Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности

Работа №8304

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы216стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
792
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФЕНОМЕНЕ СЧАСТЬЯ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ И ПСИХОЛОГИИ
1.1. Представления о счастье в социальных науках и психологии 13
1.2. Субъективное благополучие как аспект счастья 38
1.3. Эмоциональная направленность личности как детерминанта представлений о счастье 46
1.4. Мотивация социальной активности личности 63
Глава 2. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О СЧАСТЬЕ
2.1. Методологические основы эмпирического исследования 91
2.2. Методы и организация эмпирического исследования 98
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ О СЧАСТЬЕ
3.1. Образ счастья провинциальной молодежи и пути его достижения
3.1.1. Отношение к счастью как жизненному феномену 116
3.1.2. Социально-демографические особенности стереотипа счастливой личности 118
3.1.3. Времена идентификации состояния счастья и его качественных параметров 122
3.1.4. Средства достижения потребного будущего в представлениях молодежи 127
3.2. Анализ потребностной сферы провинциальной молодежи 142
3.3. Связь эмоциональной направленности и представлений о счастье 146
3.4. Зависимость социальной мотивации с представлениями о счастье 154
3.5. Творческий потенциал провинциальной молодежи 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 171
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования вызвана проблемой пассивности общественного самосознания молодежи, необходимостью ее активизации с целью направления на преобразование современной российской действительности и способствования интеграции страны в мировое сообщество в качестве веду-щей политической и экономической державы. Программные планы такого преобразования и обустройства общества могут опираться на представления россиян о своем будущем, соответствующе их субъективному, мотивирующему к активным действиям представлению о том, что такое счастье, к которому следует стремиться.
Категория «счастье» использовалась в сказках, сказаниях, былинах российского народа. Битва за счастье, которое рассматривалось и сквозь призму политических воззрений, исконно была важнейшей составляющей социального бытия. Пугачевские бунтари, декабристы, народовольцы, эсеры, большевики, современные политические деятели - все они борются за народное счастье, но никто из них не мог сказать, в чем же его истинная суть, как его достичь и нужно ли такое счастье народу в действительности.
Наиболее распространенные представления о счастье нашли отражение в фольклоре, мифологии и художественных произведениях. Во многом, такие представления легли в основу различных массовидных движений, находя конкретное выражение в их лозунгах и программных заявлениях (борьба за народное счастье). Каждое политическое движение в той или иной мере позиционировало себя в качестве единственного носителя правильных представлений о счастье народа и путях его достижения.
Наиболее ярко это было реализовано в мифологизированном образе счастья у поколения, строившего коммунизм. Утопические схемы счастливого

потребного будущего внедрялись в сознание масс как руководство к действию и становились ценностно - смысловой основой социальной активности различных слоев населения, особенно, молодежи. Объединяемые общей идеей строительства коммунизма, молодые люди стремились к мировой революции, тотальной коллективизации и индустриализации, к освоению целины, строительству БАМа, покорению космоса. Позже - к национальному суверенитету и всеобщей демократизации. Объединяющим и мотивирующим в этих процессах было представление не только о будущей российской государственности, но и о месте каждого человека в этом будущем, о его личном благополучии, соответствующему субъективному образу счастья.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании была поставлена конкретная эмпирическая цель: изучение социально-психологических особенностей представлений провинциальной молодежи Ивановского региона о счастье. Следует полагать, что она достигнута.
Выделены четыре основных блока представлений молодежи о счастье: пространственно-временной, представления о счастливом человеке, параметры потребного будущего и способах его достижения. Возможно, данная схема не является абсолютно точной и всеобъемлющей, однако, основные параметры определены и проанализированы.
Можно отметить некоторые недостатки принимаемой автором исследовательской схемы. В частности, в нее не вошли такие параметры, как смех, веселье и юмор, физическое и нравственное здоровье, совесть, родственные связи, особенности характера.
Однако существенным достижением работы можно считать попытку научного анализа изучаемого феномена с несовпадающих позиций таких классиков отечественной психологии как С.Л.Рубинштейн и Д.А.Леонтьев.
К несомненным позитивным находкам исследования можно отнести следующие:
- выявление существования представлений о счастье, как реального психологического феномена, который может быть экспериментально зафиксирован и определенным образом измерен;
- рассмотрение феномена представления о счастье как интегративного целостного образования, в котором, по возможности, учтены основные параметры и характеристики данного феномена;
- выяснение эмоциональной природы представлений о счастье;
- выявление предпочтения позитивных нравственных побуждений в путях достижения счастливого будущего, где молодежь отдает приоритет социально одобряемым средствам. Однако каждый третий имеет иждивенческую позицию, а каждый десятый потенциально может пойти по криминальному пути;
- определение представлений о составляющих счастья на основе обыденного житейского сознания (власть, деньги, слава, исполнение желаний).
В ходе исследования мы пришли к выводу, что понятие счастье следует рассматривать как субъектную категорию, имеющую для каждого человека индивидуальное содержание. Планируя свое его будущее, оценивая настоящее и прошлое, человек оперирует данным понятием, содержательная сторона которого требует научного определения и изучения. Необходимо выяснить, существуют ли универсальные рецепты счастья. Насколько оно индивидуально, с одной стороны, и насколько соответствует идее народного, всеобщего счастья, отраженной в фольклоре, литературе, искусстве - с другой. В работе мы не выявили такой специфичной, универсальной сущности представлений о счастье, существующих в обыденном сознании молодежи.



1. Августин Аврелий. Исповедь. Пер. с латин. -М.:Республика, 1992. -335 с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. -М., 1993. -175 с.
3. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. -Т.5. -№5. -С.63-70.
4. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., T.I. - М., 1980. - 232 с.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.:Наука, 1977. -344 с.
6. Ангуладзе Т. Ш. Проблема мотива в теориях установки и деятельно¬сти. - В кн.: Развитие эргономики в системе дизайна. / Тезисы докладов все¬союзной конференции. -Боржоми, 1979. -С.213-218.
7. Андреева В.Г. Социальная психология., 2е изд., -М., 1988. - 432 с.
8. Анурин В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирова¬ние потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. -Сборник научных трудов. -Горький, 1982. -С.116-129.
9. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. -СПб.: Питер, 2003. -272 с.
10. Аргентова Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совмест¬ной деятельности // Психологический журнал, 1984. -№ 6. -25 с.
11. Аристотель. Поэтика. -Л.: Академия, 1927. -120 с.
12. Архимандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное бого¬словие. -Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. -142 с.
13. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М., 1976.-158 с.
14. Асеев В.Г. Возрастная психология. -Иркутск., 1989. -195 с.

171
15. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.-151 с.
16. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В. и др. Некоторые перспек¬тивы исследования смысловых образовании личности // Вопросы психоло¬гии, 1979. №4. -С.35-46.
17. Бадоев T.JI. Динамика структуры мотивов трудовой деятельности // Автореф.дис.... канд. - Ярославль, 1988. -26 с.
18. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. -М, 1961. -895 с.
19. Беляева И.Ф. Зачем мы работаем? // Социалистический труд. 1991. №6. -С.25-29.
20. Беляева И.Ф. Трудовая мотивация: Механизмы формирования и функционирования // Изменения мотивации труда в новых условиях. -М., 1992. -С.68-82.
21. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. -JL, 1988. -270 с.
22. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терми¬нов. - Воронеж, 1995. - 640 с.
23. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. -М., 1978. -312с.
24. Бовыкин В. Новый менеджмент. -М. 1997. -С.69.
25. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972. -С.7-44.
26. Братусь Б.С. Аномалии личности. -М., 1988. - 301 с.
27. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Мо-сковского университета. Сер. 14. Психология, 1981. -№2, -С.46-55.
28. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходя¬щего века // Вопросы психологии. Т13. 1993. -С.6.
29. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. -М.: Знание, 1985. -64 с.

172
30. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности: Хрестоматия «Психология личности в трудах отечественных психологов», -СПб, 2002. -480 с.
31. Братусь Б.С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. -М., 1984. -144 с.
32. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Гершон Бреслав,. -М.:Педагогика, 1990. -140 с.
33. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта//Вопросы психологии. 1993.-Т.14. -№ 5. -С.99-105.
34. Букина А.А. Теоретический анализ подходов к изучению понятия счастья // Материалы VI региональной научно-технической конференции “Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону”. -Ставрополь: СевКавГТУ, 2002. -С.36-37.
35. Булычкина Г. Стимулирует ли зарплата? // Социалистический труд.
1991. -№6. -С.34-36.
36. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления крити¬ческих ситуаций). - М., 1984. -200 с.
37. Веккер Л.В. Психика и реальность: единая теория психических про¬цессов. -М.:Смысл, 1998. - 685 с.
38. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ,
1990. -288 с.
39. Вилюнас В. Психология эмоций. -СПб.:Питер, 2006. -496 с.
40. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. -М.:Речь, 1990. -458 с.
41. Витгенштейн Л. Культура и ценность. //Витгенштейн Л. Философ¬ские работы, ч.1. - М.: Гнозис, 1994. - С.407-492.
42. Волгин Н., Валь Е. Вилар: Мотивационная основа эффективного тру¬да // Человек и труд. 2000. -№4. -С.75-79.
43. Волынская Л.Б. Акме, смысл жизни и счастье как цель, восхождение к ней и награда// Вопросы психологии. -№14. 2001. -С.140.

173
44. Вундт В. Естествознание и психология. Энциклопедическая библио¬тека для самообразования С.-Петербург: Вестник Знания, 1904. -96 с.
45. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во Jle- нингр. ун-та, 1984. -176 с.
46. Гельвеций К. Записные книжки // Соч. -М., 1974. Т.1. -С.114.
47. Гельвеций Адриан Клодт. Счастье - М.: Сов. Россия, 1987. -478 с.
48. Годфруа Ж. Что такое психология, в 2-х. т., Т. 2: Пер. с франц. -М.,
1992. -376 с.
49. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений/ JI. Я. Гозман,. - М.: Изд-во МГУ, 1987. -174 с.
50. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самооп-ределение молодежи. -Киев: Наукова думка, 1988. -144 с.
51. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология лично¬сти в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. -М., 1989. -С. 102-109.
52. Гусейнова J1.A. Ценностные ориентации: гендерный аспект // Социо-логические исследования 1999. № 5. -С.67-74.
53. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. -Калинин: «Русский язык», 1982. -683 с.
54. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. -СПб. Литер, 2001. -720 с.
55. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фи-лософов. -М., 1979. VIII, -С.ЗЗ.
56. Дмитриева М.В. Изучение мотивационной структуры личности без-работных // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конферен¬ции. -СПб., 1998.-С.47.
57. Додонов Б.И. Структура динамики мотивов деятельности//Вопросы психологии. 1984,- № 4. -С. 126-130.
58. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. -М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

174
59. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей. //Соц. Исследования. 1995. -№7. -С.93-99.
60. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. -М., 1986.
- 222 с.
61. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ори-ентации личности // Социология в СССР.- М.: Мысль. -1966. -Т.2. -С.187-207.
62. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. -М., 1982.- 128 с.
63. Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал, 2000. -Т.21, №5, -С. 16-23.
64. Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизм со-циальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. -М., 1975. -С.241-254.
65. Иванников В.И. Психологические механизмы волевой регуляции: Учеб. пособие / В.А.Иванников; Ун-т Рос. акад. Образования. -М:.УРАО,
1998. -140 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ