Особенности трудовой миграции в мировой и российской экономике в современных условиях (на примере Южной Кореи)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы исследования трудовой миграции....8
1.1 Сущность и виды миграции рабочей силы, её причины 8
1.2 Институциональные особенности регулирования миграции 14
1.3 Современные тенденции трудовой миграции в России и мире 21
Глава 2. Особенности процесса миграции в современной экономике РК 34
2.1 Специфика трудовой миграции в Республике Корея 34
2.2 Проблемы трудовой миграции, пути их решения 43
2.3 Перспективы развития трудовых потоков 49
Глава 3. Состояние и перспективы развития трудовой миграции между РФ и
РК 58
3.1 Сравнение государственного регулирования трудовой миграции России и
Южной Кореи 58
3.2 Взаимоотношения Российской Федерации и Республики Корея в сфере
трудовой миграции, её последствия 69
Заключение 81
Список литературы
Глава 1. Теоретико-методические основы исследования трудовой миграции....8
1.1 Сущность и виды миграции рабочей силы, её причины 8
1.2 Институциональные особенности регулирования миграции 14
1.3 Современные тенденции трудовой миграции в России и мире 21
Глава 2. Особенности процесса миграции в современной экономике РК 34
2.1 Специфика трудовой миграции в Республике Корея 34
2.2 Проблемы трудовой миграции, пути их решения 43
2.3 Перспективы развития трудовых потоков 49
Глава 3. Состояние и перспективы развития трудовой миграции между РФ и
РК 58
3.1 Сравнение государственного регулирования трудовой миграции России и
Южной Кореи 58
3.2 Взаимоотношения Российской Федерации и Республики Корея в сфере
трудовой миграции, её последствия 69
Заключение 81
Список литературы
Во всем мире активно происходит процесс интернационализации производства, который сопровождается интернационализацией рабочей силы. Сегодня трудовая миграция является неотъемлемой частью международных отношений в области экономики, а формирование единого рыночного пространства, в условиях глобализации, обеспечивает свободное перемещение капиталов, товаров, технологий, идей и трудовых ресурсов. Национальным рынкам труда необходимо учитывать формы распространения экономической глобализации, ведь она приводит к активизации международных потоков человеческих ресурсов. В результате, в область создаваемого международного рынка рабочей силы и в процессы с ним связанные вовлекаются все страны, в том числе Российская Федерация и Республика Корея.
Кроме того, на современном этапе мирового развития всё более чётко проявляется обострение глобальных социальных, демографических и экономических проблем. Это вызывает необходимость исследования меняющихся механизмов регулирования международного хозяйства. Под влиянием данных тенденций происходят серьёзные изменения в структуре занятости, менеджменте трудовых ресурсов и самой трудовой деятельности.
Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Трудовая миграция, порождающая определенные проблемы, несомненно, обеспечивает преимущества для стран, которые поставляют и принимают рабочую силу. В последние годы меняется структура миграции, как в качественных, так и в количественных показателях, изменяя формы и направления движения миграционных потоков.
Южная Корея, совершив экономический «прорыв», в большей степени сделала это за счёт избыточного предложения трудовых ресурсов. Специфика этой страны в области регулирования миграционных потоков может иметь научный интерес для стран с переходной экономикой, так как в наше время проблема миграции является очень актуальной. По большей части люди, въезжающие на территорию другой страны, находятся в поисках временной или хотя бы более высокооплачиваемой работы.
Практическая значимость диссертационного исследования связана с тем, что РФ и ЮК имеют динамично развивающуюся взаимную экономическую основу сотрудничества, успешно реализовывают и взаимодействие в области обмена трудовыми ресурсами. Обе страны выразили не маленький интерес к совместному развитию предпринимательства, разработке новых индустриальных проектов, реализация которых происходит с учетом специфики трудовых отношений внутри и между Россией и Кореей.
Изучая и анализируя проблемы миграции в Республике Корея, мы поняли, что разрешения, принимаемые в процессе реформ и других мероприятий правительства Южной Кореи, могут представлять практический интерес для официальных ведомств России, которые реализуют социально-экономическую политику в области миграционных отношений.
Степень научной разработанности проблемы. В последние годы проблематике рынка рабочей силы, как в России, так и за рубежом начинают уделять значительное внимание. Хотя различные аспекты трудовых отношений, так или иначе, рассматривались в российской и зарубежной научной литературе, работ, посвященных системному анализу рынка труда пока недостаточно. Что касается Южной Кореи, то практически не встречаются исследования, которые комплексно раскрывали бы все аспекты данного вопроса.
Необходимо отметить, что в советский период двое известных корееведов, Б.В. Синицын и В.И. Шипаев, уделили не малое внимание изучению проблем социальных последствий для экономики и экономического развития Южной Кореи. В последние годы появились несколько работ, в которых изучены отдельные аспекты миграционных отношений Южной Кореи, однако, исследования в данной области необходимо продолжать с целью изучения всей специфики трудовых миграционных отношений, сложившейся в стране. В результате, выбор темы представленного исследования был обусловлен относительно невысокой степенью научной разработанности, очевидной актуальностью и практической значимостью для Российской Федерации.
Целями диссертационного исследования являются:
• изучение теоретических основ внешней трудовой миграции, в том числе: причины и динамика межрегионального и международного перемещение трудовых ресурсов и населения, выявление потребности регулирования процессов миграции, изучение политики регулирования миграционных потоков, основные этапы и направления международной трудовой миграции населения;
• выявление особенностей и проблем миграции в Республике Корея, а также правовых основ регулирования миграции в данной стране;
• анализ направлений совершенствования государственного регулирования миграции в России на примере мирового опыта;
• выявление направления развития законодательной базы регулирования миграции в Республики Корея;
• разработка перспективы развития миграционных отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея.
Задачами диссертационного исследования являются:
• рассмотреть миграционные отношения Южной Кореи с применением методологических и терминологических подходов исследования, на основе сравнительного анализа и сопоставления выявить особенности, характеризующие рынок рабочей силы Республики Корея;
• проанализировать государственную политику РК и охарактеризовать основные рычаги, применяемые в решении проблем миграции;
• рассмотреть и выявить роль миграционной политики страны на миграционные потоки и международные отношения в целом;
• на основе анализа российского и южнокорейского опыта по регулированию миграции научно обосновать тенденции дальнейшей взаимной политики и перспективы развития отношений между Россией и Южной Кореей.
Объектом исследования является внешняя трудовая миграция
Российской Федерации и Республики Корея.
Предметом исследования является особенность формирования и тенденции развития миграционных отношений РК и РФ, этапы становления, качественные и количественные характеристики трудовых ресурсов стран, проблемы и пути решения государственной политики регулирования миграционных потоков и их трансформация на современном этапе.
Хронологические рамки исследования. Анализ трудовых миграционных потоков ЮК в работе охватывает период с 1960 года по 2015 год. Это необходимо для того, чтобы в полной мере раскрыть все характерные черты, содержание и формы эволюционных процессов, определяющих состояние трудовых миграционных отношений на различных этапах развития.
Методологическую основу исследования составляют 2 основных метода - теоретический и эмпирический. Метод анализа и синтеза, как теоретический, широко использовался в работе, позволив объединить разрозненные данные в общее, и наоборот, выявить отдельные детали из информации общего характера, что привело к получению новых результатов. Для сопоставления различных статистических данных, показателей, экономических и политических подходов к проблеме миграции Южной Кореи и России использовался такой эмпирический метод, как сравнение.
Структура работы позволяет: в первой части - осветить теоретические аспекты трудовой миграции рабочей силы, её причины и современные тенденции в мире; во второй - проанализировать специфику трудовой миграции в Республике Корея, выявить проблемы, пути их решения и перспективу развития миграционных потоков в стране; в третьей - сравнить методы государственного регулирования РФ и РК, и определить перспективы развития взаимоотношений в трудовой миграции между странами.
Кроме того, на современном этапе мирового развития всё более чётко проявляется обострение глобальных социальных, демографических и экономических проблем. Это вызывает необходимость исследования меняющихся механизмов регулирования международного хозяйства. Под влиянием данных тенденций происходят серьёзные изменения в структуре занятости, менеджменте трудовых ресурсов и самой трудовой деятельности.
Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Трудовая миграция, порождающая определенные проблемы, несомненно, обеспечивает преимущества для стран, которые поставляют и принимают рабочую силу. В последние годы меняется структура миграции, как в качественных, так и в количественных показателях, изменяя формы и направления движения миграционных потоков.
Южная Корея, совершив экономический «прорыв», в большей степени сделала это за счёт избыточного предложения трудовых ресурсов. Специфика этой страны в области регулирования миграционных потоков может иметь научный интерес для стран с переходной экономикой, так как в наше время проблема миграции является очень актуальной. По большей части люди, въезжающие на территорию другой страны, находятся в поисках временной или хотя бы более высокооплачиваемой работы.
Практическая значимость диссертационного исследования связана с тем, что РФ и ЮК имеют динамично развивающуюся взаимную экономическую основу сотрудничества, успешно реализовывают и взаимодействие в области обмена трудовыми ресурсами. Обе страны выразили не маленький интерес к совместному развитию предпринимательства, разработке новых индустриальных проектов, реализация которых происходит с учетом специфики трудовых отношений внутри и между Россией и Кореей.
Изучая и анализируя проблемы миграции в Республике Корея, мы поняли, что разрешения, принимаемые в процессе реформ и других мероприятий правительства Южной Кореи, могут представлять практический интерес для официальных ведомств России, которые реализуют социально-экономическую политику в области миграционных отношений.
Степень научной разработанности проблемы. В последние годы проблематике рынка рабочей силы, как в России, так и за рубежом начинают уделять значительное внимание. Хотя различные аспекты трудовых отношений, так или иначе, рассматривались в российской и зарубежной научной литературе, работ, посвященных системному анализу рынка труда пока недостаточно. Что касается Южной Кореи, то практически не встречаются исследования, которые комплексно раскрывали бы все аспекты данного вопроса.
Необходимо отметить, что в советский период двое известных корееведов, Б.В. Синицын и В.И. Шипаев, уделили не малое внимание изучению проблем социальных последствий для экономики и экономического развития Южной Кореи. В последние годы появились несколько работ, в которых изучены отдельные аспекты миграционных отношений Южной Кореи, однако, исследования в данной области необходимо продолжать с целью изучения всей специфики трудовых миграционных отношений, сложившейся в стране. В результате, выбор темы представленного исследования был обусловлен относительно невысокой степенью научной разработанности, очевидной актуальностью и практической значимостью для Российской Федерации.
Целями диссертационного исследования являются:
• изучение теоретических основ внешней трудовой миграции, в том числе: причины и динамика межрегионального и международного перемещение трудовых ресурсов и населения, выявление потребности регулирования процессов миграции, изучение политики регулирования миграционных потоков, основные этапы и направления международной трудовой миграции населения;
• выявление особенностей и проблем миграции в Республике Корея, а также правовых основ регулирования миграции в данной стране;
• анализ направлений совершенствования государственного регулирования миграции в России на примере мирового опыта;
• выявление направления развития законодательной базы регулирования миграции в Республики Корея;
• разработка перспективы развития миграционных отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея.
Задачами диссертационного исследования являются:
• рассмотреть миграционные отношения Южной Кореи с применением методологических и терминологических подходов исследования, на основе сравнительного анализа и сопоставления выявить особенности, характеризующие рынок рабочей силы Республики Корея;
• проанализировать государственную политику РК и охарактеризовать основные рычаги, применяемые в решении проблем миграции;
• рассмотреть и выявить роль миграционной политики страны на миграционные потоки и международные отношения в целом;
• на основе анализа российского и южнокорейского опыта по регулированию миграции научно обосновать тенденции дальнейшей взаимной политики и перспективы развития отношений между Россией и Южной Кореей.
Объектом исследования является внешняя трудовая миграция
Российской Федерации и Республики Корея.
Предметом исследования является особенность формирования и тенденции развития миграционных отношений РК и РФ, этапы становления, качественные и количественные характеристики трудовых ресурсов стран, проблемы и пути решения государственной политики регулирования миграционных потоков и их трансформация на современном этапе.
Хронологические рамки исследования. Анализ трудовых миграционных потоков ЮК в работе охватывает период с 1960 года по 2015 год. Это необходимо для того, чтобы в полной мере раскрыть все характерные черты, содержание и формы эволюционных процессов, определяющих состояние трудовых миграционных отношений на различных этапах развития.
Методологическую основу исследования составляют 2 основных метода - теоретический и эмпирический. Метод анализа и синтеза, как теоретический, широко использовался в работе, позволив объединить разрозненные данные в общее, и наоборот, выявить отдельные детали из информации общего характера, что привело к получению новых результатов. Для сопоставления различных статистических данных, показателей, экономических и политических подходов к проблеме миграции Южной Кореи и России использовался такой эмпирический метод, как сравнение.
Структура работы позволяет: в первой части - осветить теоретические аспекты трудовой миграции рабочей силы, её причины и современные тенденции в мире; во второй - проанализировать специфику трудовой миграции в Республике Корея, выявить проблемы, пути их решения и перспективу развития миграционных потоков в стране; в третьей - сравнить методы государственного регулирования РФ и РК, и определить перспективы развития взаимоотношений в трудовой миграции между странами.
Международная миграция трудовых ресурсов представляет собой некий объективный процесс, который отражает интернационализацию всей хозяйственной жизни. Как и прочие экономические ресурсы, рабочая сила ориентирована на максимально эффективное её использование, в том числе в масштабах мировой экономики.
Правовая база миграционных процессов на современном этапе имеет тенденции, направленные на экономический либерализм, открытую экономику, протекционизм и ограничения в области международной миграции труда.
Международная миграция населения и рабочей силы становиться одной из острых социально-экономических проблем Российской Федерации и Южной Кореи. С одной стороны, кризисные явления в экономике, падение жизненного уровня населения вызывают довольно значительную эмиграцию рабочей силы, прежде всего наиболее квалифицированной, а с другой стороны, резко возрос поток в Россию и Корею низкоквалифицированной рабочей силы, которые сталкиваются в своих странах с национальной, экономической и политической дискриминацией. Упорядочить и регулировать эти процессы, несомненно, нужно через законодательные органы РФ и РК и международные соглашения по вопросам миграции между ними.
Россия, как и Корея, прошла довольно сложный путь от статуса страны-донора до статуса страны-реципиента на мировом рынке ресурсов труда. Эти две страны сталкивались с аналогичными проблемами, вроде роста нелегальной миграции, количества мигрантов с низким уровнем квалификации.
Процессы миграции оказывают многогранное влияние на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положение, как принимающих стран, так и стран-доноров. Баланс позитивных и негативных последствий для стран - участниц данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны, ее положение в мировой экономике и международных отношениях.
В настоящий момент Республика Корея взяла под особый контроль политику подготовки высококвалифицированных кадров. Правительство Южной Кореи выступает за проведение следующих мероприятий:
1. Корейским учебным заведениям необходимо отказаться от вступительных экзаменов в форме тестов.
2. Профессиональным школам рекомендуется принимать
ограниченное количество студентов, но готовить их
высококвалифицированными специалистами по специальной
образовательной программе.
3. Учебные заведения должны открыть свои двери для желающих, которые уже работают, но нуждаются в дополнительном образовании.
4. Жизненно важным является установление крепких связей между образовательными учреждениями и предприятиями, для того чтобы образовательный процесс носил более прикладной характер. В свою очередь это будет выгодно и для фирм, которые, участвуя в учебной подготовке, могут произвести набор наиболее талантливых выпускников в штат компании.
Мероприятия в данном ключе должны быть направлены на развитие обмена специалистами между университетами, корпорациями и исследовательскими институтами, например, посредством привлечения специалистов в качестве лекторов, или проведения практических занятий непосредственно на предприятиях. Устаревшая система образования в стране может быть реконструирована путем превращения профессиональных школ в специализированные институты. Учебным заведениям по подготовке инженеров должно быть уделено особое внимание, так как они являются основным источником технических кадров.
Кроме того, корпорации должны пересмотреть их форму найма в виде тестирования и взамен производить найм служащих, исходя из способностей кандидата. Положительным моментом будет отказ Южной Кореи от навязчивой идеи в выборе «правильного» университета. До сих пор при приеме на работу основным критерием отбора является престижность университета, который закончил кандидат, а не то, какими знаниями обладает данный индивидуум.
В сложившихся условиях, когда Республика Корея испытывает недостаток высококвалифицированных трудовых ресурсов, необходимо максимальное использование «импортированных умов». Нужны такие меры как, стимулирование иностранных корпораций и институтов для участия в совместных проектах и отправка корейских специалистов на заграничные курсы повышения квалификации, но, к сожалению, Южная Корея не так активно, как другие страны проводит данные мероприятия. Можно отметить, что многие развитые страны, несмотря на то, что они уже располагают квалифицированными трудовыми ресурсами, продолжают усиленно привлекать работников из-за рубежа.
Во многом усовершенствование системы образования зависит от политики государства. Сказать о том, что южнокорейское правительство не уделяет внимание проблеме образования нельзя, наоборот государственные инвестиции в данную сферу имеют тенденцию к увеличению. Но для того чтобы данные вложения были эффективны необходимо параллельное проведение реформы образования и подготовительных программ. Государству необходимо подготовить проведение таких мероприятий, как прогнозирование спроса и предложения трудовых ресурсов, проведение оценки будущего спроса в специализированных отраслях и меры по стандартизации и сертификации профессиональных программ. Существует множество проблем по выполнению политики среди государственных органов. В условиях недостатка общей координации действий между министерствами, инвестиции в образование остаются неэффективными.
Новые изменения в управлении кадрами требуют, чтобы правительство поощряло создание гибкой системы обеспечения экономики необходимыми трудовыми ресурсами и технологиями. Политика управления человеческими ресурсами должна исходить из быстроменяющейся обстановки, искоренив из себя бюрократию.
Объективно говоря, правительство Южной Кореи учло недостатки своей политики на рынке труда и на сегодняшний день взяло под особый контроль проблемы занятости, социального страхования, поддержки незащищенных слоев общества. Введены программы поощрения предпринимателей, нанимающих инвалидов, молодежь, пенсионеров. Несмотря на это многие проблемы остаются нерешенными, данный факт подтверждают и не утихающие противоборства между субъектами рынка труда в Республике Корея.
Как уже отмечалось выше, в настоящий момент рынок трудовых ресурсов любой страны, как Российской Федерации, так и Республики Корея не может развиваться в отрыве от рынков рабочей силы других стран. В данном ключе можно сделать вывод о целесообразности создания единого трудового пространства в регионе СВА. В результате были выявлены положительные возможности от практического внедрения данной системы. Следует отметить, что страны, входящие в данное пространство, имеют схожие проблемы в сфере трудовых отношений, но и противоречия. Созвучным для стран данного региона является то, что до последнего времени они закрывали глаза на серьезные проблемы процессов миграции рабочей силы. Анализ позволил выявить, что наиболее злободневной проблемой в свете активизации процессов глобализации является миграция человеческих ресурсов, влекущая за собой серьезные последствия, как для стран-реципиентов, так и для стран-доноров рабочей силы. Тем не менее, мы считаем, что нельзя впадать в крайность и рассматривать только негативные стороны увеличения притока иностранных рабочих, вследствие чего государственная политика уходит в данном аспекте в «глухую оборону» и принимает жесточайшую антимиграционную политику.
Дело в том, что Республика Корея и Российская Федерация испытывают нехватку трудовых кадров и восполнить ее можно за счет приема рабочих из-за рубежа. Здесь стала бы полезной разработка активной миграционной стратегии, может быть с учетом опыта такой страны как Южная Корея, где правительственные и деловые круги учитывают нехватку определенных категорий работников в производственных отраслях и поощряют легализацию процесса привлечения иностранных трудовых ресурсов. Анализ миграционных процессов показал, что широко распространенные в принимающих странах опасения, что приток трудящихся мигрантов приведет к снижению уровня заработной платы и занятости, оказались практически необоснованными.
Детальный анализ миграционных потоков России и Южной Кореи позволил сделать вывод, что правительственная администрация стран стремится урегулировать многие противоречия в трудовой сфере. В частности, ведется активная политика в сфере улучшения демографической ситуации, разработан ряд программ по социальной поддержке населения, с учетом меняющейся социально-экономической ситуации идет пересмотр трудового законодательства.
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что в будущем России и Южной Корее будет отведена активная роль в создании единого рынка рабочей силы в регионе, ведь страны являются наиболее крупными лидерами данного региона с сильными экономиками. Но с другой стороны, необходимо осторожно подходить к открытию национальных границ. В настоящий момент нет разработанной стратегии создания этого рынка. Ведь во многом проблемой станет достижение консенсуса между участниками. Но с другой стороны, на данном этапе у Республики Корея не выбрано оптимальное направление, по которому должно произойти создание подобного рынка. Поэтому, они видимо еще долго будут с осторожностью подходить к открытию своих национальных границ. Проблемой для них, несомненно, станет достижение консенсуса о квотах на въезд иностранных граждан на национальную территорию, о сроках их пребывания, о порядке оформления визовой и иной разрешительной документации, о мерах в отношениях нелегально пребывающей рабочей силы.
Все эти вопросы, как известно, уже сейчас приходиться решать и Российской Федерации. Вместе с тем для нас не менее важно отслеживать ситуацию с трудовыми ресурсами на смежных с Россией территориях, своевременно прогнозировать на основе комплексного научного анализа, возможное нарастание миграционных потоков к нашим границам.
Некоторые прогнозы по поводу развития трудовых отношений в Российской Федерации и Республики Корея во многом схожи. Уже в 2017 году в России резко снизится количество граждан трудоспособного возраста, увеличится процентная составляющая лиц пенсионного возраста, что уже сегодня характерно для Южной Кореи. Необходимо не откладывая на потом проанализировать опыт Республики Корея, которая уже столкнулась с проблемой старения населения. В данном аспекте нами выделяются как положительные тенденции следующие: начало легализации миграционного процесса в России и Южной Корее, привлечение иностранных ученых и специалистов в рамках совместных научных проектов этих стран, увеличение количества иностранных студентов в ВУЗах страны, поощрение рождаемости и улучшение условий работы и проживания для мигрантов.
Правовая база миграционных процессов на современном этапе имеет тенденции, направленные на экономический либерализм, открытую экономику, протекционизм и ограничения в области международной миграции труда.
Международная миграция населения и рабочей силы становиться одной из острых социально-экономических проблем Российской Федерации и Южной Кореи. С одной стороны, кризисные явления в экономике, падение жизненного уровня населения вызывают довольно значительную эмиграцию рабочей силы, прежде всего наиболее квалифицированной, а с другой стороны, резко возрос поток в Россию и Корею низкоквалифицированной рабочей силы, которые сталкиваются в своих странах с национальной, экономической и политической дискриминацией. Упорядочить и регулировать эти процессы, несомненно, нужно через законодательные органы РФ и РК и международные соглашения по вопросам миграции между ними.
Россия, как и Корея, прошла довольно сложный путь от статуса страны-донора до статуса страны-реципиента на мировом рынке ресурсов труда. Эти две страны сталкивались с аналогичными проблемами, вроде роста нелегальной миграции, количества мигрантов с низким уровнем квалификации.
Процессы миграции оказывают многогранное влияние на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положение, как принимающих стран, так и стран-доноров. Баланс позитивных и негативных последствий для стран - участниц данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны, ее положение в мировой экономике и международных отношениях.
В настоящий момент Республика Корея взяла под особый контроль политику подготовки высококвалифицированных кадров. Правительство Южной Кореи выступает за проведение следующих мероприятий:
1. Корейским учебным заведениям необходимо отказаться от вступительных экзаменов в форме тестов.
2. Профессиональным школам рекомендуется принимать
ограниченное количество студентов, но готовить их
высококвалифицированными специалистами по специальной
образовательной программе.
3. Учебные заведения должны открыть свои двери для желающих, которые уже работают, но нуждаются в дополнительном образовании.
4. Жизненно важным является установление крепких связей между образовательными учреждениями и предприятиями, для того чтобы образовательный процесс носил более прикладной характер. В свою очередь это будет выгодно и для фирм, которые, участвуя в учебной подготовке, могут произвести набор наиболее талантливых выпускников в штат компании.
Мероприятия в данном ключе должны быть направлены на развитие обмена специалистами между университетами, корпорациями и исследовательскими институтами, например, посредством привлечения специалистов в качестве лекторов, или проведения практических занятий непосредственно на предприятиях. Устаревшая система образования в стране может быть реконструирована путем превращения профессиональных школ в специализированные институты. Учебным заведениям по подготовке инженеров должно быть уделено особое внимание, так как они являются основным источником технических кадров.
Кроме того, корпорации должны пересмотреть их форму найма в виде тестирования и взамен производить найм служащих, исходя из способностей кандидата. Положительным моментом будет отказ Южной Кореи от навязчивой идеи в выборе «правильного» университета. До сих пор при приеме на работу основным критерием отбора является престижность университета, который закончил кандидат, а не то, какими знаниями обладает данный индивидуум.
В сложившихся условиях, когда Республика Корея испытывает недостаток высококвалифицированных трудовых ресурсов, необходимо максимальное использование «импортированных умов». Нужны такие меры как, стимулирование иностранных корпораций и институтов для участия в совместных проектах и отправка корейских специалистов на заграничные курсы повышения квалификации, но, к сожалению, Южная Корея не так активно, как другие страны проводит данные мероприятия. Можно отметить, что многие развитые страны, несмотря на то, что они уже располагают квалифицированными трудовыми ресурсами, продолжают усиленно привлекать работников из-за рубежа.
Во многом усовершенствование системы образования зависит от политики государства. Сказать о том, что южнокорейское правительство не уделяет внимание проблеме образования нельзя, наоборот государственные инвестиции в данную сферу имеют тенденцию к увеличению. Но для того чтобы данные вложения были эффективны необходимо параллельное проведение реформы образования и подготовительных программ. Государству необходимо подготовить проведение таких мероприятий, как прогнозирование спроса и предложения трудовых ресурсов, проведение оценки будущего спроса в специализированных отраслях и меры по стандартизации и сертификации профессиональных программ. Существует множество проблем по выполнению политики среди государственных органов. В условиях недостатка общей координации действий между министерствами, инвестиции в образование остаются неэффективными.
Новые изменения в управлении кадрами требуют, чтобы правительство поощряло создание гибкой системы обеспечения экономики необходимыми трудовыми ресурсами и технологиями. Политика управления человеческими ресурсами должна исходить из быстроменяющейся обстановки, искоренив из себя бюрократию.
Объективно говоря, правительство Южной Кореи учло недостатки своей политики на рынке труда и на сегодняшний день взяло под особый контроль проблемы занятости, социального страхования, поддержки незащищенных слоев общества. Введены программы поощрения предпринимателей, нанимающих инвалидов, молодежь, пенсионеров. Несмотря на это многие проблемы остаются нерешенными, данный факт подтверждают и не утихающие противоборства между субъектами рынка труда в Республике Корея.
Как уже отмечалось выше, в настоящий момент рынок трудовых ресурсов любой страны, как Российской Федерации, так и Республики Корея не может развиваться в отрыве от рынков рабочей силы других стран. В данном ключе можно сделать вывод о целесообразности создания единого трудового пространства в регионе СВА. В результате были выявлены положительные возможности от практического внедрения данной системы. Следует отметить, что страны, входящие в данное пространство, имеют схожие проблемы в сфере трудовых отношений, но и противоречия. Созвучным для стран данного региона является то, что до последнего времени они закрывали глаза на серьезные проблемы процессов миграции рабочей силы. Анализ позволил выявить, что наиболее злободневной проблемой в свете активизации процессов глобализации является миграция человеческих ресурсов, влекущая за собой серьезные последствия, как для стран-реципиентов, так и для стран-доноров рабочей силы. Тем не менее, мы считаем, что нельзя впадать в крайность и рассматривать только негативные стороны увеличения притока иностранных рабочих, вследствие чего государственная политика уходит в данном аспекте в «глухую оборону» и принимает жесточайшую антимиграционную политику.
Дело в том, что Республика Корея и Российская Федерация испытывают нехватку трудовых кадров и восполнить ее можно за счет приема рабочих из-за рубежа. Здесь стала бы полезной разработка активной миграционной стратегии, может быть с учетом опыта такой страны как Южная Корея, где правительственные и деловые круги учитывают нехватку определенных категорий работников в производственных отраслях и поощряют легализацию процесса привлечения иностранных трудовых ресурсов. Анализ миграционных процессов показал, что широко распространенные в принимающих странах опасения, что приток трудящихся мигрантов приведет к снижению уровня заработной платы и занятости, оказались практически необоснованными.
Детальный анализ миграционных потоков России и Южной Кореи позволил сделать вывод, что правительственная администрация стран стремится урегулировать многие противоречия в трудовой сфере. В частности, ведется активная политика в сфере улучшения демографической ситуации, разработан ряд программ по социальной поддержке населения, с учетом меняющейся социально-экономической ситуации идет пересмотр трудового законодательства.
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что в будущем России и Южной Корее будет отведена активная роль в создании единого рынка рабочей силы в регионе, ведь страны являются наиболее крупными лидерами данного региона с сильными экономиками. Но с другой стороны, необходимо осторожно подходить к открытию национальных границ. В настоящий момент нет разработанной стратегии создания этого рынка. Ведь во многом проблемой станет достижение консенсуса между участниками. Но с другой стороны, на данном этапе у Республики Корея не выбрано оптимальное направление, по которому должно произойти создание подобного рынка. Поэтому, они видимо еще долго будут с осторожностью подходить к открытию своих национальных границ. Проблемой для них, несомненно, станет достижение консенсуса о квотах на въезд иностранных граждан на национальную территорию, о сроках их пребывания, о порядке оформления визовой и иной разрешительной документации, о мерах в отношениях нелегально пребывающей рабочей силы.
Все эти вопросы, как известно, уже сейчас приходиться решать и Российской Федерации. Вместе с тем для нас не менее важно отслеживать ситуацию с трудовыми ресурсами на смежных с Россией территориях, своевременно прогнозировать на основе комплексного научного анализа, возможное нарастание миграционных потоков к нашим границам.
Некоторые прогнозы по поводу развития трудовых отношений в Российской Федерации и Республики Корея во многом схожи. Уже в 2017 году в России резко снизится количество граждан трудоспособного возраста, увеличится процентная составляющая лиц пенсионного возраста, что уже сегодня характерно для Южной Кореи. Необходимо не откладывая на потом проанализировать опыт Республики Корея, которая уже столкнулась с проблемой старения населения. В данном аспекте нами выделяются как положительные тенденции следующие: начало легализации миграционного процесса в России и Южной Корее, привлечение иностранных ученых и специалистов в рамках совместных научных проектов этих стран, увеличение количества иностранных студентов в ВУЗах страны, поощрение рождаемости и улучшение условий работы и проживания для мигрантов.
Подобные работы
- АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА ЮЖНОЙ КОРЕИ
И ТЕНДЕНЦИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Российская Федерация в современной капиталистической мир-системе
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Особенности взаимодействия Республики Корея с корейскими диаспорами за рубежом
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - Российско-корейские отношения в середине XIX- начале XX веков
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Экономика Китая: состояние, перспективы развития и влияние на
мировую экономику
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Российско-корейские отношения в середине XIX- начале XX веков(07.00.15 )
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Политика «мягкой силы» Японии в начале XXI века
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Диссертации (РГБ), география. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



