Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние кинезиологии на развитие детей с речевой патологией (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)

Работа №83123

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы90
Год сдачи2022
Стоимость2400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена опытно-экспериментальная работа.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста – от 5 до 6 лет – составили экспериментальную группу, 10 детей старшего дошкольного возраста – от 5 до 6 лет – составили контрольную группу. У всех детей по заключению логопеда ОНР III уровня.
Есть объемные приложения (результаты эксперимента в табличном виде и методические материалы).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное, то работа подойдет для любого вуза.

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы влияния кинезиологии на развитие детей с речевой патологией 8
1.1 Сущность понятия «кинезиология» в научной литературе 8
1.2 Характеристика влияния кинезиологии на развитие детей с речевой патологией 15
1.3 Методы и приемы использования кинезеологии в развитии детей дошкольного возраста с речевой патологией 23
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по определению влияния кинезиологии на развитие детей с речевой патологией 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ состояния речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 38
2.3 Программа кинезиологических упражнений для развития моторики и речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 46
2.4 Эффективность применения программы кинезиологических упражнений 53
Заключение 67
Библиографический список 69
Приложения 76


Несмотря на большой интерес к вопросам развития детей дошкольного возраста с речевыми патологиями, данная проблема требует более расширенного и углубленного изучения технологий развития детей данной категории средствами кинезиологии.
Объект исследования: процесс использования методов кинезиологии в развитии детей старшего дошкольного возраста с речевыми патологиями.
Предмет исследования: особенности применения методов кинезиологии в развитии детей старшего дошкольного возраста с речевыми патологиями.
Цель исследования: на основе изучения научной литературы описать особенности развития детей старшего дошкольного возраста с речевыми патологиями посредством методов кинезиологии.
Гипотеза исследования: использование специально подобранного комплекса средств кинезиологии, направленных на развитие: умения координировать движения верхних и нижних конечностей, согласовывать движения тела, развитие двигательного, кинетического и орального праксиса, тактильных ощущений и т.д., позволят повысить уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
При проведении исследования, в ходе изучения литературных источников по проблеме исследования, решались задачи:
– определение сущности понятия «кинезиология» в научной литературе;
– изучение влияния кинезиологии на развитие детей с речевой патологией;
– характеристика методов и приемов использования кинезеологии в развитии детей дошкольного возраста с речевыми патологиями;
– анализ эффективности использования методов кинезиологии в развитии речи старших дошкольников с речевыми патологиями в опытно-экспериментальной работе.
Методы исследования: теоретические – изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе их свободной деятельности и на занятиях; качественный и количественный анализ экспериментальных данных с использованием метода математической статистики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Это ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сформированность общей, артикуляционной и пальчиковой моторики является важнейшим показателем состояния ребенка. Развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению. Одним из таких направлений является применение кинезиологических упражнений – системы специфических двигательных навыков, способных выявить скрытые возможности человека, поднять его познавательную активность, стимулировать процессы развития памяти, внимания, мышления, речи.
Применение кинезиологических упражнений в логопедической работе с детьми должно соответствовать определенным требованиям – быть доступным по содержанию, вызывать положительный эмоциональный настрой, активизировать внимание. Задача логопеда (учителя, воспитателя) – превратить выполнение упражнений по речевому и интеллектуальному развитию в увлекательную и интересную игру для детей, активизировать их способности и желание учиться.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
Результаты констатирующего этапа, в ходе которого было установлено, что у старших дошкольников с ОНР, недостаточно развита речь, послужили основанием для разработки основных направлений развивающей работы – развитие мелкой моторики и речи. На формирующем этапе со старшими дошкольниками с ОНР экспериментальной группы была реализована развивающая программа, со старшими дошкольниками с ОНР контрольной группы формирующий этап не проводился. Всего за время формирующего этапа было проведено 14 занятий по 20 минут с использованием кинезиологических упражнений. На занятиях старшие дошкольники с ОНР были достаточно активны. Им нравилось выполнять все виды предлагаемой деятельности. Им не составляло труда запомнить считалки, пальчиковые игры и т.д. Многие из проводимых кинезиологических игр и упражнений для пальцев рук старшие дошкольники с ОНР не выполняли ранее. В конце каждого задания старших дошкольников с ОНР педагог просил повторить упражнения для пальцев рук дома с родителями. В начале последующего занятия педагог проводил мини-беседу, в ходе которой старшие дошкольники с ОНР делились своим опытом: у кого получилось провести гимнастику с родителями, у кого не получилось. Также родителям педагог давал индивидуальные консультации, рекомендовал простые кинезиологические упражнения, которые можно проводить в семье.
Результаты контрольного этапа позволили заключить, что после проведения развивающих занятий у старших дошкольников с ОНР экспериментальной группы значительно повысился уровень развития речи: у 20% старших дошкольников с ОНР выявлен высокий уровень, у 80% старших дошкольников с ОНР выявлен средний уровень. В контрольной группе речь улучшилась только у 1 старшего дошкольника с ОНР (он перешел по результатам диагностики с низкого уровня на средний).
Общим выводом является то, что регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а главное способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников. Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.



1. Аверчук, Л.О. Основы специальной педагогики / Л.О. Аверчук. – СПб.: Питер, 2017. – 351 с.
2. Агавелян, О.К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики : монография / О.К. Агавелян, Р.О. Агавелян; Новосиб. инст повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Новосибирск: НИП-КиПРО, 2014. – 412 с.
3. Бабкина, Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с речевыми патологиями / Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2017. – №5. – С. 40-45.
4. Беркутова, И.Ю. Особенности функционального состояния детей с нарушением психомоторной сферы / И. Ю. Беркутова // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 2. – С. 20-22.
5. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М.: Академия, 2010. – 524 с.
6. Борякова, Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ОНР / Н.Ю. Борякова // Коррекционная педагогика. – 2016. – № 2 – С. 33-43.
7. Бусс, О.В. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в группе дневного пребывания «Ступени» / О.В. Бусс // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2014. – №1. – С. 17-22.
8. Валлон, А. Психическое развитие ребенка: [Пер. с фр.] / [Вступ. статья канд. философ. наук Л. И. Анцыферовой]; Акад. пед. наук СССР. – М.: Просвещение, 1967. – 196 с.
9. Врачеян, Н.А. Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] Н.А. Врачеян. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.12.2021).
10. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2012. – 874 с.
11. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций // Собрание сочинений т.4 / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 587 с.
12. Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.М. Глозман. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.
13. Губанихина, Е.В. Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ОНР через стимуляцию тактильных ощущений / Е.В. Губанихина, К.Д. Шикина // Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 333-335.
14. Гуревич, М. Специальная психология / М. Гуревич. – М.: АСТ, 2015. – 306 с.
15. Данилова, Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития: моногр. / Л.А. Данилова. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 144 c.
16. Дунаева, З.М. Формирование пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи: методическое пособие / З.М. Дунаева; Ин-т коррекционной педагогики РАО. – М.: Советский спорт, 2016. – 144 с.
17. Еромыгина, М.В. Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ / М.В. Еромыгина // Дошкольная педагогика. – 2014. – №3. – С. 46-49.
18. Журба, Л.Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 272 c.
19. Забегайлова, И.В. Типология становления произвольной регуляции / И.В. Забегайлова // Вестник Московского университета. – М.: Психология. – 2016. – №4. – С. 21-35.
20. Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ОНР / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 c.
21. Кокорина, Т.Е. Индивидуальная программа развития – механизм комплексной реабилитации ребенка с ОНР / Т.Е. Кокорина, Л.В. Салина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2014. – №1. – С. 71-91.
22. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. – СПб.: Питер, 2012. – 241 с.
23. Кондратьева, С.Ю. Если у ребенка задержка психического и речевого развития / С.Ю. Кондратьева. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 64 с.
24. Конопкин, O.A. Психологические механизмы саморегуляции деятельности / O.A. Конопкин. – М.: Ленанд, 2011. – 320 с.
25. Коренкова, Н.Е. Психомоторика в структуре интегральной индивидуальности человека: Период ранней юности: автореф. дис.... канд. психол. наук / Н.Е. Коренкова. М., 2000. – 27 с.
26. Лебедева, Т.В. Формирование психомоторики детей с общим недоразвитие речи средствами фольклорных подвижных игр / Т.В. Лебедева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2017. – №2. – С. 39-44.
27. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.: Academia, 2011. – 144 c.
28. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.Ю. Левченко. – М.: Издательство «Книголюб», 2015. – 160 с.
29. Леонтьев, А.А. Психофизическая основа речевой деятельности / А.А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2011. – №3. – С. 36-39.
30. Лонская, Д.В. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с нормальным и задержанным психическим и речевым развитием [Электронный ресурс] / Д.В. Лонская. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.12.2021).
31. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития / В.И. Лубовский. – М., 1990. – 104 с.
32. Лубовский, В.И. Специальная психология. Учебник для студентов высших учебных заведений длянаправлений подготовки бакалавров 521000 – «Психология» / В.И.Лубовский. – СПб.: речь, 2013. – 477 с.
33. Лурия, А.Р. Нейропсихология / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2018. – 384 с.
34. Лысак, Е.Д. Развитие мелкой моторики в игре / Е.Д. Лысак // Дошкольное воспитание. – 2013. – №4. – С. 28-32.
35. Ляпина, И.С. Особенности становления циркулярных реакций как базовых составляющих элементарной ритмической способности у детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС / И.С. Ляпина // Дефектология. – 2014. – №6. – С. 11-18.
36. Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: учеб. пособие / Н.Ю. Максимова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 288 с.
37. Максимова, С.Ю. Методика коррекции и развития двигательных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития [Электронный ресурс] / С.Ю. Максимова. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.12.2021).
38. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2016. – 224 с.
39. Марковская, И.Ф. Задержка психического и речевого развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 2013. – 198 с.
40. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика: учебное пособие. / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2017. – 144 с.
41. Морозова, К.Е. Особенности развития психомоторной сферы детей с ОНР / К.Е. Морозова // Адаптивная физическая культура. – 2013. – №4. – С. 62-66.
42. Мухина, С.Н. К проблеме развития психомоторной сферы в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] / С.Н. Мухина. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.12.2021).
43. Наумова, Т.В. Развитие психомоторных способностей детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Наумова Татьяна Валентиновна; [Место защиты: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского]. – Саратов, 2020. – 27 с.
44. Нефедова, Ю. В. Система работы по развитию психомоторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2005. – 21 с.
45. Нехорошкова, А.Н. Сенсомоторные реакции в психологических исследованиях [Электронный ресурс] / А.Н. Нехорошкова. – URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.12.2021).
46. Озерецкого, Н.И. Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей [Электронный ресурс] / Н.И. Озерецкого, Н.И. Гуревич. – URL: https://www.studmed.ru/view/ozereckiy-ni-gurevich-mo-shema-obsledovaniya-urovnya-sformirovannosti-motornyh-i-sensornyh-processov-u-detey_2149e1819ce.html (дата обращения: 18.11.2021).
47. Павлов, И.П. Избранные произведения / И.П. Павлов. – М.: Государственное издательство политической литературы, 2008. – 584 c.
48. Порошина, Е.А. Особенности произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей младшего школьного возраста с ОНР [Электронный ресурс] / Е.А. Порошина. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.11.2021).
49. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ds396.ru/files/adaptirolvannaya-programma-zpr.pdf (Дата обращения: 10.12.2021 г.)
50. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей / С. Прищепа // Дошкольное воспитание. – 2009. – №1. – С. 60-64.
51. Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с общим недоразвитием речи: из опыта работы / Г. Голубцова [и др.]
// Дошкольное воспитание. – 2016. – №10. – С. 25-31.
52. Ротарь, Н.В. Занятия для детей с задержкой речевого развития. Старший дошкольный возраст / Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. – М.: Учитель, 2014. – 156 c.
53. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А.В. Семенович. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2014. – 487 с.
54. Система работы со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения / Под ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баласс, 2014. – 240 с.
55. Слюсарева, Е.С. Методы психологической коррекции / Е.С. Слюсарева, Г.Ю. Козловская. – Ставрополь, 2018. – 240 с.
56. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: ТЦ Сфера: 2002. – 456 с.
57. Степанов, А. Влияние игровой деятельности на развитие произвольности и осознания поведения дошкольников / А. Степанов. – М.: Академия, 2016. – 225 с.
58. Сухомлинский, В.А. Педагогика / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1989. – 496 с.
59. Ульенкова, У.В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с ОНР / У.В Ульенкова. В.В Кисова. // Дефектология. – 2001. – № 1. – С. 26-33.
60. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. – Балашов: «Николаев», 2014. – 68 с.
61. Фатеева, П.Р. Основы нейропсихологии / П.Р. Фатеева. – М.: АСТ, 2016. – 298 с.
62. Шаповалов, И.М. Роль общефизической подготовки в воспитании двигательных качеств у детей с ОНР / И.М. Шаповалов // Адаптивная физическая культура. – 2016. – №4. – С. 58-61.
63. Шишкина, В.А. Движение +движение / В.А. Шишкина. – М.: Просвещение, 1992. – 225 с.
64. Хомская, Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание / Е.Д. Хомская. – СПб.: Питер, 2017. – 496 с.
65. Яков, К. Нейропсихология / К. Яков. – СПб.: Питер, 2016. – 225 с.
66. Яковлева, М. Г. Психолого-педагогические условия организации помощи детям с задержкой психомоторного развития в образовательном учреждении : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Яковлева Марина Григорьевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. – Санкт-Петербург, 2009. – 21 с.
67. Irkhin V.N., Irkhina I.V., Polshhikova O.V., Markov A.V. The content and essenceof education kinesiology // Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования. – 2015. – Т. 1. – № 2 (4). – С. 11-18.
68. Florence A. Processess of children’s learning and speech development in early years // Date of Publication: 18th July. – 2018. – Volume 4 Issue 2. – pp.126-134
69. Moncayo R, Moncayo H. Evaluation of Applied Kinesiology meridian techniques by means of surface electromyography (sEMG): demonstration of the regulatory influence of antique acupuncture points // Chin Med. – 2009. – May 29;4(1). – Р. 9.
70. Cuthbert SC, Barras M. Developmental delay syndromes: psychometric testing before and after chiropractic treatment of 157 children. / Edited by Scott Cuthbert, D.C. – J Manipulative Physiol Ther. – 2009. – Oct;32(8). – Р. 660-9.
71. Sosunovsky V.S. Zagrevskaya A.I. Kinesiological educational technology in physical education of preschoolers // November. – № 11 – 2020.
72. Tung, LC. Sensory integration dysfunction affects efficacy of speech therapy on children with functional articulation disorders // LC. Tung, 96 CK. Lin, CL. Hsieh, CT. Huang, CC. Chen, CH. Wang. – Neuropsychiatr Dis Treat. 2013. – Рр. 87–92.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ