Введение
1. Межбюджетные трансферты их сущность, виды и роль в доходах бюджетов субъектов 5
1.1. Межбюджетные трансферты, их необходимость, сущность 5
1.2. Нормативно- правовая база предоставления межбюджетных трансфертов
субъектам Российской Федерации 13
1.3. Роль межбюджетных трансфертов в доходах субъектов Российской
Федерации 20
2. Межбюджетные трансферты в доходах бюджетов субъектов Федерации 26
2.1. Дотации и их роль в доходах субъектов Федерации 26
2.2. Субсидии и их роль в доходах субъектов Федерации 33
2.3. Субвенции и их роль в доходах субъектов Федерации 44
3. Направления совершенствования межбюджетных трансфертов 54
3.1. Основные подходы к выделению межбюджетных трансфертов бюджетам
субъектов Федерации 54
3.2. Направления развития межбюджетных отношений в Российской
Федерации 62
Заключение 69
Список использованных источников 77
Приложение 84
Межбюджетные трансферты, как форма поддержки бюджетов, прошли в Российской Федерации определённый путь развития. Как федеративное государство, Российская Федерация имеет в своем составе 85 субъектов, значительно различающиеся в своем социально-экономическом развитии . В настоящее время наблюдается существенная дифференциация доходов бюджетов наиболее обеспеченных и менее обеспеченных субъектов Российской Федерации. Соответственно, возникают вертикальные и горизонтальные дисбалансы. В целях бюджетного выравнивания бюджетов субъектов федерации Министерство финансов Российской Федерации ежегодно осуществляет бюджетное регулирование путем выделения из федерального бюджета межбюджетных трансфертов: дотаций, субвенций, субсидий. Наблюдается ежегодный рост выделяемых субъектам федерации объемов межбюджетных трансфертов. Однако, как показывает практика, используемые инструменты выравнивания не приводят к желаемому результату.
Целью выпускной работы является изучение роли межбюджетных трансфертов в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации и их влияния на бюджетную обеспеченность.
Объектом исследования является система межбюджетных трансфертов в Российской Федерации.
Предметом исследования является изучение роли межбюджетных трансфертов в доходах субъектов Российской Федерации.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть понятие «межбюджетные трансферты»;
б) проанализировать динамику поступлений межбюджетных трансфертов в доходы бюджетов субъектов Федерации;
в) определить роль межбюджетных трансфертов в доходах бюджетов субъектов Федерации;
г) определить существующие проблемы в области межбюджетных отношений в Российской Федерации;
д) рассмотреть направления развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В первой главе раскрывается сущность понятия «межбюджетные трансферты», определена нормативно- правовая база выделения межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов федерации, а также роль межбюджетных трансфертов в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации.
Во второй главе проведен анализ динамики поступления и роли межбюджетных трансфертов в доходах бюджетов субъектов Федерации. На основе проанализированных данных выявлены основные проблемы на современном этапе развития межбюджетных трансфертов в Российской Федерации.
В третьей главе определены направления развития системы межбюджетных отношений в Российской Федерации и условий выделения трансфертов бюджетам субъектов Федерации.
В заключении сформулированы основные выводы и результаты проведенного исследования.
Теоретической базой исследования послужили действующие нормативно-правовые акты, статистические данные, учебные пособия, а также материалы периодической печати, посвященные изучаемой проблеме. Информационной базой исследования стали данные официальных сайтов Министерства финансов России, Федерального Казначейства России, Управления Федерального Казначейства по Республике Татарстан, Счетной палаты Российской Федерации, Счетной палаты Республики Татарстан за 2013-2015 годы.
В современных условиях организация взаимоотношений между уровнями бюджетной системы направлена на повышение экономической эффективности межбюджетных отношений, совершенствование качества управления как государственными, так и муниципальными финансами, на достижение социальной справедливости, обеспечение экономического роста и целостности государства. За последние годы произошли значительные изменения в финансовых взаимоотношениях бюджетов различных уровней на основе укрепления российской модели бюджетного федерализма, повышения бюджетной дисциплины, достижения прозрачности и стабильности в распределении и перераспределении финансовых ресурсов.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, сбалансированность является одним из принципов бюджетной системы. То есть все нормы бюджетного законодательства и методы управления общественными финансами должны основываться на этом принципе и учитывать его.
Бюджетная система Российской Федерации характеризуется наличием регионов с разными уровнями налогового потенциала, разными климатическими условиями, регионы по-разному обогащены полезными ископаемыми. Все это приводит к горизонтальной и вертикальной несбалансированности регионов.
Решение этих проблем осуществляется с помощью механизма межбюджетных трансфертов.
Механизм межбюджетных трансфертов направлен на решение следующих задач:
- выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях создания условий для обеспечения равных возможностей доступа граждан к социальным услугам;
- обеспечение реализации ряда федеральных законов, предусматривающих выплаты гражданам на реализацию расходных полномочий Российской Федерации во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации;
- стимулирование органов исполнительной власти субъектов Федерации к принятию мер по оздоровлению бюджетов субъектов Федерации и проведению экономических реформ.
В настоящее время в Российской Федерации основными видами межбюджетных трансфертов являются дотации, субвенции и субсидии. Все они являются безвозмездными и безвозвратными. Отличие же их в том, что субсидии и субвенции имеют целевое назначение, а дотации - нет.
Проведенное исследование позволило выявить, что межбюджетные трансферты являются важным инструментом в системе бюджетного регулирования, нацелены на устранение диспропорций уровня бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, а также на поддержку регионов при исполнении переданных полномочий.
За 2012 год межбюджетные трансферты из федерального бюджета в доходы субъектов Российской Федерации поступили в объеме 1622,7 млн.рублей, что составляет 27,8% расходов федерального бюджета, за 2013 год- 1513,8 млн.рублей (24,1%), за 2014 год- 1544,8 млн.рублей (16,6%).
Основным показателем для расчета межбюджетных трансфертов является бюджетная обеспеченность регионов. Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации осуществляется за счет дотаций.
На основе данных Министерства Финансов Российской Федерации по уровню обеспеченности регионов, можно классифицировать субъекты Федерации на:
- «сильные» регионы, показатель бюджетной обеспеченности варьируется от 1,5 и более (г.Москва, Республика Татарстан, Сахалинская область и др.);
- субъекты, бюджетная обеспеченность которых немного выше среднего показателя по Российской Федерации, от 1 до 1,5 (Челябинская, Липецкая области и др.);
- субъекты с низкой бюджетной обеспеченностью, где показатель бюджетной обеспеченности ниже 1 (республика Ингушетия, республика Марий Эл и др.).
По данным Министерства финансов Российской Федерации видно, что наблюдается существенная дифференциация бюджетной обеспеченности регионов. Сокращение дифференциации осуществляется посредством выделения бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций. В регионах с высокой бюджетной обеспеченностью наблюдается невысокая доля в доходах бюджетов данных поступлений, в то время как в регионах с низким показателем бюджетной обеспеченности дотации имеют значительную долю. Например, в Республике Татарстан при показателе бюджетной обеспеченности равном 1,216, доля дотаций в общей структуре доходов занимала в 2012 году- 1,2%, в 2013 году- 2,19%, в 2014 году- 2,05%. Однако, Республика Татарстан не получает дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а напротив является донором, как экономически развитый регион. Долю дотаций поступающих в Республику Татарстан составляют дотации на сбалансированность. В Республике Марий Эл, при показателе бюджетной обеспеченности в диапазоне от 0,600 до 0,700, доля дотаций занимала в 2012 году- 22,87%, в 2013 году- 26,24%, в 2014 году-24,67%. В Удмуртской республике при показателе бюджетной обеспеченности от 0,820 до 0,840, в 2012 году дотации составили 5,74% в общей структуре доходов субъекта, в 2013 году- 4,11%, в 2014 году- 7,93%. В республике Мордовия, где бюджетная обеспеченность варьировалась от 0,650 до 0,740, доля дотаций на 2012 год составила 13,32%, в 2013 году- 15,82%, в 2014 году- 13,48%.
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2013 году составил 6,4 % к объему поступлений налоговых и неналоговых платежей в доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и увеличился по сравнению с 2012 годом на 0,2 процентного пункта (в 2012 году - 6,2 %, в 2011 - 6,8 %).
Прослеживается тенденция увеличения количества субъектов Российской Федерации, получающих дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, - 69 в 2011 году, 72 - в 2012 году и 73 - в 2013 году.
С учетом предоставленных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности разница в бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации по 10 наиболее и 10 наименее обеспеченным регионам, по данным Минфина России, в 2012 году сократилась с 6,2 до 2,5 раз, в 2013 году с 6,7 до 2,8 раза, в 2014 году с 6,2 до 2,8 раза.
Однако, как показал анализ, данный инструмент выравнивания бюджетной обеспеченности не приводит к желаемому результату, так как показатели бюджетной обеспеченности после распределения дотаций меняются незначительно. Например, в республике Башкортостан до выравнивания бюджетной обеспеченности данный показатель составил в 2012 году 0,738, а после распределения дотаций 0,750, в 2013 году - до распределения дотаций 0,738, после- 0,741; в 2014 году до распределения дотаций -0,731, после- 0,731. В Омской области за 2012 год до распределения дотаций бюджетная обеспеченность была равна 0,689, после распределения- 0,704, за 2013 год до распределения бюджетная обеспеченность составила 0,697, после- 0,700; в 2014 году до распределения 0,690, после- 0,690. [30]
Субсидии- следующая форма межбюджетных трансфертов, при помощи которых достигается исполнение расходных обязательств субъектов, не имеющих достаточно средств для самофинансирования. В 2014 году субъектам Федерации было выделено 90 субсидий, в 2015 в количестве 78 субсидий, в 2016 планируется выделить 71 субсидию, в 2017 запланировано выделить 70 субсидий.
Субсидии занимают наибольший удельный вес общей структуре доходов регионов. Например, в доходах бюджета Республики Татарстан доля
субсидий в 2012 году составила 18%, в 2013 году- 11,6%, в 2014 году- 8,85%. В доходах бюджета Республики Мордовия в 2012 году- 32,5%, в 2013¬20,07%, в 2014- 8,34%. В республике Марий Эл доля субсидий в 2012 году составила 10,81%, в 2013- 10,86%, в 2014- 10,35%. По Удмуртской
республике доля субсидий в 2012 году составила 8,01%, в 2013 году- 10,79%, в 2014 году- 6,24%. Следует отметить, что доля данного трансферта в доходах субъектов Российской Федерации в последние годы имеет тенденцию к снижению. Причиной этого является реформирование общей методики предоставления субсидий.
В связи с тем, что субсидии являются инструментом продвижения национальных приоритетов на региональном уровне, в 2013 году на 20 субъектов Российской Федерации (24% всех субъектов) приходилось 51,11% межбюджетных субсидий, что говорит об отсутствии рационального распределения трансфертов по регионам России. [23,c.30]
Субвенции из федерального бюджета направлены на исполнение органами власти субъектов Федерации переданных полномочий. В 2014 году субъектам Федерации было выделено18 субвенций, в 2015 году- 20 субвенций, в 2016 году запланировано выделить регионам 18 субвенций, а в 2017 году- 17 субвенций.
В период с 2012-2014 годов доля субвенций в общей структуре доходов субъектов Федерации варьировалась от 3% до 6%. Например, в республике Татарстан в 2012 году доля субвенций составила 5,02%, в 2013 году- 4,55%, в 2014 году- 4,09%, от объема доходов бюджета. По республике Мордовия в
2012 году субсидии заняли 4,91% в общей структуре доходов субъекта, в
2013 году- 4,61%, в 2014 году- 3,84%. В Удмуртской республике в 2012 году- 5,17%, в 2013- 4,86%, в 2014- 4,94%. В республике Марий Эл в 2012 году субвенции заняли 5,79%, в 2013 году- 4,68%, в 2014 году- 5,24%.
Значительный объем субвенций субъектам Федерации был предусмотрен по разделу «социальная политика»: в 2012 году -221 505,4 млн. рублей, 2013 год- 207 376,4 млн. рублей , 2014 год- 238 437,3 млн. рублей.
В целях повышения самостоятельности субъектов Российской Федерации, консолидации межбюджетных трансфертов, начиная с 2014 года, из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации стали выделяться единые субвенции.
Единая субвенция формируется из субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации, за исключением субвенций, предоставляемых на исполнение публичных нормативных обязательств субъектов Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти регионов в установленном порядке. Перечень субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формирующих единую субвенцию на 2014-2016 годы включает девять субвенций.
Таким образом, межбюджетные трансферты играют важную роль в доходах субъектов Федерации, которые направляются на выравнивание сбалансированности бюджетов субъектов, компенсацию нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов, а также стимулирование регионов к наращиванию собственной доходной базы.
Анализ динамики поступлений дотаций, субсидий и субвенций показал, что в последнее время объем дотаций региональным бюджетам возрастает, а субвенции и субсидии имеют тенденцию к сокращению.
Несмотря на четкость установленных форм межбюджетных трансфертов, существует множество проблем в области практической реализации финансовой помощи регионам в форме межбюджетных трансфертов.
К ним можно отнести:
— доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в общем объеме межбюджетных трансфертов незначительна. Существующая система горизонтального бюджетного выравнивания является крайне неэффективной, так как не выработана оптимальная методика расчета дотаций бюджетам субъектов Федерации.
Искажается изначальный смысл дотаций - сгладить неравномерную бюджетную обеспеченность регионов. Даже после распределения дотаций, бюджетная обеспеченность повышается незначительно. Кроме того, действующая в настоящее время методика выравнивания бюджетной обеспеченности с помощью дотаций не стимулирует регионы к наращиванию доходной базы бюджетов.
— большое число различных субсидий с излишней детализацией направлений расходования бюджетных средств. Так, в 2014 году число субсидий равнялось 92-м (исходя из количества направлений расходов по субсидиям), на 2015 год было запланировано 86 субсидий, но после внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете число субсидий было опять увеличено до 96. Учитывая, что контроль за использованием субсидий в Российской Федерации традиционно направлен на соблюдение целевого расходования средств, а не на достижение заданных результатов, раздробленность субсидий увеличивает административные издержки по контролю за их использованием. Система предоставления субсидий в Российской Федерации характеризуется излишней детализацией направлений расходов.
-значительный объем делегируемых полномочий, под которые выделяются субвенции. Это, в свою очередь, увеличивает долю субвенций в доходах бюджетов субъектов Федерации. Субвенции составили в 2014 году 19% от общего объема межбюджетных трансфертов. С 2014 года бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета предоставляется единая субвенция, сформированная из 9 субвенций, ранее представлявшихся отдельно. Несмотря на произошедшую консолидацию отдельных субвенций, их количество в 2015 году, напротив, увеличилось до 21 по сравнению с прошлым годом (18 субвенций в 2014 году).
Все выше обозначенные проблемы значительно действенность механизма межбюджетных трансфертов. В целях совершенствования механизма межбюджетных трансфертов, необходимо по нашему мнению, осуществить следующие меры:
- совершенствовать методику расчета и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации. Нельзя допускать, чтобы после перераспределения средств по такому показателю, как среднедушевой доход, регионы скатывались с ведущих позиций на уровень ниже среднероссийского. Например, в 2013 году Самарская область до перераспределения средств занимала 19 место в стране, а после него — уже 40. Пермский край поменял 18 место на 42, а Оренбургская область — 15 на 51. Задача заключается в том, чтобы сделать этот механизм более прозрачным, понятным и предсказуемым для регионов;
- консолидировать субсидии. Минфин России полагает, что в рамках проводимой работы по консолидации субсидий необходимо обратить особое внимание на субсидии объемом менее 1 млрд. рублей. Финансирование соответствующих направлений можно было бы осуществлять путем предоставления широкоцелевой субсидии или дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности с погружением в нее ряда «мелких», разрозненных и узкоориентированных трансфертов. Это будет способствовать не только повышению эффективности бюджетных расходов, но и гармонизации системы межбюджетных отношений в целом.
Представляется, что предполагаемые меры по совершенствованию системы межбюджетных трансфертов повысят эффективность использования безвозмездных поступлений, а также повысят региональный потенциал к наращиванию собственной доходной базы.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: офиц. текст - М.: Проспект-Издат, 2015. -320с.
2. О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и
2015 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 03.12.2012 № 216- ФЗ. //Справочно-правовая система «Гарант».- Последнее обновление
20.01.16г.
3. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и
2017 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 01.12.2014 № 384- ФЗ. //Справочно-правовая система «Гарант».- Последнее обновление
26.02.16г.
4. О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2004 г. N 670 .//Справочно-правовая система «Гарант».- Последнее обновление 20.01.16г.
5. О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 N 999. //Справочно-правовая система «Гарант».- Последнее обновление 26.02.16г.
6. Об утверждении Правил формирования и предоставления из
федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 27.03.13 №275.//Справочно-правовая система «Гарант».- Последнее
обновление 23.02.16г.
7. О поощрении субъектов Российской Федерации, достигших
наилучших результатов по социально-экономическому развитию территорий [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.15 №1408 . .//Справочно-правовая система «Гарант».- Последнее
обновление 23.02.16г.
8. Перечень единой субвенции на 2014-2016 [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 августа 2013 г. N 1456-р г. Москва //Справочно-правовая система «Гарант».- Последнее обновление 26.01.16г.
9. Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса РФ [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 29.10.2015 N 409. //Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 26.01.16г.
10. Об утверждении порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из Федерального бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления [Электронный ресурс]: Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 12.11.07 №105н . //Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 26.01.16г.
11. О Порядке ведения реестра соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 31.12.2014 № 179н . //Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 26.01.16г.
12. Асанова А. Б. Межбюджетные трансферты и необходимость
совершенствования государственного финансового контроля
за их использованием./ / Юнити-Дана, 2012.
13. Балтина А. М. Межбюджетные отношения в регионе: организация и формы регулирования, Оренбург, ОГУ, 2013.
14. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Поляка Г. Б. — М. Юнити-Дана, 2011.
15. Дробозина Л. А. Финансы. — Учебник для вузов. Юнити -Дана, 2013.
16. Изабакаров И.Г. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Издательство «Вузовский учебник». 2014.
17. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2012.
18. Мысляева И. М. Государственные и муниципальные финансы, Инфра-М, 2012.
19. Петренко В.А., Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана. 2012.
20. Суглобов А. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана. 2012.
21. Больше самостоятельности-выше ответственность//Журнал
«Бюджет» №4 апрель 2013.
22. Баклаева Н.М. Проблемы совершенствования межбюджетного регулирования на территориальном уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 25.
23. Ганган А.С. Реформирование механизма предоставления
межбюджетных субсидий// Магистерская диссертация 2014
24. Дорждеев А. В. Межбюджетные отношения в РФ: обеспечение
единства интересов центра и регионов. // Журнал «Регионы: управление и развитие» № 4, 2014.
25. Единая субвенция бюджетам субъектов РФ //Журнал «Бюджет» №5 апрель-май 2014.
26. Завьялов Д. Ю. Методология распределения финансовой помощи на региональном уровне. // Финансы. № 10, 2013.
28. Никулина Е. В. Совершенствование формирования доходов региональных бюджетов. // Менеджмент в России и за рубежом, 2014 № 7.
29. О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2017 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов//Аналитический вестник №25 (543) ,2014.
30. А.В.Петров Разрыв в бюджетной обеспеченности регионов и качество жизни граждан РФ//Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2015. №3 (31).
31. Симонова О.В. Межбюджетные отношения: проблемы и пути совершенствования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 2.
32. Шилов М. А. Искусственная дотационность регионов как залог единства России. Журнал «Капитал страны» № 12, 2013.
33. Анализ исполнения консолидированных и местных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2012 году. Режим доступа: http://minfin.ru/
34. Дорожная карта по совершенствованию межбюджетных отношений. Режим доступа: http://council.gov.ru/
35.Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении Федерального бюджета за 2012 год. Режим доступа: http: //www.ach. gov.ru/
36.Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2013 год. Режим доступа: http: //www.ach. gov.ru/
37.Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2014 год. Режим доступа: http: //www.ach. gov.ru/
38.Заключение Счетной палаты РТ на отчет об исполнении бюджета за 2012 год. Режим доступа: http://www.sprt.ru/
39.Заключение Счетной палаты РТ на отчет об исполнении бюджета за 2014 год. Режим доступа: http://www.sprt.ru/
40.Заключение счетной палаты РФ на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Режим доступа:http://www.ach.gov.ru/
41. Заключение Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара на Проект федерального бюджета на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. Режим доступа: http://www.iep.ru/
42. Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации на период до 2020 года. Режим доступа: http://pandia.ru/
43. Межбюджетные отношения. Режим доступа: http://economic.social/
44. О проведении семинара-совещания с руководителями финансовых органов субъектов Российской Федерации. Режим доступа: http://minfin.ru/
45. Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (проект). Режим доступа: https://www.eg- online.ru/
46. Отдельные показатели исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2013-2014 гг. Режим доступа: http://minfin.ru/
47. Отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидий субъектами Российской Федерации в 2014 году по итогам проведенного мониторинга предоставления субсидий, достижения значений показателей результативности использования субсидий субъектами Российской Федерации. Режим доступа: http://minfin.ru/
48. Понятие о системе бюджетного выравнивания. Режим доступа:
http: //studbooks .net/
49. Проект Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Режим доступа: http://minfin.ru/
50. Рекомендации Всероссийского Семинара-совещания руководителей финансовых органов субъектов РФ «Основные подходы к формированию бюджетной политики и межбюджетных отношений в Российской Федерации на 2016-2018 годы». Режим доступа: http://minfin.ru/
51. Социально-экономическое развитие России в 2015 гг. Режим доступа: http://rusrand.ru/
52. У некоторых регионов России нет доступа к субсидиям на софинансирование соцпрограмм. Режим доступа: http://social.eadaily.com/
53. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации". Режим доступа: http://minfin.ru/
54. 18 субъектов РФ не смогли в 2015 году решить проблему безработицы. Режим доступа: https://regnum.ru/