Опытно-экспериментальная работа проводилась в 5 «А» классе МБОУ
Есть приложение .
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей 5-11 классов на уроках математики 6
1. Сущность содержания коммуникативных умений у учеников 5-11 классов на уроках математики 6
2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учеников 5-11 классов на уроках математики 11
3. Роль математики в формировании коммуникативных умений у учеников 5-11 классов 18
Глава 2. Практическая работа по формированию коммуникативных умений школьников на уроках математики 29
1. Анализ уровня развития коммуникативных умений школьников, критерии оценивания 29
2. Содержание работы по формированию коммуникативных умений школьников на уроках математики 33
3. Анализ результатов практической работы 43
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение 1 – Технологические карты уроков математики в 5 классе 58
В современных условиях усиливается противоречие между социальным заказом общеобразовательной школы на формирование личности, готовой и способной к взаимодействию с другими людьми и работе с информацией и неэффективным выполнением этого заказа школой.
Цель исследования: изучить средства развития коммуникативных умений на уроках математики в 5-11 классах.
Для достижения поставленной цели был разработан следующий комплекс задач:
1. Определить сущность содержания коммуникативных умений у учеников 5-11 классов на уроках математики.
2. Описать формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учеников 5-11 классов на уроках математики.
3. Проанализировать роль математики в формировании коммуникативных умений у учеников 5-11 классов.
4. Проанализировать уровень развития коммуникативных умений школьников, 5-11 классов.
5. Описать содержание работы по формированию коммуникативных умений школьников на уроках математики.
6. Провести анализ результатов практической работы.
Объект исследования: процесс обучения математике обучающихся 5-11 классов.
Предмет исследования: формирование коммуникативных умений у обучающихся 5-11 классов на уроках математики.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ; синтез; цитирование; обобщение; систематизация.
Практическая значимость исследования: был разработан комплекс заданий по математике, способствующих развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 5-11 классов.
Опытно-практическая работа по организации групповой работы обучающихся на уроках математики проводилась на базе МБОУ г. …. "……."
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений. В первой главе представлен теоретический блок по теме исследования. Во второй главе описана практическая часть исследования.
Современные исследователи понимают под коммуникативными умениями способности к построению отношений между личностями, которые гарантируют результативную коллективную деятельность, а также определение в ней себе места, сплочение коллектива и способность быть привлекательным для окружающих. Коммуникативные умения имеют большое значение для успешного обучения в школе и социализации учащихся 5-11 классов. Указанные умения разнообразны, формировать их необходимо на каждом уроке.
Уроки математики имеют большие возможности для формирования коммуниккативных умений учащихся 5-11 классов за счет применения различных методов, приемов и форм работы. С целью развития коммуникативных умений на уроках математики используются устные выступления, диспуты, решение текстовых задач, групповая работа и т.д.
Вторая часть выпускной квалификационной работы посвящена практической стороне исследования.
На первом этапе практической работы нами определялся уровень развития коммуникативных умений школьников на уроках математики. Школьникам были предложены диагностические задания на умение работать в паре, на умение оформлять свою мысль в устной речи, на сформированность норм в общении с детьми и взрослыми, на умение выполнять различные социальные роли в группе. На констатирующем этапе было выявлено, что высокий уровень развития коммуникативных умений у 4 школьников (20%), средний уровень развития коммуникативных умений у 8 школьников (40%), низкий уровень развития коммуникативных умений у 8 учащихся (40%). По результатам проведенного анализа был сделан вывод о необходимости организации специальной работы по развитию коммуникативных умений учащихся на уроках математики.
В ходе педагогической практики были проведены уроки, на которых использовались различные формы работы для развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 5-го класса. Учащимся была предложена работа в парах и малых группах. Был проведен урок закрепления изученного материала по теме «Умножение. Переместительное свойство умножения, урок изучения нового материала по теме «Деление», комбинированный урок, темой которого было «Самостоятельная работа по теме «Решение уравнений на деление и текстовых задач».
Для определения эффективности разработанных и проведенных в ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы уроков была проведена контрольная диагностика сформированности коммуникативных умений школьников в экспериментальном классе (контрольный этап практической работы). Было выявлено, что количество учащихся с высоким уровнем развития коммуникативных умений возросло на 20%, со средним уровнем развития коммуникативных умений – возросло на 10%, а количество учащихся с низким уровнем коммуникативных умений, напротив, снизилось на 30%.
Описанные изменения произошли вследствие того, что была проведена систематическая и целенаправленная работа по формированию коммуникативных умений школьников на уроках математики, в процессе обучения организовывалось сотрудничество, учитель корректировал речь в процессе урока при ответе на вопрос или защиты своей точки зрения учеником.
Работу по развитию коммуникативных умений школьников можно проводить на любом уроке математики. Для этого необходимо:
1) учить школьников высказывать свои мысли, задавать наводящие вопросы;
2) для освоения нового материла попробовать использовать различные игры, групповые работы, дискуссии;
3) организовывая работу в парах или группах, напоминать о правилах ведения беседы;
4) учить школьников переспрашивать, уточнять, задавать вопросы, если что-либо осталось для него непонятным.
1. Аванесян, Л.К. Развитие общеучебных умений как условие успешности общего образования / Л.К. Аванесян, И.Н. Лопухова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – No 4. – С. 17–22.
2. Агафонова И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / И. Н. Агафонова // Управление начальной школой. – 2009. – № 2. – С. 32-38.
3. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф.
(г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 140-142.
4. Апполонова, Н.В. Проблемный диалог на уроках математики: через общение к коммуникативным УУД/ Н.В. Апполонова // Современные проблемы естественно-математического образования младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколениясборникнаучных статей второй интернет-конференции. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; под науч. Ред. И.В. Налимовой, С.В. Жарова. ‒ 2015. ‒ С. 80‒86.
5. Бабенко А. С. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при изучении математики в 5-6 классах/ А. С. Бабенко, Т. А. Ковыляк // Актуальные проблемы преподавания информационных и естественно-научных дисциплин : материалы ХII Всерос. науч.-метод. конф.
(г. Кострома, 23–24 апреля 2018 г.) / сост. А. Б. Белихов. – Кострома :
Костром. гос. ун-т, 2018. – С. 165-169.
6. Битянова, М.Р. Мониторинг УУД : шаг в будущее педагогической профессии. Новые понятия – новые задачи / М.Р. Битянова // Практика образования. – 2012. – № 1. – С. 28–33.
7. Бочарникова, М.А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде / М.А. Бочарникова // Молодой ученый. – 2019. – №8. – С. 130–132.
8. Васильева, М.В. Формирование универсальных учебных действий учащихся во внеклассной работе по математике / М.В. Васильева // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. – 2013. – №3. – С. 18–22.
9. Вахрушева, А.В.Констатирующий этап эксперимента как способ диагностики уровня коммуникативных УУД/ А.В.Вахрушева //Обучение и воспитание: методики и практика. 2014.‒ №17. ‒ С. 22‒26.
10. Ветрова, В.В. Ребенок и его психологическое здоровье / В.В. Ветрова. ‒ Москва.: Пед. об-во России, 2000. ‒192 с.
11. Гайзулина, К.А.Формирование коммуникативных УУДпосредством использования дидактических игр на уроках математики/ К.А. Гайзулина // Наука XXI века: опыт прошлого -взгляд в будущееМатериалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). ‒ 2015. ‒ С. 400‒402.
12. Гиниятуллина, А.А. Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий / А.А. Гиниятуллина // Методист. – 2011. – № 9. – С. 58–61.
13. Гольцова, Н.В. К вопросу о развитии коммуникативных универсальных действий в условиях духовно-нравственного воспитания подростков в школе / Н.В. Гольцова, О.В. Громыко // Современное образование : актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей IX Международной научно-практической конференции / под общ. Ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза, 2017. – С. 237–241.
14. Давыдова, Н.Н. Универсальные учебные действия : управление формированием / Н.Н. Давыдова, О.В. Смирных // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 167–175.
15. Далингер, В.А. Вопросно-ответные процедуры как средство формирования универсальных учебных действий учащихся при обучении математике / В.А. Далингер // Фундаментальные исследования. – 2013. – №6–5. – С. 1238–1242.
16. Длимбетова, Г.К. Развитие личностных качеств у школьников / Г.К. Длимбетова, А.А. Досмухамбетова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №2. ‒ С. 790‒796.
17. Забродина, Л.А. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у подростков / Л.А. Забродина, Ю.Р. Мухина // Азимут научных исследований : педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – № 4 (25). – С. 309–313.
18. Зимина, С.Г. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий кадет на уроках математики / С.Г. Зимина // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – No 13. – С. 105–109.
19. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник / И.А. Зимняя. ‒Москва: Логос, 2008. ‒384с.
20. Качанова, Е.Н. Развивающие функции моделирования текстовых задач как метод активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики / Е.Н. Качанова // Современное образование Витебщины. – 2019. – No 2 (24). – С. 25–31.
21. Клубович,О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович // Начальная школа плюс до и после. ‒2011. ‒ № 10. –С. 50‒51.
22. Колокольникова, коммуникативных УУД З.У. Диагностика старшеклассников / сформированности З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова // Человек и язык в коммуникативном пространстве : сборник научных статей. – 2018. – Т. 9. – No 9. – С. 268–273.
23. Коноваленко, М.Ю. Теория коммуникации: учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. –М.: Юрайт, 2012. –415 с.
24. Манузина, Е.Б. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у подростков средствами тренинга / Е.Б. Манузина, Д.Ю. Прокофьева // Развитие личности в образовательном пространстве : материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции / отв. Ред. Л.А. Мокрецова. – Бийск, 2016. – С. 70–73.
25. Марченко, Л.С. Методыформирования коммуникативных УУД /Л.С. Марченко, О.И. Шмидская, Я.В. Щагольчина // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развитиясборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. ‒2015. ‒ С. 130‒131.
26. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика / Ю.М. Колягин и др. ; отв. редакторы : Ю.М. Колягин, Н.И. Мерлина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Федеральное гос. Образовательное учреждение высш. Проф. Образования «Чувашский гос. Ун-т им. И.Н. Ульянова». – Чебоксары : Изд-во Чувашского ун-та, 2019. – 731 с.
27. Москевич, Л.В. Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД на уроках математики в основной школе / Л.В. Москевич // Концепт. – 2015. – № T2. – С. 90–100.
28. орбовая, В.В. Развитие познавательных и коммуникативных УУДкадет через проектную деятельность/ В.В. Горбовая, В.Н. Подгорнов //Обучение и воспитание: методики и практика. ‒2014.‒ №12. ‒ С. 105‒112.
29. Понятие «текстовая задача» в школьном курсе математики / И.В. Попова, Н.А. Паукова, Н.В. Чаусова, А.Н. Занина // Вестник научных конференций. – 2020. – № 1–3 (53). – С. 124–125.
30. Сафиуллина,Э.В. Использование групповых методов обучения науроках // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф.(г. Казань, октябрь 2014 г.). ‒ Казань: Бук, 2014. ‒ С. 8‒11.
31. Сафонова, В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях/ В. В. Сафонова. – Москва: Еврошкола, 2004. –236 с.
32. Сёмина, М.В. Психологические аспекты формирования коммуникативных УУД подростков / М.В. Сёмина, Л.В. Шишмарёва // Актуальные проблемы современного образования : опыт и инновации : материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск, 2016. – С. 202–206.
33. Старостина О. А. Формирование универсальных учебных действий в ходе реализации новых образовательных стандартов / О. А. Старостина //Управление качеством образования. – 2013. - № 2. – С. 87-90.
34. Столяр, А.А. Педагогика математики / А.А. Столяр. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск : Вышэйш. шк., 2016. – 413 с.
35. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко и др. // Народное образование. – 2012. – No 4. – С. 153–160.
36. Тюрикова, С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности / С.А. Тюрикова // Науковедение. –2014. – № 3. –С.1-9.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : [утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897] : офиц. текст : по сост. на 17 декабря 2010 г. – Режим доступа : https://fgos.ru/ (дата обращения:
1.11.2021).
38. Фридман, Л.М. Сюжетные задачи по математике : история, теория, методика / Л.М. Фридман. – Москва : Школьная пресса, 2012. – 204 с.
39. Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009. – 48 с.
40. Цапко, Е.С. Текстовые задачи в школьном курсе математики /Е.С. Цапко // Студенческий вестник. – 2019. – No 24–2 (74). – С. 55–56.
41. Шатило, Э. Н. Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения математике учащихся 5–9 классов посредством устных упражнений. / Э. Н. Шатило, И. В. Горелова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 104-106.
42. Шевкин, А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики /А.В. Шевкин. – Москва : Илекса, 2018. – 245 с.