Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Защитное и совладеющее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса

Работа №8300

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы232стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
726
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
3
Глава I. Концептуальный анализ подходов к изучению дисфункциональной семьи в период кризиса
1.1. Особенности отношений и социально-психологического взаимодействия 14
1.2. Типология трудных жизненных ситуаций и кризисов в семье 38
1.3. Защитное и совпадающее поведение в дисфункциональной семье 48
Глава П. Методы изучения защитного и совладающего поведения у детей, и матерей в дисфункциональной семье в период кризиса
2.1. Методы и методики исследования 65
2.2. Метод моделирования портретов детей и матерей из дисфункциональных
семей 77
Глава П1. Эмпирическое исследование защитного и совладающего поведения в дисфункциональной семье в период кризиса
3.1. Социально-психологические трудности детей и матерей в дисфункциональной семье 94
3.2. Результаты исследования особенностей взаимоотношения и взаимодействия детей и матерей в дисфункциональной семье в период кризиса 104
3.3. Особенности защитного и совладающего поведения в дисфункциональной семье в период кризиса
3.3.1. Результаты исследования защитного поведения у детей и матерей из дисфункциональных семей с помощью проективных методов 121
3.3.2. Результаты исследования защитного поведения методом экспертных оценок и опросников 127
3.3.3. Результаты исследования совладающего поведения у детей и матерей из
дисфункциональных семей в период кризиса 139
3.4. Влияние деструктивных взаимоотношений матери и ребенка на выбор детьми
способов защиты и совладания 158
Список литературы 168
Приложения 182



Актуальность исследования. Возросший интерес специалистов разных областей (социологов, психологов, педагогов) к проблеме семьи, особенно в конце 20 - начале 21 века, можно объяснить, на наш взгляд, тем, что в эпоху нестабильности российского общества, именно семье отводят стабилизирующую роль. Являясь непрерывно действующим институтом, обладающим значительной инерцией во многих аспектах, имеющим тысячелетний опыт, семья оказалась наиболее устойчивой к произошедшим изменениям и экспериментам. Тем не менее, семья чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе, путем изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость (С. Голод, 1997, Г. Крайг, 2000).
Необходимо изучение семьи как фактора, воздействующего на человека (Дружинин В.Н., 2000): семья может выступать как источником стресса, так и социальной поддержки. В связи с этим чрезвычайно актуальными и малоизученными являются проблемы взаимоотношений в семье и совладания семьи с жизненными трудностями (стрессами) (А.И. Тащева, 2005, Т.Л. Крюкова, 2004).
Семейное неблагополучие могут вызывать как макро - так и микросредовые факторы: социальная политика и экономика общества, состав и структура семьи, уровень ее материального благополучия, а так же качество выполнения семейных функций, семейный психологический климат. Традиционно различают нормально функционирующие и дисфункциональные семьи (В. Сатир, 1992, Р. Хилл, 1948, А.Е. Личко, 1989, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 1999, Варга А.Я., В.В. Столин, 1986, О.А. Карабанова, 2004, Н.Н. Посысоев, И.А. Можаровская, 2004). Психологическая атмосфера дисфункциональной семьи оказывает деформирующее давление на ее членов. Наиболее уязвимыми в этом случае

оказываются дети, хотя личностная деформация происходит не во всех случаях (Р. Скиннер, Д. Клииз, 1998).
Данная работа направлена на изучение дисфункциональной семьи, особенностей защитного и совладающего поведения ее членов в период кризиса. Под кризисом мы понимаем ситуацию изъятия органами опеки или вынужденного ухода ребенка из семьи по причине безнадзорности или жестокого обращения с ним родителей. В большинстве случаев речь идет о возможном распаде семьи.
Для ребенка из дисфункциональной (особенно алкогольной) семьи существует реальная угроза приобретения статуса сироты. Показано, что основной причиной социального сиротства является, прежде всего, потеря материнского воспитания. Источником психических нарушений у таких детей выступают нарушенные детско-родительские взаимоотношения, в том числе, неэффективное и девиантное • материнство (А.И. Захаров, 1995, В.И. Брутман, А.Я. Варга, 2002, Е.С. Калмыкова, М.А. Падун, 2002, А. Миллер, 2001, Д. Винникот, 1998, Р. Шпитц, 2002, Дж. Боулби, 2004, и др.).
Родителей в ситуации лишения их родительских прав однозначно рассматривают как фактор, негативно влияющий на ребенка, его физическое и эмоциональное состояние. Несмотря на то, что в настоящее время социальная политика помощи семье нацелена на сохранение, поддержку и социально-психологическую коррекцию дисфункциональной семьи, усилия специалистов социальных служб часто бывают направлены на окончательный разрыв ребенка с семьей, ограждение его от негативного влияния родителей. .
Мы считаем, что необходимо более тщательно исследовать кризисную ситуацию, наличие у девиантной матери ресурсов, обеспечивающих способности к изменению ситуации и совладанию. В данной работе мы рассматриваем взаимоотношения девиантной матери и ребенка как неоднозначно влияющие на детское защитное и совладающее поведение.

5
Известно, что трудные жизненные ситуации проверяют семейную систему на прочность и способность восстанавливать силы после перенесенного стресса (,resilience) (Н. McCubbin, 1983). Особый интерес для нас представляет изучение возможностей членов семьи по организации собственного поведения в такой ситуации - либо в форме психологической защиты от неприятных переживаний, либо в виде конструктивной активности, направленной на решение проблемы. Преобладание того или иного стиля реагирования (защитного или совладающего) характеризует проявление субъектности и отдельного человека (члена семьи) и семьи как группы.
С точки зрения психологии субъекта, различная степень осуществления собственных планов связана с различной мерой активности, интегративности и самоопределения личности как субъекта деятельности и жизни (C.JI. Рубинштейн, 2001, К.А. Абульханова, 2002, А.В. Брушлинский, 2000, 2003,
В.В. Знаков, 2003, Е.А. Сергиенко, 2004).
Понятие психологической защиты или защитного поведения (defensive behaviour) появилось в психотерапевтической практике в конце 19 века (З.Фрейд, 1894, А.Фрейд, 1927) и является предметом исследований в современной науке (Р.М.Грановская, 1984, Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева, 1993, JT.P. Гребенников, Е.С. Романова, 1996, Е.В. Чумакова, 1998, В.Г. Каменская, 1999, Д. Паркер и Н. Эндлер, 1990). Проблема совладающего со стрессом поведения, активно разрабатываемая за рубежом (R.S. Lazarus, 1980, 1986; R.S. Lazarus, S. Folkman, 1984; N.S. Endler, J.D.A.Parker, 1990), с 90-х годов стала сферой научных интересов российских ученых (JI.A. Китаев-Смык, 1983, Л.И.Анцыферова, 1994, В.М. Ялтонский, 1995, Н.Ф. Михайлова, 1998, P.M. Грановская, И.М. Никольская, 2000, Т.Л. Крюкова, 2001, М.В. Сапоровская, 2002, Е.В. Куфтяк, 2003, О.Б. Подобина, 2004, Е.А. Белан, 2004).
. Представленный нами аспект изучения защитного и совладающего поведения в дисфункциональной семье, находящейся в ситуации кризиса,

является необходимым, дополняющим общую картину изучения этого феномена. Особого интереса, на наш взгляд, заслуживает профилактика уязвимости членов семьи к стрессу, развитие жизнестойкости, обучение навыкам совладающего поведения. Наиболее нуждаются в этом дети из дисфункциональной семьи.
Проблема диссертационного исследования заключается в следующем: каковы особенности и соотношение защитного и совладающего поведения в дисфункциональной семье в период кризиса. Как проявляются и влияют механизмы психологической защиты и стратегии совладающего поведения девиантных матерей на способы адаптации их детей.
Цель исследования: изучить, как соотносятся использование механизмов психологической защиты и выбор стратегий совладающего поведения у детей и их матерей в дисфункциональной семье в период кризиса.
Задачи исследования:
Теоретические:
проанализировать существующие в научной литературе представления о дисфункциональной семье, деструктивных семейных, в первую очередь, детско-родительских отношениях, девиантном материнстве, особенностях защитного и совладающего поведения матери и ее ребенка.
Методические:
разработать комплекс методик, адекватный поставленным задачам исследования, имея в виду закрытость дисфункциональных семей для изучения. Разработать и апробировать авторскую методику для изучения совладающего поведения у детей дошкольного возраста.
Эмпирические:
1. Организовать и провести исследование с целью выявления социально-психологических трудностей в дисфункциональной семье в представлении детей и их матерей.

2. Изучить взаимоотношения девиантной матери и ее ребенка в дисфункциональной семье в период кризиса:
3. Выявить особенности защитного и совладающего поведения у детей и их матерей в дисфункциональной семье в период кризиса, степень влияния сложившихся у девиантных матерей стилей защитного и совладающего поведения на выбор детьми способов адаптации.
Общая гипотеза исследования
В дисфункциональной семье в период кризиса защитное и совладающее поведение связаны между собой (как и в любой другой семье), при этом защитное поведение существенно преобладает над совладающим. В большей степени защитное поведение выражено у взрослых (матерей).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Семейная жизнь своей сложностью и неоднозначностью служит источником и одновременно ареной как социального закаливания личности, так и возможных деформаций, травм и несовладания. Дисфункциональная семья - источник тяжелых стрессов и переживаний, особенно для детей. В ходе исследования мы получили богатый материал, доказывающий наличие нарушенных детско-родительских взаимоотношений в дисфункциональной семье и их влияния на развитие и социализацию детей. Девиантное материнство не только причина социального сиротства. Часто оно является причиной окончательного разрушения семейной системы. Тем не менее, ребенок так нуждается в матери, что он принимает любое отношение к себе и готов изменять свое поведение для того, чтобы заслужить внимание и любовь матери. '
Подводя итоги изучения дисфункциональной семьи в период кризиса, мы можем констатировать, что дисфункциональная семья несовладает с жизненными трудностями, причины которых кроются в ней самой. Члены этой семьи имеют высокую выраженность психологических защит и выбирают непродуктивные стратегии совладания. Выраженное защитное поведение матерей влияет на несовладание детей и играет негативную роль в развитии их жизнестойкости.
Психологическая помощь, коррекция и психотерапия тем, кто не совладает, направлены в современных концепциях стресса-копинга на поиск и открытие собственных ресурсов личности и семьи, овладение саморегуляцией, самоорганизацией и побуждением стремления к самосовершенствованию и веры в свои силы. Важным результатом нашей работы стала программа формирования продуктивных копинг-стратегий у подростков, лишенных родительского попечения.



1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб.: Речь, 2004.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991.
3. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие / Под ред. JI.С.Алексеевой. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.
4. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1987. №2.
5. Анастази А. Психологическое тестирование Ч. 1-2. - М., 1982.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
7. Андреева Е.Н. Переживание проблем в области взаимоотношений с родителями и стратегии совладающего поведения асоциальных и просоциальных подростков / Психологические проблемы современной российской семьи. В 2-х частях. Под ред. В.К. Шабельникова, А.Г.Лидерса.
4.2. М., 2003.
8. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие. — СПб: Речь, 2004.
9. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита//Психологический журнал. - Т. 15. — 1994. - №1. — С.3-18.
10. Аргайл М., Ферхэм А., Грехэм Дж.А. Стрессовые ситуации/ Межличностное общение. Хрестоматия/ Общ.редакция Н.В.Казариновой, В.М.Поголыпи. — СПб.:Питер, 2001. -512 с.
11. Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня ... Сомнения и переживания самых младших школьников. - СПб - Рига, 1998.
12. Бардышевская М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 3-6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома: Дисс. на соиск. учен. степ, канд. психол. наук. - М., 1995.

169
13. Белан Е.А. Психология совладающего поведения. - Краснодар: Кубанский гос.ун-т, 2004.
14. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.:Редакционно- издательский центр Консорциум «Социальное здоровье России», 1993.
15. Беличева С.А. Социально-педагогическое обследование и поддержка семей группы риска //Вестник психосоциальной и коррекционно¬реабилитационной работы. - №2, 2005.С.21-31.
16. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 440с.
17. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. - М.:ПЕР СЭ, 2000. ‘
18. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004.
19. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003.
20. Бремс К. Полное руководство''по детской психотерапии./ Пер. с англ. Ю.Брянцевой. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
21. Брутман В.И. Раннее социальное сиротство: Учебно-метод. Пособие. М., 1994. ‘
22. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери// Журнал практической психологии и психоанализа. № 3, 2002.
23. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: ИПРАН, 1994.
24. Бурлакова Н.С., Олешкевич' В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
25. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. - К.: Ника- Центр, 1997.

- 170
26. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.,
1998. '
27. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999.
28. Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби// Журнал практической психологии и психоанализа. №1,2003.
29. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. - М.: Просвещение, 1988...
30. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001.
31. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс....канд. психол. Наук. - М., 1986. 1
32. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицина Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. - М., «Фолиум», 1994.
33. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд. Моск. Ун-та, 1984.
34. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери/Пер. с англ. Н.М. Падалко. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
35. Винникотт Д.В. Разговор с родителями/Пер. с англ. М.Н. Почукаевой, В.В. Тимофеева. - М.: Независимая фирма «Класс», 1994.
36. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.- метод.пособие / Под ред. М.И.Рожкова. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с. - (Коррекционная педагогика).
37. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.: Медицина, 1977.
38. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка. Методическое пособие. Серия: выпуск
7. -М., 1994. •

39. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.:ЧеРо, 2001.
40. Голод С.И., Клецин А.А. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование; СПб. Филиал института социологии РАН. - СПб, 1994.
41. Грановская P.M. Элементы практической психологии. — Л., Изд. Лен-го ун-та, 1984. .
42. Грановская P.M., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. - СПб.: Знание, 1999.
43. Гущина Т.В. Материнская депривация как фактор, определяющий особенности психологической защиты и совладающего поведения детей.//Семья: стресс, копинг, адаптация: Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте/ Отв. ред. Т.Л.Крюкова, М.В.Сапоровская - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2003.
44. Гущина Т.В. Изучение совладающего поведения детей в условиях социального кризиса семьи. //Психология и практика: сборник научных статей/ отв. ред., сост. В.И.Кашницкий. — Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2004.
45. Гущина Т.В. О диагностике использования защитного и выбора совладающего поведения у детей, лишенных родительского попечения, и их девиантных матерей// Материалы Ш^международной конференции им. В.М. Бехтерева - Казань, 2005.
46. Дети социального риска и их воспитание. Чебно-методическое пособие / Под науч. ред. Л.М.Шипициной. СПб.: Издательство «Речь», 2003.
47. Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., РИПКРО, 1997.
48. Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Проф. Т.Д.Марцинковской. — М.: Гадарики, 2001.
49. Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования// Психологический журнал. - 1996. - т. 17 - №3. -С. 137-148.

50. Дорохина О.В. Исследование политики государства в отношении семьи // Семья в России. - 1997. - №2, с. 17-23.
51. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
52. Евдокимова Ю.Б. Идеальная представленность родителей в психике ребенка-сироты // Сборник материалов Съезда РПО. Психология и культура. СПб. — 2003, Т.З, С. 195-198.
53. Жданова М. А. Типологизация суждений социальных сирот о внутренних ситуациях // Сборник материалов Съезда РПО. Психология и культура. СПб. - 2003, Т.З. С.314-316.
54. Завьялов В.Ю. Пьющий мужчина: Дианализ трудных вопросов жизни. -М.: PerSe, 2003-223 с.
55. Захаров А.И Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и
**•
патогенез. - JL: Медицина, 1988.
56. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателей дет.сада и родителей. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1993.
57. Захарова Е.И. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия. // Семейная психология и семейная терапия. № 1, 1997. - С.67-76.
58. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. - СПб.: Речь, 2003.
**•
59. Змановская Е.В. Девиантология: (Писхология отклоняющегося поведения): Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
60. Исенина Е.И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери // Журнал практического психолога. - 2004. - № 4-5. - С. 49-63.
61. Калмыкова Е.С., Падун М.А. Качество привязанности как фактор устойчивости к психической травме// Журнал психологии и психоанализа.

62. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учебное пособие для студентов педагогических и психологических специальностей - СПб: «Детство-пресс», 1999.
63. Карабанова О.А.Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гадарики, 2004.
64. Кеннерли X. Поведенческая терапия/ Х.Кеннерли; Пер. с англ. А.Г.Вронской. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
65. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. - 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005.
66. Китаев-Смык J1.A. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.
67. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера. 2004.
68. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда//Вопросы психологии. - 1993. - №1. - С. 13 - 23.
69. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988. - 270 с.
70. Конвенция ООН о правах ребенка.- М., 1999


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ