Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Факторы актуализации и блокирования мотивов участия личности в совместной деятельности

Работа №8265

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы225стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
725
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения факторов актуализации и блокирования мотивов личностного участия в совместной игровой деятельности 16
1.1. Социально-психологический анализ феномена мотивации участия личности в совместной деятельности 16
1.2. Факторы актуализации и блокирования мотивов участия личности в совместной деятельности малой группы 32
1.3. Совместная игровая деятельность и факторы актуализации и блокирования мотивов личностного участия старшеклассников 52
Глава II. Эмпирическое исследование личностного участия старшеклассника в совместной игровой деятельности 78
2.1. Программа и организация эмпирического исследования 78
2.2. Результаты эмпирического исследования факторов актуализации и блокирования мотивов участия личности в совместной игровой деятельности и их интерпретация 104
2.2.1. Взаимовлияние индивидуальных характеристик старшеклассника и мотивации личностного участия в совместной игровой деятельности 105
2.2.2. Мотивационные факторы участия старшеклассников в совместной игровой деятельности, связанные с особенностями социально-ориентирующей игры 117
2.2.3. Социально-психологическая характеристика групп старшеклассников, участвующих в совместной игровой деятельности.. 127
Заключение : 146
Список литературы 155
Приложения 173


Актуальность исследования факторов актуализации и блокирования мотивов участия личности в совместной деятельности связана с групповыми формами решения разнообразных задач, стоящих перед современным обществом. Динамичность развития российской государственности, неизменно влекущая за собой имущественное и социальное расслоение общества, его поляризацию, усложняют формирование ролевого поведения личности в различных видах совместной деятельности. Это повышает интерес к условиям формирования малой группы, эффективно действующей в многоплановой социокультурной ситуации, и к особенностям социального становления личности как участника такой группы.
Анализ работ Л.И. Божович, J1.C. Выготского, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и других исследователей позволяет рассматривать особенности становления процесса участия личности в совместной деятельности, которое происходит в подростковом и юношеском возрастах. Это обусловлено потребностями личности во взаимодействии, в принятии и понимании, самопознании и самоутверждении, поиском своего места в жизни. Поведение в 15-17 лет по самой сути своей является коллективно-групповым (Д.Б. Эльконин, И.С. Кон, 1989), способствуя реализации этих потребностей. Но возникающие у современных старшеклассников трудности в установлении межличностных отношений нередко формируют ситуацию отторжения от совместной жизнедеятельности в целом, то есть выступают препятствием на пути полноценных процессов социализации личности. Высокий темп научно¬технических преобразований, информационная перенасыщенность среды и расширение дистанционных форм общения влекут за собой увеличение числа детей, у которых наблюдаются сужение круга социальных контактов и утрата смыслов жизнедеятельности (Ю.Д. Бабаева, А.Е Войскунский, 2002). Это иногда приводит к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах (С.А.Шапкин, 1999). В силу этого, социально-психологическая характеристика условий и средств, позволяющих помочь ребёнку войти в мир

4
отношений, найти в нем свое место, осуществить осознанный выбор социальной роли и реализовать ее в совместной деятельности, выступает как актуальная теоретико-прикладная задача.
Игровая совместная деятельность предоставляет широкие возможности для проектирования психосоциального развития личности (А.А. Либерман, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин), моделируя основные особенности структуры современного общества. Она выступает не только как способ познания действительности, но и влияет на изменения в межгрупповых отношениях. Включенность старшеклассников в игровую совместную деятельность выступает критерием эффективного развития их коммуникативных способностей, позитивно-конструктивной ценностной ориентации в межличностных взаимоотношениях (Е.А. Салина, 2002; И.И. Фришман, 2001).
Включённость личности в игровую, как и любую другую совместную деятельность, определяется её мотивацией (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин). Определение социально-психологических особенностей мотивационной обусловленности участия личности в групповых процессах приводит к необходимости изучения мотивационных факторов актуализации и блокирования. Освещая состояние проблемы изучения психологии совместной деятельности, А.Л. Журавлев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, Л.И. Уманский,
А.С. Чернышев и другие указывают на то, что этот вопрос в основном развивался в рамках концепций, изучающих межличностные отношения и групповые феномены. Но исследование мотивационной сферы участника игровой совместной деятельности представляет собой самостоятельную проблему, поскольку позволяет определить необходимые условия его вовлечения в деятельность группы. Данное исследование призвано разрешить существующее противоречие между необходимостью в теоретических знаниях о мотивах участия старшеклассника в игровой совместной деятельности и их недостаточной представленностью в научных работах.
Происходящее сегодня активное внедрение социально-ориентирующих игровых технологий в реальную практику работы со старшеклассниками

5
требует освещения социально-психологических условий актуализации и блокирования мотивов участия личности в совместной игровой деятельности. Большинство исследовательских работ посвящено рассмотрению процесса совместной игровой деятельности в дошкольном и младшем школьном возрастах (Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), анализу игрового действия в учебно-познавательной совместной деятельности подростков (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, А.Г. Крицкий). Таким образом, можно констатировать противоречие между разработанностью форм совместной игровой деятельности групп старшеклассников и необходимостью восполнения представлений о мотивационных факторах личностного участия ней.
Все вышеперечисленные обстоятельства и противоречия позволяют сделать вывод об актуальности изучения факторов актуализации и блокирования мотивов участия личности в совместной игровой деятельности (на примере групп старшеклассников) и обусловливают выбор проблемы исследования: какие факторы влияют на актуализацию и блокирование мотивов участия личности в совместной игровой деятельности.
Все вышеперечисленные обстоятельства и противоречия позволяют сделать вывод об актуальности изучения факторов актуализации и блокирования мотивов личностного участия в совместной игровой деятельности на примере групп старшеклассников и обусловливают выбор проблемы исследования: какие факторы влияют на актуализацию и блокирование мотивов участия старшеклассников в совместной игровой деятельности.
Состояние разработки проблемы. Исследованию мотивационной сферы посвящено множество работ отечественных и зарубежных психологов (К.А. Абульханова, Дж. Аткинсон, В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев,
A. Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, К. Мадсен, А. Маслоу,
B. C. Мерлин, П.В. Симонов, Б.А. Сосновский, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, X. Хекхаузен, Г. Холл, П.М. Якобсон и др.). Основой для нашей работы послужили положения теории В.Г. Асеева о зональном строении мотивации; о

содержательно-динамическом характере процесса формирования актуальной и потенциальной зон мотивации (В.Г. Асеев, 1993). Научные исследования мотивации в раннем юношеском возрасте, как правило, ориентированы на изучение сферы учебной деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, B.C. Мухина, Г.А. Цукерман). И.С. Кон, Л.Ф. Обухова,
А.М. Прихожан и другие рассматривают условия формирования мотивации личности в ходе её профессионального самоопределения. При исследовании факторов актуализации и блокирования мотивов участия старшеклассников в совместной деятельности, научного осмысления требует игра как особая форма деятельности, направленная на воссоздание и освоение социального опыта (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) <
Анализ феномена совместной деятельности (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.И. Донцов, А.Л. Журавлёв, В.В.Новиков,
Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, Е.В. Шорохова и другие) и развитие в практике игровых технологий, моделирующих социальные отношения (Н.П. Аникеева, С.И. Кронин, И.И. Фришман) позволяют рассматривать особенности мотивации совместной игровой деятельности в группах старшеклассников.
Теоретическая и практическая значимость выбранной темы исследования, степень её разработанности позволили нам определить цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования - выявить и охарактеризовать социально¬психологические факторы актуализации и блокирования мотивов личностного участия в совместной игровой деятельности.
Объект исследования - процесс личностного участия в совместной деятельности.
Предмет исследования - факторы актуализации и блокирования мотивов участия личности в совместной игровой деятельности (на примере групп старшеклассников). .

Общая гипотеза исследования. Процессы актуализации и блокирования мотивов личностного участия в совместной игровой деятельности обусловлены:
- уровнем проявления личностных характеристик, таких как уровень тревожности, общительности, доминантности, общая заинтересованность, стремление к достижению цели, стремление привлекать к себе внимание;
- особенностями совместной игровой деятельности (организационные условия, типологические характеристики совместной игровой деятельности, её содержание);
- характером взаимоотношений в малой группе и особенностями протекания групповых процессов целеполагания, планирования, регулирования и контроля в ходе совместной игровой деятельности.
Общая гипотеза конкретизировалась в следующих частных гипотезах исследования:
1. На актуализацию мотивов личностного участия в совместной игровой деятельности влияют факторы, связанные с возможностью удовлетворения ряда потребностей старшеклассников в совместной деятельности: потребности в общении, потребности в достижении. Ориентация на достижение результата совместной деятельности, наличие компетентности в сфере способов осуществления совместной игровой деятельности, мотивация достижения и низкий уровень тревожности способствуют актуализации мотивов участия старшеклассников в совместной игровой деятельности.
2. Факторы, влияющие на блокирование мотивов участия старшеклассников в совместной, игровой деятельности, связаны с направленностью на избегание риска, низким уровнем общительности, высоким уровнем тревожности, с отсутствием компетентности в способах осуществления совместной игровой деятельности.
3. Актуализацию или блокирование мотивов участия старшеклассников в совместной игровой деятельности определяют её организационные условия (уровень организации, природно-бытовые условия),

8
особые типологические характеристики (соревновательность, имитационность,
»
интенсивность игровых событий, вариативность участия в игре, игровой контекст деятельности, совместный характер достижения цели) и содержание совместной игровой деятельности (коммуникативное взаимодействие в системе заданных правил и ролей).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Осмысление различных подходов к феноменологии совместной деятельности (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.И.Донцов, А.Л. Журавлёв,
Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.С. Чернышев и другие) позволяет выявить четыре группы условий формирования группы, осуществляющей совместную деятельность: содержание и организационно-структурные характеристики совместной деятельности; индивидуальные особенности участников; социально-психологические характеристики группы. При этом в структуру совместной деятельности включаются общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат и субъективное отношение к нему группы (А.Л. Журавлёв).
Изучение феноменов потребности, мотива, мотивации позволило определить такие понятия, как «актуализация мотива», «блокирование мотива». Актуализацией мотивов участия в деятельности является процесс и результат перехода из состояния возможности* в состояние действительности элементов содержательной и динамической сторон мотивации личности. Блокированием мотивов участия в деятельности является процесс и результат перехода из состояния действительности в состояние прекращения или изменения направления действия элементов содержательной и динамической сторон мотивации личности. Значимость деятельности выражается в результате оптимального соотношения содержательной и динамической стороны мотивации деятельности - «включённости» личности в деятельность (В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, В.В. Рогачев).
Представление трех основных блоков факторов, оказывающих влияние на мотивацию совместной деятельности (Н.Н. Обозов) и рассмотрение теории единства содержательной и динамической сторон мотивации личности, трехзонального строения континуума мотивационной системы и отдельного побуждения (В.Г. Асеев) позволили нам определить систему мотивационных факторов.

147
Выделение особенностей мотивации старшеклассника дало основание предполагать, что актуализации мотивов участия старшеклассника в совместной деятельности способствуют социальность, многоплановость и комплексность, рефлексивность совместной деятельности и субъектность её осуществления. Отсутствие в совместной деятельности возможностей для индивидуализации; предполагаемое или реальное осуществление совместной деятельности в группе нереферентых лиц, наличие конфликтных взаимоотношений могут в этом возрасте влиять на прекращение совместной деятельности. Отсутствие содержания совместной деятельности, ориентированного на развитие ’ личности, отсутствие возможности осуществления самостоятельного выбора, принятия собственных решений в совместной деятельности также блокирует мотивы участия в ней старшеклассника. В работе доказано, что на участие старшеклассника в совместной игровой деятельности оказывают влияние: эмоциональность деятельности, оптимальная насыщенность и дискретность, возможность осуществления индивидуальной деятельности, ориентация на перспективу, гармоничное соотношение коллективности и индивидуальности осуществления деятельности. А также факторы, отражающие проявление личностных характеристик: тревожность, самооценка, умения в установлении и поддержании социальных контактов, направленность на общение.
Соотнесение различных понятий об игре и игровой деятельности позволяет определить совместную игровую деятельность как символико¬моделирующий тип деятельности коллективного субъекта, в основе которого лежит использование игровых символов, выполняющих функцию замещения одного предмета другим; принятие ролей и функций и выполнение игровых действий. На мотивацию участия старшеклассника в таком виде деятельности оказывают влияние социально-ориентирующий характер игры, организационные условия достижения групповой и индивидуальной целей, уровень эффективности групповой организации, наличие возможностей по

148
достижению цели; характер оценки полученного результата личностью и группой.
На процессы актуализации и блокирования мотивов участия старшеклассника в совместной игровой деятельности оказывают влияние факторы, связанные с уровнем проявления ряда личностных характеристик участника совместной игровой деятельности; с условиями или организационно-содержательными характеристиками осуществления совместной игровой деятельности, с групповыми феноменами (социометрический статус, взаимоотношения в группе и другие). Эмпирическое исследование участия старшеклассника в социально-ориентирующей игре позволило подтвердить влияние гипотетически предполагаемых факторов актуализации и блокирования мотивов участия старшеклассника в совместной игровой деятельности.
Факторы актуализации и блокирования мотивов участия в совместной игровой деятельности, связанные с проявлением личностных характеристик были определены на основе выделенных в теоретической части особенностей старшеклассника.
Статистический анализ данных позволяет достоверно утверждать, что актуализацию мотива участия старшеклассника в социально-ориентирующей игре обеспечивает направленность на достижение цели (Хср=6,21), высокий уровень общительности (Хср=6,34), потребность привлекать к себе внимание (Хср=4,62), доминантность (Хср=4,45). Блокирующее воздействие на мотивы участия в совместной игровой деятельности оказывают ориентация на получение поддержки и помощи (Хср=0,17), осторожность и рассудительность (Хср=-0,94), слабая выраженность потребности привлекать к себе внимание (Хср=0,81); низкий уровень доминантности (Хср=0,19) общей заинтересованности (Хср=0,11) и направленность на игру.
Установлено, что уровень личностной тревожности у старшеклассников с низким уровнем включения в социально-ориентирующую игру статистически достоверно (1>3,93 при р<=0,01) выше, чем у старшеклассников с высоким

• 149
уровнем включения (соответственно 46,8±1,5 и 19,0±1,8 баллов по шкале
Ч.Д. Спилбергера - Ю.Н. Ханина). По показателям ситуативной тревожности у всех исследуемых произошёл достоверный сдвиг (при р<=0,01). Понижение уровня личностной тревожности способствует изменению уровня включения в совместную игровую деятельность: у старшеклассников с изменяющейся характеристикой уровня включения от низких показателей к высоким, происходит сдвиг по результатам уровня личностной тревожности (Хер 1=39,6, Хср2=38,3, при р<0,01).
На актуализацию мотивов участия старшеклассника в социально- ориентирующей игре оказывают влияние изменения в представлении о повышении собственной компетентности в сфере знаний и в сфере умений, необходимых для осуществления социально-ориентирующей игры; блокирование мотивов зависит от уровня понимания смыслов участия в совместной игровой деятельности.
Факторы актуализации и блокирования мотивов участия старшеклассника в совместной игровой деятельности, связанные с условиями осуществления совместной игровой деятельности определены нами с помощью методики оценивания старшеклассником ситуативных мотивационных факторов. Старшеклассники отмечают среди значимых организационные факторы (чёткий распорядок дня - Хср=0,5), игровые (создание костюмов и артефактов - Хср=1,08; использование игровых имён и названий - Хср=1,38) наличие других участников игры (Хср=0,96), ясность целей в группе (Хср=1,13). К значимым блокирующим факторам реципиенты отнесли: плохую погоду, плохое самочувствие, организационные моменты программы (утренний подъем, дежурство). Не имеют значения для старшеклассников следующие факторы: территориальное размещение, модель игры, организация этапа планирования в группе (сумерки), результаты игры других групп.
Факторы актуализации и блокирования мотивов участия старшеклассника в совместной игровой деятельности, связанные с проявлением групповых феноменов. Высокая степень организованности малой группы способствует

150
формированию групповой мотивации в игровой совместной деятельности, формированию установки на детальный анализ игровой ситуации, выделение целевого ориентира, тщательную разработку плана совместной деятельности и полную его реализацию всеми участниками группы. Эффективность деятельности группы такого типа высока, что позволяет группе стабильно достигать игровых групповых целей, а старшеклассникам осваивать навыки эффективного социального взаимодействия.
Исследование социометрического статуса показало взаимосвязь положения личности в группе со степенью включения старшеклассника в социально-ориентирующую игру (R=-0,69, при р<=0,01). Представители исследуемых групп различаются между собой по признаку наличия высокого (низкого) социометрического статуса (при р<=0,01).
Вместе с тем, исследуемые из всех групп участников, отметили среди значимых мотивационных факторов совместные мероприятия, организацию работы в группе, отношения с участниками и взрослыми, личные победы и победы группы, награды (Хср=0,3±0,53).
Исследование динамики субъективной оценки участником социально- ориентирующей игры собственной мотивации к участию позволило рассмотреть её изменение от относительной стабильности значений, к спаду и дальнейшему повышению желания участвовать в совместной игровой деятельности.
V
В своей основе результаты исследования подтвердили выдвинутые гипотезы и позволили сделать выводы.
1. Комплекс факторов актуализации и блокирования мотивов личностного участия в совместной игровой деятельности составляют особенности данного типа деятельности, индивидуальные особенности участника, характер взаимоотношений в малой группе и особенности протекания групповых процессов целеполагания, планирования, регулирования и контроля в ходе совместной игровой деятельности.
2. Актуализацией мотивов участия личности в деятельности является

151
процесс и результат перехода из состояния возможности в состояние действительности элементов содержательной и динамической сторон мотивации личности. Блокированием мотивов участия личности в деятельности является процесс и результат перехода из состояния действительности в состояние прекращения или изменения направления действия элементов содержательной и динамической сторон мотивации личности. Значимость деятельности выражается в результате оптимального соотношения содержательной и динамической стороны мотивации деятельности - «включённости» личности в деятельность.
Высокая значимость социально-психологических и индивидуальных мотивов совместной игровой деятельности, благоприятные внешние и внутренние условия реализации этих мотивов способствуют актуализации мотивов участия личности в деятельности группы. Низкий уровень значимости соответствующих мотивов и затруднения в их реализации вызывают блокирование мотивов участия старшеклассников в ходе совместной игровой деятельности.
3. Актуализации мотивов личностного участия в совместной игровой деятельности способствуют имитационный характер игровой модели и групповой соревновательный характер социального взаимодействия при условии рефлексивности совместной деятельности и субъектности её осуществления каждым участником. К включению старшеклассников в совместную игровую деятельность приводит её комплексный характер, проявляющийся в вариативности ролевого участия в игре и способов решения задач игрового взаимодействия. Отсутствие в совместной деятельности возможностей для индивидуализации приводит к блокированию мотивов участия в этом виде деятельности.



1. Абрамов Р., Кондратьев Э. Использование технологии социальных игр // Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии: Сборник научных статей. - Саратов: СГТУ, 1999. - С.128-131.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.-335 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. - 1994. - № 4. - С. 39-55.
4. Аверин В.А.. Психология личности: Учебное пособие. - СПб., 1999.
«
-90 с.
5. Агеев B.C., Давыдов В.В., Рубцов В.В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал. 1985. - Т. 6. - №4.-С. 12-24
6. Агеев B.C., Сыродеева А.А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии // Вестник Моск. ун-та. - Серия 14 «Психология». - 1984. - №2,- С. 11-20.
7. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально¬психологические проблемы. - М., 1990. - 244с.
8. Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. - 1986. -№ 1. - С. 152-157.
9. Анастази А. Психологическое тестирование.- М., 1982.- Кн.1,2.
10. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды / под ред. А.А.Бодалева. - М.: «Ин-т практической психологии», Воронеж: МОДЭК, 1996. - 384 с.
11. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект- Пресс, 2000. - 273 с.
12. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск, 1989.-121с.

156
13. Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры. - М., 1986. - 209 с.
14. Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии.- Новгород, 1990. - 334 с.
15. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению функционирования и развития личности // Проблемы психологии личности / отв. ред. Е.В. Шорохова, О.И.Зотова. - М.: Наука, 1982. - 245 с. - С. 140-147.
16. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.:Педагогика,1978. - 345 с. •
17. Асеев В.Г., Соловьева В.А.Труды А.А. Бодалева и проблема значимых механизмов личностного общения // Развитие социально¬перцептивной компетентности личности: Материалы научной сессии, посвященной 75-летию академика А.А. Бодалева / под общей ред. Деркача А.А,- М.: Луч, 1998.- 248 с.
18. Бассин Ф.В. О развитии взглядов на предмет психологии // Вопросы психологии. - 1971. -№ 4. - С. 56-61.
19. Белопольская Н.Л. Компоненты зоны ближайшего развития у детей // Вопросы психологии. - 1997. - № 1.’- С.18-22.
20. Бендлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий / пер. с англ. - Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1995. - 256 с.
21. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы / общ. ред. М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 1988. - 499 с.
22. Битуева А. В. Соотношение содержательной и динамической сторон в ценностных ориентациях государственных служащих: Дисс.. канд. психол. наук / Российская академия государственной службы (РАГС). -179 с.
23. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 567 с.
24. Бобрышева Л.С. (Ручко Л.С.) Эскапизм в досуговом поведении молодежи (на примере участия в ролевых играх) // Социальные технологии в

157
сфере культуры и досуга: Опыт. Проблемы. Инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тамбов: Изд-во Тамб. ун¬та, 2001.- С.112-115.
25. Богомолова Н.Н. Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально - психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М.: МГУ, 1977. - С. 180 - 205.
26. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: МГУ, 1983. - 314 с.
27. Бодалев А.А. О взаимодействии индивидуального, личностного и субъектно-деятельностного развития взрослого человека // Вопросы акмеологии: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.З. - Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1998. - С.17-24.
28. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. - Рязань: Высшая школа МВД, 1994. - 96с.
29. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972. - С.7-44.
30. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1976. - №6. - С.45-54.
31. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. - 1993. - Т.14. - С. 3-15.
32. Брушлинский А.В. Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем //Вопросы психологии. - 1999. -№ 5. - С.110-121.
33. Варданян Г.А. К вопросу о критерии оценки «зоны ближайшего развития» // Научное творчество Л.С.Выготского и современность. - М., 1981. - С. 53-68.
34. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: МГУ, 1991. - 144 с.
35. Вацлавик Пол, Бивин Дженет, Джексон Дон. Психология межличностных коммуникаций / пер. с англ. - СПб.: Речь, 2000. - 299 с.

158
36. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.- М: МГУ, 1990.- 293 с. '
37. Вилюнас В.К. Психологические механизмы развития мотивации: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 1990. - 35 с.
38. Волов В.Т., Соков В.Ф., Концов А.В. Диагностика мотивационных особенности студентов // Журнал прикладной психологии. - 1999. - №4. - С.21-34.
39. Волочков А.А., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. - 2004,- Т. 25. - № 2. С. 17-33’.
40. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. в 6 т.: М., 1983. - Т.4. - 358 с.
41. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М, 1983. - Т. 3. - С. 143 -144.
42. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / под ред. М.Г. Ярошевского. - Воронеж: МОДЭК, 1996. - 512 с.
43. Выготский Л.С. Проблема возраста // Лекции по педологии. Ижевск, 1996. - 88 с.
44. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Наука, 1983.
45. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76.
46. Газман О.С. О понятии детской игры: Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск, 1989. - С. 30-31.
47. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. - М.: Институт практической психологии, 1998.-480 с.
48. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. - 1995. - №3.-С. 21-27. ’

159
49. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: Прогресс, 1976. - 495 с.
50. Головаха Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев: Наукова думка, 1979. - 208 с.
51. Голубев В.В. Когнитивный прогноз и мотивационное ожидание личности // Психотехнологии в образовательном процессе: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 4.1. - Кострома, 1999. - С.27. *
52. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. - 1980. - №12. - С. 47 - 60.
53. Дилигенский Г.Г. Проблемы теории человеческих потребностей // Вопросы философии. - 1976. - № 9. - С. 16-23.
54. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: Институт психологии РАН, 1996. - 340 с.
55. Добринская Е.И. Соколов Э.В. Свободное время и развития личности. - Л.: ЛГУ, 1983. - 112 с.
56. Донцов А. М. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности // Вопросы психологии. - 1979. - № 3. - С. 25 - 34.
57. Донцов А. М., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопросы психологии. - 1980. - № 4. - С. 38-49. ’
58. Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М. Разработка критериев анализа совместной деятельности // Вопросы психологии. - 1998. - №2.-С. 61-72.
V
59. Дубов И.Г., Хвостов А.А. Моральная детерминация поведения в обыденном сознании различных групп населения // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С.87-99.
60. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. - М.: ИПРАН. 1993. - 163 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ