ВВЕДЕНИЕ 9
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ 13
1.1. Сущность и общее понятие маркетинговой деятельности 13
1.2. Основные принципы управления маркетинговой деятельностью 17
1.3. Особенности организации маркетинговой деятельности на
предприятии 27
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В
ООО «ЛЕД ТЕХНОЛОГИИ» 36
2.1. Технико-экономические показатели деятельности предприятия 36
2.2. Анализ и оценка управления маркетинговой деятельностью в ООО «ЛЕД технологии» 44
2.3. Факторы, снижающие эффективность управления маркетинговой
деятельностью на предприятии 58
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ООО «ЛЕД ТЕХНОЛОГИИ» 71
3.1. Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления
маркетинговой деятельностью на предприятии 71
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 95
Современное состояние отечественного рынка характеризуется высокой степенью динамизма, изменчивости условий и требует от предприятий применения таких концепций управления, которые позволят с успехом конкурировать и реализовывать свой потенциал. Такой концепцией управления является маркетинг, обеспечивающий комплексный подход к управлению предприятием.
В процессе адаптации к рыночным отношениям руководителям отечественных предприятий приходится решать целый ряд проблем: структурные несоответствия экономики производства существующему платежеспособному спросу, износ основных фондов, нехватка оборотных средств, недостаток ориентированных на рынок специалистов.
Характерная черта нынешнего этапа экономических преобразований в России - это необходимость для большинства организаций в осознании рыночных механизмов, в новых подходах к проектированию бизнес-процессов и формированию организационных структур, к разработке стратегических направлений развития. Происходит переход к новой научной модели управления, в основе которой лежат маркетинговые и интеграционные процессы. Практика работы стран с развитыми рыночными отношениями показывает, что сохранять конкурентоспособность на рынке, предотвращать и преодолевать возникающие кризисные ситуации может предприятие, управление которым построено на принципах маркетинга.
Сегодня, в условиях динамичных изменений на микро и макро уровнях относительно организаций, в условиях жесткой конкуренции практически все они стремятся к извлечению собственных выгод, благ и прибыли. Потребитель товаров или услуг, как правило, даже при огромных возможностях, изобилии ассортимента товаров лишен права достойного выбора с учетом параметров качества и адекватного уровня цен. Маркетинговая деятельность является реакцией производителей на возрастающую конкуренцию при сбыте продукции, на научно технический прогресс, вызвавший ассортиментный взрыв, быстрое обновление и моральное старения продукции, частые изменения спроса на продукцию. Также сегодня рынок нуждается в эффективном управлении производственно-сбытовыми процессами. В данных условиях эффективное управление маркетинговой деятельностью фирмы становится основной задачей для успешного функционирования организации на рынке.
Актуальность темы работы определена наличием и необходимостью продуктивного использования импульса отраслевого развития российских промышленных предприятий в условиях значительного изменения режима внешней торговли России и экономически развитых стран мира и введения санкций на поставку в страну высокотехнологичных образцов техники, оборудования и сырья, а также технологий. Необходимость перехода к системному импортозамещению и производству некоторых видов продукции современного уровня на российской территории осознаны на самом высоком уровне и провозглашены стратегическими целями развития отечественной промышленности в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Решение столь масштабной народнохозяйственной задачи требует перехода на новые стандарты маркетинговой деятельности и системного обновления применяемого инструментария и маркетинговых моделей стратегического, тактического и операционного уровня с учетом специфики деятельности промышленных предприятий и ее учета при планировании и реализации маркетинговой активности. Данные процессы невозможны без изменения идеологии управления, внедрения стратегических маркетинговых принципов, применения мультиформатных моделей промышленного бизнеса, ориентированных на рост корпоративной результативности и конкурентоспособности посредством кардинального роста потребительской ценности маркетингового предложения с учетом специфики деятельности предприятий на организационных рынках.
Основные маркетинговые резервы роста конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий лежат в плоскости преодоления жестких ограничений в части предложения потребителям ограниченного ассортимента морально устаревшей продукции собственного производства и могут быть реализованы за счет модернизации маркетинговой стратегии и процесса управления маркетинговой деятельностью корпоративных субъектов в части формирования и развития комплексных цепочек создания ценности, учитывающих состав и структуру комплекса нужд и потребностей организаций - потребителей продукции, практического внедрения современных маркетинговых концепций, промышленных и сопутствующих услуг, бенчмаркинга и конкурентных маркетинговых стратегий.
Повышение эффективности управления маркетинговой деятельностью требует модернизации организационных структур управления, внедрения принципов проектного маркетинга и менеджмента, использования маркетинговых концепций, мультиформатности видов операционной деятельности, конкурентоспособности и конкурентной устойчивости, маркетингового сопровождения выпуска, продажи и использования продукции производственно-технического назначения в течение ее жизненного цикла.
Рост результативности и эффективности деятельности промышленных предприятий в этом случае достигается не за счет механического прироста объемов продаж или манипуляций с ценой в цепочке создания ценности, а за счет роста продаж промышленных услуг на различных этапах создания и производства продукции производственно-технического назначения (разработка прототипов, тестирование прототипов, оценка
конкурентоспособности прототипов, модернизация выпускаемых образцов продукции, опытное, мелкосерийное, крупносерийное и массовое производство, управление процессом предоставления комплексирующих услуг и т.д.).
Сопряжение нескольких наук в рамках одного процесса является базовым фактором в деятельности любой системы, поэтому выбранная тема исследования управления маркетинговой деятельности на конкретном предприятии является актуальной на сегодняшний день.
Цель работы: повышение эффективности управления маркетинговой деятельностью в ООО «ЛЕД технологии».
Задачи работы:
1. Выявить теоретические аспекты управления маркетинговой деятельностью на предприятии;
2. Провести анализ управления маркетинговой деятельностью в ООО «ЛЕД технологии»;
3. Разработать рекомендации по повышению эффективности управления маркетинговой деятельностью в ООО «ЛЕД технологии».
Объектом исследования является ООО «ЛЕД технологии».
Предметом исследования является маркетинговая деятельность в ООО «ЛЕД технологии».
Методы исследования: теоретические методы исследования: дедукция, синтез, классификация и др., эмпирические методы: наблюдение, изучение документации, опросы, системные, обобщенные методы и др.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первом разделе работы рассмотрены теоретические аспекты управления маркетинговой деятельностью на предприятии, изучена сущность и общее понятие маркетинговой деятельности, описаны основные принципы управления маркетинговой деятельностью, определены особенности организации маркетинговой деятельности на предприятии.
Во втором разделе работы проведен анализ управления маркетинговой деятельностью в ООО «ЛЕД технологии», даны технико-экономические показатели деятельности предприятия, изучены факторы, снижающие эффективность управления маркетинговой деятельностью на предприятии.
В третьем разделе работы даны рекомендации по повышению эффективности управления маркетинговой деятельностью в ООО «ЛЕД технологии», а также рассчитана экономическая эффективность предложенных мероприятий.
Организация маркетинговой деятельности включает в свой состав: построение (совершенствование) организационной структуры управления маркетингом; подбор специалистов по маркетингу надлежащей квалификации; распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом; создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговых служб (организация их рабочих мест, предоставление необходимой информации, средств оргтехники и др.); организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами организации. Контроль исполнения стратегических установок предполагает оценку степени достижения главных целей маркетинговой деятельности.
Компания ООО «ЛЕД технологии» специализируется в области светодиодных технологий и является надежным поставщиком энергосберегающих светодиодных систем освещения. ООО «ЛЕД технологии» является надежным поставщиком энергосберегающих светодиодных систем освещения. Организационная структура ООО «ЛЕД технологии» принадлежит к линейно-функциональным схемам управления. Выручка за три года возросла на 20,83 %, чистая прибыль также выросла, прибыль по предприятию в целом имеет положительную динамику. Себестоимость за три прошедших года увеличилась на 18,86 %. Снижение прочих расходов за три прошедших года обусловлено применением на предприятии постулатов «бережливого производства» и оптимизации расходов. Собственный капитал предприятия в 2015 году снизился и темп прироста является отрицательным, это говорит о том, что предприятие снижает собственный капитал, наблюдается рост кредиторской задолженности в качестве заемных источников средств для ООО «ЛЕД технологии». На предприятии трудятся 457 человек, снижение численности рабочих в 2015 году обусловлено диверсификацией производства и снижением количества заказов, а также внедрением на предприятии политики экономии на издержках.
На сегодняшний день компания реализует собственную продукцию в 50 - ти регионах России и 7-ми странах СНГ. Работает четыре филиала в городах: Набережные Челны, Челябинск, Уфа, Нижний Новгород. Входит в десятку крупнейших компаний Российской федерации по масложировой продукции.
В 2012 году компания «ЛЕД технологии» участвовала в конкурсе «100 лучших товаров России», имеет дипломы Всероссийского конкурса на производство светодиодных панелей методом пайки. Программа вновь подтвердила высокое качество и востребованность продукции, производимых компанией «ЛЕД технологии».
По анализу управления маркетинговой деятельностью предприятия и каналами сбыта продукции определены следующие выводы.
Организационная структура управления ООО «ЛЕД технологии» - линейно-функциональная, этим обуславливается четкая оперативность принятия и выполнение решений на предприятии. Однако дублирование функций и опосредованная координация между руководителями проектов и службой сбыта снижают эффективность маркетинговой деятельности. Коммерческий директор как субъект управления маркетинговой деятельностью не осуществляет контроль координаторов проекта в полной мере, занимается чаще всего закупочной деятельностью. Также не в полной мере осуществляется отсутствие координации между подразделениями. Следовательно, в ООО «ЛЕД технологии» нет специалиста, ответственного за маркетинговые мероприятия. В ООО «ЛЕД технологии» распределение по категориям товарных групп условно, не прописано детально, данная ситуация отрицательно влияет на прозрачность управления маркетингом. Нецелевые рекламные мероприятия являются следствием данной проблемы, в основном денежные средства затрачиваются на прямые продажи, однако эффективность данных мероприятий рассчитывается только менеджерами проекта, информация не доходит до руководства, отсутствует контроль реализации рекламы, следовательно, оценка эффективности маркетинговых мероприятий осуществляется не в полной мере. В целом следует отметить отсутствие централизованного контроля за маркетинговой деятельностью организации, нецелевых расходов на маркетинговые мероприятия, несмотря на позитивные показатели деятельности организации, следует заметить существенную причину увеличения объема продаж ввиду привлечения потребителей ввиду появления новых позиций по сервисному обслуживанию ввиду сложности в эксплуатации конечной продукции. Чтобы продолжить движение объемов реализации вверх, следует изучать также другие причины привлекающие потребителей.
Выявлены следующие недостатки, затрудняющие управление маркетинговой деятельностью в ООО «ЛЕД технологии»:
1) отсутствует специалист по управлению маркетинговой деятельностью;
2) эффективность маркетинговых мероприятий не рассчитывается;
3) отсутствие комплексности в разработке рекламной кампании.
Выявлены основные проблемы управления маркетинговой деятельностью ООО «ЛЕД технологии»: наиболее предпочтительными рекламными
мероприятиями являются те, что менее затратны и наиболее эффективны. Тем более что предприятие делает акцент не на определенную группу товаров, а на организацию в целом и отношение к бренду.
Управление маркетинговой деятельностью на предприятии неэффективно согласно расчетам показателей экономической эффективности. Сложность организации маркетинговой деятельности обусловлено отсутствием определенного субъекта управления. Данный факт является причиной всех проблем управления маркетинговой деятельностью предприятия. Отсутствие проработанной, унифицированной базы рекламных мероприятий происходит из-за влияния постоянных клиентов, потому что именно на привлечение их внимания направлен основной рекламный бюджет и работе по данному направлению коммерческого директора. Поэтому необходимо назначение ответственных, разработка графика мероприятий рекламного характера и сбыта продукции и услуг, используя дифференцированный подход. Однако все мероприятия необходимо прорабатывать с учетом стратегического планирования рекламных мероприятий. Сюда следует отнести разработку,
оперативное планирование, график мероприятий, сегментацию рынка, позиционирование и программу лояльности к бренду и организации в целом. Менеджменту предприятия следует детализировать управление маркетинговой деятельностью по определенным видам продукции. Можно сделать вывод, что маркетинговая среда ООО «ЛЕД технологии» в целом благоприятна, готова к формированию изменений, с целью реорганизации и подготовке структуры компании и персонала к реализации намеченной стратегии, диверсификации деятельности.
Для устранения выявленных недостатков управления маркетинговой деятельностью ООО «ЛЕД технологии» предложены следующие рекомендации: План мероприятий по совершенствованию управления
маркетинговой деятельностью ООО «ЛЕД технологии» за 2016-2018 гг., проект рекламной кампании ООО «ЛЕД технологии», внедрение новой штатной единицы - маркетолога. Ввиду предложенных рекомендаций по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью ООО «ЛЕД технологии» рекомендуется внедрение должности маркетолога. Должностные инструкции маркетолога ООО «ЛЕД технологии» необходимо внедрить согласно плану мероприятий. Внедрение данных документов позволит структурировать деятельность по управлению маркетинговой деятельностью в ООО «ЛЕД технологии», позволит скоординировать данные мероприятия, позволит увеличить объем продаж, ограничит стихийность и непоследовательность координации рекламных мероприятий, четко определит функциональные обязанности. Планируется получить экономический эффект в виде увеличения объема продаж до 21 млн. руб. к 2018 г., а также снижение управленческих издержек на 15 % или на 894 тыс. руб., снижение издержек на неэффективную рекламу на 15 % или на 306,34 тыс. руб. Также планируется получить социальный эффект ввиду внедрения новой штатной единицы, организации нового рабочего места. Организационный эффект предполагает оптимизацию расчета эффективности рекламных мероприятий, структуризацию коммуникативных связей.
1. Об обществах с ограниченной ответственностью: федеральный закон РФ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 01.07.2014 г. //СЗ РФ.-1998.-№ 7.- Ст.785; СЗ РФ.-2008.-№ 18.- Ст.1941.
2. О рекламе: федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ в ред. от
08.03.2015 // СЗ РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.
II. Специальная литература:
3. Герасимова, Е.А. Развитие инновационного потенциала
предпринимательской структуры как фактора повышения ее конкурентоспособности / Е.А. Герасимова// Проблемы современной экономики. - 2015. - № 4 (40). - С. 115-119.
4. Григорьев, М. Маркетинг: Учебник. - 4-е изд., пераб. и доп. - М.: Юрайт,
2014. - 464 с.
5. Давыденко, Е. А. Импортозамещение как результат ответных санкций российского правительства: возможности и перспективы для отечественных производителей / Е. А. Давыденко // Бренд-менеджмент. - 2015. - № 2. - С. 88-96.
6. Дональд, Р. Леманн, Рассел, С. Винер. Управление товаром. - М.: ИД Вильямс, 2014. - 624 с.
7. Егоров, Ю.Н. Основы маркетинга / Ю.Н. Егоров. - М.: Инфра-М, 2014. - 272 с.
8. Завьялова, Н.Б. Методы и инструменты в решении задач стратегического менеджмента // Актуальные вопросы современной науки. - 2015. - № 19. - С. 88-96.
9. Заказнов, А. Анализ текущих и выявление скрытых возможностей компании по увеличению объемов продаж // Управление продажами. - 2013. - № 4. - С. 64-69.
10.Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2013. - 376 с.
11. Ивашов, Е.В. Конкурент: друг или враг? Чем может оказаться полезен конкурент / Е.В. Ивашов // Управление сбытом. - 2015. - №11. - С. 28-33.
12. Камалов, И.Н. Теоретические основы управления бизнес-процессами промышленного предприятия // КПЖ. - 2015. - № 4. - С. 204-207.
13. Карпова, С. Практикум по международному маркетингу. - 2-е изд. - М.: КноРус, 2013. - 200 с.
14. Коваженков, М. А. Маркетинговое управление инновациями в современных экономических условиях // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2015. - № 6. - С. 38-45.
15. Кондратенко, Н. Маркетинг: Учебник / Н. Кондратенко. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2014. - 542 с.
16. Королев, О.Б. Теория и практика обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур на основе инструментов аутсорсинга: монография/ О.Б. Королев. - М.: Издательство Элит, 2014. - 208 с.
17. Корсун, Т.А. Развитие предпринимательских структур в условиях изменяющейся конкурентной среды / Т.А. Корсун // Генеральный директор. -
2015. - №10. - С. 24-28.
18. Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент / пер. с англ. - 12-е изд. - М.: Вильямс,
2014. - 464 с.
19. Коцюба, А., Гаращенко, Н. Инструментальная адаптация модели пяти сил отраслевой конкуренции М. Портера на основе теории нечетких множеств // Современная конкуренция. - 2013. - №4(40). - С. 51.
20. Кузнецова, Ю. Успешные приемы современного маркетинга, используемые при создании и продвижении продукции компании // Маркетинг и маркетинговые исследования. №3. 2014. С.10-17.
21. Лукинский, В.В. Интегральная оценка эффективности маркетинговой деятельности с использованием ключевых показателей/ В.В. Лукинский // Логистика и управление цепями поставок. - 2013. - №6(47) - С. 29-35.
22. Матузенко, Е.В., Костенко, Я.В. Взаимосвязь функций и задач коммерческой деятельности с конкурентной рыночной средой / Е.В. Матузенко,
Я.В. Костенко // РИСК. - 2014. - № 1. - С. 125-127.
23. Маховикова, Г. Планирование на предприятии: краткий курс лекций / Г. Маховикова, Е. Кантор, И. Дрогомирецкий. - М.: Юрайт, 2015. - 144 с.
24. Моделируем и анализируем бизнес-процессы: навигатор для
архитекторов бизнес-процессов: учебное пособие / Под ред. В.В. Кондратьева. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 109 с.
25. Мусиенко, Д.О. Сущность маркетинговой деятельности на предприятиях // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 383-386.
26. Овчинникова, О.В. Опыт создания аналитической службы маркетинга и продаж // Маркетинг и маркетинговые исследования. №1. 2013. С.15-18.
27. Панкратов, Ф.Г., Серегина, Т.К. Коммерческая деятельность / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. - М.: Маркетинг, 2013. - 320 с.
28. Сергиенко, Е.С., Печенджиян, Р.Э. Маркетинговое управление деятельностью предприятия на современном рынке // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - № 1. - С. 28-32.
29. Тебекин, А. Стратегический менеджмент. Учебник / А. Тебекин. - М.: Юрайт, 2015. - 320 с.
30. Туманов, К.М. Современные подходы к реализации стратегии качества на предприятии // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-10. - С. 2231¬2235.
31. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник /
Р.А. Фатхутдинов. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 448 с.
32. Феофанов, А.Н., Митрофанов, В.Г., Капитанов, А.В. Выбор типа модели производственных систем / Феофанов А.Н., Митрофанов В.Г., Капитанов А.В. // Проблемы машиностроения и автоматизации. - 2013. - № 4. - С. 96-98.
33. Хаев, О.Н. Оценка стратегической деятельности на предприятиях / О. Н. Хаев, А. А. Бирюков // Маркетинг услуг. - 2015. - № 2. - С. 89-96.
34. Хандамова, Э.Ф. Маркетинговое коммуникационное поле предприятия: формирование и развитие: монография / Э.Ф. Хандамова; ФГБОУ ВПО «КубГТУ». - Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2013. - 460 с.
35. Цветков, В. А. Причины, развитие и последствия экономического кризиса для России / В. А. Цветков // Международная экономика. - 2015. - № 3. - С. 5¬
12.
36. Шагайда, Н. Продовольственная независимость и продовольственная безопасность с точки зрения правил ВТО // Экономическое развитие России. -
2015. - №2. - С. 37-39.
37. Шахрутдин, М. Управление качеством продукции: Учебник /
М. Шахрутдин, Г. Беспалова. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 336 с.
38.Экономика предприятия : Учебник для вузов по специальности «Менеджмент организации» / А.Е. Карлик и др. ; ред. М.Л. Шухгальтер. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 464 с.
39. Юзвович, Л.И., Юдина, Е.А. Комплексный подход к исследованию сущности, принципов и методов финансового планирования на предприятиях в экономической системе / Л.И. Юзвович, Е.А. Юдина // Фундаментальные исследования. - 2014. - №9. - С. 115-119.
40. Яковлева, М.Т. Позиционирование и продвижение нового продукта на рынок / М.Т. Яковлева // Маркетолог. - 2016. - №1. - С. 59-66.
III. Текущий архив организации:
41. Устав ООО «ЛЕД технологии».