ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО - ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО
СТРАХОВАНИЯ
1.1 Пенсионная система России, ее структурные элементы 3
1.2 Система законодательства и правовое регулирование деятельности
страховщиков по обязательному пенсионному страхованию и добровольному пенсионному обеспечению 15
1.3 Финансовое обеспечение пенсионного страхования 29
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ НА
МАТЕРИАЛАХ ОАО НПФ «РГС» 37
2.1 Организационно - экономическая характеристика
ОАО НПФ «РГС» 37
2.2 Анализ деятельности ОАО НПФ «РГС» по обязательному пенсионному
страхованию 45
2.3 Анализ деятельности ОАО НПФ «РГС» по негосударственному
пенсионному обеспечению 52
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 64
3.1 Зарубежный опыт пенсионного страхования 64
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионного страхования в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ
История становления и развития системы социального страхования - это история формирования отдельных элементов, правил и норм, механизмов институтов защиты людей от неблагоприятных и зачастую тяжелых последствий жизненных обстоятельств, которые случаются практически со всеми: старость, болезни, несчастные случаи.
Проблема содержания граждан, утративших трудоспособность в связи с трудовой деятельностью, существовала во все времена. Пожалуй, нет сегодня страны в мире, где бы правительство и население не были озабочены такой насущной проблемой, как достойное обеспечение старости.
Пенсионная система государства является одним из наиболее социально и экономически значимых секторов национальной экономики, реализующих базовую конституционную гарантию - материальное обеспечение пенсионеров.
Современная пенсионная система представляет собой совокупность правовых, организационно - управленческих и финансово - экономических отношений, с одной стороны, между наемными работниками и индивидуальными предпринимателями, с другой стороны, между работодателями и государством, устанавливающихся при выполнении долгосрочных государственных обязательств по пенсионному обеспечению (страхованию).
Актуальность дипломной работы заключается в том, что гарантировать в современных условиях достойную пенсию возможно лишь при условии разделения ответственности по формированию пенсионных прав между государством, работником и работодателем.
Цель проводимого исследования заключается в изучении финансово - экономических и организационных отношений, сформировавшихся в пенсионной системе России.
Объект исследования - пенсионная система России.
Предмет исследования - социально - экономические отношения возникающие в системе пенсионного обеспечения граждан, утративших способность к труду по достижению определенного законодательством возраста или при наступлении стойкого расстройства здоровья.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы построения пенсионной системы России;
- рассмотреть систему законодательства и правовое регулирование деятельности страховщиков по обязательному пенсионному страхованию и добровольному пенсионному обеспечению;
- исследовать финансовое обеспечение функционирования обязательного и добровольного пенсионного страхования;
- проанализировать деятельность ОАО НПФ «РГС» по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению;
- выявить проблемы функционирования пенсионной системы РФ и определить направления ее совершенствования;
Для выполнения работы были исследованы нормативно - правовые акты РФ, учебно-методические пособия, научная литература, статьи специализированных научных журналов и электронные ресурсы сети Интернет.
История становления и развития системы социального страхования - это история формирования отдельных элементов, правил и норм, механизмов и институтов защиты людей от риска потери дохода в результате наступления старости, болезни или несчастного случая.
Пенсионная система России — это совокупность создаваемых в РФ правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Современная пенсионная система России, основанная на трех структурных элементах: государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование и добровольное пенсионное обеспечение и страхование, призвана способствовать реализации конституционных прав всех граждан на получение материального обеспечения при наступлении установленного законодательством возраста либо страхового случая.
Пенсионное страхование и обеспечение производится как в обязательной так и в добровольной форме.
ОПС - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Основным Законом регулирующим обязательное пенсионное страхование является Закон 167-ФЗ.
Участниками по ОПС являются плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то есть работодатели, или, как их еще называют страхователи, также страхователями в системе ОПС являются - организации, индивидуальные предприниматели, руководители фермерских хозяйств, нотариусы, адвокаты и др.
Главным администратором, или страховщиком, в системе обязательного пенсионного страхования является ПФР. Он управляет пенсионными
средствами в системе ОПС. Наряду с ПФР страховщиком может выступать НПФ, но только по формированию накопительной пенсии.
Обязательное пенсионное страхование представлено следующими видами пенсий: по старости, по инвалидности и по потере кормильца.
Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное пенсионное страхование и обеспечение.
Деятельность НПФ регулируется Законом 75 - ФЗ, а его роль и место в пенсионной системе России Законом 167-ФЗ. Так же деятельность НПФ в части формирования накопительной пенсии регулируется Законом 424 - ФЗ.
Правовые, экономические и организационные основы добровольного пенсионного страхования в страховых компаниях определены главой 48 ГК РФ и Законом 4015-1.
Если отношения по обязательному пенсионному страхованию регулируется действующим законодательством, то добровольное (негосударственное) пенсионное страхование основано на договорных отношениях.
Так, договор об добровольном пенсионном обеспечении, заключается между НПФ и вкладчиком / участником, а субъектами договора накопительного личного страхования являются страховщик, в лице страховой компании, страхователь и застрахованное лицо.
Финансовый механизм страхования - это порядок и условия формирования и использования финансовых ресурсов системы социального и коммерческого страхования на цели поддержания жизнедеятельности человека в связи с реализацией риска потери трудового дохода.
Основные составляющие финансового механизма пенсионного страхования: взносы, фонды, выплаты.
Финансовое обеспечение деятельности страховщиков по ОПС и НПО, свидетельствует о том, что вся их деятельность построена аналогично, то есть собираются и аккумулируются взносы, создаются резервы или накопления, для получения дополнительного дохода пенсионные резервы / накопления инвестируются на финансовом рынке и в конечном счете при наличии пенсионных оснований производятся выплаты соответствующих видов пенсий.
Организационно - финансовый механизм пенсионного страхования - это порядок и условия, при которых реализуется конституционное право человека на пенсионное обеспечение, осуществляемое в РФ в рамках организованной пенсионной системы.
Анализ подсистем ОПС и добровольного пенсионного обеспечения проводился на материалах ОАО НПФ «РГС».
Деятельность Фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование Фондом средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной пенсии застрахованным лицам, осуществление срочных пенсионных выплат и единовременных пенсионных выплат застрахованным лицам, осуществление выплат правопреемникам застрахованных лиц.
На 2015 год количество застрахованных лиц составляет более двух миллионов человек.
В течение 2014 года по условиям договоров об обязательном пенсионном страховании не предусматривалось исполнение обязательств Фонда по пенсионным выплатам, вследствие чего в 2015 году наблюдается резкий рост суммарных пенсионных накоплений которые составили 54 814,9 тыс. руб.
Основной статьей расходов за анализируемый период являются выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц. В 2015 году они составили 143 537,39 руб., что на 38,4% больше, чем в 2014 году.
В целях финансового обеспечения выплат накопительной пенсии Фонд формирует выплатной резерв (по состоянию на 2015 год равен 133 075 934 93
руб.), а в пользу лиц, которым назначена срочная выплата Фонд формирует средства пенсионных накоплений(по состоянию на 2015 год равен 759 585 761 руб.).
Наибольший удельный вес в инвестиционном портфеле Фонда занимают три наиболее доходных актива: облигации российских эмитентов, акции российских эмитентов, созданных в форме ОАО и ипотечные ценные бумаги.
Полученный за 2015 год доход от размещения средств пенсионных накоплений в целом составил 10 453 618 тыс. руб.
Почти 90% дохода от размещения пенсионных накоплений направляется на пенсионные счета накопительной пенсии застрахованных лиц.
Деятельность Фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников Фонда включает в себя аккумулирование Фондом пенсионных взносов, размещение и (или) организацию размещения средств пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств Фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам Фонда. Деятельность Фонда по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению осуществляется с учетом требований и особенностей, установленных Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».
Количество участников Фонда на 2015 год составило 29 476 человек, из них 3 271 участник уже получают негосударственную пенсию.
Пенсионные резервы в период 2013-2015 гг. увеличиваются, и в 2015 году составили 421 559,00 тыс. руб.
При среднем показателе уровня инфляции за анализируемый период 9,52% , доходность от инвестирования средств пенсионных резервов в 2015 году составляет 11,66%.
Полученный доход от инвестирования пенсионных резервов в основном направляется на формирование резервов покрытия пенсионных обязательств и на формирование страхового резерва.
В 2015 году были самые крупные выплаты за анализируемый период, что связано с увеличением числа участников Фонда, получивших право на дополнительную пенсию по НПО.
В настоящее время в развитых странах основой пенсионного обеспечения являются государственные распределительные (солидарные) системы, основанные на страховых взносах, исчисляемых от размера заработной платы работающих. Величина пенсии является производной от заработной платы и трудового стажа, однако зачастую без достаточной увязки. Государственная распределительная пенсионная система практически во всех развитых странах дополняется пенсионными планами по месту работы. Важным элементом пенсионных систем в развитых странах также являются личные добровольные пенсионные планы.
Государственные и частные пенсионные институты рассматриваются как единые национальные системы социального обеспечения, призванные решать важные вопросы социальной защиты населения от массовых по характеру социальных рисков утраты доходов в связи со старостью, инвалидностью или утратой кормильца.
Для увеличения эффективности инвестирования пенсионных накоплений необходимо повысить информированность населения в области пенсионного законодательства, а также о самых доходных и стабильных управляющих компаниях.
В целях оптимизации расходов бюджета ПФР можно предложить следующее: для отраслей промышленности, предприятий, относящихся по условиям труда к вредным, опасным производствам, целесообразно при расчете страхового взноса в ПФР применять повышающие коэффициенты, дифференцированного по классу профессионального риска.
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Федеральный Закон от 01. 04. 1996 № 27 - ФЗ (с посл. изм. и доп. От
01.05.2016) « Об индивидуальном персонифицированном в системе
обязательного пенсионного страхования».
3. Федеральный Закон от 07.05.1998 № 75 - ФЗ (с посл.изм. и доп. 29.06.2015) «О негосударственных пенсионных фондах».
4. Федеральный Закон от 15.12.2001 №166-ФЗ (с посл. изм. и доп. 29.12.2015) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
5. Федеральный Закон от 15.12.2001 «167-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 14.12.2015) « Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ (о посл. изм. и доп. 23.05.2016) “О страховых пенсиях”.
7. Закон от 27.11.1992 №4015-1 (с посл. изм. и доп. от 23.05.2016)
8. “Об организации страхового дела в Российской Федерации”.
9. Федеральный закон от 24.07.2002 №111-ФЗ (с посл. изм. 10.01.2016) “Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации”.
10. Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 №70 (ред. От 30.05.1997). О мерах реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
11. Абазиева К.Г. Работать или не работать после пенсии. Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009.Т.7.№1.
12. Агеева Е. В. Об используемых пенсионных схемах в государственной пенсионной системе / Е. В. Агеева // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2014. — № 3.
13. Агеева Е.В. Состояние пенсионного страхования в РФ // “Байкальский государственный университет экономики и права. Электрон. журн. 2014. №5.
14. Андреева Е. В. Страхование жизни: социально-экономическое значение и направления развития / Е. М. Андреева, О. И. Русакова, Е. М. Хитрова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 160 с.
15. Барр Н. Экономика пенсий / Н. Барр, П. Даймонд // SPERO. — 2010. — № 13. — С. 147-185.
16. Бончик В. Негосударственные пенсионные фонды / В. Бончик. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 203с.
17. Булин Д. Пенсионная реформа: получить пенсию будет сложнее
//«Российская газета» № 6265.
18. Гурвич Е.Т. Реформа 2010: решены ли долгосрочные проблемы пенсионной системы. // Вопросы экономической политики. 2010. № 10. С.98-119.
19. Галимова Ирина Васильевна. Проблемы пенсионной реформы в России //
Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. Электрон. журн. 2015. №4. Режим доступа : ссылка ( дата обращения 15.05.2016).
20. Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации. М:ИТК Дашков и К., 2013
21. Захаров М. Итоги пенсионной реформы 2002 г. и налоговая концепция российской пенсионной системы // Вопросы трудового права. 2007. № 3. С.66-71.
22. Курбангалеева О.А. Страховые взносы в Пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования. М.: Рид Групп, 2011.272с.
23. Кудрин А. Старение населения и угроза бюджетного кризиса / А. Кудрин, Е. Гурвич // Вопросы экономики. — 2012. — № 3. — С. 53-79.
24. Лавренова Е.С. Деятельность негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению в рамках Российской пенсионной системы / Лавренова Е.С. // Juvenis scientia.-2016.-№1
25. Минаева Л.Н., Беликова Т.Н. Пенсия: расчет и порядок оформления. СПб.: Питер, 2011.224с.
26. Михайленко Ю. А. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер/Ю.А. Михайленко. - 3-е издание., перераб. и доп. - Москва: Омега-Л, 2010.-143 с.
27. Мамий Е.А. Негосударственные пенсионные фонды: сущность, свойства и функции / Мамий Е.А. // Научный журнал КубГАУ.-2016.-№116(02).
28. Никифорова О. Н. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения / О. Н. Никифорова. — М. : ИНФРА-М, 2014. — 124 с.
29. Одинокова Т. Д. Прогрессивное налогообложение доходов как возможность решения проблемы социального неравенства граждан в России / Т. Д. Одинокова // Известия Уральского государтсвенного экономического университета. — 2015. — № 1. — С. 15-23.
30. Преснякова Л.А. Добровольная накопительная пенсионная система: социальные барьеры и драйверы развития/ Л.А. Преснякова// Мониторинг общественного мнения. -2013. - №7. - С.31-43.
31. Пантелеева А.П. Экономическая сущность страхования / Пантелеева А.П. // Экономикс. -2013. -№2.
32. Пенсионная система России: ключевые проблемы и направления
реформирования / Т. В. Файберг, Е. О. Ба-глаев, С. С. Быков [и др.] ; под ред. Д. Ю. Федотова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 146 с.
33. Роик В. Д. Основы социального страхования: Организация, экономика и право: учебник.-М.:РАГС,2007.-456с.
34. Соловьев А.К. К вопросу о повышении пенсионного возраста /ж. Финансы.- 2015.-№6.
35. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзия и реальность. -М: Проспект, 2014.
36. Соловьев А. К. Актуальный прогноз развития пенсионной системы России после 2010 года / А. К. Соловьев // Вестник государственного социального страхования. — 2010. — № 6. — С. 15-23.
37. Страхование: учебник для вузов. / Под редакцией Т.А. Федоровой М.: Магистр, 2008.
38. Туманяц К.А. Генезис пенсионной системы в России / Туманяц К.А. // Вестник Волгоградского государственного университета. СерияЗ: экономика. Экология.-2007.-№11.
39. Федотов Д. Ю. Развитие финансов пенсионного страхования России : монография / Д. Ю. Федотов. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2007. — 294 с Уайтхауз Э. Пенсионная панорама: Пенсионные системы 53 стран / Э. Уайтхауз. — М. : Весь мир, 2008. — 224 с.
40. Хансен М.Г. Социальное страхование и социальная защита / Хансен М.Г. // Человек и труд.-2009.-№9.
41. Харитонова Ю.Н. Реформирование пенсионной системы РФ / Харитонова Ю.Н. // Экономика, социология и право.-2015.-№1.
42. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: Реестр НПФ за 2016г.-Официальный сайт ЦБ РФ 2016.- Режим доступа: htpp: //www.cbr.ru
43. Страхование сегодня [Электронный ресурс]: Динамика рынка - аналитика за 2016г.-Официальный сайт Страхование сегодня 2016.- Режим доступа: htpp: //www/insur-info. ru
44. Пенсионный Фонд России [Электронный ресурс], оф.сайт.-URL:www.pfrf.ru
45. Сайт эксперт РА [Электронный ресурс]. http://raexpert.ru
46. Сайт НРА [Электронный ресурс]http: //www.ra-national .ru