ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Сущность и значение информационных технологий в банковском деле 6
1.2. Основные виды информационных банковских технологий 18
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ И
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 30
2.1. Анализ тенденций российских банков по уровню информатизации 30
2.2. Оценка и анализ эффективности ИТ, применяемых в банке на основе
экономико-математического моделирования 38
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИТ-СТРАТЕГИИ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 46
3.1. Современные тенденции и проблемы развития при разработке
ИТ-стратегии в деятельности российских банков 46
3.2. Направления совершенствования информационных технологий в
стратегии развития банка на примере ПАО «Сбербанк России» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Сущность и значение информационных технологий в банковском деле 6
1.2. Основные виды информационных банковских технологий 18
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ И
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 30
2.1. Анализ тенденций российских банков по уровню информатизации 30
2.2. Оценка и анализ эффективности ИТ, применяемых в банке на основе
экономико-математического моделирования 38
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИТ-СТРАТЕГИИ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 46
3.1. Современные тенденции и проблемы развития при разработке
ИТ-стратегии в деятельности российских банков 46
3.2. Направления совершенствования информационных технологий в
стратегии развития банка на примере ПАО «Сбербанк России» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях развитие банковского бизнеса неразрывно связано с автоматизацией, внедрением новейших технических средств и передовых банковских технологий по продвижению на рынок банковских продуктов и услуг, а также с поиском инструментов, которые повышают привлекательность банковских услуг, чему способствуют инновации.
Быстрая и бесперебойная обработка поступающей информации является одной из главных задач любой финансовой организации. В соответствии с этим растет необходимость информационных технологий (ИТ) в банках, которые позволяют обрабатывать все поступающие информационные потоки. Поэтому большинство современных банков ставят в число своих целей и задач внедрение новых информационных технологий.
В рамках стратегии информационного развития большинство российских банков регулярно разрабатывают новые процессы, продукты и технологии, а также совершенствуют уже новые.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что автоматизация бизнес-процессов уже в течение многих лет является устойчивым направлением в сфере информационных технологий. Ключевые причины автоматизации бизнес-процессов кроются в высоких накладных расходах на выполнение работ вручную. Сегодня банки - это наиболее технологически развитые организации. Сейчас нет ни одного банка, у которого не было бы автоматизированной ин-формационной системы.
Целью данного исследования является изучение теоретических и практических аспектов развития информационных технологий для разработки прогноза расходов кредитных организаций на информатизацию в РФ с учетом влияния факторов на основе модели множественной регрессии.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретико-методологический подход к исследованию информационных технологий в банках, то есть определить сущность банковских информационных систем;
2. Выявить особенность влияния ИТ-технологий на модернизацию банковского бизнеса;
3. На основе опыта российских банков выявить основные направления деятельности автоматизированных банковских систем;
4. Рассмотреть состояние, уровень и перспективы развития дистанционных форм банковского обслуживания;
5. Выявить проблемы развития информационных технологий в коммерческих банках;
6. Рассмотреть основные пути совершенствования и развития информационных технологий в банковской сфере.
Объект исследования - банковская деятельность в условиях формирования глобальных информационных ресурсов и процессов.
Предмет исследования - механизмы трансформации банковской деятельности под воздействием информационных технологий.
Методология исследования основывалась на использовании системного подхода, в процессе работы применялись общенаучные методы и приёмы: анализ литературы и нормативно-правовой документации по теме дипломной работы, методы классификации, группировки и сравнения, метод синтеза, статистический анализ и другие.
Изучение проблем информационных технологий занимались отечественные авторы как, Е. А. Черкасова, В. В. Дик, Е. Л. Румянцева, В. М. Вдовин, Н. В. Коротаева, так и зарубежные, Р.Л. Миллер, Д.Д. Ван-Хуз, Р. М. Кантер и другие.
В качестве информационной базы в работе были использованы материалы кредитных организации, в том числе ПАО «Сбербанк России», статистические данные Банка России, ресурсы сети Интернет, а также специальная литература: монографии, учебники и учебные пособия, статьи в периодических изданиях.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты информационных технологий банков: определяется сущность и рассматриваются виды ИТ- технологий.
Вторая глава посвящена анализу динамики информационных технологий в банках Российской Федерации в целом, проведена оценка и анализ эффективности ИТ на основе экономико-математического моделирования.
В третьей главе, выявлены проблемы, связанные при разработке информационных технологий, даны рекомендации по совершенствованию данной сферы.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
Быстрая и бесперебойная обработка поступающей информации является одной из главных задач любой финансовой организации. В соответствии с этим растет необходимость информационных технологий (ИТ) в банках, которые позволяют обрабатывать все поступающие информационные потоки. Поэтому большинство современных банков ставят в число своих целей и задач внедрение новых информационных технологий.
В рамках стратегии информационного развития большинство российских банков регулярно разрабатывают новые процессы, продукты и технологии, а также совершенствуют уже новые.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что автоматизация бизнес-процессов уже в течение многих лет является устойчивым направлением в сфере информационных технологий. Ключевые причины автоматизации бизнес-процессов кроются в высоких накладных расходах на выполнение работ вручную. Сегодня банки - это наиболее технологически развитые организации. Сейчас нет ни одного банка, у которого не было бы автоматизированной ин-формационной системы.
Целью данного исследования является изучение теоретических и практических аспектов развития информационных технологий для разработки прогноза расходов кредитных организаций на информатизацию в РФ с учетом влияния факторов на основе модели множественной регрессии.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретико-методологический подход к исследованию информационных технологий в банках, то есть определить сущность банковских информационных систем;
2. Выявить особенность влияния ИТ-технологий на модернизацию банковского бизнеса;
3. На основе опыта российских банков выявить основные направления деятельности автоматизированных банковских систем;
4. Рассмотреть состояние, уровень и перспективы развития дистанционных форм банковского обслуживания;
5. Выявить проблемы развития информационных технологий в коммерческих банках;
6. Рассмотреть основные пути совершенствования и развития информационных технологий в банковской сфере.
Объект исследования - банковская деятельность в условиях формирования глобальных информационных ресурсов и процессов.
Предмет исследования - механизмы трансформации банковской деятельности под воздействием информационных технологий.
Методология исследования основывалась на использовании системного подхода, в процессе работы применялись общенаучные методы и приёмы: анализ литературы и нормативно-правовой документации по теме дипломной работы, методы классификации, группировки и сравнения, метод синтеза, статистический анализ и другие.
Изучение проблем информационных технологий занимались отечественные авторы как, Е. А. Черкасова, В. В. Дик, Е. Л. Румянцева, В. М. Вдовин, Н. В. Коротаева, так и зарубежные, Р.Л. Миллер, Д.Д. Ван-Хуз, Р. М. Кантер и другие.
В качестве информационной базы в работе были использованы материалы кредитных организации, в том числе ПАО «Сбербанк России», статистические данные Банка России, ресурсы сети Интернет, а также специальная литература: монографии, учебники и учебные пособия, статьи в периодических изданиях.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты информационных технологий банков: определяется сущность и рассматриваются виды ИТ- технологий.
Вторая глава посвящена анализу динамики информационных технологий в банках Российской Федерации в целом, проведена оценка и анализ эффективности ИТ на основе экономико-математического моделирования.
В третьей главе, выявлены проблемы, связанные при разработке информационных технологий, даны рекомендации по совершенствованию данной сферы.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
Актуальность вопросов информатизации банковского бизнеса связана в основном с тем, что меняются требования клиента к банковским услугам.
В современных условиях экономики банки вынуждены искать новые пути предоставления своих услуг, это связано в первую очередь с трансформацией банковской деятельности ввиду внедрения современных информационных технологий. Одним из новых способов является дистанционное банковское обслуживание, позволяющее не только расширить клиентскую базу, сократить затраты на ведение бизнеса, но и, в целом, обеспечить инноватизацию структур экономического развития реального и финансового секторов российской экономики. Предоставление банковских услуг требует больших затрат материальных ресурсов. В то же время ориентация на получение прибыли заставляет банки стремиться к сокращению издержек по оказанию своих услуг. В этом проявляется основная проблема замедления темпов внедрения ИТ-технологий.
В российском банковском секторе на совокупные показатели по расходам на информационные проекты огромное влияние оказывают два финансовых института ПАО «Сбербанк» и ОАО «ВТБ». В период мирового финансового кризиса эти два российских банка не только не сократили свои ИТ-бюджеты, но и значительно их увеличили, 131% и 211% соответственно. Совокупный бюджет ведущих российских банков на 2014 год составил почти 44%, т.е. половина всех расходов на информатизацию российских финансовых институтов приходится на ПАО «Сбербанк» и ОАО «ВТБ».
На формирование бюджетов для информатизации финансовых институтов большое влияние в первую очередь оказывает прибыль банков. На уменьшение прибыли в настоящее время оказывают влияние западные санкции, ограничившие доступ к рынкам капитала российских банков с государственным участием, которые контролируют около 63% всего финансового рынка, необходимость резервирования денежных средств на увеличивающиеся банковские риски.
Мы предположили, что прибыль банка зависит затрат банка на информатизацию. Гипотеза о взаимосвязи прибыли и данного вида затрат проверена с помощью корреляционно-регрессионного анализа. Для анализа взяли данные по прибыли банков в РФ, количество кредитных организации, собственный капитал кредитных организаций, резервы на возможные потери кредитных организаций, валовой внутренний продукт за период 2010-2015 гг. и данные по затратам на информатизацию банков за этот же период. Анализ показал сильную связь между показателями прибыли и затратами банков на информатизацию.
По построенной модели следует ожидать, что на конец 2016 года величина расходов банков на информатизацию в РФ составят 45,8 млрд. руб., на конец 2017 года - 47,1 млрд. руб., и на конец 2018 года - 48,4 млрд. руб.
Исследования доказали, что расходы на информационные технологии являются теми вложениями, которые по сравнению с расходами на выплату про-центов по кредитам, непроцентным расходам, затратами на выплату жалований сотрудникам, а также операционные расходы приносят наибольшую окупаемость.
В целом, обозначить проблемы в информатизации банков и банковской системы можно следующим образом: трудности в привлечении капитала, рост геополитической напряженности, сложившейся в мире, нестабильность национальной валюты повлекли за собой и сложности в информационных системах банков. В частности, это трудности при закупке техники и при получении любого сервиса от компаний в странах ЕС и США; отсутствие необходимого количества оборудования для расширения бизнеса и для устранения его морального износа, трудности аппаратного обеспечения.
Для преодоления данных трудностей необходимо осуществить следующие шаги:
1. Стимулирование разработки национальных программных платформ с помощью экономических методов без административного ресурса. Возможный вариант - уменьшение налога на прибыль с банков.
2. Стимулирование развития свободных рынков «тестирования / сертификации оборудования и ПО на предмет поиска закладок и недекларированных возможностей».
3. Освобождение от налогов ИТ-компаний, развивающих непредставленные в России технологические направления и предоставление льгот для работающих ИТ-компаний.
4. Обеспечение российских ИТ-компаний, поставляющих свои продукты на экспорт, поддержкой государства в процессе продвижения продуктов за рубежом, например, через RussiaToday.
Конкретно для ПАО «Сбербанк России» рассмотрены перспективы развития дистанционного банковского обслуживания. Из проведенного анализа, можно сделать вывод, что система дистанционного банковского обслуживания в ПАО «Сбербанк» является динамически развивающейся услугой. ДБО охватывает как юридических, так и физических лиц с помощью различных инструментов и форм. Целью проводимой политики ПАО «Сбербанк» в области дистанционного банковского обслуживания является проведение к 2018 г. 30 % услуг и продуктов банка для населения через удаленные каналы обслуживания.
В современных условиях экономики банки вынуждены искать новые пути предоставления своих услуг, это связано в первую очередь с трансформацией банковской деятельности ввиду внедрения современных информационных технологий. Одним из новых способов является дистанционное банковское обслуживание, позволяющее не только расширить клиентскую базу, сократить затраты на ведение бизнеса, но и, в целом, обеспечить инноватизацию структур экономического развития реального и финансового секторов российской экономики. Предоставление банковских услуг требует больших затрат материальных ресурсов. В то же время ориентация на получение прибыли заставляет банки стремиться к сокращению издержек по оказанию своих услуг. В этом проявляется основная проблема замедления темпов внедрения ИТ-технологий.
В российском банковском секторе на совокупные показатели по расходам на информационные проекты огромное влияние оказывают два финансовых института ПАО «Сбербанк» и ОАО «ВТБ». В период мирового финансового кризиса эти два российских банка не только не сократили свои ИТ-бюджеты, но и значительно их увеличили, 131% и 211% соответственно. Совокупный бюджет ведущих российских банков на 2014 год составил почти 44%, т.е. половина всех расходов на информатизацию российских финансовых институтов приходится на ПАО «Сбербанк» и ОАО «ВТБ».
На формирование бюджетов для информатизации финансовых институтов большое влияние в первую очередь оказывает прибыль банков. На уменьшение прибыли в настоящее время оказывают влияние западные санкции, ограничившие доступ к рынкам капитала российских банков с государственным участием, которые контролируют около 63% всего финансового рынка, необходимость резервирования денежных средств на увеличивающиеся банковские риски.
Мы предположили, что прибыль банка зависит затрат банка на информатизацию. Гипотеза о взаимосвязи прибыли и данного вида затрат проверена с помощью корреляционно-регрессионного анализа. Для анализа взяли данные по прибыли банков в РФ, количество кредитных организации, собственный капитал кредитных организаций, резервы на возможные потери кредитных организаций, валовой внутренний продукт за период 2010-2015 гг. и данные по затратам на информатизацию банков за этот же период. Анализ показал сильную связь между показателями прибыли и затратами банков на информатизацию.
По построенной модели следует ожидать, что на конец 2016 года величина расходов банков на информатизацию в РФ составят 45,8 млрд. руб., на конец 2017 года - 47,1 млрд. руб., и на конец 2018 года - 48,4 млрд. руб.
Исследования доказали, что расходы на информационные технологии являются теми вложениями, которые по сравнению с расходами на выплату про-центов по кредитам, непроцентным расходам, затратами на выплату жалований сотрудникам, а также операционные расходы приносят наибольшую окупаемость.
В целом, обозначить проблемы в информатизации банков и банковской системы можно следующим образом: трудности в привлечении капитала, рост геополитической напряженности, сложившейся в мире, нестабильность национальной валюты повлекли за собой и сложности в информационных системах банков. В частности, это трудности при закупке техники и при получении любого сервиса от компаний в странах ЕС и США; отсутствие необходимого количества оборудования для расширения бизнеса и для устранения его морального износа, трудности аппаратного обеспечения.
Для преодоления данных трудностей необходимо осуществить следующие шаги:
1. Стимулирование разработки национальных программных платформ с помощью экономических методов без административного ресурса. Возможный вариант - уменьшение налога на прибыль с банков.
2. Стимулирование развития свободных рынков «тестирования / сертификации оборудования и ПО на предмет поиска закладок и недекларированных возможностей».
3. Освобождение от налогов ИТ-компаний, развивающих непредставленные в России технологические направления и предоставление льгот для работающих ИТ-компаний.
4. Обеспечение российских ИТ-компаний, поставляющих свои продукты на экспорт, поддержкой государства в процессе продвижения продуктов за рубежом, например, через RussiaToday.
Конкретно для ПАО «Сбербанк России» рассмотрены перспективы развития дистанционного банковского обслуживания. Из проведенного анализа, можно сделать вывод, что система дистанционного банковского обслуживания в ПАО «Сбербанк» является динамически развивающейся услугой. ДБО охватывает как юридических, так и физических лиц с помощью различных инструментов и форм. Целью проводимой политики ПАО «Сбербанк» в области дистанционного банковского обслуживания является проведение к 2018 г. 30 % услуг и продуктов банка для населения через удаленные каналы обслуживания.
Подобные работы
- Информационные технологии и их использование в стратегии развития финансовой
организации
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Информационные технологии и их использование в стратегии развития
кредитной организации
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Инновация и инновационные финансовые технологии в банковском бизнесе
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Инновации и инновационные финансовые технологии в банковском бизнесе
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Немецкий. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - SWOT-анализ деятельности кредитных организаций
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Сбалансированная система показателей как инструмент финансового и стратегического контроля в кредитной организации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



