Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОХВАЛЫ И ПОРИЦАНИЯ В ИДИОСТИЛЕ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА

Работа №83053

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
234
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Особенности идиостиля А.И. Солженицына 7
1.2. Проблема речевого воздействия на адресата 10
1.3. Коммуникативные стратегии и их роль в тексте художественного
произведения 13
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. КОМУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОХВАЛЫ И ПОРИЦАНИЯ В ИДИОСТИЛЕ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА 20
2.1. Особенности реализации коммуникативных стратегий порицания 20
2.2. Экспрессивные языковые средства, реализующие коммуникативные стратегии порицания 32
2.3. Особенности реализации коммуникативных стратегии похвалы 40
2.4. Экспрессивные языковые средства, реализующие коммуникативные
стратегии похвалы 51
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена несколькими факторами.
1. Лингвистические исследования XXI века, посвященные анализу художественной речи и идиостиля, изобилуют теоретическими ориентациями и точками зрения на проблемы изучения текста и его единиц. Данная работа включена в современную антропоцентрическую парадигму лингвистических исследований и обращена к важным теоретическим проблемам коммуникативной художественной стилистики. Идиостиль писателя понимается в современной филологии как проявление авторского сознания в языке художественного произведения, являющегося совокупностью глубинных проявлений «доминант» художественной личности автора. Понятие идиостиля рассматривается в современной науке как языковая форма «личностного восприятия сознанием явлений объективной действительности; отпечаток, воспроизведение сознанием предметов и явлений внешнего мира» [18, c.607], которая неизбежно носит характер индивидуального знакового закрепления денотативных сущностей.
2. Стиль каждого писателя играет важную роль в развитии языка. Одним из выдающихся представителей, раскрывших богатство русского языка, является А.И. Солженицын. Как справедливо отмечает С.В. Мельникова, «А.И. Солженицын - это мастер, тонко чувствующий языковой потенциал. Он обладает настоящим искусством находить средства национального языка для выражения индивидуальности автора в видении мира». Существует большое количество литературы, посвященной творчеству А.И. Солженицына, среди которой можно выделить множество монографий, диссертаций, сборников и т.д. В основном данные работы направлены на литературоведческие исследования, которые затрагивают проблемы социально-политического характера. Лингвистические труды, в свою очередь, представлены лишь несколькими статьями [46]. Недостаточно изучен идиостиль А.И. Солженицына в общем и языковое своеобразие произведений «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича» в частности, в то время как проза А.И. Солженицына, по авторитетным оценкам, составила новую эпоху в развитии современного русского литературного языка.
3. Анализ коммуникативных стратегий похвалы и порицания, тактик в идиостиле А.И. Солженицына дает возможность открыть новые аспекты идиостиля данного автора и описать значимые составляющие русского речевого поведения, отраженного в прозе писателя.
Объектом исследования является художественный дискурс А.И. Солженицына.
Предметом исследования выступает реализация коммуникативных стратегий похвалы и порицания в идиостиле А.И. Солженицына.
Цель данной работы состоит в том, чтобы определить функциональные особенности стратегий похвалы и порицания в произведениях А.И. Солженицына.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить структуру коммуникативных стратегий и тактик порицания и похвалы в идиостиле А.И. Солженицына и способы их реализации;
2) выявить коммуникативные тактики и ходы, осуществляющие коммуникативные стратегии порицания и похвалы в идиостиле писателя;
3) определить языковые средства, реализующие коммуникативные стратегии и тактики порицания и похвалы в прозе А.И. Солженицына, и выявить сходство и различие между ними.
В ходе исследования для достижения обозначенных целей и задач нами применялись следующие методы:
1. Описательный, его приемы анализ и синтез;
2. Метод сплошной выборки (при которой учитываются не только сами частоты, но и общие условия функционирования языковых элементов и влияние этих условий на процессы функционирования);
3. Сопоставительный анализ для сравнения особенностей коммуникативных стратегий похвалы и порицания на языковом уровне.
4. Лингвистический анализ.
Материалом исследования послужили 250 речевых актов, выявленных в произведениях А.И. Солженицына «В круге первом» и «Один день Ивана Денисовича».
Научная новизна работы определяется тем, что впервые в русле коммуникативно-прагматического исследования проведен комплексный анализ языковых средств выражения коммуникативных стратегий похвалы и порицания в идиостиле писателя, на основании чего выявлены новые характерные особенности идиостиля А.И. Солженицына.
Теоретическая значимость заключается в том, что данная работа вносит существенный вклад в формирование коммуникативной лингвистики и прагмалингвистики, расширяет понятие о коммуникативных стратегиях как единицах речевого взаимодействия, определяет специфику стратегий похвалы и порицания в идиостиле А.И. Солженицына и выявляет языковые средства их осуществления.
Практическая ценность состоит в том, что материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при подготовке спецкурсов по культуре речи, стилистике, а также при изучении идиостиля разных писателей. Кроме того, коммуникативные стратегии и тактики помогут говорящему правильно построить и сформулировать свою мысль, чтобы получить желанный результат.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком.
Во Введении раскрывается актуальность темы, определяются основные цель и задачи, выделяются объект, предмет и методы исследования, отмечаются теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Теоретические основы исследования», включающей три параграфа, рассматриваются основные теоретические понятия, как «идиостиль писателя», «речевое взаимодействие», «коммуникативная стратегия», «тактика», «коммуникация», которые лежат в основе нашего исследования.
Вторая глава «Коммуникативные стратегии похвалы и порицания в идиостиле А.И. Солженицына» носит практический характер, включает четыре параграфа, посвящается анализу данных коммуникативных стратегий, их классификации, описанию реализующих их коммуникативных тактик и ходов на материале прозы А.И. Солженицына.
В конце каждой главы приводятся выводы.
Заключение представляет собой формулировку основных положений, результатов исследования в соответствии с целью и задачами.
Библиографический список составляют 50 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Коммуникативные стратегии похвалы и порицания в прозе А.И. Солженицына, в произведениях которого представлены коммуникативные ситуации выражения положительной и отрицательной оценки, отражают русское речевое поведение.
Коммуникативная стратегия трактуется учеными-лингвистами по- разному, так как рассматривается в рамках различных наук, изучающих общение. В нашей работе коммуникативная стратегия представляет собой пошаговое составление плана и действий с целью установления необходимой коммуникации. Стратегия коммуникации реализуется через тактики, которые выполняют функцию способов осуществления стратегии в конкретной коммуникативной ситуации.
В текстовом поле писателя реализуются 6 разных коммуникативных стратегий порицания. Самой частотной среди них является по функциональному назначению, что составляет 25% от общего количества выявленных стратегий порицания. Коммуникативная стратегия порицания по языковому оформлению встречается 33 раза (23,5%), по степени эмоциональности 25 раз (17,8%), по интонации 19 раз (13,5%), по степени серьёзности 15 раз (10,7%) и по способу выражения составляет 13 примеров (9,2%).
Одним из составляющих элементов каждой стратегии являются следующие тактики: оскорбления, приказа, предупреждения и угрозы унижения, сорванного раздражения, рационального разъяснения и т.д. Самой частотной оказалась тактика оскорбления, которая заключается в нанесение обиды, унижение, уязвление кого-либо, сопровождаемое описание эмоционального составляющего компонента. Вторую группу по частотности составляет тактика приказа и унижения, которая предполагает заставить адресата совершить какое-либо действие. Эта тактика провоцирует ответные агрессивные реакции. Третью группу занимает тактика сорванного раздражения, для которого характерна психологическое напряжение, выплеск эмоций. Самой редкой выступает тактика рационального разъяснения, опирается на рассудочность, здравомыслие партнера по коммуникации.
Коммуникативная стратегия похвалы реализуется 6 разными стратегиями. Самой частотной из них является стратегия похвалы по функциональному назначению, что составляет 25% от общего количества. Следующую ступень занимает коммуникативная стратегия по особенностям языкового оформления, которая составляет 23,5% от всеобщего числа. Коммуникативная стратегия похвалы по степени эмоциональности занимает третью ступени по частоте использования, то составляет 17,8%, коммуникативная стратегия по интонации занимает четвертое место (13,5%), Наименьшее количество по употреблению занимают коммуникативные стратегии похвалы по степени тональности (10,7%) и по способу выражения (9,2%). Похвала осуществляется с использованием таких тактик как: благодарность, комплимент, поддержка, помощь, забота, совет и т.д. Самым частотным является тактика комплемента и благодарности, что обусловлена выражением вежливости и желание поддерживать контакт.
В качестве реализации той или иной тактики выступают коммуникативные ходы. Коммуникативный ход - это функциональная единица последовательности действий, которая способствует решению, поставленной задачи под контролем стратегии. Нами были выявлены 3 вида коммуникативных ходов: прямое ход, косвенное ход, навешивание ярлыков. Наиболее часто употребляемый ход порицания и похвалы является прямой. Прямой ход отличается от косвенного тем, что в прямом адресант наносит оскорбление адресату, используя грубое слово и подчеркивает свое негативное отношение, а в косвенном наносит как бы невзначай.
Для выражения похвалы и порицания в прозе А.И. Солженицына используются разноуровневые языковые средства: фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические.
В качестве фонетических особенностей порицания: разговорная диэреза, аллитерация, просторечно-диалектная ассимиляция гласных, 59
просторечная диссимиляция и упрощение групп согласных. Активными средствами создания разговорности речи как характерной черты идиостиля А.И. Солженицына выступают также графические приемы: написание через дефис, искажение орфографического облика слова, которые встречаются как в похвале, так и в порицании.
На словообразовательном уровне выявлено активное использования уменьшительно-ласкательных суффиксов, сокращение суффиксации, словосложение - в коммуникативных стратегиях порицания.
Среди морфологических особенностей похвалы и порицания значительную роль играют эмоционально-оценочные существительные и прилагательные, удвоение слов, слова с оскорбительной окраской, повелительное наклонение глаголов.
Лексический состав, реализующий коммуникативную стратегию и тактики похвалы и порицания у А.И. Солженицына представлен довольно широко. Стоит выделить, что писатель больше всего использует жаргонизмы, диалектную и разговорную речь, пословицы.
В ходе исследования выявлено, что коммуникативные стратегии похвалы и порицания в художественных текстах А.И. Солженицына имеют одинаковую структуру, имеют общую направленность, равнозначны по иллокутивной цели, которая заключается в выражении положительной или отрицательной оценки поступкам и намерениям говорящего.
В результате проведенного анализа было выявлено, что в прозе А.И. Солженицына чаще всего встречается похвала внутренним качествам личности, что отражает особенности характера, его привычки, поведения в той или иной ситуации.
В жанрах «похвала» и «порицание» воплощаются, как правило, различные типы оценок: морально-этический тип по преимуществу в порицании и самые разнообразные типы оценок в похвале. Однако в произведениях А.И. Солженицына их функциональное назначение несколько иное. В порицании видится унижение, а в похвале - благодарность за помощь. Несмотря на то, что похвала распространяется на больший круг явлений, чем порицание, в речи персонажей она встречается значительно реже последнего. Эта особенность прозы автора демонстрирует преобладание единиц с отрицательно-оценочной семантикой над единицами с положительно-оценочной семантикой.
Это своего рода вид негативной моральной санкции и метод воспитания, выражающийся в осуждении. Порицание играет важную роль в русском межличностном общении, и очень характерно это отражено в прозе А.И. Солженицына. Различия в выборе стратегий и тактик речевого поведения русских людей разных социальных слоев является богатой парадигмой разноуровневых языковых средств, служащих реализации коммуникативных стратегий.
В силу специфики литературных произведений автора превалирует в коммуникации героев стратегия порицания, причем необходимо отметить, что в силу гнетущей атмосферы этих произведений, порицание граничит с оскорблением. Разделение художественного пространства на два мира, мир заключенных, который имеет свою иерархию, и мир надзирающих уже сам по себе накладывает соответствующий оттенок на характер порицания. Так в произведениях А.И. Солженицына практически все порицания сопровождаются обращением оскорбительного характера, все это связано с тем, что писатель, во-первых, является представителем лагерной прозы, во- вторых, сам был в лагерях, и ему было важно через свои произведения передать ту атмосферу, которая царила в те времена.



1. Азнаурова Э.С. Прагматика текстов различных функциональных стилей // Общественно-политический и научный текст как предмет обучения иностранным языкам. - М.: Наука, 1987. - 280 с.
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Том 1. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. - 2-изд., испр. и доп. - М.: Языки русской культуры, 1995. - 464 с.
3. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - 140 с.
4. Бондарко А.В. Функционально-семантическое поле // Большой энциклопедический словарь: Языкознание. - М.: Большая российская энциклопедия, 1998. - С. 566-567.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. - С. 46-48
6. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография. Избранные труды. - М.: Наука, 1977. - С. 140-161.
7. Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: Словарь-справочник. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2011. - 280 с.
8. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. - Нижний Новгород, 2003. - 180 с.
9. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: ЛКИ, 1987. - 180 с.
10. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. - Л.: Наука, 1972. - С. 98-99.
11. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. - М.: Высшая школа, 1982. - 152 с.
12. Леонтьев В.В. «Похвала», «лесть» и «комплимент» в структуре английской языковой личности: дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 1999. - 193 с.
13. Новиков Л.А. Семантика русского языка. - М.: Наука, 1982. - 212 с.
14. Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации. // Вестник МГУ Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - №1. - 1998. - С. 94-104.
15. Падучева Е.В. Динамические модели в семантике лексики. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 607 с.
16. Паршин П.Б. Речевое воздействие: основные формы и разновидности // Рекламный текст: семиотика и лингвистика / Ю.К. Пирогова, А.Н. Баранов, П.Б. Паршин [и др.]. - М.: Издат. Дом Гребенникова, 2000. - 420 с.
17. Прокопович Н.Н., Дерибас Л.А., Прокопович Е.Н. Именное и глагольное управление в современном русском языке. - М.: Русский язык, 1981. - 187 с.
18. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 180 с.
19. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. - Л.: Изд-во
Ленинградского университета, 1989. - 181с.
20. Семантико-функциональный сопоставительный синтаксис:
Субъектно-объектные отношения / В.Ю. Копров, Т.Н. Козюра, А.Л. Лебедева, О.М. Дедова, И.М. Сушкова; под ред. В.Ю. Копрова. - Воронеж: Издательство «Наука-юнипресс», 2011. - 263 с.
21. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. - М.: Наука, 1977. - 292 с.
22. Солженицын А.И. Рассказы // Один день Ивана Денисовича. - М.: Современник, 1990. - 302 с.
23. Солженицын А.И. Роман // В круге первом. - М., 1995. - 1849 с.
24. Стернин И.А. Улыбка в русском коммуникативном поведении. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. - С. 53-61.
25. Уфимцева А.А. Лексическое значение. Принцип семиологического описания лексики. - М.: Знание, 1986. - 240 с.
26. Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы. - М.: Издательство АН СССР, 1966. - 287 с.
27. Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. - М.: Наука, 1982. - 336 с.
28. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. - М.: Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина, 1988. - 291 с.
29. Харитонова И.Я. Степень отражения мира в языковой коммуникации / И.Я. Харитонова, Л.А. Иванова // Вести. Харьк. Ун-та. - 1998. - №2. - С. 19-24
30. Хованская, З.И. Принципы анализа художественной речи и литературных произведений / 3. И. Хованская. - Саратов: Изд. Сарат. ун-та, 1975. - 429 с.
31. Шарков Ф. И. «Основы теории коммуникации». - М.: «Социальные отношения», 2002. - 280 с.
32. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. - М.: Наука, 1973. - 287 с.
33. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии // Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т 1. - Л.: Лениздат, 1958. - 180 с.
34. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1974. - 428 с.
35. Щур Г.С. О соотношении системы и поля в языке // Вопросы языкознания. - М.: Наука, 1967. - С. 66-70.
36. Щур Г.С. Теории поля в лингвистике. - М.: Наука, 1974. - 255 с.
37. Яндиева З.Д. Коммуникативные стратегии в гендерном рекламном тексте: дис. ... канд. филол. наук. - Нальчик, 2011. - 156 с.
38. Янко Т.Е. Коммуникативная структура русской речи. - М.: Яз. слав. культуры, 2001. - 384 с.
39. Янко Т.Е. Коммуникативные стратегии и коммуникативные структуры: дис. ...д-ра филол.наук. - М., 1999. - 338 с.
II. Словари и справочники
40. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. - URL:http://slovardalja.net/(дата обращения: 14.02.2016).
41. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь [Электронный ресурс]. - URL:http://www.efremova.info/(дата обращения: 14.02.2016).
42. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка
[Электронный ресурс]. - URL:http://www.ozhegov.org/(дата обращения: 14.02.2016).
43. Ушакова Д.Н. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - URL:http ://alcala. ru/slovar-ushakova/slovar-ushakova.shtml(дата обращения: 14.02.2016).
III. Интернет-источники
44. Анохина В.С. Стратегии и тактики коммуникативного поведения в малой социальной группе [Электронный ресурс]. - URL:http://vestnik.stavsu.ru/56-2008/11.pdf(дата обращения: 17.02.2016).
45. Акишина А.А. Русский речевой этикет / А.А. Акишина, И.И. Формановская. - М., 1975. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.twirpx.com/file/1278599/(дата обращения: 25.02.2016).
46. Винокур Т.Г. О языке и стиле повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» [Электронный ресурс]. - URL:http://rus.1september.ru/articles/2008/23/05(дата обращения: 25.02.2016).
47. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М.:
Центр, 1998. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.twirpx.com/file/608292/(дата обращения: 25.02.2016).
48. Прохоров Ю.Е. Русское коммуникативное поведение. - М.: Гос. ин-т рус. яз., 2002. [Электронный ресурс] - URL: http://modernlib.ru/books/yuriy_evgenevich_prohorov/russkie_kommunikativnoe_ povedenie/read/ (дата обращения: 25.02.2016).
49. Снитко Е.С Коммуникативная стратегия поощрения и
речевые тактики ее реализации [Электронный ресурс]. - URL: http://uapryal.com.ua/scientific-section/snitko-e-s-kommunikativnaya-
strategiya-pooshhreniya-i-rechevyie-taktiki-ee-realizatsii/(дата обращения: 15.02.2016).
50. Третьякова В.С. Речевой конфликт и гармонизация общения: дис. ... д-ра филол. наук. - Екатеринбург, 2003. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/94470.html(дата обращения: 15.02.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ