Изучение процесса развития словаря детей 4-5 лет (Нижневартовский государственный университет)
|
Проведен экспериментальное исследование.
Баз исследования: МАДОУ Детский сад №48 «Золотой Петушок» г. Нижневартовска. В эксперименте участвовали дети 5-6 лет (20 человек), 6 воспитателей, 20 родителей.
Есть приложения (результаты экспериментального исследования в табличном виде и методические материалы).
Если в данной работе поменять название базы исследование на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ 7
1.1. Развитие речи у детей дошкольного возраста 7
1.2. Методические основы изучения развития словаря у детей 4-5 лет 13
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ 20
2.1. Констатирующий этап эксперимента 20
2.2. Уровни изучения развития словаря у детей 4-5 лет 25
2.3. Проект технологии развития словаря у детей 4-5 лет 28
Выводы по второй главе 38
Заключение 39
Список литературы 42
Приложения 46
Баз исследования: МАДОУ Детский сад №48 «Золотой Петушок» г. Нижневартовска. В эксперименте участвовали дети 5-6 лет (20 человек), 6 воспитателей, 20 родителей.
Есть приложения (результаты экспериментального исследования в табличном виде и методические материалы).
Если в данной работе поменять название базы исследование на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ 7
1.1. Развитие речи у детей дошкольного возраста 7
1.2. Методические основы изучения развития словаря у детей 4-5 лет 13
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ 20
2.1. Констатирующий этап эксперимента 20
2.2. Уровни изучения развития словаря у детей 4-5 лет 25
2.3. Проект технологии развития словаря у детей 4-5 лет 28
Выводы по второй главе 38
Заключение 39
Список литературы 42
Приложения 46
Активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, отмечает А. Светличная, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого был он сам. Здесь ребенок 4-5 лет часто допускает неточности .
Как видим, развитие словаря детей 4-5 лет достаточно рассмотрено в научной литературе с теоретической точки зрения. Однако, при обширном изучении речевого развития, недостаточно изученными остаются вопросы развития словаря у дошкольников 4-5 лет жизни, как одного из основных компонентов развития речи в прикладном аспекте.
В связи с этим можно утверждать, что тема исследования «Изучение процесса развития словаря детей 4-5 лет» является актуальной и требует своего изучения.
Анализ состояния проблемы позволил выделить противоречия:
- между социальной потребностью в развитии словаря у детей 4-5 лет и недостаточным уровнем его развития;
- между необходимостью развития словаря у детей 4-5 лет, с одной стороны, и недостаточной методической разработанностью этой проблемы в учебных пособиях, с другой стороны.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект технологии развития словаря у детей 4-5 лет.
Объект исследования – процесс развития словаря у детей 4-5 лет.
Предмет исследования – изучения развития словаря у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования: процесс развития словаря у детей 4-5 лет может быть более успешным, если:
- определено содержание понятий: «словарь»; «лексический строй речи»;
- разработан проект педагогической технологии развития словаря у детей 4-5 лет на основе исходного уровня их состояния, состоящий из четырех модулей: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и диагностико-результативного.
Задачи исследования:
1. Определить особенности развития речи у детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать методические основы развития словаря у детей 4-5 лет в психолого-педагогической и методической литературе.
3. Определить критериально-уровневую характеристику и на ее основе изучить уровень развития словаря у детей 4-5 лет.
4. Методически обосновать разработанный проект педагогической технологии развития словаря у детей 4-5 лет.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, сравнение;
- эмпирические: эксперимент (констатирующий этап).
Как видим, развитие словаря детей 4-5 лет достаточно рассмотрено в научной литературе с теоретической точки зрения. Однако, при обширном изучении речевого развития, недостаточно изученными остаются вопросы развития словаря у дошкольников 4-5 лет жизни, как одного из основных компонентов развития речи в прикладном аспекте.
В связи с этим можно утверждать, что тема исследования «Изучение процесса развития словаря детей 4-5 лет» является актуальной и требует своего изучения.
Анализ состояния проблемы позволил выделить противоречия:
- между социальной потребностью в развитии словаря у детей 4-5 лет и недостаточным уровнем его развития;
- между необходимостью развития словаря у детей 4-5 лет, с одной стороны, и недостаточной методической разработанностью этой проблемы в учебных пособиях, с другой стороны.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект технологии развития словаря у детей 4-5 лет.
Объект исследования – процесс развития словаря у детей 4-5 лет.
Предмет исследования – изучения развития словаря у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования: процесс развития словаря у детей 4-5 лет может быть более успешным, если:
- определено содержание понятий: «словарь»; «лексический строй речи»;
- разработан проект педагогической технологии развития словаря у детей 4-5 лет на основе исходного уровня их состояния, состоящий из четырех модулей: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и диагностико-результативного.
Задачи исследования:
1. Определить особенности развития речи у детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать методические основы развития словаря у детей 4-5 лет в психолого-педагогической и методической литературе.
3. Определить критериально-уровневую характеристику и на ее основе изучить уровень развития словаря у детей 4-5 лет.
4. Методически обосновать разработанный проект педагогической технологии развития словаря у детей 4-5 лет.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, сравнение;
- эмпирические: эксперимент (констатирующий этап).
Делая общий вывод, можно заключить, что в развитии словаря у детей 4-5 лет выделяется значительное количество особенностей: бедность словарного состава языка, неточное употребление слов, несформированность обобщающих понятий, расхождение между объемом активного и пассивного словаря, недоразвитие синонимических и антонимических средств языка.
Результаты исходно-диагностического этапа исследования словаря детей 4-5 лет позволили сформулировать следующие выводы:
- в практике работы в ДОУ речевое развития, развитие словаря детей 4-5 лет является специальной задачей;
- педагоги недостаточно владеют теорией и методикой развития словаря детей 4-5 лет. Не планируются задачи связанные с отдельным содержанием развития словаря детей 4-5 лет в ежедневной работе. Отсутствие в работе системности, планирование имеет спонтанный характер.
- с родителями детей не ведется планомерной работы по развитию словаря детей 4-5 лет в семье;
- предметно-развивающая среда создаётся без учёта развивающего потенциала использования разнообразных методов в процессе работы с родителями;
- результаты диагностического исследования показали о необходимости дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательной работы и направления ее на поиск эффективных условий развития словаря детей 4-5 лет.
Содержательно-технологический этап мониторинга был направлен на создание проекта педагогической технологии организации работы с родителями по проблемам развития словаря у детей 4-5 лет: целевой, содержательный, процессуально – деятельностный, диагностико-результативный.
Был сформулирован вывод о том, что самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении детей 4-5 лет. Роль воспитателя и родителей заключается в следующем: организация содержательного общения во всех видах деятельности, внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря. Полученные результаты указывают на необходимость целенаправленной работы по развитию словаря, особенного активного у детей 4-5 лет. Работу по развитию словаря у детей 4-5 лет необходимо проводить в системе. Лучше всего педагогическое воздействие проводить, используя предметные действия, игры, труд и другие виды детской деятельности, опосредованных словом в общении со взрослыми и детьми.
Рекомендации:
- расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности;
- уточнение значений слов;
- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов;
- организация семантических полей, лексической системы;
- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевод слова из пассивного в активный словарь и т.д.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, наша гипотеза подтвердилась.
Результаты исходно-диагностического этапа исследования словаря детей 4-5 лет позволили сформулировать следующие выводы:
- в практике работы в ДОУ речевое развития, развитие словаря детей 4-5 лет является специальной задачей;
- педагоги недостаточно владеют теорией и методикой развития словаря детей 4-5 лет. Не планируются задачи связанные с отдельным содержанием развития словаря детей 4-5 лет в ежедневной работе. Отсутствие в работе системности, планирование имеет спонтанный характер.
- с родителями детей не ведется планомерной работы по развитию словаря детей 4-5 лет в семье;
- предметно-развивающая среда создаётся без учёта развивающего потенциала использования разнообразных методов в процессе работы с родителями;
- результаты диагностического исследования показали о необходимости дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательной работы и направления ее на поиск эффективных условий развития словаря детей 4-5 лет.
Содержательно-технологический этап мониторинга был направлен на создание проекта педагогической технологии организации работы с родителями по проблемам развития словаря у детей 4-5 лет: целевой, содержательный, процессуально – деятельностный, диагностико-результативный.
Был сформулирован вывод о том, что самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении детей 4-5 лет. Роль воспитателя и родителей заключается в следующем: организация содержательного общения во всех видах деятельности, внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря. Полученные результаты указывают на необходимость целенаправленной работы по развитию словаря, особенного активного у детей 4-5 лет. Работу по развитию словаря у детей 4-5 лет необходимо проводить в системе. Лучше всего педагогическое воздействие проводить, используя предметные действия, игры, труд и другие виды детской деятельности, опосредованных словом в общении со взрослыми и детьми.
Рекомендации:
- расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности;
- уточнение значений слов;
- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов;
- организация семантических полей, лексической системы;
- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевод слова из пассивного в активный словарь и т.д.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, наша гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Развитие словаря у детей 4-5 лет (Нижневартовский Государственный Университет )
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - Изучение развития метафоричности речи у детей 6–7 лет (Нижневартовский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Развитие речи детей младшего возраста средствами физической культуры (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Изучение сформированности умений сочинять загадки у детей 5-6 лет (Нижневартовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1600 р. Год сдачи: 2019 - Педагогический мониторинг сформированности умений детей 4-5 лет в лепке (Мониторинг дошкольного образования, Нижневартовский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Изучение развития духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста (Нижневартовский государственный университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - Изучение сформированности умений детей 6 -7 лет сочинять сказки (Дошкольное образование, Нижневартовский государственный университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Организация работы по подготовке детей 6-7 лет к школе в условиях детского сада (Нижневартовский государственный университет)
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022



