Формирование коммуникативной компетенции при подготовке учащихся старших классов средних общеобразовательных школ к устной части ЕГЭ по английскому языку
Введение стр.3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ стр. 11
1.1 Коммуникативная компетенция и ее характеристика. Формирование
коммуникативной компетенции при обучении говорению стр.11
1.2 Устная часть ЕГЭ по английскому языку. Характеристики заданий.
Проверяемые учебные универсальные действия стр.25
1.3 Психофизиологические особенности детей старшего школьного
возраста стр.32
Выводы по главе 1 стр. 40
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ стр.42
2.1 Методические рекомендации по формированию коммуникативной
компетенции у учащихся старших классов общеобразовательных школ при подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку стр.42
2.2 Проверка эффективности разработанной системы упражнений по формированию коммуникативной компетенции учащихся старших классов посредством обучающего эксперимента стр.57
Выводы по главе 2 стр. 81
Заключение стр.83
Список литературы стр.85
Приложения стр.91
Актуальность исследования. В 2004 году ФГОС (полного) общего образования объявил основной целью обучения иностранному языку в средней школе развитие речевых умений, которые напрямую связаны с умением применять полученные знания на практике. Конечной целью обучения речевой деятельности является овладение иноязычной коммуникативной компетенцией, включающей речевую, языковую, социокультурную, учебно-познавательную и компенсаторную компетенции.
Формирование навыка устной речи как социокультурного, обусловленного контекстом вида деятельности в рамках компетентностного подхода к обучению признается важным, если ни самым главным, аспектом обучения иностранному языку, а умение говорить на иностранном языке, в свою очередь, является обязательным требованием к выпускнику Российской школы.
Несмотря на принятые стандарты, на уроках английского языка в средней школе овладение устной речью на протяжении многих лет носило вторичный и подчиненный характер. Формированию навыка говорения не уделялось достаточно внимания и одна из причин этого заключалась в том, что цели обучения не отражались в целях контроля: задания на говорение не были включены в состав итогового экзамена.
Стоит признать, что попытки включить в ЕГЭ задания, контролирующие навык устной речи предпринимались несколько раз, но по тем или иным причинам они не увенчались успехом. Очередная попытка была сделана в 2015 году - новая модель устной части отличается от предыдущих по форме и по формату проведения. Это изменение было в целом одобрительно встречено в образовательной среде, так как оно повышает значимость формирования устных речевых умений учащихся: возрастают мотивация к овладению устной речью на уроках иностранного языка, увеличивается время говорения учащихся на занятиях, возвращается интерес к методическим приемам обучения говорению с целью повышения учебных результатов школьников.
Однако, потенциальной проблемой может стать искушение некоторых учителей ориентировать обучение навыкам устной речи исключительно на экзамен, что ограничивает как арсенал дидактических средств, применяемых учителем, так и универсальные учебные действия, формируемые у учащихся узкими рамками экзаменационных требований. В этой связи важно помнить, что основной целью обучения все-таки является формирование иноязычной коммуникативной компетенции и именно ее высокий уровень может обеспечить реальное и заметное повышение результатов учащихся в устной части ЕГЭ - именно этим обусловлена актуальность нашего исследования.
В рамках нашего исследования были изучены современные УМК по английскому языку для старших классов и можно сделать вывод, что большинство из них не уделяют достаточного внимания формированию навыка устной речи, не учитывают требования экзамена и не включают ни упражнения на развитие контролируемых экзаменом умений и навыков, ни методические рекомендации для учителя, которые могли бы способствовать их более эффективному формированию.
Формировать иноязычную коммуникативную компетенцию при обучении говорению на основе лишь действующих пособий, без привлечения дополнительных средств и разработки более разнообразных и методически целесообразных приемов, способов и форм работы не эффективно.
В то же время, многие международные экзамены по английскому языку используют либо сходные с ЕГЭ методы контроля навыков устной речи (монологическое высказывание в FCE, CAE, TOEFL), либо сходны с ним по формату (один на один с компьютером как в TOEFL) и международным педагогическим сообществом накоплен огромный опыт подготовки к ним.
Сравнение требований новой модели устной части ЕГЭ по английскому языку и результатов нашего исследования позволил выявить следующие противоречия между:
- новыми требованиями к уровню иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов и реальным уровнем ее сформированности у учащихся старших классов;
- возможностью использования опыта подготовки к международным экзаменам по английскому языку и недостаточным его использованием на практике в силу ряда причин (недоступность материалов, неосведомленность учителей о подобном опыте и т.п.);
- между потребностью и отсутствием методики обучения навыкам говорения при подготовке к новой модели устной части ЕГЭ.
В результате выявленных противоречий проблему данного исследования мы определили таким образом: каким образом формировать иноязычную коммуникативную компетенцию при подготовке учащихся средних общеобразовательных школ к устной части ЕГЭ по английскому языку?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность системы упражнений по формированию иноязычной коммуникативной компетенции при подготовке учащихся средних общеобразовательных школ к устной части ЕГЭ по английскому языку.
Объект исследования - процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся средних общеобразовательных школ.
Предметом исследования являются методические аспекты формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся средних общеобразовательных школ при подготовке к устной части ЕГЭ через применение специально разработанной системы упражнений.
Гипотеза исследования: процесс формирования иноязычной
коммуникативной компетенции учащихся средних общеобразовательных школ при подготовке к устной части ЕГЭ станет более эффективным, если будет разработана специальная система упражнений, учитывающая:
- структуру и методы формирования коммуникативной компетенции, а также методы развития навыков устной речи,
- психофизиологические особенности учащихся старших классов и меры эффективного педагогического воздействия на них,
- особенности заданий устной части ЕГЭ и требования к их выполнению,
и включающая методические рекомендации по применению этой системы упражнений.
Цель и гипотеза исследования определили постановку и решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность и компонентный состав иноязычной коммуникативной компетенции, которую необходимо сформировать у учащихся средних общеобразовательных школ при подготовке к устной части ЕГЭ.
2. Разработать систему упражнений и методические рекомендации по работе с учащимися старших классов, направленную на формирование соответствующих составляющих иноязычной коммуникативной компетенции;
3. Экспериментальным путём проверить, насколько процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся средних общеобразовательных школ при подготовке к устной части ЕГЭ будет эффективным через применение разработанной системы упражнений.
Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие научные методы исследования:
• теоретические: анализ и обобщение отечественной и зарубежной
научной педагогической, психологической, и
методической литературы;
• эмпирические: наблюдение, тестирование учащихся, изучение продуктов их деятельности;
• экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этап эксперимента);
• статистический - математическая обработка полученных данных в процессе педагогического эксперимента;
Теоретико-методологической основой исследования послужили исследования отечественных и зарубежных ученых по вопросам содержания и структуры коммуникативной компетенции И.А. Зимней, И.Л. Бим, Д. Хаймса, Ванн Эйка, М. Кэналя, М. Свейна, Л.Ф Бахман и Э. С. Палмера, Р. П. Мильруда. Методика обучения навыкам устной речи рассматривается в трудах И.А. Зимней, Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез, А.Н. Щукина, Е.Н. Солововой, Р. П. Мильруда, а также многих иностранных методистов: Д. Хармера, П. Ёр, С. Торнбери, Д. С. Ричардса и др. В теоретическую базу исследования также вошли работы И.А. Зимней, Д. Хармера, П. Ёр на тему психофизиологических особенностей учеников старших классов, которые имеют огромное влияние на методику преподавания иностранного языка.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- выявлена возможность применения методического опыта подготовки учащихся к международным экзаменам по английскому языку (FCE, TOEFL) к подготовке к новой модели устной части ЕГЭ, обусловленная их сходством по содержанию и формату;
- разработана система упражнений для формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов при подготовке к устной части ЕГЭ;
- разработаны методические рекомендации для учителей английского языка, целью которых является предложить более эффективные методы формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения говорению;
- теоретически и практически доказано, что предложенная система упражнений является эффективным средством формирования иноязычной коммуникативной компетенции, которая необходима выпускникам для успешной сдачи итогового экзамена.
Теоретическая значимость исследования:
• уточнено содержание иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся старших классов и определены методы ее формирования при обучении навыкам устной речи;
• дана развернутая характеристика заданий новой модели устной части ЕГЭ и контролируемых ими универсальных учебных действий;
• уточнены психофизиологические особенности присущие учащимся старших классов и меры педагогического воздействия на них применительно к урокам английского языка;
• разработана система упражнений по формированию иноязычной коммуникативной компетенции при подготовке учащихся старших классов, учитывающая опыт подготовки к международным экзаменам по английскому языку.
Практическая значимость исследования в первую очередь заключаются в том, что материалы, опубликованные в нем, могут быть использованы учителями английского языка средней школы на уроках по развитию навыка говорения для повышения эффективности формирования различных аспектов коммуникативной компетенции, с целью достижения более высоких результатов при сдаче ЕГЭ; результаты исследования также могут быть использованы преподавателям высшей школы при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров, при составлении учебных пособий
Апробация. Результаты исследования излагались и обсуждалась в докладе на Итоговой научно-образовательная конференция студентов КФУ (Казань, 2016 г.) - 2 место;
Материалы исследования отражены в публикациях:
• Хасанова О.В., Дьяченко Т.В. Формирование коммуникативной компетенции при подготовке учащихся средних общеобразовательных школ к устной части ЕГЭ по английскому языку // КПЖ. 2016. №1 (114). - С. 143-147.
• Хасанова О.В., Дьяченко Т.В. Developing English Speaking skills for Unified State Exam: учебно-методическое пособие по английскому языку. - Казань, 2016. - 115с.
• В сборнике научных статей по результатам Итоговой научно¬образовательная конференция студентов КФУ (Казань, 2016);
Достоверность и обоснованность выводов и рекомендаций настоящей работы обеспечены: применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; опорой на современные психолого¬педагогические и методические исследования, на передовой отечественный и зарубежный опыт обучения учащихся навыкам говорения; репрезентативностью и валидностью данных опытно-экспериментальной работы, сочетанием качественного и количественного анализа; наличием базы апробации и внедрения основных положений исследования в педагогическую практику; публикацией материалов исследования и их положительной оценкой.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Необходимость разработки системы упражнений по формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов при подготовке к устной части ЕГЭ обусловлена следующим: требованиями ФГОС к уровню сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у выпускника российской школы, специфическими особенностями и новым характером заданий в устной части экзамена, отсутствием в современных УМК рекомендованных к применению в средних школах системы упражнений на подготовку к этой части экзамена.
2. Специфика заданий новой устной части ЕГЭ по английскому языку заключается в их сходстве (монологичность высказываний, строго ограниченный отрезок времени на выполнение заданий, формат экзамена - один на один с компьютером, отсутствие экзаменатора) с заданиями популярных международных экзаменов FCE и TOEFL и целесообразно использовать методический опыт подготовки к этим экзаменам при подготовке к ЕГЭ.
3. Эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся старших классов при подготовке к устной части ЕГЭ обеспечивается применением в учебном процессе разработанной методики, учитывающей: принципы формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста, особенности заданий новой модели устной части ЕГЭ; и включающей систему упражнений для подготовки учащихся к устной части ЕГЭ, а также методические рекомендации по работе с ней.
4. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся старших классов при подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку обеспечивается использованием системы упражнений, которая включает в себя упражнения для формирования как отдельных субкомпетенций, так и иноязычной коммуникативной компетенции в целом.
Проведенное исследование посвящено формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов средних общеобразовательных школ при подготовке к устной части ЕГЭ. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (полного) общего образования формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции является главной целью обучения иностранному языку в школе.
Изучение результатов теоретических исследований по данной проблеме, анализ особенностей новой модели устной части итогового экзамена и требований предъявляемых им к выпускникам средних школ, а также анализ методических комплексов, используемых для обучения учащихся старших классов, выявили недостаточную теоретическую и методическую разработанность проблемы, что подтвердило целесообразность проведения исследования.
В ходе нашего исследования был конкретизирован компонентный состав и содержание иноязычной коммуникативной компетенции, которые необходимо сформировать у учеников старших классов средних общеобразовательных школ; определены требования устной части ЕГЭ к сформированности коммуникативной компетенции и методы ее формирования при обучении говорению. Также были определены психофизиологические особенности старшеклассников и соответствующие методы педагогического воздействия на них в контексте преподавания иностранного языка. Была разработана система упражнений, направленная на формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов, которая была дополнена методическими рекомендациями для учителя по применению этой системы.
Система упражнений, направленная на формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся и методические рекомендации к ней, строится на принципах обучения навыкам устной речи и учитывает опыт подготовки к международным экзаменам по английскому языку (TOEFL и FCE), использующим либо сходный формат проведения устной части экзамена (отсутствие экзаменатора, один-на-один с компьютером, строго ограниченное время на подготовку и выполнение заданий), либо похожие формы контроля устноречевых навыков (монолог, описание фотографий, сравнение фотографий).
Апробация предлагаемой системы упражнений в обучающем эксперименте, проводившемся в 11б классе общеобразовательной школы №122 г. Казани, подтвердила ее эффективность. Результаты контрольного среза показали, что учащиеся стали лучше понимать смысл коммуникативной задачи каждого задания экзамена, продуцировать различные виды устных высказываний с учетом правил их построения, ситуации общения, свободнее использовать разнообразные грамматические и лексические средства для ее решения, в том числе средства логической связи. С точки зрения организации высказывания учащихся стали более логичными и законченными. Учащиеся стали увереннее пользоваться предложенными и находить собственные стратегии выполнения заданий.
Перспективность исследования заключается в том, что предлагаемая система упражнений по формированию коммуникативной компетенции может применена при обучении другим иностранным языкам. Система упражнений и методические рекомендации к ним могут быть использованы не только в практике преподавания иностранного языка в средней школе, но и при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров, при составлении учебников и учебных пособий.
Проведённое исследование не исчерпывает всех вопросов, касающихся процесса формирования у учащихся старших классов коммуникативной компетенции. Перспективы дальнейшего изучения могут быть связаны с расширением системы упражнений по подготовке к устной части ЕГЭ, а также дальнейшей разработкой и экспериментальной проверкой методов развития навыков других видов речевой деятельности.
1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. № 2. С. 11-15.
2. Бодоньи М.А. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ: устная часть. Задания по новой демоверсии на 2015 год: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2015. — 128 с.
3. Вербицкая М. В., Махмурян К. С., Симкин В. Н., Соловова Е. Н. Новая модель устной части ЕГЭ по иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2013. № 9. — С. 10-21.
4. Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий устной части ЕГЭ. Москва: Федеральный институт педагогических измерений, 2016. - 98 с.
5. М Вербицкая М. В., Махмурян К. С., Симкин В. Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по иностранным языкам. Москва: ФИПИ, 2015. - 30 с.
6. Вятютнев, М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические аспекты) - М.: Русский язык, 1984. - 84 с.
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 336 с.
8. Демонстрационный вариант устной части контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по английскому языку 2016 г. - ФИПИ. - 2016. - 8 с.
9. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая
основа компетентностного подхода в образовании. - М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 30 с.
10. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
11. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке 2-е изд. — М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
12. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
13. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения Единого государственного экзамена по английскому языку. Москва: ФИПИ, 2015.
14. Козлов В. В, Кондаков А. М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: Просвещение, 2009. - 48 с.
15. Корчажкина О. М. Стратегии составления вопросов к рекламному объявлению (устная часть ЕГЭ по английскому языку) // Иностранные языки в школе, 2015, N № 5. - С.28-37.
16. Мильруд, Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, 2005. - 253 с.
17. Мильруд Р. П. Приемы и технологии обучения устной речи // Язык и культура. 2015. №1 (29). - URL: http://cyberleninka.ru/article/nZpriemy-i- tehnologii-obucheniya-ustnoy-rechi (дата обращения: 06.12.2015).
18. Миролюбов, А.А. Коммуникативная компетенция как основа формирования общеобразовательного стандарта по иностранным языкам // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. - № 2. - С. 17-18.
19. Миронова О.А. Формирование речевой готовности учащихся старших классов к сдаче устного экзамена в форме ЕГЭ // Сборник научных трудов. Самара 2014 года. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. - 212 с.
20. Музланова, Е.С. Английский язык: Раздел «Говорение» на едином государственном экзамене: 10-11-й классы. Москва: ACT: Астрель, 2016. — 62 с.
21. Немыкина А.И., Почепаева А.В. ЕГЭ. Устная часть. Английский язык. Сборник тестов: учебное пособие по английскому языку с компьютерным диском. - М.: ООО «Лэнгвидж 360», 2014. - 54 с.
22. Сагитова М. В. Подготовка к устной части ЕГЭ по английскому языку: проблемы, задачи, методы // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 150-151.
23. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Пособие для студентов пед. Вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
24. Соловова Е.Н., Родоманченко А. С. Формы контроля монологических умений в международных экзаменах по английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 2. - С. 39-47.
25. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по иностранным языкам. - ФИПИ. - 2015. - 7 с.
26. Унифицированные учебные материалы для подготовки экспертов предметных комиссий ЕГЭ 2016 года. Английский язык - Москва: Федеральный институт педагогических измерений, 2016. - 142 с.
27. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. - М. 2004. - 266 с.
28. Хасанова О.В., Дьяченко Т.В. Формирование коммуникативной
компетенции при подготовке учащихся средних общеобразовательных школ к устной части ЕГЭ по английскому языку // КПЖ. 2016. №1 (114). - С. 143-147. URL: http://cyberleninka.ru/article/nZformirovanie-
kommunikativnoy-kompetentsii-pri-podgotovke-uchaschihsya-srednih- obscheobrazovatelnyh-shkol-k-ustnoy-chasti-ege-po (дата обращения: 19.06.2016).
29. Хасанова О.В., Дьяченко Т.В. Developing English Speaking skills for Unified State Exam: учебно-методическое пособие по английскому языку. - Казань, 2016. - 115с.
30. Щукин А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учебное пособие - М.: Икар, 2014 г. - 454 с.
31. Юнёва С. А. Английский язык. Устная часть. Готовимся к ЕГЭ. Учебное пособие. / С.А. Юнёва. - Москва: «Интеллект-Центр», 2015. - 48 с.
32. Acklam R., Crace A. Premium B2 level Coursebook. - Pearson, Longman, 2008. - 208 p.
33. Bachman, L. Fundamental considerations in language testing. - Oxford: Oxford University Press, 1990. - 408 p.
34. Bachman, L.F., Palmer, A.S. Language Testing in Practice: Designing and Developing Useful Language Tests. Oxford etc.: OUP. - 1996.
35. Bagaric V., Mihaljevic Djigunovic E. Defining communicative competence // Metodika / Vol. 8, br. 1, 2007, P. 94-103
36. Bates S. Oxford Preparation Course For The Toefl Ibt™ Exam A Skills-Based Communicative Approach. - Oxford University Press. - 2011. - 717 p.
37. Brown, H. D. Teaching by principles: An interactive approach to language pedagogy. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall Regents. 1994. - 416 pp.
38. Cambridge English: First Handbook for teachers. - URL: http://www.cambridgeenglish.org/images/cambridge-english-first-handbook- 2015.pdf (дата обращения: 06.12.2015).
39. Canale, M. From communicative competence to communicative language pedagogy // Language and communication / Edited by J.C. Richards, R.W. Schmidt. - Longman, 1983. - Р. 276.
40. Canale, M., & Swain, M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing //Applied Linguistics, №1 - 1983. - P. 1¬47.
41. Canale, M., & Swain, M. A Theoretical Framework for Communicative Competence. //The construct validation of test of communicative competence, 1981. - P. 31-36.
42. Carter R., McCarthy M. Exploring Spoken English - Cambridge University Press, 1997. - 160 p.
43. Chomsky, N. Aspects of the Theory of Syntax. Cambridge, Massachusetts: The M.I.T. Press, 1965.
44. Cunningham S., Bygrave J. Real Life Upper Intermediate Student's Book - Pearson Longman, 2011. - 100 p.
45. Gear J., Gear R. Cambridge Preparation for the TOEFL Test (Book & CD- ROM) 4th Edition. - Cambridge University Press. - 2006. - 616 p.
46. Getzel E., Yaunish T. Basic Skills for the TOEFL iBT 1 Speaking Book. - Compass publishing. - 2008.
47. Hancock M. English Pronunciation in Use. - Cambridge University Press. - 2004. - 200 p.
48. Harmer, J. The Practice of English Language Teaching (4th Edition) - Longman ELT, 2007 - 448 p.
49. Hymes, D. On communicative competence // Sociolinguistics / Edited by J.B. Pride, J. Holmes. - Harmondsworth: Penguin, 1972. - P. 269-293.
50. Cambridge English: First Handbook for teachers
URL:http://www.cambridgeenglish.org/images/cambridge-english-first- handbook-2015 .pdf
51. Luoma, S. Assessing speaking. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. - 212 p.
52. Mann M., Taylore-Knowles S., Вербицкая М., Macmillan Exam Skills for Russia. Тесты для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. - Macmilian Education. - 2015. - 216 c.
53. Murphy, J. M. Oral communication in TESOL: Integrating speaking, listening and pronunciation. TESOL Quarterly, 25(1), 1991. - P. 51-74.
54. Piaget J. The Psychology of Intelligence 2nd Edition. Routledge, 2001. - p. 202
55. Phillips D. Longman Preparation Course for the TOEFL iBT® Test: Classroom activities, 2e. Pearson Education, 2015 - 298 p.
56. Richards J.C. Current Trends in Teaching Listening and Speaking // The
Language Teacher Online. 2003. - URL: http://jalt-
publications.org/old_tlt/articles/2003/07/richards (дата обращения 12.01.2016)
57. Savignon, S. J. Communicative Competence: An Experiment in Foreign- Language Teaching. - Center for Curriculum Development, 1972. -115 p.
58. Savignon, S. J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. - Addison Wesley, 1983. - 288 p.
59. Savignon, S. J. Communicative Language Teaching: State of the Art TESOL Quarterly, Vol. 25, No. 2., 1991, P. 261-277.
60. Stern, H. H. Fundamental Concepts of Language Teaching. - Oxford: OUP, 1983. - 594 p.
61. The Common European Framework of reference for Languages: Learning,
Teaching, Assessment - URL:
www.coe.int/t/dg4/linguistic/source/Framework_EN.pdf (дата обращения: 20.08.2015)
62. The Official Guide to the TOEFL ® Test McGraw-Hill Third Edition, 2009. - URL:https://www.ust.edu/ustj/images/hss/134_1444107591.pdf (дата обращения: 06.12.2015).
63. Thornbury S. How to Teach Speaking - Pearson Education, 2005 - 160 p.
64. Ur P. A Course in English Language Teaching 2nd Edition. - CUP, 2012 - 336 p.