ПРОБЛЕМА БЕЖЕНЦЕВ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ ПРОБЛЕМЫ БЕЖЕНЦЕВ 7
1.1. Содержание проблемы беженцев и методика учета социально-экономических масштабов проблемы 7
1.2. Терминологическая и правовая основа исследования проблемы
беженцев 17
1.3. Причины и факторы, влияющие на возникновение проблемы
беженцев 23
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ, ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОГНОЗОВ ПРОБЛЕМЫ БЕЖЕНЦЕВ...31
2.1. Современное состояние проблемы беженцев в условиях
глобализации 31
2.2. Экономические и социально-политические последствия проблемы
беженцев 40
2.3. Основные тенденции проблемы беженства в современной
России 51
ГЛАВА 3. ПОИСК ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ, УСТРАНЯЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ БЕЖЕЦЕВ НА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ 64
3.1 Поиск способов решения и предотвращения появления проблемы
беженцев 64
3.2 Разработка путей адаптации экономик принимающих стран к наплыву беженцев 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ ПРОБЛЕМЫ БЕЖЕНЦЕВ 7
1.1. Содержание проблемы беженцев и методика учета социально-экономических масштабов проблемы 7
1.2. Терминологическая и правовая основа исследования проблемы
беженцев 17
1.3. Причины и факторы, влияющие на возникновение проблемы
беженцев 23
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ, ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОГНОЗОВ ПРОБЛЕМЫ БЕЖЕНЦЕВ...31
2.1. Современное состояние проблемы беженцев в условиях
глобализации 31
2.2. Экономические и социально-политические последствия проблемы
беженцев 40
2.3. Основные тенденции проблемы беженства в современной
России 51
ГЛАВА 3. ПОИСК ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ, УСТРАНЯЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ БЕЖЕЦЕВ НА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ 64
3.1 Поиск способов решения и предотвращения появления проблемы
беженцев 64
3.2 Разработка путей адаптации экономик принимающих стран к наплыву беженцев 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
История человечества испокон веков сопровождалась кровавыми распрями, вооруженными конфликтами, гонениями, преследованиями и прочими формами борьбы за власть и природные ресурсы. Естественно, подобные события характеризовались большими потоками вынужденного перемещения населения.
Проблема беженцев особенно актуальна в наши дни, так как в последние пять лет в мире разгораются множественные вооруженные конфликты на Африканском континенте, провоцируя огромные потоки беженцев. Беженцы оказывают значительное влияние на экономическую и социальную жизнь стран-убежищ, в том числе на трудовой рынок, на количество внутреннего спроса и предложения, на нагруженность бюджетов всех уровней принимающих стран. К социальным последствиям проблемы беженцев можно отнести рост ксенофобии в обществе, возникновение новых форм фашизма, а также рост иждивенческих настроений в обществе в связи с неэффективной социальной политикой принимающих стран. Все эти проблемы необходимо выявлять на ранней стадии их появления и как можно скорее их устранять.
На сегодняшний день в мире наблюдается два основных потока движения беженцев. Первый поток берет начало в странах Африки, наибольшее количество беженцев - это выходцы из Сирии и Ливии, которые распространяется на своих ближайших соседей, таких как Турция, Ливан, Иордания, Ирак и Египет. Однако все эти страны относится к классу экономически развивающихся и не могут обеспечить всех нуждающихся в защите беженцев, поэтому поток беженцев идет дальше, через Средиземное море в Грецию и Италию, а от туда распространяется вглубь Европы, а именно в Германию, Швецию, Венгрию и друге страны. Страны Европы в СМИ заявляют главной чертой своей политики - политику гостеприимства и обещают обеспечить и дать убежище всем нуждающимся, поэтому поток беженцев в этот регион не иссякает.
Второй поток движения беженцев берет свое начало на востоке Украины. Острый внутриполитический кризис в Украине, начавшийся в ноябре 2013 года напрямую коснулся России и серьезно повлиял на сложившиеся миграционные связи между странами. То, что граждане Украины ищут убежища именно в России, а не в странах Европы объясняется общими этническими корнями наших народов, сходством менталитетов, языка и культуры. Экономически Россия в состоянии принять поток беженцев с Украины, а наличие схожих отраслей в производстве стран способствует быстрой экономической адаптации граждан Украины в нашей стране. При правильной и грамотной миграционной политике Россия имеет шанс пополнить свои трудовые ресурсы за счет этнически близкого народа и избежать при этом расовых конфликтов и столкновений.
В наши дни главной международной организацией, озабоченной проблемой беженцев является Управление Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев. Именно эта организация способствует расселению беженцев, осуществляет защиту их прав и свобод, производит сбор денежных средств стран и направляет их на непосредственную гуманитарную помощь беженцам и реализацию иных программ, связанных с их защитой. Также организация осуществляет сбор и координацию различной статистической информации, касательно потоков беженцев, предоставляемых службами статистики различных стран и дважды в год - в июне и декабре, публикует доклад о состоянии проблемы беженцев. Данные, публикуемые в докладах, служат практически единственным объективно достоверным источником статистической информации о состоянии проблемы беженцев. УКВБ ООН не только публикует статистическую информацию, но и описывает общее состояние дел и условия проживания беженцев, проводит анализ и выявляет тенденции, ищет пути решения выхода из кризиса.
Защита беженцев странами осуществляется в соответствии с основным международным актом, описывающим их права и обязанности - Конвенцией о статусе беженцев, принятой в 1951 году. Дополнением к Конвенции является Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 года, в котором изменяются и уточняются положения, касательно того, кто именно считается беженцем.
В литературе особую популярность изучение проблем беженцев стало приобретать после Второй Мировой Войны. Множественные научные труды авторов описывают жизнь беженцев во время Первой и Второй мировых войн, анализируют причины появления более поздних беженцев, данной проблемой также заинтересованы исследователи в области правовой литературы. Профессора ведущих университетов России и мира ежегодно публикуют научные статьи касательно положения беженцев в мире, включая как ново появляющиеся проблемы, так и застарелые проблемы, как например, проблема Палестинских беженцев.
Целью исследования явилось изучение теоретических основ появления и функционирования проблемы беженцев, выявления основных потоков беженцев в современном мире, анализ их экономического и социального влияния на жизнь принимающих стран и стран-доноров, поиск и разработка возможных способов решения проблемы или снижение негативного влияния проблемы беженцев на жизнь мирового сообщества.
Задачами исследования представляются:
- Изучение сущности проблемы беженцев и методик учета социально-экономических масштабов проблемы;
- Описание терминологической и правовой основы исследования проблемы беженцев;
- Выявление причин и факторов, вызывающих возникновение проблемы беженцев;
- Характеристика современного состояния проблемы беженцев;
- Анализ экономических и социально-политических последствий проблемы беженцев;
- Выявление основных тенденций проблемы беженства в современной России;
- Поиск способов решения и предотвращения появления проблемы беженцев;
- Разработка путей адаптации экономик принимающих стран к наплыву беженцев.
Объектом исследования выступают страны, наиболее подверженные проблеме беженцев и мировое хозяйство в целом.
Предметом исследования является количество беженцев в мире, основные потоки их передвижения и влияние беженцев на социально-экономическую жизнь стран.
Методическая основа исследования базируется на трех уровнях научного познания — философском, общенаучном и частном. Философская методология, определяющая общие принципы познания, в настоящем исследовании применяется для рассмотрения диалектической составляющей изучаемых процессов, где целое рассматривается как состоящее из частей в их постоянном единстве и противоречии. Из общенаучных методов использовались такие, как анализ и синтез, позволяющие получить комплексное представление о предмете и сделать теоретические обобщения; индукция и дедукция; сравнение и аналогия, позволяющие провести исторические и логические параллели между отдельными факторами и явлениями. Применялись и частные методы научного познания, например такие, как политологический прогноз и другие. Поскольку ни один метод не может считаться полностью свободным от недостатков, именно комплексное сочетание всех методов позволяет достичь наиболее четких и обоснованных результатов.
Проблема беженцев особенно актуальна в наши дни, так как в последние пять лет в мире разгораются множественные вооруженные конфликты на Африканском континенте, провоцируя огромные потоки беженцев. Беженцы оказывают значительное влияние на экономическую и социальную жизнь стран-убежищ, в том числе на трудовой рынок, на количество внутреннего спроса и предложения, на нагруженность бюджетов всех уровней принимающих стран. К социальным последствиям проблемы беженцев можно отнести рост ксенофобии в обществе, возникновение новых форм фашизма, а также рост иждивенческих настроений в обществе в связи с неэффективной социальной политикой принимающих стран. Все эти проблемы необходимо выявлять на ранней стадии их появления и как можно скорее их устранять.
На сегодняшний день в мире наблюдается два основных потока движения беженцев. Первый поток берет начало в странах Африки, наибольшее количество беженцев - это выходцы из Сирии и Ливии, которые распространяется на своих ближайших соседей, таких как Турция, Ливан, Иордания, Ирак и Египет. Однако все эти страны относится к классу экономически развивающихся и не могут обеспечить всех нуждающихся в защите беженцев, поэтому поток беженцев идет дальше, через Средиземное море в Грецию и Италию, а от туда распространяется вглубь Европы, а именно в Германию, Швецию, Венгрию и друге страны. Страны Европы в СМИ заявляют главной чертой своей политики - политику гостеприимства и обещают обеспечить и дать убежище всем нуждающимся, поэтому поток беженцев в этот регион не иссякает.
Второй поток движения беженцев берет свое начало на востоке Украины. Острый внутриполитический кризис в Украине, начавшийся в ноябре 2013 года напрямую коснулся России и серьезно повлиял на сложившиеся миграционные связи между странами. То, что граждане Украины ищут убежища именно в России, а не в странах Европы объясняется общими этническими корнями наших народов, сходством менталитетов, языка и культуры. Экономически Россия в состоянии принять поток беженцев с Украины, а наличие схожих отраслей в производстве стран способствует быстрой экономической адаптации граждан Украины в нашей стране. При правильной и грамотной миграционной политике Россия имеет шанс пополнить свои трудовые ресурсы за счет этнически близкого народа и избежать при этом расовых конфликтов и столкновений.
В наши дни главной международной организацией, озабоченной проблемой беженцев является Управление Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев. Именно эта организация способствует расселению беженцев, осуществляет защиту их прав и свобод, производит сбор денежных средств стран и направляет их на непосредственную гуманитарную помощь беженцам и реализацию иных программ, связанных с их защитой. Также организация осуществляет сбор и координацию различной статистической информации, касательно потоков беженцев, предоставляемых службами статистики различных стран и дважды в год - в июне и декабре, публикует доклад о состоянии проблемы беженцев. Данные, публикуемые в докладах, служат практически единственным объективно достоверным источником статистической информации о состоянии проблемы беженцев. УКВБ ООН не только публикует статистическую информацию, но и описывает общее состояние дел и условия проживания беженцев, проводит анализ и выявляет тенденции, ищет пути решения выхода из кризиса.
Защита беженцев странами осуществляется в соответствии с основным международным актом, описывающим их права и обязанности - Конвенцией о статусе беженцев, принятой в 1951 году. Дополнением к Конвенции является Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 года, в котором изменяются и уточняются положения, касательно того, кто именно считается беженцем.
В литературе особую популярность изучение проблем беженцев стало приобретать после Второй Мировой Войны. Множественные научные труды авторов описывают жизнь беженцев во время Первой и Второй мировых войн, анализируют причины появления более поздних беженцев, данной проблемой также заинтересованы исследователи в области правовой литературы. Профессора ведущих университетов России и мира ежегодно публикуют научные статьи касательно положения беженцев в мире, включая как ново появляющиеся проблемы, так и застарелые проблемы, как например, проблема Палестинских беженцев.
Целью исследования явилось изучение теоретических основ появления и функционирования проблемы беженцев, выявления основных потоков беженцев в современном мире, анализ их экономического и социального влияния на жизнь принимающих стран и стран-доноров, поиск и разработка возможных способов решения проблемы или снижение негативного влияния проблемы беженцев на жизнь мирового сообщества.
Задачами исследования представляются:
- Изучение сущности проблемы беженцев и методик учета социально-экономических масштабов проблемы;
- Описание терминологической и правовой основы исследования проблемы беженцев;
- Выявление причин и факторов, вызывающих возникновение проблемы беженцев;
- Характеристика современного состояния проблемы беженцев;
- Анализ экономических и социально-политических последствий проблемы беженцев;
- Выявление основных тенденций проблемы беженства в современной России;
- Поиск способов решения и предотвращения появления проблемы беженцев;
- Разработка путей адаптации экономик принимающих стран к наплыву беженцев.
Объектом исследования выступают страны, наиболее подверженные проблеме беженцев и мировое хозяйство в целом.
Предметом исследования является количество беженцев в мире, основные потоки их передвижения и влияние беженцев на социально-экономическую жизнь стран.
Методическая основа исследования базируется на трех уровнях научного познания — философском, общенаучном и частном. Философская методология, определяющая общие принципы познания, в настоящем исследовании применяется для рассмотрения диалектической составляющей изучаемых процессов, где целое рассматривается как состоящее из частей в их постоянном единстве и противоречии. Из общенаучных методов использовались такие, как анализ и синтез, позволяющие получить комплексное представление о предмете и сделать теоретические обобщения; индукция и дедукция; сравнение и аналогия, позволяющие провести исторические и логические параллели между отдельными факторами и явлениями. Применялись и частные методы научного познания, например такие, как политологический прогноз и другие. Поскольку ни один метод не может считаться полностью свободным от недостатков, именно комплексное сочетание всех методов позволяет достичь наиболее четких и обоснованных результатов.
На сегодняшний день проблема беженцев - одна из самых актуальных и значительных проблем в жизни мирового сообщества в целом и в мировой экономике в частности. Понятие «беженец» связано с вынужденной миграцией населения из одного государства в другое, то есть юридически человек оказывается под защитой государства, не являющегося его родиной или местом предшествующего постоянного проживания. Особую категорию среди беженцев составляют внутренне перемещенные лица, они не покидают границ своего государства, а перемещаются внутри него, оставаясь под его защитой. Такие люди не подпадают под международно-правовое определение понятие «беженца» и соответственно не претендуют на льготы, положенные таковым, но, тем не менее, анализ потоков внутренне перемещенных лиц чрезвычайно важен для выявления очагов появления проблемы.
Страны обеспечивают беженцам защиту и помощь в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протоколом к ней 1967 года. Конвенцией устанавливаются параметры, согласно которым лицо признается беженцем, причины, позволяющие государствами исключить лицо из числа данных лиц, а также основные права и обязанности, как беженцев, так и принимающих стран. На сегодняшний день Конвенцию ратифицировало 150 государств, в том числе и Россия. Также, правительство Российской Федерации разработало собственные законы, регулирующие правовое положение беженцев, которое полностью соответствует стандартам вышеупомянутой Конвенции, а именно Федеральный закон «О беженцах» и Федеральный закон «О вынужденных переселенцах».
В зависимости от изменений политической, экономической и экологической обстановки в мире, поток беженцев постоянно варьируется и его масштабы необходимо учитывать и отслеживать. Сбором данных и публикацией информации о количестве беженцев занимаются как сами страны, так и различные международные организации, такие как УВКБ ООН и БАПОР, которые были созданы после Второй мировой войны с целью решения проблем размещения беженцев и предоставления им гуманитарной помощи.
Наличие статистической информации, наиболее полно
соответствующей действительности необходимо в первую очередь странам приема беженцев. В соответствии с этими данными страны изменяют свою миграционную политику, ищут или создают места размещения беженцев, оценивают предстоящую нагрузку на бюджеты всех уровней на выплату различных пособий и обеспечение льгот, предоставляемых беженцам.
Наиболее эффективными способами оценки масштабов проблемы беженцев являются переписи населения, индивидуальная регистрация беженцев, выборочные обследования и регистрация лиц, пересекающих международные границы. Сбор данных усложняет то обстоятельство, что не все беженцы заявляют о себе властям, опасаясь возвращения на родину, поэтому реальные масштабы проблемы всегда будут отклоняться официальных статистических показателей. Для сведения к минимуму этих отклонений необходимо посредством СМИ увеличивать правовую грамотность прибывающих лиц и убеждать их, что официальная регистрация не только не опасна, но и необходима для наиболее комфортного нахождения в стране убежища.
Причин, вызывающих проблему беженства очень много. К ним относятся преследования людей по расовым, религиозным, национальным признакам, политическим убеждениям, также причинами могут явиться вооруженные конфликты, проблемы экологической безопасности, крайне неблагоприятное экономическое положение страны. Исследователи разделяют причины беженства на три группы: коренные, непосредственные и косвенные причины. К коренным причинам относятся факторы, дестабилизирующие общественные системы, например высокая плотность населения при низком уровне экономического развития или диктаторский режим власти. Непосредственные причины вызывают ситуационные потоки беженцев, к этой группе относятся вооруженные конфликты или революции. Косвенные факторы сами по себе не вызывают потоков беженцев, но они способны повлиять на их численность, например открытые государственные границы. В любом случае при исследовании конкретного очага появления беженцев необходимо анализировать весь комплект причин, присутствующих в регионе для наиболее эффективного их устранения.
В 2015 году в мире насчитывалось около 59,5 млн беженцев, это число стало рекордным по сравнению с предыдущим кризисом 1992 года, когда число беженцев в мире достигло 18 млн человек. Крупнейшие очаги появления проблемы - это экономически слаборазвитые страны Африки, а страны приема - ближайшие соседи и Европа. Крупнейшим поставщиком беженцев и внутренне перемещенных лиц является Сирийская Арабская Республика, второе и третье место занимают Афганистан и Сомали. Причинами данного явления служат затянувшиеся внутриполитические вооруженные конфликты, быстрое устранение которых в настоящее время не представляется возможным.
Особую обеспокоенность вызывает влияние вынужденных перемещений из стран Африки в страны Европы. Движение беженцев происходит через Грецию и Италию в Германию, Швецию и Венгрию и другие страны Европы. Согласно Европейским соглашениям, беженцы должны получить убежище в первой стране Евросоюза, в которую они обратятся, однако и без того дефицитный бюджет как Греции, так и Италии, не в состоянии принять большой поток беженцев и обеспечить их экономическое благополучие, поэтому данные страны вынуждены нарушать соглашения и пропускать беженцев вглубь Европы, в более развитые страны.
В краткосрочном периоде беженцы существенно повлияют на рынок труда принимающих стран, уровень бюджетных расходов, совокупный спрос и предложение, уровень налогового бремени. Беженцы также влияют и на социальную обстановку в обществе, если в принимающих странах Африки беженцы менее отличаются от коренного населения как с точки зрения расы и вероисповедания, так и с точки зрения языка, то в Европе эти различия существенны, а значит способны повлиять на развитие фашистских настроение в обществе. Другой социальной проблемой для принимающих стран является рост вероятности проникновения лиц, занимающихся террористической деятельностью под видом беженцев. И последние террористические акты, например, в Париже или Брюсселе служат доказательством того, что такие случаи возможны.
Беженцы из стран Африки на данный момент не являются проблемой для Российской Федерации, однако наша страна не изолирована от подобной проблемы в принципе. В связи с конфликтом на Украине, с 2014 года, Россия приняла сотни тысяч украинских беженцев. Основной поток в силу географической близости пришелся на шесть регионов страны, а именно Вологодскую, Ростовскую, Астраханскую области, Ставропольский край, Калмыкию и Севастополь. Для ослабления нагрузки на данные регионы, государством разработаны программы по переселению соотечественников в регионе, более нуждающиеся в человеческих ресурсах. Украинцы - этнически близкий нам народ, а следовательно Россия, в отличие от Европы не испытывает межнациональных конфликтов, вероятность
террористических атак также меньше в нашей стране, чем в Европе. В целом, Россия испытывает потребность в трудовых ресурсах в определенных отраслях, а относительно низкие социальные выплаты стимулируют украинских граждан к быстрой трудовой адаптации в нашей стране.
Для решения проблемы беженцев предполагается три способа действий: добровольная репатриация, расселение и местная интеграция.
Добровольная репатриация возможна в случае устранения причин, побудивших массовое бегство людей. В последние годы наблюдается небольшой процент возвращающихся людей, так как основную причину - вооруженные конфликты - устранить крайне сложно и такое решение проблемы может длиться годами.
Европейские власти пытались реализовать программу расселения беженцев по странам Еврозоны. Для каждой страны были разработаны квоты, согласно которых страны должны были разместить у себя определенное количество беженцев. Однако механизмы принуждения к исполнению данного решения разработаны не были, и план не был реализован. Данный опыт говорит о том, что для эффективного расселения беженцев странам ЕС необходимо вести согласованную политику в области вынужденной миграции и добровольно или по принуждению исполнять предписываемые такой политикой действия.
Наилучшим способом решения проблемы на сегодняшний день видится местная интеграция. Для Европы существенными проблемами являются старение населения, нехватка трудовых ресурсов для непрестижных профессий, а также нормальное функционирование пенсионной системы. Учитывая тот факт, что большинство беженцев - это молодое, работоспособное и образованное население, их необходимо приобщать к трудовой жизни общества и всеми силами избегать появления иждивенческих настроений, возможно, сокращать размер выплачиваемых пособий и не допускать дискриминации беженцев на рынке труда.
Однако странам не стоит забывать, что предотвращение проблемы - лучший способ бороться с ней. А это значит, что Западу необходимо содействовать процессу урегулирования конфликтов в странах Африки, способствовать восстановлению разрушенных стран и государственности, а также искоренять терроризм. Ведь любую проблему необходимо пресекать в корне, иначе последствия могут оказаться непредсказуемыми.
Страны обеспечивают беженцам защиту и помощь в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протоколом к ней 1967 года. Конвенцией устанавливаются параметры, согласно которым лицо признается беженцем, причины, позволяющие государствами исключить лицо из числа данных лиц, а также основные права и обязанности, как беженцев, так и принимающих стран. На сегодняшний день Конвенцию ратифицировало 150 государств, в том числе и Россия. Также, правительство Российской Федерации разработало собственные законы, регулирующие правовое положение беженцев, которое полностью соответствует стандартам вышеупомянутой Конвенции, а именно Федеральный закон «О беженцах» и Федеральный закон «О вынужденных переселенцах».
В зависимости от изменений политической, экономической и экологической обстановки в мире, поток беженцев постоянно варьируется и его масштабы необходимо учитывать и отслеживать. Сбором данных и публикацией информации о количестве беженцев занимаются как сами страны, так и различные международные организации, такие как УВКБ ООН и БАПОР, которые были созданы после Второй мировой войны с целью решения проблем размещения беженцев и предоставления им гуманитарной помощи.
Наличие статистической информации, наиболее полно
соответствующей действительности необходимо в первую очередь странам приема беженцев. В соответствии с этими данными страны изменяют свою миграционную политику, ищут или создают места размещения беженцев, оценивают предстоящую нагрузку на бюджеты всех уровней на выплату различных пособий и обеспечение льгот, предоставляемых беженцам.
Наиболее эффективными способами оценки масштабов проблемы беженцев являются переписи населения, индивидуальная регистрация беженцев, выборочные обследования и регистрация лиц, пересекающих международные границы. Сбор данных усложняет то обстоятельство, что не все беженцы заявляют о себе властям, опасаясь возвращения на родину, поэтому реальные масштабы проблемы всегда будут отклоняться официальных статистических показателей. Для сведения к минимуму этих отклонений необходимо посредством СМИ увеличивать правовую грамотность прибывающих лиц и убеждать их, что официальная регистрация не только не опасна, но и необходима для наиболее комфортного нахождения в стране убежища.
Причин, вызывающих проблему беженства очень много. К ним относятся преследования людей по расовым, религиозным, национальным признакам, политическим убеждениям, также причинами могут явиться вооруженные конфликты, проблемы экологической безопасности, крайне неблагоприятное экономическое положение страны. Исследователи разделяют причины беженства на три группы: коренные, непосредственные и косвенные причины. К коренным причинам относятся факторы, дестабилизирующие общественные системы, например высокая плотность населения при низком уровне экономического развития или диктаторский режим власти. Непосредственные причины вызывают ситуационные потоки беженцев, к этой группе относятся вооруженные конфликты или революции. Косвенные факторы сами по себе не вызывают потоков беженцев, но они способны повлиять на их численность, например открытые государственные границы. В любом случае при исследовании конкретного очага появления беженцев необходимо анализировать весь комплект причин, присутствующих в регионе для наиболее эффективного их устранения.
В 2015 году в мире насчитывалось около 59,5 млн беженцев, это число стало рекордным по сравнению с предыдущим кризисом 1992 года, когда число беженцев в мире достигло 18 млн человек. Крупнейшие очаги появления проблемы - это экономически слаборазвитые страны Африки, а страны приема - ближайшие соседи и Европа. Крупнейшим поставщиком беженцев и внутренне перемещенных лиц является Сирийская Арабская Республика, второе и третье место занимают Афганистан и Сомали. Причинами данного явления служат затянувшиеся внутриполитические вооруженные конфликты, быстрое устранение которых в настоящее время не представляется возможным.
Особую обеспокоенность вызывает влияние вынужденных перемещений из стран Африки в страны Европы. Движение беженцев происходит через Грецию и Италию в Германию, Швецию и Венгрию и другие страны Европы. Согласно Европейским соглашениям, беженцы должны получить убежище в первой стране Евросоюза, в которую они обратятся, однако и без того дефицитный бюджет как Греции, так и Италии, не в состоянии принять большой поток беженцев и обеспечить их экономическое благополучие, поэтому данные страны вынуждены нарушать соглашения и пропускать беженцев вглубь Европы, в более развитые страны.
В краткосрочном периоде беженцы существенно повлияют на рынок труда принимающих стран, уровень бюджетных расходов, совокупный спрос и предложение, уровень налогового бремени. Беженцы также влияют и на социальную обстановку в обществе, если в принимающих странах Африки беженцы менее отличаются от коренного населения как с точки зрения расы и вероисповедания, так и с точки зрения языка, то в Европе эти различия существенны, а значит способны повлиять на развитие фашистских настроение в обществе. Другой социальной проблемой для принимающих стран является рост вероятности проникновения лиц, занимающихся террористической деятельностью под видом беженцев. И последние террористические акты, например, в Париже или Брюсселе служат доказательством того, что такие случаи возможны.
Беженцы из стран Африки на данный момент не являются проблемой для Российской Федерации, однако наша страна не изолирована от подобной проблемы в принципе. В связи с конфликтом на Украине, с 2014 года, Россия приняла сотни тысяч украинских беженцев. Основной поток в силу географической близости пришелся на шесть регионов страны, а именно Вологодскую, Ростовскую, Астраханскую области, Ставропольский край, Калмыкию и Севастополь. Для ослабления нагрузки на данные регионы, государством разработаны программы по переселению соотечественников в регионе, более нуждающиеся в человеческих ресурсах. Украинцы - этнически близкий нам народ, а следовательно Россия, в отличие от Европы не испытывает межнациональных конфликтов, вероятность
террористических атак также меньше в нашей стране, чем в Европе. В целом, Россия испытывает потребность в трудовых ресурсах в определенных отраслях, а относительно низкие социальные выплаты стимулируют украинских граждан к быстрой трудовой адаптации в нашей стране.
Для решения проблемы беженцев предполагается три способа действий: добровольная репатриация, расселение и местная интеграция.
Добровольная репатриация возможна в случае устранения причин, побудивших массовое бегство людей. В последние годы наблюдается небольшой процент возвращающихся людей, так как основную причину - вооруженные конфликты - устранить крайне сложно и такое решение проблемы может длиться годами.
Европейские власти пытались реализовать программу расселения беженцев по странам Еврозоны. Для каждой страны были разработаны квоты, согласно которых страны должны были разместить у себя определенное количество беженцев. Однако механизмы принуждения к исполнению данного решения разработаны не были, и план не был реализован. Данный опыт говорит о том, что для эффективного расселения беженцев странам ЕС необходимо вести согласованную политику в области вынужденной миграции и добровольно или по принуждению исполнять предписываемые такой политикой действия.
Наилучшим способом решения проблемы на сегодняшний день видится местная интеграция. Для Европы существенными проблемами являются старение населения, нехватка трудовых ресурсов для непрестижных профессий, а также нормальное функционирование пенсионной системы. Учитывая тот факт, что большинство беженцев - это молодое, работоспособное и образованное население, их необходимо приобщать к трудовой жизни общества и всеми силами избегать появления иждивенческих настроений, возможно, сокращать размер выплачиваемых пособий и не допускать дискриминации беженцев на рынке труда.
Однако странам не стоит забывать, что предотвращение проблемы - лучший способ бороться с ней. А это значит, что Западу необходимо содействовать процессу урегулирования конфликтов в странах Африки, способствовать восстановлению разрушенных стран и государственности, а также искоренять терроризм. Ведь любую проблему необходимо пресекать в корне, иначе последствия могут оказаться непредсказуемыми.
Подобные работы
- Проблемы социально-экономической политики по снижению уровня
безработицы в России в современный период
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - Влияние международной трудовой миграции на социально-экономическое развитие России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИГРАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПУТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ (на примере городов Самарской области)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999 - Миграционная политика Италии в контексте обеспечения демографической безопасности в Европейском союзе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - АНТРОПОЛОГИЯ ЖИЗНИ ИММИГРАНТОВ-МУСУЛЬМАН ВО ФРАНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФРАНЦУЗСКИМ ОБЩЕСТВОМ (НА ПРИМЕРЕ ИСЛАМСКИХ КВАРТАЛОВ ПАРИЖА)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ШВЕЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Влияние миграционной проблемы на внутриполитическое развитие Федеративной Республики Германии в 2013-2019 годах
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019



