ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА 6
1.1 Понятие, классификация, методы оценки готовой продукции 6
1.2 Синтетический и аналитический учет готовой продукции 13
1.3 Содержание анализа выпуска готовой продукции 21
2. УЧЕТ ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ОЦЕНКА И АНАЛИЗ В
ПО «ХЛЕБОКОМБИНАТ» 35
2.1 Краткая характеристика предприятия 35
2.2 Организация учета выпуска готовой продукции 38
2.3 Анализ выпуска готовой продукции 42
2.4 Пути совершенствования учета и резервы роста выпуска продукции . . 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
Объем производства и продажи готовой продукции является важнейшим показателем деятельности любого промышленного предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а возможный объем продаж является основой производственно программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
Целью каждого предприятия является реализация своего товара и получение выгоды от совершения сделки. В процессе продажи выявляются полезность и качество выпускаемой предприятием продукции. Продажей завершается кругооборот средств. Предприятие возмещает свои затраты, которые были связаны с выпуском и сбытом продукции, реализует созданную в производстве валовую прибыль, одна часть которой перечисляется в государственный бюджет в виде налогов и сборов, а другая остается у предприятия в виде чистой прибыли.
Выпуск и продажа готовой продукции для сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - систематическое получение прибыли.
Бухгалтерский учет должен обеспечивать систематический контроль за производством, отгрузкой и сбытом продукции, связанными с ними затрата¬ми и полученными финансовыми результатами, состоянием расчетов с покупателями и заказчиками. Снижение уровня расчетной дисциплины приводит к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Основную долю задолженности составляют обязательства по расчетам с покупателями и заказчиками за отгруженные товары, готовую продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Поэтому вопросы правильной постановки и организации бухгалтерского учета производства и продажи готовой продукции имеют первостепенное значение для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Для успешного выполнения бухгалтерией своих учетных задач, связанных с готовой продукцией, необходима ритмичная работа предприятия, правильная организация складского хозяйства, своевременное оформление хозяйственных операций.
Всеми перечисленными факторами обусловлена актуальность работы: каждое производственное предприятие завершает процесс производства вы¬пуском готовой продукции, предназначенной для определенных слоев населения, которая требует эффективного учета и постоянного совершенствования этого процесса.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование порядка учета и анализа выпуска готовой продукции, а также разработка рекомендаций по совершенствованию учета и росту выпуска готовой продукции на примере потребительского общества «Хлебокомбинат».
Задачи:
1. рассмотреть порядок отражения в учете операций по учету выпуска и продажи готовой продукции в теоретическом и практическом аспектах;
2. оценить качество учета выпуска готовой продукции в ПО «Хлебокомбинат» и предложить меры по регулированию учетного процесса;
3. провести анализ динамики выпуска и продаж, ассортимента и структуры, качества продукции на предприятии;
4. дать оценку ритмичности работы предприятия;
5. выявить резервы увеличения выпуска и продаж готовой продукции на предприятии.
Объектом исследования является потребительское общество «Хлебо-комбинат».
Предмет исследования - экономические отношения, связанные с производством продукции предприятием ПО «Хлебокомбинат».
Методологической основой исследования в работе являются нормативные и законодательные акты по бухгалтерскому учету готовой продукции и ее продаже, а также труды ученых по заданной теме исследования. Информационной базой исследования является нормативная документация, литера¬тура по бухгалтерскому учету и анализу финансово - хозяйственной деятельности, публикации экономических журналов и газет, таких как «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Финансовая газета» и внутренняя документация предприятия (регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская и оперативная отчетность) по выпуску и продажам готовой продукции.
Работа включает введение, 2 главы основной части, заключение, список использованных источников, приложение.
В первой главе были изучены методологические аспекты учета выпуска продукции, ее оценки и анализа. Для этого были рассмотрены такие аспекты, как понятие, классификация, методы оценки готовой продукции; синтетический и аналитический учет готовой продукции; содержание анализа выпуска готовой продукции.
Вторая глава носит практический характер и включает учет выпуска готовой продукции, ее оценку и анализ в ПО «Хлебокомбинат», в процессе изучения которой были рассмотрены краткая характеристика предприятия; организация учета выпуска готовой продукции; анализ выпуска готовой продукции, а также пути совершенствования учета и выявление резервов роста выпуска продукции.
В работе был рассмотрен синтетический и аналитический учет выпуска готовой продукции, его оценка и анализ на примере ПО «Хлебокомбинат», деятельность которого специализируется на выпуске хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
Целью выпускной квалификационной работы являлось рассмотрение порядка учета, оценки и анализа выпуска готовой продукции на конкретном предприятии - ПО «Хлебокомбинат», а также проведение экономического анализа выпуска готовой продукции.
Синтетический учет выпуска продукции в ПО «Хлебокомбинат» ведется без использования счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" прямым способом учета затрат на производство. Для обобщения данных о выпуске продукции за отчетный период бухгалтерией предприятия используется накопительная ведомость. Выпущенная из производства продукция передается на склад готовой продукции и оформляется накопительной приемосдаточной накладной, в которой производятся записи по каждой ассортиментной группе выпечки. Складской учет ведется материально ответственными лицами на карточках учета продукции, в которых отражаются наличие и движение готовой продукции в натуральных единицах измерения.
Небольшая номенклатура выпускаемой продукции позволяет вести аналитический учет готовой продукции параллельным методом, то есть параллельно со складским количественным учетом ведется количественно - суммарный учет в оборотных ведомостях по движению продукции. На основании итоговых данных карточек аналитического учета по окончании месяца составляется ассортиментная оборотная ведомость. Стоимостные итоговые данные оборотной ведомости соответствуют данными Главной книги по счету 43 "Готовая продукция".
Отпускаемая со склада продукция оформляется экспедитором ПО «Хлебокомбинат» на основании договора поставки и графика отгрузки продукции приказом-накладной, который поступает в бухгалтерию для выписки расчетных документов.
В целом порядок учета готовой продукции ПО «Хлебокомбинат» соответствует положениям действующих нормативных документов, но не соответствует порядку, закрепленному в учетной политике. Не все данные бухгалтерской отчетности соответствуют данным, разнесенным в учетных регистрах предприятия (журналах-ордерах и накопительных ведомостях) и подтверждены данными инвентаризации.
Основными недостатками учета, оценки и анализа выпуска готовой продукции в ПО «Хлебокомбинат» являются следующие моменты:
1. В оформлении первичных учетных документов по выпуску готовой продукции имеют место некоторые недочеты по заполнению дополнительных реквизитов первичных документов, а также по арифметическому расчету затрат на выпуск продукции.
2. По ряду договоров, заключенных с покупателями, истек срок их действия, а дополнительные соглашения не заключены. Данный факт является существенным упущением бухгалтерских работников. Смягчающим обстоятельством служит тот факт, что контрагенты по данным договорам являются постоянными клиентами ПО «Хлебокомбинат»
3. Неиспользование резервов по выпуску готовой продукции в целях увеличения объема реализации и как следствие увеличение прибыли предприятия.
По выявленным недостаткам, таким как несоответствие бухгалтерского синтетического учета принятой учетной политике в области метода оценки готовой продукции и игнорирование резервов увеличения объема выпуска продукции были предложены следующие пути решения данных проблем:
- ввести в систему бухгалтерского учета счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» для большей наглядности в процессе выявления отклонений фактической себестоимости от нормативной, а также для того, чтобы счет 20 «Основное производство» не перегружать путем списания в конце отчетного периода (месяца) расходы на общехозяйственные, общепроизводственные нужды и вспомогательное производство;
- в ходе проведения анализа резервов увеличения объема выпуска продукции были выявлены методы, позволяющие повысить объем выпускаемых изделий за счет увеличения производственных мощностей и рабочей силы.
В работе был также проведен анализ выпуска готовой продукции ПО «Хлебокомбинат». Анализ основных технико-экономических показателей работы предприятия выявил, что показатели деятельности в отчетном периоде в динамике с предыдущим значительно улучшились. Предлагаемые мероприятия по совершенствованию учета выпуска готовой продукции, а также мероприятия по увеличению объема выпуска пользующейся спросом у потребителей продукции позволят значительно повысить эффективность деятельности ПО «Хлебокомбинат».