ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЩИКА 6
1.1. Необходимость и сущность инвестиционной деятельности страховых
организаций 6
1.2. Финансовые ресурсы для проведения инвестиционной деятельности
страховщика 13
1.3. Правовые основы инвестиционной деятельности страховых
организаций в РФ 21
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ СОАО «ВСК» 27
2.1. Экономическая характеристика страховой организации 27
2.2. Анализ привлечения финансовых ресурсов для проведения
инвестиционной деятельности 34
2.3. Анализ размещения инвестиционных ресурсов 42
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЩИКА 47
3.1. Зарубежный опыт инвестиционной деятельности страховщиков 47
3.2. Направления повышения эффективности инвестиционной
деятельности страховой организации на примере Страхового акционерного обществ «ВСК» 61
3.3. Проблемы и перспективы совершенствования инвестиционной
деятельности российских страховщиков 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
Инвестиционная деятельность подразумевает осуществление инвестиций. Термин «инвестиции» образован от латинского invest,что означает «вкладывать». В наиболее общем плане, инвестиции рассматривают как вложения капитала в целях его возрастания в будущем.
В зарубежной практике применительно к страховым организациям разделяют понятия «инвестиционная деятельность» и «размещение страховых резервов». Хотя принципы осуществления данных видов деятельности и схожи, их приоритетные цели различаются. Главной целью «инвестиционной деятельности» называют максимизацию прироста вложений (максимальное значение дисконтированного денежного потока). При «размещении страховых резервов» главным является надежность вкладов, даже если ради этого требуется снизить доходность. Однако российская практика предъявляет схожие требования к данным понятиям, поэтому их можно условно объединить в «инвестиционную деятельность страховых организаций».
В своей деятельности страховая организация может столкнуться с различными видами инвестиционных рисков, поэтому управление инвестиционными рисками на уровне страховой организации является обязательным условием обеспечения ее финансовой устойчивости.
Целевое назначение инвестиционной деятельности страховой организации обусловливает необходимость формирования сбалансированного инвестиционного портфеля, основанного на соблюдении следующих основных принципов: надежности (возвратности), прибыльности (доходности), ликвидности, диверсификации и подчиненности (вторичности). В целях минимизации инвестиционного риска размещение страховых резервов регулируется государством на основе Указания Банка России от 16.11.2014 N 3445-У «О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов», а
размещение активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, — на основе правил, которые носят название Указания Банка России от 16.11.2014 N 3445-У «О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов».
Следование названным правилам предполагает выбор активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств страховщика, и выполнение требований, которые предъявляются как к самим активам, так и к их структуре, что обеспечивает финансовую устойчивость страховой организации и соблюдение принципов надежности (возвратности), прибыльности (доходности), ликвидности и диверсификации.
Соблюдение принципа подчиненности (вторичности) реализуется страховщиком на этапе формирования реального инвестиционного портфеля, обеспечивающего получение инвестиционного дохода, согласованного по месту, времени и размеру с возможными страховыми выплатами.
Экономические основы деятельности страховой компании отличаются от других видов деятельности в условиях рынка. Это обусловлено тем, что страхователь фактически авансирует страховщика, а реализация страховой услуги осуществляется спустя продолжительное время или может вообще отсутствовать. По этой причин инвестирование страховщиком должно достаточно жестко регулироваться государством, поскольку страхователи объективно лишены возможности контролировать, насколько эффективно страховая организация распорядится предоставленными ей средствами и не поставит под угрозу выполнение обязательств по договору страхования.
Объектом работы является СОАО «ВСК».
Предмет исследования - инвестиционная деятельность в РФ.
Цель данной выпускной квалификационной работы является - изучение теоретических и практических аспектов инвестиционной деятельности страховых организаций.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические основы инвестиционной деятельности страховщика;
- провести анализ практики инвестиционной деятельности страховой организации на примере СОАО «ВСК»;
- выявить направления совершенствования инвестиционной деятельности страховщика.
Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день компании практически всех отраслей экономической деятельности осуществляют инвестиционную деятельность на рынке слияний и поглощений. Инвестиционная деятельность страховых компаний на российском рынке слияний и поглощений в сфере страхования приобрела за последние несколько лет массовый характер и существенные масштабы в рамках национального рынка сделок слияний и поглощений.
Итак, инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любого динамично развивающегося предприятия (организации).
В инвестиционной деятельности используются общепринятые, единые для всех участников инвестиционного процесса термины и понятия. Под инвестициями понимают денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и других видов деятельности в целях получения доходов (прибыли) и достижения положительного социального эффекта. Из определений инвестиционной политики видно, что каждый автор трактует его по-разному, но главная идея одна: инвестиционная политика необходима для повышения производственного потенциала.
Основной целью инвестиционной политики предприятия является создание оптимальных условий для вложения собственных и заемных финансовых и иных ресурсов, обеспечивающих возрастание доходов на вложенный капитал, для расширения экономической деятельности предприятия, создания лучших условий для победы в конкурентной борьбе.
Инвестиционная политика играет ключевую роль в развитии предприятия и влияет на финансовые результаты деятельности компании. На примере конкретной организации в данной работе был проведен анализ инвестиционной политики предприятия. Результатом исследования стало формирование образа инвестиционного портфеля средней компании, работающей на реальном рынке, состава ее активов, а также было сформировано мнение о значении, роли и важности инвестиционной политики на предприятии.
Основными источниками инвестиционных ресурсов анализируемой организации являются средства страховых резервов и собственный капитал. Доля собственного капитала «ВСК» в последние годы имеет тенденцию к росту.
На протяжении последних лет наблюдается заметное изменение объема инвестиций компании и их удельный вес в структуре активов.
В структуре инвестиционного портфеля исследуемой организации наибольшую долю составляют инвестиции в денежные средства и депозиты (29%) и в ценные бумаги (27%). Вложения средств в Паи ПИФов имеют наименьший удельный вес в инвестиционном портфеле организации и составляет всего лишь 1%
В структуре вложений средств страховых резервов среднюю долю имеет дебиторская задолженность 19%. Вложения средств страховых резервов в недвижимость составляют 6% и 4 % составляют вложения в векселя. На другие вложения приходится около 4% средств страховых резервов.
Результатом инвестиционной политики компании является высокий показатель доходов, полученных от инвестирования страховых резервов и собственного капитала. Инвестиционный доход на 01.01.2015 года составил 9035,9 млн. руб.
Для планирования и осуществления инвестиционной политики особую важность имеет предварительный анализ, который проводится на стадии разработки инвестиционных проектов и способствует принятию разумных и обоснованных управленческих решений.
Оценка инвестиционных проектов занимает важное место в процессе обоснования выбора альтернативных вариантов вложения предприятиями средств. Основными показателями эффективности инвестиционного проекта являются чистый приведенный доход и внутренняя норма доходности. Основными проблемами привлечения инвестиций является проблема обеспечения возвратности и прибыльности инвестиций, а также наличие значительных рисков и неопределенностей. Дальнейшее совершенствование инвестиционной политики организации должно быть направлено на разработку механизмов, способных лучшим образом использовать резервные фонды. При выборе направлений инвестиционной политики организация должна минимизировать риск инвестиций для обеспечения безусловных гарантий по выполнению своих обязательств. При этом необходимо установление определенных требований к составу и структуре инвестиционных активов страховых организаций. Изучив эффективность разрешенных направлений инвестиций, организовать и подготовить предложений, позволяющие сделать их более гибкими.
Изучение данной темы дало нам возможность сформировать представление об инвестиционной политике страховой организации. Формирование эффективной инвестиционной политики существенно влияет на платежеспособность и конкурентоспособность страховой организации, а также на ее финансовую устойчивость.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.11.1994 № 51-ФЗ// Справочно-правовая система «Гарант».
2. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 28.11.2015) "Об организации страхового дела в Российской Федерации".// Справочно-правовая система «Гарант»;
3. Указание Банка России от 16 ноября 2014 г. N 3445-У "О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов". Справочно - правовая система «КонсультантПлюс»
4. Приказ Минфина РФ от 2 июля 2012 г. № 101н “Об утверждении Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика” Справочно-правовая система «Гарант»;
5. Федеральный закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.06.2004 N 57-ФЗ.
6. Абрамов В.Ю. Страхование: теория и практика: учебное пособие / В.Ю. Абрамов. - М.: «Волтерс Клувер», 2014. - 246 с.
7. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учебное пособие / Р.И. Акмаева. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 208 с.
8. Акулич И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. - 4-е изд., перераб. - Мн.: Выш. шк., 2015. - 463 с.
9. Андреева, О.Д. Технология бизнеса: маркетинг: учебное пособие / О.Д. Андреева; М-во образования РФ. - М.: Дело, 2012. - 224 с.
10. Архипов А.П. Финансовый менеджмент в страховании: учебник / А.П. Архипов. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 320 с.
11. Багиев Г.Л. Маркетинг: учебник / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн. -
3-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 736 с.
12. Березин И. Маркетинговый анализ / И. Березин. - М.: ООО «Журнал “Управление персоналом”», 2014. - 352 с.
13. Виханский В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Виханский, А.И. Наумов. - 3¬е изд. - М.: Экономистъ, 2013. - 528 с.
14. Друкер П. Энциклопедия менеджмента: пер. с англ. / П. Друкер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2014. - 432 с.
15. Волченков А. Цикл Бостонской матрицы: загадки и сомнения / А. Воченков, Е. Пархоменко // Маркетолог. - 2015. - № 5. - С. 6-9.
16. Годин А.М. Маркетинг: учебник / А.М. Годин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - 756 с.
17. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник /Е.П. Голубков . - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Издательство «Финпресс», 2013. - 688 с.
18. Гвозденко А. А. Страхование: учебник / А.А. Гвозденко. - М.: Изд-во «Проспект», 2013. - 464 с.
19. Дихтль Е., Практический маркетинг: учебное пособие / Е. Дихтль, Х. Хёршген; пер. с нем. А. М.Макарова; под. ред. И.С.Минко. - М.: Высшая школа, 2013. - 255 с.
20. Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика: учебное пособие / С.В. Дыбаль. - Спб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2014. - 304 с.
21. Зубец А.Н. Страховой маркетинг в России: практическое пособие / А.Н. Зубец. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. - 336 с.
22. Киселева Н.В. Инвестиционная деятельность: учебное пособие / Н.В. Киселева, Т.В. Боровикова, Г.В. Захарова [и др.]; под ред. Г.П. Подшиваленко, Н.В. Киселевой. - М.: КНОРУС, 2015. - 432 с.
23. Когденко В.Г. Экономический анализ: учебное пособие / В.Г. Когденко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 392 с.
24. Коротков А.В. Управление маркетингом: учебное пособие / А.В.
Коротков, И.Д. Эриашвили [и др.]; под ред. А.В. Короткова, И.М. Синяевой. - 2-е изд, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 463 с.
81
25. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 2013. - 736 с.
26. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер. - 2-е изд.; пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.
27. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 623 с.
28. Куликов С.В. Финансовый анализ страховых организаций: учебное пособие / С.В. Куликов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 224 с.
29. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: пер. с французского / Ж.Ж. Ламбен. - СПб.: Наука, 2014. - 589 с.
30. Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 560 с.
31. Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы: учебник / Н.Н. Павлова. - М.: Норма, 2015. - 384 с.
32. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы / Е.П. Пешкова: учебное пособие. - М.: Ось-89, 2013. - 180 с.
33. Поздняков В.Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник / В.Я. Поздняков, В.К. Скляренко [и др.]; под ред. В.Я. Позднякова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 617 с.
34. Портер, М. Конкуренция / М. Портер; пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. - 608 с.
35. Романов А.А. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие / А.А. Романов, А.В. Панько. - М.: Эксмо, 2014. - 432 с.
36. Синяева И.М. Маркетинг в малом бизнесе: учебное пособие / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 287 с.
37. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг: Настольная книга по
исследованию рынка: учеб. пособие / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 560 с.
38. Шаповалов В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ: учебное пособие / В.А. Шаповалов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 345 с.
39. Щиборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий
России: учебное пособие / К.В. Щиборщ. - М.: Издательство «Дело и
Сервис, 2013. - 320 с.
40. Официальный сайт ЦБ РФ. Режим доступа: URLhttp: //www.cbr.ru/
41. Официальный сайт Страхование сегодня. Режим доступа: URL
http: //www. insur-info. ru
42. Официальный сайт "Эксперт РА" Режим доступа: URLhttp://raexpert.ru
43.Официальный сайт ОАО «Страховой дом ВСК» Режим доступа: www.vsk.ru/
44. Официальный сайт Страхование в России. Режим доступа: http: //www.allinsurance.ru.
45. Официальный сайт Электронное пособие по страхованию. Режим доступа: http: //www.ankil .com.
46.Официальный сайт Официальный сайт Государственного комитета Республики Татарстан по статистке. Режим доступа: http://
http: //tat st at. gks. ru.
47.Официальный сайт Портал о страховании в России. Режим доступа: http: //www.rustrahovka.ru.
48. Официальный сайт Научная электронная библиотека. Режим доступа: http://elibrary.ru
49. Официальный сайт Ру.Страховкаhttp: //www.rustrahovka.ru
50. Официальный сайт Страхование в России. Режим доступа: http://www.allinsurance.ru