ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ИНВЕСТИЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА 6
1.1. Содержание понятия «инвестиций», типы инвестиций 6
1.2. Понятие и особенности функционирования инновационной экономики .... 12
1.3. О механизме влияния инвестиций на становление и развитие
национальной региональной инновационной системы 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 29
2.1. Инвестиционный потенциал РТ как фактор формирования
инновационной экономики 29
2.2. Состояние инновационной инфраструктуры 44
2.3. Уровень инновационного развития республики 53
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ 72
3.1. Тенденции в совершенствовании структуры инвестиций 72
3.2. Внедрение стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного
климата 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В условиях глобализации национальное экономическое развитие зависит от способности эффективно использовать не только традиционные, но и, особенно, интернационализированные ресурсы и факторы производства постиндустриального общества. Это, в свою очередь, обеспечивается в условиях реализации моделей открытой экономики, адаптированных к внутренним особенностям и внешней эволюционирующей среды. Инвестирование играет при этом ведущую роль, формируя каналы передачи финансовых и материальных ресурсов, научно-технологических и организационно-экономических инноваций на новейшей информационной основе.
Современные инвестиции характеризуются разной институциональной природой, видами и формами, методами и инструментами регулирования на национальном, международном и наднациональном уровнях, многоплановыми мотивациями инвесторов и реципиентов. На микроуровне принципиальное значение имеют стратегические корпоративные интересы: привлекательность инвестиционных форм выхода на зарубежные рынки по сравнению с экспортом продукции и услуг, эффекты международной инвестиционной диверсификации и синергизма. На макроуровне принимающим странам с недостаточно развитым инвестиционным рынком важно обеспечить оптимальное, учитывая стратегические национальные интересы, соотношение объемов внутреннего и внешнего (иностранного) инвестирования, ориентировать частный и государственный иностранный капиталы на реализацию четко определенных приоритетов экономического развития.
Инновационное развитие Республики Татарстан сегодня выступает в качестве одного из главных условий формирования конкурентоспособной стратегической перспективы страны. В современных условиях инновационная деятельность становится решающим условием усиления конкурентоспособности экономики. Инновации оцениваются по технологическим параметрам и обусловливают позицию предприятия на рынке. Но реализация мероприятий, направленных на внедрение инноваций, требует значительных расходов.
Инновационная деятельность всегда находилась в центре внимания экономической мысли. Вопросы об инновациях являются очень актуальными в современной экономике, поскольку любое предприятие формируется и развивается на основе финансирования и инвестиций, а инновационная деятельность определяет условия экономического развития.
Проблематике инновационной деятельности уделяют большое внимание и зарубежными, и отечественными учеными. На сегодняшний день существует значительное количество работ, посвященных разным аспектам управления такой деятельностью. В их числе работы таких ученых как О. Амоша, И. Ансофф, И. Бланк, А. Гальчинский, А. Голубенко, В. Ковалев, Д. Норкотт, Т. Овчаренко, А. Пригожин, Т. Райс, П. Рогожин, Н. Рудь, И. Румянцева, О. Савчук, Н. Соломатин, Й. Шумпетер и других, в которых исследуются виды инвестиций и инноваций, финансовые инструменты, методика оценивания инвестиционных проектов, пути стимулирования инновационной деятельности и тому подобное.
Цель выпускной бакалаврской работы - исследование роли инвестиций в формировании инновационной экономики региона (на примере Республики Татарстан), разработка рекомендаций по совершенствованию механизма повышения инновационной активности в рамках системы государственного регулирования инновационной деятельности экономики Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели в данной выпускной работе решаются следующие задачи:
- раскрыть теоретические вопросы роли инвестиций в формировании инновационной экономики региона;
- провести анализ развития инновационной экономики в Республике
Татарстан;
- предложить основные направления совершенствования инвестиционной политики и повышение инновационной активности в экономике республики.
Объект исследования - инновационная экономика региона на примере Республики Татарстан.
Предмет исследования - процесс формирования инновационной экономики региона.
Методы исследования: анализа, синтеза, сравнения, логического обобщения, описательный, расчетный, графический.
Информационная база исследования - законодательные и нормативно - правовые акты по вопросам инновационной деятельности предприятий, энциклопедические издания, монографические исследования и статьи зарубежных и отечественных авторов. Теоретической основой работы стали научные труды отечественных и зарубежных ученых из теорий и методики диагностики финансового состояния, экономического анализа, финансового менеджмента, законодательные акты, нормативные документы, методические материалы и периодические издания.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы. Объем дипломной работы составляет 86 страниц. В работе представлено 18 рисунков и 15 таблиц. Список использованной литературы состоит из 71 источника.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы роли инвестиций в формировании инновационной экономики региона. Вторая глава посвящена анализу развития инновационной экономики в Республике Татарстан. В третей главе даны основные направления совершенствования инвестиционной политики и повышение инновационной активности в экономике республики.
В результате проведённого исследования, можно сделать следующие выводы.
Инновационная инфраструктура с точки зрения возникновения и коммерциализации инноваций развивается в России стремительно. Появляется много инновационных центров и компаний, получающих льготы и поддержку. Развивается практика финансирования инновационных проектов. Повышение конкурентоспособности экономики республики тесно связано со значительными объемами привлекаемых инвестиций. На протяжении последних лет Татарстан стабильно входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов, что обусловлено сочетанием высокого инвестиционного потенциала и низкого инвестиционного риска.
В соответствии с положениями законов Республики Татарстан «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан», «О налоге на имущество организаций» и «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты, предусмотрено снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Республики Татарстан, до 13,5% и снижение налоговой ставки на имущество, вновь созданное или приобретенное организацией для реализации проекта, до 0,1%. Данные льготы субъектам инвестиционной деятельности предоставляются на срок окупаемости проектов, но не могут превышать 7 лет, а в отрасли машиностроения налоговые льготы могут предоставляться на срок до 13 лет с момента начала инвестиций.
По предварительной оценке, реализация проектов с предоставлением налоговых льгот позволила обеспечить: привлечение инвестиций в размере 412,2 млрд. рублей (в том числе за 2014 год - порядка 24,2 млрд. рублей); поступление денежных средств в бюджет Республики Татарстан на общую сумму порядка 11,6 млрд. рублей (в том числе за 2014 год - 1,3 млрд. рублей); создание 14333 новых рабочих мест (в том числе в 2014 году - порядка 1520 мест).
Основной целью региональной инновационной политики Республики Татарстан является создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности местной продукции, эффективное использование научно-технических результатов и решение задач социальноэкономического развития.
В Республике Татарстан реализуется комплекс мер законодательного и организационного характера по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования и активизации инвестиционной и инновационной деятельности.
Показано, что приоритетными направлениями инновационного развития экономики Республики Татарстан являются отказ от сырьевой модели воспроизводства и формирование высокотехнологичной экономической системы с высоким интеллектуальным потенциалом, обеспечивающей производство новейших технологий и инновационных продуктов. Для реализации указанных направлений необходимо:
-повышение эффективности производства, транспортировки и использования энергии, энерго- и ресурсоэффективности экономической системы, а также разработки и внедрения принципиально новых видов и источников энергии, в том числе альтернативных;
-модернизация и диверсификация нефтехимического комплекса, существенное расширение номенклатуры производимой
высокотехнологичной продукции;
-модернизация и развитие машиностроительного комплекса, формирование современного автомобильного кластера, обеспечивающего производство высокотехнологичных видов машин и оборудования и пр.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
3. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
4. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 N 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования»
5. Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2015 г., № 165-р.
6. Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2015 - 2013 годы: утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 января 2015 г., № 38.
Статистические материалы
7. Федеральная служба государственной статистики. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный (дата обращения 13.03.2016)
8. Мониторинг реализации региональных программ,
предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряжённости на рынке труда. - М.: Федеральная служба статистики, 2010. - 19 с.
9. Россия в цифрах: Стат. сб. - М.: Федеральная служба
государственной статистики, 2010. - 340 с.
10. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб. [Текст] / Росстат. - М., 2013. - 717 с.
11. Россия и страны мира. 2012.: Стат.сб. [Текст] / Росстат. - M., 2012. - 380 с.
12. Индикаторы инновационной деятельности: 2012. Статистический сборник ВШЭ / электронный ресурс: http://www.hse.ru/primarydata/.
13. Регионы России. Социально-экономические показатели: 2015. М., 2016.
Монографии и научные статьи
14. Батин Б. А. Анализ чувствительности оценок рисков инвестиционных проектов промышленного предприятия методами эконометрического моделирования // Вестник НИИ развития профессионального образования. Сер. «Экономика и управление». М.: ИИЦ НИИРПО. 2012. - Вып. 2. С. 101-114.
15. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. // Перевод с англ. Д. Липинский, И. Розмаинский, А. Скоробогатов. - М.: «Альпина Паблишер», 2012. - 1344 с.
16. Покровский А. М. Методологические аспекты моделирования и управления инновационными проектами в условиях неопределенности и риска // Вестник Московского экономического института, 2012. - Вып. 2. - С. 10-28.
17. Павлючук Ю. Н. Эффективное управление инновационными проектами / Ю. Н. Павлючук, А. А. Козлов // Менеджмент в России и за рубежом, 2012. - № 4. - С. 42-46.
18. Русинов Ф., Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов / Ф. Русинов, Н. Минаев // Консультант директора, 2013. - № 23. - С. 20-26.
19. Скляров И.Ю., Склярова Ю.М. Общий успех эффективность реализации государственного инновационного проекта // Креативная экономика, 2014. - № 6. - С. 83-86.
20. Ашихин А. Н., Смирнов Ю. Г., Чернуха А. В. Состояние
инновационной политики в зарубежных странах и РФ. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2014. - С. 23.
21. Буртовой М. Ю. Административно-правовое регулирование
инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2011. - С. 32.
22. Васильев С. В. Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности: автореф. дис.... канд. юрид. наук. -М., 2012. - С. 14.
23. Грибанов Д. В. Государственная поддержка инновационной деятельности в современном законодательстве/ Д. В. Грибанов Д. В.// Бизнес, Менеджмент и Право, 2013. - N 1. -С. 18-22.
24. Друева А. А. Государственное стимулирование инновационной деятельности в Российской Федерации // Безопасность бизнеса, 2012. -№ 3. - С.4.
25. Институциональная трансформация экономики: условия
инновационного развития: сборник статей по материалам 3 Международной научной конференции (Новосибирск, 2426 октября 2013 г.) / отв. Ред. Г.П. Литвинцева; ред. Колл. М.В. Хайруллина, Н.В. Бозо, ВВ. Мельников, А.В. Шмаков. - Новосибирск: изд- во НГТУ, 2013. - 800 с.
26. Шеко П. Инновационный хозяйственный механизм / П. Шеко // Проблемы теории и практики управления, 2015. - №2. - С. 72-74.
Учебники и учебные пособия
27. Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций / В.В. Бочаров. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 144 с.
28. Гапоненко А. Л. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / А.Л. Гапоненко, Т. М. Орлова. - М.: Эксмо, 2010. - 400 с.
29. Голиченко О.Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы: уроки для России / О.Г. Голиченко. - М.: Наука,
2011. - 634с.
30. Научная политика: глобальный контекст и российская практика. Гохберг Леонид Маркович - М: ГУ-ВШЭ, 2011. - 310 с.
31. Инновационные приоритеты государства / отв. ред. Дынкин А.А., Иванова Н. И. - М.: Наука, 2012. - 276 с
32. Дежина И.Г. Государственное регулирование науки в России / И.Г. Дежина. - М.: Магистр. 2013. - 430 с.
33. Завлин П.Н. Основы инновационного менеджмента, М.: Юнити- Дана, 2012. - 386 с.
34. Иванова Н.А. Национальные инновационные системы / Н.А. Иванова. - М.: Наука, 2012. - 244 с.
35. Иванов В. А., Шуметов В. Г., Милых Ф. Г. и др. Теория и практика принятия решений в экономике и управлении экспертными методами. М.: МГУДТ, 2013. - 186 с.
36. Иванов Г.И. Инвестиционный менеджмент: Учеб. пособ. - Ростов н/Д: «Феникс», 2011. - 124 с.
37. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, 3-е изд. перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2013. - 335 с.
38. Клейнен Дж. Статистические методы в имитационном моделировании. Вып. 1. М.: Статистика, 2012. - 221 с.
39. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность, Орел: ОРАГС, 2011.
- 210 с.
40. Кульман А. Экономические механизмы: пер. с фр.; общ. ред. Н.И. Хрусталевой / А. Кульман. - М.: Прогресс: Универс, 2011. - 192 с.
41. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент, М.: МГУДТ, 2012.
- 265 с.
42. Минниханов Р.Н., Алексеев В.В., Файзрахманов Д.И., Сагдиев М.А. Инновационный менеджмент, М.: МГУДТ, 2013. - 213 с.
43. Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городков А.Г. Инновационный менеджмент, Орел: ОРАГС, 2013. - 417 с.
44. Осипов Ю. М. Хозяйственный механизм государственно-монополистического капитализма / Ю. М. Осипов. - М.: Изд-во МГУ, 2012. - 400 с.
45. Риск-менеджмент инвестиционного проекта: Учебник / Под ред. М. В. Грачевой и А. Б. Секерина. М.: Юнити-Дана, 2011. - 544 с.
46. Сергеев И.В. Организация и финансирование инвестиций / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, В. В. Яновский. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 400 с.
47. Сергеев В. А., Кипчарская Е. В., Подымало Д. К. Основы инновационного проектирования: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 246 с.
48. Степаненко Д.М. Классификация инноваций. Орел: ОРАГС, 2014. - 277 с.
49. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент, М.: МГУДТ,
2012. - 315 с.
50. Шайтан Б.И. Инновации в АПК, М.: МГУДТ, 2012. - 207 с.
51. Шуметов В. Г. Управление инновационным процессом в хозяйственной системе на основе современных информационных технологий / Под общ. ред. А. Ю. Егорова. М.: Палеотип, 2014. - 286 с.
52. Шуметов В. Г., Секерин А. Б., Гудов В. А. Инновационный менеджмент на основе экспертных знаний. Орел: ОРАГС, 2013. - 366 с.
Электронные материалы
53. Приоритетные направления развития науки, технологий и
техники и перечень критических технологий Российской Федерации. Единое пространство инноваций. - Режим доступа:
http: //mrgr.org/docs/detail .php?ID=464.
54. Государственная программа Российской Федерации
«Экономическое развитие и инновационная экономика». - Режим доступа: http://www.gosprogrammy.gov.ru/Main/ ClientBin/Passports/15 .pdf.
55. Технологические платформы. Единое пространство инноваций. - Режим доступа: http://mrgr.org/tp/.
56. Межуева Т. Налоговые льготы для инновационных фирм [Электронный ресурс] / Т. Межуева. - Режим доступа: http:// rosbuh.r u/?page=article&item=3018.
57. Товарная структура импорта Российской Федерации (в
фактически действовавших ценах) / Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа: http://www.
gks.ru/bgd/regl/b12_13/IssWWW.exe/Stg/d6/26-11 .htm.
58. Наука и инновации / Федеральная служба государственной
статистики - Режим доступа: http://www.gks.ru/ wps/wcm/
connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/science_ and_ innovations/science/#.
59. Исследование Всемирного банка: Ведение бизнеса в 2014 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. - Режим доступа: http: //gtmarket.ru/news/ 2013/10/29/6340.
60. High-technology exports (current US$) / Всемирный банк - Режим доступа: http:// data. worldbank.org/indicator/ TX.VAL. TECH. CD/ countries.
61. High-technology exports (% of manufactured exports) / Всемирный
банк - Режим доступа: http://data.worldbank.org/
indicator/TX.VAL.TECH.MF.ZS/countries?displa y=default.
62. Единая межведомственная информационно-статистическая система Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации / электронный ресурс: http://www.fedstat.ru/about.do.
63. Салимов Л. Н. Инвестиционные механизмы: Сущность,
компоненты и классификация / Л. Н. Салимов // Вестник ТИСБИ. - Вып. 3,
2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://access.isuvuz.ru/science/ vestnik/2003/ issue3/ econom6.html
64. Национальные счета / Федеральная служба государственной
статистики. - Режим доступа: http: //www.gks.ru/wps/wcm/connect/
rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#.
65. Hurwicz L. Economic Design, adjustment processes, mechanisms, and institutions / L.Hurwicz // Economic Design, 2011. - Vol. 1. - P. 1-14.
66. Maskin E. Nash equilibrium and welfare optimality / E.Maskin // Review of Economic Studies, 2010. - Vol. 66, No 1. - Р. 23-38.
67. Myerson R. Justice, institutions, and multiple equilibria / R. Myerson // Chicago Journal of International Law, 2014. - Vol. 5. - P. 91-107.
68. Myerson R., Satterthwaite M. Efficient mechanisms for bilateral trading / R. Myerson // Journal of Economic Theory, 2011. - Vol. 29. - P. 265-281.
69. The Global Innovation Index 2013. The local dynamics of Innovation.
[Электронный ресурс] / INSEAD, WIPO, Johnson Cornell University. 393 с. - Режим доступа: http:// www.globalinnovationindex.org/userfiles/file/repo
rtpdfZGII-2013.pdf.
70. Research and development expenditure / Всемирный банк - Режим
доступа: http://data.worldbank.org/indicator/GB.XPD.RSD V .GD .Z S/ countries?page=1&order=wbapi_data_ value_2009%20wbapi_
data_value%20wbapi_ data_value-first&sort=asc.
71. GDP / Всемирный банк - Режим доступа: http://data.worldbank.org/ indicator /NY .GDP.MKTP.CD/ countries?display=default.