Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РАЗВИТЫХ СТРАН В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Работа №82415

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы92
Год сдачи2016
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
238
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РАЗВИТЫХ СТРАН
1.1 Понятие конкурентоспособности страны и стадии ее развития 7
1.2 основные подходы к изучению конкурентоспособности страны 10
1.3 Формирование конкурентоспособности в мировой экономике 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСБОНЫХ СТРАН В МИРОВОЙ
ЭКОНОМИКЕ
2.1 Методы оценки конкурентоспособности стран 30
2.2 Оценка конкурентоспособности развитых стран в мировой экономике .. 34
2.3 Основные пути укрепления конкурентоспособности развитых стран 61
ГЛАВА 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ В МИРОВОЙ
ЭКОНОМИКЕ
3.1 Проблемы конкурентоспособности России в мировой экономике 65
3.2 Перспективы повышения конкурентоспособности России на мировом
рынке 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность дипломной работы обуславливается самой сущностью рынка, где каждый субъект рынка желает занимать доминантное положение. Конкурентоспособность страны является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому теория конкуренции и
конкурентоспособности находит самое широкое практическое применение. Изучение конкуренции и конкурентоспособности представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающею основу для выработки стратегии и тактики деятельности, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Степень развития конкуренции зависит от возможности совершенствования экономики и степени участия страны в мировой глобальной экономической системы. На микро-уровне положительный экономический результат субъектов рыночной экономике зависит от, того насколько изучены законы конкуренции, ее формы проявления и насколько они готовы к конкурентной борьбе.
Степень разработанности темы. Первая фундаментальная работой была теория совершенной конкуренции, разработанная в XIX веке. Развитие экономики привело к созданию теории несовершенной конкуренции в начале XX века. В течение последующего столетия предпринимались попытки познания сущности конкуренции, создание теорий о конкуренции. Теория конкуренции развивалась вместе с развитием рыночных взаимоотношений.
Современные экономические труды с помощью предшествующих теорий, развивают, уточняют и дополняют их, создавая основу для дальнейшего развития основных моделей конкуренции, заслуживающих тщательного изучения.
Несмотря на то, что еще в конце XVIII века А. Смитом и Д. Риккардо были заложены фундаментальные положения о сущности конкуренции, которые лежат в основе современных теоретических трудах, до сегодняшнего дня
отсутствует исследования теории конкуренции в прошлом. Однако сформулирован огромный понятийный аппарат, методы исследования, созданы конкурентные модели рынка, изучены причины возникновения конкуренции, а также инструменты конкуренции.
В конце XIX веке была разработана теория совершенной конкуренции и сформировано неоклассическое направление в экономике, авторами которой были А. Курно, У. Джевонс, Ф. Эджоут, Ф. Найт, Л. Вальрас.
В это же время А. Маршаллом была разработана теорию анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке. В дальнейшем основываясь на металогической базе А. Маршалла и Дж. Б. Кларка, в экономике сложилось статический и динамический подход к анализу рыночной конкуренции.
В начале XX века были осуществлены существенные изменения в теоретические представления о сущности конкуренции по причине преобразования из совершенной модели в несовершенную (монополистическую) конкуренцию, учитывающую эволюцию развития рынка. Основной вклад в этой области принадлежит Э. Чемберлину и Дж. Робинсону.
Главной идеей теории Э. Чемберлина стал анализ рынка, на котором присутствуют производители аналогичной продукции, которых можно отнести к монополии, с имеющейся долей власти, оказываемой на потребителя, на рынке. Выводы Э. Чемберлина лежат в основе современных концепций маркетинговых конкурентных стратегий. Концепция «ценовой дискриминации» Дж. Робинсона доказала наличие влияния монополий на ценообразование, а также изменение конкуренции под влиянием монополий. Так же эту проблему затрагивают: А. Смит, К. Маркс, И. Кирцнера, Ж. Тироля.
Конкуренция как активный процесс соперничества и взаимодействия с позиции воздействия новых форм организации производства, новых открытий и использования предпринимательского потенциала рассматривают: Й. Шумиетера, Дж. М. Кларка, Ф. Хайека, И. Кирцнера.
Со стороны рассмотрения воздействия государственного регулирования на рынок можно выделить следующих ученых экономистов Дж. Кейнса и П. Сауэльсона. Они утверждали, что необходимо вмешательство государства в нестабильной рыночной экономике. Так же большое влияние государству в рыночном механизме отдавали Дж. Гэлбрейт, Л. Мизес, В. Ойкен. Они утверждали, что исключительно рыночная конкуренция может способствовать экономическому развитию общества.
В конце XX века проблемы выявления конкурентных преимуществ стран и компаний анализируется М. Портером. Изучение проблемы касающиеся завоевания будущих рынков, рассматриваются Г. Хамелом и К.К
Прахаладом. Осмысление конкуренции как динамично происходящего процесса, а не сложившейся ситуации проводится Й. Кирцнером.
Теория достижения лидерства на рынке и регулирования конкуренции применительно к вопросам формирования стратегии конкурентной борьбы рассмотрены такими учеными-экономистами как М. Портер, М. Трейси, Ф. Вирсема, Дж. Ф. Мур, А. М. Бранденбург, Б. Дж. Нейлбафф.
Изучение теории несовершенной конкуренции проведено ученым- экономистом Ж. Тиролем.
Исследования конкуренции взаимоотношения участников рынка и проблему создания конкурентной среды принадлежат: Ю. Рубина, Т. Гоголевой, Г. Медведева.
Исходя из выше изложенного, мы можем сделать вывод, что теория конкуренции имеет значительную разработанность. Но, не смотря на колоссальные исследования теории конкуренции зарубежными и отечественными учеными-экономистами, остаются не достаточно исследованы, проблемы практического применения.
Цель исследования: Совершенствования путей укрепления
конкурентоспособности страны.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности страны.
2. Изучить основные подходы к изучению конкурентоспособности страны.
3. Изучить формирование конкурентоспособности страны.
4. Провести анализ конкурентоспособности развитых стран.
5. Рассмотреть наиболее эффективные меры по укреплению конкурентоспособности развитых стран.
6. Проанализировать перспективы развития конкурентоспособности страны.
7. Разработать рекомендации для повышения конкурентоспособности страны.
Объект исследования: Факторные условия, условия спроса, состояния отраслей и стратегия фирм США, Германия, Япония и России.
Предмет исследования: Конкурентоспособность страны в мировой экономике.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выявлены причины успеха страны в международной конкуренции в той или иной отрасли с помощью системы четырех показателей - «конкурентного ромба». Эти показатели носят общий характер и формируют среду, в которой конкурируют местные фирмы.
Факторные условия. Не ограничиваются изначально, добавляются, новые, которые могут возникнуть в процессе производства. Например, внедрение новых технологий при нехватке ресурсов.
Условия спроса. Является определяющим компонентом для развития фирмы. Обращать внимание следует не только на внутренний спрос, но и на внешний, так как возможности выхода предприятия на внешний рынок могут очень сильно влиять на ситуацию на предприятие. На первый план выходят требования, предъявляемые внутренним рынком для отдельных компаний.
Состояние отраслей. Это немаловажное условие, так как такие отрасли обеспечивают бесперебойную работу рассматриваемой отрасли, начиная от поставок оборудования и заканчивая различными финансовыми структурами и связями с клиентами и поставщиками.
Стратегия фирмы, которой она придерживается в данной конкурентной ситуации. Для достижения успеха в международной деятельности просто необходима гибкая стратегия на мировом рынке и соответствующая определенная структура.
Главной идеей заключается в том, что основные для конкурентоспособности факторы страной не наследуются, а создаются ею. Международная конкуренция для страны начинается с конкуренции на основе базисных факторов, например квалифицированность рабочей силы, природные ресурсы.
Конкурентоспособность, основанная на базисных факторах, не стабильна, по причине того, что на мировой рынок могут выйти другие страны с более низкой стоимостью рабочей силы или природными ресурсами.
В наукоемких отраслях базисные факторы не дают решающего преимущества. К тому же транснациональные компании могут получить их в других странах за счет иностранных инвестиций.
Выигрывают в конкурентной борьбе страны, где развитию определенного сегмента рынка уделялось большее внимание в связи с особыми внутренними условиями, в то время как спрос на эту продукцию в других странах был пока невелик.
Компании могут финансировать нововведения и совершенствоваться в зависимости от условий спроса, характерных для данной страны.
Проанализировав экономики США, Германии и Японии можно сделать вывод о том, что факторные условия, условия спроса, состояние отраслей и стратегия фирм хорошо развиты. Это позволяет создавать конкурентную продукцию, а также оставаться лидерами или идти в притык к лидерам в рядах разных направлений отраслей экономики.
В этих странах наблюдается высокий уровень образования, что позволяет, удовлетворят требования производителей в трудовых ресурсах.
В подавляющем большинстве спрос на внутреннем рынке удовлетворяют местные производители. Машиностроение характеризуется приоритетом наукоемких технологий, создающих продукцию на базе самых передовых технологий. Инвестирование в сферу производства стали одним из двигателей экономического подъема в этих странах. Свыше половины всех инвестиций в промышленность составляют приобретение компьютеров. На базе внедрения передовых технологий в процесс производства произошло значительное сокращение издержек, отмечается рост производительности труда.
Для сравнения состояние отраслей, были взяты машиностроительные отрасли экономик этих стран, которые показали высокий уровень производительности.
Также была проанализирована стратегия фирм. Стратегия заключатся в оценке перспектив, которые могут открыться на рынке любому конкуренту с точки зрения роста, нормы прибыли, стабильности и технологии. Дальше происходит решение вопроса о том, как данная фирма намерена конкурировать с другими фирмами в соответствующей области.
Организационную структуру стратегического управления образует отдел стратегического развития на высшем уровне управления. Каждый стратегический центр хозяйствования занимается определенным видом спроса или потребностей, так и определенной технологией.
Таким образом, экономики развитых стран, взятых для анализа, и дальнейшего сравнения характеризуются, как высокоразвитые страны. Отличительные черты являются развитость практически каждой области промышленности. А также тесное сотрудничество правительства с производителями в целях экономического роста, упор на науку и технологии.
Характерно глобализация бизнеса и интеграция стран и их хозяйствующих субъектов в мировую экономику. Свыше половины доходов крупных корпораций создается за рубежом, огромное значение приобрел процесс развития внешней торговли и иностранного инвестирования в этих странах.
Одной из важнейших функций правительства этих стран является создание исследовательской сети для сотрудничества между исследователями и другими участниками инновационного процесса и производителями. Реализуют стратегию развития сетевых методов и форм, которая позволяет объединять деятельность исследовательских и внедренческих организации в области нано технологий. Формирование кластеров нано индустрии осуществляется при активном участии крупных национальных университетов.
Для российской экономике необходима расчистка административных барьеров, препятствующих формированию поля для нормальной предпринимательской деятельности и входа инвесторов на рынок. Осуществление комплекса мер по уменьшение бюрократии экономики, совершенствование налоговой и амортизационной системы; отмена целого ряда оборотных налогов, снижение налогового пресса.
Таким образом, нами были выделены основные факторы и проблемы, ограничивающие конкурентоспособность России на современном этапе.
Это недостаточное финансирование в развитие национальных конкурентных преимуществ, низкая эффективностью методов госрегулирования; отсутствие в России конкурентной рыночной среды, нормальной рыночной инфраструктуры, высокие издержки хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятий, неэффективная система таможенного администрирования, монополизированность экономики, проблемы процесса воспроизводства.
Устойчивого развития экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, улучшения качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и социальной активности людей.



1. О защите конкуренции: Федеральный закон РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.
2. Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 № 331.
Монографии
3. Архипенко А.А. Конкурентная стратегия. Критерии выбора и оценки конкурентных стратегий бизнеса // Рос. предпринимательство. - 2013. - № 1, вып. 1. - 63 с.
4. Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2011.
5. Бернстайн Л. А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация / пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2013.
6. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. - М.: Юрайт - Издат, 2014. - 316 с.
7. Вахрушина М. А. Управленческий анализ: вопросы теории, практика проведения.: монография / М. А. Вахрушина, Л. Б. Самарина. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2013. - 144 с.
8. Войтоловский Н. В., Калинина А. П., Мазурова И. И. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ. М.: Высшее образование, 2012.
9. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности. 5-е изд. М.: Дело и Сервис, 2015.
10. Кадыров Ф. Н. Общие понятия о финансовом анализе // Менеджер здравоохранения. - 2015. - N 5. - 52 с.
11. Ковалев В. В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Велби; Проспект, 2012.
Статьи в сборниках
12. Архипенко А.А. Конкурентная стратегия: как не просчитаться? Критерии выбора и оценки конкурентных стратегий бизнеса // Рос. предпринимательство. - 2013. - № 1, вып. 1. - С. 60-63
13. Кадыров Ф. Н. Общие понятия о финансовом анализе // Менеджер здравоохранения. - 2015. - N 5. - С. 45-52.
14. Клейнер, Георгий Борисович: Стратегия предприятия // Г. Б. Клейнер.- М.: Дело,2014. - С. 150 - 167.
15. Севастьянов А. Разработка гибких стратегий как основной аспект
конкурентоспособности промышленных корпораций //
Предпринимательство. - 2012. - № 7. - С. 122-126.
16. Уманский А. Е. Стратегия как метод управления конкурентоспособностью кредитных учреждений // Экон. науки. - 2008. - № 9 - 124с
17. Шаталов А.И. Стратегия со-конкуренции на разных этапах развития бизнеса компании "Унция" // А.И. Шаталов, Г.В. Широкова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 4. - С. 92-98
Статьи в периодических изданиях
18. Porter M. What is strategy? // Hard Business Review. - 1996.
19. Качковский С. В. Содержание и задачи экономического планирования и анализа деятельности предприятия // Экономист. - 2012. - № 4. - С. 29-34.
20. Леонов Ю. Е. Основные элементы формирования стратегии конкурентного поведения / Ю. Е. Леонов, Ю. В. Мячин // Вестн. ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика: сб. стат. - 2013. - Вып. 1 (52). - С. 29-31.
21. Леонов Ю. Е. Основные элементы формирования стратегии конкурентного поведения / Ю. Е. Леонов, Ю. В. Мячин // Вестн. ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. - 2013. - Вып. 1 (52). - С. 28-29.
22. Окушко Н. Б. Анализ затрат и принятие управленческих решений // Экономика здравоохранения: сб. стат. - 2012. - N 8. - С. 16-20
Учебники и учебные пособия
23. Арустамов, Э. А. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов / Э. А. Арустамов, А. Н. Пахомкин, Т. П. Митрофанова.-2-е изд., испр.-М.:Дашков и К',2015. - 331 с.
24. Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2012.
25. Балдоржиев, Д.Д. Экономическая теория: Учеб. пособие / Д.Д. Балдоржиев. - Смоленск, 2012. - 396 с.
26. Бобылева, Алла Зиновьевна. Финансовые управленческие технологии: учебник для вузов / А. З. Бобылева.-М.:ИНФРА-М,2007.-491 с.:
27. Бусов, В. И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) : учеб. для бакалавров / В. И. Бусов, О. А. Землянский, А. П. Поляков ; под ред. В. И. Бусова. - М. : Юрайт, 2013. - 430 с.
28. Бутакова, Марина Михайловна. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов : учебные пособия для вузов / М. М. Бутакова.-М.:КНОРУС,2011.-166
29. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д. И. Валигурский. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 518 с.: ил. - Библиогр.: с. 514-518.
30. Васильева Л. С. Финансовый анализ: учебник для вузов/Л. С. Васильева, М. В. Петровская. -3-е изд., стереотип. -М.:КНОРУС,2012. - 804 с.
31. Вахрушина, М. А. Управленческий анализ: вопросы теории, практика проведения : монография / М. А. Вахрушина, Л. Б. Самарина. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2011. - 144 с.
32. Войтоловский Н. В., Калинина А. П., Мазурова И. И. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ. М.: Высшее образование, 2011. - 279 с.
33. Гинзбург А. И. Экономический анализ: учебник. СПб.: Питер, 2014. - 314 с.
34. Добрынина Г. А. Управленческие решения: учебное пособие / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.-Томск: издательство ТГПУ,2014. - 63 с.
35. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности. 5-е изд. М.: Дело и Сервис, 2015.
36. Заббарова, О. А. Балансоведение: учебное пособие для вузов/О. А. Заббарова.-М.:КНОРУС,2015. - 254 с.
37. Ильин, Анатолий Игнатьевич. Планирование на предприятии: учебное пособие для вузов / А. И. Ильин.-8-е изд., стереотип.- М.: Новое знание,2013.
- 667 с.
38. Кит П. А. Управленческая экономика. Инструментарий руководи-теля: учебник / Пол Кит, Филип Янг; пер. с англ. Л. Круглов, И. Малкова. - 5-е изд.
- СПб.: Питер, 2014. - 622 с.
39. Клейнер, Георгий Борисович. Стратегия предприятия / Г. Б. Клейнер.- М.:Дело,2014.-567 с.:
40. Климова Н. В. Экономический анализ : теория, задачи, тесты, деловые игры : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М. : Вузовский учебник , 2011. - 282 с.
41. Ковалев В. В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Велби; Проспект, 2008.
42. Когденко В. Г. Экономический анализ: учебное пособие. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. - 247 с.
43. Крутик, А. Б. Организация предпринимательской деятельности:учебное пособие для вузов / А. Б. Крутик, М. В. Решетова.-2-е изд., стереотип.- М.:Академия,2008.-154 с.
44. Кузнецов, Ю. В. Теория организации : учеб. для бакалавров / Ю. В. Кузнецов, Е. В. Мелякова. - М. : Юрайт, 2013. - 365 с.
45. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник/Л.М. Куликов. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. - 432с.
46. Лайсонс, К. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок : пер. с англ. : учебник / К. Лайсонс, М. Джиллингем. - 6-е изд. - М. : ИНФРА- М, 2012. - 795 с.
47. Лапыгин Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: учеб. пособие / Ю. Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 328 с.
48. Логинова Е.Ю. Искусство управления в малом бизнесе: учеб.-практ. пособие / Е. Ю. Логинова, О. Д. Прянина. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 296 с.
49. Любушин Н. П. Экономический анализ: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 145 с.
50. Маркарьян Э. А., Герасименко Г. П., Маркарьян С. Э. Экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Феникс, 2014. - 96 с.
51. Невская М.А. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами: практ. пособие / М. А. Невская, К. В. Сибикеев. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 229 с.
52. Поздняков В. Я. Экономика отрасли: учебное пособие для вузов / В. Я. Поздняков, С. В. Казаков.-М.:ИНФРА-М,2014.-307 с.
53. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов: учеб. Пособие - М.: Альпина Паблишер 2016. - 456 с.
54. Рыжова, В. В. Экономическое управление организацией: учеб. пособие / В. В. Рыжова, В. В. Петров. - М.: РИОР : ИНФРА-М, 2012. - 246 с.
55. Савицкая Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебное пособие. М.: Инфра-М, 2013.
56. Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ: управление финансами. М.: ЮНИТИ, 2014.
57. Уманский А.Е. Стратегия как метод управления
конкурентоспособностью кредитных учреждений // Экон. науки. - 2008. - № 9
- С. 230-233.
58. Чалдаева Л. А. Экономика предприятия : учебник. - М. : Юрайт , 2013.
- 348 с.
59. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: ИНФРА-М, 2012. - 277 - с.
60. Экономика: Учебник / Под ред. Р. П. Колосовой. - М.: Норма, 2011. - 345 - с.
61. Л. С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 714 с.
Электронные ресурсы
62. Макроэкономические показатели [Электронный ресурс] / Всемирный
экономический форума - официальный сайт ВЭФ -
https://www.weforum.org/ru (дата обращения 7.05.16)
63. Макроэкономические показатели [Электронный ресурс] /
Росбизнесконсалтинг - официальный сайт РБК -
http://quote.rbc.ru/macro/country (дата обращения 12.05.16)
64. Рейтинг конкурентоспособности стран [Электронный ресурс] /
Всемирный банк - официальный сайт ВБ -
http://www.worldbank.org/eca/russian/ (дата обращения 18.05.16)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ