ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИССОЕДОВАНИЯ МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ
1.1. Понятие мировой торговли услугами, ее значение. Классификация рынка
услуг и его особенности 6
1.2. Условия, предпосылки, факторы воздействия и развитие мирового рынка
услуг 19
1.3. Деятельность международных организаций по регулированию мирового
рынка услуг 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ДИНАМИКА РЫНКА УСЛУГ
2.1. Динамика и структура мировой торговли услугами 34
2.2. Динамика и структура России в международной торговле услугами 42
2.3 Состояние рынка услуг Республики Татарстан и его тенденции 54
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ В РОССИИ И В
МИРЕ
3.1. Тенденции развития мирового и российского рынка услуг 63
3.2. Основные проблемы развития современного рынка услуг 69
3.3. Пути решения проблем развития мирового и российского рынка услуг 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
Международный рынок услуг стремительно развивается. С каждым днем на данном рынке появляются все новые услуги. Он растет как на качественном уровне, так и в количественном направлении. Это прежде всего связано с НТП, с появлениями новых технологий, а также развитием общества и изучением все новых граней жизни. Потребности людей растут, следовательно, появляются новые виды услуг на рынке. Но несмотря на свое стремительное развитие, эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. Прежде всего это связано с тем, что данный рынок был открыт для мировой экономики и международных отношений относительно недавно. Так как услуги имеют ряд отличительных черт от товаров, то к ним было необходимо применять особые требования.
Рынок услуг во многом зависит от экономического положения страны, ее развития и благополучия граждан. Поэтому его развитие и тенденции напрямую взаимосвязаны с обществом и экономикой страны. В изучении данного рынка важно уделять также особое внимание этим аспектам. Это поможет понять в каком направлении идет развитие данного рынка, а также поможет разрешить уже существующие и будущие проблемы. Поэтому изучение рынка услуг должно начинаться прежде всего с состояния самой страны, с его участия в международных отношениях.
Отношения стран между собой также имеет значительное влияние на рынок услуг. Так как в зависимости от того, какие у нас взаимоотношения с этими странами, будет развиваться международная торговля услугами. Те или иные виды услуг пользуются большей или меньшей популярностью среди остальных стран. К примеру такие важные направления, как международный туризм. Он полностью зависит от взаимоотношений между странами. Последний кризис также является ярким примером, как могут отношения повлиять на данный вид услуг.
Таким образом, актуальность данной работы заключается в том, что рынок услуг имеет достаточно сильное влияние как на отдельную страну, так и на всю мировую экономику в целом. И изучение данного рынка имеет важное значение. В зависимости от того в каком направлении развивается мировой рынок услуг, какие он имеет тенденции - формируется экономика страны, ее бюджет и политика. Многие теоретические аспекты данной темы до сих пор не обновлялись, хотя рынок услуг стремительно развивается, меняется и требует изучение данной темы под новым, уже современным углом. А науке и государству важно изучать все возможные новые и перспективные пути развития и тенденции. Рынок услуг имеет огромные перспективы, и только в правильных и умелых руках его можно направить в необходимую для прогресса сторону. А также научиться получать максимальную выгоду и пользу от его совершенствования.
Уровень изученности данной темы до сих ещё на достаточно низком уровне. Это прежде всего связано с тем, что ученные мало времени и сил уделяли изучению услуг. Это просто не требовалось, в тот момент услуги не имели такого важного значения, как на сегодняшний день. Поэтому все проблемы, недоработки, и пути решения этих проблем также остались не решенными. Рынок услуг рассматривался многими ученными. В том числе и нашим соотечественником, доктором экономических наук Кондратьевым В.Б., который исследовал в своей статье «Сфера услуг в постиндустриальной экономике» взаимосвязь рынка услуг с таким процессом как глобализация в мире и МРТ.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании сферы услуг, как фактора экономического развития в мировой и российской экономике. Прежде всего цель состоит в том, чтобы выявить взаимосвязь между рынком услуг и экономикой стран. Показать, что сфера услуг имеет значительное влияние на экономическое развитие, как для отдельной страны, так и всего мира в целом. А также определить тенденции развития мирового рынка услуг, выявить существующие на сегодняшний день все возможные проблемы и определить пути их решения.
Задачи исследования:
- изучить услуги отдельных стран и всего мира, в частности России;
- найти общие тенденции, характерные для стран различного уровня;
-провести анализ взаимосвязи между рынком услуг и экономикой страны;
-исследовать влияние рынка услуг на экономику и политику стран, и наоборот, влияние экономического положения страны на сферу услуг.
- обосновать проблемы мирового рынка услуг на примере международного туризма;
- определить пути дальнейшего развития мирового рынка услуг, основываясь на уже имеющихся знаниях и новом опыте.
Объектом исследования в данной работе является мировой и российский рынок услуг.
Предметом исследования являются экономические отношения в процессе функционирования мирового рынка услуг, его влияние на экономическое развитие стран, а также его современное состояние и дальнейшее развитие, тенденции.
В данной работе использовались теоретические и практические методы исследования, а также был использован метод формальной логики. В качестве теоретических методов была использована классификация и аналогия, а также анализ и синтез имеющихся данных. В практических методах использовались измерение, качественное и количественное сравнение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Работа изложена на 90 страницах, содержит таблицы и рисунки.
Мировой рынок услуг - это одно из самых важных явлений для всех международных отношений, особенно для экономических. Хотя данный рынок еще недостаточно изучен, его развитию характерны стремительные темпы и активное формирование. В последние годы он значительно увеличился в своих масштабах и увеличилось разнообразие видов услуг. В связи с чем, значительно увеличивается роль сферы услуг для экономик стран во всем мире.
Основные выводы, которые можно сделать, это:
-Все отрасли рынка услуг весьма разнообразны. Сюда входят некоммерческие и коммерческие виды услуг. Они отличаются по многим признакам. Но к сожалению, не все полностью или в полной мере реализованы;
-Сфере услуг присущи постоянные изменения. Уже к давно укоренившимся сферам услуг добавляются новые. Или вовсе их заменяют;
-У услуги, в отличие от товара, есть такие специфические черты, как отсутствие вещественной формы. Таким образом услуга - это результат какой- либо деятельности, предоставляемой за денежное вознаграждение, здесь имеются в виду рыночные услуги. В данном случае достаточно сложно определять стоимость оказанных услуг. Так как формирование цены за услугу исходит в основном из затраченного времени и сил. И контролировать данный процесс также достаточно сложно;
-Международный рынок услуг распадается на более мелкие рынки, это прежде всего связано с широким разнообразием и разного рода услуг. Сфера услуг, в данном случае, - это огромная и быстроразвивающиеся часть мирового хозяйства;
-Огромное влияние на становление современного рынка услуг оказывает НТП. В-первую очередь с ним связано появление новых услуг, уже на новом качественном уровне. Во-вторых, развиваются новые способы торговли услугами и взаимоотношений. В-третьих, это приводит к новому уровню обслуживание, то есть новый качественный уровень услуг;
-положение России на мировом рынке услуг пока не такое значительное. Но для РФ есть все предпосылки и уже имеющиеся стратегии и основы развития в направлении сферы услуг.
В результате проведенного анализа фактического материала были выявлены следующие тенденции:
- Создание новых моделей функционирования многочисленных видов услуг, в основе которых находятся информационные технологии и вычислительная техника, все это создает новые значительные изменения в основе создаваемых продуктов;
- Используя интернет, информационные сети, технологии, а также системы ПК, потребители услуг приобретают возможность доступа к информации, которая находится в свободном обращении, а также осуществление различных торговых операций, в частности с финансами, в реальном времени;
- Снижение доли страховой стоимости, в том числе для других услуг транспорта. Это в первую очередь означает, что произошло уменьшение удельного веса сырьевых товаров;
- Увеличение доли и значимости туризма, внутреннего и внешнего. Это главным образом связано с доходами населения, чем они выше, тем выше доля туризма, в частности его экспорта. А также модернизация транспортных средств, совершенствование сервиса, гостиничного бизнеса и развитие инфраструктуры ;
- Самые высокие темпы роста, а также высокий уровень значимости имеет такой сегмент услуг как «особые частные услуги». Их объем услуг в мировом экспорте составляет 44,7%. В данный сегмент услуг относятся: финансовые, услуги страхования, услуги аудита, консалтинговые, связи и другие услуги;
- Для создания и совершенствования новых видов услуг, а также их развития содействует снижение цен и расширение границ возможности свободного доступа к ним домашних хозяйств, за счет компьютеризации и расширения возможностей доступа к информационным сетям;
- Уменьшение доли официальных и правительственных услуг привело к увеличению доли частных услуг и, следовательно, к их развитию и расширению.
Недостаточная изученность мирового рынка услуг может порождать многие проблемы, так как до сих пор нет четкого понятия услуг и недостаточно хорошо разработаны законы по их регулированию, контролю и решению проблем. К основным проблемам относится:
-Теневой рынок услуг. Его развитие и недостаточный контроль государства может привести к большим потерям и последствиям;
-Развитие ИКТ-услуг является перспективным и весьма новым направлением. Но в тоже время плохо защищенным и имеющим множество лазеек для мошенников;
-Появление ИКТ-услуг сократило множество имеющихся отраслей услуг. В связи с тем, что эти услуги заменили собой многие другие и они становится просто не нужными. Это все приводит к сокращениям и расслоению общества по уровню развития;
-Кризисы приносят значительной урон в первую очередь в сфере услуг, которая в свою очередь находит свое отражение в экономике страны, в том числе в дефиците бюджета. Это прежде всего сокращения, отказ от многих видов услуг, вследствие нехватки денег. А так как в настоящее время большинство людей работает в сфере услуг - все это может привести к массовой безработице;
-Также на отдельных видах услуг было выявлено, что нашей стране характерен низкий уровень обслуживания. Низкое качество сервиса и плохо обученный персонал - это также большая проблема для нашей страны. Этим самым мы увеличиваем разрыв между развитием и новыми технологиями, которые входят в нашу жизнь. Они необходимы для развития всей страны и повышения уровня услуг;
-Многие сферы услуг взаимодействуют между собой. Но в связи с недостаточно хорошо составленной законодательной системой, их взаимоотношения могут приносить друг другу убытки и потери. Отсутствие некоторого контроля отрицательно сказывается на их сотрудничества, а затем и на сервисе обслуживания. В связи с чем страдают потребители и в дальнейшем государство;
- В настоящее время в мировой торговле услугами существуют проблемы, связанные с организацией и учетом международного туризма, страхования отдельных процессов внешнеэкономической деятельности . Это также недостатки прежде всего связанные с плохо изученностью сферы услуг. Ее недочеты превращаются в проблемы для всего мирового хозяйства;
-И еще одна важна проблема - это миграция рабочей силы в районе с наиболее выгодной заработной платой. Это проблема касается также и нашей страны. Многие квалифицированные работники покидают нашу страну, чтобы реализовывать свой потенциал в странах, где за него будет предложена наиболее выгодная оплата. Так как не все сферы услуг в нашей стране оплачиваются равноценно. Зачастую приходится искать более выгодные места. Таким образом отсюда вытекает еще одна проблема: неравномерное распределение рабочей силы в различных сферах услуг. Все стремятся работать там, где выше заработная плата. От чего многие нищи услуг остаются незаполненными. Или же вовсе они переходят в теневой сектор, дабы избежать налогов.
Данные проблемы важно решать уже сейчас. Так как время не на нашей стороне. Уровень развития рынков услуг также оказывает значительное влияние на уровень развития экономики самих стран. И если оставлять данные проблемы без внимания и решения, то это может откинуть нас в нашем развитии далеко назад. Чем дальше, тем сложнее будет бороться и развиваться.
Пути решения данных проблем можно обобщить, как для всего мира, так и для отдельных стран. В первую очередь, важно заняться изучением рынка услуг, его взаимосвязей и контролем. Важное значение в данном решении будет иметь роль государства. Наше государство должно также принимать активное участие в содействии развития, поддержки и защиты рынка услуг. Должны быть разработаны соответствующие законы и базы, на которые могут основываться производители услуг и потребители. Также важен контроль и борьба с незаконными услугами, в том числе и с теневым рынком. Необходимо прекратить его развитие. А это возможно только при выявлении его основным проблем и причин появления и развития. У государства есть та власть, которая способна направлять и развивать рынок услуг. Важно правильно понять и разобраться в данном рынке, уметь прогнозировать и составлять стратегии на случаи кризисов, поддержка занятых в сфере услуг.
Что касается ИТ-услуг, это новое направление. Оно требует высоквалифицированной и подготовленной рабочей силы. У нашей страны уже есть все необходимые основы, которые мы заимствовали у других стран. И огромный потенциал, и огромные перспективы, которыми важно умело воспользоваться, также не без поддержки государства. Для нашей страны важно развиваться в этом направлении. Повышать качество предоставляемых услуг. Все это возможно через систему образования, индивидуальных тренингов и конференций. Главное дать возможность обучаться этому всем. И поддерживать интерес к данными направлениям.
Качество услуг и сервиса, касается не только ИТ-услуг. А всей сферы услуг в целом. Важно понимание того, чем ты занимаешься, предоставить все необходимые знания и дать основные навыки, обучить качественному обслуживанию. И подкреплять соответствующей заработной платой. Именно от заработной платы во многом зависит и качество услуг, и распределение рабочих ресурсов - все это благополучие граждан, а значит и благополучие всей страны.
Нашему государству требуется уделить особое внимание на развитие сферы услуг. Заняться его регулированием и установкой новых требований. Это важный этап становления новой, качественной и перспективной экономики. Важно влиять на эту сферу торговли уже сейчас. У нас есть все возможности и ресурсы, чтобы получать большой доход и реализовать себя в этих отраслях. К тому же, если правильно составить стратегии, решить все имеющиеся проблемы, а также использовать уже имеющийся опыт других стран, мы можем стать лидерами на международном рынке услуг, обогнав даже США и Европу.
1. Абылкаликов С. И., Винник М. В. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МИГРАЦИИ: РАБОЧАЯ СИЛА И РЫНОК ТРУДА // Бизнес. Общество. Власть, 2012.-№12. - С.1-19
2. Балаева О.Н., Предводителева М.Д., Управление организациями сферы услуг, М.: Изд-во Высшая школа экономики, 2010. - С.110
3. Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А.. Сфера услуг в современном обществе: Экономика, менеджмент, маркетинг. Курс лекций., Иркутск, Изд-во БГУЭП, 2011 г. - Раздел I
4. Воронина Н.А. Тенденции и проблемы развития мирового рынка услуг// Экономический журнал, 2014, - №5 (2). -С.45
5. Жеребин В.М., Романов А.Н. Экономика домашних хозяйств. М.: Изд-во Финансы, ЮНИТИ, 1998 - С. 24—25
6. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. М.: Изд-во ДРОФА,: 2014 г.- С.114-120
7. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч.1. М.: Изд-во «Международные отношения», 2008 - С.20
8. Назарова М.Г. Курс социально-экономической статистики. М.: Изд-во Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2013 - С. 771
9. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. СПб., Изд-во Питер, 2010 - С. 36
10. Разумовская А., Янченко В. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога практика. М.: Изд-во Вершина, 2014 - С. 350
11. Тультаев Т.А. Маркетинг услуг. М.: Изд-во МФПА, 2010 г. - С.19
12. Ушанов Д.Е. Университетская книга №1, Рынок электронных информационных услуг: итоги года, тенденции развития. М.: Изд-во Пресс-бук, 2014 - С.15
13. Фролова Т.А. Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма: конспект лекций, Таганрог, Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012 г.
- С.13-15
14. Фомичев В.И. Международная торговля, М.: Изд-во ИНФРА-М, 2011 г. - Глава 9
15. Черняховская Т. Маркетинговая деятельность предприятия. Теория и Практика, М.: Изд-во Высшее образование 2008 - С. 457
16.Чукреев П.А., Корытова Е.В. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. - 212 с
Учебники, учебные пособия
17. Аникина Б.А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: Учеб. Пособие. М.: Изд-во «Инфра- М», 2013 - С.13
18. Моргулець О.Б. Менеджмент в сфере услуг, Учебное пособие, М.: Изд-во Центр учебной литературы, 2014 - Раздел 1, Раздел 2
19. Николаев И.П., Шаховская Л.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавров. М.: Изд-во Дашков и К, 2013 - С.91,С.98
20.Чайникова Л.Н.. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007 - С. 192
21. Юданов А.Ю.Конкуренция: теория и практика: учебно-практическое пособие, 2-е издание, исправлено и дополненно, М.: Изд-во АКАЛИС, 2005 - С.67
22. Юрьев Т.В. Экономика некоммерческих организация. Учеб. пособие. М.:Изд-во Юристъ, 2012 - С. 36
Статьи и материалы периодической печати
23. Бенько. Е.В. Сущность рынка туристических услуг // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 2010, - №3 (12), - с. 64
24. Кареева Н.В. Основные проблемы рынка гостиничных услуг и пути их решения // SKI-Article. Публикация научных статей, 2015, - №27 (10), - С.98
25. Кудымова И.А. Скрытая безработица в России 2015 // Сборник научных статей. Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам, 2015 - С.93
26. Миронова Е.В. Состояние межданародного рынка услуг // Фундаментальные исследования, 2015, - №12 (5), - с.102
Электронные ресурсы
27. Государственный комитет РТ по туризму [Электронный ресурс] / Планы и программы. - официальный сайт. - URL: http://tourism.tatarstan.ru
28. Деловая электронная газета «Бизнес Онлайн» [Электронный ресурс] / Сергей Иванов о туризме в РТ. - официальный сайт. - URL: http://www.business-gazeta.ru
29. Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг[Электронный ресурс] / Национальный исследовательский институт «высшая школа экон омики».- официальный сайт. - URL: https://www.hse.ru (дата обращения 15.03.2016)
30. Классификатор услуг во внешней экономической деятельности за 2014 год [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики (КУВЭД). - Официальный сайт.-URL: www.gks.ru
31. Компьютер пресс [Электронный ресурс] / Российский рынок ИТ-услуг: состояние и перспективы. - официальный сайт. - URL: http://compress.ru
32.Открытый Татарстан [Электронный ресурс] / Отчеты ведомства. Туризм - официальный сайт. - URL: https: //open.tatarstan.ru (дата обращения 12.04.2016)
33. Обзор рынка ИТ услуг 2014 г. [Электронный
ресурс] / CNews| аналитика. - официальный сайт. - URL: http://www.cne ws.ru (дата обращения 18.05.2016)
34. Официальная статистика по РТ [Электронный ресурс] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РТ. - официальный сайт. - URL: http: //tatstat. gks .ru (дата обращения 21.03.2016)
35. Статистика. RU [Электронный ресурс] / Торговля услугами. - официальный сайт. - URL: http://statistika.ru
36. Стратегия развития туризма в РФ в период до 2020 года [Электронный ресурс] / Министерство культуры РФ - Официальный сайт. -
URL: http://www.russiatourism.ru/
37. Сфера услуг в современном обществе [Электронный ресурс] / Учебники онлайн - официальный сайт. - URL: http://uchebnik-online.com
38. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РТ [Электронный ресурс] / Торговля и услуги. - официальн ый сайт. - URL: http://tatstat.gks.ru (дата обращения 19.03.2016)
39. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Объем платных услуг населению. - официальный сайт. - URL:
http: //www.gks .ru/
40. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Платные услуги населению. - официальный сайт. - URL:
http: //www.gks .ru
41. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс] / Всемирная туристическая организация при ВТО (ЮНВТО). - официальный сайт. - URL: http: //www.russiatourism.ru
42. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс] / Новости регионов. - официальный сайт. - URL: http://www.russiatourism.ru
43. Федеральная служба Российской статистики [Электронный ресурс] / Туризм. - официальный сайтю.-URL: http://www.gks.ru
44. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс] / Количество гр аждан РФ, выезжавших за рубеж / . - официальный сайт. - URL:http://www.russiatourism.ru (дата обращения 17.03.2016)
45. Центр развития туризма в РТ [Электронный ресурс] / Проекты и программы. - официальный сайт. - URL: http://tdc-tatar.ru
46. Центр развития туризма РТ [Электронный ресурс] / Маркетинг и исследования. - официальный сайт. - URL: http://tdc-tatar.ru
47.Экономика России, цифры и факты. Часть 14 Сфера услуг [Электронный ресурс]/ Аналитический портал для трейдов. - официальный сайт. - URL: http://utmagazine.ru (дата обращения 15.03.2016)
48.Innopolis [Электронный ресурс] / Новости - официальный сайт. - URL: http://www.innopolis.com/
49. J’son&Partners Management Consultancy [Электронный ресурс] / Российский рынок туризма и услуг для путешественников: объем, структу ра, динамика. - официальный сайт. - URL: http://www.json.ru
Иностранные источники
50. About UNCTAD [Электронный ресурс] / United Nations Conference on Trade and Development organization. - Official site. - URL:_http://unctad.org (дата обращения 18.03.2016)
51. About WTO [Электронный ресурс] / World Trade Organization. - official site . - URL:https://www.wto.org (дата обращения 23.02.2016)
52. Definition of Services Trade and Modes of Supply [Электронный ресурс] / World Trade Organiation - Offical site. - URL: https://www.wto.org (дата обращения 12.04.2016)
53. European Commission [Электронный ресурс] / Good and services - official si te. - URL: http : //ec. europa. eu (дата обращения 16.02.2016)
54. Eurostat Statistics Explained [Электронный ресурс] / The EU in the world - industry, trade and services. - official site. - URL: http ://ec.europa.eu
55. General Agreement on Trade in Services [Электронный ресурс] / World trade Organization. - official site. - URL: https://www.wto.org (дата обращеня 23.02.2016)
56.OECD [Электронный ресурс] / OECD Tourism Trends and Policies 2016 - official site. - URL: http://www.oecd.org (дата обращения 15.04.2016)
57. Quandl [Электронный ресурс] / Russia Statistical Data. -official site. - URL: https://www.quandl.com (дата обращения 24.04.2016)
58. Services top 100 / The world’s largest IT services companies. - official site. - URL: http://www.servicestop100.org (дата обращения 12.04.2016)
59. Trekk&Soft / 6 travel trends for 2016 that will drive the global tourism industry
- official site. - URL: https://www.trekksoft.com (дата обращения 21.03.2016)
60. The official Website of tourism Winnipeg [Электронный ресурс] / Tourism Trends - official site. - URL: http://www.tourismwinnipeg.com (дата обращения 1.04.2016)
61. The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) [Электронный ресурс] / About the OECD . - official site. -URL: http://www.oecd.org (дата обращения 17.03.2016)
62. The World Bank [Электронный ресурс] / Service exports (BoP, current US$).
- official site. - URL: http://data.worldbank.org (дата обращения 17.04.2016)
63. The World Bank [Электронный ресурс] / Service imports (BoP, current US$).
- official site. - URL: http://data.worldbank.org (дата обращения 17.04.2016)
64. The World Bank [Электронный ресурс] / Services, etc., value added (% of G DP)- official site. - URL: http ://data. worldbank. org (дата обращения 8.04.2016)
65. The World Bank [Электронный ресурс] / International tourism, receipts (% of total exports). - official site. - URL: http://data.worldbank.org (дата обращения 8.04.2016)
66. World services group [Электронный ресурс] / Problems of the world services.
- official site. - URL: http://www.worldservicesgroup.com (дата обращения 17.04.2016)
67. World Tourism Organization [Электронный ресурс] / Tourism and Poverty Alleviation. - official site. - режим свободного доступа: http://step.unwto.org (дата обращения 15.04.2016)
68. UNWTO [Электронный ресурс] / World Tourism Barometr. - official site. - URL: http://tourlib.net (дата обращения 25.03.2016)