ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ 7
1.1. Концепция национальной безопасности 7
1.2. Понятие и сущность экономической безопасности 16
1.3. Основные показатели экономической безопасности национальной
экономики 26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 35
2.1. Социально - экономическое развитие Республики Татарстан 35
2.2. Проблемы обеспечения экономической безопасности Республики
Татарстан 44
2.3. Сравнительная характеристика подходов к обеспечению
экономической безопасности ПФО и ЦФО 51
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПУТЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РТ 57
3.1. Основные пути обеспечения экономической безопасности Республики
Татарстан 57
3.2. Оценка эффективности предложенных направлений 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Следующие за последние годы одна за другой волны кризиса и социально - экономических потрясений обнажили социальную сущность проблемы экономической безопасности. Деградация общества за годы социально - политических трансформаций превратила Россию, одну из богатейших стран мира по ресурсному потенциалу, в одну из неблагополучных, отсталых по всем важнейшим макроэкономическим показателям страну. Инвестиционно - финансовая зависимость России от западных стран стала очевидной, и это не замедлило сказаться на ее национально экономической безопасности. В результате всему миру стало известно, что по уровню производства и качеству жизни населения вследствие реформ страна отброшена на десятилетия назад и занимает по этим показателям 71-е место в мире.
В этих условиях России необходимо новое качество реформ, целью которых стало бы предсказуемое качество жизни населения с учетом национального менталитета духовной преемственности, собственного социального и экономического опыта, а также достижений мировой науки и практики. При этом национальное самосознание граждан России не требует немедленных, «шоковых» трансформаций социально - политической системы. Необходим постепенный процесс эволюционного преобразования с понятными каждому гражданину целями и средствами достижения. При этом цели и программа преобразований должны быть исключительно научно обоснованными, а способы их достижения прозрачными и одобряемыми на всех этапах их реализации всем сообществом и отдельным ее гражданином. Только в таком случае реформа будет отвечать запросам населения страны и обеспечит благосостояние народа и экономическую безопасность страны.
Актуальность исследования обусловлена целым рядом обстоятельств, среди которых:
- неуклонное возрастание роли и значения экономической безопасности в системе национальной безопасности РТ;
- наличие существенных противоречий в теории и практике обеспечения экономической безопасности РТ в условиях глобализации;
- необходимость комплексного анализа и оценки эффективности механизма обеспечения экономической безопасности РТ на современном этапе интеграции в мировое хозяйство;
- потребность в совершенствовании механизма государственного регулирования экономической сферы в интересах обеспечения экономической безопасности хозяйствующих РТ.
Актуальность и недостаточный (по целому ряду важных аспектов) уровень научной разработанности проблемы совершенствования механизма обеспечения экономической безопасности, обусловили выбор темы выпускного квалификационного исследования.
Степень научной разработанности темы определяется повышенным вниманием к вопросам экономической безопасности в целом, влияния на ее обеспечение фактора глобализации в частности, что в последнее десятилетие обусловило появление значительного числа монографий и диссертационных исследований, научных статей и публикаций в периодической печати по данной проблематике. Однако изучение научных работ, в которых затронуты проблемы экономической безопасности, не позволяет сделать вывод о комплексном подходе к исследованию вопросов совершенствования механизма обеспечения экономической безопасности (в том числе на региональном уровне) в системе национальной безопасности Российской Федерации.
Теоретическую базу дипломного проекта составили научные труды ведущих отечественных ученых: Л.И. Абалкина, И.Я. Богданова, В.А. Богомолова, Н.А. Волгина, B.C. Вечканова А.В. Возженикова, М.Г. Делягина; В.Г. Игнатова и др.
Цель исследования заключается в исследовании теоретических положений и разработке практических рекомендаций по совершенствованию участия государства в механизме обеспечения экономической безопасности РТ.
Для достижения поставленной цели, был решён целый комплекс взаимосвязанных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты экономической безопасности;
- изучить особенности реализации концепции безопасности на региональном уровне;
- наметить пути совершенствования экономической безопасности РТ.
Объектом исследования является система экономической безопасности РТ в аспекте преобразований, способствующих повышению её эффективности.
Предмет исследования - экономическая безопасность региона в период становления и развития рыночных отношений.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций по основным и специальным требованиям к информационной системе мониторинга экономической безопасности РТ.
Методы исследования. В работе использованы статистические, отчетные, методологические данные и технико - экономические показатели, характеризующие производственно - хозяйственную деятельность предприятия. В процессе работы были изучены, проанализированы и использованы материалы методического характера.
Информационная база исследования. В работе также были использованы: Концепция и государственная стратегия национальной безопасности Российской Федерации, законы Российской Федерации, Указы Президента РТ, постановления и распоряжения Правительства РТ, аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, различных министерств и ведомств и др., концепции и системы научных взглядов на безопасность, экономическую безопасность, экономическую глобализацию, разработанные научными школами в РТ и за рубежом, принципиальные положения об основах экономической безопасности, формах и методах ее обеспечения, отраженные в законодательных и нормативных актах Российской Федерации.
По итогам выполненного исследования, можно сформулировать ряд существенных выводов по исследуемой проблеме.
Рассмотрев теоретико - методологические аспекты экономической безопасности, можно сделать вывод, что обеспечение экономической безопасности в России это одна из важнейших задач в системе обеспечения национальной безопасности государства, реализация которой позволяет обеспечить экономические интересы РФ, в том числе на мировом рынке, а так же создаст возможность стабильного развития промышленности и сельского хозяйства.
Экономическая безопасность - это создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз, а так же предотвращение утечки конфиденциальной экономической информации из фирмы, нарушения коммерческой тайны, осуществления экономических диверсий.
Данная проблема привлекает к себе большое внимание руководства Российской Федерации и самых широких слоев её населения, потому что ущерб, наносимый в настоящее время экономике РТ в результате хищнического разграбления национальных ресурсов международными корпорациями и отдельными отечественными предпринимателями как в рыбной и лесной сферах, так и в отношении освоения запасов недр слишком велик и затрагивает все стороны жизни государства и общества, ввиду сокращения бюджетных поступлений.
С учетом современных реалий экономическая безопасность РТ находится под угрозой, на которую она, несомненно, должна достойно реагировать. Сегодня Россия не является тем слабым государством, которым она была в начале 90 - х годов XX века после распада СССР. Российское влияние в мире усиливается. Однако политика сильно связана с экономикой. Только по - настоящему экономически сильное государство способно достойно отстаивать свои национальные интересы на мировой арене и противостоять внешним экономическим воздействиям.
Проанализировав существующие угрозы и состояние экономической безопасности РТ в период рыночных преобразований можно сделать заключение, что стратегия эффективного управления экономической безопасностью РТ должна быть ориентирована на:
- создание конкурентоспособной индустриальной экономики;
- развитие внутреннего производства, прежде всего, наукоемких отраслей и обрабатывающей промышленности;
- осуществление структурных сдвигов в пользу ресурсосберегающих производств, обновив систему основных фондов страны;
- создание научно - производственных кластеров;
- подготовку и переподготовку кадров по инженерно - техническим специальностям;
- поддержку предпринимательства, ведущих инновационные разработки;
- создание условий для притока инвестиций;
- развитие импортозамещения;
- государственную поддержку малого и среднего бизнеса;
- стабилизацию финансовой и денежно - кредитной системы через движение экономики к минимуму темпов инфляции, бюджетного дефицита и создание национальной платежной системы;
- обеспечение диверсификации отраслей экономики.
Необходимо обеспечить четкое государственное регулирование по управлению экономической безопасностью Российской Федерации, которое предполагает достижение такого состояния экономики, которое поддерживает достаточный уровень социального, политического и оборонного существования, инновационного развития, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Главными угрозами экономической безопасности являются: сохранение экспортно - сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищённость национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно - финансовых отношений, а также незаконной миграции.
Определив направления по развитию и совершенствованию механизмов комплексного обеспечения экономической безопасности РТ, можно сделать вывод о том, что для решения задачи обеспечения экономической безопасности государства полается целесообразным принять на правительственном уровне законодательный акт, определяющий концепцию экономической безопасности Российской Федерации, предусматривающий объединение в этих целях усилий государственных структур, органов власти и местного самоуправления, правоохранительных и контролирующих органов, а также общественных организаций, политических партий, инициативных граждан.
Обсуждение данной концепции и путей ее реализации надо проводить с максимальной гласностью, принимая во внимание все конструктивные предложения, способствующие обеспечению национальных интересов РТ. В целях повышения уровня ответственности юридических и физических лиц за причинения ущерба экономическим интересам РТ, необходимым считается законодательно внести изменения в уголовный и административный кодексы, нацеленные на ужесточение ответственности за экономические преступления.
Заинтересованность государства в развитии предпринимательства как в одном из источников роста благосостояния населения и увеличения доходной части государственного бюджета наталкивается на негативное влияние факторов, объективно противодействующих развитию законной предпринимательской деятельности. Сложность процедур государственной регистрации и лицензирования, запутанность налогового законодательства и завышенные размеры налогов, а также сохраняющаяся местами необходимость противостоять криминальным структурам, от которых предприниматели не имеют надлежащей государственной защиты, объективно способствует тому, что значительная часть предпринимательской деятельности скрывается от государственного контроля и регулирования. В немалой степени этому способствует коррумпированность чиновников органов государственной власти и местного самоуправления, паразитирующих на предпринимательстве и вымогающих взятки за совершение как законных, так и незаконных действий в интересах предпринимателей.
Одна из самых актуальных для субъектов хозяйствования угроз на современном этапе развития государства, - безусловно, рейдерство. Убытки от незаконных слияний и поглощений исчисляются миллиардами долларов в год, и такое положение дел несет в себе бомбу замедленного действия для национальной безопасности РТ. Поэтому разработка методик и механизмов противодействия рейдерству, а также другим не менее важным угрозам должна проводиться органами власти на федеральном, на региональном и местном уровнях, но кроме того, определенные наработки в этом отношении должны быть и в арсенале соответствующих служб и топ - менеджеров хозяйствующих субъектов.
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209 - ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 31 июля 1998 г., ст.ст. 27, 28 Закона «О Государственной границе Российской Федерации» «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации».
7. Закон Российской Федерации «О безопасности» (в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2288 и Федерального закона от 25 июля 2002 года № 116 - ФЗ) // Закон Российской Федерации «О безопасности». Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности». - М.:«Ось- 89», 2004.
8. Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149 - ФЗ.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 - ФЗ (ред. от 29.11.2012).
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 - ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012).
11. Закон РФ от 05.03.1992 N 2446 - 1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности».
12. Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)».
13. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608 - «О
Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»
14. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
15. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. 19 мая 2009 г. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.
16. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Утверждена Указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000 г.
Монографии, статьи в периодических изданиях
1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. // Вопросы экономики. 2014. №12, С.4- 13.
2. Баканов Д.В. Проблемы обеспечения экономической безопасности и национальной конкурентоспособности России // Известия Санкт - Петербургского университета экономики и финансов.-2010.- № 6. С. 79 - 80.
3. Безуглова М.А. Анализ экономических показателей в системе национальной экономической безопасности // Вестник Мурманского государственного технического унив - та. 2013. Т.8. №2. С. 208- 210.
4. Васильченко А.А. Анализ тенденций функционального развития отечественного и зарубежных рынков слияний и поглощений // Вестник университета (ГУУ) №15 - М.: ГУУ, 2011. С.971 - 973.
5. Ганин О.Б., Ганин И.О. Экономическая безопасность
муниципалитета: генезис, сущность и содержание понятия.//Агз Administrandi: электронный научный журнал, 2015. №1. С. 61- 84.
6. Ганеева Ж.Г. Определение понятия «мониторинг» в различных сферах его применения // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. Вып. 8. № 1. С. 30-33.
7. Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития/ С.Ю. Глазьев; отв. ред. Д.С. Львов. - М.: Новое издательство, 2008. - С. 358.
8. Григорьева Е. А. Обеспечение экономической безопасности государства в современных условиях // Изв. С. - Петерб. гос. экон. ун-та. - 2015. - № 3. С. 52 - 58.
9. Гончаренко Л.П. Процесс обеспечения экономической безопасности предприятия // Справочник экономиста. 2015. № 12. С. 76 - 78.
10. Городецкий А.Е. Оценка состояния экономической безопасности, тенденции и прогноз развития правоохранительных механизмов ее обеспечения // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - №4. - С. 24- 31.
11. Долматов И.В. Региональные аспекты обеспечения экономической безопасности // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - №1. - С. 1-15.
12. Доценко Д.В. Экономическая безопасность: методологические аспекты и составляющие // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 4. С. 45 - 49.
13. Доценко Д.В., Круглов В.Н. Социально - экономическая сущность понятия «экономическая безопасность» // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 4. С. 92 - 95.
14. Калинина Н.М. Экономическая безопасность региона: сущность, угрозы и меры обеспечения//Сибирский торгово - экономический журнал - 2010, № 10. С. 37 - 41.
15. Кижикина В.В. Сравнительный анализ регионов Юга России по интегральному индексу качества жизни // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. №36. С. 68 - 70.
16. Кузнецова Е.И. Национальная экономическая безопасность как предмет экономической стратегии государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 7. С. 30 - 34.
17. Лобанова А.В. Проблемы современной экономики. - 2013. - №3. С. 296 - 299.
18. Микрюкова Н.Н., Тюхтенева Р.Т.., «Конкурентоспособность региона: факторы и методы оценки», статья, 20.01.2012
19. Невзгодина Е.Л. Вред как условие возникновения деликтных обязательств в гражданском праве. Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 3. С. 28-32.
20. Некрасова Н. А. Сущность понятия «экономическая безопасность» // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2013. - № 6. - С. 185-188.
21. Новикова И.В., Красников Н.И. Индикаторы экономической безопасности региона // Вестник томского государственного университета. - 2010. - №330 - С. 132 - 138.
22. Овсянникова Е.В. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации // Сборник научных статей Института экономики МАЭП. № 22 М МАЭП,
2014. С. 23 - 27.
23. Плисецкий Д.Е. Финансовая глобализация и национальная экономическая безопасность // Финансы и кредит. 2015. №4. С. 88 - 99.
24. Прохожев А.А., Карманова И.А. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева. 2015. №2. С. 36 - 42.
25. Санникова С. С. Развитие системы обеспечения национальной безопасности в России // Вопр. экономики и права. - 2013. - № 12. - С. 12-14.
26. Сенчагов В.К., Митяков С.Н. Использование индексного метода для оценки уровня экономической безопасности // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2011. - № 5. - С. 41 - 50.
27. Степенко В.Е., Чернова О.А. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России: Сущность, спектр угроз и обусловливающих их возникновение факторов //Юридический мир. 2013. - № 5. - С. 28 - 31.
28. Чернова О.А., Степенко В.Е. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России: сущность, спектр угроз и обуславливающих их возникновение факторов // Юридический мир. 2013. №5. С. 4 - 22.
29. Федоров В.П. Концепция национальной безопасности как инструмент укрепления территориальной целостности и национальной безопасности России // Право и политика. 2011. № 8. С. 18- 23.
30. Хадисов М- Р.Б. Сравнительный анализ субъектов СКФО России по интегральному методу как критерия оценки экономической безопасности региона.// Сборник научных трудов «Теория и практика актуальных научных исследований». - Люблин, 2013.- Часть 6. С 91- 95.
31. Хайруллов Д.С., Загидуллин Р.Ф. Усиление регулирующей роли
государства в обеспечении устойчивости социально- экономического развития субъекта Российской Федерации. Материалы научной конференции «Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности и устойчивого общественного развития в России ч. II С. 3- 11 Казань:
Татарский государственный гуманитарно - педагогический университет,
2015.
Учебники и учебные пособия
1. Абрамов В.Л.: Мировая экономика. - М.: Дашков и К, 2012.
312с.
2. Аленин В.В. Механизм обеспечения экономической безопасности банковского сектора в регионе. Кострома: ФГУИ1П1 «Кострома». - 2014. С. 77 - 83.
3. Андросов И. В. Обеспечение экономической безопасности национального хозяйства на мезоуровне: дифференцированный подход: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. - Тамбов, 2012. - С. 23 - 26.
4. Богомолов В.А., Эриашвили Н.Д., Барикаев Е.Н. Экономическая безопасность. - М.: Юнити, 2014. - С. 295 - 301.
5. Богомолов В.А. Введение в специальность «Экономическая безопасность»: учебное пособие. - М.: Юнити - Дана. 2012. - С. 279 - 285.
6. Васильченко А.А. Состояние и тенденции развития рейдерства в условиях переходной экономики // Устойчивое развитие региона в условиях экономической интеграции России в мировое хозяйство/Научный журнал «Экономический Вестник СГУ»: Материалы 55 - й научно - методической конференции «Университетская наука - региону», Ставрополь: Изд- во СГУ, 2015.
7. Вечканов Г.С.: Экономическая безопасность. - СПб.: Питер, 2012. С. 97 - 102.
8. Воронин 1.М. Анализ и оценка экономической безопасности региона: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Волго - Вятская академия государственной службы. - Нижний Новгород, 2011. - С. 23 - 34.
9. Гончаренко Л.П. Управление безопасностью: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2015. С. 15 - 18.
10. Горбань С.И. Интеграция России в мировое хозяйство и её экономическая безопасность. ЮНИТИ - ДАНА; Закон и право. 2012. - С. 353 - 360.
11. Градов А.1. Национальная экономика. Учебное пособие. - 2- е изд. - СПб.: Питер, 2013. - С. 240 - 248.
12. Дойников И.В. Введение в хозяйственное (предпринимательское) право: учебное пособие. М., 2013. С. 26 - 31.
13. Захаров О.Ю. Обеспечение комплексной безопасности предпринимательской деятельности: теория и практика. М.: АСТ, 2014. С 45
- 52.
14. Кафедра экономики и военного права Военной академии тыла и транспорта им. генерала армии А.В. Хрулева, В.А. Титов; Авторы: О.А. Грунин и др.: Экономическая безопасность. - М.: Дрофа, 2012. С. 37 - 43.
15. Кислощаев П.А. Экономическая безопасность. Учебное пособие для студентов 080103.65 «Национальная экономика». Изд - во Читинского государственного университета. Чита, 2015. - С. 114 - 121.
16. Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России: основы, теория и методология исследования. - М.: РАГС, 2012. С. 59 - 66.
17. Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования. - М.: Изд - во РАГС, 2013. - С. 154 - 163.
18. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность и
конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства: монография. - М.: Юнити - Дана. 2012. С.239 - 242.
19. Лепешкина М. Н. Обоснование необходимости разработки методологии мониторинга факторов рисков хозяйствующих субъектов// Актуальные вопросы экономики и управления: материалы конф. (г. Москва, 2011 г.). Т. I. - М.: РИОР, 2011. - С. 147- 150.
20. Метелев С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально - экономические и правовые аспекты. - М.: Юнити, 2013.
- С.223 - 228.
21. Новиков А.В.: Информатизация юридического образования в
вузовской системе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере экономической безопасности Российской Федерации. - М.: ВНИИ
МВД России, 2011. С. 124 - 129.
22. Овсянникова Е.В. Экономическая безопасность как основа национальной безопасности Российской Федерации в начале XXI века// Материалы научной конференции Совета молодых ученых Московской академии экономики и права «Актуальные вопросы обеспечения экономической безопасности России» - М.: МАЭП, 2014. С. 148 - 150.
23. Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность. Учебник. - М.: Экзамен, 2013. - С. 668 - 672.
24. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - С. 726 - 731.
25. С.В. Ефремов, О.Н. Русак: Основы национальной безопасности. - М.: Академия, 2013. С. 162 - 167.
26. Управление предпринимательскими рисками в системе экономической безопасности. Теоретический аспект: монография. Черняк В.З., Эриашвили Н.Д., Барикаев Е.Н. - М.: ЮНИТИ. 2015. С. 101 - 108.
27. Федотов В.А.: Экономика. - М.: Академия, 2012. С. 73 - 77.
28. Чеботарев Н.Ф.: Мировая экономика. - М.: Дашков и К, 2012. С. 134 - 138.
29. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник. / Под ред. В.К. Сенчагова. 2- е изд. - М.: Дело, 2013. - 859 с.
30. Экономическая безопасность РТ / В.К. Сенчагов [и др.]. - Н. Новгород: Растр - НН, 2012. С. 148 - 168.
31. Экономическая безопасность: теория, методология, практика / под науч. ред. Никитенко П.Г., Булавко В.Г.; Институт экономики НАН Беларуси. - Минск: Право и экономика, 2015. -394 с.
32. Экономическая безопасность государства и регионов: учебное пособие. Криворотов В.В., Эриашвили Н.Д., Калина А.В. - М.: Юнити - Дана. 2012. - 350 с.
33. Экономика и право. Теневая экономика: учебное пособие для студентов вузов под ред. Н.Д. Эриашвили, Н.В. Артемьева. - М.: ЮНИТИ - ДАНА. 2012. -448 с.
Электронные ресурсы
1. Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/index.html, свободный.
2. Официальный сайт «Татарстан - 2030» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tatarstan2030.ru/news133, свободный.
3. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //tatstat.gks .ru/.свободный.