ВВЕДЕНИЕ 6
1. Исследование состояния туризма в регионах России 8
1.1 Состояние туризма в Российской Федерации 8
1.2 Характеристика особенностей развития туризма в регионах России 16
1.3 Политика органов власти по развитию туризма в Ханты - Мансийской
автономном округе - Югра 19
2. Исследование состояния развития туризма в ХМАО-Югра
2.1 Деятельность турфирмы «Флай Тур» по реализации туров внутреннего
туризма по России 28
2.2 Наиболее распространенные виды туризма на территории Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры 40
2.3 Ресурсы для развития туризма на территории автономного округа ХМАО - ЮГРА 50
3. Перспективы развития туризма в Ханты-Мансийском автономном округе-
Югра Ошибка! Закладка не определена.
3.1 Характеристика наиболее перспективных направлений развития туризма 61
3.2 Разработка нового этнографического маршрута «Земля ханты и манси» 67
3.3 Экономическое обоснование маршрута 72
Заключение
Список использованной литературы 80
Приложение 1 83
Приложение 2 85
Приложение 3 86
Приложение 4
Актуальность исследования. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 22,5 [6, с. 7] млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.
В настоящее время в России туристский бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Большинство действующих в России туристических фирм предпочитают заниматься отправкой своих сограждан за границу. Таким образом, действующая модель въездного туризма обеспечивает мощный канал вывоза капитала из России, создание новых рабочих мест за рубежом. Этот процесс можно проследить по результатам статистических данных
Туризм как явление настолько многолик, что его развитие позволяет государству решить многие экономические и социальные вопросы, однако Россия по числу туристов, ежегодно посещающих страну, стоит на одном из последних мест в Восточной Европе, отставая от таких государств, как Литва, Латвия, Польша, Болгария, Чехия. И это несмотря на то, что по количеству туристических маршрутов она далеко их опережает.
Исходя из имеющихся в стране ресурсов, туризм может и должен развиваться в регионах России.
Значительное место в туристическом продукте занимают рекреационные ресурсы - ландшафт, климат, флора, фауна. Наличие уникальных природных, исторических объектов в туристическом продукте гарантирует ему конкурентоспособность.
Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень его развития, как по качественным, так и по количественным характеристикам.
Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах.
Основной задачей развития туризма в Российской Федерации является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках.
В ближайшие годы вырос спрос на отдых в малонаселенных местах, сохранивших природную первозданность и при этом несущих отпечаток различных этнических культур. Социологи объясняют это тем, что люди устают от цивилизации, от урбанистического образа жизни, от бизнеса, поэтому все отчетливее проявляется их склонность к «настоящему вечному» - природе и культуре.
Сибирь является очень перспективным регионом для развития туристической отрасли. Находящийся на территории Западной Сибири Ханты-Мансийский автономный округ-Югра сегодня - один из самых стабильных регионов Российской Федерации. Ежегодно подтверждается положение Югры в Российском сообществе как ведущего промышленного региона и одного из наиболее динамично развивающегося российского центра культуры и искусства, спорта и туризма. Благодаря устойчивой позитивной репутации, имеющимся перспективам делового сотрудничества, благоприятному инвестиционному климату, интерес отечественного и мирового бизнеса к автономному округу постоянно растёт и для этого есть все условия.
В 2006 году Югра признана территорией, где динамично развивается туризм. Автономный округ стал обладателем международной премии «Лидеры туриндустрии».
Югра - уникальный природный комплекс, с имеющейся инфраструктурой, приобретает все больше поклонников экстремальных и нетрадиционных видов спорта: горные лыжи, кайтинг, сноуборд.
Югра обладает хорошей базой для развития этнографического и этнического туризма. Музеи, картинные галереи с редкими произведениями изобразительного искусства, современные концертные залы являются важной составляющей культурной программы, предлагаемой гостям округа.
Гипотеза работы заключается в том, что ХМАО является одним из перспективных регионов России для развития туризма. Край имеет огромный природный потенциал и историческое наследие, но в настоящее время все возможные ресурсы для развития туризма в некоторых района автономии не задействованы, они требуют исследования.
Предмет исследования - потенциальные возможности развития внутреннего туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.
Объект исследования - природные, культурно-исторические и этнографические ресурсы ХМАО-Югры для развития туризма.
Цель настоящей работы - оценить современное состояние и перспективы развития туризма Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.
В соответствии с поставленной в работе целью в работе поставлены следующие задачи:
- исследовать состояние туризма в Российской Федерации;
- исследовать особенности развития туризма в регионах России;
- исследовать политику органов власти по развитию туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра;
- исследовать деятельность турфирма «Флай Тур» по реализации туров по России;
- исследовать наиболее распространенные виды туризма в Ханты - Мансийском автономном округе - Югра;
- проанализировать ресурсы территории Ханты - Мансийского автономного округа - Югра для развития туризма;
- определить наиболее перспективные направлений развития туризма Ханты - Мансийского автономного округа - Югра;
- разработать новый туристический маршрут по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югра;
- дать экономическое обоснование маршрута.
Источниками для исследования послужат как официальные данные, опубликованные на страницах официальных сайтов правительства ХМАО - Югры о природных и исторических ресурсах края, так и справочная литература по теме дипломной работы: путеводители и книги о памятниках природы и достопримечательностях края, монографии. Литература по кругу рассматриваемых вопросов очень незначительна.
Целевым потребителем дипломного исследования могут стать туристские фирмы, предлагающие туры по краю, контрагенты, потребители, желающие совершить поездку по ХМАО с целью туризма и отдыха.
Структура работы состоит из введения, трех логически взаимосвязанных глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе исследуется состояние туризма в регионах России.
Во второй главе исследуется деятельность туристический компании ООО «Флай Тур» по реализации туров внутреннего туризма, оценивается состояние туризма и инфраструктуры в Ханты - Мансийском автономном округе - Югра.
В третьей главе оцениваются перспективы развития туризма в Ханты - Мансийском автономном округе - Югра, разрабатывается новый этнографический тур и дается его экономическое обоснование.
Россия, несмотря на высокий туристский потенциал, занимает на сегодняшний день весьма скромное место на мировом туристском рынке.
Но в последние годы туризм, как крупный межотраслевой комплекс интенсивно развивается. Расширяется инфраструктура, активно развивается инвестиционный комплекс, получили развитие новые виды туризма.
Одна из особенностей современного российского туризма — его ориентация преимущественно на выездной туризм. Хотя в последнее время наметились положительные сдвиги в развитии внутреннего туризма и привлечении иностранных гостей. Так в 2012 году число въездных туристов составило 2,134 миллиона, а в 2013 году - 2,336 миллиона человек, что на 9% больше.
По количеству объектов природного наследия, имеющего мировое значение, Россия занимает четвертое место. Лидирует Россия и по числу исторических памятников культуры. Все это привлекает, как иностранных туристов, так и самих россиян. Этот высочайший потенциал еще предстоит развить и успешно использовать для роста благосостояния граждан России.
Наряду со сдерживающими существуют и факторы, способствующие развитию въездного туризма в России. Это высокая покупательная способность иностранных валют; неосвоенные рынки сбыта и широкие сферы приложения капитала, привлекающие компании из-за рубежа; обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород, куда прежде путь иностранцам был закрыт, и др. Они хотя и не могут пока переломить в целом неблагоприятную для страны ситуацию на рынке въездного туризма, но содействуют увеличению числа прибытий и улучшают структуру туристских поездок.
Для успешного развития туризма в России необходим приток инвестиций, как российских, так и зарубежных, в первую очередь на развитие инфраструктуры для формирования сети гостиниц туристского класса и, в частности, малых гостиниц, а также мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортные условия проживания при невысоких ценах.
По экспертным оценкам, территория России по уровню состояния материальной базы туризма может быть распределена на регионы с высоким уровнем, со средним уровнем и с низким уровнем развития материальной базы туризма.
Развитию туризма в регионах способствует образование особых экономических зон с развитием туризма.
Во второй главе работы исследована деятельность турпредприятия «Флай Тур», которое работает на туристическом рынке города Екатеринбурга с 1992 года.
Анализ показал, что деятельность компании успешна, финансовое положение устойчиво, наибольшая сумма выручки за 2014 год приходится на культурно-познавательный туризм, лечебно- оздоровительный, пляжный отдых, Анализ структуры объема реализации показывает, что наибольшее увеличение продаж туров в 2014 году приходится на культурно-познавательные туры - 0,6%, событийный туризм - 0,5% и на экологические туры - 0,4%. Отмечается сокращение в структуре объема реализации туров на спортивные туры - на 1,3% и экзотические - 0,7%.
Компания работает на внутреннем рынке туризма и реализует туры по следующим направлениям: Черноморское побережье; экскурсионные туры по Золотому кольцу, в Москву, Санкт- Петербург, по областям Центральной России. Ассортимент туров не достаточно широкий как по географии, так и по видам туров, так в предложениях отсутствуют экстремальные туры, экзотические, этнографические туры.
Сильными сторонами ООО «Флай Тур» является устойчивое положение и хорошая репутация на рынке, налаженные связи с партнерами, возможность расширения влияния на рынке через повышение активности рекламной деятельности. Слабыми сторонами деятельности являются: наличие проблем внутренней коммуникации; низкая рекламная активность; недостаточно широкий ассортимент туров снижает возможности сбыта.
Для выявления интереса потенциальных туристов к новым турам проведен опрос клиентов ООО «Флай Тур», в опросе приняли участие 77 покупателей. Определяя регион России, в котором респондентам было бы интересно побывать в качестве туриста, 48% выбрали Север России, вторым по большинству ответов стала Камчатка (25%), 13% хотели бы увидеть Урал, 8% желают путешествовать по Дальнему Востоку России, а 6 % выбрали Северный Кавказ. При выборе тура по Северу России, туристы выбрали бы тур с этнографическим туризмом (29%), аграрный туризм (27%), активный туризм (24%).
Среди наиболее распространенных видов туризма в ХМАО - Югре можно выделить: конгрессный и деловой туризм, экологический туризм, этнографический, спортивный и самодеятельный.
Регион привлекательное место для проведения крупных ежегодных всероссийских и международных соревнований.
В регионе хорошо развит спортивный туризм, для чего имеются замечательные природные условия: зимой высокий устойчивый снежный покров, отличный рельеф, холмы, долины и хорошо налаженная инфраструктура способствуют тому, что в регионе развиваются и приобретают все больше поклонников экстремальные и нетрадиционные виды спорта: горные лыжи, кайтинг, сноуборд. В регионе функционируют 2 горнолыжных комплекса «Хвойный Урман» и «Кедровый».
Округ предлагает этнографический и этнический туризм. Уникальная природа, самобытная культура и быт обских угров издавна влекли сюда путешественников и исследователей.
В округе функционирует сеть интереснейших этнографических музейных комплексов, находится более 4000 памятников истории и культуры.
Эксклюзивными направлениями в туризме в регионе являются рыболовный и охотничий.
На территории Югры действую круизные, водные и речные маршруты по рекам Оби и Иртыша.
ХМАО - Югра обладает хорошей базой для развития этнографического и этнического туризма. Для знакомства с экзотической и уникальной культурой коренных обско-угорских народов: ханты и манси, ненцев и селькупов. Интерес представляет древняя культура ханты и манси, с которой можно познакомиться не только при непосредственном общении с ее носителями в национальных поселках и стойбищах.
Анализ инфраструктуры туризма региона позволяет констатировать, что у региона есть хорошие возможности для развития туризма. При этом важным аспектом выступает поддержка развития туризма на правительственном уровне.
Предлагается новый этнографический тур «Земля ханты и манси».
Тур предназначен для туристов из других регионов России. Длительность тура - 14 дней /13 ночей. Проживание туристов предусмотрено в г. Ханты-Мансийск и Нижневартовск, а также в парке «Сибирские Увалы» в гостиницах 3* в комфортабельных 2-х местных номерах. Также предусмотрено проживание в стойбище в юртах.
Экономическое обоснование стоимости тура, показало, что тур «Земля ханты и манси» на 14 дней на 1 участника составит 38734 руб., в стоимость входит транспортное обслуживание на маршруте, трех разовое питание, экскурсионное обслуживание.
Поставленные в работе задачи решены. Цель работы достигнута.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. 03.05.2012) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // электронный документ ИПС КонсультантПлюс.
2. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // электронный документ ИПС КонсультантПлюс
3. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» // электронный документ ИПС КонсультантПлюс.
4. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об утверждении долгосрочной программы «Развитие туризма в Ханты- Мансийском автономном округе -Югре на 2013-2015 гг.», принят Думой ХМАО-Югра 20.09.2012 //http://www.admhmao.ru
5. Концепция развития внутреннего и въездного туризма вХанты- Мансийском автономном округе - Югре утвержденной постановлением Правительства от 01.06.2012г. № 195-п// http://www.admhmao.ru
2. Литература
6. Госкомстат «Туризм в цифрах 2012г», М, 2012 г.
7. Гречаная В.Т. Сибирские Увалы// Заповедные острова, №7-2011.
8. Даринский А.В. Туристические районы Российской Федерации и Ближнего зарубежья, СПб, СПбГУ, 2011.
9. Истомина Э.Г., Гришунькина М.Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России. М: РГГУ, 2012.
10. Краеведческая книга 2006 Вып. 7/Департамент культуры и искусства Ханты-Манс. авт. окр. - Югры, [сост. Г. Я. Фетисова ; ред. О. А. Хасанова]. - Екатеринбург: Баско, 2010.
11. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма. М: Кнорус, 2011.
12. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник./ Под ред. Квартальнова В.А. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 288 с.: ил.
13. Овчаров А.О. Туристический комплекс России. Тенденции, риски, перспективы. М:Инфра-М, 2011.
14. Рындач М.А. Основы туризма. Учебное пособие. М: Дашков и К,
2012.
15. Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства. Уч. пособие. М: Кронус, 2010.
16. Семахина Е.Ю. Нижневартовский район на рубеже тысячелетий //От Ваха до Агана: Эколого-краеведческий альманах. Тюмень, 2011.
17. Словцов П. А. История Сибири. От Ермака до Екатерины II. ХМАО: Аста: 2010.
18. Строгов М. Югра. Путеводитель. М: ЛеПтиФюте, 2011.
19. Темный Ю.В., Темная Л.Р. Экономика туризма: учебник / Ю.В. Темный, Л.Р. Темная. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА - М, 2010. - 448 с.: ил.
20. Туризм в цифрах, 2011. М: ИИЦ Статистика России., 2011.
21. Феномен туризма: избр. соч: Миссия и функции туризма. Этнологические начала путешествий. Профессиональное туристское образование. Образование и карьера в туризме / И.В. Зорин; Российская международная академия туризма. - М.: Наука, 2005. - 552 с.
22. Юдин А.В. Сибирь. М: Вокруг света, 2010.
3. Периодическая печать
23. Андреева А. Северный турпродукт всему миру// Тюменские известия от 20.07.2012.
24. Мальцева Л. Ойл туры для путешественников// Турбизнес № 11 от
25.11.2011.
25. Поспелов П. Югра - территория туризма// Независимая газета
21.11.2012.
26. Материалы пресс-конференции председателя Комитета по туризму Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Валерия Леонидовича Беспояско// Югорское время, 15.10.2009.
4. Интернет-источники
27. Въезд иностранных туристов в Россию по итогам 2011года//http://tourest.ru/publ/statistika_turizma_2011.
28. В Нефтеюганске обсудят перспективы речного туризма// http: //www.tour-info .ru/
29. Данные официального сайта Федеральной службы
государственной статистики http://www.gks.ru
30. Данные официального сайта Правительства ХМАО - Югры http: //www.admhmao .ru/
31. Итоги социально-экономического развития Нижневартовского района в 2008 году // www.nvraion.ru
32. Краеведческая книга 2006 : библиогр. указ.лит. о Ханты-Манс. авт.окр. - Югре. Вып. 7/Департамент культуры и искусства Ханты-Манс. авт. окр. - Югры, Учреждение Ханты-Манс. авт. окр. «Гос. б-ка Югры»; [сост. Г. Я. Фетисова; ред. О. А. Хасанова]. - Екатеринбург: Баско, 2008.
33. Материалы пресс-конференции председателя Комитета по туризму Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Валерия Леонидовича Беспояско// // http: //www.admhmao .ru
34. Материалы официального сайта Нижневартовского района www.nvraion.ru
35. Мальцева Л. Ойл туры для путешественников // Тюменские известия №91 от 25.05.2009
36. Материалы официального сайта Нижневартовского района www.nvraion.ru
37. Туристическая деятельность в Югре получила налоговую льготу// www/ugrainform. ru