Самопрезентация подростков в реальном общении и социальных сетях (Управленческая психология, Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: Всего в исследовании приняло участие 70 подростков в возрасте от 12 до 15 лет, из них 35 девочек и 35 мальчиков (школы г. Барнаул).
Есть объемные приложения (результаты экспериментального исследования в табличном виде и методические материалы).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы в реальном общении и социальных сетях 9
1.1 Подходы к понятию «самопрезентации» в научной литературе 9
1.2 Самопрезентация подростков: формы проявления, основные факторы формирования 18
1.3 Особенности и структура самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях 27
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самопрезентации подростков в реальном общении и в социальных сетях 37
2.1 Описание процедуры и методики исследования 37
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 40
2.3 Рекомендации по формированию у подростков навыки самопрезентации в реальном общении и в социальных сетях 53
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложения 72
Объект исследования – способы самопрезентации в реальном общении и в социальных сетях.
Предмет исследования – специфика выбора способов самопрезентации подростками в реальном общении и в социальных сетях.
Гипотеза исследования: предполагается, что существуют различия в самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях, которые выражаются в следующем:
- более младшие подростки более предпочитают реальное общение виртуальному; старшим подросткам характерно виртуальное общение, чем реальное;
- младшим подросткам в реальном общении характерны такие стратегии, как «Стремление понравиться – инграциация», «Примерность», старшим подросткам – «Отслеживание производимого впечатления».
- младшим подросткам при общении в социальных сетях характерны такие стратегии, как «Стремление понравиться – инграциация», «Вариативность поведения человека», «Примерность», старшие подростки используют стратегию «Самопродвижение».
Цель исследования – изучить специфику выбора способов самопрезентации подростками в реальном общении и в социальных сетях.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «самопрезентации» в научной литературе.
2. Охарактеризовать специфику самопрезентации подростков: формы проявления, основные факторы формирования.
3. Определить особенности и структуру самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях.
4. Разработать программу исследования самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях.
6. Сформулировать основные рекомендации по практическому применению полученных результатов исследования самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, методы классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Современные реалии жизни постепенно виртуализируются. В современном контексте «виртуальность» понимается как принадлежность к пространству взаимодействия, организованного с помощью компьютеров, соединенных в сеть. Это может быть как сеть интернет, так и любая другая сеть, в том числе локальная. В соответствии с этим, виртуальная личность – это такая, которая существует и функционирует, взаимодействует исключительно в сети. Появление «виртуальных личностей» в online-коммуникации обусловлено, как правило, недовольством реальной социальной идентичностью, желанием получить новый опыт существования, новые впечатления, реализовать нереализованные в реальной жизни стороны своего многогранного «Я». Особенно это характерно для детей подросткового возраста.
Подростки большую часть времени проводят в социальных сетях «ВКонтакте», «Instagram», «Телеграмм» и др. Социальные сферы для подростков – это определенная площадка для реализации коммуникативных потребностей. Многие из подростков, активно общаясь в социальных сетях, в реальном общении достаточно пассивны не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Отметим, что подростки предпочитают самопрезентовать себя в процессе общения в социальных сетях в связи с тем, что характерной чертой Интернет-общения, является опосредованность. Однако, и в реальном общении также подростки используют разные стратегии самопрезентования.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование, направленное на определение особенностей самопрезентации подростков в реальном общении и в социальных сетях. Всего в исследовании приняло участие 70 подростков в возрасте от 12 до 15 лет, из них 35 девочек и 35 мальчиков. Все подростки обучаются в общеобразовательных школах г. Барнаула. Далее подростки на основе возрастного критерия были разделены на экспериментальные группы. Подростки в возрасте от 12 до 13 лет составили экспериментальную группу 1 (19 мальчиков и 16 девочек), подростки в возрасте от 14 до 15 лет составили экспериментальную группу 2 (16 мальчиков и 19 девочек).