Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ Н.А. ТЭФФИ)

Работа №82573

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы122
Год сдачи2016
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теория прецедентное™ и текст
1.1. Понятие интертекста и интертекстуальности
1.2. Теория прецедентности
1.3. Понятие о прецедентных единицах
1.4. Функции и трансформации прецедентных единиц в художественных текстах
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. Анализ прецедентных единиц в художественных
текстах Н.А. Тэффи
2.1. Особенности художественного текста
2.2. Прецедентное имя в текстах Н.А. Тэффи
2.3. Прецедентный текст в текстах Н.А.Тэффи
2.4. Прецедентная ситуация в текстах Н.А.Тэффи
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ


В настоящее время знание и интерпретация универсальных и национально-прецедентных единиц в коммуникативном пространстве указывает не только на принадлежность человека (его речевых продуктов) к данной эпохе и к культуре страны изучаемого языка, но и на уровень владения фоновыми знаниями конкретной языковой личности.
Прецедентные единицы являются важным элементом культурной грамотности языковой личности и изучение подобных феноменов в художественном пространстве представляется весьма важным и требует более детального рассмотрения.
Актуальность исследования. Данная работа представляется весьма актуальной по многим причинам.
Во-первых, необходимо подчеркнуть важность прецедентных единиц (элементов уже известных ранее текстов) при изучении и анализе художественного текста. Прецедентность опирается на положения теории интертекстуальности и стали одной из наиболее актуальных проблем в современной лингвистике. Интерес современных исследователей к явлению интертекстуальности как способу выявления специфики создания художественного про-изведения постоянно повышается. Выделенные исследователями единицы системы прецедентных феноменов изучаются в качестве материализованных знаков интертекстуальности. Прецедентные единицы расширяют границы текста, устанавливают связь с другими текстами, стимулируют собственные
Во-вторых, в настоящее время изучение прецедентных единиц в рассказах Н.А. Тэффи недостаточно. Интерес современных исследователей к ним усиливается. Специфика прецедентных единиц во многом определяется ориентацией культуры не на действительность, а на саму культуру с ее сложными ассоциативными связями, которые обеспечивают интертекстуальность, прецедентность, отнесенность к многочисленным литературным текстам. Рассмотрение прецедентных единиц в текстах рассказов Н.А. Тэффи (Лохвицкой) позволяет изучить особенности их функционирования и структурирования в пространстве художественного текста и дать характеристику языковой личности читателя.
Объектом исследования являются художественные тексты рассказов Н.А. Тэффи.
Предметом исследования являются прецедентные единицы (прецедентное имя, прецедентный текст и прецедентная ситуация) и их функционирование в художественных текстах Н.А. Тэффи. Нами были проанализировано 29 текстов рассказов Н.А. Тэффи разных периодов творчества, в которых обнаружено 85 прецедентных единиц.
Цель данного исследования заключается в изучении прецедентных единиц в художественных текстах Н.А. Тэффи.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1) определить соотношение понятий терминов «интертекст», «интертекстуальность», «прецедентность» и «прецедентные единицы», охарактеризовать функции и трансформации прецедентных единиц и обобщить теоретические основы изучения прецедентных единиц;
2) охарактеризовать особенности художественного текста;
3) классифицировать прецедентные единицы (имя, текст и ситуацию), обнаруженные в контекстах рассказов Н.А. Тэффи;
4) описать функции прецедентных единиц и обнаружить их трансформации в художественных текстах Н.А. Тэффи;
5) дать лингвокультурный комментарий к этим единицам.
Методологической основой исследования являются основные положения когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, теории интертекстуальности и теории прецедентности: работы Ю.Н. Караулова, И.В. Арнольд, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Р Барта, Ю. Кристевой, Ю.М. Лотмана, В.В. Виноградова, В.М. Жирмунского, Л.В. Щербы, Б.М. Эйхенбаума, А.А. Леонтьева, Н.С. Валгиной, Л.Н. Мурзина, Г.Г. Слышкина, В.В. Красных, Д.Б. Гудкова, Л.Г. Бабенко, А.Е.Супрун, А.А. Евтюгина, Р.Л. Смулаковской, Я.В. Кузнецовой, Ю.Ю. Саксоновой, Н.А. Фатеевой, И.С. Торопцева и др.
Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа является довольно уникальной попыткой изучения особенностей и функций прецедентных единиц в текстах рассказов Н.А. Тэффи. В ней впервые про-водится комплексный анализ функционирования и трансформирования
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные научные результаты дают представление о прецедентных единицах, рассматривают интертекст как основной вид и способ построения художественного текста, углубляют понятие и положение теории прецедентности и функционирование прецедентных единиц в текстах Н.А. Тэффи, они могут быть использованы в дальнейшем исследовании феномена интертекстуальности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что впервые тексты Н.А. Тэффи были проанализированы с точки зрения вводимых структурных элементов (интертекстуальных единиц), что может лечь в основу составления программ и курсов по изучению лексики, фразеологии, языка художественного текста (в том числе и в иностранной аудитории). Кроме того, прецедентные единицы - обязательные компоненты любого информационного пространства, которое в ХХ веке стало интертекстуальным. Без знания определенного историко-культурного фона невозможно максимально адекватно интерпретировать любые тексты как носителям русского языка, так и иностранцам, изучающим русский язык и культуру.
Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе по дисциплинам «Лексикология русского языка», «Лингвокультурология»,
Методы исследования включают наблюдение, обобщение, контекстный анализ, культурологический анализ, когнитивную интерпретацию, описательно-сопоставительный метод полученных данных.
Апробация результатов исследования осуществлялась в форме участия с докладами:
1) на III международной научной студенческой конференции «Русский язык в XX! веке: исследования молодых» (Астана, Казахстан, 2016 г.);
2) на студенческой научной конференции КФУ (Казань, Россия).
Опубликована статья: Го Паньпань. Прецедентные единицы в художественном тексте (на примере рассказа Н.А. Тэффи «Сирано де Бержерак») / Го Паньпань // Русский язык в XXI веке: исследования молодых: материалы III международной научной студенческой конференции / Отв. ред. Е.А. Журавлёва. - Астана: Изд-во ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2016. - С. 143-145.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В основе нашего исследования, посвященного функциям прецедентных единиц в художественном тексте, лежит теория прецедентности, которая сформировалась на пересечении когнитивной лингвистики и лингвокультурологии.
Данное исследование показало, что теория прецедентности опирается на основные положения теории интертекстуальности, являющейся важнейшим свойством любого современного текста. В настоящее время без обращения к проблемам ининтертекстуальности невозможно полноценное изучение любого, в том числе и художественного текста. На базе прецедентности создана теория прецедентных единиц.
Мы проанализировали прецедентные единицы (85), обнаруженные в рассказах Н.А.Тэффи, и предположили, что у прецедентных единиц можно выделить следующие группы: прецедентное имя (ПИ), прецедентный текст (ПТ) и прецедентная ситуация (ПС).
В ходе данного исследования было обнаружено, что перечисленные единицы в качестве основы взаимодействия как целых культур, так и отдельных текстов; и переосмысление и насыщение текста новыми смыслами являются их основной функцией.
Мы пришли к выводу, что посредством использования ПЕ стимулируются собственные эстетические решения языковой личности, реализуется взаимоотношение человека с миром и характеризуются цели коммуникации.
На примере рассказов Н.А. Тэффи мы выявили, что художественный текст чаще обращается к имплицитным и эксплицитным реминисценциям, которые позволяет читателям не только вспомнить популярные произведения, но и вызвать у них романтические чувства.
Исследование показало, что в рассмотренных рассказах Н.А. Тэффи можно обнаружить стремление автора к напоминанию о вечных ценностях, которые утверждаются русской литературой, к демонстрации отношения автора к различным персонажам и ситуациям, в которые они попадают. Н.А. Тэффи обращает внимание на произведения А.С. Пушкина, А.Н. Толстого, Л.Н. Толстого, Ю.М. Лермонтова, В.В. Маяковского и др., являющихся ключевыми для классической русской литературы.
Анализ ПЕ в рассмотренных текстах рассказов Н.А. Тэффи также показал религиозное разнообразие и историческую значимость конфессионального влияния на жизнь жителей России на рубеже веков. Введение определенных культурно значимых элементов (Иисус Христос, Рождество, Кощей Бессмертный, Богородица, Слава Герострата, Троица, Вендетта, Пасха, Масленица, Елена Прекрасная...) необходимо для создания сложного интертекстуального пространства в художественных текстах.
Анализ ПЕ показал, что некоторые единицы встречаются в трансформированном виде. Данное явление может быть объяснено тем, что трансформация делает языковую единицу экспрессивной, способствует созданию эффекта новизны.
Проведенный нами анализ показал, что художественные тексты Н.А. Тэффи содержат достаточно много ПЕ. Это указывает на важность их обнаружения при чтении и интерпретировании текстов, способствующих расширению кругозора человека. При языковой доступности эти единицы весьма сложны не только для носителей языка, но и для иностранцев, изучающих русский язык.
Тем более, что в учебном процессе, особенно для иностранцев, комментирование ПЕ поможет в учебном процессе, чтобы иностранные учащиеся лучше овладели русским языком и узнали русскую культуру.
Таким образом, наше исследование имеет широкие перспективы не только в теоретическом плане, но и в практике преподавания русского языка и культуры.



Тэффи Н.А. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 4: Книга Июнь; О нежности: Сборники рассказов / Сост. И. Владимиров. - М.: Книжный Клуб Книговек, 2011. - 352 с.
Тэффи Н.А. Все о любви: Рассказы. Повесть. Роман. - М.: Политиздат, 1991. - С. 430.
Адмони В.Г. Система форм речевого высказывания [Текст] / В.Г. Адмони. - СПб.: Наука, 1994. - 121 с.
Аникина Э.М. Функционирование прецедентных феноменов / Э.М. Аникина // Материалы конференции «Рефлексия. Смысл. Герменевтика». Секция Текст: функция сообщения и функция воздействия, Новосибирск / Сибирский государственный университет путей сообщения. - Новосибирск, 2006.
Арнольд И.В. Читательское восприятие интертекстуальности и герменевтика. Интертекстуальные связи в художественном тексте. Межвузовский сборник научных трудов. - СПб., 1993.
Арнольд И.В. Проблемы интертекстуальности [Текст] / И.В.Арнольд // Вестник СПбГУ! Сер. 2: История, языкознание, литературоведение. - Вып. 4 (№23). - 1992. - С. 53-617.
- М.: Флинта: Наука, 2006. - 496с.
Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1989. - С. 418.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 437 с.
Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках [Текст] / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества.
- М.: Искусство, 1979. - 424 с.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 445с.
Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста [Текст] / В.П. Белянин. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. - 123 с.
Валгина Н.С. Теория текста [Текст] / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2003. - 280 с.
Виноградов, В.В. О теории художественной речи [Текст] / В.В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 1971. - 240 с.
Винокур Г.О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика [Текст] / Г.О. Винокур. - М.: Наука, 1990. - 452 с.
Гадамер Х.Г Истина и метод / Х.Г Гадамер. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И.Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 138 с.
Гудков Д. Б. Прецедентные феномены в языковом сознании и межкультурной коммуникации: автореферат дис. ... д-ра филол. наук. М.: Диалог - МГУ, 1999.
Гудков Д.Б. и др. Некоторые особенности функционирования прецедентных высказываний// Вест. Моск. ун-та. 1997. № 4.
Гудков Д.Б. Прецедентное имя в когнитивной базе современного русского (результаты эксперимента) // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. - М.: Филология, 1998. - Вып. 4. - С.82-93.
Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации /Д.Б. Гудков. - М.: Гнозис, 2003. - 288 с.
Гудков Д.Б., Красных В.В., Захаренко И.В., Багаева Д.В. Некоторые особенности функционирования прецедентных высказываний [Текст]/Д.Б. Гудков, В.В. Красных, И.В. Захаренко, Д.В. Багаева // Вестник МГУ - 1997. - №4. - С. 120.
Евтюгина А.А. Прецедентные тексты в поэзии В.Высоцкого: (к пробл. идиостиля): автореф.дис ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 1995.
Захаренко И.В., Красных В.В., Гудков Д.Б., Багаева Д.В. Прецедентные имена и прецедентные высказывания как символы прецедентных феноменов [Текст] / И.В. Захаренко и др. // Язык. Сознание. Коммуникация: Сб. статей. - Вып. 1. - М., 1997. - С. 82-104.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность: монография. - М., 
2010. 264 с.
Караулов Ю.Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности [Текст] / Ю.Н. Караулов // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. Доклады советской делегации на VI конгрессе МАПРЯ.Я. - М.: Русский язык, 1986. - С. 105-126.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность /Отв. ред. Д.Н. Шмелев; АН СССР, Отд-ние лит. и яз.. - М.: Наука, 1987. - 261 с.
Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? [Текст] / В.В. Красных. - М.: ИГДК «Гнозис», 2003. - 375 с.
Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность (Человек, Создание, Коммуникация) [Текст] / В.В. Красных. - М.: Диалог-МГУ, 1998. - 352 с.
Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. - М., 2002.
Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1967. - № 239. - С. 438-465.
Кузнецова Я.В. Интекст и прецедентный текст в их соотношении / Я.В. Кузнецова, Р.Л. Смулаковская // Русистика: лингвистическая парадигма конца
Леонтьев А.А. Понятие текста в современной лингвистике и психолингвистике [Текст] // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. - Киев: Высшая школа, 1989. - С. 7-18.
Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3-х т. [Текст] / Д.С. Лихачев. - Т 3.
- Л.: Худож. лит., 1987. - 656 с.
Лихачев Д.С. О филологии [Текст] / Д.С. Лихачев. - М.: Высшая школа, 1989. - 206 с.
Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. -T.I . Статьи по семиотике и топологии культуры. - Таллинн: Александра, 1992. - C. 34-45.
Лотман Ю., Успенский Б. Миф - имя - культура [Текст].
Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка [Текст] / Д.С. Лихачев // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. - М.: Наука, 1993.-Т 52. - №1. - С. 3-9.
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста [Текст] / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПб, 1996. - 846 с.
Лукин В.А. Художественный текст: основы лингвистической теории. Аналитический минимум: монография. - М., 2005. -560 с.¬ле статей). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 1999.
Наумова Е.О. Особенности функционирования прецедентньк текстов в
Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация [Текст] / А.И. Новиков. - М.: Наука, 1983. - 215 с.
Новиков А.И., Ярославцева Е.И. Семантические расстояния в языке и тексте [Текст] / А.И. Новиков, Е.И. Ярославцева. - М.: Наука, 1990. - 136 с.
Оконешникова И.Г. Роль модусов перцепции в организации смыслового и коммуникативного пространства прозаического текста (на материале рома-нов Р Кинга) [Текст] / И.Г. Оконешникова: дис. ... канд. филол. наук. - Омск, 2008. - 228 с.
Пищальникова В.А. Проблемы лингвоэстетического анализа художественного текста [Текст] / В.А. Пищальникова. - Барнаул: АТУ, 1984. - 59 с.
Полонский А.В. «Умный завиток ковра», или Адресат и читатель // Теория и практика современной русистики в мировом контексте: междунар. сб. науч. ст.: в 2 т. Т 1. Белгород, 2005. С. 95-99.
Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. РГПУ им. А.И. Герцена (С. Петербург. 17-19 ноября 1998). - СПб., 1999. -С. 135-137.
Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 1997.
Саксонова Ю.Ю. Прецедентный интекст: проблема межъязыковой эквивалентности в художественном переводе (на материале английского,
Семененко Н.Н. Русские паремии: функции, семантика, прагматика: монография. - Старый Оскол, 2011. - 355 с.
Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов: дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Текст] / Г.Г. Слышкин. - Волгоград ,1999. - 178 с.
Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе [Текст] / Г.Г. Слышкин.- М.: Academia, 2000. - 128 с.
Степанов Ю.С. Семиотика. Антология / ЮС. Степанов. - М.: Академический проект, 2001.
Супрун А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление [Текст] / А.Е. Супрун // Вопросы языкознания. 1995. - № 6. - С. 17-29.
Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. - Т 1: Теория и некоторые частные ее приложения / В.Н. Топоров. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 816 с.
Торопцев И.С. Словообразовательная модель. - Воронеж, 1980. - 148 с.
Фатеева Н.А. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов / Н.А. Фатеева. - М.: Агор. - 2000. - 17 с.
Формановская Н. И. Речевое общение: коммуникативный подход: монография. - М., 2002. - 216 с.
GenetteG. Palimpsestes. La litterature au second degree [Текст] / G. Genette. - Paris, Editions du Seuil, 1982. - 468 p.
Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4 изд. - М.: «Советская энциклопедия», 1988. - 1600 с.
Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д.Н. Ушакова. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2000. - 848 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ