ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОВЕСТЬ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР 6
1.1. Определение жанра повести в современном литературоведении 6
1.2. Типология повести первой трети XIX века 10
ГЛАВА 2. ПОВЕСТЬ «НУРМЕКА» В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКО-ЛИТЕРАТУРНОЙ СИТУАЦИИ 30-40-ГГ XIX ВЕКА 26
2.1. Место повести «Нурмека» в творчестве Н.А. Дуровой 26
2.2. Особенности жанра и идейного содержания повести 27
2.3. Особенности композиции и сюжета 30
ГЛАВА 3. ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА ПОВЕСТИ «НУРМЕКА» 35
3.1. Система персонажей повести 35
3.2. Средства создания образов 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Надежда Дурова - самобытный и талантливый художник слова, чья роль в мировоззренческом, этическом, патриотическом воспитании, а также в формировании эстетических взглядов и вкусов нескольких поколений читателей была оценена филологами недостаточно. И только в последнее время своеобразие жизненной позиции «кавалерист-девицы» и стремление реализовать себя как автора разнообразных по тематике и проблематике художественных произведений привлекают внимание многих исследователей: психологов, культурологов, языковедов, историков и литературоведов.
Неординарность этой прославленной женщины проявилась в способности переступить консервативные воззрения и бросить вызов русскому обществу начала KIX века своеобразием жизненной позиции, вечным поиском себя и своего места в жизни. И если военные заслуги кавалерист-девицы были оценены по достоинству и современниками, и последующими поколениями, то деятельность писателя, самобытного и талантливого художника слова, роль которого в нравственном, этическом, патриотическом воспитании трудно переоценить, была незаслуженно забыта.
Характеристику Н. А. Дуровой-писательницы как бесспорного таланта дал В. Г. Белинский в рецензии на книгу «Записки Александрова. Добавление к Девице-кавалерист», отмечая, что уже с первого выступления в «Современнике» «литературное имя Девицы-кавалерист было упрочено». Кроме того, критик помещает имя Н. А.Дуровой в перечне имен «более или менее блестящих и сильных талантов» наряду с Н. М. Карамзиным, Е. А. Баратынским, А. А. Дельвигом, Д. Давыдовым, В. И. Далем, М. Н. Загоскиным, обращая внимание на то главное, что особенно заслуживает восхищения: «боже мой, что за чудный, что за дивный феномен нравственного мира героини этих записок» . Отмечая литературное мастерство Н. Дуровой, В. Г. Белинский пишет: «И что за язык, и что за слог у Девицы-кавалериста! Кажется, сам Пушкин отдал ей свое прозаическое перо, и ему-то обязана она этою мужественною твердостью и силою, этою яркою выразительностью своего слога, этою живописною увлекательностью своего рассказа, всегда полного, проникнутого какой-то скрытою мыслью».
Однако роль писательницы в создании своеобразных с точки зрения идейно-художественного содержания, композиции, сюжета художественных текстов, в формировании эстетических взглядов и вкусов нескольких поколений читателей оценена литературоведами еще недостаточно. Художественное наследие писательницы, несмотря на возрождение к нему интереса филологов, все еще не получило всестороннего осмысления.
Объектом исследования в данной работе является анализ повести Дуровой «Нурмека».
Предмет: проблематика и художественные особенности повести «Нурмека».
Целью работы является определение места повести в прозе 20х-30х годов ХIX века.
Выдвинутая цель предполагает постановку и решение следующих задач:
1) Рассмотреть произведение с точки зрения жанровой принадлежности, учитывая его идейно-художественное своеобразие, характер основного конфликта, развитие повествовательного сюжета, особенности поэтики;
2) Рассмотреть место повести «Нурмека» в творчестве Н. А. Дуровой;
3) Изучить особенности композиции и сюжета;
4) Рассмотреть систему персонажей;
5) Изучить средства создания образов;
6) Выявить традиции и новаторство;
7) Определить литературное направление, в рамках которого
создавалась повесть.
В работе использованы сравнительно-исторический и типологический методы исследования.
Методологической основой работы являются труды: Н. П. Изергиной, Н. Д. Кочетковой, Р. В. Иезуитовой, Я. Л. Левкович, Н. В. Измайлова, Е. Е. Приказчиковой и др. Однако исторические повести писательницы, их композиционные особенности, характеристика персонажей, особенности сюжетосложения до сих пор не были предметом специального изучения, что делает тему данного исследования актуальной.
Степень изученности: Деятельность Н. А. Дуровой как писательницы интересовала не только ее современников. К литературной деятельности Н. А. Дуровой в XIX веке проявили интерес А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, Н. А. Полевой, Н. И. Билевич. В XX веке произведениям Н. А. Дуровой посвящены работы Б. Муравьёва, Н. П. Изергиной, В. В. Учёновой, А. С. Ерохина, Л. С. Рыкачёва, Е. Е. Приказчиковой. Но стоит отметить, что исследователи изучали ее творчество в целом, не особо углубляясь в жанровые особенности отдельных произведений. Так было и с повестью «Нурмека». Опираясь на вступительные статьи сборников произведений автора, мы пришли к выводу, что вопрос о жанровой особенности повести почти не изучен.
Научная новизна работы состоит в определении жанровой разновидности повести Н. А. Дуровой «Нурмека» .
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с определением повести как жанра русской поэзии. Во второй главе проводится типологический анализ повести «Нурмека» Н. А. Дуровой. В третьей главе описана система персонажей повести и основные средства их создания.
Творчеством Н. А. Дуровой восхищались многие ее современники. Бесспорно, ее ждало блестящее будущее, но будто та самая улановская сабля, о которой говорил А. С. Пушкин, внезапно перерубила перо. Стоит отметить, что сейчас уже мало кто знает про Дурову-писательницу, а если что-то и знают, то разве только то, что она автор «Записок кавалерист-девицы". Но кроме этой книги она является автором романа, ряда рассказов и повестей. Взятые в целом, произведения Н. А. Дуровой являются значительным достоянием русской литературы тридцатых годов XIX века. Закончив в 1840 году издание произведений, Дурова навсегда отказалась от литературной деятельности и в течение двадцати шести лет не написала ни строчки. Возможно, сказалось отсутствие ярких впечатлений во время жизни в Елабуге, возможно, подействовала резкая критика последних произведений. Сама Дурова на вопрос, почему она больше не пишет, отвечала, что она уже не сможет написать так, как писала раньше.
Деятельность Н. А. Дуровой как писательницы интересовала не только ее современников. Но стоит отметить, что исследователи изучали ее творчество в целом, не особо углубляясь в жанровые особенности отдельных произведений. Так было и с повестью «Нурмека». Опираясь на вступительные статьи сборников произведений автора, мы пришли к выводу, что вопрос о жанровой особенности повести почти не изучен. Так, к примеру, название повести «Нурмека» в биобиблиографическом словаре «Русские писатели» (1999г.) искажено в «Курмега». Все исследователи рассматривают какие-то отдельные аспекты и не акцентируют свое внимание на особенностях жанра, поэтому мы считаем, что этот вопрос требует более глубокого изучения. В силу вышесказанного данная тема является актуальной.
Значительного внимания Дурова удостоила в своем творчестве представителей мусульманского мира, прежде всего татар. Это легко объяснить, учитывая тот факт, что всю свою жизнь она прожила на территории, где процент татарского населения очень высок. Писательница с большим уважением относилась к татарской культуре.
Полное название повести «Нурмека. Происшествие в царствование Иоанна Грозного после покорения Казани». В этой повести поднимаются вопросы связанные с освободительной борьбой казанских татар с Иваном Грозным в XVI в. Однако на первый план у Дуровой выходят не сами эпизоды этой борьбы, например нападение татар на казну Московского царя, а тайна, связанная с историей Нурмеки, дочери старой Кизбек, красавицы, которую мать поклялась отдать в жены тому из татарских витязей, кто доставит ей ключи от казанского ханства.
У Надежды Андреевны показана совсем иная ситуация, связанная с историей взаимоотношений казанских татар и московского царя. В финале ее повести выясняется, что Нурмека - миф, выдумка Кизбек. На самом деле в женском платье скрывается ее одиннадцатый сын Селим, а вся история сочинена лишь для того, чтобы заставить молодых татар выступить с оружием в руках за правое дело. Подобный обман стал возможен только благодаря специфике мусульманских обычаев, позволяющих закрывать лицо подрастающим девочкам плотным покрывалом.
К новаторству можно отнести проблематику повести, Дурова одна из первых обращает свое внимание на проблему национального самосознания других народов Российской империи.
Итак, мы выяснили, что повесть - это одна из жанровых разновидностей средней эпической формы. По мнению большинства литературоведов, основные характерные признаки повести заключаются в следующем:
- малый объем;
- изображение одного или нескольких событий;
- четкий конфликт;
- краткость изложения;
- закон выделения главного героя из среды персонажей;
- раскрытие одной, доминирующей черты характера;
- одна проблема и вытекающее из этого единство построения;
- ограниченное количество персонажей;
- полнота и законченность повествования;
- наличие драматургического построения.
Также мы пришли к выводу, что типологический подход к изучению жанровых особенностей повести позволяет наиболее точно проследить генезис и развитие жанров в пределах определенной литературной эпохи.
В ходе реализации историко-генетического и типологического методов исследования мы определили место жанра повести в творчестве Н. А. Дуровой: повесть - один из излюбленных жанров писательницы. И это неудивительно - к жанру повести прибегали многие литературные деятели XIX века.
Повесть «Нурмека» Н. А. Дуровой, на наш взгляд, выделяется из большого количества повестей, написанных в первой трети XIX века. В этом смысле Дурова была историческим писателем совершенно иного направления, поскольку ее главная героиня Кизбек призвана была воплощать именно судьбу народную. Но параллельно в повести намечалась и иная линия: упоминание первых лиц государства, подобное тому, которое встречается в заголовке и тексте, служит напоминанием об историческом фоне, на котором происходят описываемые события.
Таким образом, проведенный нами анализ повести Н. А. Дуровой «Нурмека» позволяет определить ее жанр как этнографическую повесть с элементами историзма.
1. Алексеев М. П. Ч. Р. Метьюрин и русская литература // От романтизма к реализму: Из истории международных связей русской литературы. - Л., 1978. - с. 3-55.
2. Афанасьев Э. Л. На пути к XIX веку // Русская литература 70-х годов XVIII - 10-х годов XIX в. - М., 2002. - С. 132.
3. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - 231 с.
4. Белинский В. Г. Записки Александрова (Дуровой) Добавление к Девице-Кавалерист / В. Г. Белинский // Полное собрание сочинений: в 13 т. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953-1959. - Т. 3: Статьи и рецензии 1839-1840 годов. Художественные произведения. - 1953. - С.148-157.
5. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: т. I.O русской повести и повестях г. Гоголя. - М.: Академия наук, 1953. - С. 284-372.
6. Болюх Е. И. Жанровое своеобразие художественной прозы Надежды Андреевны Дуровой: автореф. дис. на соискание научн. степ. канд. филол. наук: спец. 10.01.02 «Русская литература» / Е. И. Болюх. - Тверь, 2001. - 21 с.
7. Бондалетов В.Д. Русская ономастика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
8. Быкова И. В. Актуальные проблемы изучения творческого наследия Н. А. Дуровой в литературоведении ХХ -ХХ1 веков. // ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2013, №1.
9. Введение в литературоведение / Под ред. Г. H. Поспелова. - M., 1988. - С. 236.
10. Виноградов В. В. Избр. труды: О языке художественной прозы. Т. 5. - М., 1980.
11. Виноградов В. В. Сюжет и стиль. Сравнительно-историческое исследование. - М.: АН СССР, 1963. - С. 145-231.
12. Ган Е. А. Идеал // Русская романтическая повесть писателей 20-40-х годов XIX века / Сост., вступ. ст. и прим. В. И. Сахарова. - М., 1992. - 463 с.
13. Дача на Петергофской дороге: Проза русских писательниц первой половины XIX века. - М.: Современник, 1986. - 463 с.
14. Дурова Н. А. Записки кавалерист-девицы / Н. А. Дурова. - Казань: Татарское книжное издательство, 1966. - 200 с.
15. Дурова Н. А., Записки кавалерист-девицы /Вступительная статья, подготовка текста и примечания Б. В. Смиренского. / Переиздание. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1979. - 200 с.
16. Дурова Н. А. Избранные сочинения кавалерист-девицы /Составление., вступительная статья и примечания В. Муравьева. - М.: Моск. рабочий, 1983. - 479 с.
17. Дурова Н. А. Избранные сочинения. / Нурмека. Происшествие из времен Иоанна Грозного вскоре после покорения Казани. - Елабуга, 2013.
18. Дурова Н. А. Избранное. / Составление, вступительная статья и примечания В.В. Афанасьева. - М.: Советская Россия, 1984. - 478 с.
19. Дурова Н. А. Нурмека. Происшествие из времен Иоанна Грозного вскоре после покорения Казани / Н.А. Дурова. - Елабуга: АБАК, 1999. - 200 с.
20. Дурова Н.А. Серный ключ / Н.А. Дурова // Сто русских литераторов. - СПб., 1839. - Т.1. - С. 553-598.
21. Ерохин А. С. Кавалерист-девица // Дурова Н.А. Записки кавалерист-девицы. - М., 1962. - С. 5-30.
22. Иезуитова Р. В. Светская повесть / Р. В. Иезуитова // Русская повесть Х1Х века. История и проблематика жанра: под ред. Б. С. Мейлаха. - Л.: Наука, 1973. - С. 169-200.
23. Изергина Н. П. Дурова-писательница // Уч. зап. Кировского пед. ин-та, 1967, вып. 29, т. 2. - С. 60-90.
24. Корман Б. О. Изучение произведения. - М., 1972. - С. 33-34.
25. Карпенко Ю. А. Имя собственное в художественной литературе // Филол. науки. 1986. № 4. - С. 34-40.
26. Кожевникова Н. А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. - М., 1994. - С. 5.
27. Лингвистический энциклопедический словарь. / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 670 с.
28. Литературная энциклопедия терминов и понятий/под ред. А. Н. Николюкина. - М., 2001. - 1600 стб.
29. Лотман Ю. M. Структура художественного текста. - М.:1970. - 288 с.
30. Лотман Ю. М. О типологическом изучении литературы / О русской литературе. - СПб.: Искусство - СПб., 1997. - 346 с.
31. Малкина В. Я. "Готическая" традиция в русской литературе XIX века. Постановка проблемы / Мир романтизма. - Тверь, 2000. Вып. №3. - С. 122-126.
32. Михайлов В. Н. Собственные имена персонажей русской художественной литературы XVIII и начала XIX веков, их функции и словообразования: дис. канд. филол. наук. - Симферополь, 1955. - 591 с.
33. Муравьев В.Б. Кавалерист-девица Надежда Дурова // Дурова Н.А. Избранные сочинения кавалерист-девицы. - М., 1988. С. 5¬24.
34. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. научный руководитель Н. Д. Тамарченко. - М., 2008. - 358 с.
35. Приказчикова Е. Е. "Записки кавалерист-девицы"
Н. А. Дуровой и военно-мемуарная лггература первуй половины XIX века // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Екатеринбург, 1995. - С. 67.
36. Путилов Б. Н. Веселовский и проблемы фольклорного мотива // Наследие Александра Веселовского: Исследования и материалы. - СПб., 1992.
37. Русские писатели. Биобиблиографический словарь: в 2 т. / под ред. П. А. Николаева. - М.: Просвещение, 1990. Т. 1. - 448 с.
38. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. - Л.: Наука, 1973. - 566 с.
39. Рыкачёв Л. С. Надежда Дурова. Биографический очерк. - М., 1942.
40. Савкина И. Женственное и мужественное: героини и повествовательницы в прозе Надежды Дуровой // Савкина И. Провинциалки русской литературы (женская проза 30-40-х годов ХЕХ века). - 1998.
41. Савельева В.В. Художественный текст и художественный мир: проблемы организации. - Алматы: ТОО «Дайк-Пресс», 1996. - 192 с.
42. Симовский С. Л. Дурова Н. А. // Краткая литературная энциклопедия. - М., 1964. Т. 2. - С. 822-823.
43. Смиренский Б. В. Надежда Дурова // Записки кавалерист- девицы. Повести. - Калининград: Калинингр. книж. изд-во :Янтар. сказ, 1999. - С. 5-46.
44. Строганова Е. Н. Женщина в мужском костюме: Об автобиографизме «Записок» Н.А. Дуровой // Историко-литературный сборник. - Тверь, 2002. Вып. 2.
45. Сиповский В. В. Из истории русского романа и повести (Материалы по библиографии, истории и теории русского романа). - Спб.: 2-е Отд. Имп. Акад. наук, 1903.
46. Сидяков Л. С. Русская критика 20-30-х годов о жанре повести / О жанре повести в 20—30-е годы XIX в. - Уч. зап. Латв. гос. унив., 1963. - 402 с.
47. Уоррен О., Уэллек Р. Теория литературы. - М. 1978. - с. 239-
24
48. Успенский Б. А. Поэтика композиции. - СПб.: Азбука, 2000. - 348 с.
49. Ученова В. В. Проза руських писательниц XIX века. - М.: Правда, 1989. - 672 с.