Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экологический мониторинг как часть системы экологического образования в школе

Работа №82592

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экологическое право

Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
265
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Исследовательская работа школьников в формате школьного экологического мониторинга 5
1.1. Школьный экологический мониторинг как форма экологического образования и воспитания 5
1.2. Значение исследовательской работы со школьниками 9
1.3 Городские территории как объект исследовательских работ
школьников 14
Глава 2. Структура школьного экологического мониторинга 19
2.1. Цели и задачи школьного экологического мониторинга 19
2.2. Организация школьного экологического мониторинга 21
2.3. Методические подходы и виды школьного экологического
мониторинга 23
Глава 3. Методика проведения школьного экологического мониторинга 57
3.1. Школьный экологический мониторинг в Республике Татарстан 57
3.2. Школьные мониторинговые работы в городском парке на примере
Центрального парка культуры и отдыха им. Горького 59
Заключение 70
Список используемых источников 72
Приложение 75

Важное место в решении экологических проблем страны имеет высокий уровень экологического образования, которое является частью единой триады «экологическое воспитание - экологическое просвещение - экологическое образование». Все эти части тесно связаны, представляя собой основу формирования экологического мировоззрения, которое базируется на сознании необходимости сохранения оптимальной для жизни населения среды обитания на глобальном, региональном и локальном уровнях. Такое восприятие места человека в окружающей среде предполагает, что он начнет рассматривать свою деятельность с учетом форм и интенсивности воздействия на природу и ее ответных реакций на это воздействие Инструментов контроля качества параметров окружающей среды является экологический мониторинг.
Экологический мониторинг, или мониторинг окружающей среды, - это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Этот термин появился перед проведением Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972) в дополнение к понятию «контроль». Одним из направлений экологического мониторинга является школьный экологический мониторинг.
Актуальность работы заключается в формирование экологической культуры, которая предполагает наличие у человека определенных знаний, а также его практических действий согласующихся с требованием бережного отношения к природе на основе школьного экологического мониторинга.
Школьный экологический мониторинг в городах можно реализовать через исследование крупных природных городских территорий - парков.
Парк выступает, прежде всего, визуальным представителем природы в городе, где использование и эксплуатация природы должны ограничиваться преимущественно ее визуальным потреблением. Проведение мероприятий экологической направленности, которые являются, как правило, массовыми и имеют обычно эпизодический характер, но, тем не менее, способствуют повышению экологической культуры населения. В сфере экологической воспитания - организация систематических занятий с целью получения конкретных экологических знаний. В парках рекомендуется создавать различные кружки.
Исследовательская деятельность школьников, их непосредственное общение с природой, - пожалуй, самый надежный путь обретения экологического сознания и экологических знаний. Именно поэтому столь важна роль школьного экомониторинга - той области воспитательной и образовательной деятельности, которой и посвящена дипломная работа.
Предмет исследования школьный экологический мониторинг.
Объект исследования исследовательская деятельность школьников в городских парках
Цель работы изучить роль школьного экологического мониторинга в системе экологического образования в школе
Задачи работы:
1. Выявить роль школьного экологического мониторинга в школе
2. Определить методы и формы школьного экологического мониторинга
3. Разработать систему школьного экологического мониторинга городских парков.
4. Получить достоверные данные по мониторингу городского парка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя результат работы, необходимо отметить, что материал, представленный в дипломной работе, позволяет сделать следующие выводы:
- экологический мониторинг вполне доступен для школьных условий;
- экологический мониторинг - новая и интересная сфера деятельности;
- без вклада школьников в сегодняшних экономических условиях осуществление государственной программы экологического мониторинга невозможно.
Следует призвать учителей и школьников участвовать в организации посильного и доступного экологического мониторинга, который станет инструментом в научном познании мира, характера и последствий взаимоотношений человека с природой, поможет строить эти отношения на научной основе, сохранять и приумножать богатства природы. Для успешного преодоления глобальных экологических проблем надо научиться их видеть и решать, прежде всего, в региональном и локальном масштабе. Для этого и нужен как начальное звено экологический мониторинг в школе.
По нашим исследованиям экологическое состояние парка (ЦПКиО им. Горького) вызывает озабоченность. Большинство деревьев, требует проведение мероприятий по уходу и восстановлению (обрезка сухих ветвей и сучьев с последующей заделкой декорированием мест повреждения, а также декорирование механических повреждений деревьев возникших в результате реконструкции парка) и только приблизительно часть деревьев находится в хорошем состоянии и не требует проведения работ. При строительстве дорог производилась рубка деревьев [7]. На значительной территории парка отсутствует травяной покров, что не улучшает внешний облик парка (склоны оврагов незадернованы). Клумбы на территории парка необходимо увеличить и разнообразить в целях эстетической привлекательности. Экологическое
просвещение территории парка необходимо усилить (например, таблички видового разнообразия растений и другие).
Автомобильный транспорт оказывает значительное влияние на экологическое состояние парка. Парк, находится в центре города и его со всех сторон, окружают автодороги. По некоторым исследованиям при интенсивности транспортного потока равного 314 авт./час превышается ПДК по пыли [10]. Сжигание листвы и мусора осенью и весной на территории парка не улучшает качество воздуха, о чем также свидетельствует результаты лихеноиндикации атмосферного воздуха. При этом следует помнить о том, что парк является местом отдыха и к нему должны применяться более строгие требования к концентрациям загрязняющих веществ.
Мерами по улучшению состоянию парка, например, могут быть:
- замена погибших деревьев приблизительно 4% деревьев следует произвести посадки молодых здоровых саженцев, строго соблюдая местоположение старого дерева, соответствие молодого виду погибшего, с учетом формы и характера ветвления. Соблюдение породного состава при восстановлении заведомо известных деревьев-патриархов (около 4% обследовано 700 деревьев) сохранит ландшафтную особенность и колорит парка и др.
В настоящий момент перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как регионального, так и национального развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.
Экологическое образование и воспитание общества поможет решению этих проблем.



1. Александрова В.П., Гусейнов А.Н., Нифантьева Е.А., Болгова И.В., Шапошникова И.А. Изучаем экологию города на примере московского столичного региона (пособие учителю по организации практических занятий) // М.: Издательство Бином. - 2009. - 400 с.
2. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие.- М.:Агар, 1999. - 386 с.
3. Биологические методы оценки природной среды: “Наука”, 2008.-280 с.
4. Биоиндикация и биомониторинг. М.:Наука, 2011. - 288 с.
5. Боголюбов А.С. Методы лихеноиндикации загрязнения окружающей среды. - М.: Экосистема, 2008. - 127 с.
6. Брач Б.Я., Копышева И.А., Кочан И.Г. Мониторинг окружающей среды в Республике Коми. Сыктывкар, 2010. - 143 с.
7. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды в Республике Татарстан в 2013-2014 году. - Казань, ООО «Печатный двор», 2014. - 478 с.
8. Воронков Н.А. Основы общей экологии. - М.: Агар, 2007. - 87 с.
9. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия русской мудрости.- М.:ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 2009.-592 с.
10. Докл. 1-й науч. - практ. конф. “Экология большого города” - Пермь. - 2006. - 27 с.
11. Дубинин Н.П., Пашин Ю.В. Мутагенез и окружающая среда. М.: Наука, 2008. - 198 с.
12. Елшин И.М. Строителю об охране окружающей природной среды. -М.: Стройиздат, 2006. - 215 с.
13. Зарубин Г.П., Новиков Ю.В. Гигиена города. М.: Медицина, 2006. -144 с.
14. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Методическое пособие. / Изд. 2-е. - М.: Просвещение, 2006. - 298 с.
15. Кубышкина Е.Н. Веселова, И.А. Уразметов Геоэкологический мониторинг городской среды как форма экологического образования в школе / Образование и саморазвитие. Научный журнал №1(35) 2013. с.28-33.
16. Насыбуллина А.А., Кубышкина Е.Н. Школьный экомониторинг в Республике Татарстан // Современные проблемы географии и геологии. Материалы III Международной научно - практической конференции с международным участием (11-12 ноября 2014 г.) /под редакцией проф. Евсеева Н.С. - Томск. 2014 - с.492-496
17. Мэннинг У., Федер У. Биомониторинг загрязнения атмосферы с помощью растений. -Л. :Гидрометеоиздат,2000-143 с.
18. Орлов Д.С., Малинина М.С., Мотузова Г.В. Химическое загрязнение почв и их охрана. М.: Агропромиздат, 2011. - 209 с.
19. Постановление Правительства РФ "Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха" от 03.08.96 № 926. Собрание законодательств. Ст. 3999.
20. Пурмаль А.П.. Антропогенная токсикация планеты. Часть I // Соросовский образовательный журнал, 1998. №9
21. Радиобиологические эффекты и окружающая среда. Виленчик М.М. и др. М.: Энергоатомиздат, 2011. - 144 с.
22. Реймерс А.Ф. Надежды на выживание человечества : Концептуальная экология.-М.: ИЦ “Россия молодая”,2012.- 367 с.
23. Родзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. - М.: Просвещение, 1994. - 277 с.
24. "Российская газета". - № 194 от 10.10.96.
25. Специфика экологического мониторинга // Экология. - 2006. - № 2. - 6 с.
26. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - СПб: Прометей, 2013.-156 с.
27. Шапиро И.А. Загадки растения-сфинкса. Лишайники и экологический мониторинг. Л., Гидрометеоиздат, 2011. - 80 с.
28. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие для вузов/ Д.А. Кривошеин, Л.А. Муравей, Н.Н. Роева и др.; под ред. Л.А. Муравья.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 447 с.
29. Экологический мониторинг в школе. / Под ред. Коробейниковой Л.А. - Вологда: Русь, 2008. - 212 с.
30. Tummala P. Reddy, Vaidyanatu K. Synergistic interaction of g-rays and some methal salts in chlorophil mutation induction in rice // Mutat. Res. 2008. Vol. 52;


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ