ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Формирование опыта конструктивного взаимодействия у курсантов военного вуза в трудных ситуациях жизнедеятельности как психолого-педагогическая проблема.
§ 1. Сущность категории «опыт конструктивного взаимодействия» в современной науке.
§2. Психолого-педагогические особенности формирования опыта конструктивного взаимодействия у курсантов в трудных ситуациях жизнедеятельности.
§3. Анализ отечественной педагогической практики формирования опыта конструктивного взаимодействия у курсантов военных вузов в трудных ситуациях жизнедеятельности.
ГЛАВА II Опытно-экспериментальная работа по формированию опыта конструктивного взаимодействия у курсантов военного вуза в трудных ситуациях жизнедеятельности
§ 1. Модель формирования опыта конструктивного взаимодействия у курсантов военного вуза в трудных ситуациях жизнедеятельности §2. Реализация совокупности педагогических условий по формированию опыта конструктивного взаимодействия у курсантов военного вуза в трудных ситуациях жизнедеятельности §3. Результаты опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования проблемы формирования опыта конструктивного взаимодействия у курсантов военного вуза в трудных ситуациях жизнедеятельности обусловлена рядом противоречий.
Проблемы подготовки офицерских кадров, способных продуктивно осуществлять свою профессиональную, педагогическую и общественную деятельность в разнообразных по трудности ситуациях взаимодействия в современных условиях сопряжены не только с совершенствованием их 4 профессионального мастерства, но и с подготовкой их как участников
социального взаимодействия. Необходимость столь пристального внимания к вопросу о формировании опыта конструктивного взаимодействия у курсантов (как будущих офицеров) в трудных ситуациях жизнедеятельности продиктована сегодня, с одной стороны, радикальной реформой, которая идет в Вооруженных Силах Российской Федерации, а с другой - перспективами перехода современной армии на контрактную основу, участием Российских военнослужащих в миротворческих процессах как на территории стран СНГ, так и в миротворческих операциях далеко за ,0 рубежом. Они обусловлены и теми задачами, которые решаются в
антитеррористических операциях в границах Российской Федерации.
Вопросы профессиональной подготовки будущих офицеров давно глубоко и подробно изучаются многими учеными (А.В. Барабанщиков, И.В. Биочинский, В.И. Вдовюк, Т.Н. Вожов, В.Н. Герасимов, П.Н. Городов, С.И. Денисенко, С.П. Желтобрюх, Н.Ф. Ильин, И.А. Липский, Д.П. Познанский,
A. П. Скрипников, Н.Ф. Федосенко, Г.И. Шпак), в то время как рассмотрение деятельности будущего офицера с точки зрения подготовки его к организации и участию в социальном взаимодействии (В.А. Андрощук,
B. А. Белоус, В.И. Веремчук, О.Ю. Тарская, В.А. Щеголев) являются для науки достаточно новыми и потому малоизученными.
3
Проблемы взаимодействия в последнее время активно исследуются в педагогических и психологических науках (Г.М. Андреева, Ю.К. Бабанский, Л.В. Байбородова, Б.П. Битинас, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский,
С.Н. Кондратьева, А.А. Леонтьев, И.Я. Лернер, Х.И. Лийметс, Б.Ф. Ломов,
В.Д. Массный, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Ф. Родионова,
A. С. Самусевич, М.И. Смирнов, С.Е. Хозе). Изучаются разные аспекты взаимодействия: межличностное, социальное, педагогическое, конфликтное, эффективное, конструктивное (изучено в меньшей степени) и другие. Практическое приложение результаты данных исследований чаще всего находят в педагогическом процессе в современной школе (В.М. Басова,
B. А. Караковский, М.М. Рыбакова, И.И. Рыданова). Предметом их изучения являются способы оптимизации взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, воспитанниками в детских одновозрастных и разновозрастных коллективах, педагогами внутри педагогического коллектива. К сожалению, в определенный период данная проблема была вне поля зрения военной педагогики и психологии. Лишь на рубеже XX-XXI веков интерес к изучению педагогических потенциалов военных вузов как площадки формирования опыта эффективного социального взаимодействия в науке стал устойчивым (А.В. Афанасов, А.В. Бондаренко, А.Н. Капустин, И.В. Капустин, А.К. Кротов, А.В. Проворов, О.В. Ченцов, В.В. Чернов). Соответственно, многие аспекты вопроса остаются малоизученными, одним из них, на наш взгляд, является педагогическое управление формированием опыта конструктивного взаимодействия у курсантов военного вуза в трудных ситуациях жизнедеятельности.
Анализ состояния проблемы на практике позволил зафиксировать тот факт, что и руководство военных вузов, офицеры и даже сами курсанты ощущают (в разной степени) необходимость изменений в сфере накопления опыта эффективного социального взаимодействия в трудных ситуациях жизнедеятельности, в том числе и конструктивного, но часто не видят путей реального осуществления осознанной потребности. Кроме этого многие
офицеры подчеркивают потребность в организации для них дополнительной подготовки по педагогическим аспектам управления формированием опыта конструктивного взаимодействия у курсантов в трудных ситуациях жизнедеятельности.
Обобщая все вышесказанное, можно сформулировать ряд противоречий между:
• потребностью общества в офицерах, обладающих опытом конструктивного взаимодействия в трудных ситуациях жизнедеятельности, необходимого для осуществления ими продуктивных, результативных, успешных социально ориентированных контактов, как в военной среде, так и по отношению к гражданскому населению и недостаточной разработанностью в науке подходов к проблеме формирования подобного опыта;
• повышенным вниманием педагогического и психологического поиска к изучению теоретических и прикладных аспектов проблемы повышения эффективности (в том числе конструктивности) взаимодействия участников педагогического процесса (педагога и воспитанника, воспитанника и воспитанника, педагога и педагога) в образовательном учреждении (школе) и явным недостатком исследований, раскрывающих подобные вопросы в отношении участников воспитательного процесса (офицера и курсанта, курсанта и курсанта, офицера и офицера) в военном вузе;
• осознанием руководством военных вузов необходимости формирования опыта конструктивного взаимодействия у курсантов в трудных ситуациях жизнедеятельности и недостаточной подготовленностью их педагогических составов (офицеров и преподавателей) к реализации данного подхода.
Сформулированные противоречия обусловили выбор проблемы нашего исследования: при каких педагогических условиях формирование опыта конструктивного взаимодействия у курсантов военного вуза в трудных ситуациях жизнедеятельности будет успешным?
Объект: процесс формирования опыта конструктивного взаимодействия у курсантов военного вуза в трудных ситуациях жизнедеятельности.
Предмет: педагогические условия формирования опыта конструктивного взаимодействия у курсантов военного вуза в трудных ситуациях жизнедеятельности.
Цель: выявить, обосновать и проверить на практике совокупность педагогических условий, способствующих формированию опыта конструктивного взаимодействия у курсантов военного вуза в трудных ситуациях жизнедеятельности.
В своей основе результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. Проблема формирования опыта конструктивного взаимодействия является одним из актуальных направлений психолого-педагогических исследований. Особую важность она приобретает по отношению к социальному воспитанию в военном вузе, так как, во-первых, будущий офицер должен быть готов к участию во взаимодействии в различных по трудности ситуациях жизнедеятельности; во-вторых, юношеский возраст является сензитивным периодом для формирования различных сторон опыта взаимодействия индивида; в-третьих, погруженность курсантов в относительно автономно существующее пространство военного вуза позволяет создать благоприятные условия для формирования данного вида опыта социального взаимодействия.
2. Конструктивное взаимодействие - это вид социального взаимодействия, характеризующийся, с одной стороны, продуктивностью и результативностью совместной деятельности, а с другой - эмоциональной удовлетворенностью процессом и результатом субъектов взаимодействия. Следовательно, опыт конструктивного взаимодействия курсантов военного вуза в трудных ситуациях жизнедеятельности понимается нами как составная часть опыта социального взаимодействия, позволяющая курсанту осуществлять совместную деятельность в трудных ситуациях жизнедеятельности на основе созидательного сотрудничества, достижения взаимовыгодных договоренностей, ориентируясь не только на собственные цели и интересы, но и на цели и интересы партнера. Опыт конструктивного взаимодействия курсантов может быть сформирован в специально созданных и спонтанно возникающих, разнообразных по содержанию, форме и составу участников трудных ситуаций жизнедеятельности (А.Я. Анцупов). В качестве основных структурных компонентов он включает в себя когнитивный, эмоционально-волевой и операциональный компоненты.
3. В зависимости от степени выраженности структурных компонентов можно выявить три уровня сформированности опыта конструктивного взаимодействия курсантов военного вуза в трудных ситуациях жизнедеятельности: низкий, средний и высокий. При этом неэффективным является изучение нулевого уровня проявления опыта конструктивного взаимодействия, так как определенный жизненный опыт и опыт социального взаимодействия в трудных ситуациях жизнедеятельности (в том числе конструктивный) у курсантов уже сформирован.
4. Процесс формирования опыта конструктивного взаимодействия у курсантов военного вуза представлен нами в виде своеобразной спирали, основу которой составляют последовательно сменяющие друг друга этапы: эмоционального принятия курсантом идеи необходимости формирования собственного опыта конструктивного взаимодействия, вербализации ощущений, переживаний и анализа собственных ограничений, индивидуально-личностного моделирования стратегий и тактик конструктивного взаимодействия, интенсивного самостоятельного взаимодействия в трудных ситуациях жизнедеятельности.
5. Педагогическое управление процессом формирования опыта конструктивного взаимодействия заключается в создании совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективность исследуемого процесса. Это, во-первых, обеспечение насыщенности образцами конструктивного взаимодействия воспитательного пространства военного вуза; во-вторых, проектирование и конструирование трудных ситуаций жизнедеятельности, актуализирующих проявление и способствующих развитию опыта конструктивного взаимодействия курсантов; в-третьих, организация рефлексивного опосредования трудных ситуаций жизнедеятельности и степени проявления курсантом конструктивности взаимодействия в них.
6. Сформированность опыта конструктивного взаимодействия у курсантов военного вуза в трудных ситуациях жизнедеятельности
оценивалась нами на основании комплекса диагностических процедур. Результаты диагностики показали значимость изменений, произошедших в экспериментальных группах, доказав жизнеспособность построенной нами модели.
7. На основании полученных результатов, отраженных в представленных обобщениях, можно определить возможные направления исследования проблемы в будущем: подготовка офицеров к педагогическому управлению формированием опыта конструктивного взаимодействия курсантов; сравнительные исследования формирования опыта конструктивного взаимодействия у офицеров Вооруженных Сил разных государств в трудных ситуациях жизнедеятельности.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 1999.-624с.
2. Абрамова П.А. Профессиональная культура офицеров российской армии в условиях трансформации российского общества (социологический анализ): Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2002. - 21с.
3. Авдеев В.В. Психология решения проблемных ситуаций. -М., 1992. -186с.
4. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990. - 240с.
5. Адамс Д. История концепции культуры мира // Культура мира. Учебное пособие. - М.: Международный институт культуры мира и демократии, ОНН по вопросам образования, науки, культуры (ЮНЕСКО). - 1997. - С.30-36.
6. Александрович П.И. Психологические состояния курсантов и их учет в учебно-воспитательном процессе вуза: Дисс. канд. пед. наук. - М.: ВПА, 1987.- 388с.
7. Амонашвили М. А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: 1966. - 494с.
8. Андреев В.И, Саморазвитие культуры разрешения конфликтов. - М.: Педагогика, 1989.- 125с.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: Изд-во МГУ, 1980. —416 с.
10. Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. М., 1992.-262с.
11. Анцупов А.Я., Федотов В.В. Психология взаимоотношения в воинском коллективе. - М.: ГАВС, 1993.-64с.
12. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 2004. - 591с.
13. Афанасов А.В. Формирование опыта конструктивного решения межличностных конфликтов у курсантов военного вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2002. - 23 с.
144
14. Афонькова В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их , преодоления: Дис...канд.пед.наук. - М.,1975. - 201с.
15. Бабосов Е.М. Конликтология. - Минск,2000. - 464с.
16. Байбородова JI. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. - Ярославль, 1998.-380с.
17. Балаховский А.А. Военно-педагогическое творчество: сущность, содержание и условия оптимизации. Философско-методический анализ. - М.: ВПА, 1988.-160с.
18. Валунов М. С. педагогическое стимулирование лидерства у курсантов
# военно-экономического вуза: Авореф. дисс. ...канд. пед. наук. - Кострома,
2000.-22с.
19. Барсуков И.И. Социальное общение, как фактор повышения эффективности деятельности воинских коллективов. - М.: ВПА, 1980. - 34с.
20. Басова В.М. Воспитательная система школы: проблемы и поиски. - М.: Знание, 1989.-80с.
21. Бахмет В. Я., Марусич В. Н. Модель структуры многоуровневого высшего военного образования // Новые технологии обучения и пути
, повышения эффективности подготовки кадров в условиях реформы
высшей военной школы: Сб. науч. тр. - СПб., 1993. - 333с.
22. Безрукова B.C. Педагогика: Проективная педагогика. - Екатеринбург: Изд-во ЕИПУ, 1996. - 344 с.
23. Белкин А. В. Основы возрастной педагогики. - М., 2000. - 192с.
24. Берн. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб.: Лениздат, 1992. - 400с.
25. Берсенева М. С. Формирование социокультурной компетенции иностранных студентов-филологов на материале православно окрашенных художественных текстов: Зайцев Б. К., Шмелев И.С.:
f'
145
Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: - М.: Гос. ин-т языка им. Пушкина.,
2001.-23с.
26. Биочинский И. В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: Дисс. ...докт. пед. наук, -ь Казань, 1993. - 243с.
27. Биочинский И. В. Педагогические основы подготовки офицера Сухопутных войск (истоико-педагогический анализ). - Казань, 1990. - 63с.
28. Биочинский И. В. Психолого-педагогический анализ деятельности выпускника командного училища в процессе первого года службы в части. - Кубышев., 1986. - 46с.
29. Биочинский И. В. Формирование командных навыков у студентов (на материалах ВУЗов с военной подготовкой): Дисс. ...канд. пед. наук. - М., 1987.-233с.
30. Биочинский И. В. Формирование морально-боевых качеств у курсантов средствами педагогического воздействия. — Куйбышев, 1987. - 24с.
31. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М., 1973.-223с.
32. Бодалев В.В. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982. - 200с.
33. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. -М.: Филимъ, 1996. -472 с.
34. Бойчаева А. X. Подготовка педагога к разрешению конфликтных ситуаций в группе учащихся: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Казань: Рос. акад. образования, ин-т сред. спец. образования, 1993. - 18с.
35. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. - М., 2002. - 383с.
36. Бондарь В. В. Профессиональное становление курсантов военно¬экономического вуза в процессе обучения: Дисс. ...канд. пед. наук. - Ярославль, 1998.- 168с.
37. Бондарь В. Д. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей посредством игры -
драматизации: Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. - М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1992. - 16с.
38. Буева Л.ГТ. Человек: деятельность и общение. -М., 1978. -324 с.
39. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. - М., 1984. - 200с.
40. Введение в гендерные исследования./ Под ред. И.В. Костриковой. - М., 2005.-255с.
41. Вернадский В.И. Размышление натуралиста: В 2-х кн. Кн. 2: Научная мысль как планетарное явление. - М., 1977. -191с.
42. Власенков А.И. Перспективная оценка и ее стимулирующее значение // Советская педагогика. - 1973. - №3. - С. 22 - 29.
43. Волков Б.С. Психология ранней юности. - М., 2001. - 96 с.
44. Волков Н. Т. Личностно ориентированное обучение курсантов высшего военно-учебного заведения: Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. - Ярославль, 2000. - 23с.
45. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / Под. ред. И.Н. Шкадова. - М., 1976. - 624с.
46. Воспитательная система учебного заведения как объект педагогического управления. - В 2-х ч. - Рига, 1989. ч.1 - 192с.: ч.Н - 154с.
47. Воспитательная система учебного заведения. - М., 1992. - 160 с.
48. Воспитательная система школы: проблемы управления: Очерки прагматической теории. / Под. ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой,
Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. - М., 1997. - 112с.
49. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1991. - 320с.
50. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Время взрослых поступков: Диалоги о школьной юности и ее проблемах. - М.: Новая школа, 1993. - 160с.
51. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляды на профессиональную подготовку учителя. - М.: ИЧП «Магистр», 1995. - 111с.
147
52. Гаврилин А. В. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике: Автореф. дисс. ...докт. пед. наук. - М., 1997. - 35с.
53. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. возрастная психология: личность от молодости до старости. - М., 1999. - 272с.
54. Городов П.Н. Педагогические основы воспитания убежденности и морально-боевых качеств у курсантов вузов. - М., 1977. - 194с.
55. Григорьева Т.Г., Линовская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. - Новосибирск - Москва, 1997. - 171 с.
56. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. -Новосибирск: Изд-во Новосиб унив-та; М.: Совершенство,
1997. -198 с.
57. Гришин Д.М., Наумов В.П. Общение в процессе обучения / Научн. ред.
А.Ф.Иванов. -Калуга: КГПИ, 1991.-193 с.
58. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2000. - 464с.
59. Гусейнов А. А. 198 методов насильственных действий // Философские науки. - 1991. - №12. - С.33-40.
60. Гусейнов А. А. Ненасилие и перспективы общества // Философские науки. - 1990. - №11. - С. 83-89.
61. Давыдов В.П., Мороз И.И. Особенности воспитания курсантов различных курсов обучения. - М., 1983. - 94с.
62. Давыдов Г.А. Профессиональная предрасположенность и ее формирование у курсантов военных училищ. - М.: ВПА, 1976,- 176с.
63. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. - Минск, 1996. - 399с.
64. Ерина С.И. Ролевой конфликт в деятельности руководителя первичного производственного коллектива: Дисс...канд.псих.наук. - Л., 1982. -224с.
65. Желтобрюх С. П. Педагогические условия социальной адаптации курсантов в военно-экономических вузах: Дисс. ...канд. пед. наук. - Ярославль, 1996.- 157с.
66. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989. - 208 с.
67. Ильин А.Ф. Влияние личности преподавателя военного училища на курсантов в педагогическом общении: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1991.
- 220 с.