ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ-ДНЕВНИК КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ
ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Дневник как жанр 6
1.2. Дискурс как процесс коммуникации 8
1.2.1. Дневниковый дискурс как автокомуникация 8
1.2.2. Виртуальный дискурс 11
1.3. Интернет-дневник как новый жанр 15
1.4. Языковая личность 18
1.4.1. Языковая личность как объект изучения 18
1.4.2. Языковая личность в интернете 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В МИКРОБЛОГЕ 29
2.1. Самопрезентация в лингвистике 29
2.2. Микроблогинг как интернет дневник (Твиттер) 30
2.2.1. Языковые средства презентации в микроблоге С.В. Безрукова 34
2.2.2. Языковые средства презентации в микроблоге Урганта И.А 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Во все времена у человека будет необходимость фиксировать моменты из жизни, свои переживания и эмоции, сомнения и собственные поиски. Дневник в любом своем проявлении останется живой историей, «доверенным лицом». Меняются только технологии сохранения записей суть остается прежней: людям, чаще молодым, необходима «площадка» для осмысления своего собственного образа, в самопредставлении и сравнении себя сегодняшнего с собой в прошлом.
Цели и мотивы ведения дневниковых записей изменялись, как и сами дневники. Но потребность в ведении дневника оставалась неизменной. Исходя из этого можно сделать вывод, что дневник - неотделимая часть письменной культуры. Жизнеспособность дневника как жанра, его востребованность и постоянная актуальность подтолкнули нас на написание этой работы.
С развитием новых технологий и появлением виртуальных-дневников и блогов интерес к ним возрастает в прогрессии. Современные электронные дневники - это самые свежие новости, пункты общей психологической помощи и место дружеских встреч и разносторонних споров.
Настоящая дипломная работа посвящена исследованию интернет- дневника, как способа сомопрезентации языковой личности в виртуальном дискурсе.
Актуальность работы определяется современными тенденциями когнитивного подхода лингвистики в изучении языковой личности и средств ее самопрезентации в антропоцентрической парадигме лингвистических исследований.
Объектом исследования данной дипломной работы является микроблог как интернет-дневник.
В качестве предмета исследования выступают языковые средства в интернет-дневнике.
Основная цель данной дипломной работы состоит в рассмотрении языковых особенностей самопрезентации в публикациях С.В Безрукова и И.А Урганта.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих основных исследовательских задач:
• определить понятия языковая личность, самопрезентация, виртуальный дискурс;
• провести анализ интернет-дневников публичных личностей;
• выявить языковые средства самопрезентации языковой личности.
Для достижения поставленных цели и задач в исследовании применялись следующие методы: описательный метод, контентный и статистический анализы.
Материалом для настоящего исследования послужили публикации в твиттере С.В. Безрукова и И.А. Урганта.
Теоретико-методологическую базу данной работы составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых: В.В. Виноградова, В.И. Карасика, Ю.Н. Караулова, В.П. Конецкой, И.П. Сусова, Т.Н. Ушаковой, Л.Ю. Иванова, Е.С. Кузьминой, М.Л. Макарова, И.А. Сырова, Н.Ю. Буряк, В.П. Тимофеева, О.В. Обуховой, М.М. Бахтина, Л.М. Борисовой, Т.А. Ван Дейка.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что публикации в микроблоге не рассматривались ранее в качестве интернет-дневника и способа самопрезентации языковой личности, a так же в том, что высказывания С.В. Безрукова и И.А. Урганта не были предметом специального лингвистического рассмотрения.
Теоретическая значимость заключается в том, что данная работа вносит определенный вклад в исследования языковых средств самопрезентации языковой личности.
Практическая значимость состоит в том, что основные положения, материалы работы, выводы могут быть использованы в преподавании таких предметов, как: лексикология, стилистика. Результаты могут быть также использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по изучению языковых средств русского языка, a также при написании дипломных и курсовых работ.
Цели и задачи исследования определили ее структуру. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении указываются актуальность выбора темы исследования, определены цели и задачи, методы исследования, отмечена научная новизна, обоснована теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются основные теоретические вопросы, связанные с понятием интернет-дневник и языковая личность.
Во второй главе нашли своё отражение теоретические проблемы, связанные с самопрезентацией, проанализированы случаи самопрезентации языковой личности в твиттере.
В конце каждой главы приводятся выводы.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, формируются выводы в соответствии с обозначенными целью и задачами.
В список использованной литературы включены труды, касающиеся обозначенной проблемы, известных ученных, учебники и словари.
Самопрезентация является одной из составляющих языковой личности. Под саморезентацией мы понимаем коммуникативную стратегию управления впечатлением о говорящем у адресата. Самопрезентация языковой личности в виртуальном дискурсе представляет собой использование определённых языковых средств для создания желаемого образа у читателей.
К жанрам, реализующим самопрезентацию языковой личности, следует отнести интернет-дневник, которой состоит из ежедневных или периодических записей автора, которые описывают события его личной жизни на фоне событий современной ему действительности, с одним только различием от традиционного жанра дневника, записи в интернет версии приобретают публичный характер. С помощью микроблога автор письменно представляет какие-либо сведения о себе при помощи опубликованных сообщений на его странице.
Последнее время характеризуется бурным ростом популярности этого речевого жанра, в связи с чем цель саморекламы в микроблоге выдвигается на первый план. Выбор языковых средств самопрезентаци влияет на посещаемость другими пользователями страницы автора.
В результате анализа публичных страниц С.В.Безрукова и И.А. Урганта были выявлены проявляющиеся в них языковые средства самопрезентации. В первом случае самопрезентант старается соответствовать общепринятым нормам поведения, тогда как второй исследуемый демонстрируют нестандартное поведение, для того чтобы выделиться среди других людей и привлечь к себе внимание.
С помощью контентного анализа мы выявили, что С.В. Безруков открыт для своего читателя, автор часто использует слова с корнем «добр», самопрезентант старается создать положительное мнение, идеальный благоприятный образ у своих подписчиков. Он рассказывает о своей жизни, пытается сформировать легкий, открытый и притягивающий образ при этом сохраняется центр самопрезентации. A значит самопрезентация языковой личности -это представление собственных характеристик в процессе живого общения (как устного, так и отраженного на письме) с целью создания желаемого образа, впечатления у отдельного человека или группы лиц.
Благодаря частотному анализу публикаций И.А.Урганта, мы поняли, что основная цель самопрезентанта создать идеальную рекламную платформу для самого себя и для «продуктов», которые он производит в шоу-бизнесе. Он рассказывает о своих программах, о предстоящих премьерах о фильмах, в которых он принял участие. A так как самопрезентация языковой личности-это представление собственных характеристик в процессе живого общения (как устного, так и отраженного на письме) с целью создания желаемого образа, впечатления у отдельного человека или группы лиц, мы считаем, что в данном случае основная цель саморезентации не достигнута.
Таким образом, анализ текстов публикаций в твиттере позволил нам выявить специфику самопрезентации, и установить является ли самопрезентация успешной.
Перспективы дальнейшего исследования самопрезентации языковой личности в виртуальном дискурсе мы видим в расширении исследовательского материала, a именно привлечения текстов других речевых жанров, для которых самопрезентация личности также является основной коммуникативной целью (автобиография в художественном стиле, автобиография при приеме на работу, анкета в неофициальной сфере общения, анкета при приеме на работу, объявление о поиске работы, визитная карточка, интервью, темой которого является личность интервьюируемого и др.).
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: Наука, 1979. - 479 с.
2. Бергельсон М.Б. Конструирование Адресата в условиях виртуальной коммуникации. // Русский язык: исторические судьбы и современность. Труды и материалы. М., 2004
3. Борисова Л.М. Язык «соблазна» в Интернете / Языки в современном мире. -М.: Наука, 2004. - 432 с.
4. Буряк Н. Ю. Языковая культура в этнической мобилизации современного общества / Теория и практика общественного развития, 2011. - 463 с.
5. Виноградов В. В. Избранные труды. О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980. - 360 с.
6. Гаврилина А. А. Роль и место мотивационного компонента в структуре языковой личности. - Ставрополь, 2012.
7. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках [на материале жанра компьютерных конференций] // Автореферат на соискание учен. степени канд. филол. наук. Волгоград, 2001.
8. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. - 139 с.
9. Горошко Е. И. Теоретический анализ Интернет-жанров: к описанию проблемной области / Жанры речи: сборник науч. ст. Саратов, 2007. Вып. 4. - 438 с.
10. Звегинцев В. А. Теоретико-лингвистические предпосылки гипотезы Сепира-Уорфа / Новое в лингвистике. - М., 1960. - 267 с.
11. Казакова А. Врожденный гуманизм памяти / Кн. Обозрение.1992.
12. Карасик В. И. Язык социального статуса. - М.: Ин-т языкознания РАН ; Волгогр. гос. пед. ин-т, 1992. - 330 с.
13. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. -Волгоград : Перемена, 2002. - 477 с.
14. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000.
15. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М.: Гнозис,2004. - 390 с.
16. Караулов Ю. Н. . Русская языковая личность и задачи её изучения. Язык и личность. - М., 1989. - 405 с.
17. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. / Издание 7-е. - М. ; Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с.
18. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: КомКнига, 2006. - 264 с.
19. Компанцева Л. Ф. Философия сети Интернет: школа Бернарда Лонергана и славянский опыт. Луганск: Знание, 2006. - 352 с.
20. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. - М.: Гнозис, 2003. - 280с.
21. Маслов Б.А. Проблемы лингвистического анализа связного текста. - М.: Таллин: Изд-воТаллинского пединститута, 1975. - 121c.
22. Никитина Л. Б. Антропоцентристская семантика: образ homo sapiens по данным русского языка : учебное пособие. - Омск, 2007. - 254 с.
23. Обухова О. В. Тематическая дистрибуция неологизмов в современном английском языке / Молодой ученый. 2011. - 318 с.
24. Сусов И. П. Деятельность, сознание, дискурс и языковая система / Языковое общение: Процессы и единицы. - Калининград, 1988. - 360 с.
25. Сыров И.А. Способы реализации категории связности в художественном тексте. М.: МПГУ, 2005. - 277 с.
26. Тимофеев В. П. Личность и языковая среда : учеб. пособие. -Шадринск, 1971. - 122 с.
27. Ушакова Т. Н. Речь человека в общении. - М., 1989. - 227 с.
28. Хазанов Б. Дневник сочинителя / Октябрь.-1999. - 256 с.
29. Щеглова Е. Чуковский К. Дневники 1901-1929 гг. / Нева.- 1992. - 273 с.
2. Справочная литература
30. Арутюнова Н.Д. Дискурс / Лингвистический энциклопедический словарь - Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 685с.
31. Краткая литературная энциклопедия, Изд-во «Сов. Энц.», М., 1964, т.2, - 707с.
32. Кузьмин Е. С. Коллектив. Личность. Общение : словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. - Л. : Лениздат, 1986. - 144с.
33. Литературная энциклопедия. ред. П.И.Лебедев-Полянский т.7.,-М.,ОГИЗ РСФСР, 1934. - 707с.
34. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. Редкол.: Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов, А. Г. Бочаров и др.—М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752с.
35. Розенталь Д. Э. и др. Словарь лингвистических терминов. М., 2008. - 624с.
3. Источники
36. Breure L. Development of the Genre Concept.
URL:http: //www. cs. uu.nl/people/leen/GenreDev/GenreDevelopment. html
(дата обращения : 15.03.2015)
37. Finnemann N. O. Hypertext and the Representational Capacities of the Binary Alphabet.URL: http: //www. hum. au. dk/ckulturf/pages/publications/nof/hypertext.htm
(дата обращения : 1.02.2015)
38. URL:http: //www. livej ournal. com/stats. bml(дата обращения : 15.03.2015)
39. Агапов О.Д. Виртуальность как проблема социальной философии. URL: http://ruslan.ksu.ru/phil/0-737566/026-029.pdf(дата обращения :15.03.2015)
40.
Ван Дейк Т.А. (1998). К определению дискурса.URL:http://psyberlink.flogiston. ru/internet/bits/vandij k2. htm(дата обращения: 14.03.2015)
40. Войскунский А.Е. Развитие речевого общения как результат применения
Интернета // Конференция "Социальные и психологические последствия применения информационных технологий".
URL:http://psynet.by.ru/texts/voysk6.htm(дата обращения : 12.04.2015)
41. Галстян С. С. Языковая личность - основа телевизионной коммуникации.
- URL :http://vestnik.ipk.ru/index.php7idM544.(дата обращения :12.04.2015)
42. Иванов Л.Ю. Язык Интернета: заметки лин- гвиста // Словарь и культура
русской речи. - М.: Азбуковник, 2000. URL: http://www.faq-
www.ru/lingv.htm. (дата обращения : 18.03.2015)
43. Конецкая В. П. Социологии коммуникации. - URL:http://www.i-ru/biblio/archive/koneckaja sociologija.(дата обращения : 17.03.2015)
44. Крючков П. Лишнее чувство // Независимая газ. 1992. 6 февраля.
Персональные страницы
45. Безруков В.С. URL: https://twitter.com/s_bezrukov
46. Ургант И.А. URL: https://twitter.com/urgantcom
4. Английская литература
47. Askehave I., Nielsen A. E. What are the Characteristics of Digital Genres? Genre Theory from a Multi-Modal Perspective.- 2014
48. Crystal D. Language and the Internet. Cambridge, 2001. - 272с.
49. Postman, N. The Humanism of Media Ecology. - N. Y.: Fordham University, 2000. - 251с.
50. Proceedings of the 38th Hawaii International Conference on System Sciences. 2005.
51. Russell B. The Principles of Mathematics. - New York : W. W. Norton & Company, 1996.
52. Yates J., Orlikowski W. J., Okamura K. Explicit and Implicit Structuring of Genres in Electronic Communication: Reinforcement and Change of Social Interaction // Organization Science. 1999. Vol. 10. № 1. Р. 83-117.