Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ В ТОРГОВЛЕ И СФЕРЕ УСЛУГ В МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Работа №82654

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы90
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
343
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ЗАНЯТОСТИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1. Сущность и концепции постиндустриального общества 6
1.2. Сфера услуг как драйвер развития постиндустриальной экономики 24
1.3. Объективные предпосылки и факторы изменения структуры занятости в
современной экономике 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ЗАНЯТОСТИ В ТОРГОВЛЕ
И СФЕРЕ УСЛУГ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 36
2.1. Анализ состояния международной торговли и развития мирового рынка
услуг 36
2.2. Современные тенденции изменения структуры занятости в развитых
странах 47
2.3. Последствия изменения структуры занятости в развитых странах 54
ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ЗАНЯТОСТИ В ТОРГОВЛЕ И СФЕРЕ
УСЛУГ В РОССИИ 58
3.1. Анализ динамики занятости в российской экономике 58
3.2. Оценка последствий изменения структуры занятости для российской
экономики и меры по ее оптимизации 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность. Одна из главных закономерностей общественного развития - опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. Рынок услуг стал одним из наиболее динамично развивающихся рынков, масштабы торговли слугами растут с каждым годом. Рост сферы услуг связан в первую очередь с ростом уровня жизни населения, с возвышением человеческих потребностей, на удовлетворение которых и направлены услуги. Основой роста сферы услуг стал НТП, в услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии и т.п.
Динамичное развитие международной торговли товарами и услугами вызвало серьезные изменения в структуре занятости. Это наглядно проявилось в изменении занятости развитых стран, многие из которых стали специализироваться на экспорте услуг на мировой рынок.
Россия сегодня не относится к группе стран, лидирующих в международной торговле услугами. Она имеет отрицательное сальдо торговли услугами, т.е. выступает преимущественно импортером, а не экспортером услуг. Тем не менее, и в России за последние годы наблюдается изменение структуры занятости в пользу занятости в сфере торговли и услугах.
Изменения в структуре занятости вызывают серьезную трансформацию рынка труда как на мировом, так и на национальном уровне, что нуждается в дальнейшем исследовании и оценке ее социально-экономических последствий.
Степень разработанности проблемы. Изучению современных тенденций развития мирового рынка услуг и его влияния на занятость посвящено значительное число работ как зарубежных, так и отечественных экономистов. Среди них можно выделить - Дж. Джершуни, К. Кларка, И. Майлза, Дж. Гэлбрэйт, Т.Н. Корягиной, В.М. Рутгайзера, В. Фугса, А.Г. Новицкого, В.А. Пронина, Д.И. Правдина.
Однако, несмотря на большое количество научных исследований, посвященных исследованию занятости в сфере услуг, до сих пор не выработана эффективная стратегия поддержания оптимальных пропорций рынка труда.
Многоаспектность и дискуссионность данной проблемы определили выбор темы, постановку цели и задач дипломного исследования, его содержание и структуру.
Цель данной работы - изучить динамику и современные тенденции развития международного рынка услуг, его влияние на изменение структуры занятости, а также выработать комплекс мер, направленных на поддержание оптимальной занятости в российской экономике.
Для реализации данной темы были поставлены следующие задачи:
- изучить объективные предпосылки и факторы формирования современного мирового рынка услуг;
- выявить влияние развития сферы услуг на изменение структуры занятости в развитых странах;
- проанализировать современные тенденции в развитии занятости на примере отдельных стран;
- охарактеризовать развитие рынка услуг в России и ее участие в международной торговли услугами;
- выявить проблемы развития в России отдельных видов услуг;
- изучить последствия изменения структуры занятости для российской экономики;
- предложить комплекс мер, направленных на поддержание оптимальной структуры занятости в российской экономике.
Объектом данной работы является экономические факторы изменения занятости в торговле и сфере услуг.
Предмет исследования - мировая и российская экономика.
Методологической основой дипломной работы послужили такие общенаучные методы как анализ и синтез, единство исторического и логического, индуктивного и дедуктивного, абстрагирование, а также системный анализ, моделирование, индексный метод, графический метод.
Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы Государственной статистики, нормативные документы и законодательные акты РФ и РТ, аналитические отчеты, материалы научно-экономической и периодической печати, отраслевых изданий и бюллетеней, сети Интернет.
Данная работа включает 89 страниц, 10 таблиц, 11 рисунков, 3 приложения, список литературы включает 45 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенные в работе исследования и анализ, позволяют сделать выводы:
Объективными предпосылками и факторами формирования современного мирового рынка услуг являются:
a) Развитие научно-технического прогресса, внедрение новых технологий, которое создает необходимые условия для дальнейшего углубления специализации экономики и усиления тенденции к социализации сферы услуг;
b) Долговременный экономический подъем, приведший к росту доходов, что соответственно не могло не вызвать дополнительной потребности в ряде услуг, например, в области туризма;
c) Деиндустриализация развитых стран, и трансформация их национальных хозяйств в так называемые «экономики услуг». Развитие промышленности приводит, во-первых, к высвобождению рабочей силы, которая поглощается сферой услуг и соответственно расширяется, во-вторых, к необходимости «производственных» услуг, дающих возможности продавать товары совместно с услугами. Потеря лидирующих позиций и сравнительных конкурентных преимуществ основными промышленными странами может оказать отрицательное влияние на показатели экономического роста и уровень благосостояния, поэтому и расширяется сфера услуг, дополняющая развитие и обеспечивающая за счет расширения их объема рост ВВП. Это касается прежде всего предоставления производственных услуг, связанных с производством товаров (страхование, финансовые, транспортные услуги);
d) Переквалификация рабочих мест, увеличивающая численность занятых в сфере услуг.
Из анализа сферы услуг в развитых странах следует вывод, о том, что развитие данной сферы значительно повлияло на изменение структуры занятости, а именно:
1. Сформировалась потребность в кадрах, работающих посредством применения знаний;
2. Произошло становление и развитие новой модели занятости:
a) Появились новые информационные технологии;
b) Увеличилась доля занятых в материальном производстве, которое связанно с предоставлением услуг;
c) Сформировались новые виды деятельности, которые целиком или преимущественно базируются на услугах.
Вышеперечисленные тенденции были рассмотрены на примере Великобритании и США, в которых сокращение доли занятых в обрабатывающих промышленностях привело их к быстрой деиндустриализации.
Иными словами, эволюция занятости населения развитых стран мира во второй половине ХХ века показывает общую тенденцию структурного сокращения рабочих мест в индустриальном секторе экономики, однако при этом в обрабатывающей промышленности вместе с сокращением занятости, отмечалось значительное расширение занятости в сфере производственных услуг.
Как было выявлено страны мира находятся на разных стадиях своего развития. Чтобы высокоразвитые страны сосредоточились на постиндустриальной модели развития, необходимо, чтобы другие страны выполняли свою роль в мировой экономике как их индустриальные цеха.
Теперь подытожим развитие сектора услуг применительно к российской экономике. В настоящее время на сектор услуг приходится 64% ВВП и 65% общей численности занятых, что создает некое приближение структуры российской экономики к соответствующей структуре постиндустриальных стран.
Рост доли связан со значительным сокращением производства в сельском хозяйстве и промышленности, а также с ростом услуг, которые связанны с товарно-денежным обращением и финансированием.
На сегодняшний день Россия, имея значительный образовательный и научный потенциал, отстает в промышленной реализации и внедрении технологий и инноваций в жизнь, необходимо увеличить быстроту их внедрения использования на практике.
Были предложены меры по укреплению позиции России в торговле и на мировом рынке услуг.
Также был проведен анализ среднегодовых темпов прироста занятости населения. Исходя из результатов, следует вывод: занятость значительно снижается в обрабатывающих производствах, а также в сельском и лесном хозяйствах, охоте, рыболовстве и рыбоводстве. Хотя при этом самыми динамичными отраслями являются розничная торговля и банковский сектор. Но несмотря на это, в них также прослеживается отставание от развитых стран.
Изменения занятости в пользу сферы услуг делает проблемным переход рынка на индустриальный путь развития. Снижение занятости в промышленности обуславливается снижением престижа труда в сфере производства. России необходимо соблюдать пропорции между сектором услуг и промышленностью. Без радикального повышения эффективности промышленности и производства, а также развитием интеллектуальных, наукоемких услуг, говорить о конкурентоспособной экономике России по меньшей мере преждевременно.


1) Конституция РФ - М.: Приор, 2001, ст.37, предусматривающая право на защиту от безработицы.
2) Федеральный закон от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 09.03.2016) "О занятости населения в Российской Федерации"
3) Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
4) Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015)
5) Указ Президента РФ от 28.01.1992 №55 "О некоторых
вопросах торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации с государствами-членами СНГ"
6) Постановление Правительства РФ «О системе профессиональной
подготовки, профессиональной квалификации, переподготовки
высвобождаемых работников и незанятого населения» от 14 мая 1992 г.
Монографии и диссертации
7) Европейский союз и Россия. Статистические сопоставления 1995-2015: Стат. сб./ Росстат - М., ИИЦ "Статистика России", 2015. - 216 с.
8) Международные сопоставления валового внутреннего продукта за 2010 год: Стат. сб./ Росстат. М., 2014. - 237 с.
9) Россия и страны мира. 2014: Стат. сб./ Росстат. - М., 2014. -372 с.
10) Российский статистический ежегодник. 2011: Стат. сб./ Росстат. - М., 2011. - 795 с.
11) Россия в цифрах. 2010: Крат. стат. сб./ Росстат М., 2010. - 558 с.
12) Труд и занятость в России. 2012: Стат. сб./ Росстат. М., 2012. - 623 с.
13) Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия,
1999.
14) Богомолов, О. Т. Мировая экономика в век глобализации: учебник. Москва: Экономика, 2007. - 360 с.
15) Гордеев, В. В. Мировая экономика и проблемы глобализации. - Москва: Высшая школа, 2008. - 406 с.
16) Гурова, И. П. Мировая экономика: учебник. Москва: Омега-Л, 2009. - 391 с.
17) Друкер П. Эпоха разрыва: ориентиры для нашего меняющегося общества. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - 165 с.
18) Зуев В.Н. Глобальное экономическое регулирование: учебник. Москва: Магистр, 2011. - 573 с.
19) Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М.: Academia - Наука, 1998. -640 с.
20) Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа противоречия, перспектива, 2009. - 61 с.
21) Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. проф. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ,
2000. - 270 - 283 с.
22) Кондратьев В. Интеграция нематериальных и вещных элементов современного производства. Услуги в современной экономике. Под ред. Л. Демидовой и В. Кондратьева. М., ИМЭМО, 2012.
23) Краткий словарь современных понятий и терминов. - 3-е изд. дораб. и доп. - М.: Республика, 2000. - 515 с.
24) Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. Часть первая: История философии. Раздел VII: Общество, история и культура. Глава 3. Постиндустриальное общество, 2005.
25) Мингалева Ж.А., Перский Ю.К., Замараев С.А. Структурные преобразования в экономике переходного периода: Учебное пособие/ Под общ. ред. проф. Ю.К. Перского. Пермь, 2006. - 330 с.
26) Нуреев Р.М. Особенности институционального развития, 2011. - 328 - 363 с.
27) Супян В.Б. Экономика США: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 125 с.
Статьи и материалы периодической печати
28) Балаева А., Предводителова М.: Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития. Мировая экономика и международные отношения, 2007. - № 3. - 25 с.
29) Бурменко, Т.Д. Мировой рынок услуг: факторы и особенности развития. Проблемы мировой экономики, 2013. - №6. - 16 с.
30) Кузьмина А. Потенциал рабочей силы и рынок образовательных услуг. Вопросы экономики, 2013. -№1. - 144 - 146 с.
31) Лебедева Л. Россия в мировом сообществе: новые вызовы. Человек и труд, 2011. - № 10. - 43 - 45 с.
32) Сорокина Д.: О стратегии развития России. Вопросы экономики,
2015. - № 8. - 28 - 40 с.
Электронные ресурсы
33) http://www.worldbank.org/eca/russian - Официальный сайт
Всемирного банка
34) http: //www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/SFERA_USLUG.html?Page0,1(дата обращения: 20.04.16). - Латов Ю. Сфера услуг
35) http://www.wto.ru- Официальный сайт Всемирной торговой организации
36) http://www.iep.ru/files/RePEc/gai/ruserr/378Pakhomov.pdf -
Макаров А., Пахомов А. Итоги мировой торговли товарами и услугами в 2014 г.
37) http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/Extemal_Trade_in_Services_2014.pdf.- Статистический сборник. Внешняя торговля Российской Федерации услугами в 2014 году.
38) http://www.cia.gov/cia/publications/factbook - Официальный сайт ЦРУ
39) http://www.vestifinance.ru/articles/51730 - Сфера услуг - лидер по росту рабочих мест в США
40) http://www swissinfo.ch. - Международная организация труда 2015.
41) http://www.gsk.ru - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. Социально-экономическое положение России 2015.
42) http://www.cbr.ru - Central banks, Economic Intelligence Unit, McKinsey Global Institute.
Иностранные источники
43) Kelly K. New Rules for The New Economy. Ten Radical Strategies for a Connected. N.Y., 1998. P.7
44) Daly H. Beyond Grouth. The Economics of Sustainable Development. Boston, 1996. P. 64
45) WTO and UNCTAD Secretariats, Press release, PRESS/739, Geneva, April 14, 2015, p.16 (Appendix Table 5 «Leading Exporters and Importers in world trade in commercial services, 2014»).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ