые приняты в обществе или социальной группе. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в дальнейшем. Исходя из данных теоретических посылов, отечественная наука определяет общественную деятельность молодежи как систему законодательно закрепленных экономических, социальных и организационных гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей и молодежи. Объединение молодых людей в организации, группы по интересам, как показывает отечественный и мировой опыт, является важным путем решения проблем социализации в условиях быстро меняющегося мира, результатом которой является развитие социальной активности молодежи.
Концептуальная сущность социализации была раскрыта в теориях развития личности, разработанных Л.С.Выготским, Р.Гоулдом, Дж.Клаузеном, Л.Колбергом, И.Коном, А.В.Мудриком, Ж.Пиаже, Н.Смелзером, П.Сороки- ным, З.Фрейдом, Э.Эриксоном.
Современной отечественной наукой заложены теоретические предпосылки решения задач социализации российской молодежи. Большой вклад в развитие отечественной научной школы по данному направлению внесли труды П.И.Бабочкина, Л.В.Байбородовой, Е.В.Бондаревской, А.В.Волохова, И.А.Зимней, И.М.Ильинского, А.И.Ковалевой, В.Т.Лисовского, В.А.Лукова, М.И.Рожкова, Е.Е.Чепурных, В.И.Чупрова, В.А.Фокина.
Анализ научных исследований по проблеме социализации российской молодежи позволил выделить следующие противоречия:
. между необходимостью выработки в современных социально-экономических условиях концептуальных подходов к социализации молодежи, сочетающих федеральный и региональный компоненты и недостаточной изученностью этого вопроса в педагогической теории;
. между потенциальными возможностями молодежи в осуществлении социальных функций и недостаточной разработанностью педагогических технологий обеспечения социальной активности молодежи для решения этой проблемы в практике социального воспитания;
. между наличием теоретических подходов к социализации молодежи и отсутствием комплексных, междисциплинарных исследований по проблеме социализации российской молодежи;
. между наличием практического опыта социализации молодежи, развития социальной активности в деятельности общественных объединений и недостаточным его научно-методическим обобщением.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Российское общество за прошедшие годы пережило глубокие социально-экономические трансформации, коренным образом повлиявшие на эффективность процесса социализации молодежи. Как свидетельствуют данные проведенного исследования молодежь современной России - социальная группа, являющаяся предметом особого внимания российского общества и государства. Тем не менее, сложившаяся ситуация в сфере развития подрастающего поколения неоднозначна. Результаты проведенных опросов, анкетирований, анализ документов показывает, что современная российская молодежь самостоятельна, ответственна за сделанный профессиональный выбор. Для нее характерно повышение заинтересованности в получении качественного образования и профессиональной подготовки, влияющих на дальнейшее трудоустройство и карьеру.
С другой стороны, молодым людям присущ низкий уровень интереса и участия в событиях политической, экономической и культурной жизни, что сдерживает эффективность процесса социализации молодежи в деятельности общественных объединений.
Важным последствием реформирования российского обществ, начавшегося в 90-е годы XX века стала выработка подхода, при котором в решении социальных проблем молодого человека доминирует опора на его собственные силы.
Для преодоления дестабилизирующего влияния сложившейся социально-экономической ситуации на эффективность социализации молодежи необходимо программирование общественной деятельности молодежи с целью интеграции молодежи в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения. Как показало проведенное исследование, этому может эффективно способствовать реализация программ и проектов общественной деятельности молодежи, которые выполняют две взаимосвязанные функции:
Компенсаторную (восполнение обществом и государством низкого уровня социального статуса молодежи - неравенство социального положения, неравные стартовые возможности - и создание гарантированных условий реализации ее прав и потенциальных возможностей).
Инновационную (содействие развитию социальной активности молодежи, становление ее социальной субъектности, включение молодых граждан в деятельность различных институтов общества и государства на основе осознанного выбора, позитивной мотивации и сознательной конструктивной деятельности).
Дифференциация молодежи по возрастному, профессиональному, материальному и другим признакам свидетельствует о диверсификации молодежной политики по отношению к различным социальным группам молодежи, что также оказывает влияние на эффективность процесса социализации молодежи. Задача организаторов системы работы с молодежью состоит в том, чтобы совершенствуя и развивая институты социализации, добиться их эффективного баланса и взаимодополнения, используя для этого возможности государства и общества.
Все вышеперечисленное позволяет сделать следующие выводы:
1. Социализация молодежи в деятельности общественных объединений представляет собой процесс формирования личности в условиях, создаваемых деятельностью этих объединений, в ходе которого, социальный опыт усваивается, присваивается и преобразуется в систему норм, принятых в обществе или социальной группе и реализуется в социальной активности субъектов.
2. Эффективная молодежная политика, составляющая основу процесса со-циализации молодежи в деятельности общественных объединений, формируется и осуществляется только при условии участия в этом процессе самой молодежи. Процесс социализации молодежи основывается на осознании ею собственных интересов и стратегических перспектив.
3. Современные социально-экономические явления: кризис взаимоотношений поколений, рост экстремизма и агрессии в молодежной среде, формирование асоциальных субкультур свидетельствуют о недостаточности развития институтов социализации и демонстрируют их системный кризис.
4. Развитие позитивных тенденций использования социальной активности молодежи в интересах развития гражданского общества может быть достигнуто лишь при создании адекватной системы участия государства и общества в процессах ее социализации, учитывающей особенности этого процесса: освоение нового социального опыта, социальных ролей в единстве процессов воспитания, образования, общественной деятельности; интенсивностью обучения навыкам социальной инновационной деятельности и интеграции молодежи в общество; широте возможностей для самореализации и включения молодежи в процессы социально-экономического развития, государственного и общественного строительства.



1 .Абрамова Г. С. Возрастная психология. - Екатеринбург: Деловая книга,
1999. -621 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1992.- 128 с.
3. Аналитический сборник «Молодежь в действии». - М.: Эдиториал УРСС, 2001.-140 с.
4. Ананьев Б.Г. Проблемы социализации индивида // Человек и общество. - JL, 1979, вып. 9. - 144 с.
5. Андреев В. И. Педагогика : учеб. курс для творч. саморазвития / В.И. Андреев. Центр инновационных технологий. - Казань, 2000. - 608 с.
6. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. / Сост. П.А.Лебедев. - М., 1990. - 608 с.
7. Бабкин Н.И. Социальная педагогика: методические рекомендации. - М., Социально-технологический институт, 1998 - 125 с.
8. Бабочкин П.И. Социокультурное становление молодежи в динамично изменяющемся обществе: Автореф. дис. ... д-ра философ, наук. - М.: МГСА,
2001. -42 с.
9. Басов Н.Ф. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России: методология, историография, источниковедение (начало XX в. - 90-е годы): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.: ИТПиО РАО, 1997. -32 с.
Ю.Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М.: Информпечать, 2000. - 336 с.
П.Беличева С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: Автореф. дис. ...д-ра псих. наук. - М.,
1988. -33 с.

173
12. Бендас Т.В. Психология лидерства: гендерный и этнический аспекты: Автореф. дис.... д-ра псих. наук.-СПб.: СПбГУ, 2002.-31 с.
13. Берипер Г., Юнесон JI. Теория социально-псхологической работы. - М.: ACT, 1991.-287 с.
М.Битинас Б.П., Катаева Л.И. Гражданскому обществу - институт соци¬альных педагогов // Педагогика, 1992. - №№ 5-6. - С. 38-44.
15. Битянова М. Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. - М.: Между- нар. пед. акад., 1994. - 106 с.
16. Блинков Ю.А., Кузьмин В.П., Шульгина Т.А. Методические рекомен¬дации по организации учебного процесса студентов факультета социальной работы по форме обучения - экстернат. - Курск: КГМУ. 2004. - 40 с.
17. Бодалев А. А. Личность в общении. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.
18. Бочарова В.Г. Социально-педагогическая деятельность как научная ка¬тегория: Научный доклад. - М.: ИПСР РАО, 2002. - 31 с.
19. Вишневский Ю.Р. Современная российская молодежь: методология изучения / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Молодежь и общество на рубе¬же веков / под науч. ред. И. М. Ильинского. - М.: Голос, 1999. - С. 78 - 90.
20. Волохов А.В. Теория и методика социализации ребенка в детских об¬щественных организациях: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Ярославль: МГПУ, 1999.-28 с.
21. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодейст¬вие.-М.: Знание, 1981.-94 с.
22. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. - М.: Педагогика. Т.З. - М.: Педагогика, 1983. 368с. Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
23 .Гальперин П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П. Я. Гальперин, А, В. Запорожец, С. Н. Карпова. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 118 с.
24. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М., 1997. - 697 с.

174
25. Гиль С.С. Муниципальная система социально-педагогической под-держки молодежных инициатив: теория и практика: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург: ОГПУ, 2002. - 32 с.
26. Гозман Д., А.Эткинд Идентичность и культурное самосознание / Опыт словаря нового мышления. - М.: Прогресс, 1989. - 134 с.
27. Государственная молодежная политика в законодательстве Российской Федерации Сборник документов. Ч. I-III / под общей редакцией В.А.Лукова. -187 с.
28. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Гри¬горович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
29. Громов И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. - Изд-во «Ольга», 1996. - 470 с.
30. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педа¬гог, семья и школа. - Ставрополь, 1993. - 179 с.
31 .Демографическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа: ситуация, прогноз, политика. - М.: Эконом-информ, 2002. - 213 с.
32. Документы и проекты: материалы Всерос. студ. форума. - М. : Изд-во МГСА «Социум», 2001.-106 с.
33. Донцов А. И. Психология коллектива / А. И. Донцов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 208 с.
34. Дубинский В.И. Теория и практика социально-педагогической работы с учащейся молодежью в условиях современной России: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.: ИПСР РАО, 2000. - 31 с.
35. Дьюи Дж. Школа - общество. - М.: Работник просвещения, 1925. - 127 с.
36. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: метод социологии. - М, 1991.-35 с.
37. Евлешина Н. А. Детское и общественное объединение как самооргани¬зующаяся система // Молодежные и детские общественные объединения:

175
проблемы преемственности деятельности и исследований. - М.: Логос, 2002. -С. 180- 188.
38. Европейские университеты // http://lyutichce.narod.ru/otv.html.
39. Ермолин А. А. Как расколдовать «зомби». Либеральное воспитание против тоталитарных стереотипов. - М.: Авантитул, 2004. - 304 с.
40. Журко В.И. Система подготовки кадров по работе с молодежью в стра¬нах - членах Европейского сообщества // Социально-молодежная работа: за-рубежный опыт. Учебно-методическое пособие. - М., 1998. - С. 45-56.
41.3апесоцкий А.С. Образование: философия, культорология, политика. - М.: Наука, 2002.-456 с.
42.3аседание постоянно действующего совещания территориальных орга¬нов, федеральных органов исполнительной власти социально¬экономического блока в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе: Материалы совещания 11 марта 2005 года. - Ханты- Мансийск, 2005. - 68 с.
43.3дравомыслова Е. А. Парадигмы западной социологии общественных движений. - СПб.: Наука, 1993. - 172 с.
44.3еньковский В. В. Психология детства. - М.: ИЦ «Академия», 1995. - 347 с.
45. Иваненков С.П. Социализация молодежи в современных условиях: Ав¬тореф. дис. ... д-ра философ, наук. - М.: МГУ, 1999. - 32 с.
46. Идеи, средства, методы и работа в области межкультурного воспитания взрослых и молодежи: Учебный сборник. - Страсбург: Европейский Моло¬дежный центр, 1999. - 96 с.
47. Из опыта реализации областной программы «Лидер»: материалы из опыта реализации обл. прогр. «Лидер». - Вологда, 2001. - 76 с.
48. Ипьинский И.М. Молодежь и молодежная политика. - М.: Голос, 2001. -243 с.

176
49. Кирпичник А.Г. Кому и зачем нужно детское движение // ТИМ - Спец. выпуск. - М., 1995. - 25 с.
50. Ковалева А. И. Социология молодежи: Теоретические вопросы / А. И. Ковалева, В. А. Луков. - М.: Социум, 1999. - 351 с.
51. Ковров В. В. Самореализация подростка в общественном объединении: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1996. - 21 с.
52. Королев Ю. В. Демократический лидер - организатор детского движе¬ния. Как создать детскую общественную организацию // www.trainet.org.
53. Кон И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. - М.: Просве-щение, 1979. - 175 с.
54. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.: Просвещение,
1989. -255 с.
55. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации (проект). - М., 2001. - 37 с.
56. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования: Документы и материалы. / Ред.- сост. Э.Д.Днепров, 2002. - 332 с.
57. Коршунова О. С. Политическая социализация детей и молодежи в об¬щественных объединениях // Молодежные и детские общественные объеди¬нения: проблемы преемственности деятельности и исследований: сб. докл. и выст.-М.: Логос, 2002.-С. 81-89.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ