Проведен экспериментальное исследование.
Баз исследования: МАДОУ Детский сад №48 «Золотой Петушок» г. Нижневартовска. В эксперименте участвовали дети 5-6 лет (20 человек), 6 воспитателей, 20 родителей.
Есть приложения (результаты экспериментального исследования в табличном виде и методические материалы).
Если в данной работе поменять название базы исследование на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ 7
1.1. Развитие речи у детей дошкольного возраста 7
1.2. Методические основы изучения развития словаря у детей 4-5 лет 13
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ 20
2.1. Констатирующий этап эксперимента 20
2.2. Уровни изучения развития словаря у детей 4-5 лет 25
2.3. Проект технологии развития словаря у детей 4-5 лет 28
Выводы по второй главе 38
Заключение 39
Список литературы 42
Приложения 46
Активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, отмечает А. Светличная, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого был он сам. Здесь ребенок 4-5 лет часто допускает неточности .
Как видим, развитие словаря детей 4-5 лет достаточно рассмотрено в научной литературе с теоретической точки зрения. Однако, при обширном изучении речевого развития, недостаточно изученными остаются вопросы развития словаря у дошкольников 4-5 лет жизни, как одного из основных компонентов развития речи в прикладном аспекте.
В связи с этим можно утверждать, что тема исследования «Изучение процесса развития словаря детей 4-5 лет» является актуальной и требует своего изучения.
Анализ состояния проблемы позволил выделить противоречия:
- между социальной потребностью в развитии словаря у детей 4-5 лет и недостаточным уровнем его развития;
- между необходимостью развития словаря у детей 4-5 лет, с одной стороны, и недостаточной методической разработанностью этой проблемы в учебных пособиях, с другой стороны.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект технологии развития словаря у детей 4-5 лет.
Объект исследования – процесс развития словаря у детей 4-5 лет.
Предмет исследования – изучения развития словаря у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования: процесс развития словаря у детей 4-5 лет может быть более успешным, если:
- определено содержание понятий: «словарь»; «лексический строй речи»;
- разработан проект педагогической технологии развития словаря у детей 4-5 лет на основе исходного уровня их состояния, состоящий из четырех модулей: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и диагностико-результативного.
Задачи исследования:
1. Определить особенности развития речи у детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать методические основы развития словаря у детей 4-5 лет в психолого-педагогической и методической литературе.
3. Определить критериально-уровневую характеристику и на ее основе изучить уровень развития словаря у детей 4-5 лет.
4. Методически обосновать разработанный проект педагогической технологии развития словаря у детей 4-5 лет.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, сравнение;
- эмпирические: эксперимент (констатирующий этап).
Делая общий вывод, можно заключить, что в развитии словаря у детей 4-5 лет выделяется значительное количество особенностей: бедность словарного состава языка, неточное употребление слов, несформированность обобщающих понятий, расхождение между объемом активного и пассивного словаря, недоразвитие синонимических и антонимических средств языка.
Результаты исходно-диагностического этапа исследования словаря детей 4-5 лет позволили сформулировать следующие выводы:
- в практике работы в ДОУ речевое развития, развитие словаря детей 4-5 лет является специальной задачей;
- педагоги недостаточно владеют теорией и методикой развития словаря детей 4-5 лет. Не планируются задачи связанные с отдельным содержанием развития словаря детей 4-5 лет в ежедневной работе. Отсутствие в работе системности, планирование имеет спонтанный характер.
- с родителями детей не ведется планомерной работы по развитию словаря детей 4-5 лет в семье;
- предметно-развивающая среда создаётся без учёта развивающего потенциала использования разнообразных методов в процессе работы с родителями;
- результаты диагностического исследования показали о необходимости дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательной работы и направления ее на поиск эффективных условий развития словаря детей 4-5 лет.
Содержательно-технологический этап мониторинга был направлен на создание проекта педагогической технологии организации работы с родителями по проблемам развития словаря у детей 4-5 лет: целевой, содержательный, процессуально – деятельностный, диагностико-результативный.
Был сформулирован вывод о том, что самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении детей 4-5 лет. Роль воспитателя и родителей заключается в следующем: организация содержательного общения во всех видах деятельности, внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря. Полученные результаты указывают на необходимость целенаправленной работы по развитию словаря, особенного активного у детей 4-5 лет. Работу по развитию словаря у детей 4-5 лет необходимо проводить в системе. Лучше всего педагогическое воздействие проводить, используя предметные действия, игры, труд и другие виды детской деятельности, опосредованных словом в общении со взрослыми и детьми.
Рекомендации:
- расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности;
- уточнение значений слов;
- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов;
- организация семантических полей, лексической системы;
- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевод слова из пассивного в активный словарь и т.д.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, наша гипотеза подтвердилась.
1. Антонова, Л. И. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л. И. Антонова. – М. : Академия, 2016. – 400 с.
2. Ананьев, Б. Г. Антропология / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер. 2015. – 587 с.
3. Баева, А. И. Изучение состояния речевых процессов у детей дошкольного возраста / А. И. Баева // Коррекционная педагогика. – №2. – 2016. – С. 40-43.
4. Бережнова, О. В. Проектирование образовательной деятельности в детском саду : современные подходы : метод. пособие / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. – М.: Цветной мир, 2016. – 144 с.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Академия, 2014. – 874 с.
6. Гвоздев, А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка / А. Н. Гвоздев. – М. : Просвещение, 2000. – 103 с.
7. Горшкова, Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 85-88.
8. Грибанова, О. Е. Особенности активного и пассивного словаря детей дошкольного возраста / О. Е. Грибанова // Детский сад от А до Я. – 2018. – № 6. – С. 7-16.
9. Громова, О. Е. Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз / О. Е. Громова. – М. : Просвещение, 2007. – 228 с.
10. Елкина, Н. В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Елкина // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – №1. – С. 142-147.
11. Ефименкова, Л. Н., Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. – М. : Педагогика, 1985. – 324 с.
12. Иванова, С. А. Методика развития речи / С. А. Иванова. – М. : Т,Ц Сфера, 2016. – 299 с.
13. Карпукова, В. А. Ситуация речевого развития в дошкольном возрасте / В. А. Карпукова // Педагогика. – 2019. – №4. – С. 63-66.
14. Ковалева, О. А. Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста / О. А. Ковалева // Практический психолог и логопед. – 2019. – № 1. – С. 46-55.
15. Ковалева, О. А. Лексика, грамматика, связная речь младшего дошкольного возраста / О. А. Ковалева. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 119 с.
16. Козырева, О. А. Лексика, грамматика, связная речь : учеб. пособие для детей ст. дошк. возраста / О. А. Козырева. – М. : ВЛАДОС, 2016. – 119 с.
17. Круглова, А. В. Развитие речевой культуры в дошкольном детстве / А. В. Круглова, О. С. Ушакова // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 6. – С. 20-23.
18. Кухоренко, Л. А. Речевое развитие дошкольников / Л. А. Кухоренко. – Н.Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2021. – 248 с.
19. Ладогова, И. М. Методы и приемы пополнения словаря дошкольников / И. М. Ладогова. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2016. – 249 с.
20. Лебедева, И. Н. Связная речь : речь в общении и речь в деятельности / И. Н.Лебедева // Детский сад от А до Я. – 2018. – № 4. – С. 138-166.
21. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. – М. : Наука, 2004. – 317 с.
22. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – М. : Издат. Центр «Академия», 2019. – С. 358-369.
23. Лещенко, К. С. Методика развития лексической стороны речи на занятиях в детском саду / К. С. Лещенко. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 156 с.
24. Лиман, Н. А. Лексическое развитие в дошкольном возрасте / Н. А. Лиман // Детский сад от А до Я. – 2020. – №4. – С. 58-59.
25. Логинова, В. И. Формирование словаря дошкольника / В. И. Логинова // Дошкольное воспитание. – 2017. – №4. – С. 52-55.
26. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 457 с.
27. Минеева, Ю. В. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников / Ю. В. Минеева, З. Салихова, Н. И. Левшина // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 35-37.
28. Миронова, H. В. Как учить дошкольников связной монологической речи [Текст] / Н. В. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 111-116.
29. Орлов А. А. Лексикон ребенка и методики его изучения в логопедической практике / А. А. Орлов. – Саратов, 2018. – С. 31-39.
30. Перышкина, О. Л. Речевая деятельность дошкольников на занятиях в детском саду / О. Л. Перышкина // Детский сад от А до Я. – 2019. – №3. – С. 32-34.
31. Рогова, П. Д. Речевое развитие детей дошкольного возраста / П. Д. Рогова. – Н.Новогород : ООО «Цветной бульвар», 2020. – 169 с.
32. Светличная, А. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста / А. Светличная // Коррекционная педагогика. – 2017. – № 3 (май-июнь). – С. 58-62.
33. Селевко, К. Г. Современные педагогические технологии / К. Г. Селевко. – М.: Просвещение, 2010. – 265 с.
34. Соколова, Е. Н. Развитие словаря дошкольников / Е. Н. Соколова // Электронный журнал «Концепт». – 2018. – №2. – С. 252-256.
35. Утянова, У. Ш. Создание педагогических условий для развития речи детей дошкольного возраста / У. Ш. Утянова // Педагогические исследования. – 2018. – №4. – С. 11-13.
36. Федоренко, Л. П. Этапы формирования словаря дошкольника / Л. П. Федоренко // Логопед. – 2019. – №3. – С. 61-65.
37. Федоренко, Л. П. Закономерности развития речи – основа теории методики // Методика развития речи детей дошкольного возраста : Уч. пособие / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2004. – 274 с.
38. Шахнарович, A. M. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи) / А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева. – М. : Наука, 2000. – 168 с.
39. Шичанина, О. В. Семантическая структура слова и основные аспекты работы над лексикой с дошкольниками / О. В. Шичанина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 6. – С. 61-65.
40. Яковлева, Н. Г. Педагогика и психология / Н. Г. Яковлева. – СПб.: Питер, 2015. – 452 с.
41. Яркова, Д. Л. Создание предметно-развивающей среды для успешного развития словаря дошкольника / Д. Л. Яркова // Детский сад от А до Я. – 2015. – №3. – С. 58-61.