ВВЕДЕНИЕ 2
1. НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ КАЗНАЧЕЙСКОЙ
СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Исполнение как стадия бюджетного процесса. Задачи, принципы,
организация процесса исполнения бюджета субъекта федерации
1.2. Участники исполнения бюджета субъекта федерации, их полномочия и взаимодействие
1.3. Нормативная правовая база исполнения бюджета субъекта федерации 26
2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ
ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Казначейское исполнение доходов бюджета субъекта федерации 33
2.2. Казначейское исполнение расходов бюджета субъекта федерации 44
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ КАЗНАЧЕЙСКОГО
ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Совершенствование организации казначейского исполнения бюджета субъекта федерации
3.2. Совершенствование казначейских технологий исполнения бюджета
субъекта федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Средства бюджета субъекта федерации являются составной частью общегосударственных средств. Поэтому одной их актуальных проблем является проблема полноты их формирования и целевого использования. Решение этой проблемы непосредственно связано с организацией исполнения бюджетов субъектов федерации. Организация исполнения бюджета предполагает постоянный контроль за полным и своевременным выполнением предприятиями и учреждениями обязательств перед бюджетом, целевым и рациональным расходованием средств бюджета, за соблюдением ими финансовой дисциплины, а также за эффективным управлением бюджетными ресурсами. Достижению этих целей способствует внедрение казначейской системы исполнения бюджета.
В настоящее время в РФ сложилась уникальная казначейская система исполнения бюджетов всех уровней: федеральный бюджет исполняется органами федерального казначейства, региональные и местные бюджеты исполняются как федеральными, так и региональными (муниципальными) органами казначейства. Поэтому, задачей выпускной работы является определение роли органов казначейства в исполнении бюджетов субъектов федерации, выявление недостатков действующей системы исполнения и определение путей ее совершенствования.
Цель выпускной работы - исследовать особенности казначейского исполнения бюджета субъекта федерации (на примере бюджета Республики Татарстан). Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить цели, задачи, принципы исполнения бюджета субъекта федерации;
- рассмотреть состав участников исполнения бюджета субъекта федерации, определить их функции и взаимодействие;
- проанализировать порядок казначейского исполнения доходов и расходов бюджета Республики Татарстан в условиях кассового обслуживания органами федерального казначейства и Департамента казначейства Минфина РТ;
- определить недостатки и преимущества казначейской системы исполнения бюджета Республики Татарстан;
- определить направления совершенствования казначейской системы исполнения бюджета.
Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений.
Первая глава работы посвящена исследованию сущности процесса исполнения бюджета, организационно-правовым основам его организации. В ней раскрываются проблемы определения сущности процесса исполнения бюджета, задач, принципов, участников исполнения бюджета, нормативных основ организации исполнения бюджета субъекта федерации.
Во второй главе анализируется практика деятельности органов федерального казначейства и территориального отделения Департамента казначейства РТ по исполнению доходов и расходов бюджета Республики Татарстан.
Третья глава посвящена исследованию основных направлений совершенствования технологий исполнения бюджета субъекта федерации, направлениям совершенствования организации казначейской системы исполнения бюджета субъекта федерации.
Выпускная работа выполнена на основе изучения нормативных правовых документов по исследуемой проблеме, трудов таких авторов, как Акперов И. Г., Романовский М. В., Маковник Т. Д., Нестеренко Т. Г., Воронин А. Г. и других, а также отчетных данных Департамента Казначейства РТ, Управления федерального казначейства по РТ, Счетной Палаты РТ за 2013 -2015 гг.
Под исполнением бюджета следует понимать такую стадию бюджетного процесса на которой участниками исполнения бюджета реализуется Закон (решение) о бюджете соответствующего уровня. Цель стадии исполнения бюджета - выполнение Закона (решения) о бюджете в соответствии с утвержденными показателями.
Бюджет субъекта федерации является частью общегосударственных финансовых ресурсов, поэтому исследование процесса исполнения бюджета субъекта федерации органами казначейства, представляет собой научный и практический интерес.
Проведенное дипломное исследование на примере исполнения бюджета Республики Татарстан позволило сделать следующие выводы и предложения:
1 . В соответствии с Бюджетным кодексом РТ к участникам исполнения
бюджета РТ относятся:
- Правительство РТ (Кабинет Министров РТ);
- Министерство финансов РТ;
- Департамент казначейства РТ;
- Управление Федерального казначейства по РТ и его территориальные подразделения;
- органы, осуществляющие сбор доходов бюджета налоговые органы и другие администраторы доходов);
- Национальный Банк РТ;
- Счетная палата РТ;
- Территориальные отделения государственных внебюджетных фондов;
- главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств;
- иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Таким образом, в процессе исполнения бюджета РТ участвуют как органы исполнительной власти РТ, так и органы исполнительной власти РФ, имеющие территориальные отделения (налоговые органы, органы федерального казначейства) в соответствии с возложенными на них функциями.
2. В РФ установлена казначейская система исполнения бюджета. В РТ в 1999 году было создано региональное казначейство - Департамент казначейства МФ РТ (ДК РТ). В соответствии с возложенными функциями, ДК РТ осуществляет казначейское исполнение бюджета РТ. С созданием в 2001 году в РТ Управления федерального казначейства по РТ, исполнение доходов бюджета РТ было возложено на Управление, а расходов на Департамент Казначейства РТ. С 2006 года Управление федерального казначейства, в соответствии с выбранным Республикой Татарстан вариантом кассового обслуживания (первый вариант), осуществляет кассовое обслуживание счета бюджета РТ по доходам и по расходам. Законом о федеральном бюджете на 2009 год было установлено, что в целях эффективного использования средств федерального бюджета, передаваемых субъектам федерации, их исполнение должно осуществляться чрез лицевые счета, открытым получателям этих средств в органах федерального казначейства. С этих позиций меняется суть первого варианта кассового обслуживания, т.е. фактически республика работает по третьему варианту кассового обслуживания исполнения бюджета.
3. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, Правительство субъекта федерации обеспечивает процесс исполнения бюджета субъекта федерации путем принятия нормативных актов. Как показал анализ, нормативные правовые акты, регламентирующие порядок финансирования мероприятий и реализации программ, утверждались Кабинетом Министров РТ по истечении 2¬7 месяцев с начала финансового года. Другой проблемой нормативного обеспечения исполнения бюджета РТ является частота внесения изменений в Закон о бюджете РТ. С учетом процедуры, установленной Бюджетным кодексом Республики Татарстан, изменения и дополнения в закон о бюджете могут вноситься раз в квартал, то есть не более 4 раз в течение финансового года. Однако изменения в закон о бюджете РТ в 2013 году вносились 3 раза, в 2014 году- 3 раза, в 2015 году также-4 раза. Ежеквартальное внесение изменений в законодательство отражается на процессе исполнения бюджета субъекта федерации, подвергает сомнению достоверность бюджетных показателей.
4. Внесение изменений в закон о бюджете было обусловлено необходимостью законодательного закрепления дополнительно полученных доходов бюджета Республики Татарстан и средств, выделяемых республике из федерального бюджета в течение отчетного года. Как показывает практика, дополнительно полученные средства используются без внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись. Изменения в Закон о бюджете вносятся по факту их использования. Тем самым процесс исполнения осуществляется не в соответствии с бюджетной росписью, как установлено Бюджетным Кодексом, а с «колес». Значительные превышения показателей бюджета как по доходам, так и по расходам в последнем варианте Закона о бюджете над первоначальным вариантом свидетельствуют о низком уровне аналитической работы Министерства финансов РТ, администраторов доходов бюджета РТ, об отсутствии методики планирования доходов.
5. Казначейское исполнение доходов в условиях Единого казначейского счета позволяет своевременно и полно мобилизовать поступления в бюджет РТ . Согласно В 2015 году доходы бюджета республики составили 203 921 818,4 тыс. рублей, расходы - 211 021 816,3 тыс. рублей, на финансирование дефицита бюджета направлено 7 099 997,9 тыс. рублей. По группе «Налоговые и неналоговые доходы» поступления составили 169 812 603,5 тыс. рублей или 101,5% от утвержденного показателя, группе «Безвозмездные поступления» - 34 109 214,9 тыс. рублей или 99,9%. Расходы на реализацию 29 государственных программ Республики Татарстан составили 181 630 395,6 тыс. рублей или 99,9% от утвержденного показателя. В отчетном году профинансированы все виды публичных нормативных обязательств, предусмотренные Законом о бюджете на 2015 год, расходы на их исполнение, исходя из фактической потребности, составили 16 674 005,1 тыс. рублей или 98,9% от утвержденного показателя. Общий объем межбюджетных трансфертов, предоставленных в отчетном году из бюджета республики, составил 44 891 770 тыс. рублей, из них бюджетам муниципальных образований - 38 151 443,8 тыс. рублей.
6. Основой организации эффективного управления бюджетными ресурсами является хорошо функционирующая система сбора, передачи и обработки информации. Наличие достоверной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской федерации является необходимым условием обеспечения эффективного управления государственными финансами. В настоящее время, информация об исполнении бюджетов субъектов федерации размещается на официальном сайте Федерального казначейства, результатов контрольной деятельности -на сайтах Счетной палаты РФ, Счетных палат субъектов федерации. Вместе с тем пока отсутствует полная картина функционирования секторов общественных финансов на региональном и муниципальном уровнях.
В целях совершенствования казначейского исполнения бюджета субъекта федерации представляется необходимым:
1. Совершенствовать организацию исполнения бюджета субъекта федерации. В этих целях:
- принятие нормативных актов, регулирующих процесс исполнения бюджета, проведение конкурсных процедур и заключение договоров должно быть завершено до 1 января бюджетного года. Это позволит равномерно в течение года осуществлять расходование бюджетных средств, повысить ответственность бюджетополучателей за своевременное освоение бюджетных средств;
- совершенствовать работу финансовых органов, администраторов доходов в части планирования и прогнозирования доходов бюджета. В этих целях необходимо разработать единую методику планирования доходов бюджета, аналогично методики планирования бюджетных ассигнований, установленной приказом МФ РТ П02-45 от 29.04.2011 «Об утверждении Порядка планирования бюджетных ассигнований бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период»;
- законодательно запретить ежеквартальное внесение изменений в законы о бюджетах субъектов федерации. Определить, что дополнительно полученные доходы могут быть использованы только после принятия закона об их использовании. Дополнительные доходы, полученные в конце года, должны быть учтены в доходах бюджета следующего года. Строгое соблюдение этого принципа, во-первых, поднимет значимость процесса планирования доходов и ответственность финансовых органов за обоснованность бюджетных показателей, во-вторых, укрепит статус закона о бюджете субъекта федерации, как основного документа, достоверно определяющего финансовые возможности региона и направления их использования.
2. Совершенствовать формы и методы контроля исполнения бюджета. В этих целях необходимо:
- усилить роль текущего контроля за целевым использованием бюджетных средств, т.к. предварительный контроль осуществляется органами казначейства камерально. На практике средства, прошедшие документальный контроль, не всегда используются по целевому назначению. Усиление текущей ревизионной работы со стороны органов регионального казначейства позволит своевременно определять нарушения и принимать решения по этим фактам;
- законодательно закрепить обязательность публикации в средствах массовой информации, на официальных сайтах финансовых органов субъектов федерации не только законов о бюджетах, но и результатов текущего исполнения бюджетных показателей. Это позволит усилить контроль за исполнением бюджетов не только со стороны законодательных и исполнительных органов власти , но и со стороны общественности.
3. Совершенствовать казначейские технологии исполнения бюджета. В этих целях необходимо:
- доработать информационное обеспечение органов казначейства (с электронный документооборот);
- «отладить» взаимодействие финансовых органов субъектов федерации и органов Федерального казначейства;
- урегулировать отдельные особенности, возникающих в процессе взаимодействия органов Федерального казначейства с получателями бюджетных средств, администраторами поступлений;
Представляется, что реализация на практике вышеназванных предложений позволит совершенствовать казначейское исполнение бюджета субъекта федерации.
1. Бюджетный Кодекс РФ: Федеральный закон от 17.07.1998 г№145-ФЗ ] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 23.05.2016.
2. О федеральном казначействе: Указ Президента РФ № 1556 от 8.12.1992 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 25.15.2015.
3. Бюджетный кодекс Республики Татарстан [Электронный ресурс] от 29 мая 2004 г. N 35-ЗРТ (в ред. от 20.10.2007 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Последнее обновление 25.09.2015.
4. О государственной интегрированной информационной системе
управления общественными финансами «Электронный бюджет»: одобрена распоряжением правительства РФ от 30.06.2015 г.№658//
Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Последнее
обновление 30.06.2015.
5. Об утверждении Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года[Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 29.08.2013 N227 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 29.28.2013.
6. О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов [Электронный ресурс]: приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». -
Последнее обновление 04.12.2015.
7. О бюджете Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]:Закон РТ от 26.11.2014 г. №07-ЗРТ //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
обновление 23.12.2015.
8. О бюджете Республики Татарстан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» [Электронный ресурс]: Закон РТ от 25.11.2013г. N 94-ЗРТ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 25.12.2014.
9. Об исполнении бюджета Республики Татарстан на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» [Электронный ресурс]: Закон РТ от 30.11.2012г. N 80-ЗРТ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 27.12.2013.
10. Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2014 год [Электронный ресурс]: Закон РТ от 12.06.2015 г. N 36-ЗРТ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 12.06.2015.
11. Положение о Департаменте казначейства Министерства финансов Республики Татарстан [Электронный ресурс] : приказ МФ РТ от 04 .07.2006 г. N 21-17-77 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 8.02.2012.
12. Об утверждении порядка санкционирования оплаты денежных
обязательств получателей средств бюджета Республики Татарстан и главных администраторов (администраторов) источников
финансирования дефицита бюджета Республики Татарстан [Электронный ресурс] : приказ МФ РТ от 29.12.2006 г. N 21-53-109 // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 17.02.2012.
13. Об утверждении правил учета обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Республики Татарстан [Электронный ресурс]: приказ МФ РТ от 8. 02. 2008 г. № 21-41-14 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 8.02.2012.
14. Об утверждении Порядка утверждения и доведения предельных объемов финансирования до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета Республики Татарстан [Электронный ресурс]: приказ МФ РТ от 21. 04. 2010 г. № 02-32 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 17.02.2012.
15.0 порядке санкционирования расходов бюджетных учреждений Республики Татарстан [Электронный ресурс]: приказ МФ РТ от 27. 10. 2010 г. № 21-53-74// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 8.02.2012.
16. О порядке открытия и ведения лицевых счетов бюджетных и автономных
учреждений Республики Татарстан [Электронный ресурс]: приказ МФ РТ от 17. 11. 2010 г. № 21-53-80// Справочно-правовая система
«Консультант Плюс». - Последнее обновление 17.02.2012.
17. О порядке проведения кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений Республики Татарстан [Электронный ресурс]: приказ МФ РТ от 31. 12. 2010 г. № 21-53-92// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 17.02.2012.
18.О порядке проведения кассовых выплат за счет средств автономных учреждений Республики Татарстан [Электронный ресурс]: приказ МФ РТ от 31. 12. 2010 г. № 21-53-93// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 17.02.2012.
19. Артюхин Р.Е. Развитие казначейства России: от кассового обслуживания к бухгалтерскому учету организаций сектора государственного управления Российской Федерации /Артюхин Р.Е //Финансы.-2016.-№3
20. Артюхин Р.Е. Казначейство России: итоги, новые функции, новые задачи / Артюхин Р.Е// Финансы.-2016.-№3
21. Артюхин Р.Е. Новая реальность казначейской системы / Артюхин Р.Е// Бюджет. -2015. -№ 11
22. Бюджетная система России: учебник для вузов /Под ред. Г.Б.Поляка.- М.: Юнити,2007
23. Вассель Т.А. Актуальные вопросы развития системы бюджетных платежей /Вассель Т.А// Финансы.-2015.-№3
24. Гайзатуллин Р.Р. Повышение эффективности использования бюджетных средств в Республике Татарстан / Гайзатуллин Р.Р //Финансы.-2009.-№3
25. Годин А.Н. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А.Н Годин, И.В Горегляд, И.В.Подпорина.- М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К»,2009.
26. Горбунцов М.А. Система государственных закупок: тенденции развития и направления совершенствования./ Горбунцов М.А.// Финансы.-2014.- №12
27. Гуральников С.Б. Эволюция информационного взаимодействия/ Гуральников С.Б// Бюджет.-2015.- №1
28. Деребизова С.А. Оценка эффективности и результативности деятельности территориальных органов Федерального казначейства/ Деребизова С.А. //Финансовый вестник.-2015.- №1
29. Донская С.Л. Оптимальное управление бюджетными потоками// Бюджет. - 2009. - №12.
30. Дроздов О.В. Совершенствование механизма кассового исполнения бюджета// Финансы .- 2010.- №8.
31. Ерашкина Л.А.Качество управления финансами: региональный аспект/ Ерашкина Л.А //Финансы.-2011 .-№11
32.Зайнутдинова Г.А. Казначейство - активный участник внедрения современных технологий в бюджетную систему государства/ Зайнутдинова Г.А.// Федеральный вестник.- 2014.-№3
33. Изабакаров И.Г. Бюджетная система Российской Федерации/ Изабакаров И.Г. // Вузовский учебник, 2013
34. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации:
учебное пособие/ И.Г. Акперов, И.А.Коноплева., С.П.Головач -М. :
Финансы и статистика, 2009.
35. Климашина Я.И. Совершенствование системы оценки деятельности территориальных органов Федерального казначейства / Климашина Я.И// Региональный информационный портал "rzn.info"- 26.12.2014
36. Костюченко В. Ф. Модификация учетной функции органов федерального казначейства в свете проводимых реформ // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2009. - № 9.
37. Крачевский В. В .Организация исполнения бюджета: учебное пособие - М.: Вузовский учебник, 2008.
38. Лолян Е.С. Модернизация внутреннего контроля и аудита в Казначействе России / Лолян Е.С.// Финансовый вестник.- 2014.-№12
39. Лопина Л.А. Направления совершенствования кассового обслуживания бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов органами Федерального казначейства// Бюджет.-2010.-№8
40. Лукашов А.И. Отдельные аспекты казначейского сопровождения
государственных контрактов// Финансы. -2015. -№8
41. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации / Нешитой А.С.-М.:Дашков и К, 2012
42. Нестеренко Т. Г. Федеральное казначейство на новом этапе // Финансы. - 2008. - № 4.
43. Нестеренко Т. Г. Открытый бюджет-требование времени / Нестеренко Т. Г //Бюджет.-2011.-№ 12.
44. Пантелеев А.Ю. Добиться эффективности в расходовании средств// Бюджет. - 2009. -№11.
45. Пелипец Т.М. Электронные системы в казначействе// Липецкая газета.- 29.01.2016 - №17
46. Попов А.Ю. Новые схемы кассового обслуживания в действии// Бюджет. - 2009. - №11.
47. Прокофьев С.Е. Новации в сфере государственного финансового
контроля, осуществляемого Казначейством России/ Прокофьев С.Е. // Финансы и кредит. - 2015.- №3
48. Райзберг Б.А. Словарь современных экономических терминов / Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. // - М.: Букинист, 2007.
49. Романченко Т.Н. Казначейство: развитие, становление, перспективы// Регион 87 - 2015, №45
50. Романенков А. И. Федеральное казначейство и бюджетная реформа. - Псков, 2000.
51. Рудовал И. П. Правовое регулирование казначейского исполнения бюджета. Финансы.- 2003.-№8.
52. Сергиенко Н. С. К вопросу о сущности казначейского исполнения бюджетов // Финансы. - 2008. - № 11.
53. Терентьева Н.А. Взаимодействие территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов при исполнении бюджетов// БиНО: Бюджетные учреждения. - 2010. - № 10.
54. Терехина А.В. Курс на повышение эффективности/ Терехина А.В. // Бюджетный учёт. - 2015.-№2
55.Чениб Р.Ш. Практические аспекты управления средствами ЕКС на региональном уровне. // Финансы. - 2015. - № 12.
56. Янкевич С.В. Исполнение бюджета: меры по противодействию
нецелевому расходованию государственных средств [Электронный
ресурс]/ Янкевич С.В// Высшая школа экономики.- 2012.- №1
57. Министерство Финансов Российской Федерации.- Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.- Режим доступа: http:// minfin..ru
58. Министерство финансов Республики Татарстан.- Официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан.- Режим доступа: http: //minfin.tatarstan. ru
59. Счетная Палата Республики Татарстан [Электронный ресурс]: Информационные бюллетени за 2013-2015годы.- Официальный сайт Счетной Палаты РТ.-Режим доступа: http//www. sprt.ru
60. Федеральное казначейство РФ [Электронный ресурс]: -Официальный сайт Федерального казначейства РФ.- Режим доступа: http: //www.roskazna.ru/