Введение 3
Глава 1. Журнал «Ялкын» 1950-е гг. (характеристика и анализ) 4
Глава 2. Роль советской идеологии в воспитании детей 11
2.1. Образ счастливого ребенка 28
2.2. Образы советских вождей 45
Глава 3. Детский досуг 54
Заключение 63
Библиографический список 66
Приложение
История детства - одно из перспективных направлений современной гуманитарной науки.
Послевоенные годы, на первый взгляд, не изменили специфики советского детства, а скорее закрепили те трансформации, которые произошли ранее. Однако значимость этого времени для истории детства неоспорима, если рассматривать ее в контексте зарождавшихся норм и ценностей “оттепели”.
Советская эпоха породила множество лозунгов, связанных с детьми, например: «Все лучшее - детям» или «Дети наше будущее». Неслучайно поэтому одной из самых распространенных советских мифологем стала мифологема счастливого советского детства. Над созданием этого концепта, включающего в себя разнообразные символы и смыслы, трудилось не одно поколение советских политических деятелей, педагогов и воспитателей, представителей творческой интеллигенции и ученых. А одним из наиболее эффективных каналов его продвижения являлись средства массовой информации, в том числе журналы для детей и о детях . Именно они и являются ценным источником информации об истории детства.
Журнал «Ялкын» может служить источником по истории советского детства, может помочь в реконструкции собирательного образа детства.
Актуальность исследования определяется:
- необходимостью рассмотрения задач, которые стояли перед государством и родителями в воспитании подрастающего поколения;
- необходимостью изучения опыта работы журнала, который имеет важное значение как для изучения истории детской татарской периодической печати советского периода, так и для понимания развития детской периодики настоящего времени.
Объектом исследования является журнал «Ялкын» за 1950-е годы; предметом - образ советского ребенка по материалам журнала «Ялкын».
Хронологические рамки охватывают период с 1951-1960 -е гг. Выбор данного исторического периода обусловлен тем, чтобы показать какие изменения происходили в советском детстве в период правления Сталина и начала правления Хрущева, какие изменения происходили в воспитании и образовании советских детей в послевоенные годы. Именно с 1951 года выходит первый послевоенный номер журнала (после перерыва с 1941-1951 гг.) впервые на кириллице, что делает его более доступным для изучения.
Цель работы - выявить специфику отражения в материалах журнала «Ялкын» основных аспектов советского детства 1950-х годов.
Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать источник;
- рассмотреть образы детей, созданные на страницах журнала;
- проанализировать вербальные и визуальные тексты о школе, детском досуге;
- дать оценку характеристике роли государства в идеологическом и нравственном воспитании подрастающего поколения, данной в материалах журнала.
Методологическая основа исследования. В работе на ряду с общенаучными методами (индукция, дедукция, анализ, синтез) использовались и специальные научные методы исследования такие как: историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный.
Замысел работы определил круг и характер привлеченных источников. Всё многообразие источников можно представить разделенным на группы.
Основными источниками исследования являются материалы журнала «Ялкын». Внутри данной группы источников можно сделать следующую классификацию: 1) статьи исследуемого журнала «Ялкын» за 1950-е годы; 2) письма - опубликованные на страницах журнала переписки советских детей с друзьями из союзных республик, письма пионеров из социалистических стран, письма-благодарности от советских пионеров И. В. Сталину; 3) воспоминания взрослых, опубликованные на страницах журнала «Ялкын»; 4) визуальные источники. К ним относятся фотографии. Картины и рисунки, опубликованные, в первую очередь, на страницах журнала «Ялкын».
Вторую группу источников представляют материалы журналов «Пионер» и «Костёр», которые использовались как дополнительные источники для того, чтобы лучше охарактеризовать эпоху. Сравнение и сопоставление журналов помогло лучше раскрыть материалы журнала «Ялкын».
Третью группу источников составляют неопубликованные источники личного происхождения - собранные воспоминания людей, чьё детство пришлось на 1950-е годы.
Историографическая база исследования также многочисленна и может быть разделена на две группы - это исследования зарубежных авторов и отечественных авторов.
Становление нового направления было ознаменовано появлением новаторской работы Филиппа Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке». Ф. Арьес по праву считается основоположником современной истории детства. Новизна его исследования заключалась в том, что он впервые конкретно показал, что детство не просто естественная универсальная фаза человеческого развития, а понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание.
Большие заслуги в изучении истории российского детства XX века принадлежат американским и европейским исследователям. Среди них безусловным лидером является английский историк К. Келли. Келли К. «Маленькие граждане большой страны»: интернационализм, дети и советская пропаганда», «Школьный вальс». Послевоенные годы восприняты автором как закономерный этап в эволюции политики и государственной идеологии в области детства.
Выдающиеся отечественные психологи, заложившие теоретические основы детской психологии в России и разработавшие вопрос об историческом происхождении периодов детства, такие как Л. С. Выготский и П. П. Блонский. Необходимо выделить труды Н. А. Рыбникова. Он внес значимый вклад в изучение истории детства в России - «Детские дневники как материал по детской психологии», «Юношеские дневники и их изучение».
Становление истории детства в России идет благодаря работе постоянно действующего международного семинара при РГГУ «Культура детства: нормы, ценности, практики» и деятельности доктора педагогических наук В.Г.Безрогова. Семинар превратился в важную дискуссионную площадку, которая вводит историю детства в России в рамки более широких междисциплинарных детских исследований, предполагающих использование историками разных подходов (прежде всего социологических и антропологических) в осмыслении феномена детства и положения детей в обществе. Вся информация о деятельности семинара, его участниках, публикациях представлена на сайтеhttp://childcult.rsuh.ru. На сайте можно найти всех участников семинаров, краткую информацию о них, а самое главное, ссылки на их исследования в русскоязычной версии и названия работ, которые еще не переведены.
При написании исследования невозможно обойтись без работ профессора А. А. Сальниковой «Российское детство в ХХ веке: история, теория и практика исследования». Книга посвящена истории российского детства в XX веке, теории и практике его изучения и интерпретации. Особое внимание уделено вопросам становления и современного состояния «детских исследований» в России и за рубежом; специфике «детского» текста как основного носителя и транслятора детской памяти, особенностям его понимания, прочтения и функционирования в культуре; процессам революционной трансформации детства в России, складывания феномена советского детства и формирования детского революционного опыта. Значительную часть источниковой основы работы составили источники, созданные самими детьми, в которых нашли отражение процессы детского понимания и проникновения в революцию.
Можно также выделить монографию А. А. Сальниковой и Д. М. Галиуллиной «Татарская «Алифба»: национальный букварь в мультикультурном пространстве (конец XIX - начало ХХ1вв. . В монографии рассматриваются способы и результаты отражения в вербальных и визуальных текстах букваря общественно-политических и социокультурных трансформаций, происходивших в имперской, советской и постсоветской России и Татарстане, выявляются противоречия между предлагаемой властью идеально-утопическим образом действительности и «реальным» миром, в котором жил ребенок - «потребитель» учебного текста.
В вопросе образования в национальной школе помогла статья Д. З. Шамсутдинова и Р. В. Шайдуллина «Особенности развития татарской национальной школы в ТАССР в 50-60-е годы XX века», где рассмотрены основные проблемы, связанные с сокращением и закрытием татарских национальных школ.
Как дополнительная литература были использованы следующие труды. Полезными для изучения данной темы стали статьи профессора А. А. Сальниковой: «Детство как миф: некоторые аспекты изучения российско- советского детства в зарубежной историографии», «Источники по истории российского/советского детства и их специфика».
При составлении и анализе анкет помогло учебное пособие С. Ю. Малышевой и А. А. Сальниковой «Мультикультурность российского региона как (де)стабилизирующий фактор исторического развития (Среднее Поволжье XIX - начала XXI вв.)» . Книга включает публикацию ряда анкет, собранных авторами в результате организованного ими опроса. Собраны анкеты казанцев 1930-х - 1990-х годов рождения. Ответы даны в авторском изложении, с сохранением орфографии и стилистики авторского текста.
Следует отметить работы по рассмотрению темы детского досуга и досуга в целом. Это монографии и статьи профессора С. Ю. Малышевой и А. А. Сальниковой. С. Ю. Малышева «Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы (1917-1927) ; Е. А. Вишленкова, С. Ю. Малышева, А. А. Сальникова «Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы (19- 20 вв.)» . Статья С. Ю. Малышевой «Визуальные образы и вещно-предметная атрибутика ранне-советских праздников» .
Научная новизна работы заключается в том, что исследований, посвященных анализу образа советского ребенка по материалам журнала «Ялкын» еще не было.
Работа состоит из введения, трёх глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Во введении раскрывается и обосновывается актуальность темы, определены объект и предмет, хронологические рамки исследования, сформулированы цель и задачи, дана характеристика теоретико-методологической основы исследования, обусловившей выбор методов. Дана характеристика использованных источников и литературы, указывается структура работы.
Первая глава «Журнал «Ялкын» 1950-е г. (характеристика и анализ)».
Вторая глава «Роль советской идеологии в воспитании детей». Делится на два параграфа. Первый параграф «Образ счастливого ребенка». Раскрытие образа счастливого ребенка и счастливого детства на страницах журнала через вербальные и визуальные тексты. Параграф второй. «Образы советских вождей». Изучены образы советских вождей на страницах журнала.
Глава третья «Детский досуг». В работе рассмотрен досуг советских детей, показанный в журнале.
В заключении излагаются основные выводы и теоретические обобщения исследования, даются рекомендации по их использованию, а также определяются вопросы, требующие дальнейшей разработки.
Вышеизложенный материал позволил сделать следующие выводы.
Журнал выходил в непростое время, когда в стране закрывались татарские школы и прекращалось обучение на татарском языке. Происходили изменения в татарской письменности, а вместе с реформами письменности менялся и журнал «Ялкын», вынужденный подчиняться веяниям времени. Журнал стал необходимым для татарских детей, литературой на национальном языке. Он освещал новинки татарской художественных произведений, рассказывал о новостях в стране и за рубежом.
«Ялкын» обращался к типичным для своего времени темам и чутко реагировал на изменения, происходившие в советском государстве, в политике и идеологии в отношении детской литературы.
Образ счастливого советского детства на страницах журнала «Ялкын» достигался за счёт вербальных и визуальных источников. Пионеры в журнале являлись образцами для подражания. Ребенок с красным галстуком на шее репрезентировался как активный сторонник советской власти. А воспоминания из личного архива лишний раз доказывают, как советским детям была дорога пионерская атрибутика и как они верили в то, что было написано в журнале и боялись оказаться на его страницах в разделах непослушных и провинившихся.
А вот тема счастливой жизни советских детей показана в журнале «Ялкын» через контрастное описание страданий, голода, унижения, нищеты жителей капиталистических стран, либо же жителей старой, дореволюционной России. Такой приём контраста помогал журналу избежать фальшивости и театральности, неизбежной для агитационной литературы того времени.
Мы видим, какие задачи ставило перед журналом советское руководство, в первую очередь, это воспитывать детей в коммунистическом направлении, а также в ходе своей работы прививать детям патриотизм, любовь к наукам, честность, дружелюбие, стремление к новому, освещать пионерскую работу в республике, оказывать помощь пионерским организациям, служить примером дисциплины и высоких результатов.
Таким образом, журнал «Ялкын» выполнял несколько функций: кроме того, что он осуществлял задачи идеологического воспитания, обязательные для того времени, он еще обучал детей, информировал, развивал детское мышление и развлекал юного советского читателя. Данный путь развития был единственно возможным в советский период, поэтому в данном журнале нашли отражение как общие тенденции детской литературы советского периода, в особенности 1950-х годов, так и основные требования советской идеологии.
На страницах журнала «Ялкын» создавался образ идеального человека - идеал вождя. В отличие от образа В. И. Сталина идеальный образ В. И. Ленина сохраняется на протяжении всего исследуемого периода на страницах журнала и даже активнее используется к концу 1950-х годов.
Детский досуг также был пронизан советской идеологией. Это восхваление заслуг вождей в организации отдыха пионеров, слова благодарности вождям.
Несмотря на то, что журнал схож по содержанию с другими популярными советскими детскими журналами, «Ялкын» оставался уникальным и самым любимым журналом для татарских детей. Он может служить источником по истории советского детства, может помочь в реконструкции собирательного образа детства.
Сегодня «Ялкын» является востребованным и интересным журналом для татарский детей. Юные корреспонденты не дают своим читателям скучать, придумывая что-то новое и интересное для очередного выпуска яркого номера.
Следует отметить, что на страницах журнала складывается противоречивый, неоднозначный образ детства. Он отражает как советские мифы о детях, так и реальные проблемы детей и их родителей. Официальные представления, общественные ожидания и настроения в отношении детей, отразившиеся в публикациях, являются ценным материалом для дальнейшего изучения и интерпретации.
1. Интервью Набиуллиой Ф. Г. Закончила 7 классов Адав-Тулумбаевской средней школы. 1938 г.рождения. - Личный архив автора.
2. Интервью Набиуллина З. Г. Закончил 7 классов Нижненаратбашкой средней школы в Буинском районе. 1938 г. рождения. - Личный архив автора.
3. Интервью Нурмухаметовой Ф. И. Закончила 10 классов школы им. Вахитова в Буинском районе. 1946 г. рождения. - Личный архив автора.
4. Интервью Нурмухаметова В. Я. Закончил 7 классов Нижнератбашской средней школы в Буинском районе. 1939 г. рождения. - Личный архив автора.
5. Интервью Шаймардановой К. Ф. Закончила 10 классов школы №69 г. Казани. 1940 г. рождения. - Личный архив автора.
II. Опубликованные источники
6. Ахмат А. Иц кадерлебез // Ялкын. - 1953. - №3. - Б.6-7.
7. Балалар юлбашчы белэн хушлашалар // Ялкын. - 1953. - №3. - Б. 3.
8. Балаларныц бэхете ечен // Ялкын. - 1952. - №5. - Б.20.
9. Балалар! Сакларга булышыгыз // Ялкын. - 1952. - №6. - Б.32
10. Бетен ил котлый // Ялкын. - 1960. - №11. - Б.2-3.
11. Бу китапларны укыгыз // Ялкын. - 1953. - №3. - Б.32.
12. Бу йортта Ленин яшэгэн // Ялкын.- 1952. - №1. - Б.6-7.
13. Быргы тавышы // Ялкын. - 1957. - №8. - СБ.18-19.
14. Владимир Ильич кабинетта // Ялкын. - 1952. - №9. - Б.14.
15. Герасимов А. И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле // Ялкын. - 1952. - №3. - Б.2.
16. Госман Бакиров // Ялкын. - 1958. - №1. - Б.24.
17. Дэреслэргэ хэр кенне эзерлэнергэ кирэк// Ялкын. - 1957. - №10. - Б.32.
18. Елныц нэтижэлэре // Ялкын. - 1959.- №12 Б.2-3.
19.Закирова А. Ике йезле Мэдинэ // Ялкын. - 1957. - №9. - Б.22-25.
20. Иванов П. Биергэ ейрэгэндэ// Ялкын. - 1955. - №3. - Б.26.
21. Иц бэхетле балалар//Ялкын. - 1952. - №5. - Б. 12.
22. Ихсанова Л. Ф. Лагерьда туган дуслык //Ялкын. - 1955. - №7. - Б.15-18.
23. Ихсанова Л. Ф. Нияз // Ялкын. - 1957. - №11. - Б.26-29.
24. Ихсанова Л. Ф. Урманда //Ялкын. - 1952. - №12. -Б.7-8.
25. Казан яшь натуралистлар станциясендэ // Ялкын. - 1952. - №9. - Б.11.
26. Капиталистик иллэрдэ // Ялкын. - 1952. - №6. - Б.19.
27. Капиталистик иллэрдэ. Аларга да бэхет килде // Ялкын. - 1952. - №6. - Б.19.
28. Капиталистик иллэрдэ // Ялкын. - 1951. - №11. - Б. 43.
29. Котлыйбыз // Ялкын. - 1951. - №1. - Б.2-3.
30. Кышкы городки//Ялкын. - 1954. - №2. - Б.32.
31. Кышкы уен. Тупны чокырга//Ялкын. - 1954. - №1. - Б.32.
32. Ленин балалар белэн // Ялкын. - 1952. -№5. - Б. 2.
33. Мактанчык // Ялкын. - 1958. - №8 1958. - Б.32.
34. Монда Ленин эшлэгэн // Ялкын. - 1957. - № 8. - Б.6-7.
35. Мударис Ш. Ленин турында уйлар // Ялкын. - 1953. - №1. - Б. 1-2.
36. Негр малае // Ялкын. - 1952. - №5. - Б.13/
37.Обложка журнала // Ялкын. - 1951. - №1. - Б.1.
38.Обложка журнала // Ялкын. - 1957. -№6.
39.Обложка журнала // Ялкын. - 1958. - №7.
40. Пионерлар агачларны кышка эзерлилэр // Ялкын. - 1951. - №11. - Б.36-
37.
41. Пионер атрибутикасы // Ялкын. - 1952. - №8. - Б.27.
42. Пионер законы // Ялкын. - 1958.- №1. - Б.10.
43. Пионерлар еендэ // Ялкын. - 1952. - №11. - Б.26-27.
44. Пионерлар еендэ // Ялкын. - 1957. - №3. - Б.24-25.
45. Пионер почтасы // Ялкын. - 1957. - №7. - Б.4-5.
46. Пионерлар тормышы // Ялкын. - 1952. - №3. - Б. 15.
47. Раздел Капиталлистик иллэрдэ // Ялкын. - 1950-е гг.
48. Раздел Нигэ Бом ни ечен? // Ялкын. - 1950-е гг.
49. Раздел Нэни чаян // Ялкын. - 1950-е гг.
50. Раздел Пионер почтасы // Ялкын. - 1950-е гг.
51. Раздел Укучылар календаре // Ялкын. - 1950-е гг.
52. Раздел Уеннар // Ялкын. - 1950-е гг.
53. Раздел Укучылар иж;аты // Ялкын. - 1950-е гг.
54. Раздел Фэн Бэм техника // Ялкын. - 1950-е гг.
55. Раздел Ял сагэтлэрендэ // Ялкын. - 1950-е гг.
56. Раздел Яца китаплар // Ялкын. - 1950-е гг.
57. Рисунок // Ялкын. - 1954. - №6. - Б.1.
58. Рисунок // Ялкын. - 1955. - №2. -Б.33.
59. Рисунок. Дети на лыжах // Ялкын. - 1954. - №2. - Б.33.
60. Сэяхэт Сэяхэтов // Ялкын. - 1957. - №2. - Б.32 .
61. Слова Садри М., музыка Батыршина А. Пионерлар жыры // Ялкын. - 1957. - №9. - Б.4.
62. Слова Латыйпа Г., музыка Фаттахетдинова А. Тынычлык кошлары // Ялкын. - 1953. - №3. - Б.33.
63. Снайпер // Ялкын. -1957. - №8. - Б.32.
64. Советлар Союзы Коммунистлар Партиясе Узэк комететыннан, ССР Министрлар Советыннан // Ялкын. - 1953. - №3. - Б. 1-2.
65. Сталинга рэхмэт // Ялкын. - 1952. - №7. - Б. 14.
66. Сталин - ул тынычлык / /Ялкын. - 1952. - № 1. - Б.13.
67. Тавшджик// Ялкын. - 1958. -№1. - Б.32.
68. Тор, тор, Зариф // Ялкын. - 1953. - №1. - Б.32.
69. Фотография. В. И. Ленин и И. В. Сталин. 1922 год // Ялкын. - 1952. - №11. - Б.2.
70. Фотография И. В. Сталина с девочкой // Ялкын. - №8. - Б.1.
71. Футбол яшлэрне кетэ // Ялкын. - 1957.- №5. - Б.12.
72. Хезмэт дэресендэ // Ялкын. - 1956. - № 1. - Б. 24-25.
73. Хикмэт Н. Зоя // Ялкын. - 1951. - №11. - С. 29.
74.Экскурсиядэ//Ялкын. - 1955. -№2. - Б.25.
75.Экскурсиядэ//Ялкын. - 1956. - №8. - Б. 26-27.
76. Юзеев И. Г. Милэушэ // Ялкын. - 1956. -№9. - Б. 14-15.
77. Юзеев И. Г. Таныш моцнар // Ялкын. - 1955. - №8. - Б.15-17.
78. Юзеев И. Г. Телэклэре бер аларнын // Ялкын. - 1953. - №2. - Б. 12.
79. Юнус А. Алар Сталинны курделэр // Ялкын. - 1952. - №11. - Б.1.
80. Язылыгыз // Ялкын. - 1952. - Б.1.
81. Якупов Х. А. Сталин пионерлар белэн // Ялкын. - 1954. - №3. - Б.13.
82. Ямьле ж;эй кенендэ // Ялкын. - 1955. - №6. -Б.33.
83. Яца китаплар // Ялкын. - 1952. - №7. - Б. 25.
84. Яшь натуралистлар залында // Ялкын. - 1954. - №1. - Б.29-30.
85. Яшь тезуче // Ялкын. - 1952. - № 8. - Б.11.
86. Владимир Ильич в своем кабинете // Пионер. - 1952. - №6. - С. 5.
87. Герасимов А. И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле // Пионер. - 1951. - №2. - С. 1.
88.Здесь работал Ленин // Пионер. - 1956. - №4. - С. 3-7.
89. Мировой рекорд Андрейки Врушкина // Пионер. -. 1956. - №1. - С. 79.
90. Наш календарь // Пионер. - 1951. - №3. - С.64.
91. Путешествие Вани Лежебокова // Пионер. - 1956. - №9. - С. 79.
92. Раздел В мире книг // Пионер. - 1950-е гг.
93. Раздел В часы досуга // Пионер. - 1950-е гг.
94. Раздел Наш календарь // Пионер. - 1950-е гг.
95. Раздел Наша почта // Пионер. - 1950-е гг.
96. Раздел Барабан // Костёр. - 1950-е гг.
97. Раздел За семью печатями // Костёр. - 1950-е гг.
98. Раздел Морская газета // Костёр. - 1950-е гг.
Ш.Литература
99. Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. - Екатеринбург, 1999. - 211с.
100. Е. А. Вишленкова, С. Ю. Малышева, А. А. Сальникова. Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы (19- 20 вв.). - Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, 2008. - 449 с.
101. Келли К. Школьный вальс // Антропологический форум. - 2005. - № 1. - С. 104-155.
102. Малышева С. Ю., Сальникова А. А. Мультикультурность российского региона как (де)стабилизирующий фактор исторического развития (Среднее Поволжье XIX - начала XXI вв.):Учебное пособие / С. Ю. Малышева, А. А. Сальникова. -Казань: Изд-во «ЯЗ», 2013. - 272 с.
103. Малышева С.Ю. Советская праздничная культура в провинции:
пространство, символы, исторические мифы (1917 - 1927). -
Saarbruecken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 339 с. 25 печ.л.
104. Малышева С.Ю. Визуальные образы и вещно-предметная
атрибутика раннесоветских празднеств// Исторический источник ипроблемы российской истории: сб. науч. ст. - Казань: Казанскийгосударственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина,, 2011. - С.
138-145.
105. Рыбников Н. А. Юношеские дневники и их изучение // Психология. - 1928. - Т. 1. - Вып. 2. - С. 84-98.
106. Сальникова А. А. Российское детство в XX веке: История, теория и практика исследования /А.А.Сальникова - Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, 2007. - 256 с.: ил. 63.
107. Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. Татарская «Алифба»: национальный букварь в мультикультурном пространстве (конец XIX - начало ХХ1вв.).- М.:НПБ им. К. Д. Ушинского.ю 2014. - 260 с.
108. Сальникова А. А. Детство как миф: некоторые аспекты изучения российско-советского детства в зарубежной историографии // Clio Moderna. Альманах зарубежной истории и историографии. - Вып.3. - Казань, 2002. - С.107-119.
109. Сальникова А. А. Источники по истории российского/советского детства и их специфика // Единство гуманитарного знания: новый синтез. Доклад на XIX Международной научной конференции. Москва, 25-27 января 2007. - М., 2007. - С.307-309.
110. Шайдуллин Р. В., Шамсутдинов Д. З. Особенности развития татарской национальной школы в ТАССР в 50-60-е годы XX века // Учен. зап. Казан. ун-та. - 2012. - . №3. - С.98-103.
IV. Электронные ресурсы
111. Келли К. «Маленькие граждане большой страны»: интернационализм, дети и советская пропаганда // Новое литературное обозрение. - 2003.- № 60. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //chukovskiy.lit-info .ru/chukovskiy/about/kelli-malenkie-grazhdane.htm,свободный. - Проверено 10.03.2016.
112. Официальный сайт журнала «Ялкын». Режим доступа:
http://yalkyn.com/,свободный. - Проверено 10. 04.2016.
113. РГГУ. Культура детства: нормы, ценности, практики
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://childcult.rsuh.ru,
свободный. - Проверено 17.06.2016.
114. Сальникова А. А., Хамитова Ж. А. Журнал «Советская игрушка»
как источник по истории советского детства 30-х годов ХХ века. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/zhurnal-sovetskaya-igrushka-kak-istochnik-po-istorii-sovetskogo-detstva-30-h-godov-xx-veka, свободный. -
Проверено 10.05.2016.
115. Советские детские журналы. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http:ZZval20101.livejournal.com/464055.html,свободный. -
Проверено 10.05.2016.
116. Телерадиокомпания «Казань». «Ялкын» - вечно молодой и в серьезном возрасте». Режим доступа:http:ZZkzn.tvZkzntubeZjalkyn-vechno-molodojj-v-sereznom-vozrasteZ,свободный. - Проверено 30.03.2016.
117. Телерадиокомпания «Казань». «Ялкын» - подростковый журнал с неподростковым возрастом. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZkzn.tvZkzntubeZjalkyn-podrostkovyjj-zhurnal-s-nepodrostkovym-vozrastomZ,свободный. - Проверено 10.05.2016.