ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ ПОТЕРИ ТРУДОСПОСОБНОСТИ В РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО - ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ ПОТЕРИ ТРУДОСПОСОБНОСТИ 5
1.1. Страхование временной нетрудоспособности. Цели, задачи, классификации
1.2. Правовые основы социального страхования на случай временной
нетрудоспособности 15
1.3. Финансовые аспекты обязательного страхования временной
нетрудоспособности 41
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ №10 ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ ПО РТ В Г АЛЬМЕТЬЕВСК
2.1. Аналитический обзор деятельности Фонда социального страхования
Российской Федерации по Республике Татарстан 54
2.2. Анализ деятельности ФСС по обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством 61
2.3. Анализ деятельности ФСС по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 69
3. СОВЕРШЕНСТВОВАННИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЩИКОВ ПО СТРАХОВАНИЮ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ 79
3.1. Развитие системы обязательного страхованию временной нетрудоспособности в современных социально-экономических условиях
3.2. Вопросы реформирования обязательного страхования временной
нетрудоспособности в РФ 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10
1. ОРГАНИЗАЦИОННО - ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ ПОТЕРИ ТРУДОСПОСОБНОСТИ 5
1.1. Страхование временной нетрудоспособности. Цели, задачи, классификации
1.2. Правовые основы социального страхования на случай временной
нетрудоспособности 15
1.3. Финансовые аспекты обязательного страхования временной
нетрудоспособности 41
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ №10 ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ ПО РТ В Г АЛЬМЕТЬЕВСК
2.1. Аналитический обзор деятельности Фонда социального страхования
Российской Федерации по Республике Татарстан 54
2.2. Анализ деятельности ФСС по обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством 61
2.3. Анализ деятельности ФСС по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 69
3. СОВЕРШЕНСТВОВАННИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЩИКОВ ПО СТРАХОВАНИЮ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ 79
3.1. Развитие системы обязательного страхованию временной нетрудоспособности в современных социально-экономических условиях
3.2. Вопросы реформирования обязательного страхования временной
нетрудоспособности в РФ 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10
Важность и актуальность темы обязательного страхования временной нетрудоспособности определяется необходимостью для демократического государства, каким стремится стать Россия, предоставить, гарантировать и защищать права и свободы своим гражданам, в том числе и в случае утраты ими трудоспособности. Уровень демократичности государства на международной арене во многом определяется объемом прав, представляемых трудящимся, и степенью их реализации. Россия, провозгласившая себя правовым, социальным государством, для достижения поставленных целей должна в новых экономических условиях создать развитую систему социальной защиты.
Практика государств с развитыми рыночными экономиками показывает, что основой действенной системы социальной защиты должно быть социальное страхование. Процесс восстановления социального страхования в России связан с определенными трудностями. В период функционирования «государства — монопольного работодателя», «государства - монопольного распорядителя социальных выплат» в массовом сознании сформировались стереотипы, практически исключающие ответственность работников и работодателей, важность их солидарных усилий по созданию специализированных институтов социальной защиты - обязательного и добровольного социального страхования.
В современных социально-экономических условиях, характеризующихся расслоением общества на богатых и бедных, снижением жизненного уровня населения его депопуляцией значение социального страхования как системы правовых, экономических, организационных мер, направленных на компенсацию изменения материального и социального положения работающих граждан, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам, возрастает. Особое значение в этих условиях приобретает обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, в рамках которого удовлетворяются важнейшие жизненные потребности человека в выживании, безопасности и стабильности. От того, насколько полно в рамках данного вида обязательного социального страхования компенсируется утраченный заработок (доход), будет в определенной степени зависеть защищенность, стабильность работающих граждан.
Актуальность исследования определяется значением пособий по временной нетрудоспособности как основного вида обеспечения из средств социального страхования, затрагивающего интересы абсолютного большинства трудящихся граждан Российской Федерации.
Итак, целью данной работы является анализ и изучение обязательного страхования временной нетрудоспособности в системе социальной защиты населения.
Объектом выпускной квалификационной работы является система социальной защиты населения. Предметом работы является анализ и изучение обязательного страхования временной нетрудоспособности.
Задачами данной выпускной квалификационной работы являются:
1. раскрыть суть социальной защиты населения, ее элементы;
2. показать правовое регулирование обязательного страхования временной нетрудоспособности;
3. отразить организационно-финансовые основы обязательного страхования временной нетрудоспособности;
4. выявить проблемы и вопросы реформирования обязательного
страхования временной нетрудоспособности в РФ.
В выпускной квалификационной работе использовались научные труды: А.П Архипова, профессора Н.А Кричевского, доктора экономических наук Роика. В.Д
Практика государств с развитыми рыночными экономиками показывает, что основой действенной системы социальной защиты должно быть социальное страхование. Процесс восстановления социального страхования в России связан с определенными трудностями. В период функционирования «государства — монопольного работодателя», «государства - монопольного распорядителя социальных выплат» в массовом сознании сформировались стереотипы, практически исключающие ответственность работников и работодателей, важность их солидарных усилий по созданию специализированных институтов социальной защиты - обязательного и добровольного социального страхования.
В современных социально-экономических условиях, характеризующихся расслоением общества на богатых и бедных, снижением жизненного уровня населения его депопуляцией значение социального страхования как системы правовых, экономических, организационных мер, направленных на компенсацию изменения материального и социального положения работающих граждан, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам, возрастает. Особое значение в этих условиях приобретает обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, в рамках которого удовлетворяются важнейшие жизненные потребности человека в выживании, безопасности и стабильности. От того, насколько полно в рамках данного вида обязательного социального страхования компенсируется утраченный заработок (доход), будет в определенной степени зависеть защищенность, стабильность работающих граждан.
Актуальность исследования определяется значением пособий по временной нетрудоспособности как основного вида обеспечения из средств социального страхования, затрагивающего интересы абсолютного большинства трудящихся граждан Российской Федерации.
Итак, целью данной работы является анализ и изучение обязательного страхования временной нетрудоспособности в системе социальной защиты населения.
Объектом выпускной квалификационной работы является система социальной защиты населения. Предметом работы является анализ и изучение обязательного страхования временной нетрудоспособности.
Задачами данной выпускной квалификационной работы являются:
1. раскрыть суть социальной защиты населения, ее элементы;
2. показать правовое регулирование обязательного страхования временной нетрудоспособности;
3. отразить организационно-финансовые основы обязательного страхования временной нетрудоспособности;
4. выявить проблемы и вопросы реформирования обязательного
страхования временной нетрудоспособности в РФ.
В выпускной квалификационной работе использовались научные труды: А.П Архипова, профессора Н.А Кричевского, доктора экономических наук Роика. В.Д
Обязательное страхование временной нетрудоспособности определяется необходимостью для демократического государства предоставить, гарантировать и защищать права и свободы своим гражданам, в том числе и в случае утраты ими трудоспособности. Уровень демократичности государства на международной арене во многом определяется объемом прав, представляемых трудящимся, и степенью их реализации. Россия, провозгласившая себя правовым, социальным государством, для достижения поставленных целей должна в новых экономических условиях создать развитую систему социальной защиты. Практика государств с развитыми рыночными экономиками показывает, что основой действенной системы социальной защиты должно быть социальное страхование.
В выпускной квалификационной работе была раскрыта суть социальной защиты населения, её элементы. Отражены организационно-финансовые основы обязательного страхования временной нетрудоспособности в РФ.
Во второй главе был проведён анализ поступлений Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РТ поступления, где было выявлено, что зачисленные в доход Фонда социального страхования Российской Федерации в 2014 году, составили в целом по отделению 5 328 741,8 тыс. рублей. Основная доля доходов бюджета Фонда по отделению традиционно сформировалась за счёт страховых взносов, уплаченных работодателями - страхователями отделения по двум видам страхования: на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Доходы, полученные в 2014 году, превысили поступления предшествующего года на 517 084,9 тыс. руб., или на 10,7 процентов.
Поступления, зачисленные в доход Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в 2015 году, составили в целом по отделению 5 723 828,3 тыс. рублей. Основная доля доходов традиционно сформировалась за счёт страховых взносов, уплаченных работодателями - страхователями отделения по двум видам страхования: на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В третьей главе было рассмотрено развитие системы обязательного страхования временной нетрудоспособности в современных социально-экономических условиях. Учитывая эти условия можно сделать выводы, что
Российская система обязательного социального страхования содержит много нерешенных проблем : дефицит средств Фондов, несоблюдение страховых принципов.
Среди общих проблем системы обязательного социального страхования можно выделить такие, как:
- дублирование функций, отсутствие отлаженной взаимосвязи с социальной защитой и системами обязательного медицинского и пенсионного страхования;
- отсутствие единой законодательной базы для всех видов систем обязательного социального страхования;
- отсутствие актуарных расчетов для определения размера страховых тарифов;
- применение заниженного по сравнению с социальными стандартами (минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума) размера страховых выплат в связи с материнством, особенно для неработающих женщин, что ведет к нарушению процесса реализации социальных гарантий;
- применение неэффективного и неадаптированного к современной реальности механизма перерасчета (индексации) размера страховых выплат;
- непоследовательные действия государства при организации деятельности системы обязательного социального страхования.
В моей работе хотелось предложить рассмотреть вопрос о продлении до 3 лет выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Существующая система государственной поддержки семей с детьми предоставляет в 2016 году гражданам РФ, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка только в течение первых полутора лет. После достижения ребенком возраста 1,5 года уже на протяжении двух десятилетий пособие по уходу будет предоставляться только в виде компенсации от работодателя в размере 50 руб. в месяц. В то же время, с учетом масштабной нехваткой ясельных групп в детский сад ребенка можно отдать только с 3 лет, при этом основная часть населения России не имеет возможности нанять няню для полуторагодовалого ребенка, которой необходимо будет платить зарплату.
Можно предложить направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода. Для этого необходимо:
выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах», в том числе с привлечением возможностей работодателей.
Другим направлением реформирования социального страхования могло бы стать перераспределение функций по страховым выплатам между коммерческими страховщиками и ФСС РФ. Для этого варианта не предполагается полного ухода предприятий из системы государственного социального страхования. Государство в лице служб социального страхования могло бы оставить в своем ведении вопросы, направленные на компенсацию следующих расходов:
- на выплату страхового возмещения в случае смерти застрахованного лица по причине развития профессионального заболевания;
- на реабилитацию застрахованных,
- на выплату пособий разного рода иждивенцам в случае смерти застрахованных лиц;
- на выплату страховых возмещений, которые коммерческие страховщики не выплачивают ни при каких обстоятельствах (самоубийство или покушение на него, умышленное причинение застрахованным самому себе телесных повреждений, несчастные случаи, произошедшие из -за нарушений застрахованным лицом техники безопасности, наркотического или алкогольного опьянения).
Третий вариант реформирования мы представляем как смешанную форму первых двух. Для ее реализации необходимо вместо региональных отделений ФСС РФ учреждать общества взаимного страхования (далее ОВС), которые будут страховать предприятия, расположенные на определенных территориях.
В этой связи целесообразным представляется определение стратегии социальной политики государства на долгосрочный период и среднесрочное планирование развития обязательного социального страхования, ориентированного на результат, на достижение социальной и экономической эффективности деятельности. Важно, начать применение актуарных расчетов для определения размера страховых взносов по каждой группе застрахованных лиц и для каждого страхователя с учетом всей совокупности влияющих факторов с последующей ликвидацией самостоятельных профессионально - отраслевых видов социального страхования; совершенствовать механизм индексации размера страховых выплат. Значимым было бы и установление страховых тарифов, обоснованных с экономической позиции, которые смогли бы действительно поддержать определенный уровень замещения заработка работника при наступлении страховых случаев. Кроме того, работодатели обязаны в полной мере нести ответственность за применение различного рода незаконных схем при оплате труда, а для этого необходимо ввести соответствующие статьи в административный и уголовный кодексы.
В выпускной квалификационной работе была раскрыта суть социальной защиты населения, её элементы. Отражены организационно-финансовые основы обязательного страхования временной нетрудоспособности в РФ.
Во второй главе был проведён анализ поступлений Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РТ поступления, где было выявлено, что зачисленные в доход Фонда социального страхования Российской Федерации в 2014 году, составили в целом по отделению 5 328 741,8 тыс. рублей. Основная доля доходов бюджета Фонда по отделению традиционно сформировалась за счёт страховых взносов, уплаченных работодателями - страхователями отделения по двум видам страхования: на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Доходы, полученные в 2014 году, превысили поступления предшествующего года на 517 084,9 тыс. руб., или на 10,7 процентов.
Поступления, зачисленные в доход Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в 2015 году, составили в целом по отделению 5 723 828,3 тыс. рублей. Основная доля доходов традиционно сформировалась за счёт страховых взносов, уплаченных работодателями - страхователями отделения по двум видам страхования: на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В третьей главе было рассмотрено развитие системы обязательного страхования временной нетрудоспособности в современных социально-экономических условиях. Учитывая эти условия можно сделать выводы, что
Российская система обязательного социального страхования содержит много нерешенных проблем : дефицит средств Фондов, несоблюдение страховых принципов.
Среди общих проблем системы обязательного социального страхования можно выделить такие, как:
- дублирование функций, отсутствие отлаженной взаимосвязи с социальной защитой и системами обязательного медицинского и пенсионного страхования;
- отсутствие единой законодательной базы для всех видов систем обязательного социального страхования;
- отсутствие актуарных расчетов для определения размера страховых тарифов;
- применение заниженного по сравнению с социальными стандартами (минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума) размера страховых выплат в связи с материнством, особенно для неработающих женщин, что ведет к нарушению процесса реализации социальных гарантий;
- применение неэффективного и неадаптированного к современной реальности механизма перерасчета (индексации) размера страховых выплат;
- непоследовательные действия государства при организации деятельности системы обязательного социального страхования.
В моей работе хотелось предложить рассмотреть вопрос о продлении до 3 лет выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Существующая система государственной поддержки семей с детьми предоставляет в 2016 году гражданам РФ, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка только в течение первых полутора лет. После достижения ребенком возраста 1,5 года уже на протяжении двух десятилетий пособие по уходу будет предоставляться только в виде компенсации от работодателя в размере 50 руб. в месяц. В то же время, с учетом масштабной нехваткой ясельных групп в детский сад ребенка можно отдать только с 3 лет, при этом основная часть населения России не имеет возможности нанять няню для полуторагодовалого ребенка, которой необходимо будет платить зарплату.
Можно предложить направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода. Для этого необходимо:
выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах», в том числе с привлечением возможностей работодателей.
Другим направлением реформирования социального страхования могло бы стать перераспределение функций по страховым выплатам между коммерческими страховщиками и ФСС РФ. Для этого варианта не предполагается полного ухода предприятий из системы государственного социального страхования. Государство в лице служб социального страхования могло бы оставить в своем ведении вопросы, направленные на компенсацию следующих расходов:
- на выплату страхового возмещения в случае смерти застрахованного лица по причине развития профессионального заболевания;
- на реабилитацию застрахованных,
- на выплату пособий разного рода иждивенцам в случае смерти застрахованных лиц;
- на выплату страховых возмещений, которые коммерческие страховщики не выплачивают ни при каких обстоятельствах (самоубийство или покушение на него, умышленное причинение застрахованным самому себе телесных повреждений, несчастные случаи, произошедшие из -за нарушений застрахованным лицом техники безопасности, наркотического или алкогольного опьянения).
Третий вариант реформирования мы представляем как смешанную форму первых двух. Для ее реализации необходимо вместо региональных отделений ФСС РФ учреждать общества взаимного страхования (далее ОВС), которые будут страховать предприятия, расположенные на определенных территориях.
В этой связи целесообразным представляется определение стратегии социальной политики государства на долгосрочный период и среднесрочное планирование развития обязательного социального страхования, ориентированного на результат, на достижение социальной и экономической эффективности деятельности. Важно, начать применение актуарных расчетов для определения размера страховых взносов по каждой группе застрахованных лиц и для каждого страхователя с учетом всей совокупности влияющих факторов с последующей ликвидацией самостоятельных профессионально - отраслевых видов социального страхования; совершенствовать механизм индексации размера страховых выплат. Значимым было бы и установление страховых тарифов, обоснованных с экономической позиции, которые смогли бы действительно поддержать определенный уровень замещения заработка работника при наступлении страховых случаев. Кроме того, работодатели обязаны в полной мере нести ответственность за применение различного рода незаконных схем при оплате труда, а для этого необходимо ввести соответствующие статьи в административный и уголовный кодексы.
Подобные работы
- Правовые основы обязательного государственною страхования ( на примере органов МВД) (08.01.13)
Диссертации (РГБ), страхование. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Социальное страхование как ключевой элемент системы социального обеспечения: понятие, основные виды и их правовое значение
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Развитие системы социального страхования, как важнейшего социально-экономического института
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ (ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ) (12.00.05 )
Диссертации (РГБ), трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Государственное социальное страхование в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - Социальная защита материнства и детства в Российской Федерации
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Регулирование личного страхования по законодательству Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование управления системой социальной защиты населения (Социальная защита, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016



