Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Искусство как средство выражения этнической идентичности

Работа №8294

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы173стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
793
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы изучения этнической идентичности и ее воплощения художественными средствами 21
1.1. Современные парадигмы изучения этнической идентичности 21
1.2. Философско-антропологические аспекты анализа искусства как вида духовно-эстетического освоения реальности 40
1.3. Роль этнической идентичности в формировании национального своеобразия художественной культуры и механизмов ее воспроизводства 61
ГЛАВА И. Этническая идентичность как основа социокультурной детерминации искусства в эпоху глобализации 86
2.1. Этнокультурная детерминация искусства в эпоху постмодерна 86
2.2. Манифестация этнической идентичности в современной культуре 111
2.3. Взаимосвязь этнической идентичности и художественно¬го творчества в контексте глобализации культуры 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
152
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 158


Современный мир переживает противоречивую эпоху интегративных тенденций и одновременного нарастания процессов дробления, регионализации и локализации. Глобализация оказывает радикальное воздействие на духовную сферу общества, деформирует традиционную этническую систему ценностей. Трансформации, порождаемые глобализацией, существенно преображают морально-этический, психологический облик человека, а значит, и облик современного общества. При всех положительных тенденциях влияния глобализации на социокультурные процессы бесспорны также и деструктивные изменения общественного и индивидуального сознания. Это находит свое отражение в дегуманизации, нарастании отчуждения, культурных конфликтах - процессах, нуждающихся в научном изучении и философской рефлексии.
Актуальность работы определяется необходимостью углубленного изучения динамики ценностей в современном искусстве. Серьезную общественную проблему представляет то, что размывание этнической идентичности, по¬рожденное влиянием глобализационных процессов, способствует нивелированию этнокультурной детерминации современного искусства. В современном обществе произошла заметная утрата традиционных связей и общих ценностей. В массовом обществе, которое является в значительной степени отражением эпохи постмодерна, человек чувствует себя изолированным и одиноким; у него нет убеждений, их заменяют лозунги и идеологические штампы, которые он черпает из средств массовой информации.
В то же время попытки синтезировать мировой язык, мировое искусство всегда с неизбежностью терпели неудачи, подобные формы культуры оказывались неизмеримо беднее национальных языков, национальных искусств. Искусство интересно и ценно только тогда, когда оно глубоко национально, несёт в себе неповторимый колорит - отпечаток души народа. В современную эпоху, в век научно-технического прогресса, господства техники, этническое искусство способно нести духовность, сохранять родовую сущность народа, «лицо наций». Народное искусство, являясь выражением этнической идентичности, опосредует полифоничность отношений человека с окружающим миром.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В диссертационном исследовании проанализированы научные проблемы и намечены пути решения философских и культурологических задач, связанных с изучением этнической детерминации художественного творчества. В ходе работы определено общее проблемное поле философско-антропологического и культурфилософского подходов к проблеме взаимовлияния этнической идентичности и художественной культуры этноса, при этом проанализирована специфика взаимосвязи «общество-искусство-человек».
Исследование по теме «Искусство как средство выражения этнической идентичности» диссертант завершает формулированием следующих выводов.
1. Этническая идентичность представляет собой сложный социокултурный феномен. Для его анализа необходимо применение комплекса методов, позволяющих адекватно отразить взаимообусловленность объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов, определяющих специфику формирования и проявления этнической идентичности. Исходным пунктом анализа является изучение рассматриваемого феномена через призму философии культуры с использованием философско-антропологического и аксиологического методов. Выявление сущности этнической идентичности предполагает актуализацию внутреннего содержания личности, прежде всего, ценностной структуры.
Самотождественность человека образуется посредством идентификации с предельными, наиболее важными ценностными основаниями этнической культуры, формирующими статичные ментальные сферы этнической идентичности. К ним относятся определенные стереотипные формы сознания и поведения, закрепленные в процессе становления этнической идентичности, и обусловленные спецификой ценностных ориентаций.
2. Познание антропологической сущности искусства и его влияния на внутренний мир личности, возможно, прежде всего, на основе системного философского анализа. Искусство по природе своей является человекознанием, так как окружающий мир, отраженный в его произведениях, преломляется через призму человеческого восприятия, переживания, осмысления. В отличие от всех конкретных частнонаучных отраслей знания и, подобно философии, искусство познает человека не односторонне, а в целостном его бытии, более то¬го, в органической его связи с миром и в недоступной ни наукам, ни философии воплощенности общего в единичном, социального в индивидуальном, общечеловеческого в личностном.
Искусство не просто образно отражает мир, оно в то же время и творит его заново, создает новую, идеальную реальность по образу и подобию материальной. Носителями эмоций в искусстве выступают образы и символы, организованные с помощью материала в определенных формах. Через чувства, искусство влияет на весь духовный мир личности, гуманизирует и нравственно одухотворяет личность. Эмоции и чувства в искусстве общезначимы, наполнены общечеловеческим смыслом, но вместе с тем они конкретноисторичны и сугубо индивидуальны. На всех уровнях художественного сознания: «обыденное художественное сознание», «самодеятельное художественное творчество», «массовое искусство», «элитарное искусство» - искусство воздействует на человека комплексно и многогранно.



1. Абишева А. К. О понятии ценность. // Вопросы философии. - 2002.
- №3. - С. 46-54.
2. Авксентьев А. В., Шаповалов В. А. Этнические проблемы современной России: Социально-философский аспект анализа. - Ставрополь: СГУ, 1997. -75с.
3. Азимов Т. Г. Идентичность как глобальная проблема современности: политологический анализ. Автореферат дис .... канд. политологических наук. - М., 2000.-31с.
4. Айдемиров Н.Г. Эстетитеческая культура народов Северного Кавказа.
- Ставрополь: ГП «Ставропольская краевая типография», 1999. - 120 с.
5. Айдемиров Н.Г. Искусство и религия. - Ставрополь: : ГП «Ставро¬польская краевая типография», 2001. - 136 с.
6. Александренков Э. Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? // Этнографическое обозрение. - 1996. - №3. - С. 13-22.
7. Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования)//Вопросы философии. - 2003. - №1. - С. 63-75.
8. Арефьева Г.С. и др. Постклассический подход к познанию социально¬го и этнического. // Философия и общество. - 2002. - №1. - С. 16-46.
9. Арутюнов С. А. К проблеме этноса и субэтноса // Расы и народы. Вып. 18.- М.: Наука, 1988. - С.28-31.
10. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М.: Наука, 1989. -247с.
11. Арутюнов С. А. Этничность - объективная реальность // Этногра¬фическое обозрение. - 1995. - № 5. - С.7 - 10.
12. Арутюнов С.А. Культурная антропология / С.А. Арутюнов, С.И. Рыжакова. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. - 216 с.

159
13. Арутюнян 10. В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования. - 1900. - №7. - С.42-49.
14. Арутюнян Ю. В., Дробижева JI. М., Сусоколов А. А. Этносоциоло- гия. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 255с.
15. Багдасарова А.Б. Социально-философские аспекты анализа форми-рования этнонационального сознания и самосознания. Автореф. канд. дисс. - Ставрополь, 1997.-24с.
16. Базов В. В. Культурные традиции и самоидентификация личности: Дис.... канд. филос. наук. - М., 1994. - 124 с.
17. Белинская Е. П. Конструирование идентификационных структур личности в ситуации неопределенности // В кн.: Трансформация идентифика¬ционных структур в современной России. - М.: Московский общественный на¬учный фонд, 2001. - С.ЗО - 53.
18. Бердяев А. Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре: фило¬софы русского послеоктяврьского зарубежья / Под ред. Е. М. Чехарина. - М.: Наука, 1990.-С. 43-271.
19. Бердяев Н. А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. -
383с.
20. Бердяев Н. А. Судьба России. - М.: Философское общество СССР,
1990. -240 с.
21. Бердяев Н. А. Судьба России. Самосознание. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - 544с.
22. Бореев 10. Б. Эстетика: Учебник. - М.: Высшая школа, 2002. -511с.
23. Бохеньский 10. Духовная ситуация времени // Вопросы филосо¬фии.- 1993.-№5.-С. 94-98.
24. Бранский В. П. Искусство и философия: Роль философии в форми-ровании и восприятии художественного произведения на примере истории жи¬вописи. - Калининград: Янтарный сказ, 1999. - 704с.
25. Бранский В. П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмео-

логия. - СПб.: Политехника, 2001. - 159 с.
26. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983. - 412с.
27. Бромлей 10. В. Этнические общности - сложные, многомерные сис¬темы // Расы и народы. Вып. 18. - М.: Наука, 1988. - С. 16-27.
28. Бузгалин А. В. «Постиндустриальное общество» - тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии. - 2002. - № 5. - С.26 - 37.
29. Буркхардт Г. Непонятная чувственность // Это человек: Антология / Сост., вступ. Ст. П. С. Гуревича. - М.: Высш. шк., 1995. - С. 124 - 156.
30. Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода) / Е. К.. Быстрицкий и др. - Киев: НАУКОВА ДУМКА, 1991. - 176с.
31. Васильчук Ю. А. Социальное развитие человека в XX веке. Фактор культуры. // Общественные науки и современность. - 2003. - №1. - С.5-30.
32. Вебер А. Избранное. Кризис европейской культуры. - СПб.: Уни-верситетская книга, 1999. - 565 с.
33. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление (Отв. Ред. A. JI. Яшин) - АН СССР - М.: Наука, 1991. - 270с.
34. Винер Б. Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этногра-фическое обозрение. - 1998.- №4. - С.3-26.
35. Выготский JI. Психология искусства. - М.: «Педагогика», 1987. -
341с.
36. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. - СПб: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 1996. - 286с.
37. Галушко Т.Г. Некоторые вопросы постмодернистского методологи-ческого контекста формирования идентичности. / Реальность этноса. Роль обра-зования в формировании этнической и гражданской идентичности. Материалы Международной научно-практической конференции. / Под. научн. ред. И.Л. Набока. - СПб.: Астерион, 2006. - С. 60-63.
38. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории и философии. - СПб.: Наука; Изд. Фирма, 1993. Кн. 1. -349с.
39. Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991. - 320с.

40. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. - СПБ.: Азбука-классика, 2003. - 480 с
41. Голик Н. В. Этическое в культуре: Дис. ... докт. филос. наук. - СПб., 2002. - 309с.
42. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: Канон - Пресс-Центр, 2000. - 304 с; Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. - СПб.: Алетейя, 1999. - 265 с.
43. Губогло М. Н. Современные этноязыковые процессы в СССР. - М.: Наука, 1984. - 288с.
44. Гумилев JI. Н. Этногенез и биосфера земли. - СПб.: Кристалл, 2001.
- 639с.
45. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. - М., 1994. - 365с.;
46. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. - М.: Мысль, 1994. - 319с.
47. Делокаров К. Мировоззренческие основания современной цивили¬зации и ее глобальный кризис // Общественные науки о современность. - 1994. - № 2. - С. 89-98.
48. Деррида Ж. Различание. - В кн.: Деррида Ж. Письмо и различие. / Пер. с фр. - СПб.: Академический проект, 2000.- 432 с.
49. Дмитрова И. И. Этнокультурная маргинальность в современном мире. (Теоретико-методологический анализ): Дис. ... канд. филос. наук. - М.,
1994. - 134с.
50. Должин М. Социализация как философско-антропологическая про¬блема: Дис. ... канд. филос. наук - М., 2000. - 135с.
51. Дробижева JI. М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика// Советская этнография. - 1991. - №1.- С.3-13.
52. Дробижева JI. М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Де-мократизация и образы национализма в РФ 90-х годов. - М.: Мысль, 1996. -

53. Дуденкова И. В. Проблема индивидуальной идентичности в фило¬софской антропологии: Дис.... канд. филос. наук. - М., 2003. - 119с.
54. Дуков Е.В., Жидков B.C., Осокин Ю.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. Введение в социологию искусства: Учебное пособие для гуманитарных вузов. - СПб.: Алетейя, 2001. - 256 с.
55. Душанбаева С. С. Взаимосвязь самоопределения личности и ее эт-нической идентичности: Дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 2003. - 197 с.
56. Дьюи Д. Общество и его проблемы. - М.: Идея-пресс, 2002. - 160с.
57. Еремина В. И. Ритуал и фольклор. - М.: Издательство «Наука»,
1991.-206с.
58. Ерохин А. М. О понятиях «этнос», «этничность», «этническая иден-тичность», «нация» в российском социокультурном контексте // Вестник СГУ. - Вып. 32.-2003.-С. 64-71.
59. Есев А. Н. Соотношение индивидуальных и надиндивидуальных факторов ценностных ориентаций личности как методологическая проблема: Дис. ... канд. филос. наук. - Ставрополь, 1999. - 153с.
60. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально¬философские аспекты: Автореферат дисс. ... доктора философских наук. - Рос¬тов-на-Дону, 1999. - 31 с.
61. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально¬философские аспекты: Дис. ... докт. филос. наук. - Ростов н/Д., 1999. - 371с.
62. Заховаева А. Г. Искусство: социально-философский анализ. - М.: КомКнига, 2005. - 208 с.
63. Иноземцев В. JI. На перепутье: Россия в мировой системе XXI века // Общественные науки и современность. - 2002. - №4. — С.101-113.
64. Исакова Н. В. Культура и человек в этническом пространстве: этно- культурологический подход к исследованию социальных процессов. - Новоси¬бирск: Изд-во МОУ ГЦРО, 2001. - 344 с.
65. История философии: Энциклопедия. - Минск: Иитерпрессервис; Книжный Дом, 2002. - 1376 с.

66. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: ТОО ТК «Пе-трополис», 1997.-205с.
67. Квасова И.И. Социология культуры: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2005.- 182 с.
68. Кессиди Ф. X. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. - 2003. - № 1. - С.76-79.
69. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. - М.: Омега-JI, 2005. -
224 с.
70. Козлов В. И. О соотношении этноса и языка в системе этнической иерархии // Расы и народы. Вып.18. - М.: Наука, 1988. - С. 12-16.
71. Козлов В. И. Проблематика «этничности» // Этнографическое обо¬зрение. - 1995. - №4. - С.39-54.
72. Кокшаров Н.В. Культура в современном обществе: теория и прак¬тика этнополитических процессов. - СПб., 2003. - 252 с.
73. Колесников JI. С. Философская компаративистика и диалог культур // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума /отв. ред. Парцвания 13. В.-СПб., 2003.-Вып. 1.-С. 202-203.
74. Колин Ю. В. Непроизвольный образ мира и коллективное сознание: Дис.... канд. филос. наук. - Ростов н/Д, 1997, - 180с.
75. Колпаков Е. М. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение. -
1995. - №5. - С.13-23.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ