КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы корпоративной культуры и поведения в организации 8
1.1. Сущностная характеристика корпоративной культуры 8
1.2. Структура и типология корпоративной культуры 15
1.3. Современные методы построения корпоративной культуры в
государственных учреждениях 23
Глава 2. Анализ корпоративной культуры, как системы обеспечения эффективности управления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан 32
2.1. Характеристика Министерства транспорта и дорожного хозяйства
Республики Татарстан 32
2.2. Оценка системы управления персоналом и корпоративной культуры
государственных служащих 41
2.3. Анализ корпоративной культуры и поведения персонала в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства 49
Глава 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан 64
3.1. Основные мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры
в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан 64
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий совершенствованию корпоративной культуры в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан 75
Заключение
Список использованных источников
Глава 1. Теоретические основы корпоративной культуры и поведения в организации 8
1.1. Сущностная характеристика корпоративной культуры 8
1.2. Структура и типология корпоративной культуры 15
1.3. Современные методы построения корпоративной культуры в
государственных учреждениях 23
Глава 2. Анализ корпоративной культуры, как системы обеспечения эффективности управления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан 32
2.1. Характеристика Министерства транспорта и дорожного хозяйства
Республики Татарстан 32
2.2. Оценка системы управления персоналом и корпоративной культуры
государственных служащих 41
2.3. Анализ корпоративной культуры и поведения персонала в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства 49
Глава 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан 64
3.1. Основные мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры
в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан 64
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий совершенствованию корпоративной культуры в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан 75
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы. Социально - экономические и политические превращения в Российской Федерации и реализация функций демократического, правового государства во многом зависят от эффективной работы государственных служащих. Современные общественные процессы вызывали острую потребность в профессионально подготовленных специалистах, которые способны эффективно работать в органах государственной власти и местного самоуправления, разрешать сложные проблемы нынешнего времени. Все это повышает требования до уровня корпоративной культуры государственных служащих, их компетентности и профессионализма. От корпоративной культуры существенным образом зависит эффективность работы государственного служащего в центральных и местных органах исполнительной власти, органах местного самоуправления. Однако, кадровый потенциал государственных служащих не в полной мере отвечает выставленным требованиям. Вызывает обеспокоенность поляризованность государственных служащих по стажу государственной службы и возрасту, у них достаточно низкий образовательно-квалификационный уровень - почти 35 % государственных служащих не имеют полного высшего образования1. Таким образом, возникает противоречие между недостаточным уровнем образования государственных служащих, их привлечением к учебе и уровнем сформированности целостной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих в Российской Федерации. Поэтому одним из приоритетных задач педагогической науки и практики является разработка и обоснование системы последипломного образования государственных служащих, направленного на развитие их корпоративной культуры.
Роль культурного фактора в решении современных проблем управления обществом постоянно растет. Существует несколько объяснений этому феномену. Во-первых, духовно-культурные регуляторы общественной жизни приобретают все большую значимость; во-вторых, все они в подавляющем большинстве становятся системными в совокупности всех взаимодействующих сил в обществе и проникают в деятельность каждого элемента общества, расширяя зону своего влияния; в-третьих, часть интеллектуальной собственности в совокупности общественного продукта непрестанно увеличивается. В развитых странах она достигает 50 %2. Это, в свою очередь, повышает ответственность общества за рациональность использования главного ресурса - интеллектуального, частью которого является ресурс управленческий.
Успешность работы любой организации в значительной степени зависит от готовности ее работников придерживаться определенных общих норм и правил поведения, формировать взаимоотношения со своими коллегами на принципах взаимоуважения и толерантности, гордиться принадлежностью к этой организации и к своему профессиональному сообществу. Одним из путей решения этого вопроса ученые считают формирование у каждого работника корпоративной культуры.
Корпоративная культура приобретает особое значение на современном этапе развития страны. Сочетая в себе искусство управления и искусство выполнения, она выступает как показатель этичности деятельности руководителя. При этом характер отношений работников управления, система ценностей, которыми они руководствуются, материально-техническая оснастка управленческих процессов свидетельствует об общей культуре организаций, можно допустить, что корпоративная культура является определенной интегральной характеристикой состояния управления на российских предприятиях.
Вопросы управления являются достаточно актуальными, поскольку практика свидетельствует о недостаточной подготовленности отдельных руководителей к профессиональной корпоративной деятельности, об отсутствии во многих из них необходимой корпоративной культуры. Управление, как деятельность, является той движущей силой, которая направлена на активизацию персонала через создание оптимальных условий для проявления и развития потенциала. Поэтому руководящему составу предприятий крайне важно ориентироваться в разнообразии современных управленческих идей, изучать и применять передовой опыт, организовывать творческую деятельность своих подчиненных. Высокий уровень корпоративной культуры демонстрируют те руководители, которые работают с перспективой, работают креативно, всегда понимают конечную цель и выбирают наиболее рациональные методы ее достижения.
Постановка проблемы исследования. В условиях рыночных превращений на первое место в сфере управления выходят вопросы повышения уровня корпоративной компетентности. Однако решение этих вопросов невозможно без надлежащего уровня корпоративной культуры. Анализ литературы свидетельствует, что исследованию проблемы развития корпоративной культуры специалистов разных уровней уделяется надлежащее внимание так акторы как: Г.А.Балл, Е.О.Донченко, Т.М.Титаренко, А. В.Киричук, Л.М. Гогина, В.Г.Максимов, В.Я.Малиновский, Т.О.Мандебура В.А.Семиченко и другие. Однако проблема дополнительного профессионального образования государственных служащих недостаточно исследована, что в свою очередь негативно отражается на формировании корпоративной культуры государственных служащих, их способности к выполнению своих функционально - служебных обязанностей и полномочий.
Цель исследования - разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры государственных служащих.
Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
- раскрыть сущностную характеристику корпоративной культуры;
- выявить структуру и типологию корпоративной культуры;
- изучить современные методы построения корпоративной культуры;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность организации;
- проанализировать корпоративную культуру и поведение персонала в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства;
- выявить основные мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры;
- дать оценку эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры.
Объект исследования - корпоративная культура государственных служащих Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.
Предмет исследования - формирование корпоративной культуры в системе государственной службы.
Методы исследования: описательный, аналитический, расчетный, сравнение.
Информационная база. В работе были использованы законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, имеющие отношение к теме исследования. Информационной базой служат статистические данные Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.
Практическая значимость. Данное исследование можно применять в органах государственной власти.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Роль культурного фактора в решении современных проблем управления обществом постоянно растет. Существует несколько объяснений этому феномену. Во-первых, духовно-культурные регуляторы общественной жизни приобретают все большую значимость; во-вторых, все они в подавляющем большинстве становятся системными в совокупности всех взаимодействующих сил в обществе и проникают в деятельность каждого элемента общества, расширяя зону своего влияния; в-третьих, часть интеллектуальной собственности в совокупности общественного продукта непрестанно увеличивается. В развитых странах она достигает 50 %2. Это, в свою очередь, повышает ответственность общества за рациональность использования главного ресурса - интеллектуального, частью которого является ресурс управленческий.
Успешность работы любой организации в значительной степени зависит от готовности ее работников придерживаться определенных общих норм и правил поведения, формировать взаимоотношения со своими коллегами на принципах взаимоуважения и толерантности, гордиться принадлежностью к этой организации и к своему профессиональному сообществу. Одним из путей решения этого вопроса ученые считают формирование у каждого работника корпоративной культуры.
Корпоративная культура приобретает особое значение на современном этапе развития страны. Сочетая в себе искусство управления и искусство выполнения, она выступает как показатель этичности деятельности руководителя. При этом характер отношений работников управления, система ценностей, которыми они руководствуются, материально-техническая оснастка управленческих процессов свидетельствует об общей культуре организаций, можно допустить, что корпоративная культура является определенной интегральной характеристикой состояния управления на российских предприятиях.
Вопросы управления являются достаточно актуальными, поскольку практика свидетельствует о недостаточной подготовленности отдельных руководителей к профессиональной корпоративной деятельности, об отсутствии во многих из них необходимой корпоративной культуры. Управление, как деятельность, является той движущей силой, которая направлена на активизацию персонала через создание оптимальных условий для проявления и развития потенциала. Поэтому руководящему составу предприятий крайне важно ориентироваться в разнообразии современных управленческих идей, изучать и применять передовой опыт, организовывать творческую деятельность своих подчиненных. Высокий уровень корпоративной культуры демонстрируют те руководители, которые работают с перспективой, работают креативно, всегда понимают конечную цель и выбирают наиболее рациональные методы ее достижения.
Постановка проблемы исследования. В условиях рыночных превращений на первое место в сфере управления выходят вопросы повышения уровня корпоративной компетентности. Однако решение этих вопросов невозможно без надлежащего уровня корпоративной культуры. Анализ литературы свидетельствует, что исследованию проблемы развития корпоративной культуры специалистов разных уровней уделяется надлежащее внимание так акторы как: Г.А.Балл, Е.О.Донченко, Т.М.Титаренко, А. В.Киричук, Л.М. Гогина, В.Г.Максимов, В.Я.Малиновский, Т.О.Мандебура В.А.Семиченко и другие. Однако проблема дополнительного профессионального образования государственных служащих недостаточно исследована, что в свою очередь негативно отражается на формировании корпоративной культуры государственных служащих, их способности к выполнению своих функционально - служебных обязанностей и полномочий.
Цель исследования - разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры государственных служащих.
Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
- раскрыть сущностную характеристику корпоративной культуры;
- выявить структуру и типологию корпоративной культуры;
- изучить современные методы построения корпоративной культуры;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность организации;
- проанализировать корпоративную культуру и поведение персонала в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства;
- выявить основные мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры;
- дать оценку эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры.
Объект исследования - корпоративная культура государственных служащих Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.
Предмет исследования - формирование корпоративной культуры в системе государственной службы.
Методы исследования: описательный, аналитический, расчетный, сравнение.
Информационная база. В работе были использованы законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, имеющие отношение к теме исследования. Информационной базой служат статистические данные Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.
Практическая значимость. Данное исследование можно применять в органах государственной власти.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Теоретический и практический анализ формирования корпоративной культуры в ходе профессиональной подготовки государственных служащих позволил сделать следующие выводы.
Рассмотрение корпоративной культуры государственного служащего через категорию деятельности - как усвоение им тех ценностных ориентаций, которые позволяют ему реализовать себя и функциональные обязанности и полномочия, свой творческий потенциал, - позволило в центр исследовательского внимания поставить личность самого государственного служащего, учитывая при этом, что личностные способности служащего являются основой его успешной деятельности.
Определение понятия «корпоративная культура» (которое дают ученые), приводит к выводу, что корпоративная культура - это один из важнейших аспектов личной культуры, это комплекс знаний о системе ценностей и целей деятельности организации, путях и средствах достижения ее, правил и норм делового поведения, которые определяют характер, содержание и наиболее эффективные средства, формы и методы труда. Корпоративная культура включает также мудрость руководства и искусство общения, мудрость принятия правильного решения и искусство его выполнения.
Проведенный мониторинг деятельности государственных служащих показал необходимость повышения корпоративной культуры. Предложено совершенствование и внедрение программного комплекса - стажировки государственных служащих на тему: «Формирование корпоративной культуры государственных служащих».
Представленная профессиональная программа стажировки в ВШГМУ КФУ государственных служащих сориентирована на реализацию требований Концепции развития законодательства о государственной службе в РФ.
Содержание стажировки по данной профессиональной программе государственных служащих направлено на обновление и углубление социально-гуманитарных, политических, правовых, экономических, управленческих и специальных профессиональных знаний и умений, включая изучение отечественного и иностранного опыта государственного управления и государственной службы, профессионального опыта, необходимого для лиц, которые занимают должности определенной категории государственных служащих.
В ходе стажировки по программе «Формирование корпоративной культуры государственных служащих» особое значение приобретает формирование соответствующих умений, путем проведения практических, семинарских занятий, «круглых столов», дискуссий, деловых и ролевых игр, тематических встреч, выездных занятий и семинаров-практикумов с рассмотрением конкретных управленческих ситуаций.
Разработанная в процессе исследовательской работы целевая комплексно-квалификационная программа «Формирование корпоративной культуры государственных служащих» в условиях стажировки определяется в таких аспектах:
1. Высокий уровень общих и личностных требований к государственным
служащим: образованность, воспитанность, глубокие знания, общая и
политическая культура, гражданская зрелость, социальная активность, высокие моральные качества.
2. Профессиональная направленность, готовность государственного
служащего к корпоративной деятельности: знание целей, заданий, обязанностей, прав, полномочий, сложностей и сущности корпоративной деятельности.
3. Квалификационные качества: высокая компетентность, деловая инициатива, современное государственное мышление, выдержка и самообладание, непрерывная профессиональная учеба на протяжении всей трудовой деятельности.
4. Профессионализм: совершенствование управленческого мастерства, овладения системой психолого-педагогических знаний и умений, развитие функционально-динамических умений, умственных действий и операций, которые обеспечивают высокую эффективность и качество корпоративной деятельности и развития корпоративной культуры.
Разработанные в процессе работы мониторинг исследования и целевая комплексно - квалификационная программа повышения корпоративной культуры госслужащих в условиях стажировки доказали свою необходимость и целесообразность.
На основе анализа практики организации стажировок федеральных государственных служащих в ВШГМУ КФУ можно сделать следующие выводы: база организации стажировок государственных служащих ограничивается методическими рекомендациями, разрабатываемыми самостоятельно ВШГМУ КФУ.
Активизация стажировок государственных служащих в настоящее время связано с развитием сотрудничества и проведением ознакомительных стажировок.
Таким образом, государство должно иметь серьезные рычаги влияния на формирование корпоративной культуры государственных органов, в первую очередь с помощью воспитания культуры управления у населения и профессиональной культуры представителей власти. Рычаги эти зависят от многих факторов, в частности от моделей собственных отечественных и заимствованных из общечеловеческих ценностей. Имеет значение, какая модель берется за основу и как ее модифицируют с национальными ценностями в Российской Федерации.
Рассмотрение корпоративной культуры государственного служащего через категорию деятельности - как усвоение им тех ценностных ориентаций, которые позволяют ему реализовать себя и функциональные обязанности и полномочия, свой творческий потенциал, - позволило в центр исследовательского внимания поставить личность самого государственного служащего, учитывая при этом, что личностные способности служащего являются основой его успешной деятельности.
Определение понятия «корпоративная культура» (которое дают ученые), приводит к выводу, что корпоративная культура - это один из важнейших аспектов личной культуры, это комплекс знаний о системе ценностей и целей деятельности организации, путях и средствах достижения ее, правил и норм делового поведения, которые определяют характер, содержание и наиболее эффективные средства, формы и методы труда. Корпоративная культура включает также мудрость руководства и искусство общения, мудрость принятия правильного решения и искусство его выполнения.
Проведенный мониторинг деятельности государственных служащих показал необходимость повышения корпоративной культуры. Предложено совершенствование и внедрение программного комплекса - стажировки государственных служащих на тему: «Формирование корпоративной культуры государственных служащих».
Представленная профессиональная программа стажировки в ВШГМУ КФУ государственных служащих сориентирована на реализацию требований Концепции развития законодательства о государственной службе в РФ.
Содержание стажировки по данной профессиональной программе государственных служащих направлено на обновление и углубление социально-гуманитарных, политических, правовых, экономических, управленческих и специальных профессиональных знаний и умений, включая изучение отечественного и иностранного опыта государственного управления и государственной службы, профессионального опыта, необходимого для лиц, которые занимают должности определенной категории государственных служащих.
В ходе стажировки по программе «Формирование корпоративной культуры государственных служащих» особое значение приобретает формирование соответствующих умений, путем проведения практических, семинарских занятий, «круглых столов», дискуссий, деловых и ролевых игр, тематических встреч, выездных занятий и семинаров-практикумов с рассмотрением конкретных управленческих ситуаций.
Разработанная в процессе исследовательской работы целевая комплексно-квалификационная программа «Формирование корпоративной культуры государственных служащих» в условиях стажировки определяется в таких аспектах:
1. Высокий уровень общих и личностных требований к государственным
служащим: образованность, воспитанность, глубокие знания, общая и
политическая культура, гражданская зрелость, социальная активность, высокие моральные качества.
2. Профессиональная направленность, готовность государственного
служащего к корпоративной деятельности: знание целей, заданий, обязанностей, прав, полномочий, сложностей и сущности корпоративной деятельности.
3. Квалификационные качества: высокая компетентность, деловая инициатива, современное государственное мышление, выдержка и самообладание, непрерывная профессиональная учеба на протяжении всей трудовой деятельности.
4. Профессионализм: совершенствование управленческого мастерства, овладения системой психолого-педагогических знаний и умений, развитие функционально-динамических умений, умственных действий и операций, которые обеспечивают высокую эффективность и качество корпоративной деятельности и развития корпоративной культуры.
Разработанные в процессе работы мониторинг исследования и целевая комплексно - квалификационная программа повышения корпоративной культуры госслужащих в условиях стажировки доказали свою необходимость и целесообразность.
На основе анализа практики организации стажировок федеральных государственных служащих в ВШГМУ КФУ можно сделать следующие выводы: база организации стажировок государственных служащих ограничивается методическими рекомендациями, разрабатываемыми самостоятельно ВШГМУ КФУ.
Активизация стажировок государственных служащих в настоящее время связано с развитием сотрудничества и проведением ознакомительных стажировок.
Таким образом, государство должно иметь серьезные рычаги влияния на формирование корпоративной культуры государственных органов, в первую очередь с помощью воспитания культуры управления у населения и профессиональной культуры представителей власти. Рычаги эти зависят от многих факторов, в частности от моделей собственных отечественных и заимствованных из общечеловеческих ценностей. Имеет значение, какая модель берется за основу и как ее модифицируют с национальными ценностями в Российской Федерации.
Подобные работы
- Корпоративная культура в управлении персоналом организации
Бакалаврская работа, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Корпоративная культура и поведение в организации
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - Формирование корпоративной культуры в ДОО
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Анализ и совершенствование корпоративной культуры организации (на примере ИСГТ ТПУ)
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Анализ корпоративной культуры американских консалтинговых компаний
Магистерская диссертация, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Управление корпоративной культурой (Управление, Омский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2019



