Введение 4
1 Теоретические основы организации и управления сбытовой
деятельностью предприятия 7
1.1 Сущность сбытовой деятельности предприятия 7
1.2 Методологические аспекты изучения организации и управления
сбытовой деятельности предприятия 14
1.3 Критерии оценки эффективности сбытовой деятельности
предприятия 19
2 Современное состояние организации и управления сбытовой
деятельностью ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ» 24
2.1 Краткая характеристика ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ» 24
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 29
2.3 Анализ организации и управления сбытовой деятельностью ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ» 38
3 Совершенствование организации и управления сбытовой
деятельностью ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ» 51
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию организации и
управления сбытовой деятельностью ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ»
3.2 Оценка эффективности разработанных мероприятий 56
Заключение 62
Список использованной литературы
Состояние и эффективность сбытовой деятельности предприятия является одним из основных условий успешной деятельности предприятия.
Развитие рыночных отношений определяет новые условия организации сбыта продукции.
Инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к сбытовой деятельности, изучать проблему эффективности сбыта. Поэтому для предприятия все возможные способы рационального расходования средств, одним из которых является определение эффективной организации и управления сбытовой деятельностью, имеет все большую значимость.
Актуальность темы диктуется тем, что развитие рыночных отношений ставит производителя в более жесткие условия функционирования, которые характеризуются конкуренцией производителей, отсутствием государственных гарантий выживаемости, регулированием цен через факторы спроса и предложения. Изменение внешней среды привело к тому, что именно показатели конъюнктуры рынка определяют цели деятельности предприятия, которые служат основой для формирования сбытовой политики предприятия.
Сбыт переходит в новое качество, являясь одним из средств достижения устойчивости и эффективности функционирования предприятия. Сложность и динамичность этого процесса предполагают существование сбытовой системы предприятия. Поскольку постоянное изменение конъюнктуры рынка непосредственно не находится в сфере управления предприятия, то целенаправленное регулирование сбытовой системой должно осуществляться на основе поиска наиболее эффективных вариантов взаимодействия с внешней средой.
Управление сбытом направленно на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала.
Объект исследования - ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ».
Предмет исследования -организация и управление сбытовой деятельностью предприятия.
Цель работы - разработка мероприятий по совершенствованию организации и управления сбытовой деятельностью ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ».
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы организации и управления сбытовой деятельностью предприятия.
2. Провести изучение современного состояния организации и управления сбытовой деятельностью ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ».
3. Разработать мероприятия по совершенствованию организации и управления сбытовой деятельностью ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ».
Выпускная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы.
В первом разделе работы рассматриваются теоретические основы организации и управления сбытовой деятельностью предприятия, а именно сущность сбытовой деятельности, методологические аспекты изучения организации и управления сбытовой деятельностью предприятия, критерии оценки эффективности сбытовой деятельности предприятия. По каждому параграфу делаются выводы.
Во втором разделе проводится изучение современного состояния организации и управления сбытовой деятельностью ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ», выявляются достоинства и недостатки. В ней дается краткая характеристика предприятия, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, анализ организации и управления сбытовой деятельностью ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ», анализ показателей проводится за 3 последних года, рассчитывается рентабельность деятельности за три года, изучаются финансово-экономические показатели сбыта ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ».
В третьем разделе на основе выявленных недостатков в сбытовой
деятельности разрабатываются мероприятия по совершенствованию организации и управления сбытовой деятельностью ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ».
Большую роль в написании работы сыграли труды таких авторов, как Аникин Б.А., Волгин В.В., Гаджинский А.М., Курочкин Д.В., Мельников В.П., Сербин В.Д., Степанов В.И., Щербанин Ю.А., Стерлигова А.Н., Саркисов С.В. и др.
Так же использовались ресурсы Интернет и текущие архивы ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ» такие как: годовые отчеты по персоналу за 2013-2015 гг., годовые отчеты бухгалтера за 2013-2015ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ», должностные инструкции персонала, отчеты по сбыту продукции, отчеты по запасам ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ», организационная структура ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ».
Сущность сбытовой деятельности заключается в обеспечении физического продвижения продукции к потребителю. Сбыт - это система мероприятий, которые проводятся после выхода продукции за ворота производственных цехов и участков. Исходя из выше изложенного, можно отметить, что грамотно построенная система организации и контроля сбытовой деятельности, способна обеспечить конкурентоспособность предприятия.
Методологические аспекты изучения организации и управления сбытовой деятельности предприятия заключаются в анализе каналов сбыта предприятия, его поставщиков-посредников. Анализ организации и управления сбытовой деятельностью предприятия предполагает выявление эффективности каждого элемента этой системы, оценку деятельности сбытового канала.
Цепочка продвижения товаров может включать различное число посредников: от двух и более. Каналы с большим числом уровней товародвижения дают меньшую возможность их контроля. Кроме того, это и дополнительные расходы по сбыту. Поэтому при выборе тех или иных сбытовых моделей учитывают стоимость каждого канала товародвижения и выбирают оптимальный вариант для каждого этапа жизненного цикла товара. Анализ сбытовой деятельности предприятия складывается из множества показателей деятельности, исходя из целей, руководство предприятия выбирает какими методами оценивать сбытовую деятельность, применяя те или иные показатели.
Была изучена деятельность ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ». Предприятие занимается производством и продажей линий для резки газобетона и газоблоков, ремонтными работами оборудования и станков. Организационная структура ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ» линейная, где линейные руководители являются единоначальниками. На сегодняшний день в ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ» работает 38 человек. С каждым годом численность персонала медленно растет, но фактическая численность за анализируемые года меньше запланированной, а это значит, что предприятие недоукомплектованно персоналом, что может 61
являться причиной невыполнения целей деятельности организации, невыполнения плана по реализации продукции и услуг. Недоукомплектованность персонала просматривается в основном среди ремонтных работников и технического персонала. Объем реализованной продукции и оказанных услуг с каждым годом растет. Это говорит о том, что продукция предприятия пользуется спросом, так как она актуальна.
Динамика роста технико-экономических показателей говорит о стабильности и надёжности предприятия, которое старается качественно удовлетворять потребности рынка в оборудовании и станках, а также в услугах ремонта оборудования, но по показателям рентабельности следует вывод, что в 2015 году некоторые из показателей снижаются, что говорит о небольшом снижении эффективности ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ». Анализ основных показателей деятельности за анализируемый период выявил превышение темпа прироста выручки над темпами прироста себестоимости услуг, что положительно сказывается на прибыли предприятия, которая имеет тенденцию роста. Динамика показателей оборачиваемости положительна. Динамика дебиторской и кредиторской задолженности - следствие повышения эффективности управления платежеспособностью ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ» в 2014-2015 гг. Однако, несмотря на снижение сроков погашения дебиторской задолженности, продолжительность ее погашения значительно выше значения для предприятий эффективно управляющих платежеспособностью (в среднем не должна превышать 30 дней).
Исходя из всех рассчитанных показателей по эффективности материалопотока и работе с посредниками, следует вывод, что по поставке товара ненадлежащего качества следует иметь ввиду двух посредников, которые стараются улучшить ситуацию и доставлять товар качественно: ООО «Ковальчук» и ИП Газимова А.М. Коэффициент эффективности к 2015 году имеет динамику роста у двух посредников: ИП Гильфанов И.Д., ИП Газимова А.М., это говорит о том, что работа с данными посредниками протекает более эффективно. ООО «Ковальчук» имеет положительную динамику по поводу темпа опозданий, это говорит о том, что данный посредник старается выполнять свои обязательства вовремя по условиям договора. На такого посредника, как ООО «Добрич» стоит обратить особое внимание, так как данный посредник по всем показателям имеет отрицательную динамику, что говорит о том, что необходимо предпринять меры по работе с данным посредником. Исходя из анализа, можно сказать, что у предприятия существуют проблемы в организации и управлении сбытовой деятельностью такие, как: отсутствие допустимых показателей сбыта по посредникам, на которые бы могла ориентироваться организация, отсутствие автоматизации управления поставками, проблемы с посредником ООО «Добрич». Решив указанные проблемы, ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ» улучшит свои показатели сбыта и тем самым, повысит рентабельность.
Для совершенствования организации и управления сбытовой деятельностью предприятия предлагаются следующие мероприятия:
I. Внедрение допустимых показателей сбыта по посредникам.
II. Внедрение календаря поставок.
III. Мероприятия по улучшению работы с посредником ООО «Добрич».
Затраты на внедрение предложенных мероприятий по совершенствованию организации и управления сбытовой деятельностью ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ» составят 179 580 рублей.
Предложенные мероприятия являются экономически эффективными и решают следующие проблемы в сбытовой деятельности ООО «МАШТЕХКОМПЛЕКТ»:
1. Отсутствие допустимых показателей сбыта по посредникам, на которые бы могла ориентироваться организация.
2. Отсутствие автоматизации управления поставками.
3. Проблемы с посредником ООО «Добрич».
Внедрение мероприятий приведет к повышению эффективности экономической деятельности, так как чистый доход (ЧД) равен 398620 руб., а чистый дисконтированный доход (ЧДД) равен 351538 руб., вложенные средства окупятся через 2,25 месяца.