Репрезентация образа ночи в поэзии А.Фета
|
Введение
1.1. Исследование творчества А. Фета в XX веке
1.2. Творчество А. Фета в восприятии его современников и поэтов начала XX века
1.3. Импрессионистический характер изображения природы в поэзии А. Фета .
Выводы по Главе 1
Глава 2. Репрезентация языкового образа-концепта поэтического текста как фрагмент русской языковой картины мира
2.1. Картина мира в поэтических текстах
2.2. Языковой образ-концепт как единица анализа и интерпретация смысла поэтического текста
2.2.1. Языковой образ, концепт и языковой образ-концепт - базовые понятия антропоцентристской семантики
2.2.2. Вербализация языкового образа-концепта
Выводы по Главе 2
Глава 3. Особенности словесной репрезентации языкового образа-концепта
«ночь» в стихотворных текстах А. Фета
3.1. Языковой образ - концепт «ночь» в дискурсивном пространстве текстов А. Фета
3.2. Вербализация концепта «ночь» в составе изобразительно-выразительных средств
Выводы по Главе 3
Заключение
Список литературы
Приложение 1
1.1. Исследование творчества А. Фета в XX веке
1.2. Творчество А. Фета в восприятии его современников и поэтов начала XX века
1.3. Импрессионистический характер изображения природы в поэзии А. Фета .
Выводы по Главе 1
Глава 2. Репрезентация языкового образа-концепта поэтического текста как фрагмент русской языковой картины мира
2.1. Картина мира в поэтических текстах
2.2. Языковой образ-концепт как единица анализа и интерпретация смысла поэтического текста
2.2.1. Языковой образ, концепт и языковой образ-концепт - базовые понятия антропоцентристской семантики
2.2.2. Вербализация языкового образа-концепта
Выводы по Главе 2
Глава 3. Особенности словесной репрезентации языкового образа-концепта
«ночь» в стихотворных текстах А. Фета
3.1. Языковой образ - концепт «ночь» в дискурсивном пространстве текстов А. Фета
3.2. Вербализация концепта «ночь» в составе изобразительно-выразительных средств
Выводы по Главе 3
Заключение
Список литературы
Приложение 1
А.А. Фет известен как тонкий лирик, чуткий художник, создававший яркие, незабываемые картины природы, отразивший сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его как представителя «чистого искусства» осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота.
Данное диссертационное исследование посвящено изучению специфики языковой репрезентации и отражения языкового образа-концепта «ночь» в поэтическом дискурсе на материале поэтических текстов А.Фета.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что проблема изучения языка того или иного писателя в связи с его мировоззрением, проблема смысла и значения языкового образа-концепта как хранилища ментальной информации и его реализации в слове являются весьма значительными в настоящее время и привлекают все большее число исследователей, поскольку представители когнитивной лингвистики конца XX - начала XXI века рассматривают образ человека как носителя определенных концептуальных систем, которые репрезентируются в его речевой деятельности. При подобном подходе к изучению проблемы, система концептов образует картину мира (мировидение, мировосприятие), в которой отражается понимание человеком реальности, ее особый концептуальный «рисунок», на основе которого человек мыслит мир [Аскольдов-Алексеев, 1999, с. 227].
Исследование «ночной» поэзии А.Фета затрагивает главные темы человеческого бытия, а значит, данный аспект изучения антропоцентричен, что соответствует парадигме современного языкознания. Необходимо отметить, что «в настоящее время активно развивается одно из течений лингвоантропологии - антропоцентристская семантика, объектами изучения которой являются языковые репрезентации смысловых универсалий, представляющие в своей совокупности то многомерное, иерархичное, сложное по своей природе образование, которое называется языковой картиной мира» [Никитина, 2011, С.97].
Степень научной разработанности проблемы. Известны исследования, выполненные в русле антропоцентристской семантики (В. Лобковой, Л.Б. Никитиной, С.В. Рассоловой, Н.Д. Федяевой и др.), посвященных моделированию образа человека по данным русского языка; работа по изучению специфики языковой репрезентации и отражения концептов в поэтическом дискурсе на материале русской лирики XIX века [Бохонко, 2011], изысканию особенностей идиостилей отдельных поэтов (это работы Л.В. Зубовой, В.П. Григорьева, Н.А. Кожевниковой, Н.К. Соколовой, Л.Д. Бугаевой, Н.С. Болотновой, И.А. Тарасовой, М.А. Бабуриной, Е.А. Гутиной и др.), Несмотря на то, что значительное число работ посвящено исследованию способов языковой репрезентации, и определена методика анализа поэтических текстов, однако это направление нашего исследования можно считать актуальным. Актуальность выбора в качестве объекта исследования именно поэтических текстов обусловлена необходимостью изучения структуры языка с учетом культурного, национального своеобразия на основе антропоцентрического и системно-структурного подходов.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей репрезентации языкового образа-концепта «ночь» в поэзии А.А. Фета как фрагмента русской языковой картины мира.
В соответствии с поставленной целью в исследовании решались следующие задачи:
- проанализировать экстралингвистические условия формирования дискурсивного пространства поэтических текстов А. Фета (рассмотрение личности поэта, жизненного и творческого пути, определение тенденций исследований, посвященных изучению биографии и творчество лирика);
- изучить теоретическую литературу по картине мира, поэтическому тексту;
- выявить особенности языкового образа-концепта как сложного и многомерного образования;
- методом сплошной выборки на материале сборников стихов А. Фета составить картотеку стихотворений о ночи;
- определить рейтинг частотности языковых единиц ночь, луна, звезда, заря, месяц;
- выявить способы репрезентации языкового образа-концепта «ночь» сквозь призму сугубо индивидуального сознания А. Фета;
- определить особенности вербализации языкового образа-концепта «ночь» в составе изобразительно-выразительных средств.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что 187 выбранных поэтических текстов о ночи, еще не были объектом детального рассмотрения. «Ночная» поэзия А. Фета уже была предметом изучения, но, в основном, как объект литературоведческого анализа (работы Б.Я. Бухштаба, Д.Д. Благого, В.В. Кожинова, Л.М. Лотман, Г.П. Блока, В.А. Шеншиной, Е.А. Маймина и др.). С лингвистической точки зрения они анализировались мало, были изучены статьи, диссертационные исследования, содержащие анализ отдельных поэтических текстов, однако существует необходимость в работе, которая предлагала бы анализ языкового образа-концепта «ночь» сквозь призму сугубо индивидуального сознания А. Фета.
В нашей работе предпринята попытка исследования репрезентации языкового образа-концепта «ночь» в поэтических текстах А. Фета в русле антропоцентристкой семантики.
Теоретическая значимость нашей работы, выполненной на основе антропоцентрического и системно-структурного подходов, обусловлена важностью разработки вопросов методики комплексного лингвистического анализа и изучения поэтического текста, а также описания способов репрезентации языкового образа-концепта.
Практическая значимость работы состоит в том, что данное исследование может быть полезно при изучении творчества и идиостиля А.А. Фета, при разработке практических и теоретических курсов по лингвистическому анализу художественного текста.
Основными методами работы являются: описательный метод с использованием приемов наблюдения, интерпретации, сопоставления, обобщения; метод анализа словарных дефиниций; количественный метод; метод компонентного анализа.
Объектом исследования данной магистерской диссертации являются стихотворения А.А. Фета, включающие лексему ночь. На основе сборников стихов А. Фета было отобрано 187 стихотворений с компонентом «ночь».
Предмет исследования - языковой образ ночи в поэзии А.А. Фета.
Структура работы находится в непосредственной зависимости от целей и задач исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и приложения. Каждая глава состоит из подразделов и сопровождается выводами.
Апробация исследования. Основные положения работы прошли апробацию на III научной студенческой конференции «Русский язык в XXI веке: исследования молодых» (г. Астана, 2016 г.),
Результаты исследования изложены в публикации:
Сяо Хуйминь Образ ночи в поэзии А.Фета //«Русский язык в XXI веке: исследования молодых: материалы международной научной студенческой конференции /Отв.ред. Е.А.Журавлева. - Астана: Изд-во Национального университета ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2016. - С. 118-120.
Данное диссертационное исследование посвящено изучению специфики языковой репрезентации и отражения языкового образа-концепта «ночь» в поэтическом дискурсе на материале поэтических текстов А.Фета.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что проблема изучения языка того или иного писателя в связи с его мировоззрением, проблема смысла и значения языкового образа-концепта как хранилища ментальной информации и его реализации в слове являются весьма значительными в настоящее время и привлекают все большее число исследователей, поскольку представители когнитивной лингвистики конца XX - начала XXI века рассматривают образ человека как носителя определенных концептуальных систем, которые репрезентируются в его речевой деятельности. При подобном подходе к изучению проблемы, система концептов образует картину мира (мировидение, мировосприятие), в которой отражается понимание человеком реальности, ее особый концептуальный «рисунок», на основе которого человек мыслит мир [Аскольдов-Алексеев, 1999, с. 227].
Исследование «ночной» поэзии А.Фета затрагивает главные темы человеческого бытия, а значит, данный аспект изучения антропоцентричен, что соответствует парадигме современного языкознания. Необходимо отметить, что «в настоящее время активно развивается одно из течений лингвоантропологии - антропоцентристская семантика, объектами изучения которой являются языковые репрезентации смысловых универсалий, представляющие в своей совокупности то многомерное, иерархичное, сложное по своей природе образование, которое называется языковой картиной мира» [Никитина, 2011, С.97].
Степень научной разработанности проблемы. Известны исследования, выполненные в русле антропоцентристской семантики (В. Лобковой, Л.Б. Никитиной, С.В. Рассоловой, Н.Д. Федяевой и др.), посвященных моделированию образа человека по данным русского языка; работа по изучению специфики языковой репрезентации и отражения концептов в поэтическом дискурсе на материале русской лирики XIX века [Бохонко, 2011], изысканию особенностей идиостилей отдельных поэтов (это работы Л.В. Зубовой, В.П. Григорьева, Н.А. Кожевниковой, Н.К. Соколовой, Л.Д. Бугаевой, Н.С. Болотновой, И.А. Тарасовой, М.А. Бабуриной, Е.А. Гутиной и др.), Несмотря на то, что значительное число работ посвящено исследованию способов языковой репрезентации, и определена методика анализа поэтических текстов, однако это направление нашего исследования можно считать актуальным. Актуальность выбора в качестве объекта исследования именно поэтических текстов обусловлена необходимостью изучения структуры языка с учетом культурного, национального своеобразия на основе антропоцентрического и системно-структурного подходов.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей репрезентации языкового образа-концепта «ночь» в поэзии А.А. Фета как фрагмента русской языковой картины мира.
В соответствии с поставленной целью в исследовании решались следующие задачи:
- проанализировать экстралингвистические условия формирования дискурсивного пространства поэтических текстов А. Фета (рассмотрение личности поэта, жизненного и творческого пути, определение тенденций исследований, посвященных изучению биографии и творчество лирика);
- изучить теоретическую литературу по картине мира, поэтическому тексту;
- выявить особенности языкового образа-концепта как сложного и многомерного образования;
- методом сплошной выборки на материале сборников стихов А. Фета составить картотеку стихотворений о ночи;
- определить рейтинг частотности языковых единиц ночь, луна, звезда, заря, месяц;
- выявить способы репрезентации языкового образа-концепта «ночь» сквозь призму сугубо индивидуального сознания А. Фета;
- определить особенности вербализации языкового образа-концепта «ночь» в составе изобразительно-выразительных средств.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что 187 выбранных поэтических текстов о ночи, еще не были объектом детального рассмотрения. «Ночная» поэзия А. Фета уже была предметом изучения, но, в основном, как объект литературоведческого анализа (работы Б.Я. Бухштаба, Д.Д. Благого, В.В. Кожинова, Л.М. Лотман, Г.П. Блока, В.А. Шеншиной, Е.А. Маймина и др.). С лингвистической точки зрения они анализировались мало, были изучены статьи, диссертационные исследования, содержащие анализ отдельных поэтических текстов, однако существует необходимость в работе, которая предлагала бы анализ языкового образа-концепта «ночь» сквозь призму сугубо индивидуального сознания А. Фета.
В нашей работе предпринята попытка исследования репрезентации языкового образа-концепта «ночь» в поэтических текстах А. Фета в русле антропоцентристкой семантики.
Теоретическая значимость нашей работы, выполненной на основе антропоцентрического и системно-структурного подходов, обусловлена важностью разработки вопросов методики комплексного лингвистического анализа и изучения поэтического текста, а также описания способов репрезентации языкового образа-концепта.
Практическая значимость работы состоит в том, что данное исследование может быть полезно при изучении творчества и идиостиля А.А. Фета, при разработке практических и теоретических курсов по лингвистическому анализу художественного текста.
Основными методами работы являются: описательный метод с использованием приемов наблюдения, интерпретации, сопоставления, обобщения; метод анализа словарных дефиниций; количественный метод; метод компонентного анализа.
Объектом исследования данной магистерской диссертации являются стихотворения А.А. Фета, включающие лексему ночь. На основе сборников стихов А. Фета было отобрано 187 стихотворений с компонентом «ночь».
Предмет исследования - языковой образ ночи в поэзии А.А. Фета.
Структура работы находится в непосредственной зависимости от целей и задач исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и приложения. Каждая глава состоит из подразделов и сопровождается выводами.
Апробация исследования. Основные положения работы прошли апробацию на III научной студенческой конференции «Русский язык в XXI веке: исследования молодых» (г. Астана, 2016 г.),
Результаты исследования изложены в публикации:
Сяо Хуйминь Образ ночи в поэзии А.Фета //«Русский язык в XXI веке: исследования молодых: материалы международной научной студенческой конференции /Отв.ред. Е.А.Журавлева. - Астана: Изд-во Национального университета ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2016. - С. 118-120.
Как отмечает Е.С.Кубрякова, вопрос о репрезентациях и форме их существования считается актуальной проблемой современной когнитивной лингвистики, прежде всего, потому, что «репрезентации являются важной частью нашего сознания: они в отличие от других ментальных образований, имеющих знаковую природу, осознаваемы, т.е. мы всегда, когда нам это кажется нужным, можем представить себе .... любой объект, любую ситуацию - как из числа реальных окружающих нас предметов или лиц, так и из числа воображаемых событий» [Кубрякова, 2007, с. 15]. Именно поэтому актуально изучение темы «Репрезентация образа ночи в поэзии А. Фета». Исследование было проведено в русле антропоцентристкой семантики на основе когнитивного подхода.
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.
1. Были проанализированы экстралингвистические условия формирования дискурсивного пространства поэтических текстов А.Фета.
Афанасий Афанасьевич Фет как выдающийся представитель «чистого искусства» придерживался принципа «искусство ради искусства». Своим творчеством поэт пропагандировал бессознательность искусства, был против отражения в поэзии социально-политических проблем. В его поэзии часто изображаются упоение природой, женская красота, любовь, искусство, мечта и другие эмоциональные содержания. Поэт много писал о небе, о вечере, о снеге, о море, о звездах и т.д. Картина мира в поэзии Фета наполнена неопределенным, смутным, загадочным ощущением. Изучение стихотворений А. Фета позволяет отметить, что талант поэта проявляется в запечатлении природных пейзажей - это отражает яркий импрессионистический характер творчества поэта. Можно говорить о том, что А. Фет - поэт-импрессионист.
2. Была изучена теоретическая литература по картине мира, поэтическому тексту.
Наше исследование проведено в рамках антропоцентриского направления с элементами когнитивного подхода, так как при анализе поэтических текстов для нас была важна и авторская языковая картина мира. Взяв за основу концепцию Ю.М. Лотмана, утверждающего, что «художественный текст - модель действительности, которая в вербальной форме репрезентирует вещные компоненты, структурирующие реальный мир и идеальные компоненты», мы приходим к выводу, что в поэтических текстах А. Фета представлены, как «вещные» репрезентанты реального мира в виде лексических единиц (звезда, луна, заря, месяц), так и репрезентанты «мира идей» - абстрактных понятий, которые не существуют в материальном мире (одиночество, тоска, уединение, утешение, приют, гармония и т.д.). Картина мира поэта А. Фета - уникальный вариант индивидуальной картины мира, обогатившего «концептосферу» русского языка. Индивидуальная картина мира лирика представлена в его поэтических текстах, сложность изучения которых заключается в том, что в них заострены такие черты, как эмоциональность, фрагментарность, фатическая образность. При исследовании необходимо учитывать, что специфика поэтического текста характеризуется тем, что смысл не вытекает прямо из содержания, а отражает специфику художественного мышления, основным признаком которого является образность.
3. Выявлены особенности языкового образа-концепта как сложного и многомерного образования, в частности, сделан вывод о том, что языковой образ-концепт представляет собой отображенную в языке культурно и психологически детерминированную ментальную сущность, включает объективные, рациональные компоненты, являющиеся результатом познания человеком своего внешнего и внутреннего мира, и субъективные смыслы, отражающие особенности интерпретации человеком познаваемых вещей и явлений. За основу в работе было принято нетерминологическое описательное обозначение: язык - человек - картина мира (концепция М.П. Одинцовой). Изучив теоретические основы базовых понятий антропоцентристкой семантики, выбрав в данной работе термин языковой образ-концепт в качестве основного (рабочего), мы определили путь изучения репрезентации языкового образа-концепта «ночь» в лирике А. Фета: изыскание от смысловой универсалии к языковому изображению (от определения ядра лексического значения слова к периферии лексического значения)
4. Можно констатировать, что для Афанасия Фета языковой образ- концепт «ночь» является ключом дешифровки смысла жизни поэта. Именно ночью, когда успокаивается дневная суета, легче всего слиться в одно целое с природным миром, наслаждаясь его нерушимой, всеобъемлющей красотой.
Метод сплошной выборки сборников позволил составить картотеку стихотворений А. Фета о ночи (187). Впоследствии был определен рейтинг частотности языковых единиц, проясняющих языковой образ-концепт «ночь» - ночь, луна, звезда, заря, месяц. Установлено, что в «ночной» поэзия Фета отмечается 90 стихотворений с компонентом звезда, 64 - заря, 54 - луна, 32 - месяц. Выявлено, что языковой образ-концепт «ночь» в поэтических текстах А. Фета проясняется лексемами звезда (114), луна (79), заря (66), месяц (38). Основываясь на данных аргументах, мы можем заключить, что языковой образ- концепт «ночь» в поэзии А. Фета ассоциируется с «вещными» репрезентантами реального мира, выраженными лексемами звезда, заря, луна, месяц.
Традиция обращения к определенному природному явлению (в нашем случае — ночи) как некому знаку свидетельствует прежде всего о том, что, оно, обретая качества символа, становится кодом, способным открыть посвященному доступ к зашифрованной ранее информации и тем самым обеспечить переход из неустойчивого «мира случая» в устойчивый «мир причин и следствий», где он может более-менее стабильно существовать.
Можно констатировать, что «ночная» поэзия А.Фета, как и в русской романтической традиции, представляет собою системную общность произведений, целостность которой обеспечивается не только затекстовым денотатом «ночь», но и особым «ночным» сознанием, определяющим отношение автора к действительности и способ ее постижения и отражения.
Можно констатировать, что «ночная» поэзия А. Фета, как и в русской романтической традиции, представляет собою системную общность произведений, целостность которой обеспечивается не только затекстовым денотатом «ночь», но и особым «ночным» сознанием, определяющим отношение автора к действительности и способ ее постижения и отражения. Фета природа - скорее часть его собственного «я», источник вдохновения и фон для его чувств и переживаний. Лирическая эмоция поэта как бы разливается в природе, наполняя мир его чувствами и переживаниями. Поэт как бы стирает грань между миром внутренним и внешним, и для него ощутимо, как «...в воздухе за песнью соловьиной / Разносится тревога и любовь».
5. Выявлены способы репрезентации языкового образа-концепта «ночь» сквозь призму сугубо индивидуального сознания А. Фета. К примеру, понятийное ядро образа-концепта «ночь» в дискурсивном пространстве поэтических текстов А. Фета характеризуется следующими базовыми признаками: 1) «часть суток от захода до восхода солнца»; 2) «темнота, мрак»; 3) «цвета ночи, чернота».
6. Определены особенности вербализации языкового образа-концепта «ночь» в составе изобразительно-выразительных средств.
Исследование поэтических текстов А. Фета показало, что языковой образ-концепт «ночь» вербализуется в составе разнообразных изобразительно-выразительных средств: олицетворений, эпитетов, лексических повторов, метафор, через которые поэт создает стереоскопическую картину мира.
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.
1. Были проанализированы экстралингвистические условия формирования дискурсивного пространства поэтических текстов А.Фета.
Афанасий Афанасьевич Фет как выдающийся представитель «чистого искусства» придерживался принципа «искусство ради искусства». Своим творчеством поэт пропагандировал бессознательность искусства, был против отражения в поэзии социально-политических проблем. В его поэзии часто изображаются упоение природой, женская красота, любовь, искусство, мечта и другие эмоциональные содержания. Поэт много писал о небе, о вечере, о снеге, о море, о звездах и т.д. Картина мира в поэзии Фета наполнена неопределенным, смутным, загадочным ощущением. Изучение стихотворений А. Фета позволяет отметить, что талант поэта проявляется в запечатлении природных пейзажей - это отражает яркий импрессионистический характер творчества поэта. Можно говорить о том, что А. Фет - поэт-импрессионист.
2. Была изучена теоретическая литература по картине мира, поэтическому тексту.
Наше исследование проведено в рамках антропоцентриского направления с элементами когнитивного подхода, так как при анализе поэтических текстов для нас была важна и авторская языковая картина мира. Взяв за основу концепцию Ю.М. Лотмана, утверждающего, что «художественный текст - модель действительности, которая в вербальной форме репрезентирует вещные компоненты, структурирующие реальный мир и идеальные компоненты», мы приходим к выводу, что в поэтических текстах А. Фета представлены, как «вещные» репрезентанты реального мира в виде лексических единиц (звезда, луна, заря, месяц), так и репрезентанты «мира идей» - абстрактных понятий, которые не существуют в материальном мире (одиночество, тоска, уединение, утешение, приют, гармония и т.д.). Картина мира поэта А. Фета - уникальный вариант индивидуальной картины мира, обогатившего «концептосферу» русского языка. Индивидуальная картина мира лирика представлена в его поэтических текстах, сложность изучения которых заключается в том, что в них заострены такие черты, как эмоциональность, фрагментарность, фатическая образность. При исследовании необходимо учитывать, что специфика поэтического текста характеризуется тем, что смысл не вытекает прямо из содержания, а отражает специфику художественного мышления, основным признаком которого является образность.
3. Выявлены особенности языкового образа-концепта как сложного и многомерного образования, в частности, сделан вывод о том, что языковой образ-концепт представляет собой отображенную в языке культурно и психологически детерминированную ментальную сущность, включает объективные, рациональные компоненты, являющиеся результатом познания человеком своего внешнего и внутреннего мира, и субъективные смыслы, отражающие особенности интерпретации человеком познаваемых вещей и явлений. За основу в работе было принято нетерминологическое описательное обозначение: язык - человек - картина мира (концепция М.П. Одинцовой). Изучив теоретические основы базовых понятий антропоцентристкой семантики, выбрав в данной работе термин языковой образ-концепт в качестве основного (рабочего), мы определили путь изучения репрезентации языкового образа-концепта «ночь» в лирике А. Фета: изыскание от смысловой универсалии к языковому изображению (от определения ядра лексического значения слова к периферии лексического значения)
4. Можно констатировать, что для Афанасия Фета языковой образ- концепт «ночь» является ключом дешифровки смысла жизни поэта. Именно ночью, когда успокаивается дневная суета, легче всего слиться в одно целое с природным миром, наслаждаясь его нерушимой, всеобъемлющей красотой.
Метод сплошной выборки сборников позволил составить картотеку стихотворений А. Фета о ночи (187). Впоследствии был определен рейтинг частотности языковых единиц, проясняющих языковой образ-концепт «ночь» - ночь, луна, звезда, заря, месяц. Установлено, что в «ночной» поэзия Фета отмечается 90 стихотворений с компонентом звезда, 64 - заря, 54 - луна, 32 - месяц. Выявлено, что языковой образ-концепт «ночь» в поэтических текстах А. Фета проясняется лексемами звезда (114), луна (79), заря (66), месяц (38). Основываясь на данных аргументах, мы можем заключить, что языковой образ- концепт «ночь» в поэзии А. Фета ассоциируется с «вещными» репрезентантами реального мира, выраженными лексемами звезда, заря, луна, месяц.
Традиция обращения к определенному природному явлению (в нашем случае — ночи) как некому знаку свидетельствует прежде всего о том, что, оно, обретая качества символа, становится кодом, способным открыть посвященному доступ к зашифрованной ранее информации и тем самым обеспечить переход из неустойчивого «мира случая» в устойчивый «мир причин и следствий», где он может более-менее стабильно существовать.
Можно констатировать, что «ночная» поэзия А.Фета, как и в русской романтической традиции, представляет собою системную общность произведений, целостность которой обеспечивается не только затекстовым денотатом «ночь», но и особым «ночным» сознанием, определяющим отношение автора к действительности и способ ее постижения и отражения.
Можно констатировать, что «ночная» поэзия А. Фета, как и в русской романтической традиции, представляет собою системную общность произведений, целостность которой обеспечивается не только затекстовым денотатом «ночь», но и особым «ночным» сознанием, определяющим отношение автора к действительности и способ ее постижения и отражения. Фета природа - скорее часть его собственного «я», источник вдохновения и фон для его чувств и переживаний. Лирическая эмоция поэта как бы разливается в природе, наполняя мир его чувствами и переживаниями. Поэт как бы стирает грань между миром внутренним и внешним, и для него ощутимо, как «...в воздухе за песнью соловьиной / Разносится тревога и любовь».
5. Выявлены способы репрезентации языкового образа-концепта «ночь» сквозь призму сугубо индивидуального сознания А. Фета. К примеру, понятийное ядро образа-концепта «ночь» в дискурсивном пространстве поэтических текстов А. Фета характеризуется следующими базовыми признаками: 1) «часть суток от захода до восхода солнца»; 2) «темнота, мрак»; 3) «цвета ночи, чернота».
6. Определены особенности вербализации языкового образа-концепта «ночь» в составе изобразительно-выразительных средств.
Исследование поэтических текстов А. Фета показало, что языковой образ-концепт «ночь» вербализуется в составе разнообразных изобразительно-выразительных средств: олицетворений, эпитетов, лексических повторов, метафор, через которые поэт создает стереоскопическую картину мира.



