Самопрезентация подростков в реальном общении и социальных сетях (Управленческая психология, Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: Всего в исследовании приняло участие 70 подростков в возрасте от 12 до 15 лет, из них 35 девочек и 35 мальчиков (школы г. Барнаул).
Есть объемные приложения (результаты экспериментального исследования в табличном виде и методические материалы).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы в реальном общении и социальных сетях 9
1.1 Подходы к понятию «самопрезентации» в научной литературе 9
1.2 Самопрезентация подростков: формы проявления, основные факторы формирования 18
1.3 Особенности и структура самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях 27
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самопрезентации подростков в реальном общении и в социальных сетях 37
2.1 Описание процедуры и методики исследования 37
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 40
2.3 Рекомендации по формированию у подростков навыки самопрезентации в реальном общении и в социальных сетях 53
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложения 72
Объект исследования – способы самопрезентации в реальном общении и в социальных сетях.
Предмет исследования – специфика выбора способов самопрезентации подростками в реальном общении и в социальных сетях.
Гипотеза исследования: предполагается, что существуют различия в самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях, которые выражаются в следующем:
- более младшие подростки более предпочитают реальное общение виртуальному; старшим подросткам характерно виртуальное общение, чем реальное;
- младшим подросткам в реальном общении характерны такие стратегии, как «Стремление понравиться – инграциация», «Примерность», старшим подросткам – «Отслеживание производимого впечатления».
- младшим подросткам при общении в социальных сетях характерны такие стратегии, как «Стремление понравиться – инграциация», «Вариативность поведения человека», «Примерность», старшие подростки используют стратегию «Самопродвижение».
Цель исследования – изучить специфику выбора способов самопрезентации подростками в реальном общении и в социальных сетях.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «самопрезентации» в научной литературе.
2. Охарактеризовать специфику самопрезентации подростков: формы проявления, основные факторы формирования.
3. Определить особенности и структуру самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях.
4. Разработать программу исследования самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях.
6. Сформулировать основные рекомендации по практическому применению полученных результатов исследования самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, методы классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Современные реалии жизни постепенно виртуализируются. В современном контексте «виртуальность» понимается как принадлежность к пространству взаимодействия, организованного с помощью компьютеров, соединенных в сеть. Это может быть как сеть интернет, так и любая другая сеть, в том числе локальная. В соответствии с этим, виртуальная личность – это такая, которая существует и функционирует, взаимодействует исключительно в сети. Появление «виртуальных личностей» в online-коммуникации обусловлено, как правило, недовольством реальной социальной идентичностью, желанием получить новый опыт существования, новые впечатления, реализовать нереализованные в реальной жизни стороны своего многогранного «Я». Особенно это характерно для детей подросткового возраста.
Подростки большую часть времени проводят в социальных сетях «ВКонтакте», «Instagram», «Телеграмм» и др. Социальные сферы для подростков – это определенная площадка для реализации коммуникативных потребностей. Многие из подростков, активно общаясь в социальных сетях, в реальном общении достаточно пассивны не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Отметим, что подростки предпочитают самопрезентовать себя в процессе общения в социальных сетях в связи с тем, что характерной чертой Интернет-общения, является опосредованность. Однако, и в реальном общении также подростки используют разные стратегии самопрезентования.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование, направленное на определение особенностей самопрезентации подростков в реальном общении и в социальных сетях. Всего в исследовании приняло участие 70 подростков в возрасте от 12 до 15 лет, из них 35 девочек и 35 мальчиков. Все подростки обучаются в общеобразовательных школах г. Барнаула. Далее подростки на основе возрастного критерия были разделены на экспериментальные группы. Подростки в возрасте от 12 до 13 лет составили экспериментальную группу 1 (19 мальчиков и 16 девочек), подростки в возрасте от 14 до 15 лет составили экспериментальную группу 2 (16 мальчиков и 19 девочек).
1. Антонова, И. В. Проблема личностной идентичности / И. В. Антонова // Психология самосознания : хрестоматия. – Самара : Бахрах, 2014. – 254 с.
2. Афанасьева, А. С. Маркеры самопрезентации в виртуальном общении / А. С. Афанасьева // Апробация. – 2014. – № 4. – С. 59–60.
3. Баранова, Ю. М. Общение подростков в социальных интернет-сетях как особый вид коммуникации / Ю. М. Баранова // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» – 2012. – Выпуск 4. – С. 105 – 110.
4. Богомолова, Т. Я. Самоотношение подростков / Т. Я. Богомолова // Вопросы психологии. – 2016. – №2. – С. 51-59.
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. / Л. И. Божович. – Москва : МОДЭК, 2009. – 352 с.
6. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности / А. К. Болотова // Мир психологии. – 2017. – №2. – С. 46-52.
7. Бюллер, Ш. Смысл жизни и личностная реализация / Ш. Бюллер. – Москва : АСТ, 2015. – 258 с.
8. Вагин, И. О. Развитие уверенности и самодостаточности [Электронный ресурс] / И. О. Вагин. – Режим доступа: http://tidici.- net/articles/c48/id162. (Дата обращения: 04.04.2021г.).
9. В паутине социальных сетей. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.inetomaniya.ru. (Дата обращения: 03.0.2021 г.).
10. Волкова, Т. Г. Анализ образа Я как продукта самосознания личности / Т. Г. Волкова // Современная психология : материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь : Меркурий, 2012. – С. 1-4.
11. Войскунский, А. Е., Интернет : воздействие на личность / А. Е. Войскунский, Ю. Д. Бабаева, О. В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете. – Москва, 2012. – С. 11–39.
12. Выготский, Л. С. Психология подростков // Собрание сочинений т.4 / Л. С. Выготский. – Москва : Изд-во МГУ, 2010. – 587 с.
13. Галажинский, Э. В. Системная детерминация самореализации личности: автореф. дис.... д-ра психол. наук / Э. В. Галажинский. – Барнаул, 2002. – 42 с.
14. Галуцкая, М. Ю. Проблема психодиагностики личностного саморазвития в юношеском возрасте / М. Ю. Галуцкая // Психология, социология и педагогика. – Белгород, 2015. – С. 163-169.
15. Гольдштейн, К. Психология индивидуальности / К. Гольдштейн. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с.
16. Горобец Т. Н. Самоотношение как этиологический фактор аутодеструктивного поведения / Т.Н. Горобец // Мир психологии. – 2017. – № 3. – С. 67-73.
17. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. – Москва : КАНОН-пресс-Ц, 2000. – 587 с.
18. Дрепа, М. И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии / М. И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение – 2013. – №2. – С. 61-66.
19. Заковоротная, М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты / М. В. Заковоротная. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 402 с.
20. Захарова, О. В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе : учеб.-метод. пособие / О. В. Захарова. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. – 95 с.
21. Зимина, М. А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников / М. А. Зимина // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1354-1357.
22. Журавлева, И. А. Самопрезентация как форма предъявления индивидуальных личностных характеристик / И. А. Журавлева // Педагогическое образование и наука. – № 8. – 2012. – С. 20-25.
23. Иванова, Н. Л. Социальная идентичность: теория и практика / Н. Л. Иванова, Т. В. Румянцева. – Санкт-Петербург : Изд- во СГУ, 2017. – 456 с.
24. Казаков, В. Г. Познай себя (самооценка и направленность личности) : метод. пособие / В. Г. Казаков. – Москва : ИПК и ПРНО МО, 2017. – 32 с.
25. Кирьякова, Н. А. Влияние социальных сетей на развитие коммуникативных способностей подростков / Н. А. Кирьянова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 163–170.
26. Клименко, А. А. Самопрезентационная компетентность : содержание и основы формирования : учеб. пособие / А. А. Клименко, С. А. Хазова, С. А. Карасева. – Краснодар : КубГАУ, 2018. – 164 с
27. Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах : проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ) / В. Е. Клочко. – Томск : Томский государственный университет, 2015. – 174 с.
28. Козубовский, В. М. Самооценка личности. Общая психология : личность : Учеб пособие / В. М Козубовский. – Минск : Амалфея, 2018. – 506 с.
29. Корсак, Н. В. Рождение взаимопонимания в коммуникативном процессе / Н. В Корсак // Ананьевские чтения – 2014: Материалы научно-практической конференции. – 2014. – С. 254-257
30. Корягина, Н. А. Самопрезентация и убеждающая коммуникация : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 225 с
31. Котлярова, М. Н. Теории самопрезентации / М. Н. Котлярова. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 241 с.
32. Кравцов, Н. Особенности взаимосвязи самопрезентации и черт характера [Электронный ресурс] / Н. Кравцов. – Режим доступа : http://www.psypress.ru/articles/22648.shtml.(Дата обращния: 04.04.2021 г.)
33. Ларина, Е. Н. Психологические условия формирования способности к саморазвитию у старших подростков / Е. Н. Ларина // Мир психологии. – 2019. – №4. – С. 63-66.
34. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 745 с.
35. Леонтьев, Д. А. Личностное измерение человеческого развития : теоретический аспект / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2018. – № 3. – С. 67–80.
36. Лиман, Н. А. Саморазвитие в подростком и юношеском возрасте / Н. А. Лиман // Вопросы психологии. – 2017. – №4. – С. 56-62.
37. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс ; пер. с англ. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 688 с.
38. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. – Москва : АСТ, 2014. – 369 с.
39. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография / А. В. Микляева [и др.]. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – С. 8-47.
40. Михайлова, Е. В. Самопрезентация : теории, исследования, тренинг / Е. В. Михайлова. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 169 с.
41. Нагибина, Н. Л. Психология типов. Системный подход / Н. Л. Нагибина // Психологические исследования. – 2015. – №4. – С. 71-77.
42. Нельсон, Ш. Некоторые аспекты изучения особенностей развития самооценки у подростков / Ш. Нельсон // Вопросы психологии. – 2017. – №1. – С. 25-31.
43. Новиков, Д. А. Социальные сети : модели информационного влияния, управления и противоборства / Д. А. Губанов, Д. А. Новиков, А. Т. Чхартишвили. – Москва : Изд-во физико-математической литературы, 2015. – 228 с.
44. Пекина, О. В. Сущность понятий «идентичность», «полоролевая идентичность» / О. В. Пекина, Н. А. Шинкарева // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1266-1269.
45. Пикулева, О. А. Психология самопрезентации личности: гендерные и возрастные аспекты / О. А. Пикулева // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 3. – С. 22-29.
46. Пикулёва, О. А. Психология самопрезентации личности : Монография / О. А. Пикулева. – Москва : ИНФА-М, 2015. – 320 с.
47. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. – Москва : Когито-Центр, 2016. – 306 с.
48. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 502 с.
49. Ремшид, Х. Подростковый и юношеский возраст : Проблемы социализации личности / Х. Ремшид. – Н.Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2012. – 532 с.
50. Роджерс, К. Психология индивидуальности / К. Роджерс. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 856 с.
51. Сапожникова, Р. Б. Психологические факторы формирования самоотношения личности : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Р. Б. Сапожникова. – Новосибирск, 1998. – 166 с.
52. Сараева, Е. В. Самопрогнозирование и самоактуализация как механизм саморазвития / Е. В. Сараева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2017. – Выпуск № 15. – С. 177-181.
53. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности / Л. Н. Собчик. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 741 с.
54. Солдатова, Г. В. Пойманные одной сетью : социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Г. В. Солдатова, Е. Ю. Зотова, А. И. Чекалина, О. С. Гостимская. – Москва : АСТ, 2016. – 176 с.
55. Солдатова, Г. У. Эволюция онлайн-рисков : итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» / Г. У. Солдатова // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – Т. 23. – № 3. – С. 50–66.
56. Сорокина, Т. А. Специфика реализации речи в интернет-пространстве / Т. А. Сорокина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Филология. Журналистика. – 2011. – Т. 11. – №1. – С. 26–30.
57. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. Серия : Бакалавр. Академический курс / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. – Москва : Издательство Юрайт, 2016. – 408 с.
58. Туратошева, С. Р. Зависимость от Интернета и человеческий фактор / С. Р. Туратошева, У. У. Абдурахмонов // Бюллетень науки и практики. – 2016. – №5 (6). – С. 255-258.
59. Федорова, Н. А. Личностные и ситуационные факторы выбора вербальных техник самопрезентации : автореф. дис. … канд. психол. наук / Н. А. Федорова. – Москва : МГУ, 2007. – 29 с
60. Федоров, В. В. Структура самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях / В. В. Федоров // Социальная психология и общество. – 2020. – Том 11. – № 1. – С. 180–192.
61. Шибутани, Т. Я-концепция как персонификация / Т. Шебутани // Социальная психология. Пер. с анг. В. Б. Ольшанского. – Ростов на Дону : Феникс, 2015. – 471 с.
62. Хороших, В. В. Особенности самопрезентации пользователей социального сайта «Вконтакте» / В. В. Хороших // Материалы научной конференции «Ананьевские чтения – 2011. Социальная психология и жизнь» (г. Санкт-Петербург, 18-20 октября 2011 г.) / Отв. ред. А.Л. Свенцицкий. – Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – С. 44—45.
63. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 458 с.
64. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон. – Москва : Инфра-М, 2011. – 412 с.
65. Янг, К. Основные свойства нервной системы человека / К. Янг. – Москва : Академия, 2013. – 156 с.