Введение 3
1. Экономическая сущность и теоретические особенности учета, контроля и анализа финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) 7
1.1. Экономическая сущность и порядок формирования финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) в соответствии с Российскими Стандартами и МСФО 7
1.2. Теоретические особенности бухгалтерского и налогового учета финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) 12
1.3. Теоретические аспекты контроля и анализа финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) 17
2. Особенности бухгалтерского учета и контроля финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) в ОАО «Азнакай киемнэре» 23
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия ОАО «Азнакай киемнэре» 23
2.2. Учет финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) в ОАО «Азнакай киемнэре» 31
2.3. Внутренний аудит и контроль финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) в ОАО «Азнакай киемнэре» 42
3. Анализ финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) ОАО «Азнакай киемнэре» 51
3.1. Анализ динамики и структуры финансовых результатов от продажи продукции (работы, услуг) 51
3.2. Факторный анализ финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) 60
3.3. Оценка показателей рентабельности ОАО «Азнакай киемнэре» 65
Заключение 73
Список использованных источников 76
Приложения
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. В современных условиях выживаемость предприятия в конкурентной среде зависит от его финансовой устойчивости, которая достигается посредством повышения эффективности производства на основе экономического использования всех видов ресурсов, снижения затрат, выявления имеющихся резервов повышения производства продукции (работ, услуг) и увеличения прибыли [14, с. 98].
Прибыль - экономический показатель, отражающий хозяйственную деятельность предприятия в денежном выражении. Прибыль - это также основной показатель финансового положения (состояния) предприятия и конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Результатом деятельности любого предприятия является не только получение прибыли, но и ее максимизации. Ведь именно при наличии прибыли предприятие может развиваться, расширять масштабы производства. В связи с переходом с российских стандартов бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) финансовые результаты занимают одно из главных направлений в области бухгалтерского учета и анализа деятельности предприятия. Из выше сказанного можно сделать вывод об актуальности темы дипломной работы.
Работа организаций в рыночных условиях коренным образом изменила экономическую, информационную и правовую среду. Эти изменения затронули все стороны деятельности организаций и отразились на статусе организации, положении в общественном производстве.
К числу самых существенных изменений можно отнести [15, с. 75]:
а) цели и задачи организаций во многом стали иными, они всё более носят предпринимательский характер;
б) кардинально изменились внешние условия функционирования организаций, их связи и взаимоотношения между собой и другими субъектами рынка.
Определяющими в деятельности организаций стали экономические методы и интересы. При переходе экономики Российской Федерации на рыночные отношения предприятия стали самостоятельными в управлении и ведении хозяйственной деятельности, приобрели право самостоятельно распоряжаться ресурсами. При этом всю ответственность за совершенные действия и принятые решения несет также само предприятие. Следовательно, при таких условиях благополучие, коммерческий успех и дальнейшее развитие предприятия зависит от эффективности его деятельности. При переходе на рыночную экономику эффективность производительности предприятия должна находиться на высоком уровне, продукция быть конкурентоспособной и высокого качества.
Для реализации данных задач необходим анализ хозяйственной деятельности предприятия. При помощи него разрабатывается стратегия развития предприятия, выявляются резервы повышения эффективности производительности, оцениваются результаты деятельности предприятия. Анализ прибыли предприятия имеет конкретный характер и позволяет учредителям и акционерам выбрать значимые направления активизации деятельности предприятия. Другим участникам рыночных отношений анализ прибыли позволяет выработать необходимую стратегию поведения, направленную на минимизацию потерь и финансового риска от вложений в данное предприятие.
Анализ финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование [21, с. 145]:
а) изменений каждого показателя за текущий анализируемый период;
б) структуры соответствующих показателей и их изменений;
в) динамики изменений показателей финансовых результатов за ряд от-четных периодов.
Факторы субъективного и объективного характера оказывают влияние на размер прибыли в деятельности предприятия. К субъективным факторам относятся: конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности труда, организационный уровень управления деятельностью, уровень цен на готовую продукцию, затраты на производство и реализацию. К объективным факторам относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на используемые ресурсы и материалы, нормы амортизационных отчислений.
Цель дипломной работы: изучение бухгалтерского учета, контроля и проведение анализа финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) на примере ОАО «Азнакай киемнэре». Для достижения указанной цели подчинены следующие задачи:
а) изучение теоретических особенности учета, контроля и анализа финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг);
б) изучение особенностей бухгалтерского учета и контроля финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) в ОАО «Азнакай киемнэре»;
в) проведение анализа финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) ОАО «Азнакай киемнэре»;
г) выявить факторы, влияющие на размер прибыли и уровень рентабельности;
д) предложить мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности предприятия.
Объект исследования дипломной работы - финансовые результаты от продажи продукции (работ, услуг) Открытого акционерного общества «Азнакай киемнэре». Данное Общество является одним из предприятий швейной отрасли. Предмет исследования дипломной работы - бухгалтерский учет и анализ финансовых результатов в ОАО «Азнакай киемнэре». Анализируемый период 2013 - 2015 гг. Практическая значимость дипломной работы - проведение факторного анализа финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) в ОАО «Азнакай киемнэре», в результате которого можно выявить и устранить недостатки в деятельности предприятия.
При написании дипломной работы использовалась методическая и учебная литература, нормативные документы, законодательные акты, данные учета и отчетности ОАО «Азнакай киемнэре». Дипломная работа состоит из трех частей:
а) экономическая сущность и теоретические особенности учета, контроля и анализа финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг);
б) особенности бухгалтерского учета и контроля финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) в ОАО «Азнакай киемнэре»;
в) анализ финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) ОАО «Азнакай киемнэре».
Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) определяется как разность между выручкой от продажи (за вычетом налога на добавленную стоимость) и себестоимостью, т.е. расходами на производство и реализацию. Выручка от продажи при расчете наличными деньгами определяется путем внесения их в кассу, при безналичном расчете - по мере поступление денежных средств на расчетный счет предприятия.
В результате написания дипломной работы поставленная цель была достигнута и решены все задачи, были рассмотрены теоретические основы бухгалтерского учета финансовых результатов от продаж и продукции (работ, услуг), практическое применение в ОАО «Азнакай киемнэре» и их анализ.
В первой части дипломной работы были определены условия признания выручки согласно МСФО и российским стандартам, порядок учета финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг), основы и методы проведения анализа.
Во второй части дипломной работы рассмотрена организационная и экономическая характеристика предприятия, изучена система учета финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг), порядок признания выручки в ОАО «Азнакай киемнэре». Также был изучен порядок учета и распределения коммерческих и общехозяйственных расходов, порядок определения, расчета и исчисления налога на прибыль.
В третьей главе проведен анализ динамики и структуры финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг), а именно:
а) анализ ликвидности. Из проведенного анализа можно сделать следующий вывод: у Общества недостаточно количества наиболее ликвидных активов для погашения срочной кредиторской задолженности, т.к. не соблюдается условие неравенства А1>П1, а именно 2747 тыс. руб.<21034 тыс. руб. на 2014 год и 7995 тыс. руб.<30607 тыс. руб. на 2015 год остальные активы находятся в достаточном количестве для погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов;
б) анализ платежеспособности. В целом уровень платежеспособности ОАО «Азнакай киемнэре» является удовлетворительным и у Общества помимо средств на выплату своих долгов, имеется небольшой резерв при внезапном падении прибыли, о чем свидетельствует коэффициент покрытия, равный 2,082;
в) показатель банкротства в отчетном периоде больше нормативного показателя 0,3 (0,955>0,3). Следовательно, финансовое состояние ОАО «Азнакай киемнэре» является хорошим и имеются неплохие долгосрочные перспективы;
г) анализ финансовой устойчивости. По результатам проведенных расчетов финансовое состояние ОАО «Азнакай киемнэре» в отчетном периоде можно охарактеризовать как абсолютно финансово устойчивое, т.е. Общество может немедленно погасить свои обязательства.
Также в третьей главе был проведен факторный анализ финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг). По результатам анализа можно сказать, что в отчетном периоде произошло снижение прибыли 8 896 тыс. руб. за счет уменьшения выручки на 10 010 тыс. руб. и себестоимости на 545 тыс. руб. У предприятия наблюдаются проблемы с количеством выпускаемой продукции и проблемы со сбытом. Возможно это связано со снижением качества продукции, что в свою очередь снизило спрос.
Согласно экономико-математической модели для получения прибыли в размере 46 375 111 руб. необходимо произвести 12 776 штук костюмов и 446 штук халатов, при имеющихся ограничениях по ткани, фурнитуре, расходов на оплату труда.
В третьей главе был проведен анализ рентабельности по следующим показателям:
а) рентабельность производственных фондов. Согласно анализу, на снижение рентабельности производственных фондов на 12,18 процентных пункта отрицательное влияние оказали все три фактора - фондоемкость (-0,74%), коэффициент закрепления оборота оборотных средств (-1,92%) и рентабельность проданной продукции (-9,52%). Наибольшее снижение было достигнуто в результате неэффективного использования продукции;
б) рентабельность активов. Данный показатель в отчетном периоде уменьшился на 12,12 процентных пункта под воздействием коэффициента оборачиваемости активов (1,37%) и рентабельности проданной продукции (10,74%);
в) рентабельность собственного капитала. Рентабельность собственного капитала в отчетном периоде уменьшилась на 19,61 процентных пункта. Это связано с уменьшением рентабельности проданной продукции в отчетном периоде на 4,05 процентных пункта. Это может еще раз подтвердить то, что у предприятия имеются проблемы с ценовой политикой и прибыльностью деятельности пред-приятия.
На основании проведенных анализов ОАО «Азнакай киемнэре» можно предложить следующие рекомендации для устранения данных недостатков:
а) расширить рынок сбыта, провести анализ качества продукции, пересмотреть ценовую политику Общества, оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции, проанализировать спрос на спецодежду.
б) увеличить эффективность использования всех привлеченных в деятельность экономических ресурсов;
в) увеличить обороты розничной торговли за счет повышения количества производимой продукции;
г) для каждого участка работы назначить ответственных лиц за осуществлением контроля за работой оборудования, станков. Своевременное проведение капитальных и профилактических работ по оборудованию;
д) увеличить объем продаж продукции, путем анализа спросов покупателей, установления низких цен для определенного вида продукции по сравнению с конкурентными. Выбрать более эффективные методы продаж;
е) проведение технической и технологической модернизации существующих производственных мощностей;
ж) увеличивать продажи товаров путем использования гибкой политики цен, проведение распродаж на определенные группы товаров.
1. Налоговый кодекс РФ: от 31.07.1998 №146-ФЗ, от 05.08.2000 №117-ФЗ //Консультант Плюс;
2. Федеральный закон от 26.12.1995 №208 - ФЗ «Об акционерных обществах» //Консультант Плюс;
3. Федеральный закон от 30.12.2008 №307 - ФЗ «Об аудиторской деятельности» //Консультант Плюс;
4. Федеральный Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» //Консультант Плюс;
5. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 18 «Выручка» (введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 28.12.2015 №217н) //Консультант Плюс;
6. Приказ Минфина России от 06.10.2008 №106н (ред.от 06.04.2015) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации (ПБУ 1/2008)» //Консультант Плюс;
7. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждения положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» //Консультант Плюс;
8. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" //Консультант Плюс;
9. Приказ Минфина России от 06.05.1999 №32н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» //Консультант Плюс;
10. Приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» //Консультант Плюс;
11. Приказ Минфина России от 19.11.2002 №114н “Об утверждении
Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02» //Консультант Плюс;
12. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». Правило (стандарт) № 3 Планирование аудита //Консультант Плюс;
13. Андреев В.Д. Практический аудит: Справочное пособие - М.: Экономика, 2011;
14. Богаченко, В.М. Бухгалтерский учет: Учебник / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. - Рн/Д: Феникс, 2013;
15. Бурмистрова, Л.М. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / Л.М. Бурмистрова. - М.: Форум, 2012;
16. Горячих, С.П. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах: Учебное пособие / А.В. Зонова, С.П. Горячих, Р.В. Зонова; Под ред. А.В. Зонова. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013;
17. Ермолович Л. Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Мн.: Интерпресссервис; Экоперспектива, 2013;
18. Жуков В.Н. Основы бухгалтерского учета. - СПб.: Питер, 2012;
19. Касьянова Г.Ю. Главная книга бухгалтера. - М.: АБАК, 2013;
20. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: Инфра-М, 2012;
21. Кравченко Л. И. Теория анализа хозяйственной деятельности/ Мн., 2012;
22. Макарьева В.И., Андреева Л.В. Анализ финансово-хозяйственной деятель-ности организации / М.: Финансы и статистика, 2012;
23. Мелещенко С.С. «Теория аудита» (конспект лекций);
24. Табурчак П. П., Тумина В.М., Сапрыкина М.С. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности/ СПб.: Химиздат, 2012;
25. Сапожникова, Н.Г. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.Г. Сапожникова. - М.: КноРус, 2013;
26. Филимонова Н. М., Моргунова Н. В., Ловкова Е. С. Экономика и организация малого и среднего бизнеса: учебное пособие /2-е изд., доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015;
27. Чеглакова С. Г., Киселева О. В., Скрипкина О. В. Бухгалтерский учет и анализ: учебное пособие/ Москва: Омега-Л, 2015;
28. Промежуточная и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «Азнакай киемнэре» за 2013 - 2015 годы;
29. Официальный сайт ОАО «Азнакай киемнэре». http://specfabrika.all.biz/;
30. Электронный ресурс. http://www.grandars.ru/college/ekonomika-
firmy/sushchnost-pribyli.html