ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ KPI В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 7
1.1. Понятие KPI и их основные виды 7
1.2. Методологические подходы к формированию системы ключевых
показателей эффективности в банках 25
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ
ПОСРЕДСТВОМ KPI 44
2.1 Анализ эффективности и функционирования банка на примере ПАО «Татфондбанк» 44
2.2. Проведение экономико-математического моделирования по определению факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности ПАО
«Татфондбанк» 64
3. ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ KPI
В РОССИЙСКИХ БАНКАХ 72
3.1 Проблемы внедрения системы KPI в банки России 72
3.2. Пути совершенствования адаптации KPI к деятельности российских банков 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие и расширение конкурентных позиций в банковской сфере требует от российских банков совершенствования механизма их взаимоотношений и взаимодействия с клиентами, повышения эффективности банковского менеджмента с использованием новых технологий и адекватных стратегий развития.
Необходимость повышения эффективности управления банком предполагает четкую постановку целевых ориентиров и выбор способов их достижения, определение направлений эффективной деятельности каждой подсистемы банковского менеджмента, использование внутреннего потенциала и прогнозирование изменений в деятельности банка для сохранения его конкурентных преимуществ.
Оценка эффективности - именно тот инструмент, который позволяет определить, насколько управление организацией соответствует уровню достижения стратегических целей, в частности укреплению и росту рыночной стоимости компании. Стоит отметить, что эта методика - лишь инструмент, облегчающий процесс принятия управленческих решений за счет обеспечения руководства полноценной информацией, но она отнюдь не является панацеей при решении системных проблем компании. Данная методика позволяет идентифицировать факт и область возникновения проблемы, но не дает готовых решений.
Существующий на сегодняшний день подход к оценке эффективности банков все меньше удовлетворяет растущие потребности менеджмента и акционеров, поскольку базируется в основном на финансовых индикаторах. В то же время на стоимость банковского бизнеса существенное влияние оказывают нематериальные активы (известный бренд, знания и опыт ключевых сотрудников), отношения с клиентами и партнерами, использование передовых технологий, связей с правительственными организациями, социальная ответственность бизнеса и т.д. Другая важная проблема, требующая решения, состоит в сложности осуществления контроля за выполнением стратегических задач.
Для их решения следует сформировать систему ключевых показателей эффективности. Ее построение помогает руководителям сфокусироваться на главных, приоритетных в данном периоде направлениях деятельности.
В практике западных компаний применение ключевых показателей эффективности (KPI — key performance indicators) давно стало привычной реальностью. KPI — это показатели, по которым оцениваются результативность и эффективность действий персонала, процессов и функций управления компанией, эффективность конкретной производственной, технологической и другой деятельности. Понимание целесообразности разработки KPI связано с уровнем банковского менеджмента в целом, а также с необходимостью перехода от интуитивной оценки деятельности к более точным процессам, к показателям, которые были бы понятны всем менеджерам.
Таким образом, современный этап развития банковской сферы на рынке банковских продуктов и услуг требует дальнейшего совершенствования и развития методов управления банками, систематизации знаний и новых подходов к выработке стратегических направлений и повышения эффективности банковской деятельности и банковского менеджмента при изменении внешних и внутренних условий. Всем этим обусловлена актуальность исследования.
Степень разработанности проблемы. В процессе работы над работой и исследования проблем эффективного обеспечения функционирования банковской системы и банков, управления ими, были проанализированы труды Бабичевой Ю.А., Жукова А.И., Лаврушина О.И., Маневича В.А., Моисеева С.Р., Улюкаева А.В. и др.
Среди зарубежных авторов, чьи труды, посвященные исследованию эффективности управления банковской системой, использовались в работе над диссертацией: Абрамсон Ф., Бейкер М., Дериг Х., Кроксфорд Х., Роуз П. С., Синки Дж., Скинер К., Хиггинс М. и др.
Однако вопросы повышения эффективности банковской деятельности в современной экономике России изучены недостаточно. Необходимы научные исследования, разработка и реализация практических рекомендаций и предложений по управлению банковской сферой для укрепления капитальной базы, повышения конкурентоспособности коммерческих банков, развития системы их взаимодействия и взаимоотношений с клиентами, что предопределило выбор темы выполненного исследования.
Цель работы состоит рассмотрении ключевых показателей эффективности (KPI) коммерческого банка.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1. рассмотреть понятие KPI и их основные виды, рассмотреть систему ССП;
2. определить методологические подходы к формированию системы ключевых показателей эффективности в банках;
3. провести анализ эффективности и функционирования банка на примере ПАО «Татфондбанк»;
4. сделать экономико-математического моделирования по определению факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности ПАО «Татфондбанк»;
5. выявить проблемы внедрения системы KPI в банки России;
6. разработать пути совершенствования адаптации KPI к деятельности российских банков.
Объектом исследования определена деятельность коммерческих банков.
Предметом исследования являются ключевые показатели эффективности (KPI) коммерческого банка.
Теоретической и методологической базой исследования явились научные работы и разработки российских и зарубежных специалистов, занимающихся проблемами банковского менеджмента. Нормативную базу исследования составили законодательные и нормативные акты и документы Правительства РФ, Центрального банка России, Министерств финансов и экономического
развития России, ведущих отечественных и зарубежных финансовых структур, банков и агентств и т. д.
Методологическую основу исследования составили методы системного, структурно-логического подхода, графические методы исследования информации, экономико-статистические количественные методы анализа.
Информационной базой исследования является официальная отчетность и публикации Центрального банка России, коммерческих банков, данные в части банковской статистики, отечественных и зарубежных рейтинговых агентств, Федеральной службы государственной статистики, периодические издания, ресурсы глобальной информационной сети Интернет.
Научная новизна работы состоит в разработке и обосновании теоретических положений и практических рекомендаций по развитию банковского менеджмента, обеспечивающего повышение эффективности, капитализации и результативности деятельности банка, системы взаимодействия и взаимоотношений коммерческих банков и клиентов в современной российской экономике.
Теоретическая и практическая значимость работы направлена на дальнейшее развитие теории банковского менеджмента. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных выводов, предложений и рекомендаций для формирования результативной стратегии банковского менеджмента с целью повышения эффективности банковской деятельности и развития рынка банковских услуг.
ССП позволяет переложить глобальные стратегические ориентиры в конкретные и понятные для сотрудников показатели (ключевые показатели эффективности), поддающиеся мониторингу и контролю. Необходимо признать, что среди существующих систем именно ССП наиболее приспособлена к адаптации в различных условиях, но для её внедрения нужна соответствующая корпоративная культура и эффективный менеджмент. Организация должна быть внутренне готова к принятию ССП и быть в состоянии сохранять эту готовность так долго, как это потребуется для окончательного внедрения сбалансированных показателей.
KPI — это показатели, по которым оцениваются результативность и эффективность действий персонала, процессов и функций управления компанией, эффективность конкретной производственной, технологической и другой деятельности. Понимание целесообразности разработки KPI связано с уровнем банковского менеджмента в целом, а также с необходимостью перехода от интуитивной оценки деятельности к более точным процессам, к показателям, которые были бы понятны всем менеджерам.
Обобщение опыта реализации пилотных проектов создания KPI и BSC (система сбалансированных показателей) позволило выделить следующие составляющие алгоритма формирования KPI в банке: разработка функционала; разработка показателей; мониторинг процессов; поиск/установка стандартов, нормативов, приемлемых значений; разработка методик измерения и расчета показателей; мониторинг показателей.
Проведенный сравнительный анализ ССП, TableaudeBord, призмы эффективности, модели EFQM, BPM-системы и других концепций будет являться опорой для менеджмента при реализации стратегического управления эффективности банковской деятельности.
С помощью предложенной системы экономических показателей возможно оценить эффективность деятельности банка и управления им в целом, но показателей может быть не достаточно, либо они могут быть не в полной мере применимы для оценки эффективности некоторых специфических направлений деятельности банка. Эффективность работы отдельных направлений банка в наибольшей степени отражает финансовый результат, полученный данными подразделениями от реализации банковских продуктов и оказания услуг клиентам банка, в этой связи встает вопрос о необходимости разработки методики оценки эффективности взаимодействия банка с клиентами. Методика оценки эффективности взаимодействия банка и клиентов позволит выявить слабые стороны менеджмента банка, тем самым усовершенствовать систему его менеджмента для достижения основной цели - получить максимальную прибыль при сохранении приемлемого уровня и риска и сохранении финансовой устойчивости.
Татфондбанк - универсальный банк, предоставляющий все виды банковских услуг частным и корпоративным клиентам. Банк основан в 1994 году.
Татфондбанк является одним из лидеров среди банков Республики Татарстан и Приволжского федерального округа, известен на российском рынке как универсальный банк, оказывающий корпоративным и частным клиентам полный спектр финансовых услуг.
В 2015 году Татфондбанк осуществлял свою деятельность на фоне непростой ситуации в российской экономике, что потребовало от банка немалых усилий. Банковский сектор принял в этот год ряд вызовов: увеличение стоимости ресурсов, резкую девальвацию номинального курса рубля, дефицит ликвидности, стремительное замедление темпов роста реальных располагаемых доходов населения при одновременном росте закредитованности.
На этом фоне прошедший год Татфондбанк завершил ростом основных показателей. Активы банка выросли на 34,8%, составив 163,4 млрд рублей. Собственный капитал вырос на 32,2% - до 20,7 млрд рублей. Кредитный портфель увеличился на 11,4% - до 90,8 млрд рублей, в том числе кредитный портфель юридических лиц - на 16,3% - до 66 млрд рублей, портфель физических лиц не изменился. Объем привлеченных средств физических и юридических лиц по итогам года составил 90,5 млрд рублей, увеличившись за год на 35,3%, в том числе привлеченные средства физических лиц на 1 января 2016 года составили 57,2 млрд рублей (рост на 14,8%), юридических лиц - 33,3 млрд рублей (рост на 95,2%).
Татфондбанк вошел в ТОП-30 банков России по объемам ипотечного портфеля и кредитов наличными, в ТОП-20 - по объемам кредитов, выданных малому и среднему бизнесу.
Татфондбанк в 2015 году успешно закрыл сделку по размещению еврооблигаций на сумму $70 млн, что стало знаковым событием на международном финансовом рынке. За активное развитие инвестиционного бизнеса и достижения в этом направлении в 2015 году Татфондбанку была присуждена престижная премия CbondsAwards.
В рамках исследования показателей эффективности банковского менеджмента нами проведен анализ стратегии развития ПАО «Татфондбанк»и главного банка страны - Сбербанка России.
ПАО «Татфондбанк» на период 2013- 2016 гг. разработало стратегию, нацеленную на эффективный рост и улучшение структуры бизнеса. Основной акцент менеджмента ПАО «Татфондбанк» сделан на определении «точек роста», которые могут обеспечить тенденцию перспективного роста доходов и прибыли.
В 2013- 2016 году основными стратегическими целями менеджмента ПАО «Татфондбанк» являлись:
• Обеспечение роста прибыли в 2016 году более чем в 2 раза по сравнению с2013 г.
• ROE- не менее 15%.
• Стабильное возрастание капитализации и т.д.
На основании годового отчета о результатах деятельности ПАО «Татфондбанк» можно судить о том, что 2015 год продемонстрировал хорошие финансовые результаты. Развитие основных бизнес-процессов достаточно устойчиво.
Из таблицы показателей эффективности деятельности банков России по состоянию на 1 января 2015 года видно, что показатели коммерческих банков, которые в рамках своей деятельности придерживаются модели, ориентированной на продукт (Россельхозбанк (РСХБ - банк со 100-процентным участием государства) и Росбанк), ниже показателей эффективности клиентоориентированных банков (Альфа-Банк, Райффайзенбанк, Юникредит банк).
Изложенное выше позволяет сделать вывод, что реализация клиентоориентированной стратегии положительным образом влияет на повышение эффективности банковской деятельности и менеджмента.
Для того что бы выяснить, какие факторы в наибольшей степени оказывают определяющее воздействие на эффективность банка, был проведен регрессионный анализ. В основном показатели эффективности ПАО
«Татфондбанк» это: прибыль на собственный капитал или рентабельность капитала (ROE), прибыль на единицу активов или рентабельность активов (ROA), чистая маржа операционной прибыли банка, операционная эффективность. А чистая прибыль служит основным индикатором эффективности работы того или иного банка. Независимой переменной для проведения регрессионного анализа было повышение эффективности банка (или чистая прибыль банка), а независимыми переменными были показатели этой эффективности. Нашей задачей было определить - какой показатель в большей степени влияет на повышение эффективности банка. Коэффициенты Х1,Х2, Х3 равные соответственно 0,000303, -0,001и -0,0022 показывают
зависимость влияния темпов прироста рентабельности капитала (х1), чистой маржей операционной прибыли банка (х3) и операционной эффективностью (х4) на темп повышения чистой прибыли, т.е. эффективности банка.
Несмотря на огромный интерес российских банков к системе KPI, большинство из них не готовы в настоящий момент работать с системой сбалансированных показателей. Анализ внешней и внутренней среды с помощью усовершенствованной методики CAMEL, показателей концепции EVA, а также сравнение их с методом SWOT-анализа позволяет выявить проблемные места, отрицательно влияющие на развитие банков.
Для внедрения сбалансированной системы показателей у банка должна быть четкая, структурированная стратегия. Однако стратегический план как таковой во многих российских банках либо совсем отсутствует, либо представляет собой документ с набором туманных формулировок, таких как «стабильное положение на рынке», «повышение рентабельности», «снижение издержек», никак не ориентированных на претворение стратегических целей в жизнь.
Поэтому каждый проект по KPI, как правило, начинается со сбора данных для формализации стратегии. Cогласно концепции KPI, все стратегические цели распределяются по четырем ключевым группам (финансы, клиенты, процессы, обучение и развитие персонала), после этого начинается процесс создания стратегической карты.
Как показывает практика, на банк необходимо 15-20 показателей, на подразделение около 7-10, для одного сотрудника не больше 5. Большинство банков в первом варианте KPI оставляют около 30 показателей, но их число начинает сокращаться, как только встает вопрос об источнике информации для расчета.
Проект по KPI не заканчивается на этапе внедрения. Чтобы система эффективно работала необходимо регулярно отслеживать изменения в ней, от чего-то отказываться, что-то добавлять. Для этого требуется адаптировать KPI к другим инструментам управления, существующим в банке: системам бюджетирования и управленческого учета, задачам стратегического развития и оперативного управления.
• Инструкция Центрального банка РФ от 01 октября 1997 года № 17 «О составлении финансовой отчетности», инструкции ЦБ РФ от 1 октября 1997 года № 1 // СПС «Консультант Плюс».
• О порядке регулирования деятельности банков: Инструкция Банка России от 1 октября 1997 года № 1 // СПС «Консультант Плюс».
• Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях расположенных на территории Российской Федерации (Рег. № 61, утверждены приказом ЦБ РФ от 18 июня 1997 года № 02-263) // СПС «Консультант Плюс».
• Акмаева Р. И. Анализ эффективности издержек и распределения влияния между акционерами банка // Управление в кредитной организации. -
2015. - № 2, 3. - С. 67-79.
• Анисимова З.М. Роль банковского сектора в Российской Федерации и показатели эффективности банковского менеджмента // «Философия социальных коммуникаций». Научно-теоретический журнал. - 2016. № 3 (24). - С. 67-79.
• Анисимова З.М. Основы эффективности стратегического банковского менеджмента // «Национальная безопасность». Научный журнал. (Российская Академия наук.Центр исследования проблем безопасности, институт социально-политических исследований). - 2016. - № 2 (25). - С. 302-317.
• Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ.; Под ред. С.Г. Божук. - 7-е изд. - Спб.: Питер, 2009. - 496 с.
• Белоусова В.Ю. Эффективность издержек однородных российских коммерческих банков: обзор проблемы и новые результаты // Экономический журнал. - 2015. - Т. 13. - № 4. - М.: ГК-ВШЭ.
• Бор М.З. Менеджмент банков: организация, стратегия,
планирование / М.З. Бор, В.В. Пятенко. - М.: Издательство «Дело и сервис»,
2014. - 288 с.
• Бабкин В.В. Проблемные аспекты организации работы временной администрации в банке // Управление в кредитной организации/ - 2006. - № 27. - С. 2-8.
• Валенцева Н.И. Оценка себестоимости банковских продуктов // Вестник финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. -
2015. - № 8. - С. 167-179.
• Васин А.С. Повышение эффективности функционирования банка на основе совершенствования процесса обслуживания клиентов (Текст) / А.С. Васин, В.В. Кузнецов // Финансы и кредит. - 2015. - № 7. - С. 2731.
• Гамза В.А., Ткачук И.Б. Концепция и система безопасности банка. - М.: Изд. Шумилова И.И., 2014.
• Голованов А. Банковский бизнес в России: приметы нашего времени // Аналитический банковский журнал. - 2012. - № 2.
• Дик В.В., Лужецкий М.Г., Родионов А.Э. Бизнес и экономика. - М.: Московская финансово-промышленная акономика, 2014.
• Дробышевский С.М., Пащенко С.А. Анализ конкуренции в российском банковском секторе (Текст) // Научные труды Института экономики переходного периода. - 2014. - № 96.
• Зиновьева С.В. Клиентоориентированная стратегия банка // Банковское дело. - 2016. - № 2. - С. 98-100.
• Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р. Каплан, Д. Нортон. - 2-е издание. - М.: Олимп Бизнес, 2008. - 320 с.
• Корнилов Д.Т. Качество банковской деятельности в условиях развития межбанковской конкуренции. - Ярославль, 2015. - 109 с.
• Коробов Ю.И. Банковская конкуренция: роль, специфика,
перспективы развития // Современная конкуренция. - 2009. - № 1 (1).
• Кроксфорд Х., Абрамсон Ф. Искусство розничного банкинга. Факты, аналитика, прогнозы. - М.: Гревцов Паблишер, 2009 г. - 320 с.
• Лутошкина Н.К. Банковская конкуренция конкурентоспособность: сущность, понятие, специфика // Финансы и кредит. - 2014. - № 46.
• Неретина Е.А., Солдатова Е.В. Современные концепции эффективности деятельности коммерческого банка // Финансы и кредит. - 2015. - № 13 (397).
• Роуз П.С. Банковский менеджмент / Перевод с английского 2-го издания. - М.: Дело Лтд, 2016. - С. 130.
• Синки Дж. Ф. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг / Дж. Синки. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.
• Скиннер К. Будущее банкинга: мировые тенденции и новые технологии в отрасли. - Минск: Гревцов Паблишер, 2012. -263 с.
• Уткин Э.А. Инструменты банковской маркетинговой политики // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 2. - С. 65-72.
• Финансовый менеджмент в коммерческом банке: в 3-х кн. - М.: Перспектива, 2014.
• Шестакова Е.В. Развитие банковской системы // Банковское дело. -
2016. - № 7. - С. 59-61.
• Штейн О.И. Банковский маркетинг: совершенствование
организации обслуживания клиентов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 3. - С. 34-39.
• Шустов В.В. Конкуренция банков и рынок клиентуры // Деньги и кредит. - 2012. - № 7. - С. 5-8.
• Эзрох Ю.С. Новый подход к оценке конкурентоспособности коммерческого банка // Банковское дело. - 2015. - № 1. - С. 67-71.
• Моисеев С., Буйнов Ю. Эффективность российских банков (сайт).
URL http://www/Mfpa. ru/general/upload/investi gation/may 03./pdf
(датаобращения05.12. 2014.
• Официальный сайт Банка России. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://cbr.ru
• Официальный сайт Г оскомстата РФ. (Электронный ресурс). Режим доступа: http: //gks .ru
• Официальный сайт ЕБРР (Европейского Банка реконструкции и развития). (Электронный ресурс). Режим доступа: http://ebrd.ru
• Официальный сайт журнала «Банки и деловой мир». (Электронный ресурс). Режим доступа: http://bdm.ru
• Официальный сайт информационного агентства
«РосБизнесКонсалтинг». (Электронный ресурс). Режим доступа: http://rbc.ru
• Официальный сайт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://forecast.ru
• Официальный сайт Эксперт РА. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://raexpert.ru