ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ В ТОРГОВЛЕ И СФЕРЕ УСЛУГ В МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
|
ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ЗАНЯТОСТИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1. Сущность и концепции постиндустриального общества 6
1.2. Сфера услуг как драйвер развития постиндустриальной экономики 24
1.3. Объективные предпосылки и факторы изменения структуры занятости в
современной экономике 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ЗАНЯТОСТИ В ТОРГОВЛЕ
И СФЕРЕ УСЛУГ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 36
2.1. Анализ состояния международной торговли и развития мирового рынка
услуг 36
2.2. Современные тенденции изменения структуры занятости в развитых
странах 47
2.3. Последствия изменения структуры занятости в развитых странах 54
ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ЗАНЯТОСТИ В ТОРГОВЛЕ И СФЕРЕ
УСЛУГ В РОССИИ 58
3.1. Анализ динамики занятости в российской экономике 58
3.2. Оценка последствий изменения структуры занятости для российской
экономики и меры по ее оптимизации 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ЗАНЯТОСТИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1. Сущность и концепции постиндустриального общества 6
1.2. Сфера услуг как драйвер развития постиндустриальной экономики 24
1.3. Объективные предпосылки и факторы изменения структуры занятости в
современной экономике 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ЗАНЯТОСТИ В ТОРГОВЛЕ
И СФЕРЕ УСЛУГ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 36
2.1. Анализ состояния международной торговли и развития мирового рынка
услуг 36
2.2. Современные тенденции изменения структуры занятости в развитых
странах 47
2.3. Последствия изменения структуры занятости в развитых странах 54
ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ЗАНЯТОСТИ В ТОРГОВЛЕ И СФЕРЕ
УСЛУГ В РОССИИ 58
3.1. Анализ динамики занятости в российской экономике 58
3.2. Оценка последствий изменения структуры занятости для российской
экономики и меры по ее оптимизации 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Одна из главных закономерностей общественного развития - опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. Рынок услуг стал одним из наиболее динамично развивающихся рынков, масштабы торговли слугами растут с каждым годом. Рост сферы услуг связан в первую очередь с ростом уровня жизни населения, с возвышением человеческих потребностей, на удовлетворение которых и направлены услуги. Основой роста сферы услуг стал НТП, в услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии и т.п.
Динамичное развитие международной торговли товарами и услугами вызвало серьезные изменения в структуре занятости. Это наглядно проявилось в изменении занятости развитых стран, многие из которых стали специализироваться на экспорте услуг на мировой рынок.
Россия сегодня не относится к группе стран, лидирующих в международной торговле услугами. Она имеет отрицательное сальдо торговли услугами, т.е. выступает преимущественно импортером, а не экспортером услуг. Тем не менее, и в России за последние годы наблюдается изменение структуры занятости в пользу занятости в сфере торговли и услугах.
Изменения в структуре занятости вызывают серьезную трансформацию рынка труда как на мировом, так и на национальном уровне, что нуждается в дальнейшем исследовании и оценке ее социально-экономических последствий.
Степень разработанности проблемы. Изучению современных тенденций развития мирового рынка услуг и его влияния на занятость посвящено значительное число работ как зарубежных, так и отечественных экономистов. Среди них можно выделить - Дж. Джершуни, К. Кларка, И. Майлза, Дж. Гэлбрэйт, Т.Н. Корягиной, В.М. Рутгайзера, В. Фугса, А.Г. Новицкого, В.А. Пронина, Д.И. Правдина.
Однако, несмотря на большое количество научных исследований, посвященных исследованию занятости в сфере услуг, до сих пор не выработана эффективная стратегия поддержания оптимальных пропорций рынка труда.
Многоаспектность и дискуссионность данной проблемы определили выбор темы, постановку цели и задач дипломного исследования, его содержание и структуру.
Цель данной работы - изучить динамику и современные тенденции развития международного рынка услуг, его влияние на изменение структуры занятости, а также выработать комплекс мер, направленных на поддержание оптимальной занятости в российской экономике.
Для реализации данной темы были поставлены следующие задачи:
- изучить объективные предпосылки и факторы формирования современного мирового рынка услуг;
- выявить влияние развития сферы услуг на изменение структуры занятости в развитых странах;
- проанализировать современные тенденции в развитии занятости на примере отдельных стран;
- охарактеризовать развитие рынка услуг в России и ее участие в международной торговли услугами;
- выявить проблемы развития в России отдельных видов услуг;
- изучить последствия изменения структуры занятости для российской экономики;
- предложить комплекс мер, направленных на поддержание оптимальной структуры занятости в российской экономике.
Объектом данной работы является экономические факторы изменения занятости в торговле и сфере услуг.
Предмет исследования - мировая и российская экономика.
Методологической основой дипломной работы послужили такие общенаучные методы как анализ и синтез, единство исторического и логического, индуктивного и дедуктивного, абстрагирование, а также системный анализ, моделирование, индексный метод, графический метод.
Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы Государственной статистики, нормативные документы и законодательные акты РФ и РТ, аналитические отчеты, материалы научно-экономической и периодической печати, отраслевых изданий и бюллетеней, сети Интернет.
Данная работа включает 89 страниц, 10 таблиц, 11 рисунков, 3 приложения, список литературы включает 45 источников.
Динамичное развитие международной торговли товарами и услугами вызвало серьезные изменения в структуре занятости. Это наглядно проявилось в изменении занятости развитых стран, многие из которых стали специализироваться на экспорте услуг на мировой рынок.
Россия сегодня не относится к группе стран, лидирующих в международной торговле услугами. Она имеет отрицательное сальдо торговли услугами, т.е. выступает преимущественно импортером, а не экспортером услуг. Тем не менее, и в России за последние годы наблюдается изменение структуры занятости в пользу занятости в сфере торговли и услугах.
Изменения в структуре занятости вызывают серьезную трансформацию рынка труда как на мировом, так и на национальном уровне, что нуждается в дальнейшем исследовании и оценке ее социально-экономических последствий.
Степень разработанности проблемы. Изучению современных тенденций развития мирового рынка услуг и его влияния на занятость посвящено значительное число работ как зарубежных, так и отечественных экономистов. Среди них можно выделить - Дж. Джершуни, К. Кларка, И. Майлза, Дж. Гэлбрэйт, Т.Н. Корягиной, В.М. Рутгайзера, В. Фугса, А.Г. Новицкого, В.А. Пронина, Д.И. Правдина.
Однако, несмотря на большое количество научных исследований, посвященных исследованию занятости в сфере услуг, до сих пор не выработана эффективная стратегия поддержания оптимальных пропорций рынка труда.
Многоаспектность и дискуссионность данной проблемы определили выбор темы, постановку цели и задач дипломного исследования, его содержание и структуру.
Цель данной работы - изучить динамику и современные тенденции развития международного рынка услуг, его влияние на изменение структуры занятости, а также выработать комплекс мер, направленных на поддержание оптимальной занятости в российской экономике.
Для реализации данной темы были поставлены следующие задачи:
- изучить объективные предпосылки и факторы формирования современного мирового рынка услуг;
- выявить влияние развития сферы услуг на изменение структуры занятости в развитых странах;
- проанализировать современные тенденции в развитии занятости на примере отдельных стран;
- охарактеризовать развитие рынка услуг в России и ее участие в международной торговли услугами;
- выявить проблемы развития в России отдельных видов услуг;
- изучить последствия изменения структуры занятости для российской экономики;
- предложить комплекс мер, направленных на поддержание оптимальной структуры занятости в российской экономике.
Объектом данной работы является экономические факторы изменения занятости в торговле и сфере услуг.
Предмет исследования - мировая и российская экономика.
Методологической основой дипломной работы послужили такие общенаучные методы как анализ и синтез, единство исторического и логического, индуктивного и дедуктивного, абстрагирование, а также системный анализ, моделирование, индексный метод, графический метод.
Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы Государственной статистики, нормативные документы и законодательные акты РФ и РТ, аналитические отчеты, материалы научно-экономической и периодической печати, отраслевых изданий и бюллетеней, сети Интернет.
Данная работа включает 89 страниц, 10 таблиц, 11 рисунков, 3 приложения, список литературы включает 45 источников.
Проведенные в работе исследования и анализ, позволяют сделать выводы:
Объективными предпосылками и факторами формирования современного мирового рынка услуг являются:
a) Развитие научно-технического прогресса, внедрение новых технологий, которое создает необходимые условия для дальнейшего углубления специализации экономики и усиления тенденции к социализации сферы услуг;
b) Долговременный экономический подъем, приведший к росту доходов, что соответственно не могло не вызвать дополнительной потребности в ряде услуг, например, в области туризма;
c) Деиндустриализация развитых стран, и трансформация их национальных хозяйств в так называемые «экономики услуг». Развитие промышленности приводит, во-первых, к высвобождению рабочей силы, которая поглощается сферой услуг и соответственно расширяется, во-вторых, к необходимости «производственных» услуг, дающих возможности продавать товары совместно с услугами. Потеря лидирующих позиций и сравнительных конкурентных преимуществ основными промышленными странами может оказать отрицательное влияние на показатели экономического роста и уровень благосостояния, поэтому и расширяется сфера услуг, дополняющая развитие и обеспечивающая за счет расширения их объема рост ВВП. Это касается прежде всего предоставления производственных услуг, связанных с производством товаров (страхование, финансовые, транспортные услуги);
d) Переквалификация рабочих мест, увеличивающая численность занятых в сфере услуг.
Из анализа сферы услуг в развитых странах следует вывод, о том, что развитие данной сферы значительно повлияло на изменение структуры занятости, а именно:
1. Сформировалась потребность в кадрах, работающих посредством применения знаний;
2. Произошло становление и развитие новой модели занятости:
a) Появились новые информационные технологии;
b) Увеличилась доля занятых в материальном производстве, которое связанно с предоставлением услуг;
c) Сформировались новые виды деятельности, которые целиком или преимущественно базируются на услугах.
Вышеперечисленные тенденции были рассмотрены на примере Великобритании и США, в которых сокращение доли занятых в обрабатывающих промышленностях привело их к быстрой деиндустриализации.
Иными словами, эволюция занятости населения развитых стран мира во второй половине ХХ века показывает общую тенденцию структурного сокращения рабочих мест в индустриальном секторе экономики, однако при этом в обрабатывающей промышленности вместе с сокращением занятости, отмечалось значительное расширение занятости в сфере производственных услуг.
Как было выявлено страны мира находятся на разных стадиях своего развития. Чтобы высокоразвитые страны сосредоточились на постиндустриальной модели развития, необходимо, чтобы другие страны выполняли свою роль в мировой экономике как их индустриальные цеха.
Теперь подытожим развитие сектора услуг применительно к российской экономике. В настоящее время на сектор услуг приходится 64% ВВП и 65% общей численности занятых, что создает некое приближение структуры российской экономики к соответствующей структуре постиндустриальных стран.
Рост доли связан со значительным сокращением производства в сельском хозяйстве и промышленности, а также с ростом услуг, которые связанны с товарно-денежным обращением и финансированием.
На сегодняшний день Россия, имея значительный образовательный и научный потенциал, отстает в промышленной реализации и внедрении технологий и инноваций в жизнь, необходимо увеличить быстроту их внедрения использования на практике.
Были предложены меры по укреплению позиции России в торговле и на мировом рынке услуг.
Также был проведен анализ среднегодовых темпов прироста занятости населения. Исходя из результатов, следует вывод: занятость значительно снижается в обрабатывающих производствах, а также в сельском и лесном хозяйствах, охоте, рыболовстве и рыбоводстве. Хотя при этом самыми динамичными отраслями являются розничная торговля и банковский сектор. Но несмотря на это, в них также прослеживается отставание от развитых стран.
Изменения занятости в пользу сферы услуг делает проблемным переход рынка на индустриальный путь развития. Снижение занятости в промышленности обуславливается снижением престижа труда в сфере производства. России необходимо соблюдать пропорции между сектором услуг и промышленностью. Без радикального повышения эффективности промышленности и производства, а также развитием интеллектуальных, наукоемких услуг, говорить о конкурентоспособной экономике России по меньшей мере преждевременно.
Объективными предпосылками и факторами формирования современного мирового рынка услуг являются:
a) Развитие научно-технического прогресса, внедрение новых технологий, которое создает необходимые условия для дальнейшего углубления специализации экономики и усиления тенденции к социализации сферы услуг;
b) Долговременный экономический подъем, приведший к росту доходов, что соответственно не могло не вызвать дополнительной потребности в ряде услуг, например, в области туризма;
c) Деиндустриализация развитых стран, и трансформация их национальных хозяйств в так называемые «экономики услуг». Развитие промышленности приводит, во-первых, к высвобождению рабочей силы, которая поглощается сферой услуг и соответственно расширяется, во-вторых, к необходимости «производственных» услуг, дающих возможности продавать товары совместно с услугами. Потеря лидирующих позиций и сравнительных конкурентных преимуществ основными промышленными странами может оказать отрицательное влияние на показатели экономического роста и уровень благосостояния, поэтому и расширяется сфера услуг, дополняющая развитие и обеспечивающая за счет расширения их объема рост ВВП. Это касается прежде всего предоставления производственных услуг, связанных с производством товаров (страхование, финансовые, транспортные услуги);
d) Переквалификация рабочих мест, увеличивающая численность занятых в сфере услуг.
Из анализа сферы услуг в развитых странах следует вывод, о том, что развитие данной сферы значительно повлияло на изменение структуры занятости, а именно:
1. Сформировалась потребность в кадрах, работающих посредством применения знаний;
2. Произошло становление и развитие новой модели занятости:
a) Появились новые информационные технологии;
b) Увеличилась доля занятых в материальном производстве, которое связанно с предоставлением услуг;
c) Сформировались новые виды деятельности, которые целиком или преимущественно базируются на услугах.
Вышеперечисленные тенденции были рассмотрены на примере Великобритании и США, в которых сокращение доли занятых в обрабатывающих промышленностях привело их к быстрой деиндустриализации.
Иными словами, эволюция занятости населения развитых стран мира во второй половине ХХ века показывает общую тенденцию структурного сокращения рабочих мест в индустриальном секторе экономики, однако при этом в обрабатывающей промышленности вместе с сокращением занятости, отмечалось значительное расширение занятости в сфере производственных услуг.
Как было выявлено страны мира находятся на разных стадиях своего развития. Чтобы высокоразвитые страны сосредоточились на постиндустриальной модели развития, необходимо, чтобы другие страны выполняли свою роль в мировой экономике как их индустриальные цеха.
Теперь подытожим развитие сектора услуг применительно к российской экономике. В настоящее время на сектор услуг приходится 64% ВВП и 65% общей численности занятых, что создает некое приближение структуры российской экономики к соответствующей структуре постиндустриальных стран.
Рост доли связан со значительным сокращением производства в сельском хозяйстве и промышленности, а также с ростом услуг, которые связанны с товарно-денежным обращением и финансированием.
На сегодняшний день Россия, имея значительный образовательный и научный потенциал, отстает в промышленной реализации и внедрении технологий и инноваций в жизнь, необходимо увеличить быстроту их внедрения использования на практике.
Были предложены меры по укреплению позиции России в торговле и на мировом рынке услуг.
Также был проведен анализ среднегодовых темпов прироста занятости населения. Исходя из результатов, следует вывод: занятость значительно снижается в обрабатывающих производствах, а также в сельском и лесном хозяйствах, охоте, рыболовстве и рыбоводстве. Хотя при этом самыми динамичными отраслями являются розничная торговля и банковский сектор. Но несмотря на это, в них также прослеживается отставание от развитых стран.
Изменения занятости в пользу сферы услуг делает проблемным переход рынка на индустриальный путь развития. Снижение занятости в промышленности обуславливается снижением престижа труда в сфере производства. России необходимо соблюдать пропорции между сектором услуг и промышленностью. Без радикального повышения эффективности промышленности и производства, а также развитием интеллектуальных, наукоемких услуг, говорить о конкурентоспособной экономике России по меньшей мере преждевременно.
Подобные работы
- СФЕРА УСЛУГ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:
МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ НА МИРОВОМ И РОССИЙСКОМ РЫНКАХ
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Моделирование уровня удовлетворенности потребителей в сфере услуг
(на примере ООО «ДИОС»)
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-экономический механизм повышения эффективности ресурсного потенциала
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - Исследование влияния структурных сдвигов потребительского спроса на параметры развития сферы торговли Красноярского края
Магистерская диссертация, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ НА МИРОВОМ И РОССИЙСКОМ РЫНКАХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ КАК ЦЕННОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СФЕРЫ УСЛУГ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ИЗМЕНЕНИЯ ТОРГОВЫХ УСЛОВИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022



