Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРУКТУРА ОБРАЗОВ ПАВЛА I И АЛЕКСАНДРА I В ТРИЛОГИИ Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО «ЦАРСТВО ЗВЕРЯ»

Работа №82897

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
254
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО 11
ГЛАВА II. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА ПАВЛА 1 16
3.1. Ипостась зверя в структуре образа Павла 28
3.2. Ипостась рыцаря в структуре образа Павла I 32
3.3. Ипостась ребенка в структуре образа Павла 1 38
ГЛАВА III. СТРУКТУРА ОБРАЗА АЛЕКСАНДРА I В РОМАНЕ «АЛЕКСАНДР I» 57
ГЛАВА IV. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА Д.С.МЕРЕЖКОВСКОГО В ШКОЛЕ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЯ

Актуальность исследования определяется, во-первых, интересом гуманитаристики последних десятилетий к историософии XX века и специфике ее отражения не только в философском, историческом, но и литературном дискурсах. Во-вторых, все усиливающимся вниманием современного литературоведения к формам концептуализации историософских идей в литературе XX века. В-третьих, стремлением современного литературоведения выстроить как можно более полную картину литературы конца XIX - начала XX века, в связи с чем особую значимость приобретает рассмотрение сквозных концепций, определяющих целостность художественной системы того или иного писателя.
Степень изученности проблемы. Интерес к творчеству Дмитрия Сергеевича Мережковского возникает в конце 1980 - в начале 90-х годов в тот момент, когда произведения Д.С.Мережковского впервые публикуются на русском языке в России. Особое внимание исследователей привлекает трилогия «Христос и Антихрист», трилогия же «Царство Зверя» оказывается в центре исследовательского внимания только в последние годы.
Произведения Д.С.Мережковского вызывают интерес у исследователей в области философии (С.П. Бельчевичен, Н.А.Царёва, Н.В.Анненкова, О.В.Пчелина), литературоведения (О.Н.Михайлов, З.Г.Минц, Л.А.Колобаева, A. М. Ваховская, Л.Н. Флорова, О.Ю.Круглов, О.В.Дефье, В.В.Полонский - в отечественном литературоведении; за рубежом — Т.Пахмусс, О.Матич, Б.Г. Розенталь (США), Э.Бацарелли, Т.Николеску (Италия), М.Задражилова (Чехия), С.П.Ильев (Украина)), культурологии (И.Л.Анастасьева, Ф.Т. Ахунзянова, О.В.Десяткова), истории (Т.Н.Полевик, В.Н.Тараскина, B. Л. Семегин).
Все научные работы по творчеству основоположника символизма исследователи условно разделяют на две группы. Так, Т.А.Полемик к первой группе относит те исследования, в которых рассматриваются частные вопросы творческой деятельности или биографии писателя (работы Т.В.Воронцовой, А.Н.Николюкина, А.Л. Соболева). Среди них раскрываются проблемы изменения заглавия трилогии Д.С.Мережковского «Христос и Антихрист», феномен Д.С.Мережковского, работа над романом «Смерть богов. Юлиан Отступник» и другие вопросы. А ко второй группе она относит работы, «посвященные определенной проблеме или анализу крупных творческих пластов наследия писателя: например, анализу поэзии Д.С. Мережковского или его художественной прозы, журналистике в жизни писателя, неомифологизму или динамике текстопорождения в его творчестве (исследования Т.Н.Бреевой, Е.А.Андрущенко, Е.Г. Белоусовой, О.В.Дефье, Л.А.Колобаевой, О.А.Коростелева, К.А.Кумпан)» [42:26].
Проблему жанрового своеобразия творчества Д.С.Мережковского рассматривают Н.Бахтин, В.Ходасевич, А.Белый, Е.Лундберг, Л.Колобаева, З.Минц, О.Михайлов, О.Дефье, Т.Дронова, Т.Пахмусс. Практически все исследователи отмечают, что через изображение прошлого писатель пытается разглядеть настоящее и будущее России и всего человечества в целом, поэтому в основе его романов лежат религиозные и историософские идеи о противоборстве в мировой истории двух начал, о грядущем Царстве Третьего Завета. Д.С.Мережковский создает таким образом свой вариант истории, свою мифологизированную версию, что говорит о характерном для его произведений неомифологизме. Отсюда различные мнения по поводу жанровой специфики произведений Д.С.Мережковского. Часть литературоведов относит романы двух трилогий автора к историческим романам (И.Ильин, А.Долинин, Е.Старикова), большинство же современных исследователей рассматривают поэтику романов писателя в рамках символистского направления (З.Минц, Л.Колобаева, В.Васильев, А.Лавров, В.Полонский), при этом отмечают преобладание в них исторических, философских, религиозных, нравственных взглядов писателя.
На наш взгляд, отнесение романов Д.С.Мережковского к жанру историософских романов является наиболее точным, поскольку отражает все характерные их особенности.
Следует упомянуть и труды отечественных литературоведов, расширяющие представления о деятельности Д.С.Мережковского- журналиста (Х.Баран, Е.В. Ивановой, М.А. Колерова, И.В.Корецкой, Ю.Р.Кричевской, П.В. Куприяновского, А.В. Лаврова, Д.Е.Максимова). В указанный период исследователи (Ф.Т. Ахунзянова, С.П.Бельчевичен, В.Н.Быстров, Е.В.Васильева, О.В. Дефье, Н.П. Дворцова, О.В.Десяткова, Е.В.Кардаш, Е.М.Криволапова, О.В. Кулешова, Е.А. Осминина, Я.В.Сарычев, В.Л.Семигин, В.В.Стебляк, А.А.Холиков, О. Матич) внесли также заметный вклад в постижение специфики «нового религиозного сознания», культивируемого и моделируемого Д.С.Мережковским-художником и мыслителем.
Из обширного творческого наследия Д.С.Мережковского необходимо особо выделить литературную критику, оригинальность и глубину которой признавали и ценили его выдающиеся современники (А.Блок, А.Белый, П.Перцов, В.Розанов). Нельзя обойти молчанием и тот факт, что влияние литературно-критических работ основоположника русского символизма на отечественное литературоведение ХХ столетия ощущалось даже тогда, когда ссылки на Д.С.Мережковского были невозможны. Д.С.Мережковский во многом перевернул существовавшие ранее представления о литературе ХХХ века: он предложил новое истолкование произведений классиков, вызывающее споры и сегодня.
Критическое творчество Д.С.Мережковского стало предметом самых разноречивых суждений и вызвало отклик у многих представителей Серебряного века: Ю.Айхенвальда, В.Базарова, А.Белого, Н.Бердяева, А.Богдановича, Г.Брандеса, В.Брюсова, С.Булгакова, А.Волынского, Е.Герцык, А.Горнфельда, Б.Грифцова, А.Долинина, Вяч.Иванова, Иванова- Разумника, Н.Коробки, В.Кранихфельда, Е.Лундберга, С.Лурье, Е.Ляцкого, М.Меньшикова, Н.Минского, Н.Михайловского, Б.Никольского, В.Розанова, A. Скабичевского, В.Соловьева, В.Спасовича, П.Струве, С.Франка, Л. Шестова, В.Чудовского, К.Чуковского, Б.Эйхенбаума, Эллиса. Даже вступая в конфронтацию с критическими оценками Д.С.Мережковского, современники неизменно отмечали новизну предлагаемой им интерпретации литературных явлений. Они находили у Д.С.Мережковского также дар интеллектуального, эмоционального и эстетического убеждения. Под воздействием работ Д.С.Мережковского многие авторы рубежа веков корректировали и развивали свои литературно-критические концепции.
Исследование критического наследия Д.С.Мережковского заметно активизировалось в последние десятилетия. Главным образом литературоведы были сосредоточены на вопросе о логике интерпретации Д.С.Мережковским творчества одного или нескольких писателей Х!Х столетия, стремились кратко охарактеризовать главные черты его критического метода и стиля. В этом русле выполнены некоторые труды Т.А.Александровой, Е.А.Андрущенко, С.Н. Бройтмана, А.Л.Гришунина, И.Ю.Искржицкой, Е.Г.Кабаковой, А.П.Казаркина, В.А.Келдыша, Ю.Р.Кричевской, В.Н.Крылова, О.В.Кулешовой, Н.П.Лебеденко, B. М. Марковича, З.Г.Минц, Н.Н.Мостовской, Е.Ю.Осмоловской, C. Н. Поварцова, Я.В. Сарычева, Л.А.Сугай, И.Е.Усок, Л.Г.Фризмана, М.А.Хуберт, А.П. Чудакова, В.В. Шабаршиной, Т.С.Шевчук, Л.Пильд, М.Астмана, И. Надя.
Предметом еще одной исследовательской работы становится поэтика библейских образов в прозе русского символизма. В своей научной работе она обращает внимание на то, что «мифологизм и поликультурная ориентация русского символизма предполагают широкое использование библейского текста, который вступает в равноправное взаимодействие с текстом апокрифическим, мифологическим и разными вариантами собственно литературного текста (романтическим, реалистическим, «петербургским», «московским» и другими)» [15:53-57]. По мнению исследователя, библейский пласт в произведениях Мережковского, Брюсова, Сологуба, Белого соотносится с античным пластом, античной мифологией и через это выявляется новый тип сакральности.
Материалом исследования становятся романы Мережковского «Христос и Антихрист» и Брюсова «Огненный ангел». Здесь в работе на первый план выдвигается «проблема осознания героем своей символической роли, в результате чего он оказывается в состоянии включиться в иерархичную модель мира. Отсутствие связи между двумя пластами в структуре образа обеспечивает его драматизацию и становится основой для построения психологического рисунка личности» [53:57].
Концептуализация национального вопроса в русском историософском романе Д.С.Мережковского является объектом исследования научных трудов. Здесь на первый план выдвигается идея о том, что «историософский роман становится одной из доминантных сфер репрезентации национального в русской литературе ХХ века. Это мотивировано его корреляцией с феноменом «рубежности», отличительной приметой которого является активизация процессов нациоконструирования» [16:29].
В своей работе мы ориентировались на научные труды, в которых затрагиваются некоторые аспекты работы писателя с историческим материалом. Так, Т.И.Дронова в своей работе отмечает предпринимает попытку показать связь конкретно-исторического повествования и авторского «прочтения» эпохи в произведениях Д.С.Мережковского. Кроме того, в ее работе рассматривается еще одна особенность творческого процесса писателя - стремление интуитивно постичь содержание исторических источников.
О.Ю.Круглов проводит сопоставление романа «Антихрист. Петр и Алексей» и драмы «Павел I» Д.С.Мережковского с данными источников и трудами историков. В своей работе исследователь выявляет в обоих произведениях подлинные исторические факты и документы и вымышленные автором фактов и лиц, а также установления их соотношения.
В диссертациях О.Ю. Круглова, А.В. Петрова, А.Н.Михина, Е.В. Корочкиной рассматриваются художественные особенности драмы «Павел I», наблюдается более детальный анализ художественной картины мира Мережковского.
Так, предметом исследования А.Н.Михина явилась художественная картина мира, созданная Д.С.Мережковским в романе «Александр I». В своей работе он рассматривает историософскую проблематику романа, анализирует «биографические мифы» важнейших персонажей романа, исследует сюжетостроение и композицию произведения, хронотоп романа (специфику художественного времени, основные типы художественного пространства).
Современные литературоведы в своих исследованиях уделяют особое внимание концепции человека в романах Мережковского, а именно художественной интерпретации исторической личности (З.Г.Минц, Л.А.Колобаева, О.В.Дефье, О.Ю. Круглов, Л.Н.Флорова, Т.Н.Воронцова, Е.Любимова, А.В.Петров, Я.В. Сарычев, Т.И.Дронова, А.Г.Бойчук, А.Н.Михин, Е.В.Корочкина, Н.М. Сергеева, И.М.Михайлова).
И.А. Билибина в своей работе «Историческая личность в интерпретации Д.С.Мережковского-художника» выявляет особенности концепции личности в творчестве Д.С.Мережковского, ее художественного воплощения в аспекте авторского мировоззрения, характеризует принципы изображения действительности в романах Д.С.Мережковского (принцип метаисторизма, неомифологизма), определяет принципы и способы раскрытия внутреннего мира личности в романах писателя.
Е.А. Осьминина рассматривает образы мировой культуры в прозе Д.С. Мережковского и исследует его во взаимодействии ключевых мифологем единого символистского мифа Д.С.Мережковского с реальным историческим, историко-культурным содержанием.
Пространственно-временную организацию художественного мира поэзии Д.С.Мережковского рассматривает Т.Ю.Ковальчук. В своем исследовании она прослеживает изменение пространственной организации художественной картины мира в поэзии Д.С.Мережковского в соответствии с эволюцией мировоззрения автора.
Т.Н.Полевик исследует процесс становления основных психологических черт личности Д.С.Мережковского, сформировавших его интеллектуальный облик; подвергает анализу его мировоззрение и религиозно-философскую концепцию с целью определения места исторического знания в иерархии ценностей, структуре интересов писателя и системе его взглядов.
Вместе с тем рассмотрение характера художественного воплощения историософской концепции Д.С.Мережковского в драме «Павел I» и ее проекции в романе «Александр I» не становилось до сих пор предметом специального исследования, что и определило новизну данной работы.
Объект исследования - трилогия Д.С.Мережковского «Царство Зверя».
Предмет исследования - характер реализации историософской концепции Д.С.Мережковского в трилогии «Царство Зверя».
Цель исследования - рассмотреть структуру образа Павла I и Александра I в контексте историософской концепции Д.С.Мережковского.
В соответствии с целью исследования формулируются следующие задачи:
• изучить религиозно-философские, культурно-исторические взгляды Д.С.Мережковского;
• дать характеристику историософской трилогии писателя;
• определить специфику понятия «власть» в литературном и историческом аспектах;
• раскрыть комплекс безумия в структуре образа Павла I;
• рассмотреть проблематику драмы «Павел I»;
• выявить реминисцентный план, характеризующий образ Павла I;
• раскрыть символические образы в драме «Павел I»;
• рассмотреть структуру образа Александра I;
• раскрыть функционирование проблемы власти в романе «Александр I»;
• дать методические рекомендации по изучению творчества Д.С. Мережковского в школе.
Методологической основой исследования являются работы Ю.М.Лотмана, З.Г.Минц, А.Н.Михина и т.д.
Метод исследования - структурно-семантический.
Практическая значимость исследования связана с тем, что материалы, полученные при анализе можно использовать для разработки элективных курсов по рубежу XIX - XX века для школ с национальным бедно-культурным компонентом.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Историософская концепция определяет все творчество Д.С. Мережковского. С особой полнотой она раскрывается в двух трилогиях - «Христос и Антихрист» и «Царство Зверя».
Историософская концепция не только определяет отношение Д.С.Мережковского к любым проблемам и событиям, но и целенаправляет всю деятельность писателя. Авторская историософская концепция отражена на всех уровнях текста: от отдельных элементов (то есть с названия драмы Д.С.Мережковского «Павел I») до мотивно-тематической структуры. И включает в себя несколько основных компонентов, к числу которых относятся, с одной стороны, концептология власти в ее универсальном и национальном изводах, а другой, проблема трагедии носителя власти.
Концепт «власть» рассматривается в драме Д.С.Мережковского в качестве атрибута политической системы общества, раскрывающегося в способности поддерживать целостность общества, регулировать общественные отношения. С этой точки зрения концепт «русской власти» можно трактовать, с одной стороны, как авторитарное господство, то есть собственность в одних руках - в руках царя, и здесь доминирующей будет идея «двоевластия»: «властитель-подданный». С другой стороны, власть наполняется онтологическим смыслом: она определяется как «неопределенная, вездесущая и дьявольская сила». Отсюда бесконечная борьба за власть, за престол.
Власть становится условием существования всех и всего. Оформляется социальный порядок, который называется русской системой. Это средство государственного управления. Определённая социальная прослойка, народ в целом - все они нуждаются в крепкой и сильной руке грамотного и нередко грозного властителя. Отсюда сопоставление в драме двух типов власти: условно рыцарская модель у Павла оттеняется узурпаторской моделью у Палена.
Смысловая устойчивость историософской концепции сочетается с такими же стабильными формами художественной реализации. И одной из таких устойчивых форм становится своеобразие структуры образа Д.С.Мережковского. Структура образа пропагандиста строится как взаимодействие исторической и символической ипостаси. Историческая ипостась подвергается настойчивой символизации. Символические ипостаси выстраиваются через открытую реконструкцию культурных пластов.
Структура образа Павла I представляет собой сложное взаимодействие трех основных ипостасей, каждая из которых последовательно раскрывается на страницах пьесы Д.С.Мережковского. Историческая ипостась символизируется в символической ипостаси «зверя». Появляются также символические ипостаси «рыцаря» и «ребенка».
Каждая из этих ипостасей активизирует благодаря определенному культурному контексту, а также благодаря определенному сопряжению: ребенок - через образы Гамлета и Чацкого (мотив сумасшествия), который кодируется двумя литературными текстами, рыцарство - через образ Палена (два типа власти), ипостась «зверя» раскрывается через исторические стереотипы, связанные с образом Павла.
Образ Павла является в истории России глубоко неоднозначной фигурой. Павел характеризуется и тем, что именно он создает некие перспективные проекты развития России глубоко революционные для своего времени (отмена крепостного права, барщины). Но это исторический ракурс восприятия образа Павла I. Но наряду с историческим ракурсом, есть стереотипы восприятия той или иной фигуры - Павел I как образ самодура.
Ипостась «зверя» формулируется через разыгрывание исторического стереотипа. Он проявляется в самом начале. Во-первых, он фиксируется характером Александра I. Эта ипостась связывается с престолонаследием. Поэтому формой реализации ипостаси «зверя» становится разыгрывание исторического стереотипа.
Ипостась «рыцаря» раскрывается через сопоставление с Паленом, двух типов власти: с одной стороны, это рыцарская модель, которая раскрывается через образ Павла I, с другой стороны, узурпаторская модель через образ Палена.
Ипостась «ребенка» раскрывается и через отношения Александра и Елизаветы, Павла и Анны, которые кодируются как отношения любовные, они асексуальны. То есть в этом случае и Александр, и Елизавета оказываются детьми. Здесь работают два варианта: во-первых, здесь работает скрытая оппозиция с Екатериной II, потому что «гламурный» XVIII век был веков фаворитизма. И эта ситуация женского фаворитизма кодируется как ситуация «женской распущенности».
Отношения Павла с Анной выстраиваются не по традиционной модели фаворитки. Павел воспринимает Анну как несостоявшуюся мать, а себя в этот момент ощущает как ребенок: уязвимым, непосредственным. Отсюда выстраиваемый мотив безумия дает ситуацию жертвенности и кроме того внутренней открытости, непосредственности.
Таким образом, все три ипостаси оказываются важными в выстраивании структуры образа Павла I в драме Д.С.Мережковского, и через эти ипостаси проявляется непредсказуемость и противоречивость личности императора.
Принцип антиномичности как доминантный в структуре образа героя сохраняет свое значение и в следующей романе писателя. Образ Александра I также строится на взаимодействии практически противоположных ипостасей. С одной стороны, важное место в понимании образа героя начинает играть легендарная история негласного отречения Александра I, превратившегося после мнимой смерти в старца Федора Кузьмича. С другой стороны, фиксируется в гораздо более открытой форме ипостась Зверя как выражение государственного «я» героя. При этом если в первом произведении трилогии был очевиден конфликт Павел I - Пален, который строился на несовпадении рыцарско-императорского и государственно-самодержавного подходов к пониманию власти, то теперь отчетливое взаимодействие образов Александра I и Аракчеева, выступающего его alter ego, становится основанием для вовлечения героя в символический контекст, связанный с образом апокалиптического Зверя.
При этом две ипостаси героя не столько демонстрируют его эволюцию, постепенную динамику сознания, сколько раскрывают, как и в случае с Павлом I, невозможность разрешения данной антиномичности в рамках «земного» бытия. Обязательным условием для разрешения оказывается включение «небесного» контекста либо игнорируемого героями, либо, что чаще, невозможность его проецирования в контекстуальный круг власти.
Перспективой исследования может стать рассмотрение принципов организации образной структуру в романистике Д.С. Мережковского в целом.



1. Мережковский Д.С. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. - М.: «Правда», 1990. - 77 с.
2. Мережковский Д.С. Драматургия/ Вст. ст., сост. и коммент.
Е.А. Андрущенко. - Томск, 2000. - С. 5 - 63
3. Мережковский Д.С.: Pro et contra: Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников: Антология. - СПб., 2001. - 115 с.
Научно-критическая литература
4. Агеносов В. При всей огромности дарования нигде недовоплощён: Д.С. Мережковский в критике и литературоведении // Русская литературная критика начала XX века. Новый взгляд. - М., 1991. - С. 17 - 48.
5. Алданов М Д.С. Мережковский // Литературное обозрение. 1994. № 7 - 8. - С. 66
6. Андрущенко Е. А. Об одной особенности творческого метода Мережковского-драматурга // Проблема автора и авторской позиции в литературе. Харьков, 1992. - С. 118 - 125
7. Андрущенко Е. А. Павел I глазами Мережковского и Ходасевича // Folia Literaria Rossica. Лодзь (Польша), 1999. № 1. - С. 71 - 89
8. Андрущенко Е. А. Письмо в бутылке: Драмы «Павел I» и «Будет радость» в творческом мире Д. С. Мережковского // Вопросы литературы. 2000. № 3. - С. 211 - 235
9. Андрущенко Е. А. Проблемы современного изучения творчества Д. С.Мережковского // Четвертые чтения мо
10. Башилов. Рыцарь времен протекших. С.45лодых ученых памяти Л. Я. Лившица. Харьков, 1999. - С. 5
11. Баран Х. Мережковский и журнал-газета «Меч» // Д. С.
Мережковский. Мысль и слово. М., 1999. - С. 178 - 197
12. Белкин Д. И. Драма «Павел I» Д. С. Мережковского и
неосуществленный исторический замысел М. Горького // Горьковские чтения. 1990. Н. Новгород, 1992. Вып. 2. - С. 125 - 127
13. Белоусова Е. Г. Д. Мережковский. Поэтика символа (на материале романа «Петр и Алексей») // Теоретические и прикладные аспекты риторики, стилистики и культуры речи. Екатеринбург, 1995. - С. 8
14. Билибина И. А. Образ самодержавия в романе Д. С. Мережковского «14 декабря» // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 1. - С. 115 - 119
15. Бойчук А.Г. Дмитрий Мережковский // Русская литература рубежа
веков (1890-е - начало 1920-х годов). Кн. 1. М.: ИМЛИ РАН,
«Наследие», 2001. - С. 779 - 850
16. Бреева Т.Н. Поэтика библейской реминисцентности в прозе русского символизма [Текст] / Т.Н. Бреева // Библия и национальная культура: межвуз. сб. науч. ст. / отв. ред. Н.С. Бочкарева. - Пермь: Перм. гос. ун¬т, 2005. - С. 53 - 57
17. Бреева, Т.Н. Жанровые границы историософского романа в русской литературе ХХ века [Текст] / Т.Н. Бреева // Дергачевские чтения - 2008: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: Проблема жанровых номинаций: матер. IX Междунар. науч. конф.: в 2 т. / сост. А.В. Подчиненов. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. - Т. 2. - С. 29 - 35
18. Буцинский П.Н. Отзывы о Павле I и его современников. Харьков, 1901 год, с. 16
19. Волконский М. Н. Забытые хоромы. Мальтийская цепь. Гамлет XVIII века. Ростов-на-Дону, 1993. С. 218
20. Воронцова Т.В. К проблеме изменения заглавия первого романа трилогии Мережковского «Христос и Антихрист» // Литературоведческий журнал. 2001. № 15. - С. 18 - 26
21. Воронцова Т.В. Мережковский и Пушкин: «свое в чужом» в трилогии «Христос и Антихрист» // А. С. Пушкин и мировая культура. М., 1999. - С. 133 - 134
22. Гайденко П. Д.С. Мережковский: апокалипсис «всесокрушающей
религиозной революции» // Вопросы литературы. - 2000. - № 5
(сентябрь-октябрь). - С. 98 - 126
23. Данилова Н.С. Своеобразие хронотопа в исторической прозе Д. С. Мережковского // Актуальные проблемы изучения литературы и культуры на современном этапе. Саранск, 2002. - С. 169 - 175
24. Дронова Т.И. Историософская концепция Д. Мережковского: Основы художественного воплощения // Жизненный мир философа «серебряного века». Саратов, 2003. - C. 204 - 210
25. Задражилова М. Символизированное пространство в исторической прозе Мережковского // Д.С. Мережковский: мысль и слово. Сборник. М., 1999. - с.19 - 30
26. Исаев С.Г. Поэтика и семиотика храма в трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист» // Актуальные проблемы литературы: комментарий к ХХ веку. Калининград, 2001. - С. 68 - 80
27. Колобаева Л.А. Мережковский-романист // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1991. Т. 50. № 5. - С. 445 - 453
28. Корочкина Е.В. О символе в творчестве Д. С. Мережковского // Литература и культура в контексте христианства. Ульяновск, 2005. С. 119-123
29. Корочкина Е.В. Природа символа в творчестве Д. С. Мережковского //
Литература и культура в контексте христианства. Ульяновск, 2005. С. 119-123
30. Корочкина Е.В. Провинция и провинциальность в романе Д. С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)» // Литература XI-XXI вв. Национально-художественное мышление и картина мира. В 2 ч. Ульяновск, 2006. Ч. 1. C. 116-120
31. Ключевский. Павел I. М.: Яуза, 2008 год
32. Лавров А.В. История как мистерия: египетская дилогия
Д.С. Мережковского // Мережковский Д.С. Мессия. - СПб., 2000. - с.392
33. Лев Бердников. Благожелательный император. «Нева»: № 12, 2012
34. Мальтийский орден // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
35. Мережковский Д. Революция и религия // Мережковский Д. Павел I. Александр I. - М.: «Слово», 1989. - с. 123 - 130
36. Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Ученые записки Тартусского государственного университета. Вып. 459. 1979. - С. 101 - 104
37. Минц З.Г. О трилогии Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист» // Мережковский Д.С. Собр. соч. в 4-х тт. - Т. 2-3. - М., 1989. - с.5 - 26
38. Михайлов О.Н. Пленник культуры // Мережковский Д. С. Павел I. Александр I. Больная Россия: Драма для чтения. Роман. Эссе. М., 1989. - С. 4 - 24
39. Мозговая Э. В.С. Соловьёв и Д.С. Мережковский: грани
соприкосновения // Отечественная философия. Вып. 19. - М., 1996. - С. 112-125.
Теоретическая и методическая литература
40. Дехтяренок А.В. Античность и христианство в трилогии Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист»: Учеб. пособие. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. - 315 с.
41. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: «Искусство - СПБ», 1998. - С. 14 - 285
42. Михайлов О.Н. От Мережковского до Бродского: Литература русского зарубежья: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2001. [Рец.: Хазанов Б. Где лучше, там и. // Знамя. 2002. № 11. С. 228-230.]
Диссертации и авторефераты
43. Анненкова Н.В. Философские взгляды Д.С. Мережковского: Становление и воплощение идей богоискательства: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03. Нижневартовск, 2001. - 137 с.
44. Воронцова Т.В. Концепция истории в трилогии Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1998. - 158 с.
45. Дехтяренок А.В. Античность и христианство в трилогии Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Петрозаводск, 2004. - 294 с.
46. Корочкина Е.В. Образы-символы и историософская концепция в трилогиях Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист», «Царство Зверя»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Ульяновск, 2008. - 195 с.
47. Круглов О.Ю. Историческая реальность и художественный вымысел в романе «Антихрист. Петр и Алексей» и драме «Павел Первый» Д.С. Мережковского. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - М., 1996. - 19 с.
48. Михин А.Н. Роман Д. С. Мережковского «Александр I»: художественная картина мира: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Магнитогорск, 2004. - 225 с.
49. Полевик Т.Н. Д. С. Мережковский: личность и творческий процесс в контексте восприятия истории: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук: специальность 07.00.02 <Отечеств. история> / Полевик Татьяна Николаевна; [Челяб. гос. ун-т]. - Челябинск: 2005. - 26 с.
50. Флорова Л.Н. Трилогия Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист»: История изучения и вопросы поэтики: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1997. - 193 с.
51. Хромова И. А. Роман Д. С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)»: Мир художественных образов и символов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Смоленск, 2006. - 220 с.
52. Цареубийство 11 марта 1801 года. СПб., 1907. С. 58
53. Эйдельман Н.Я. Грань веков. М., 1982. С. 71
54. Свящ. Флоренский П.А. Имена. Б.м.: Купина, 1993. С. 240-241
55. Соловьев Вс. Хроника четырех поколений. В двух томах. Т. 1. Сергей Горбатов. Вольтерьянец / Сост. м вступ. ст. Т. Ф. Прокопова; ил. И. Р. Алеева. М., 1994. С. 120
56. Слинько М.А. Рыцарские мотивы в трилогии Д. Мережковского «Царство Зверя» / М.А. Слинько // ITEOANQI: сборник научных трудов. - Воронеж:, 2008. - С.165-171
57. Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» /
В. Н. Топоров // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического: [избранное]. -М.:
Прогресс - Культура,1995. - С. 259-368., с. 278


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ