ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Характеристика социально-педагогического сопровождения развития одаренности подростков 13
1.1. Развитие одаренности подростков как социально-педагогическая проблема 13
1.2. Сущность социально-педагогического сопровождения развития одаренности подростков 28
I 1.3. Возможности детского оздоровительного лагеря для развития
одаренности подростков 41
ГЛАВА 2. Организация социально-педагогического сопровождения
развития одаренности подростков в детском оздоровительном
лагере и результаты опытно-экспериментальной работы 52
2.1. Контингент испытуемых, методы и методики исследования 52
2.2. Структура и содержание социально-педагогического сопровождения развития одаренности подростков 60
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 130
Заключение 145
Литература 149
Приложения 163
Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация в России требует решения проблем, связанных, в частности, с новым пони¬манием роли и места человека в обществе, с повышением значения развития его способностей и их реализации. В этих условиях приобретает особое значение взаимодействие всех социальных институтов российского общества в решении этой важной проблемы.
Основное и дополнительное образование призваны осуществлять в единстве полноценное развитие детей и подростков, обеспечивать их само¬определение и самореализацию, стимулировать интеллектуальную и творческую активность, формировать готовность к участию в инновационных процессах. Данная задача, пути ее решения строятся исходя из принципов современного образования, которые отражены в Законе РФ «Об образовании» и Конвенции о правах ребенка. При этом особое внимание уделяется развитию индивида, его умственных и физических способностей, одаренности и таланта.
В современных условиях серьезных качественных изменений системы образования и воспитания и все большего смещения приоритетов в сторону поддержки и развития внутреннего потенциала личности детей и подростков наибольшую актуальность приобретает проблема развития детской и подростковой одаренности. Обозначенная проблема требует поиска таких педагогических условий, которые способствовали бы ее эффективному решению. Существующий социальный заказ государства на развитие одаренных детей и подростков привел к возникновению и действию в стране общероссийского общественного движения «Одаренные дети - Будущее России», а также государственной программы «Дети России».
Педагогическая и психологическая науки всегда уделяли большое вни¬мание развитию одаренности детей и подростков. Современные исследователи, развивая отечественные традиции JI.C. Выготского, C.JI. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др., предложили комплекс разнообразных методик по развитию детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес,
A. М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, В.Д. Шадриков и др.). Они обосновали решение широкого спектра научно-практических задач диагностики, прогнозирования развития интеллектуально-творческого потенциала личности, воспитания и обучения одаренных детей и подростков в образовательном процессе.
В последние годы в этих направлениях проведен ряд исследований. Важную роль в формировании современных педагогических и психологических подходов к решению задачи воспитания и обучения одаренных подростков сыграли исследования в области педагогической психологии (Д.Б. Бо¬гоявленская, Л.А. Венгер, А.А. Вербицкий, К.М. Гуревич, В.Н. Дружинин, И.В. Дубровина, А.М. Матюшкин, B.C. Мухина, В.И. Панов, В.А. Петров¬ский, Н.Н. Поддьяков, Т.А. Ратанова, В.И. Слободчиков, М.А. Холодная,
B. Э. Чудновский, Н.И. Чуприкова и др.) и теории общей педагогики (Ю.З. Гильбух, Н.Е. Мажар, А.И. Савенков, В.Н. Харькин и др.).
Особое значение для разработки современной теории социально-педагогического сопровождения одаренных подростков имеет исследование
В.А. Лазарева, который рассматривает это сопровождение как процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся у старшего школьника способностей и нейтрализации (либо коррекции) факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одаренных школьников, как процесс, который включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи школьнику в решении возникающих проблем различного характера.
Потенциал образовательных учреждений не всегда используется для развития одаренности детей и подростков, в связи с этим возрастает актуальность развития одаренности в детских оздоровительных лагерях в каникулярное время. Исследованию педагогических возможностей временного детского объединения, воспитывающей среды детского лагеря посвящены работы Л.В. Байбородовой, Ю.В. Буракова, А.В. Волохова, А.Г. Кирпичника,
А.Е. Подобина, М.И. Рожкова, Е.П. Рыбинского, А.И. Тимонина, З.А. Ходоровской, И.И. Фришман и многих других авторов.
Однако в работах этих авторов учтены не все возможности для развития одаренности подростков, предоставляемые детскими оздоровительными лагерями (ДОЛ).
Таким образом, актуальность исследования определяется следующими противоречиями:
• между потребностью развития одаренности подростков, с одной стороны, и недооценкой потенциала детских оздоровительных лагерей для развития их одаренности, с другой;
• между реальными возможностями детского оздоровительного лагеря для развития одаренности подростков, с одной стороны, и отсутствием научно-методического обеспечения социально-педагогического сопровождения развития одаренности подростков в детском оздоровительном лагере, с другой стороны;
• между существующими научными разработками в области развития одаренности подростков, с одной стороны, и недостаточным осмыслением условий, при которых социально-педагогическое сопровождение будет способствовать развитию одаренности подростков в детских оздоровительных лагерях, с другой.
Вышесказанные положения обусловили выбор проблемы нашего исследования: при каких условиях социально-педагогическое сопровождение будет способствовать развитию одаренности подростков в детском оздоровительном лагере?
Цель исследования: выявить и обосновать необходимые условия, при которых социально-педагогическое сопровождение будет способствовать развитию одаренности подростков в ДОЛ.
Объект: социально-педагогическое сопровождение развития одаренности подростков в детском оздоровительном лагере.
Предмет: процесс реализации социально-педагогического сопровождения развития одаренности подростков в детском оздоровительном лагере.
Гипотеза исследования: социально-педагогическое сопровождение подростков в детском оздоровительном лагере будет способствовать развитию одаренности при соблюдении следующих педагогических условий:
• организации диагностики одаренности подростков, как основы выстраивания социально-педагогического сопровождения;
• оказании социально-педагогической помощи в адаптации подростков к условиям детского оздоровительного лагеря, которая обеспечивает их органичное вхождение в сообщество детского лагеря;
• организации социально-педагогической помощи в проектировании подростками своего пребывания в детском оздоровительном лагере, обеспечивающей определение траектории развития одаренности подростков в ДОЛ.
В последние годы особое место среди исследований стали занимать проблемы одаренных детей и подростков. Проблема развития одаренности подростков достаточно сложна, и ее разрешение требует поиска таких педагогических средств, которые способствовали бы более выраженному результату. Особенно это актуально сейчас, в момент, когда вся система образования и воспитания претерпевает серьезные качественные изменения, когда совершенствуется и развивается система дополнительного образования детей и подростков.
Педагогическая и психологическая наука всегда уделяли большое внимание развитию одаренности у подростков. Тем не менее, не все рассмотренные вопросы доведены до создания конкретных методик, нет детальных методических рекомендаций по практической реализации теоретических положений.
Под социально-педагогическим сопровождением развития одаренности подростков в детском оздоровительном лагере мы понимаем процесс взаимодействия педагогов с подростком или группой подростков с целью определения траектории и последующего развития одаренности подростков в специально созданных для этого условиях.
В основу социально-педагогического сопровождения развития одаренности подростков нами положена структурно-содержательная модель, включающая в себя этапы социально-педагогического сопровождения.
Социально-педагогическое сопровождение развития одаренности подростков в детском оздоровительном лагере будет способствовать развитию одаренности при следующих условиях:
• организации диагностики одаренности подростков, как основы выстраивания социально-педагогического сопровождения;
• оказании социально-педагогической помощи подросткам в адаптации к условиям детского оздоровительного лагеря, которая обеспечивает органичность их вхождения в сообщество детского лагеря;
• организации социально-педагогической помощи в проектировании подростками своего пребывания в детском оздоровительном лагере, которая обеспечивает определение траектории развития одаренности подростков в ДОЛ;
• формировании эвристической развивающей среды, которая стимулирует реализацию потенциала одаренных подростков.
В экспериментальной работе социально-педагогическое сопровождение развития одаренности подростков включало следующие этапы:
Диагностический этап предполагает исследование психологических особенностей личности одаренных подростков, которое является основой выстраивания социально-педагогического сопровождения.
Организационный этап. На данном этапе организуется помощь в адаптации в детском оздоровительном лагере, в проектировании подростка¬ми своего пребывания в детском лагере. Помощь в адаптации осуществляется благодаря созданию благоприятного психологического климата в отрядах посредством тренинговых игровых занятий, которые проводят педагоги и вожатые и диагностических процедур в отрядах. После каждого занятия ведущим проводится рефлексия.
Помощь в проектировании подростками своего пребывания в лагере предполагает определение индивидуальной траектории развития одаренности каждого подростка. Проектирование, открывает педагогу и подростку возможности для работы с содержанием совместной деятельности, обуславливающие формирование способности выделять, проектировать, анализировать, изменять содержание образования.
Этап формирования развивающей эвристической среды.
1. Абульханова-Славская К.А. Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2000. 114 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
3. Аверин В.Н. Психология детей и подростков. СПб., 1998. 379 с.
4. Аверин И.С., Щебланова Е.И., Перлет К. Адаптация мюнхенских тесто-познавательных способностей для одаренных учащихся // Вопросы психологии. 1991 № 5. С. 152-156.
5. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. 448 с.
6. Азаров Ю.П. О мастерстве воспитателя. М.: Знание, 1974. 64 с.
7. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. М.: Знание, 1979. 42 с.
8. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986. 176 с.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 338 с.
Ю.Анастази А. Психологическое тестирование: кн. 1; пер. с англ. / Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. М.: Педагогика, 1982. 320 с.
11. Анастази А. Психологическое тестирование: кн. 2; пер. с англ. / Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. М.: Педагогика, 1982. 336 с.
12. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Кн. для учителя. М.: Просвеще¬ние, 1987. 143 с.
13. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие. Ярославль: Ака¬демия развития, 2003. 256 с.
14. Басов Н.Ф. Детские объединения в системе социального воспитания //Вестник Костромского гос. пед. ун-та, 1998. № 1. С. 128-129.
15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 234 с.
16. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М., 1991. 176 с.
17. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Уч. пособие для выс¬ших пед. уч. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 192 с.
18. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в иг¬ры... М.: Прогресс, 1988. 400 с.
19. Бердяев Н.А. Самопознание. Л., 398 с.
20. Бернс Р. Развитие "Я" концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1986.420 с.
21. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.400 с.
22. Битянова. М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997. 180 с.
23. Бодал ев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. 260 с.
24. Бодалев А.А. Личность в общении. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
25. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 410 с.
26. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: МГУ, 1998. 188 с.
27. Бодалев А.А. Психология личности. М., 1989. 188 с.
28. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как лично¬сти. Л., 1973. 134 с.
29. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 196 с.
30. Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга// Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 52-57.
31. Бочарова В.Г. Подросток и взрослый: зона доверия // Нар. образова¬ние. 1990. № 9. 17 с.
32. Бурлаков И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр. М.: Класс, 2000. 141 с.
33. Бурменская Г.М., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психоло-гическое консультирование. М., 1990. 340 с.
34. Бэкон Ф. Сочинения. Т.1. М.: Мысль, 1971. 590 с.
35. Бэрон Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2002. 320 с.
36. Волохов А.В. Вариативно-деятельностный подход к социализации личности в условиях детских общественных организаций: Дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1992. 162 с.
37. Вуарен М. Что такое игра? // Культура. 1982. № 4. С. 54-60.
38. Вульфов Б.З. Организатор внеклассной и внешкольной воспита¬тельной работы. М.: Просвещение, 1978. 192 с.
39. Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, управле-ние//Магистр. 1995. № 1. С.71-79.
40. Вульфов Б.З. Рефлексия как феномен внутреннего мира человека // Время и человек в зеркале гуманитарных исследований. Кн. II. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2003. 180 с.
41. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: учимся воспита¬нию. М.: Педагогическое общ-во России, 2001. 192 с.
42. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М., 1996. 240 с.
43. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии / Под ред. Б.З.Вульфова,
В.Н.Харькина. М.: ИЧП «Магистр», 1995. 112 с.
44. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
45. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 468 с.
46. Газман О.С., Матвеева В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. М.: Педагогика, 1982. 96 с.
47. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивили¬зацию XXI века // Новые ценности образования. Выпуск № 6. М.: Инноватор, 1996. С. 23-32.
48. Газман О.С. Воспитание цели, средства, перспективы // Новое педа-гогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. 259 с.
49. Газман О.С. Социально-педагогические аспекты развития (Теория и практика воспитания: коммунарская методика) //Советская педаго¬гика. 1988. № 5. С. 70-75.
50. Гальтон Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия. М.: Мысль, 1996. 269 с.
51. Гаспаров M.JL Каролингское возрождение (VIII-IX вв.) // Памятники средневековой латинской литературы IV-IX вв. М., 1970. 346 с.
52. Гельвеций К.А. Сочинения. Т.2. М.: Мысль, 1974. 688 с.
53. Гильбурх Ю.З. Умственно одаренный ребенок // Психология, диагностика, педагогика. Киев, 1992. 184 с.
54. Гильбурх Ю.З., Гарнец О.Н., Корооко C.JI. Феномен умственной одаренности // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 147-155.
55. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997. 240 с.
56. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и пси¬хологии. М.: Прогресс, 1976. 276 с.
57. Глассер У. Школы без неудачников: пер. с англ. / Под. ред. В .Я. Пи- липовского. М.: Прогресс, 1991. 184 с.
58. Глотова Г.А. Творческая одаренность личности: проблемы и методы исследования: Учебное пособие. Екатеринбург: Урал. гос. ун-т им. А.М.Горького, 1992. 128 с.
59. Гожин В.В. Вариативность и двигательная одаренность в спорте (Теоретические и методологические аспекты): Дис... д-ра пед. наук. Майкоп, 1998. 217 с.
60. ГоловахаЕ.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 208 с.
61. Гостюхин Л.М. Программа РИТС (Развитие интеллекта и творческих способностей) в общеобразовательной школе нового типа. Тольятти, 1993. 167 с.
62. Грановская P.M. Элементы практической психологии. JL, 1984. 392 с.
63. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 160 с.
64. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности. Калинин¬град, 1997. 228 с.
65. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995. 93 с.
66. Гусева Е.П., Левочкина И.А., Сапожников М. Некоторые психоло¬гические и психофизиологические черты математически одаренных подростков // Новые исследования в психологии и возрастной фи¬зиологии. 1989. № 2. С. 23-27.
67. Даль В.И. Токовый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1991. 489 с.
68. Джерри Д. Большой толковый социологический словарь. И.: Вече Act, 1999. Т.2 «П-Я». 570 с.
69. Диагностика способностей и личных черт учащихся в учебной дея-тельности / Под ред. В.Д.Шадрикова. М.: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. 218 с.
70. Диагностические методы работы с одаренными школьниками. Во¬ронеж: Воронежский ОИУУ, 1991. 81с.
71. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Некоторые психологические особен¬ности личности подростка // Советская педагогика. 1965. № 6.
72. Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психо¬логии. М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000. 135 с.
73. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. 224 с.
74. Дружинин В.Н. Психология общих способностей // Методы психо-логической диагностики. М., 1993. Вып.1. С. 32-42.
154
75. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. 208 с.