Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социального воспитания младших 13 школьников «группы риска»
1.1. Особенности социализации детей младшего школьного 13 возраста
1.2. Опыт воспитания детей «группы риска» в учреждениях дополнительного образования
1.3. Воспитание детей младшего школьного возраста средствами 66 изобразительного искусства
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации социального воспитания младших школьников «группы риска» средствами изобразительного искусства
2.1. Модель процесса социального воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства
2.2. Характеристика педагогических условий воспитания младших школьников «группы риска» средствами изобразительного искусства
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 144
Заключение 170
Список использованной литературы 173
Приложения 192
Актуальность исследования. Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту.
Новые социально-экономические и политические условия в России требуют новых подходов к реализации прав человека и прав ребенка. Такая актуальная проблема специалистами разных отраслей — медицины, социальной защиты, психологии, коррекционной педагогики, решается по-разному. Это приводит к существенным различиям в определении подходов и терминологии, касающихся детей «группы риска» и детей с особенностями в развитии. Медицинские, социальные и другие подходы отражены в работах таких исследователей как А. Д. Баталов, О. А. Герасименко, Р. П. Дименштейн, О. Я. Ертанова, Е. Т. Лильин, Е. Г. Лунина, Е. С. Набойченко и другие.
Педагогический подход определен законом РФ «Об образовании» и Конвенцией ООН о правах ребенка, в соответствии с которыми система образования должна быть адаптирована к возможностям ученика, а созданные условия для детей «группы риска», должны соответствовать его потребностям, возможностям и желаниям родителей.
Оптимизация условий социального воспитания младших школьников, включение данной категории детей в активные социальные отношения в рамках разных воспитательных организаций, является, несомненно, важной за¬дачей современной педагогической практики. Теории социального воспитания посвящены труды В. Г. Бочаровой, И. А. Липского, А. В. Мудрика, М. М. Плоткина, М. И. Рожкова, М. В. Шакуровой, В. А. Фокина,
В. Р. Ясницкой и др.
В современных условиях решение проблем социального воспитания детей «группы риска» возможно при условии интегративного подхода, совместного воспитания обычных детей и детей «группы риска», а также согласованных усилий разных специалистов-участников образовательного процесса, с опорой на достижения педагогики, психологии, специальной психологии, коррекционной педагогики, медицины и других наук.
Вместе с тем, анализ существующей практики обучения и воспитания младших школьников «группы риска», имеющих особенности развития в условиях современной системы образования свидетельствует об отсутствии на сегодняшний день целостной системы целенаправленного совместного социального воспитания разных категорий детей.
В условиях модернизации России и реформирования системы образования, проблемы социального воспитания детей с особенностями развития приобретают актуальность в рамках гуманистической направленности педагогической науки и практики. Младшие школьники «группы риска» становятся объектом специальной заботы педагогов, психологов, социальных и медицинских работников.
Проведенное исследование и результаты опытно-экспериментальной работы по моделированию системы социального воспитания младших школьников «группы риска» средствами изобразительного искусства на примере деятельности учреждений дополнительного образования подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:
1. Теоретико-методологическое исследование показало множество под¬ходов к организации работы с детьми, имеющими особенности в развитии, а также выявило понятийную некорректность в педагогической теории и практики в отношении таких детей.
2. К младшим школьникам «группы риска» мы относим детей с особенностями в развитии, так как их специфика, обусловленная нарушениями физического, социального, нравственного состояния создает неблагоприятные условия для воспитания и создает широкую зону риска. Детей с особенностями развития необходимо рассматривать как индивидуальность, имеющую больше неповторимых качеств, влияющих на их развитие и требующих создания специальных педагогических условий для воспитания.
3. Интегративный подход к социальному воспитанию младших школьников «группы риска» позволяет воспитывать особенных детей в естествен¬ной среде обычных сверстников, объединять усилия специалистов разных профилей, использовать комплексные методики воспитания и инновационные технологии, сокращая, таким
1. Абрамова М. А. Интеллектуальное развитие младших школьников в про¬цессе ознакомления с изобразительным искусством. — М., 1999. — 192 с.
2. Акопова А. Ф., Руденко JI. А., Сербина JI. Ф. Изобразительная деятель¬ность дошкольников с нарушениями зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. —№ 1 — С. 25-27.
3. Акопова А. Ф., Руденко JT. А., Сербина JT. Ф. Изобразительная деятель¬ность дошкольников с нарушениями зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. —№ 2 — С. 18-23.
4. Акопова А. Ф., Руденко JI. А., Сербина JT. Ф. Изобразительная деятель¬ность дошкольников с нарушениями зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. —№ 3 — С. 25-29.
5. Аксенова JI. А. Художественно-прикладное творчество детей с наруше¬ниями интеллекта // Теоретические и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями: Сб. материалов юбилейных Герценовских чтений. — СПб., 1997. — С. 139-140.
6. Аксенова JI. И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заве¬дений. — М.: Академия, 2001. — 192 с.
7. Аллан Д. Ландшафт детской души. — СПб.-Минск, 1997. — 256 с.
8. Алексеева Л. И. Чудо-кисточка // Внешкольник. — 1999. —№ 10-11.— С. 17-20.
9. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995.— 496 с.
10. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического про¬цесса. — Минск: Изд-во БГУ, 1990. — 560 с.
11. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1999. — 376 с.
12. Андрюхина Л. М. Дополнительное образование: возможности развития личности // Дополнительное образование. — 2000.— № 9. — Журнал в журнале. — С. XI-XV.
13. Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция худо-жественного и логического. — СПб., 2004. — 175 с.
174
14. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1984. — 386 с.
15. Асвобудинова Р. М. Система работы педагогического коллектива Двор¬ца творчества юных с детьми с ограниченными возможностями здоровья //Дополнительное образование. — 2001. —№ 12. — С. 34-37.
16. Басина И. Э., Суслова О. А. С кисточкой и музыкой в ладошке. — М.,
1997. — 144 с.
17. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет. — М., 2004, — 120 с.
18. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — 192 с.
19. Белкин А. С. Педагогика детства. — Екатеринбург, 1995. — 151 с
20. Белкин А. С. Ситуация успеха. — Екатеринбург, 1997. — 183 с.
21. Бельмер В. А. Коррекционная направленность изобразительного искус¬ства в школе для слабовидящих детей (1-4 класс) // Дефектология. —
1998. — №6. — С. 32-37.
22. Бельмер В. А. Развитие пространственного (глубинного) зрения на уро¬ках изобразительного искусства в школе для слабовидящих детей // Вос¬питание и обучение детей с нарушениями развития. — 2003. —№ 2 — С. 31-39.
23. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Курс лекций. — М., 2002.
— 208 с.
24. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М., 2000.—298 с.
25. Бойков Д. И. К вопросу обеспечения образовательных нужд детей с на-рушениями движений // Актуальные проблемы воспитания и социальной адаптации детей с проблемами в развитии: М-лы конф. молод, ученых, студентов, магистров, аспирантов. — СПб., 1998. — С. 91-96.
26. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 300 с.
27. Боровик О. В. Использование заданий на воображение как метода кор-рекционной работы // Дефетология. — 1999. — № 2. —С. 26-29.
175
28. Боровик О. В. Коррекционно-развивающие возможности детского рисо¬вания // Обруч. — 1999. — № 1. — С. 42-43.
29. Боровик О. В. Развитие воображения: Методические рекомендации. — М, 2000, — 112 с.
30. Боровик О. В. Формирование воображения умственно отсталых учащих¬ся младших классов. Дис. ... канд. пед. наук. — М., 1999. — 179 с.
31. Боровик О. В., Забрамная С. Д. Развитие ребенка —- в ваших руках. — М., 2000.—160 с.
32. Борытко Н. М. Моделирование воспитательного процесса // Воспита¬тельная деятельность: методология, содержание, технологии: Моногра¬фия / Н. М. Борытко, Т. В. Воронцова, П. П. Герасев и др. / Под. ред.
В. А. Пятина. — Астрахань, 2001. — С. 217-245.
33. Бочарова В. Г., Липский И. А. Основные направления научных исследо¬ваний в социальной педагогике. — М.: ССОПиР, 2001. — 197 с.
34. Бочарова В. Г., Плоткин М. М. Воспитание учащихся по месту житель¬ства: Кн. для учителя / Под ред. В. Г. Бочаровой, М. М. Плоткина — М.: Просвещение, 1987.
35. Буйлова Л. Н., Каргина 3. А. Виды учреждений дополнительного образо¬вания детей // Педагогика учреждения дополнительного образования де¬тей. — http://study.crsdod.ru.
36. Буланова Е. В. Индивидуальный образовательный маршрут в системе дополнительного образования детей // Внешкольник. Журнал департа¬мента образования администрации Ярославской области. — 2000. — №1 (10) —С. 22-25.
37. Бурмакина Н. В. Формирование эстетической культуры управленческой деятельности у руководителей дошкольного образовательного учрежде¬ния: Дис. ... канд. пед. наук — М., 2000. — 192 с.
38. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. — М., 1989. — 304 с.
39. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений до-полнительного образования детей (региональный опыт). Дополнитель¬ное образование детей с особыми потребностями — 2004 .— № 1 (24). — 40 с.
40. Валеев Г. X. Гипотеза педагогического исследования // Педагогика. —
1999. —№5. _с. 22-26.
176
41. Вейс Томас Й. Как помочь ребенку? (опыт лечебной педагогики в Кэмп- хилл-общинах) / Пер. с нем. С. Зубриловой — М., 1992. — 168 с.
42. Венгер А. А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятель¬ности. — М., 1972. — 168 с.
43. Венгер A. JI. Психологическое обследование младших школьников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002. — № 1
— С. 36-50.