Экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе
|
Введение
Глава 1. Исследовательская работа школьников в формате школьного экологического мониторинга 5
1.1. Школьный экологический мониторинг как форма экологического образования и воспитания 5
1.2. Значение исследовательской работы со школьниками 9
1.3 Городские территории как объект исследовательских работ
школьников 14
Глава 2. Структура школьного экологического мониторинга 19
2.1. Цели и задачи школьного экологического мониторинга 19
2.2. Организация школьного экологического мониторинга 21
2.3. Методические подходы и виды школьного экологического
мониторинга 23
Глава 3. Методика проведения школьного экологического мониторинга 57
3.1. Школьный экологический мониторинг в Республике Татарстан 57
3.2. Школьные мониторинговые работы в городском парке на примере
Центрального парка культуры и отдыха им. Горького 59
Заключение 70
Список используемых источников 72
Приложение 75
Глава 1. Исследовательская работа школьников в формате школьного экологического мониторинга 5
1.1. Школьный экологический мониторинг как форма экологического образования и воспитания 5
1.2. Значение исследовательской работы со школьниками 9
1.3 Городские территории как объект исследовательских работ
школьников 14
Глава 2. Структура школьного экологического мониторинга 19
2.1. Цели и задачи школьного экологического мониторинга 19
2.2. Организация школьного экологического мониторинга 21
2.3. Методические подходы и виды школьного экологического
мониторинга 23
Глава 3. Методика проведения школьного экологического мониторинга 57
3.1. Школьный экологический мониторинг в Республике Татарстан 57
3.2. Школьные мониторинговые работы в городском парке на примере
Центрального парка культуры и отдыха им. Горького 59
Заключение 70
Список используемых источников 72
Приложение 75
Важное место в решении экологических проблем страны имеет высокий уровень экологического образования, которое является частью единой триады «экологическое воспитание - экологическое просвещение - экологическое образование». Все эти части тесно связаны, представляя собой основу формирования экологического мировоззрения, которое базируется на сознании необходимости сохранения оптимальной для жизни населения среды обитания на глобальном, региональном и локальном уровнях. Такое восприятие места человека в окружающей среде предполагает, что он начнет рассматривать свою деятельность с учетом форм и интенсивности воздействия на природу и ее ответных реакций на это воздействие Инструментов контроля качества параметров окружающей среды является экологический мониторинг.
Экологический мониторинг, или мониторинг окружающей среды, - это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Этот термин появился перед проведением Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972) в дополнение к понятию «контроль». Одним из направлений экологического мониторинга является школьный экологический мониторинг.
Актуальность работы заключается в формирование экологической культуры, которая предполагает наличие у человека определенных знаний, а также его практических действий согласующихся с требованием бережного отношения к природе на основе школьного экологического мониторинга.
Школьный экологический мониторинг в городах можно реализовать через исследование крупных природных городских территорий - парков.
Парк выступает, прежде всего, визуальным представителем природы в городе, где использование и эксплуатация природы должны ограничиваться преимущественно ее визуальным потреблением. Проведение мероприятий экологической направленности, которые являются, как правило, массовыми и имеют обычно эпизодический характер, но, тем не менее, способствуют повышению экологической культуры населения. В сфере экологической воспитания - организация систематических занятий с целью получения конкретных экологических знаний. В парках рекомендуется создавать различные кружки.
Исследовательская деятельность школьников, их непосредственное общение с природой, - пожалуй, самый надежный путь обретения экологического сознания и экологических знаний. Именно поэтому столь важна роль школьного экомониторинга - той области воспитательной и образовательной деятельности, которой и посвящена дипломная работа.
Предмет исследования школьный экологический мониторинг.
Объект исследования исследовательская деятельность школьников в городских парках
Цель работы изучить роль школьного экологического мониторинга в системе экологического образования в школе
Задачи работы:
1. Выявить роль школьного экологического мониторинга в школе
2. Определить методы и формы школьного экологического мониторинга
3. Разработать систему школьного экологического мониторинга городских парков.
4. Получить достоверные данные по мониторингу городского парка.
Экологический мониторинг, или мониторинг окружающей среды, - это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Этот термин появился перед проведением Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972) в дополнение к понятию «контроль». Одним из направлений экологического мониторинга является школьный экологический мониторинг.
Актуальность работы заключается в формирование экологической культуры, которая предполагает наличие у человека определенных знаний, а также его практических действий согласующихся с требованием бережного отношения к природе на основе школьного экологического мониторинга.
Школьный экологический мониторинг в городах можно реализовать через исследование крупных природных городских территорий - парков.
Парк выступает, прежде всего, визуальным представителем природы в городе, где использование и эксплуатация природы должны ограничиваться преимущественно ее визуальным потреблением. Проведение мероприятий экологической направленности, которые являются, как правило, массовыми и имеют обычно эпизодический характер, но, тем не менее, способствуют повышению экологической культуры населения. В сфере экологической воспитания - организация систематических занятий с целью получения конкретных экологических знаний. В парках рекомендуется создавать различные кружки.
Исследовательская деятельность школьников, их непосредственное общение с природой, - пожалуй, самый надежный путь обретения экологического сознания и экологических знаний. Именно поэтому столь важна роль школьного экомониторинга - той области воспитательной и образовательной деятельности, которой и посвящена дипломная работа.
Предмет исследования школьный экологический мониторинг.
Объект исследования исследовательская деятельность школьников в городских парках
Цель работы изучить роль школьного экологического мониторинга в системе экологического образования в школе
Задачи работы:
1. Выявить роль школьного экологического мониторинга в школе
2. Определить методы и формы школьного экологического мониторинга
3. Разработать систему школьного экологического мониторинга городских парков.
4. Получить достоверные данные по мониторингу городского парка.
Подводя результат работы, необходимо отметить, что материал, представленный в дипломной работе, позволяет сделать следующие выводы:
- экологический мониторинг вполне доступен для школьных условий;
- экологический мониторинг - новая и интересная сфера деятельности;
- без вклада школьников в сегодняшних экономических условиях осуществление государственной программы экологического мониторинга невозможно.
Следует призвать учителей и школьников участвовать в организации посильного и доступного экологического мониторинга, который станет инструментом в научном познании мира, характера и последствий взаимоотношений человека с природой, поможет строить эти отношения на научной основе, сохранять и приумножать богатства природы. Для успешного преодоления глобальных экологических проблем надо научиться их видеть и решать, прежде всего, в региональном и локальном масштабе. Для этого и нужен как начальное звено экологический мониторинг в школе.
По нашим исследованиям экологическое состояние парка (ЦПКиО им. Горького) вызывает озабоченность. Большинство деревьев, требует проведение мероприятий по уходу и восстановлению (обрезка сухих ветвей и сучьев с последующей заделкой декорированием мест повреждения, а также декорирование механических повреждений деревьев возникших в результате реконструкции парка) и только приблизительно часть деревьев находится в хорошем состоянии и не требует проведения работ. При строительстве дорог производилась рубка деревьев [7]. На значительной территории парка отсутствует травяной покров, что не улучшает внешний облик парка (склоны оврагов незадернованы). Клумбы на территории парка необходимо увеличить и разнообразить в целях эстетической привлекательности. Экологическое
просвещение территории парка необходимо усилить (например, таблички видового разнообразия растений и другие).
Автомобильный транспорт оказывает значительное влияние на экологическое состояние парка. Парк, находится в центре города и его со всех сторон, окружают автодороги. По некоторым исследованиям при интенсивности транспортного потока равного 314 авт./час превышается ПДК по пыли [10]. Сжигание листвы и мусора осенью и весной на территории парка не улучшает качество воздуха, о чем также свидетельствует результаты лихеноиндикации атмосферного воздуха. При этом следует помнить о том, что парк является местом отдыха и к нему должны применяться более строгие требования к концентрациям загрязняющих веществ.
Мерами по улучшению состоянию парка, например, могут быть:
- замена погибших деревьев приблизительно 4% деревьев следует произвести посадки молодых здоровых саженцев, строго соблюдая местоположение старого дерева, соответствие молодого виду погибшего, с учетом формы и характера ветвления. Соблюдение породного состава при восстановлении заведомо известных деревьев-патриархов (около 4% обследовано 700 деревьев) сохранит ландшафтную особенность и колорит парка и др.
В настоящий момент перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как регионального, так и национального развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.
Экологическое образование и воспитание общества поможет решению этих проблем.
- экологический мониторинг вполне доступен для школьных условий;
- экологический мониторинг - новая и интересная сфера деятельности;
- без вклада школьников в сегодняшних экономических условиях осуществление государственной программы экологического мониторинга невозможно.
Следует призвать учителей и школьников участвовать в организации посильного и доступного экологического мониторинга, который станет инструментом в научном познании мира, характера и последствий взаимоотношений человека с природой, поможет строить эти отношения на научной основе, сохранять и приумножать богатства природы. Для успешного преодоления глобальных экологических проблем надо научиться их видеть и решать, прежде всего, в региональном и локальном масштабе. Для этого и нужен как начальное звено экологический мониторинг в школе.
По нашим исследованиям экологическое состояние парка (ЦПКиО им. Горького) вызывает озабоченность. Большинство деревьев, требует проведение мероприятий по уходу и восстановлению (обрезка сухих ветвей и сучьев с последующей заделкой декорированием мест повреждения, а также декорирование механических повреждений деревьев возникших в результате реконструкции парка) и только приблизительно часть деревьев находится в хорошем состоянии и не требует проведения работ. При строительстве дорог производилась рубка деревьев [7]. На значительной территории парка отсутствует травяной покров, что не улучшает внешний облик парка (склоны оврагов незадернованы). Клумбы на территории парка необходимо увеличить и разнообразить в целях эстетической привлекательности. Экологическое
просвещение территории парка необходимо усилить (например, таблички видового разнообразия растений и другие).
Автомобильный транспорт оказывает значительное влияние на экологическое состояние парка. Парк, находится в центре города и его со всех сторон, окружают автодороги. По некоторым исследованиям при интенсивности транспортного потока равного 314 авт./час превышается ПДК по пыли [10]. Сжигание листвы и мусора осенью и весной на территории парка не улучшает качество воздуха, о чем также свидетельствует результаты лихеноиндикации атмосферного воздуха. При этом следует помнить о том, что парк является местом отдыха и к нему должны применяться более строгие требования к концентрациям загрязняющих веществ.
Мерами по улучшению состоянию парка, например, могут быть:
- замена погибших деревьев приблизительно 4% деревьев следует произвести посадки молодых здоровых саженцев, строго соблюдая местоположение старого дерева, соответствие молодого виду погибшего, с учетом формы и характера ветвления. Соблюдение породного состава при восстановлении заведомо известных деревьев-патриархов (около 4% обследовано 700 деревьев) сохранит ландшафтную особенность и колорит парка и др.
В настоящий момент перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как регионального, так и национального развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.
Экологическое образование и воспитание общества поможет решению этих проблем.
Подобные работы
- Историографический анализ оценки качества образования и поиск механизмов по его улучшению (на примере Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназия № 1 г. Агрыз РТ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Разработка курса экологического образования для старшей школы
Бакалаврская работа, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОГБОУДО «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Методические подходы к формированию экологического мировоззрения как части научного мировоззрения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Проектирование процесса экологического образования в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019



