ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИРОВОЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА 7
1.1. Сущность и особенности развития индустрии туризма 7
1.2. Туристическая услуга как объект международной торговли 13
1.3. Влияние экспорта и импорта туристических услуг на национальную
экономику 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 35
2.1. Анализ актуальных тенденций в мировой индустрии туризма 35
2.2. Региональные аспекты функционирования мировой индустрии
туризма 40
2.3. Анализ агрегированных экономических показателей российской
индустрии туризма 48
2.4. Регрессионный анализ. Описание эконометрической модели 61
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА 69
3.1. Проблемы и перспективы развития индустрии туризма в России 69
3.2. Предполагаемый план мероприятий по совершенствованию российской индустрии туризма с учетом их социально-экономических последствий ... 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
Список использованных источников 104
ПРИЛОЖЕНИЯ
Индустрия туризма — это сложный межотраслевой и многофункциональный комплекс, способный приносить значительные доходы, как государству, так и бизнесу, и требующий от них непосредственного участия. Создание полноценной и качественной индустрии туризма может стать мощным фактором развития экономики страны. Эта отрасль выступает в качестве катализатора и мультипликатора экономического роста, стимулируя развитие сопутствующих туризму сфер и отраслей экономической деятельности.
Во многих странах индустрия туризма играет существенную роль в активизации торгового баланса, формировании ВВП и обеспечении занятости населения. В последние годы, Россия активно развивает туризм, становясь все более конкурентоспособной на мировом рынке туристских услуг, однако различные сегменты российской туриндустрии развиваются неравномерно. Функционирование большинства объектов туристского комплекса по-прежнему остается на низком уровне. Имея в распоряжении достаточное количество конкурентоспособных туристских ресурсов, Россия зачастую неспособна грамотно и в полном объеме их использовать.
В последнее время возрастает внимание к исследованию особенностей формирования и функционирования туристского рынка: активно
исследуются механизмы его регулирования и новые возможности развития, проводится сравнительный анализ российского туристского рынка и рынков стран мира, изучаются вопросы интеграции национальных туристских продуктов на мировой рынок туристских услуг. Наибольший интерес в данном направлении представляют работы Ф. Котлера, В.И. Азара, Александровой А.Ю., Бедновой М.А., Боголюбова В.С., Квартальнова В.А, Овчарова А.О. и других.
Однако следует отметить, что в литературе и научных исследованиях, посвященных вопросам развития мирового и российского туризма, практически отсутствуют детальный анализ состояния с учетом основных тенденций и закономерностей и прогнозы их развития.
В этих условиях возникает необходимость оценки состояния современной мировой индустрии туризма для выявления ключевых тенденций и определения путей эффективной интеграции российского туристского продукта на международный рынок с учетом возможных социально-экономических последствий. Кроме того, возрастает потребность в составлении объективных прогнозов развития мирового и российского рынка туристских услуг с целью поиска возможностей развития и регулирования туризма.
Все вышеперечисленное определило актуальность выпускной квалификационной работы, обусловило выбор темы исследования и определило состав исследованных в ней проблем и задач на основе мирового опыта развития международного туризма, объективной оценки состояния и реальных социально-экономических возможностей развития туризма в России.
Объектом исследования является международный туризм и туристическая отрасль России как часть мировой туристической индустрии.
Предметом исследования являются механизмы развития индустрии туризма в стране с учетом возможных социально-экономических последствий.
Целью выпускной квалификационной работы является определение аспектов влияния развития туризма на национальную экономику и разработка путей совершенствования российской туриндустрии на основе мирового опыта.
На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие взаимосвязанные задачи:
о изучить теоретические аспекты функционирования индустрии туризма;
о определить возможные социально-экономические последствия развития индустрии туризма в стране;
o проанализировать актуальные тенденции развития и региональные аспекты функционирования мировой индустрии туризма;
о провести детальный анализ текущего состояния российской индустрии туризма на основе агрегированных экономических показателей туризма;
о построить прогноз развития туризма в России, используя эконометрическую модель;
о выявить актуальные проблемы развития туризма в России и разработать план мероприятий по совершенствованию туриндустрии.
В данной выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования:
о анализ литературы по теме дипломной работы;
о теоретический анализ и синтез;
о изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
о экономико-статистический метод;
о сравнение;
о эконометрическое моделирование и прогнозирование.
В совокупности, методы исследования, использованные в выпускной квалификационной работе, позволили обеспечить достоверность экономического анализа и обоснованность выводов.
Информационно-статистическая база исследования включает в себя фактические данные специализированных периодических и справочных изданий России, зарубежных стран и международных организаций (ежегодников Федеральной службы государственной статистики России, данных Ростуризма - Федерального агентства по туризму Российской Федерации, данных Всемирной туристической организации - UNWTO, Всемирного Совета по туризму и путешествиям - WTTC). Широко использовались материалы специальных докладов и тематических обзоров (World Economic Forum, The Travel&Tourism Competitiveness Report, UNWTO The Tourism 2020 Vision и др.), подготовленных экспертами международных организаций, а также публикации периодической печати, специальная научная литература на русском и английском языках, в т.ч. материалы, доступные через электронную сеть Интернет.
Научная новизна исследования заключается в обосновании возможностей и перспективных направлений развития индустрии туризма в России как одного из факторов развития национальной экономики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке оптимальных методов решения существующих проблем в российском туризме и рекомендаций по повышению эффективности функционирования индустрии туризма в современных условиях, которые могут быть применены органами исполнительной власти, осуществляющими управление туристско- рекреационной деятельностью регионов России, в процессе разработки концепций и программ развития туристической индустрии.
Логика и структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
В первой главе раскрываются теоретические основы функционирования индустрии туризма, определяются понятия и основные аспекты туристской деятельности.
Во второй главе проведено исследование современных закономерностей и тенденций развития мировой индустрии туризма, детальный анализ российской индустрии туризма, а также разработана эконометрическая модель, на основе которой построен прогноз развития туризма в России.
В третьей главе выявляются основные проблемы функционирования российской индустрии туризма, и разрабатывается план мероприятий, направленных на совершенствование туристской деятельности в России с учетом возможных социально-экономических последствий.
В современных условиях туризм имеет большое значение для развития любой страны, выступая в качестве мощного фактора развития национальной экономики. Для полного понимания процессов, происходящих в мировой индустрии туризма, важно иметь однозначную трактовку основных терминов и понятий, а также четко определять специфику туристических услуг.
Индустрия туризма является результатом длительного исторического развития. Согласно общепринятому определению, индустрия туризма - это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц.
Туризм как объект международного обмена реализуется в форме услуг. Применительно к индустрии туризма существуют такие понятия, как «невидимая торговля» и «невидимый экспорт и импорт». Туристическая услуга как «невидимый» товар может быть экспортирована из страны и импортирована в нее.
Современная индустрия туризма должна рассматриваться как крупный межотраслевой хозяйственный комплекс национальной экономики, поскольку она включает в себя организации и предприятия различной отраслевой принадлежности. Динамично развивающаяся сфера туризма оказывает значительное влияние на ключевые сектора экономики.
Можно выделить следующие благоприятные последствия развития туризма для экономики страны:
о увеличение денежного потока в страну, приток иностранной валюты;
о рост валового национального продукта и внутреннего валового продукта;
о создание новых рабочих мест;
о привлечение капитала, в том числе и иностранного;
о увеличение налоговых сборов принимающего региона.
Наряду с положительными последствиями развития индустрии туризма, экономика страны может столкнуться и со следующими негативными эффектами:
о рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы и недвижимость;
о рост темпов инфляции;
о отток денег за границу при туристском импорте;
о экологические и социальные проблемы;
о возможный ущерб развитию других отраслей.
Однако, хотя туризм и обладает огромным экономическим потенциалом, он не является решением всех существующих проблем и требует четко продуманной государственной политики, а также эффективного правового регулирования.
В последние годы международный туризм становится базовым элементом инновационного развития многих стран. Развитие мировой индустрии туризма на современном этапе определяется рядом тенденций:
1. Изменения в рекреационном поведении населения: рост
непродолжительных путешествий и дробление отпускного периода.
2. Постепенное углубление специализации, переход на современные технологии и развитие процессов концентрации производства; масштабный процесс транснационализации.
3. Неравномерное распределение туристских потоков в разных странах и регионах.
4. Поляризация туристских предпочтений, характеризующаяся, с одной стороны, усилением позиций массового туризма в развитых туристских центрах, а с другой, ростом спроса на индивидуальный туристский продукт.
5. Постоянный рост конкуренции между странами как внутри конкретного региона, так и на глобальном уровне.
В настоящее время, в индустрии туризма существует ряд проблем, мешающих расти и развиваться данному направлению: слабая правовая база, недостаток инноваций в туризм, отсутствие стратегии развития индустрии, возможность возникновения политических или техногенных угроз и т.д.
Индустрия туризма - одна из наиболее чувствительных к различным спадам. Глобальный экономический кризис 2008-2009 гг. оказал значительное влияние на отрасль туризма, сократив число туристских прибытий. Однако, уже в 2010 г. международный туристский рынок начал активно восстанавливаться. Наилучшие результаты по основным показателям развития туризма за последние 55 лет продемонстрировал Азиатско-Тихоокеанский регион, далее регионы расположились следующим образом: Ближний Восток, Африка, Европа и Америка. В последние годы наблюдается динамичный рост развивающихся стран. Однако при всем разнообразии рекреационных зон и туристских маршрутов, большая доля международного туризма находится под контролем 5-8 основных туристских центров, что свидетельствует о недостаточной вовлеченности в мировой туристский рынок большинства стран.
Что касается Российской Федерации, то анализ статистических данных подтверждает выдвигаемую многими экспертами гипотезу о низком уровне развития въездного туризма в России. Детальный анализ современного положения российской индустрии туризма был проведен на базе концепции WTTC, включающей 4 элемента агрегированных экономических показателей: ВВП, занятость, инвестиции и туристское потребление.
Основные выводы:
1) Непосредственный вклад индустрии туризма в ВВП Российской Федерации в период 2014-2015 гг. оценивается примерно в 1,4-1,5%
2) За последние 10 лет в России число рабочих мест в туристском секторе увеличилось на 750 тыс., но по показателю удельного веса в общем уровне занятости (1,4 % в рамках узкой концепции и 5,2% в рамках широкой) Россия явно проигрывает странам-лидерам.
3) В 2014 г. объемы капиталовложений в российскую индустрию туризма оценивались в размере 11,9 млрд. долл., что на 3,5% выше, чем в 2013 г.
4) Расходы российских граждан на личные и деловые поездки в 2014 г. (по сравнению с 2010 г.) выросли на 10,8% и 26,5% соответственно.
Согласно прогнозам WTTC, туризм в России продолжит развиваться быстрыми темпами: в 2018 г. российский туристский ВВП в рамках узкой концепции вырастет на 5,4%, в рамках широкой - на 5,2 %.
Для получения более точных прогнозов в данной работе сконструирована эконометрическая модель, которая была оценена по статистическим данным. В качестве объекта исследования был выбран объем экспорта туристических услуг России. Автором были проанализированы показатели объема экспорта туристических услуг в период с 1995 по 2015 г. и вычислены прогнозные значения данного показателя на 2016-2018 гг.:
Года Прогноз объема экспорта туристических услуг
2016 16405,11721
2017 17642,86757
2018 18950,87912
Эконометрический анализ индустрии туризма в Российской Федерации, проведенный с помощью модели множественной регрессии и прогноза на основе временных рядов, позволил сделать следующие выводы:
1) ВВП на душу населения в странах Европы и Центральной Азии, являющихся основными странами, поставляющими туристов в Россию, в 2016-2018 гг. будет расти, при этом среднегодовой темп роста составит 3%.
2) Расходы международных туристов внутри страны также будут расти, в среднем на 4% в год. Это означает, что, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в России, иностранные туристы не снижают уровень своих расходов и эта тенденция сохранится в ближайшие годы.
3) Согласно полученному прогнозу, обменный курс рубля к доллару США в 2016-2018 гг. будет укрепляться.
4) Государственные вложения в индустрию туризма также будут расти; среднегодовой темп роста составит 10,4%. Эти прогнозы подтверждает наличие ряда программ, направленных на стимулирование и развитие туризма в Российской Федерации.
Основной вывод: положительная динамика изменения основных детерминант обуславливает стабильный рост экспорта туристических услуг в России в период 2016-2018 гг., при этом среднегодовой темп роста составит около 7,5%. Однако проведенные теоретические исследования выявили ряд проблем, препятствующих росту и развитию туризма в России.
Неэффективность и неразвитость въездного туризма как базовая проблема российской туриндустрии обусловлена рядом негативных факторов, определяющих функционирование данной отрасли. К ним относятся:
о слабая правовая база и недостаточное регулирование туризма;
о отсутствие эффективных механизмов привлечения иностранных и отечественных инвестиций;
о низкая конкурентоспособность России на мировом уровне;
о слабое развитие туристской инфраструктуры и отсутствие доступной и комфортной туристской среды;
о недостаточное продвижение туристского продукта России на зарубежных туристских рынках и др.;
Для преодоления указанных негативных тенденций был разработан план мероприятий по совершенствованию деятельности российской индустрии туризма. В частности, для решения проблемных вопросов российского законодательства были предложены следующие меры: о использование программно-целевого метода;
о разработка четкой и упорядоченной системы статистического учета;
о организация эффективной налоговой политики в сфере туризма ;
о государственное участие в создании стимулирующих и регулирующих механизмов воздействия на спрос и предложение на рынке туруслуг.
В соответствии с данными Индекса конкурентоспособности сектора путешествий и туризма за 2015 г., совершенствование российской индустрии туризма и повышение ее конкурентоспособности должно проводиться в трех основных направлениях:
1) Снижение визовых требований к иностранным туристам (упрощение процедур оформления получения виз, введение безвизового въезда для отдельных категорий туристов)
2) Модернизация туристской инфраструктуры:
• гостиничная инфраструктура (стимулирование предпринимательской инициативы, введение единой системы классификации объектов гостиничной инфраструктуры, повышение профессиональных навыков обслуживающего персонала)
• транспортная инфраструктура (разработка программ поэтапного строительства и ремонта дорог имеющихся с привлечением иностранных компаний, периодическое обновление транспортного парка и модернизация подвижного состава, снижение цен на услуги железнодорожного и авиационного транспорта внутри страны путем введения мер по изменению системы налогообложения перевозок и государственного регулирования цен на ГСМ, поддержка бюджетных перевозчиков)
• индустрия развлечений и отдыха (проекты сотрудничества с
иностранными компаниями, создание развлекательных объектов,
отражающих уникальные черты и/или исторические события города).
• информационная среда (создание единой системы туристской навигации, формирование в каждом регионе России туристских информационных центров, создание в сети Интернет национального туристского портала).
3) Разработка эффективных механизмов привлечения инвестиций (кластерный подход, создание особых экономических зон туристско- рекреационного типа, создание и развитие новых туристических центров, развитие новых видов туризма, проведение спортивных и культурных мероприятий международного уровня).
В целях продвижения туристского продукта Российской Федерации на международном рынке туристских услуг предложены следующие меры: о обеспечение широкого ассортимента предлагаемых туристских программ и их периодического обновление;
о проведение зарубежных мероприятий, позволяющих провести презентацию туристских продуктов страны;
о составление ежегодного календаря туристских событий в каждом российском городе;
о создания сети зарубежных туристских представительств России в странах, направляющих крупнейшие потоки туристов в нашу страну;
о участие страны в международных туристских конференциях и ярмарках; о обеспечение компаний, деятельность которых связана с организацией туризма, возможностями для применения современных методов маркетинга.
Что касается задачи интеграции сферы туристских услуг Крымского федерального округа в российскую туриндустрию, то она требует разработки «дорожной карты», основными направлениями которой должны стать: создание системы экономических мер, направленных на снижение стоимости туристских услуг, разработка мероприятий по продвижению туристского потенциала Республики Крым, обеспечение поддержки малого и среднего бизнеса, а также обеспечение безопасности сферы туристских услуг.
Несмотря на множество негативных факторов, препятствующих развитию въездного туризма и эффективному функционированию отрасли в целом, индустрия туризма в России имеет большое будущее как мощный фактор развития национальной экономики и средство стабилизации социально-экономического положения страны в мире. Рекомендации и мероприятия, предложенные в данном исследовании с учетом их социально - экономических последствий, позволят преодолеть действие негативных тенденций, определяющих развитие индустрии туризма в России, повысить конкурентоспособность российского туристского продукта на мировом рынке и стимулировать въездной туризм в нашу страну.
1. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС): принято 1994. - URL: http://ind.kurganobl.ru/assets/files/WTO/services.pdf (дата обращения:
27.12.2015) .
2. Материалы Третьей сессии Конференции ООН по торговле и развитию, 1971 г. - URL: http://www.un.org/ru/ga/26/docs/26res.shtml (дата обращения
22.12.2015) .
3. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: фед. закон принят ГД РФ 24.11.1996 (ред. от 29.06.2015, с изм. от 02.03.2016). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 12462/ (дата обращения: 14.04.2016).
4. Государственная программа «Развитие индустрии отдыха и туризма на
2012-2018 годы»: утв. постановлением Правительства РФ от 7.10.2011 № 476-ПН: с изменениями на 12 января 2016 года. URL:
http://docs.cntd.ru/document/537907624 (дата обращения: 12.04.2016).
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и
туризма» на 2013-2020 годы: утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №317. - URL: http://mkrf.ru/documents/programs (дата
обращения 22.04.2016).
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N
941-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года" URL:
http://www.government.ru/docs/12933 (дата обращения 08.04.2016).
Книги и монографии
7. Демченко, С.Г. Проблемы и перспективы развития регионального туризма в России. - Казань: Познание, 2011. - 191 с.
8. Маркс, К. К критике политической экономии. - Берлин, 1859 г. -183 с.
9. Сахарчук Е.С. Социальные последствия развития туризма: Монография. - М.: ФГОУВПО РГУТиС, 2011 - 154 с.
10. Топсахалова Ф. М., Теунаева З. Н., Стратегическое управление формированием и развитием регионального туристско-рекреационного комплекса в условиях социально-экономической трансформации: монография. - М.: Академия Естествознания, 2012. - 217 с.
11. Тоффлер, Э. Третья волна. - М.: АСТ, 2009. - 795 с.
Учебники и учебные пособия
12. Александрова, А.Ю. Международный туризм: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 470 с.
13. Александрова, А.Ю. Структура туристского рынка. - М.: Пресс-Соло,
2012. - 383 с.
14. Богданов, Е.И. Экономика отрасли туризм: Учебник / Е.И. Богданов, Е.С. Богомолова, В.П. Орловская.- М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 318 с.
15. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма: учебное пособие. - М.: Академия, 2015. - 192 с.
16. Бородин, В.В, Анализ социально-экономической эффективности туризма: Учебное пособие / В.В. Бородин. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 230 с.
17. Бурганов, Р.А. Экономическая теория: Учебник / Р.А. Бурганов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 416 с.
18. Городецкий, В.В. История экономических учений. - М.: НИЦ Инфра-М,
2010. - 349 с.
19. Жукова, М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: Учебник. - М.:
КНОРУС, 2014. - 192 с.
20.Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности // Учебник. - М.: Финансы и статистика. 2012. - 288 с.
21. Квартальнов, В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 320 с.
22. Килль, М.Ю. Коммерческая деятельность в сфере услуг: учебное пособие / М.Ю. Килль. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 139 с.
23. Котлер, Филипп. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник для студентов вузов / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз; пер. с англ. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 1071 с.
24. Косов, Н.С. Макроэкономика: учебник / Н.С.Косов, Н.И.Саталкина, Ю.О.Терехова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 264 с.
25. Матюхина, Ю. А. Индустрия туризма: учебное пособие / Ю.А. Матюхина. — 2-е изд., стер. — М.: ФлИнта, 2013. — 312 с.
26.Овчаров, А.О. Экономика туризма: Учебное пособие / А.О. Овчаров. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 253 с.
27. Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризма: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 208 с.
28. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. - М.:
Финансы и статистика, 2013. - 400 с.
29. Трухачев, А.В. Туризм. Введение в туризм: учебник / А.В. Трухачев, И.В. Таранова. - Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та,
2013. - 396 с.
30.Чудновский А.Д. Теория и методология социально-экономических
исследований в туристской индустрии: учебное пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: КНОРУС, 2016. — 478 с.
Статьи в сборниках и периодических изданиях
31. Алымов Ю., Гарбуз А. Роль туристических услуг в системе
внешнеэкономических отношений // Банковский вестник. - 2012. -№28. - С.25-42.
32. Багирян, В.А. Современное состояние мирового рынка туристических услуг // Вестник Академии знаний. - 2013. - № 4 (7). - С.18-26.
33. Беднова М.А., Ратникова Т.А. Эконометрический анализ спроса на
въездной туризм в России // Прикладная эконометрика. - 2011. -
№ 1 (21). - С.97-103.
34. Вязовская, В.В. Оценка конкурентоспособности России на мировом рынке туристских услуг // Известия УрГЭУ. - 2014. - № 4 (54). - С.35-43.
35. Горбылева, И. А. Об экономическом содержании понятия
“Международный туризм” // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2011. - № 6. - С. 26-32.
36. Жидких В.А. О развитии туристского потенциала регионов Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации РФ. - 2012. - №25. - С.41-45.
37. Жиленко, В.Ю. Влияние украинского кризиса на развитие сферы туризма в РФ // Научный результат. Серия «Технологии бизнеса и сервиса». -
2014. - №2. - С.10-18.
38. Келлер, П. Влияние мировых кризисов на туризм // Вестник РМАТ. -
2013. - №3 (9). - С.17-21.
39. Королева, Н.В. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. -2013. - № 1 (115). - С. 15-24.
40. Лунин, Э.А. Безопасность туризма в Российской Федерации // Проблемы современной экономики. -2012. -№ 2 (26).
41. Овчаров, А.О. Развитие международного туризма: факторы риска // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - № 9.
42. Овчаров, А.О. Россия в системе международного туризма: тенденции, риски, перспективы // Экономические стратегии. - 2012. - № 5-6 - C.7-12.
43. Патутина, Н.А. Региональные инновации в сфере туризма // Интернет- журнал "Науковедение". - 2014. - №1.
44. Перепелкин, В.А. Понятие «услуга» в экономической теории // Вестник Самарского государственного университета. - 2009. - №69. - С.38-46.
45. Писаревский, Е. Л. Актуальные проблемы обеспечения общественной безопасности в сфере туризма // Туризм: право и экономика. - 2011. - № 1. - С. 10-19.
46. Проблемы законодательного обеспечения развития внутреннего и
въездного туризма в Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2012. - № 25 (468) - С.29-37.
47. Родионова И. А, Литвинова А. С. Индекс конкурентоспособности стран мира в туристическом бизнесе и место России // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - №6. - С.71-74.
48. Рынок делового туризма: состояние и прогноз развития // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 7. - С. 142.
49. Тайгибова, Т. Т. Влияние индустрии туризма на экономику страны и социально-культурную сферу // Актуальные вопросы экономических наук: сборник междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа: Лето,
2011. — С. 125-128.
50. Тен, С.Б. Инвестиции как фактор развития регионального туризма // Научный журнал КубГАУ. - 2013. - №91 (07). - C. 42-48.
51. Ульяченко, Л. А. Создание рыночной инфраструктуры в туристическом кластере // Интеграл. - 2014. - № 4. - С. 100.
52. Хандажапова, Л.М. Об оценке влияния развития туризма на экономику региона // Проблемы прогнозирования, 2011, - №5.
53. Щетинина, К. И. Современные тенденции развития туристической отрасли и гостиничного бизнеса // Маркетинг услуг. - 2013. - № 3. - С. 228-237.
54. Daniel J. Stynes. Economic Impacts of Tourism. MI: Department of Park, Recreation and Tourism Resources, Michigan State University. - 19 p.
55. Fateme Tohidy Ardahaey. Economic Impacts of Tourism Industry //
International Journal of Business and Management. - 2011. - Vol. 6, No. 8/ - p.205-216
56.Samuelson P. The pure theory of public expenditure // Journal of Political Economy. - 1954. -No. 56. - p. 496-505.
Электронные ресурсы
57. Проект ОЭЗ ТРТ «Алтайская Долина» [Электронный ресурс] /
Официальный сайт особой экономической зоны туристско- рекреационного типа «Алтайская Долина». - URL: http://altaidolina.ru
(дата обращения 12.05.2016).
58. Средний уровень ВВП на душу населения стран Европы и Центральной Азии [Электронный ресурс] / База данных Всемирного Банка. - URL: http: //data.worldbank. org (дата обращения 01.04.2016).
59. Статистические показатели взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств [Электронный ресурс] / Федеральное Агентство по туризму. - URL: http: //www. russiatourism. ru (дата обращения 08.04.2016).
60. Федеральная служба Государственной статистики / URL: http: //www. gks.ru (дата обращения 13.04.2016).
61. Data Collection & Analysis for Tourism Management, Marketing & Planning -
A Manual for Managers & Analysts (English version) 2015 Edition [Электронный ресурс] / Электронная библиотека Всемирной туристической организации (UNWTO). - URL: http://www.e-unwto.org
(дата обращения 21.04.2016).
62. Handbook on Tourism Destination Branding, 2015 [Электронный ресурс] / Электронная библиотека Всемирной туристической организации (UNWTO). - URL: http://www.e-unwto.org (дата обращения 23.04.2016).
63. Handbook on Tourism Forecasting Methodologies, 2015 Edition
[Электронный ресурс] / Электронная библиотека Всемирной туристической организации (UNWTO). - URL: http://www.e-unwto.org
(дата обращения 25.04.2016).
64. Handbook on Tourism Market Segmentation: Maximising Marketing
Effectiveness, 2011 Edition [Электронный ресурс] / Электронная библиотека Всемирной туристической организации (UNWTO). - URL: http: //www. e-unwto. org (дата обращения 23.04.2016).
65.International Recommendations for Tourism Statistics 2012 (Russian version) [Электронный ресурс] / Электронная библиотека Всемирной туристической организации (UNWTO). - URL: http://www.e-unwto.org (дата обращения 11.04.2016).
66. Key Outbound Tourism Markets in South-East Asia. 2013 Edition
[Электронный ресурс] / Электронная библиотека Всемирной
туристической организации (UNWTO). - URL: http://www.e-unwto.org
(дата обращения 23.03.2016).
67. The Russian Outbound Travel Market with Special Insight into the Image of Europe as a Destination [Электронный ресурс] / Электронная библиотека Всемирной туристической организации (UNWTO). - URL: http://www.e- unwto.org (дата обращения 28.04.2016).
68. The Travel & Tourism Competitiveness Report, 2007-2015 [Электронный
ресурс] / База данных Всемирного экономического форума. - URL:
http: //reports. weforum. org/ (дата обращения 26.03.2016).
69. Travel&Tourism Economic Impact Research. Methodology [Электронный ресурс] / Официальный сайт Всемирного совета по туризму и путешествиям. - URL: http://www.wttc.org (дата обращения 01.05.2016).
70. Travel&Tourism Economic Impact 2016 Russian Federation [Электронный ресурс] / Официальный сайт Всемирного совета по туризму и путешествиям. - URL: http://www.wttc.org (дата обращения 11.05.2016).
71. UNWTO Annual Report 2015 [Электронный ресурс] / Официальный сайт Всемирной туристической организации (UNWTO). - URL: http://www2.unwto.org (дата обращения 14.05.2016).
72. UNWTO Tourism Highlights. 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013,
2014, 2015 Editions [Электронный ресурс] / Tourism Market Trends
UNWTO. - URL: http://mkt.unwto.org (дата обращения 24.04.2016).
73. UNWTO Tourism Trends Snapshot, 2015 edition [Электронный ресурс] / Электронная библиотека Всемирной туристической организации (UNWTO). - URL http://www.e-unwto.org (дата обращения 08.05.2016).
74. UNWTO World Tourism Barometer. Volume 15 [Электронный ресурс] / Tourism Market Trends UNWTO. - URL: http://mkt.unwto.org (дата обращения 14.05.2016).
75. Visa openness report 2015 [Электронный ресурс] / Электронная библиотека Всемирной туристической организации (UNWTO). - URL: http://www.e- unwto.org (дата обращения 18.05.2016).
76. World Data Finder [Электронный ресурс] - URL: https://knoema.com (дата обращения 01.04-29.05. 2016).
77. Yearbook of Tourism Statistics, Data 2010 - 2014. 2016 Edition
[Электронный ресурс] / Электронная библиотека Всемирной туристической организации (UNWTO). - URL: http: //www. e-unwto. org (дата обращения 25.04.2016).