Введение 4-15
ГЛАВА I. КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Специфика культурной идентификации как результата социального воспитания учащихся 16-44
1.2. Особенности культурной идентификации учащихся в процессе социального воспитания 45-66
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ УЧАЩИХСЯ } КЛАССА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ 123
2.1. Предпосылки культурной идентификации школьников в процессе углубленного изучения обществоведческих предметов
2.2. Модель социального воспитания в классе с углубленным изучением обществоведческих предметов 119
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ УЧАЩИХСЯ 193 КЛАССА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ
3.1. Характеристика педагогических условий культурной идентификации учащихся класса с углубленным изучением обществоведческих предметов
3.2. Методика социального воспитания в классе с углубленным изучением обществоведческих предметов 169
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 170¬
Актуальность исследования педагогических условий культурной идентификации учащихся класса с углубленным изучением обществоведческих предметов обусловлена рядом обстоятельств.
Специфика современной социокультурной ситуации определяется переходом от индустриального общества XX века к постиндустриальному, ин-формационному обществу XXI века. Стремительное развитие средств сообщения, массмедиа и глобальной сети разрушает информационные барьеры, расширяет контакты представителей различных культур, различных духовных традиций, обладающих специфическими духовно-смысловыми ориентациями. Глобализация процессов культурной жизни, динамичность социальной структуры, снижение роли корпоративных норм и принципов, обычаев, религиозных верований, идеологических установок приводит к разрушению сложившихся механизмов культурной идентификации. В ряде международных документов - докладах Римскому Клубу М.Мессаровича, Э.Пестеля, А.Печчеи [243], документах ООН современная социокультурная ситуация оценивается как состояние универсального кризиса идентичности, распада идентичных культурных смысловых единств, «радикальной неопределенности всех самосвидетельств сознания» в отношении культурных феноменов [272].
Перемены в социокультурной ситуации России, связанные с разрушением идеологии, трансформацией традиционных советских социальных институтов, структур, ценностей обуславливают возникновение культурного разрыва. С одной стороны, распад привычного образа мира влечет за собой массовую дезориентацию, утрату идентичности на индивидуальном и групповом уровнях, на уровне общества в целом. Это приводит к формированию нигилистического отношения к ценностям национальной культуры, росту в обществе крайних националистических настроений, проявляющихся в антикультурных формах. С другой стороны, в российском обществе начинается поиск новых культурных моделей и образцов, призванных восстановить образ мира как целое. Поиск ориентиров идентификации обуславливает необходимость осмысления ценностей и идеалов русской национальной культуры применительно к специфике современной российской действительности.
Наиболее актуальной проблема культурной идентификации становится в раннем юношеском возрасте. Характерные для юности смысложизненные искания и становление структуры ценностных ориентаций обуславливают не только социальную, но и ценностно-смысловую маргинальность этой возрастной категории. Традиционно функции культурной идентификации реализовывали разные институты социализации - семья, общественные организации, религиозные и национальные общины, идеологические группы, субкультурные общности. В условиях противоречивости социально-экономического и культурного развития общества, ценностного и смыслового плюрализма, изменения роли отдельных институтов в социализации человека ведущим фактором, обеспечивающим культурное воспроизводство и поступательное социокультурное развитие, объективно является государственная система воспитания. Процесс культурной идентификации, предполагающий «усвоение национального культурно-исторического опыта, установление подобия между индивидом и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре» (Е.В. Бондаревская) актуализирует проблему реализации воспитательных потенциалов обществоведческих предметов в школе.
Однако анализ массовой практики школьного воспитания и нормативных документов, регламентирующих организацию воспитательной работы в общеобразовательных школах, показывает, что культурная идентификация явно и прямо не определяется как ориентир социального воспитания, однако в качестве идеи присутствует в значительном числе текстов.
Феномен идентификации как ключевая проблема отношений личности и общества исследовался в различных отраслях науки. В философском аспекте проблема идентификации как проблема тождества рассматривалась Г. Гегелем, Б. Спинозой, И. Фихте, Ф. Шеллингом. В отечественной филосо¬фии постановку проблемы идентичности мы находим у Н.А. Бердяева, О.И. Генисаретского, Ф.М. Достоевского, А.Ф. Лосева, Б.Ф. Поршнева, П. Флоренского. Разработкой социальных аспектов идентификации занимались известные западные социологи Р. Баумайстер, П. Бергер, Т. Лукман,
А. Тешфел.
Анализ научной литературы по проблеме изучения педагогических условий культурной идентификации учащихся класса с углубленным изучением обществоведческих предметов, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили придти к следующим выводам.
Анализ научных исследований по проблеме культурной идентификации с позиций философии (Г. Гегель, Б. Спиноза, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Н.А. Бердяев, Э.В. Ильенков, А.Ф. Лосев, Б.Ф. Поршнев, П. Флоренский), социологии (Р. Баумайстер, Ю.Ю. Булычев, П. Бергер, Ч. Кули, Т. Лукман, Дж. Мид, А. Тешфел, В.А. Ядов), культурологии (М. Кастельс, М. Серто,
A. Я. Флиер), психологии (3. Фрейд, Э. Эриксон, И.С. Кона, Л.Б. Шнейдер), педагогики (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, Н.Р. Милютина, М.В. Шакурова) позволяет нам сделать вывод, что культурная идентификация представляет процесс соотнесения индивидом себя с национальным культурным образом, интериоризации ценностей и норм поведения, характерных для этого образа, и их реализации в жизнедеятельности человека.
Изучение проблемы культурной идентификации с позиций гуманитарных наук позволяет сделать вывод, что целевые ориентиры культурной идентификации включают ценности, нормы, правила и формы поведения характерные для национальной культуры могут быть характеризованы такой категорией как национальный культурный образ. Интерпретация Н.А. Бердяева,
B. И. Блинова, С.Н.Булгакова, А.П. Булкина, М.О.Гершензона, Ф.М. Достоевского, В.Н.Дружинина, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.Л. Лотмана, М.С.Кагана, С.В. Оболенской, А.А. Труфанова, С.Л. Франка, Т.В. Чумаковой и других, мы определили ведущие характеристики национального культурного образа. Аксеологическую основу национального культурного образа составляют ценности - духовность, самосовершенствование, всечеловечность (гуманизм), которые определяют важнейшие контексты жизни человека: смысложизненный (поиск предназначения в мире), этический (рассмотрение феноменов реального мира с позиций морального мировоззрения), идеалистический (мечта об идеальном мире и человеке).
1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выраже¬ний. М.: Русские словари, 1999. - 431 с.
2. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Школьное образование в современных социокультурных условиях: Монография/ Под.ред. проф. А.П. Тряпицыной. - СПб.: ПетроПресс, 2005. - 181с.
3. Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и осо¬бенности его общения // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С. 23 - 30.
4. Аристотель. Политика / Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб.пособие для студ. пед. ин-тов/ Сост. и авт. вводных статей А.И. Пискунов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1981. - С. 34-38
5. Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя. Автореф. дисс.... канд. пед. наук. М.2000.
6. Басова А.Н. Этнокультурное образование как фактор формирования основ- национального менталитета школьников: Автореф.дисс.
.. .канд.пед.наук.Кострома, 2002. - 19с. -
7. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе: Посо¬бие для учителя. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОСДООЗ - 352с. ..
8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: [Сб. избр. тр.] / [Примеч.
С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова]. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
9. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского./Достоевский Ф.М. Из¬бранные сочинения/ Редкол.:Г.Беленький, П.Николаев; Сост., вступ.статья, примеч. Н.Якушина. - М.: Худож.лит., 1990. - С.566-572.
Ю.Белова С.В. Диалогическое изучение литературы в старших классах: Как помочь школьнику раскрыть сое «Я». - М.: Логос, 2003. - 212с.
11. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
12. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда. Вехи. Из глубины. М. 1991с. 19
201
13. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: (Философские раздумья о жизненных проблемах). - М.: Знание, 1990. - 62 с.
Н.Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два философских вве¬дения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.
15. Божович ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Про¬свещение, 1968. - 464 с.
16. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии - №4, 1978, - С. 28-36.
17. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры // Ос¬новные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях.- Ростов- на - Дону: РГПИ, 1993. -32с.
18. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентирован¬ного образования // Педагогика. -1997. - №4.- С. 11-17.
19. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография /Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
20. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия/ Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2000. — 225 с.
21. Буслова Е.В. Общественно-просветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета. Дисс. ... канд. пед. наук. Кострома, 2005 - 223с.
22. Бялый Ю. Звезда или смерть российской интеллигенции // Россия XXI. - 1997.-№5-6.-С.4.
23. Вересаев В.В. Пушкин в жизни: Системат. свод подлин. свидетельств со¬временников: Кн.1. — Спб.: Лениздат, 1995. — 431 с.
24. Воспитательная система класса: Методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова. - Псков, 1998. - 122с.
25. Гадамер Г.-Г. Философия и геременевтика // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. -С.7-15.
26. Гартвиг А.Ф. Как я вел занятия по истории в VIII классе женской гимна¬зии // Вестник воспитания. - 1904. - № 5.
202
27. Гессен С.И. Подлинный смысл образовательного странствия/ Педагогиче¬ское наследие русского зарубежья, 20-е годы: Кн.для учителя / Сост.и.авт.вступ. ст. П.В. Алексеев. - М.: Просвещение, 1993. - С. 138-142
28. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под.ред. С.Шехтера и Н.Воскресенской. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. М.: ЗАО «Учительская газета». - 1998. - 198с.
29. Гофман А.Б.. Мода и люди. М.: Наука, 1993. - 160 с.
30. Грачева Л.Ю. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессий юридической сферы: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. М., 2002-20с.
31. Григорьев Д.В. Социокультурное самоопределение подростка. // Педаго¬гика. - 2000. - №7 - С. 42-47.
32. Грот К.Я. Пушкинский Лицей (1811-1817). - М.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1998 - 512с.
33. Гуревич П. С. Философия культуры. Учебник для вузов. Издательство: NOTA BENE, 2000. - 320 с.
34. Данилюк А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования инте¬гральных гуманитарных образовательных пространств: Автореф. дисс. ... доктора пед. наук Ростов-на-Дону, 2001
35. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога (междисциплинар¬ный подход)// Классный руководитель. - 2002. - № 5. - С.97-107
36. Демакова И.Д. С верою в ученика: Особенности воспитательной работы классного руководителя: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвеще-ние, 1989.-207с.
37. Дидро Д. План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства/ Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб.пособие для студ. пед. ин-тов/ Сост. и авт. вводных статей А.И. Пискунов. - 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1981. - С.253-264
38. Дзыгвинский П. И. Запрет как форма социальной идентификации: Авто¬реф. дис.... канд. филос. наук. СПб, 1997. 21 с.
203
39. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 200 с.
40. Евлампиев И.И. Два измерения интерпретации/ Метафизические исследо¬вания. Выпуск 1. Понимание. Альманах Лаборатории Метафизических Ис¬следований при Философском факультете СПбГУ, 1997. С. 138-152.
41. Егоров А.Д. Лицеи России. - М., 1991 -461с.
42. Ещеркина О.А. Организационно-педагогические условия социализации подростков в воспитательном пространстве гимназии: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. Волгоград, 2004. -24с.
43.3аковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские ас¬пекты. Ростов - на - Дону: Издательство Северо-Кавказского научного цен¬тра высшей школы, 1999. - 293 с.
44.3апесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2002. - 456с.
45.Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема// Социологические исследования. -1997.- № 10.- С. 78-87. 46.3лотникова Т.С. Человек - хронотоп - культура. Ярославль: Александр Рутман, 2003. - 172с.
47.3ябрева В.Г. Духовно-нравственное воспитание младшего подростка в процессе обучения гуманитарным дисциплинам. Кострома, 2002 -23 с.
48. Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991. С.369-415.
49. Ильенков Э.В. Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии /Диалектика - теория познания. Историко-философские очерки. - М.:, 1964-С.21-54
50. Инновационные учебные заведения России. Информационно-справочное пособие в помощь руководителям школ. М. 1992
51. Йегер В. Пайдейя: воспитание античного грека. В 2 томах М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шилича», 2001. - 608с.
204
52. Каган М. С. И вновь о сущности человека/ Отчуждение человека в пер¬спективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск l./Под. ред. Б.В. Маркова, Ю.Н. Солонина, В.В. Парцавания. - СПб.: Петрополис, 2001. - С.48-67
53. Каган М. С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996. - 414 с.
54. Караковский В.А. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - № 2. - С. 4-7.
55. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспи¬тание... Воспитание! - М.: Новая школа, 1996. - 156с
56. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогиче¬ских поисках. - М.: Арена, 1994. - 222 с.
57. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Акаде¬мия», 2000. -176 с.
58. Козырев В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического уни- верситета:сущность, модель, проектирование: Монография. - СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - 328 с.
59. Козырева Т.В. Педагогические условия организации социального творче¬ства студентов вуза во внеаудиторной деятельности. Дисс. ... канд.пед.наук. Кострома, 2006. - 211с.
60. Кондорсе Ж.А. Доклад об общей организации народного просвещения/ Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб.пособие для студ. пед. ин-тов/ Сост. и авт. вводных статей А.И. Пискунов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1981. - С. 268-276
61. Кон И.С. В поисках себя. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
62. Кон И.С. Открытие «я». - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
63. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвеще-ние, 1989.-255 с.
64. Кондратенко И.Н. Развитие гражданских качеств учащихся в процессе ре¬лигиеведческих знаний в курсах истории и обществознания. Автореф. дисс.... канд. пед. наук., М.2002. -22с.
205
65. Коннычева Г.Г. Формирование мотивационной готовности к профессио¬нальному самоопределению лицеистов: Автореф. дисс.... канд. пед. наук, Саратов, 2001 21с.
66. Корегина И.И. Динамика развития гуманных взаимоотношений детей и взрослых в воспитательном процессе. Автореф. дисс.... канд. пед. наук. Ко-строма, 2004 - 22с.
67. Кравцов А.О. Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 23. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.358-364
68. Кузнецов А.Г. Понятия и показатели социокультурной идентификации/ Проблемы социальной идентификации: опыт социологического анализа: Сборник статей/ Редкол.: В.И. Кирьянов- Волгоград: Издательство Волго-градского государственного университета, 2002. С.5-18
69. Куприянов Б.В. Основные положения концепции социокультурной ими¬тации в социальном воспитании учащихся / Социокультурная имитация в со¬циальном воспитании учащихся: Сборник статей/ Под. ред. Б.В. Куприянова. -Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул» (ИП Василь¬ев И.В.), 2004.-С. 5-18
70. Куприянов Б.В., Дынина С.А. Современные подходы к определению сущ¬ности категории «педагогические условия» // Вестник КГУ им.
Н.А. Некрасова, 2001. -№2. - С. 101-104.
71. Куприянов Б.В., Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии: Монография / Под ред. И.И. Фришман. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. - 152 с.
72. Кусжанова А.Ж, Иванеков С.П.Методология выбора национально¬региональных стратегий развития образования/ Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 23. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.451-462
73. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М, 1990.-370с.